Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Проблемы социально-психологического исследования личности
Проблемы социально-психологического исследования личности в самом общем виде определяются интересом к взаимосвязи выделенных и рассмотренных в данной теоретической главе работы аспектов в целостной личностной структуре в рамках формирующейся или сформированной "Я-концепции"; кроме того, часто рассматриваются проблемы возможностей человеческой личности на междисциплинарном пространстве, когда различные методологические приемы из разных наук направлены на исследование какой-то вполне определенной интегральной характеристики личности (например, психосоциальной устойчивости) или изучается на каком-то выделенном параметре связь биологического и социального в личности. Определенный интерес представляет новое направление исследования "жизненного пути" человека и характеристики жизненных стратегий личности на определенных этапах этого пути, на которых связь человека с группой и обществом осуществлена как смысложизненная связь. Особенное прикладное значение в рамках исследований проблемы личности в социальной психологии имеет активно развиваемое в последнее время представление о социально-психологической компетентности. Социально-психологическая компетентностьпонимается в социальной психологии как способность личности эффективно взаимодействовать с окружающими ее людьми в системе межличностных отношений. В общей способности различают умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы общения с ними и реализовывать эти способы в ходе взаимодействия. Особую роль в развитии этой способности играет эмпатия и рефлексия, которые могут быть использованы в практике общения и взаимодействия.
Вывод по 1 главе
Особенностью социально-психологического подхода к изучению личности является то, что в данном случае личность рассматривается с двух сторон: социальной и психологической. Социальная психология рассматривает личность с точки зрения субъект-объектного подхода. Исследование проблем личности в социальной психологии необходимо проводить исследуя социально-психологические качества конкретной личности не в стадии пассивного формирования и усвоения, а в стадии активного освоения всей суммы социальных связей в обществе, где протекает жизнедеятельность разнообразных групп. Социально-психологическими качествами личности являются: - Социальный статус - Социальная роль - Социальные мотивы - Социальная установка - Направленность личности - Ценностные ориентации
Глава 2. Эмпирическое исследование Программа и методы исследования
Данное исследование проводилось в общеобразовательной школе. Экспериментальная группа состояла из учащиеся 8 в количестве 25 человек (13 девочек и 12 мальчиков). Возраст детей от 13до 14 лет. В приложении 1 приведён список учащихся. Исследование проводилось в индивидуальном и групповом порядке в соответствии с методикой. Гипотеза исследования заключается в том, что чем выше у ребёнка социальный статус в группе сверстников, тем выше у него личностная самооценка. Цель исследования заключалась впроведении экспериментального исследования уровня самооценки личности подростков и выявить взаимосвязь самооценки с его статусным положением в системе межличностных отношений. Задачи исследования: - подбор методик; - определение уровня самооценки; - выявление уровня зависимости самооценки личности подростков от их статусного положения в группе сверстников. В результате проведения исследования были использованы: социометрия, методика изучения самооценки качеств личности Т.Дембо-С.Рубинштейна. Рассмотрим описание используемых методик Социометрия: Для использования количественных характеристик при изучении социального взаимодействия в группе, применяется социометрическая процедура, или социометрия, которая впервые была предложена в 30-х годах Д.Морено)[9]. Социометрия – это система некоторых приёмов, которые дают возможность выяснить количественное определение предпочтений, безразличий или неприятий, получаемые индивидами в процессе межличностного общения и взаимодействия. Социометрический метод включает в себя анализ осмысленных ответов всех членов группы на ряд поставленных вопросов различного типа и характера, например: «С кем хотелось бы сидеть за одной партой?»; «С кем хотелось бы готовиться вместе к контрольной работе?» и т.д. Результаты полученных ответов вносят в называемые матрицы выбора. Их число соответствует числу критериев. Матрица выбора считается основой для социометрического анализа. Для того, чтобы было удобно обрабатывать данные каждый член группы должен получить свой номер и после этого на протяжении всех этапов эксперимента фигурирует под ним. При этом номера учащимся присваиваются согласно алфавитному списку. Данный эксперимент проводился в групповой форме. Учащиеся были ознакомлены с целью исследования. Участникам эксперимента было дано время для обдумывания ответов. Во время проведения эксперимента посторонних в комнате не было. Ребятам дали гарантию неразглашения ответов. Методика изучения самооценки Т. Дембо-С.Рубинштейна Цель данной методики заключается в выявлении уровня самооценки школьника по заранее определённым качествам личности; при этом выбор тех или иных качеств личности обусловлен целями исследования (например, установленных с помощью других методов трудностей в общении, для получения дополнительной информации можно предложить для оценки такое качество как общительность). Материалом для исследования составлен из ряда шкал (100 мм), которые условно обозначают проявление различных качеств личности (доброта, честность, сообразительность и др.) Методика состоит из следующей процедуры исследования: подростку предлагается ряд шкал, которые условно обозначают проявление тех или иных черт личности, и также дана следующая инструкция: «Допустим, что на данной линии расположены все люди мира в порядке повышения их состояния здоровья (пример со шкалой здоровья): внизу –больные люди, вверху –здоровые (те, которые никогда не болеют). Как ты думаешь, где твое место среди всех людей мира по состоянию здоровья?». Ребенок во время проведения эксперимента с помощью экспериментатора усваивает выполнение инструкции. Работа с остальными шкалами осуществляется учащимся самостоятельно. Высота самооценки определяется при помощи условного разбиения шкал на отрезки в соответствии с пятибалльной системой. Одно деление на шкале считается равным 0,5 балла. Исходя из этого, необходимо подсчитать средний балл самооценки. «Нормальной», «средней» самооценкой считается самооценка, средний балл которой равен 2,5 или немного выше; «высокой» - средний балл 4–5; «низкой» – баллом 0-2,5.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 229. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |