Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Методологический анализ материалов статьи « Оплачиваемая работа в жизни студентов». (Большакова О.А.) ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Методологический раздел Формулировка проблемы исследования «Результаты исследований последних лет дают основания полагать, что для молодежи характерен высокий уровень притязаний на образование [1, 2, 3]. Изменения мотивов поступления в вуз сводятся, во-первых, к тому, что высшее образование зачастую идентифицируется не со знаниями, уровнем квалификации, приобретаемыми в вузе, а только с получением диплома, во-вторых, к нарастающей прагматичности молодежи в выборе специальности, вуза (ориентированность не на свои способности,профессиональные интересы, а на перспективность, престижность той или иной специальности) [2, 3,6, 7, 8]. В последние годы все возрастающее число студентов сочетают учебу в вузе с оплачиваемой работой - в среднем около трети студентов дневных отделений [4, с, 32],»
В статье четко сформулированы проблемы исследования как определенного социального противоречия, которое должно быть разрешено с помощью проведенного исследования. В статье выделяют следующие проблемы: Могут ли привести указанные выше тенденции к изменению качества получаемого образования за счет трансформации отношения студентов к самому учебному процессу и участию в нем? Каково влияние оплачиваемой работы студентов на их учебу в вузе? Определение объекта исследования Объектом данного исследования являются студенты 3-го и 4-го курса разных вузов. Определение предмета исследования Формулировка предмета исследования содержится в определении ключевого понятия – это: оплата работы в жизни студентов . В частности в результате исследования выяснилось следующее: 1) Помимо выбора своей будущей профессиональной деятельности, важнейшим фактором, определяющим отношение студентов к учебе и участие в ней, становится оплачиваемая работа.
«Среди основных целей занятости студенческой молодежи выдвигается забота о послевузовском трудоустройстве, потребность в работе как одной из форм социализации. Эти цели вполне коррелируют с необходимостью заработка на жизнь, на оплату учебы, несмотря на то, что, как показывают результаты исследований последних лет, "студенчество рекрутируется преимущественно из слоев хорошо обеспеченных" [8], В выборочной совокупности нашего исследования оказалось 36% работающих студентов. Примерно такое же процентное соотношение приводят другие авторы [4, 11,12].»
2) Работа и учеба, что важнее?
«Работа по важности уступает учебе в вузе, существенное значение ее для жизни работающих студентов несомненно: 18,1% поставили работу на первое место. Оценки значимости учебы в вузе находятся на одном уровне для имеющих и не имеющих вторичную занятость студентов. Анализ материалов опроса показывает, что у половины работающих студентов отношение к учебе не изменилось, у 23,7% учеба отошла на второй план, а 13,7%, наоборот, к учебе стали относиться с большим интересом.»
«Основываясь на вербальных оценках респондентов, можно сделать вывод, что оплачиваемая работа не вытесняет по значимости учебу в вузе, играет второстепенную роль.»
3) Совмещение работы с учебой и ее влияние на образовательный процесс
«По данным исследования Сектора социологии образования и молодежи Института социологии РАН, 83,6% опрошенных работающих студентов считают, что им удается успешно или сносно сочетать работу с учебой: им работа не мешает или почти не мешает учиться [4, с. 67]. Среди опрошенных нами 15,2% работающих студентов ответили, что "часто" пропускают учебные занятия в вузе из-за работы, половина -"время от времени" или "довольно редко", и треть - "практически никогда". Между тем, средняя продолжительность рабочей недели у студентов составляет 25 часов, то есть в среднем 5 часов в день. Чаще всего студенты работают 3-4 дня в неделю (35,6%), однако более четверти (28,2%) заняты ежедневно. Кроме того, днем работают 42,9% студентов, по вечерам -44,1% и в ночное время -17,5% [4, с. 55-57]. Сопоставление самооценок продолжительности оплачиваемой работы и ее режима с тем, как работающие студенты оценивают успешность совмещения своей работы и учебы в вузе, указывает, что они противоречат друг другу. Ведь при режиме оплачиваемой работы, о котором сообщают респонденты, пропуски учебных занятий у них вряд ли будут не частыми. Косвенным подтверждением сказанного является тот факт, что у 56,2% работающих студентов "необходимость быть на работе" - наиболее частая причина пропуска аудиторных занятий в вузе.»
4) Самооценка самоподготовки респондентов работающих и не работающих студентов
«Индекс частоты самостоятельных занятий, рассчитанный по 5-балльной шкале от 1 -"реже, чем 1 раз в месяц", до 5 - "почти каждый день", у неработающих студентов несколько выше, чем у работающих, соответственно 4,04 и 3,81»
5) Оценка успеваемости между работающими и не работающими студентами
«более низкая успеваемость имеет место при режиме работы студентов свыше 3-4 дней в неделю, В то же время студенты, работающие по специальности, учатся даже несколько лучше своих неработающих сокурсников. Последнее согласуется и с оценкой этими студентами воздействия, которое работа оказала на их отношение к учебе. Считающих, что с появлением работы их отношение к учебе в вузе стало более серьезным, оказалось среди таких студентов в 2 раза больше, чем выразивших противоположную точку зрения.»
Определение целей и задач исследования Формулировка основной цели исследования также дается в начале статьи: «Повлияет ли изменение отношения при поступлении в вуз, к изменению качества получаемого образования и как влияет оплачиваемость работы студентов на их учебу в вузе.» На самом деле автор исследования получает информацию о отношении студентов к образованию, при совмещая его с работой, а также как она влияет на образовательный процесс. Соответственно такая информация позволяет получить выводы о наличии 2-х групп студентов, к ним относятся работающие студенты и не работающие .
Уточнение и интерпретация основных понятий. Операционализация ключевых понятий Ключевым термином данной статьи является «Оплачиваемая работа» Работа –называется оплачиваемой, при выполнении работников поставленных функции и реализации запланированной задачи.
Предварительный системный анализ объекта исследования Анализ объекта проводился на основе анкетного опроса, а также параллельно изучалось использование бюджета времени (выборочная совокупность - 240 человек). Привлечены материалы Центра социологических исследований Министерства образования РФ (1998-2000 гг.) [5], а также исследования вторичной занятости учащейся молодежи, проведенного Сектором социологии образования и молодежи ИС РАН [4].
Гипотеза исследования
Организационный раздел Уточнение типа (стратегического плана) исследования
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 168. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |