Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Критерии оценки рунескрипта




Учебник по рунам

Вводные главы

Краткое описание рун

Изучим самое первое описание, в котором я пытаюсь объяснить природу рун, их смысл и значение. Для каждой руны приведено изображение, ее название, ее звучание в русской записи (никогда не пишите имена рун русскими буквами! Я делаю это только один раз и только для того, чтобы не возникало трудностей с чтением) и соответствующая буква латинского алфавита. Рисунки сделаны для красоты, на самом же деле руна рисуется только из прямых линий трех типов — вертикальная и две диагональных.

 

Fehu (Фейху), F. Происхождение этой руны связано с домашним скотом и материальными ценностями. Поэтому основное, главное ее значение замыкается на имуществе, богатстве. Применяться может в разных сферах человеческого бытия, но всегда означает нечто материальное. Соответственно, применяется только для материальных нужд и практически не связана с духовным миров человека.

Некоторые источники связывают Fehu с именем Локи — поэтому Fehu может призываться для развития смекалки, расчетливости, хитрости. В то же время некоторые связывают эту руну с именем Фрейи, которая является богиней любви, так что Fehu может решать некоторые вопросы любовной сферы.

 

Uruz (Уруз), U. Эта руна символизирует дикого быка — сила, которая может быть обращена в нужное русло. Основное действие этой руны — «приручить» силу, заставить ее действовать на пользу применяющего, какая бы эта сила не была — физическая, эмоциональная, или, может быть, сила внешних обстоятельств, судьбы. Кроме того, Uruz восходит к мифической корове Аудумбле — первому «крупному рогатому» животному, приносящему пользу человеку. Также Uruz — руна симпатии, глубокой душевной привязанности, глубокой и чистой любви.

 

Thurisaz (Турисаз), Th. Ассоциируется прежде всего с Тором-громовержцем, отсюда и ее основное направление — сила, сила активная, но не только разрушения, но и защиты, ибо Тор защищает Митгард. Очень и очень сильный знак. Применяется как импульс, толчок для чего-либо, ликвидации негативной ситуации и становления нового порядка, а также как активная защита. Под действием Thurisaz целиком может пройти трансформация, а именно: разрушение старого, изжившего себя — освобождение места — строительство нового — защита нового во время и после строительства.

В чем-то Thurisaz похожа на Uruz, но Thurisaz представляет собой логическое продолжение Uruz — в новым свойством защиты.

 

Ansuz (Ансуз), A. Общий смысл — это получение и использование информации и вдохновения. В сфере информации — это вести, знания, обучение. Во вдохновении — покровительство поэтам, сказителям, вообще людям искусства. Руна связана с целым сонмом богов: с самим Одином — родоначальником мудрости, с Мимиром — мудрейшим из великанов и хранителем источника мудрости, с Квазиром — мудрейшим из карликов, соответственно Ansuz связана с поэтическим медом и Браги.

 

Raido (Рэйдо), R. Руна Пути и всего, что с ним связано. Обозначает путь в буквальном смысле, как дорогу куда-нибудь и физическое перемещение в пространстве. Означает также направления пути, четыре стороны света и их комбинации, а также компас. Кроме того, Raido подчиняет себе «Путь» сквозь время, то есть развитие какого-либо процесса, поэтому Raido призывается для инициации, защиты или ускорения какого-то процесса. И наконец, в завершение этой концепции Пути — путешествия между мирами, медитации.

 

Kenaz (Кеназ), K. Эта руна несет мощнейшую энергию, которая имеет положительный оттенок. Это огонь, но огонь чаще не сжигающий, а скорее согревающий и созидающий. Внутренний свет человека, его сила, энергия, иногда мысли. Kenaz связана с внутренними способностями человека — его творческим талантом, силой эмоций и так далее. Основное направление использование — высвобождение скрытых возможностей и влияние этих возможностей на окружающий мир и самого человека. Руна связана с огненным миром Муспельхейма.

 

Gebo (Гебо), G. Очень сильный знак. Входит в число сильнейших рун Футарка. В основном это концепция единства чего-то с чем-то: партнерство, дружба, любовь — это основное значение. На более глубоких уровнях — инь и янь, Луна и Солнце, Земля и Небо, и так далее. Не обязательно единство лишь двух противоположностей, Gebo может связывать большее число сущностей, однако основным его проявлением выступает именно гармония двух начал.

 

Winjo (Виньйо), W. Радостная, светлая, счастливая руна. Означает радость от выполненной работы, удачного завершения чего-либо, выхода из кризиса и просто радость как состояние души. Еще эта руна дружбы, приятельства и прочих радостных взаимоотношений, а также руна творчества.

 

Hagalaz (Хагалаз), H. Первая из Трех Великих Рун Противления. Следует сказать обо все этой группе несколько слов. Каждая руна промедления несет в себе информацию о негативных обстоятельствах — Крах, Нужда, Застой (другие эпитеты — Эпидемия, Голод и Смерть). Но вместе с тем есть и положительные стороны — применение этих рун помогает человеку освободиться от нависших обстоятельств, помочь преодолеть их. Эти же руны могут применяться для того, чтобы кому-нибудь сделать неприятно. При использовании этих рун следует соблюдать особую осторожность, потому что руны многозначны.

Hagalaz — Очень сложная, неоднозначная руна. Соответствует ряду — град-боль-изменения-вода. С одной стороны — это Град, то есть неприятности, проблемы, крах, другим словом, провал. С другой стороны, это переживания человека по поводу этих проблем. И, наконец, — трансформация человека и обстоятельств так, чтобы они не причиняли друг другу боли.

 

Naud (Науд), N. Соответствует тезису: «нужда — ключ ко всему». Т.е. если идет плохой, сложный период жизни, когда все плохо, ничего не получается, ничего не хватает, можно отнестись к этому как «не везет». А можно разбудить все свои внутренние резервы, которые прячутся внутри, подстегнув их этой нуждой, необходимостью. Для последнего действия может помочь Naud.

Если человек — канатоходец, идет над пропастью и начинает терять равновесие, то это — проявление нужды. Можно расслабиться и полететь, а можно собраться и усилием воли выправить положение. Разница с Hagalaz — в том, что там били обстоятельства, а человек им противился. Здесь обстоятельства не бьют, они поставили подножку и спокойно ждут, когда же человек, упавший в зыбучие пески, утонет.

Соответствует также тяжести судьбы — То-Что-Было, То-Что-Есть, То-Что-Будет. Naud отвечает за все три понятия и олицетворяет норн Урд, Верданди и Скульд. Они пишут судьбу, но Naud помогает отличить миф, который образован собственными неудачами человека и его ленью, миф о том, что «не везет — это судьба» от истинной судьбы человека. Naud является также руной Принуждения. Рекомендую особое внимание уделить начертанию — не рисуйте наклонную линию посередине вертикальной!

 

Isa (Иса), I. Лед и все, отсюда вытекающее. Прежде всего эта руна восходит к Нифльхейму, царству туманов и морозов, где могли жить только Снежные Тролли. На практике означала заполярную область с вечной мерзлотой и ледниковым покровом. Руна означает статичность, постоянство. Но тот же лед, особенно на море, способен потопить корабль. Поэтому Isa означает еще тупое сопротивление обстоятельств, когда те как бы не мешают, но и не помогают. Это как «лежачий полицейский» — он никуда не уйдет, он ничего не делает, но все равно мешает. Еще один логический план — успокоение ситуации, умиротворение, устранение каких-то конфликтов. В этом плане Isa — самая положительная руна Противления, которая дает еще и мудрость, обретающуюся покоем. Черный ее план, наряду со статичным сопротивлением — нейтрализация. Применяется для того, чтобы лишить обидчика возможности что-либо делать, связать ему руки. Вот это связывание, замораживание — и есть темный аспект.

 

Jera (Йера), J. Руна земледелия и магии земледелия. Олицетворяет собой два направления — 1) всему свое время и место и 2) пожинай плоды сделанного. Действие первого аспекта заключается в том, что Jera помогает различного рода процессам, но только если они правильные. Например, с помощью Jera нельзя вырастить траву под снегом. Другое направление проявляется в той гармонии, которую устанавливает Jera между трудом человека и результатами этого труда. Применение Jera обеспечивает окупаемость приложенного труда, но лишь в том размере, в котором это справедливо.

 

Eihwaz (Эйхваз), Y. Обозначает прежде всего Мировой Ясень. Основной его функцией является связь неба и земли, а более общими словами — всех девяти миров. Иггдрасиль — это то, что не дает миру развалится, когда погибнет он, произойдет конец света, и тогда же закончится Последняя Битва, и наступит новый мир. На более практическом уровне Eihwaz связывает добро и зло, жизнь и смерть и т.д. Особенно — последнее — ведь корни Ясеня лежат в Хел, а его крона — в Асгарде.

Применение Eihwaz опять-таки связано с Ясенем. Поскольку Иггдрасиль таит множество загадок и тайн, но эта руна помогает и постичь и, видимо, никогда не потеряет актуальности, ведь Ясень ведает жизнью всех 9-ти миров. Кроме того, Eihwaz применяется для установления уз, связей.

 

Perth (Перт), P. Руна посвящения в самом широком смысле этого слова — от помощи при магических действиях до полного разрыва и хаоса. С одной стороны, она облегчает поиски сокрытого. Она дает человеку переход в другой мир, и он может что-то там найти. С другой стороны, переход этот может быть очень даже непростым, здесь Perth приближена к Hagalaz. И наконец, войдя, можно и не выйти. Похожа эта руна на радугу, ведущую в Асгард — дает знания, можно сгореть на переходе, а можно и не вернутся, или на мост в Хел — переход в другой мир, страдания в этом мире, возможность там остаться. Эти два моста охраняются Хеймдаллем и Великаншей Модгуд, с которыми и связана руна Perth.

 

Algiz (Олгиз), Z. Это руна защиты, и основное ее отличие от Isa — активная защита, т.е. непросто создание панциря, а именно действия человека, которые приводят к защите. Эту руну еще называют руной животной защиты, и она олицетворяет царство животных. Говорят о двух графических интерпритациях этой руны — не то это нечто крупное и рогатое (а рога — оружие преимущественно защиты), не то человек поднявший руки и обращающийся к богам за помощью, тогда это воззвание (еще одно значение руны, которое, впрочем, не так часто упоминается), и божественная защита человека.

 

Sowulo (Соуло), S. Это — одна из самых энергетических рун. Она олицетворяет небесный огонь — не только солнце, но так же и молнии, спускающиеся с небес, а также силу вдохновения, просветления и истинного творчества, т.е. того творчества, что даруют избранным Асы. Имя Sowulo практически напрямую увязывается с Суль, которая на колеснице освещает Землю, прогоняя все черное и гадкое. Солнечный свет, который несет эта руна, не сжигает и вообще оказывает только благотворное влияние. Эта руна часто применяется в магии для того, чтобы регулировать мощь эриля и использовать его силу без отрицательных последствий. В отличие от Kenaz (факела), который представляет собой управляемый свет, Sowulo — свет неуправляемые, человеку не подконтрольный и от человека не зависящий.

 

Teiwaz (Тейваз), T. Эта руна — руна Аса Войны Тира. Он Ас не силы, как, например, Тор, но именно войны — сила армий, управление, стратегия. Кроме того, Тир одновременно Ас Справедливости и закона. Такое сопоставление не является противоречивым, поскольку викинги считали войну средством для наведения порядка, устранения неправды и торжества справедливости. Руна Тир — это руна победы, которая досталась в честном сражении, руна преимущественно мужская: покровительствует воинам, военноначальникам, монархам, отчасти диктаторам. Но и в спортивном или интеллектуальном соревновании она не помешает. Кроме того, руна Тир обозначает сражение за правое дело. Также смыслом Teiwaz является подчинение законам, как земным, так и божественным. В армиях викинги рисовали на мечах руну Teiwaz для одержания победы, а на щитах — руну Algiz для активной защиты. Таким образом, применение рун Teiwaz и Algiz входит в достаточно ёмкое понятие боевой магии.

 

Bercana (Беркана), B. Руна изначально женского плана. Отождествляется с землей — воспринимающая, охраняющая сила. Еще одна защитная руна, но несколько другого плана — если Isa замораживает ситуацию и дает защиту бездвижия, Algiz требует активных действий в свою защиту, то Bercana — это защита, например, молодого деревца, высаженного в лесу. Его рост и развитие защищен действием, схожим с действием руны Bercana, и это не требует ни усилий со стороны деревца, ни прекращения его роста.

 

Ehwaz (Эхваз), E.Обладает двумя аспектами — прогресс и общение. Первый аспект сильно схож с руной Raido, но если Raido — едущая повозка, то Ehwaz — лошади (или козлы, как у Тора) которые ее двигают. Важно, викинги запрягали обычно пару животных, откуда и следует другой аспект этой руны — ведь лошади должны не просто ехать, а ехать вместе. Аспект общения базируется прежде всего на равноправии и доверии. Кроме того, как и Raido, Ehwaz может означать не только путешествия физического тела, но и медитации (возможно, с проводником).

 

Mannaz (Манназ), M. Эта руна — воплощение человека. Если Teiwaz — руна преимущественно мужская, Bercana — преимущественно женская, Ehwaz — руна двух и более человек, то Mannaz — руна ЛЮБОГО человека. Она заключает в себе все то, что есть в человеке — мысли, чувства, эмоции, намерения, действия и так далее. Далее существуют различные вариации — Mannaz называют руной человеческого Духа, всего вечного, что есть в человеке, возможно даже, человеческая душа. С другой стороны, в Mannaz преодолено деление людей на мужчин и женщин, то есть это, в каком-то смысле, руна совершенства. И, наконец, некоторые утверждают, что Mannaz — руна посвящения и посвященных, кроме того, очищения и просветления.

 

Laguz (Лагуз), L. Это еще одна женская руна. В отличие от Bercana, которая является руной матери, Laguz ассоциируется с женской магией и вообще с женским путём в мире. Основных направлений этой руны два. Во-первых, это чувства и развитие чувственного восприятия мира. В эту область действия входит психология, интуиция и оккультные науки. Второе значение тесно связано со стихией этой руны (а это, безусловно, вода), и олицетворяет собой поток, формирующий события.

 

Inguz (Ингуз), Ing. Ингуз — это руна достатка, сбора урожая и получения результата от действий. Имя Inguz напрямую увязывается с Фрейром, который считался богом лета, урожая и любви. Inguz входит в число наиболее благоприятных рун, символизируя успех в практически любой сфере деятельности. Руна деятельного хозяина.

 

Odal (Одал), O. Это — еще одна мужская руна, на этот раз — руна Отца Семейства. Символизирует родной дом, память предков, землю, долгое время принадлежавшую одной семье и так далее. Эта руна связывает человека с его корнями, давая ему связь с домом, который дает силу и мудрость прошлых поколений. Эта руна обозначает также семейную собственность, семейные традиции, наследство и прочее. Соответственно, и применение ее тесно связано с делами, переданными по наследству. Также Odal связана с образованиями братств, как магических, так и обыденных — в данном случае Odal выступает общим отцом братающихся.

 

Dagaz (Дагаз), D. Это весьма интересная руна из-за совмещения процессов трансформации и стагнации. Dagaz рассеивает все негативные проявления, освобождая место для света, мало того, Dagaz еще и заботится о том, чтобы расчищенное место заполнялось светом как можно быстрее и безболезненнее — в этом заключается ее трансформационная роль. Но, когда светлое положение вещей достигнуто, Dagaz заботится о том, чтобы хорошая, благоприятныя ситуация оставалась как можно дольше. Таким образом, Dagaz позволяет не только достичь хорошего периода, но и обеспечить долгое время протекания этого периода. Также Dagaz — это руна жизни.

 

Weird (Вейрд). Пустая руна, руна без рисунка. Она применяется только в гадании, и означает чистую судьбу, влияние предначертанного.

Структуры рунного ряда

Рунный ряд обладает собственной структурой. Для облегчения ее понимания руны записывают в три ряда по восемь рун в каждом. При этом строчки называются аттами, а столбцы — группами рун. Каждая из этих групп имеет достаточно интересное значение, но только теоретическое — на практике в современной интерпретации рун значение аттов и групп потеряно.

Первый атт называется аттом Фрейра и Фрейи. Все руны этого атта достаточно благожелательны (за исключением, может быть, Thurizas, однако вспомним о Торе — он, может быть, суров, но без него жизни в Митгарде давно пришел бы конец). Эти руны имеют повседневное позитивное значение — помощь в деньгах, организации, обороне, знании, творчестве, дороге, любви и дружбе (соответственно с порядком рун).

Второй атт называется аттом Хеймдалля и Модгуд. Руны этого атта очень сильны, часто неблагоприятны. Все эти руны — руны природы, «внешних» по отношению к человеку сил, стихии. Йотуны, Судьба, Снежные Тролли, Земля, Великий Ясень, Мост между мирами, воззвание к Богам и Солнце — вот значения этих рун, и все они справедливо записаны с большой буквы.

Третий атт — атт Тира. В атте Тира собраны руны, которые отвечают многообразию человеческих проявлений. Действительно, воин, мать, пара, мудрец, женщина-магиня, хозяин, предки и обобщение всего этого — жизнь — собраны в атте Тира.

 

Группы в рунном ряде выделяются на основании «речей Сигрдривы».

 

Группа Руны Отрывок из «Речей Сигрдривы»
Руны победы (Sig) F, H, T Руны победы, коль ты к ней стремишься, — вырежи их на меча рукояти и дважды пометь именем Тира!
Руны пива (Ale) U, N, B Руны пива познай, чтоб обман тебе не был страшен! Нанеси их на рог, на руке начертай, руну Науд — на ногте.
Руны волшбы (Thurs) Th, I, E Рог освяти, опасайся коварства, лук брось во влагу; тогда знаю твердо, что зельем волшебным тебя не напоят. (?)
Повивальные руны (Biarg) A, J, M Повивальные руны познай, если хочешь быть в помощь при родах! На ладонь нанеси их, запястья сжимай, к дисам взывая.
Руны прибоя (Brun) R, Y, L Руны прибоя познай, чтоб спасать корабли плывущие! Руны те начертай на носу, на руле и выжги на веслах, — пусть грозен прибой и черны валы, — невредимым причалишь.
Целебные руны (Lim) K, P, Ing Целебные руны для врачевания ты должен познать; на стволе, что ветви клонит к востоку, вырежи их
Руны речи (Mat) G, Z, O Познай руны речи, если не хочешь, чтоб мстили тебе! Их слагают, их составляют, их сплетают на тинге таком, где люди должны творить правосудье.
Руны мысли (Hug) W, S, D Познай руны мысли, если мудрейшим хочешь ты стать! Хрофт разгадал их и начертал их, он их измыслил из влаги такой, что некогда вытекла из мозга Хейддраупнира и рога Ходдрофнира.

Примечание: тот отрывок, который отнесен к рунам волшбы, по смыслу больше подходит к предыдущей группе. Но часто встречается именно такое соотнесение, и здесь я последую традиции.

 

Изготовление рун

Вам необходим хотя бы один набор рун. Где его взять? Можно купить его в магазине оккультных товаров, но качество рун в них очень низкое:

1. во-первых, руны в магазинах чаще всего изображаются на бумаге. Конечно, здесь есть свои плюсы: они компактны, красиво нарисованы, но есть один большой минус: бумага не внушает того «почтения» которое должно возникать у человека к рунам, не создает настроения, поэтому новичку будет тяжело. Кроме того, у бумаги есть и еще один естественный минус — очень трудно будет перемешивать руны так, чтобы изменять из положение с прямого на обратное.

2. во-вторых, часто наборы рун содержат ошибки в начертании знаков.

3. в-третьих, и в-главных, покупные руны не связаны с покупателем. Когда человек сам подбирает материал, сам рисует руны и потом сам их использует, такие руны перенимают часть силы эриля, становятся не просто знаками, а магическими ассоциатами, или даже (со временем) Предметами Могущества.

Из всего сказанного следует, что лучше производить руны самому. Это не так трудно, как кажется на первый взгляд, а результат будет окупать все усилия. Итак, как же изготовить руны?

Нужно выбрать материал. Прежде всего материал для изготовления рун должен быть «природным». Чем ближе к природе — тем лучше. Хорошо подходит для изготовления рун дерево — его просто достать и несложно обрабатывать.

Глина — тоже подходящий материал для этой цели. Глина удобна тем, что легко менять ее форму, а после обожжения она становится твердой, как камень. Единственный ее недостаток — хрупкость — глиняный предмет очень легко разбить, но если не швырять рун об пол (этого не рекомендуется делать со всеми рунами, не только с глиняными), то глина — вполне удачный выбор.

Еще один природный материал — камень. Правда, для того, чтобы вырезать на камне руны, может уйти слишком много времени — камень сложно поддается обработке. Вместо вырезания можно рисовать руны на камне, но делать это следует несмываемой краской.

Последний из «хороших» материалов — металл — едва ли можно отнести к природным. Из него можно изготавливать руны, но делать это не рекомендуется: трудно себе представить рунный набор из металлических пластинок, лязгающих во время перемешивания.

Считается, что из неприродных материалов руны изготавливать нельзя. Действительно, это не соответствует традиции, и я рекомендую воздержаться от авангарда вроде пластика, однако если вы чувствуете, что вам очень близок какой-то неприродный материал, вы можете его использовать. С точки зрения магической теории нет причин, по которой руны не могут быть изготовлены из синтетических материалов, это вопрос лишь традиции.

Прокрашивать вырезанные знаки необязательно, но очень желательно и полезно. Окраска придаст руне цвет, отличный от цвета материала, некий контраст, который будет дополнительно выделять руну от фона. Контраст полезен при созерцании рун как объекта сосредоточения.

Многие сходятся на том, что окрашивать руны лучше всего своей кровью. Это действительно так, кровь очень укрепляет связь с рунами. Помимо крови, можно использовать натуральные красители, желательно красного цвета. Лучше не применять синтетических красок.

Можно по-разному чередовать процессы резания и окраски, наиболее простой способ — сначала все вырезать, а потом все прокрасить, самый правильный — вырезать и сразу красить руны по одной. Принципиального значения это, однако, не имеет, просто в первом случае, возможно, вам придется немного дольше «приручать» руны (хотя и не обязательно). Повторяю, порядок не принципиален.

При изготовлении каждого знака нужно сперва прочувствовать материал, почувствовать единство с ним, так, чтобы эта деревянная (глиняная, каменная) пластина стала как бы частью самого человека. После этого следует аккуратно прорезать руну, если работаете на дереве, продавить, если на глине. При рисовании руны надо вспомнить ее имя, значение, все, с чем она связана, для того, чтобы получилось не просто скопление палочек, а осмысленный знак. Старайтесь, чтобы при взгляде на руну формировалась не просто картинка, а сочетание смыслов, образов, чувств. То есть создавайте магический ассоциат. Качества Предмета Могущества придут в процессе работы с рунами.

Потом прокрасьте руну, снова повторяя все, как при вырезании. После нанесения краски необходимо еще раз взглянуть на руну: если в ней что-то не нравиться — лучше сразу выбросить ее на помойку и начать заново. Очень важно, чтобы ваши руны вам нравились и были вам близки.

Желательно изготовить упаковку для рун. Лучше всего, если это будет кожаный или матерчатый мешочек, перевязанный шерстяной ниткой. Хранить руны нужно так, чтобы их никто не видел.

 

Рунная транслитерация

Руны — это не только магическая система, но и алфавит. Я расскажу, как правильно писать этим алфавитом — потому что многие делают это неправильно.

Руны являются алфавитом языка, ставшего прародителем нынешней германской языковой группы. В эту группу входят английский, немецкий, шведский, норвежский, идиш и некоторые другие языки. А вот русский к этой группе отношения не имеет, поэтому писать рунами по-русски (ровно как и по-французски или по-итальянски) вообще говоря, неграмотно.

Единственный возможный способ записать рунами русскую фразу — это сначала написать ее латинским транслитом, потом представить, будто этот транслит является английским текстом, и лишь после этого записать его рунами. В результате этих действий некоторые фразы получатся более-менее благообразными:

парус лодки
parus lodki
парус лодки

другие читаются уже с трудом:

голубое небо, ясная мысль
goluboye nebo, yacnaya misl
Голубойэ нэбо, йаснайа мисл

но

чистые штиблеты
tshistie shtibleti
тшистийэ штиблэти

это, мне кажется, чересчур. Я не думаю, что надпись рунами должна читаться с грузинским акцентом. Поэтому я не рекомендую использовать такой способ транслитерации.

Кстати, по той же причине я не рекомендую писать имена рун русскими буквами. Слово «Thurisaz» прочитать легко (особенно человеку, знакомому с английским языком), но слова «Тсуризас», «Туриаз» или «Тзуризаз», как иногда обзывают эту несчастную руну, не выдерживают никакой критики. Отсюда мораль: руны Футарка и русский язык несовместимы.

Поэтому придется писать не по-русски. К счастью, английский язык, который знают почти все, прекрасно совместим с рунами. Ну, например:

Change or the sun wont shine

Если запомнить алфавитное значение рун Футарка, то чтение происходит легко и правильно.

 

Предлагаю табличку:

 

Fehu F   Eihwaz Y
Uruz U   Perth P
Ansuz A   Sowulo S
Raido R   Algiz Z
Kenaz C,K   Teiwaz T
Gebo G   Bercana B
Winjo V,W   Ehwaz E
Hagalaz H   Mannaz M
Naud N   Laguz L
Isa I   Odal O
Jera J   Dagaz D

Примечания:

1. Руна Thurisaz соответствует сочетанию th. Слово think пишется так: , а не так:

2. Руна Inguz пишется вместо сочетания ng. Слово doing пишется так: , а не так:

3. В рунах нет буквы Q. Собственно, в английском языке тоже нет этой буквы, а есть только сочетание qu, которое заменяется Kenaz.

4. В рунах нет буквы X (что бы там ни думали те, кто говорит что X — это Thurisaz. Буква X встречается только в словах латинского происхождения). Ее заменяют сочетанием

Составление рунескрипта

Рунескрипт

В этой статье мы поговорим о том, как составить из рун рунескрипт (обычно его называют вязкой, вязанкой или паутинкой, но я привык называть рунескриптом). Сразу скажу, что мнений на этот счет есть много — начиная от того, что вообще не надо придерживаться каких-то правил, и кончая довольно жесткими предписаниями относительно того, что располагать руны следует в каком-то строго определенном порядке. Я же изложу свое мнение по этому вопросу. Так что перед каждым последующим предложением можно, по идее, прописать «ИМХО».

В этой статье подразумевается, что кто-то нам уже сказал, из каких рун составлять скрипт. На самом деле вопрос подбора рун — это сложный вопрос, и ему в дальнейшем (хотя и не скоро) будет посвящена статья достаточно большого размера.

Процесс построения рунескрипта происходит обычно так. Человек каким-то образом складывает картинку из рун, потом оценивает ее, и либо начинает все заново, либо исправляет. Вот о критериях оценки рунескрипта, а также о способах преодоления типовых проблем, которые связаны с построением скрипта, в этой статье речь и пойдет.

В рунескрипте следует выделять две группы свойств, которые желательно учитывать — это смысловые свойства и композиционные свойства. Смысловые свойства отвечают за наполнение рунескрипта, за руны, в него входящие, и за легкость их чтения. Композиционные свойства — это свойства рунескрипта просто как картинки.

 

Смысловые свойства

Пойдем по порядку. Начинаем со смысловых свойств, то есть с содержания скрипта — в основном, это легкость чтения.

Следует пояснить, зачем нужна легкость чтения. Говорю сразу: человеку опытному — незачем. Ему, по хорошему, и рунескрипт-то составлять не обязательно, потому что он может просто написать руны в ряд, и это будет прекрасно работать. Но начинающему, на мой взгляд, важно, чтобы, глядя на рунескрипт, он видел именно те руны, которые задумал. Зачем? Для того чтобы правильно составить ассоциацию. Каждая руна сама по себе — мощный ассоциат: так, Fehu ассоциируется с богатством (грубо говоря), а Ansuz — со знаниями. И когда мы глядим на рунескрипт и видим в нем Ansuz, мы сразу понимаем, что речь идет именно о знании. А если видим Fehu, понимаем, что речь идет о богатстве, и, соответственно, настраиваем себя. Если же при первом прочтении мы не видим нужной руны, а лишь потом с трудом выдерем ее из паутины черточек и палочек, то ассоциация возникает хуже — соответственно, хуже становится и действие скрипта. По мере обретения опыта этот эффект сглаживается, может быть, вообще исчезает, однако появляется привычка делать читаемые скрипты.

Читаемость скрипта, в свою очередь, складывается из двух составляющих — это изображение собственно рун, и их комбинация.

Изображение рун

 

Что касается изображения рун, то здесь есть две школы — или не трогать изображения, или каким-то образом их поворачивать. Первая школа (которой придерживаюсь я), естественно, ограничивает нас в маневрах при комбинировании рун, однако гарантирует, что руну можно будет увидеть, не поворачивая головы или рунескрипта. Собственно, человек (по крайней мере европеец) устроен так, что буквы ему проще всего воспринимать в вертикальном положении. Руны же в скрипте выступают именно буквами, собственно, они и есть буквы.

Вторая школа имеет тот плюс, что комбинировать руны становится проще, проще привязать ту или иную руну к скрипту. Кроме того, перевороты рун дают возможность существенно улучшить свойства рунескрипта как картинки. Недостатки же могут быть следующими. Во-первых, если руна повернута очень вольно, то ее можно просто не узнать. Ну, в самом деле, представьте себе руну Isa, которая повернута на 45 градусов и включена в рунескрипт — вот каким образом мы поймем, что это Isa? Так что с такими рунами, как Isa, Uruz, Kenaz — то есть с рунами, имеющие сравнительно простое начертание — надо быть очень аккуратным, если все-таки хочется их повернуть. Во-вторых, если все руны повернуты под разными углами, то исчезает рунескрипт как целостная картинка, получается что-то невнятное и полуразобранное. В-третьих, иногда просто начинает казаться, что рунескрипт надо повернуть для того, чтобы он стал «как задумано». Но, несмотря на все это, если вертеть руны в пределах разумного, то этих эффектов не будет, а рунескрипт, повторяю, может многое обрести.

 

Комбинирование

 

Комбинирование рун требует, естественно, больше внимания. Есть два правила, которые лично я считаю тривиальными, и которые в первом приближении помогут добиться читаемости комбинации. Назову их «главными правилами».

Первое правило состоит в том, что каждая линия скрипта должна принадлежать хотя бы одной руне. В принципе, это очевидно — ведь рунескрипт составляется из рун, причем только из тех рун, которые задумываются, и поэтому рисовать в нем какие-то посторонние линии не совсем корректно.

Во-вторых, каждая руна должна содержать хотя бы одну линию, которая принадлежит ей и только ей (уникальная линия). Например, этот рунескрипт составлен из рун Ansuz, Naud, Thurizas, Hagalaz

Но Naud не обусловлена своей уникальной линией, поэтому можно прочитать рунескрипт и без нее. Что, конечно, плохо.

Однако этих правил недостаточно, чтобы составить читаемый рунескрипт. При некоторых комбинациях рун некоторые из них могут просто исчезнуть. Ну, например, найдите здесь руну Laguz:

А на самом деле вот она:

Даже зная, что она там есть, ее все равно плохо видно.

Кроме того, некоторые незапланированные руны могут проявиться, например, здесь появляется руна Raido, которой, по идее, быть не должно, поскольку я комбинировал Ansuz и Kenaz:

Надо выяснить, каким образом не допустить исчезновения нужных рун и появления ненужных. Ключ к пониманию того, как этого добиться, дает понятие «яркого признака» руны.

Ярким признаком я называю некое геометрическое свойство руны, которое моментально наталкивает на мысль о ней. Например, квадратик — это яркий признак рун Inguz и Odal — просто потому, что другие руны не обладают квадратиком. Соответственно, видя в рунескрипте квадрат (точнее говоря, повернутый квадрат), мы всегда будем искать Odal или Inguz. Рассмотрим эти яркие признаки (в порядке убывания яркости)

 

Элемент Руны
Квадрат Inguz, Odal
Бантик Mannaz, Dagaz
Треугольник Thurizas, Raido, Winjo, Bercana
Стрелка Teiwaz
Корона Algiz
Крест (без циклов) Gebo
Параллельные линии \\ Ansuz
Параллельные линии // Fehu

 

Кроме того, руны Hagalaz, Perth и Ehwaz, Sowulo имеют в качестве ярких признаков свою собственную форму.

Уже сам взгляд на таблицу дает понимание того, как избежать нашей второй проблемы — «выскакивания» лишних рун. Первые пять строчек таблицы содержат, на мой взгляд, те элементы, которые вообще нельзя использовать «случайно». Не должно при комбинировании рун возникать незапланированного «квадрата», «бантика» или «треугольника». С остальными вопрос тоньше, иногда это бывает очень даже оправдано, однако все-таки следует осторожнее относиться к этим элементам.

Видно, что некоторые руны лишены ярких признаков (неяркие руны). Это, например, Uruz, Kenaz, Naud, Isa, Eihwaz и Laguz. Их, на самом деле, можно увидеть практически в любом рунескрипте. «Убивать» их из рунескрипта бесполезно — ведь часто они входят в состав других рун (особенно Isa, без которой обходятся только две руны). Стоит другая проблема — как сохранить их в рунескрипте, где они должны присутствовать.

Во-первых, их все-таки не рекомендуется поворачивать. Об Isa я уже говорил, с остальными примерно то же самое, только в более легкой форме. Однако даже неперевернутыми они легко могут потеряться. Для того чтобы этого избежать, следует выпячивать то подобие «ярких признаков», которое у них есть. Как это делать, показано в табличке

 

Руна Что делать?
Isa Всячески вытягивать вертикальную линию в рунескрипте. При этом выбрать одну линию, на которую не будет (или почти не будет) навешано других рун. Не рекомендуется приписывать диагональные черты справа от Isa — лучше слева.
Kenaz Надо, чтобы уголок (который в других рунах не встречается) был виден — для этого в окрестности Kenaz не должно быть вертикальных черт.
Naud Необходимо сделать видимой наклонную черту. Здесь подхода будет два: либо навесить на края этой черты другие руны, формируя как бы «весы» (что, правда, требует, чтобы Naud была центральной руной скрипта). Либо просто оставить одну из половин наклонной черты не смежной с другими рунами.
Eihwaz Отличительной особенностью Eihwaz является нижняя наклонная черта. Поэтому не рекомендуется делать ее общей с другими рунами --иначе вместо Eihwaz получится Laguz. Но даже «хвостика» Eihwaz бывает часто недостаточно, чтобы узнать эту руну — иногда стоит оставить оба хвоста несмежными.
Uruz Сложность в том, что эта руна прекрасно видна в более-менее простых рунескриптах. Но в рунескриптах сложных, с большим количеством рун и линий она легко теряется. Что делать? Во-первых, желательно не делать таких сложных рунескриптов. Если же делаете, старайтесь отвести Uruz как можно «дальше» от других рун. И нежелательно использовать Uruz как основу для навешивания других рун — она, в отличие от Naud, в такой ситуации, как правило, теряется.
Laguz Для этой руны мало оставить несмежной диагональную черту. Нельзя делать рядом с Laguz другие диагонали — иначе получится Ansuz. Лучше сделать «крюк» как можно более заметным — например, поднять его над скриптом.

 

Композиционные свойства

Компактность

 

Переходим к композиционным свойствам, в которых, к сожалению, все гораздо менее очевидно. Первое из композиционных свойств, которые надо соблюдать — это компактность. Свойство компактности состоит в том, что рунескрипт надо делать как можно «меньше» — по количеству линий в нем. Понятно, что стремление компактности идет в разрез со стремлением к читаемости, поскольку чем меньше линий в рунескрипте, тем труднее (обычно) вычленить отдельные руны. Собственно, одна из главных проблем в составлении рунескрипта и заключается в том, чтобы найти гармонию между этими двумя тенденциями.

В принципе, требование компактности подразумевает, что число входящих в рунескрипт рун мало. Это действительно так (больше пяти — это слишком), и не только из-за компактности. Во-первых, при изображении большего числа рун получился или скрипт, в котором можно прочитать все руны Футарка, или скрипт, где вообще ничего нельзя прочитать (настолько все компоновано). Даже если отойти от вопросов читаемости, то наличие большого числа рун и противоречие их смыслов (ведь руны очень сложны в смысловом отношении) скорее всего, вызовет трудности в работе скрипта. Если уж позарез необходимо использовать много рун — рекомендую разделить большое заклятье на два поменьше и использовать их вместе. Это можно сделать с любым сложным заклятьем.

Особенная трудность в составлении компактного рунескрипта связана с рунами, которые я условно называю «трудными». Это руны, которые сами по себе состоят из очень большого числа линий — Thurisaz, Raido, Bercana, Mannaz, Inguz, Dagaz (это очень трудные руны), и Winjo, Hagalaz, Perth, Ehwaz — средней трудности.

Что же делать с трудными рунами? Если трудная руна в скрипте одна, можно принять ее за основу рунескрипта. Собственно, часто это оказывается самым простым выходом — взять трудную руну как основу, а потом навешивать на нее все остальное — обычно это удается очень хорошо. Если же трудных рун две и больше, то выход один — использовать рунное подобие.

Что такое рунное подобие? Это геометрическое свойство некоторых рун образовывать в сочетании некое единство — очень хорошую, компактную и симметричную фигуру (назовем ее «подобным сочетанием»), которая выглядит цельной и может использоваться в рунескрипте как единая руна. Подобное сочетание всегда является «трудным» — поскольку смысл его составлять есть только в случае наличия трудных рун. Однако с помощью подобного сочетания мы можем уменьшить количество «трудных» рун в скрипте до единицы, а дальше действовать так, как было указано ранее.

Приведу пример рунескрипта с использованием подобного сочетания. Руны Perth, Eihwaz, Ehwaz. В этом контексте Perth и Ehwaz становятся трудными рунами, и без использования подобного сочетания мы можем получить что-то вроде:

Но, присмотревшись к Perth и Ehwaz, мы без труда найдем для них вот такое подобное сочетание:

И теперь составить рунескрипт уже просто. Вспомнив еще о том, что Eihwaz является неяркой руной, и, следовательно, вставить ее нужно аккуратно, получаем следующее:

Как видим, в составлении этого рунескрипта не требовалось каких-то особенных озарений, а нужна была просто спокойная аналитическая работа. Кстати, так чаще всего и бывает. Главное — терпение и ясная голова.

Целостность

 

Идем дальше. Следующее свойство — это целостность рунескрипта. Целостность предполагает, что рунескрипт должен выглядеть как бы единой руной, во-первых, и не иметь в составе рун, которые стоят явно не на своем месте, во-вторых.

Первая часть цельности не является всегда обязательной. Можно составлять скрипты в другом качестве, так, чтобы отдельные руны не теряли своего смысла. Мне кажется, это не очень хорошо, потому что руны в рунескрипте должны действовать не каждая по отдельности, а все целиком — соответственно, и в соединении они должны давать некое единство, но поскольку единством для рунного строя является руна, то и скрипт должен быть похож на руну. Но это дело вкуса.

Необходимым условием для цельности является связанность скрипта как композиции. Это значит, что из любой точки скрипта можно дойти до другой точки, двигаясь только по линиям. То есть рунескрипт не должен распадаться на части. Особая проблема здесь возникает с руной Jera. В самом деле, она сама по себе распадается на части. Выходов их этой проблемы может быть два — либо проиногировать связность в рунескрипте с Jera (иногда это даже лучше), привязав к каждой половинке Jera по части скрипта. Либо вставить какую-нибудь руну в середину Jera, чтобы связать ее. Оба выхода, в общем-то, ущербны, потому что первый делает из одного скрипта два, а второй в значительной мере является препятствием к чтению Jera. Так что проблему приходится разрешать каждый раз заново. Единственное, чего делать не стоит — это вплетать одну половину Jera в скрипт, а другую оставлять висеть с ней рядом, например:

Почему это плохо, думаю, говорить не нужно. Такая «запятая» где-то рядом с рунескриптом вызывает недоумение — то ли человек ошибся, то ли еще что-то.

Вторая часть цельности — отсутствие «плохо стоящих рун» — более бесспорна, и ее еще сложнее сформулировать. Бывает так, что некоторые руны выглядят, будто их «впихнули» в рунескрипт за пять секунд до отхода поезда. Ну, например

Здесь Sowulo явно приляпана к остальной части рунескрипта, и «отваливается» от него. Этого эффекта следует избегать. Оценивать же то, стоит руна на своем месте или нет, приходится на глазок.

Сбалансированность

 

Следующее композиционное свойство — балансировка. На самом деле понятие баланса может быть отнесено вообще к любой графической композиции. У композиции есть зрительный центр — понятие достаточно условное. Примеры композиций с центрами (центры отмечены стрелочками) ниже:

Здесь приведено, конечно, мало примеров, но они достаточно важны. Рисунки а) и b) показывают, как связан центр композиции с расположением частей. Он находится вблизи центра тяжести, если компоненты однородны. К счастью, в рунах они однородны. При этом рисунок a) выглядит естественно, в то время как рисунок b) если не разваливается, то скоро начнет.

Далее, рисунок c) показывает, как зрительный центр смещается из-за увеличения и деформации одного из однородных элементов. Такой элемент перетягивает центр на себя. К счастью, руны можно увеличивать и уменьшать, можно также их растягивать — то есть это тоже инструмент для перемещения зрительного центра.

И, наконец, рисунок d) показывает, каким образом смещается зрительный центр при появлении неоднородности в элементах. В рунах есть неоднородные элементы — это «бантики», «треугольники» и «квадраты», которые по природе своей совсем не то же самое, что простые линии, и потому существенно перетягивают на себя центр.

Композиция называется сбалансированной, если ее зрительный центр совпадает с геометрическим (или, по крайней мере, недалеко от него). В искусстве часто встречаются несбалансированные композиции, там смещение центра — своего рода прием. В рунах такого быть не должно. Во-первых, при созерцании рунескрипт взгляд останавливается на зрительном центре (это, собственно, основное свойство зрительного центра). Соответственно, если зрительный центр не совпадает с геометрическим, то какая-то часть композиции будет видна хуже, чем остальные — что плохо. Во-вторых, если зрительный центр смещен, то рунескрипт на носителе (т.е. в ограниченном пространстве) будет выглядеть так, будто его разместили не на месте. Например:

Кажется, что рунескрипт сдвинут, несмотря на то, что я разместил его геометрически точно.

Что же делать? Когда рунескрипт составляется, нужно рисовать его сразу в замкнутом пространстве. То есть на бумаге надо сразу нарисовать прямоугольник, в котором будете работать. Если со зрительной оценкой центра совсем плохо, то можно использовать некоторую аналогию, которая в большинстве случаев дает верный результат (это уже касается только рун, а не всех композиций). Представьте, что рунескрипт сделан из проволочек — достаточно тяжелых. Центр тяжести такой конструкции, как мы знаем, приблизительно совпадает со зрительным центром. Если и это представить не получается, остается только проводить эксперимент. Вырежьте скрипт из очень плотной бумаги (удалив все участки, где нет линий скрипта), и ищите центр тяжести этого предмета. Но, думаю, прибегать к таким крайним мерам не придется.

Небольшое замечание. Вообще-то к сбалансированности нужно стремиться всегда. Но иногда можно делать исключение (очень редко!). Это касается тех случаев, когда рунескрипт изображается на плоскости, размер которой много больше размеров рунескрипта. Например, маленький рунескрипт, вышитый на простыне (причем не в углу, а ближе к центру, иначе размер плоскости с двух сторон будет мал). Но бывает это очень редко.

Симметрия

 

Два последних свойства будут обсуждены совсем коротко. Предпоследнее свойство — симметрия. Симметрия во многом схожа со сбалансированностью, но является более строгим требованием. Понятно, в чем оно состоит — рунескрипт должен быть по возможности симметричен, относительно вертикали, горизонтали или центра. Понятно, что дать каких-то рекомендаций по построению симметричных скриптов, нельзя — это зависит от конкретного набора рун. Кроме того, возможна и условная симметрия рунескрипта, когда рунескрипт симметричен «почти весь», за исключением малых деталей. Например:

Но полное отсутствие какой бы то ни было симметрии в рунескрипте не есть хорошо. Например:

Это выглядит довольно странно.

Смысловая ассоциация

 

Последнее свойство — смысловая ассоциация. Встречается это свойство еще реже, чем симметрия, но является самым ценным из всех свойств. Иногда получившийся рунескрипт напоминает картинку, на которой изображен предмет, соответствующий (хотя бы частично) предназначению рунескрипта. Например, это может выглядеть так:

Здесь руны Teiwaz и Algiz в соединении дают нам «волшебный жезл», который, по идее, может использоваться и для защиты, и для нападения, что согласуется со смыслом рунескрипта.

Многие (может быть, даже все — просто мы об этом не знаем, ведь у нас ассоциации совсем не те, что у создателей рун) руны обладают этим свойством: так, Teiwaz похож на меч (или по крайней мере на пику), Algiz (смысл которой есть еще и «воззвание») похожа на человека, поднявшего руки, Fehu благодаря рожкам выглядит похожей на корову, а Inguz — на колос. При комбинировании, конечно, должно получаться что-то новое, получается это не всегда, но когда получается — это просто замечательно.

Критерии оценки рунескрипта

 

Вот, собственно, и все о составлении рунескрипта как я это понимаю. Для удобства предлагаю краткий список того, на что надо обращать внимание при составлении рунескрипта. Ни один из этих признаков не является фатальным, и даже в очень хороших рунескриптах некоторые могут нарушаться, но все-таки проверять скрипт по этим критериям полезно.

· Если есть перевернутые руны, то хорошо ли они читаются?

· Соблюдены ли два главных правила комбинирования?

· Не появились ли в рунескрипте «яркие признаки», которые не содержаться в исходных рунах?

· Достаточно ли хорошо видны «неяркие руны»?

· (субъективно) Видите ли вы при взгляде на рунескрипт те руны, которые задумали? Не видите ли посторонних?

· Является ли рунескрипт достаточно компактным, не перегружен ли он?

· Является ли рунескрипт связным?

· Нет ли рун, которые «привешены» к рунескрипту?

· Совпадает ли зрительный центр рунескрипта с его геометрическим центром?

· Присутствует ли в рунескрипте симметрия?

· (субъективно, необязательно) Похож ли этот рунескрипт на какую-нибудь картинку, связанную с его предполагаемым действием

· (субъективно, обязательно) Нравится ли вам этот рунескрипт?

Магия

Понятие формализации










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 260.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...