Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

И примерные вопросы к зачету




Методические рекомендации

По написанию и тематика контрольных работ,

Тематика семинарского занятия

и примерные вопросы к зачету

 

Чебоксары 2013


Контрольные работы

по дисциплине «История»

 

Общие методические рекомендации

По курсу «История» студент выполняет контрольную работу. Работы, выполняемые студентами, являются одной из важных форм самостоятельного изучения материала. Написание сочи­нений на избранную научную тему способствует расширению и углублению конкретно-исторических и теоретических знаний студентов, способствует приобретению навыков самостоятельной исследовательской работы, выработке умений ставить и решать научные задачи, а также последовательно освещать ход решения.

Контрольные работы проверяются и оцениваются преподавателями. Для получения высокой положительной оценки студенту следует полно и всесторонне раскрыть содержание выбранной темы на основе подобранных им самим исторических источников и литературы. Студент должен в полной мере продемонстрировать умение творчески разработать проблему, в соответствии с последними достижениями исторической науки, аргументировано сформулировать выводы, соответствующие тому материалу, на котором они основаны.

Темы контрольных работ студенты выбирают са­мостоятельно из предложенной тематики. При этом важно, чтобы тема была выбрана как можно раньше, чтобы у студента был необходимый запас времени для серьезной и глу­бокой разработки выбранной научной проблемы.

После окончательного выбора темы студент должен познако­миться с кругом вопросов, относящихся к его проблеме. Для это­го необходимо прочитать соответствующую главу вузовского учебника или другого общего пособия. Подобрать рекомендо­ванные основные и дополнительные специальные издания, источники, научную и учебную литературу, выписывая названия нужных изданий, строго следуя правилам библиографического описания.

Не следует игнорировать и ресурсы глобальной компьютерной сети Internet, которые позволяют значительно расширить источниковедческую и историографическую базу, особенно за счет литературы на ино­странных языках. Однако при работе с ресурсами сети Internet нужно учитывать характер используемого сайта. Желательно привлекать материалы, размещенные на сайтах научных журна­лов, библиотек, научных учреждений, музеев и т.п.

Далее необходимо приступать к составлению примерного плана будущей работы. Как правило, работа должна состоять из трех основных разделов: введение, основная часть, заключение. В основной части указываются названия основных вопросов и подвопросов.

Составление подробного письменного плана является очень важной частью работы. План организует мысль, позволяет уточ­нить структуру, содержание работы. Его пункты будут служить вопросами, на которые студент должен будет искать ответы при дальнейшем систематическом изучении источников и литерату­ры. Этот план не является окончательным и может быть откор­ректирован в процессе написания контрольной работы.

После составления рабочего плана следует перейти к глубо­кому, систематическому изучению специальных изданий, источников, научной и учебной литературы, информации Internet-сайтов, от­носящейся к теме. По изученным материалам необходимо составлять краткие конспекты, жела­тельно материал сразу же распределять по основным вопросам плана. Необходимо использовать следующую систему черновых выписок – на основной части страницы черновика (2/3 листа) оформляются выписки из монографии, источника, справочного издания, учебного пособия, а на полях (1/3 листа), к каждому выписанному отрывку дается краткий комментарий (Ваш собственный комментарий!), возникающий по мере прочтения источника. Студенту следует развить привычку соответствующим образом препарировать материал специальных изданий, источников, научной и учебной литературы: во избежание излишне подробных цитат, выписывать следует только то, что отвечает тому или иному вопросу плана. Работая с монографиями, студенту следует по возможности не сковывать свою мысль в рамках тех представлений, установок, которые заимствуются им из прочитанных книг.

По завершении изучения источников и литературы накоп­ленный материал надо систематизировать: распределить конспек­ты и выписки по пунктам плана, оценить полноту освещения ка­ждого вопроса, уточнить в зависимости от этого структуру контрольной работы, четко сформулировать задачи будущего сочинения.

Контрольная работа по истории пишется постепенно, регулярно, неболь­шими порциями. Изложение на всем своем протяжении должно опираться на фак­тический материал изученных специальных изданий, источников, научной и учебной литературы.

При написании работы следует соблюдать следующие пра­вила:

· При написании текста категорически запрещается механическое списывание из литературы. Материал необходимо излагать своими словами. Если не можете кратко пересказать текст источника или монографии, то процитируйте его.

· Цитаты заключаются в кавычки и сопровождаются сносками, которые помещаются в конце каждой страницы или даются в тексте после цитаты в круглых скобках. Сноски даются также фактам, цифрам, которые приводит автор в тексте, ссылкам на работы исследователей, в подтверждение своих выводов и т.д. В сноске указываются фамилия и инициалы автора, полное название работы, место и год издания, страница, с которой взята та или иная цитата.

· Писать обязательно с черновиком.

· Текст надо писать в соответствии с планом контрольной работы. Не допускается сплошной текст без обозначения отдельных вопросов. Все вопросы должны четко отделяться друг от друга заголовками.

· В окончательно оформленной работе должны быть сле­дующие составные части: титульный лист, план, само сочинение с делением на введение, основную часть, заключение. Основная часть должна делиться на вопросы, названия которых должны предшествовать тексту, список источников и литературы, приложение (карты, схемы, таблицы и т.д.), листы работы должны быть пронумерованы.

· Работа выполняется на стандартных листах белой бумаги формата 4А, на одной стороне листа с полями для замечаний преподавателя.

При наборе текста контрольной работы на компьютере следует придерживаться следующих требований:

· Редактор – Word (7.0, 6.0 версии).

· Поля 30х25х15х15 мм.

· Шрифт – Times New Roman.

· Размер шрифта – 14.

· Абз. отступ – 1 см.

· Интервал – 1,5.

· Объем текста – 10-15 печатных страниц.

Во введении к контрольной работе студент должен обосновать научную значимость и актуальность выбран­ной темы, ее хронологические рамки (если это необходимо), дать характеристику источников и литературы.

Характеристика источников должна быть конкретной, при­менительно к данной работе. В ней необходимо указать, какие именно сведения по теме исследова­ния содержатся в данном источнике; выяснить политические по­зиции автора источника, показать их влияние на изложение важ­нейших событий; установить, какие источники являются главны­ми, какие второстепенными; охарактеризовать степень достовер­ности сообщаемых автором сведений. Анализ источников следу­ет давать в хронологическом порядке, указывая, где они опубли­кованы. Таким же образом должны быть проанализированы специальные издания, научная и учебная лите­ратура. В завершении обзора литературы необходимо сделать выводы, какие аспекты Вашей темы в какой мере изучены пред­шественниками, какие из поставленных проблем остались без внимания, для чего необходимо новое обращение к данной теме.

В конце введения необходимо четко сформулировать цель исследования и задачи, которые предстоит решить для достиже­ния этой цели. Введение, как правило, пишется после того, как будет завершена основная часть. Это необходимо и для соблюде­ния правильной пропорции между ними, а также для более четкого и глубокого представления об источниках и использованной литературе. Приблизительное соотношение структурных частей контрольной работы должно быть следующим: введение - 15-20% общего объема, заключение 5-10%, основная часть 70-80%.

При написании основной части работы следует помнить о таких важнейших требованиях, как самостоятельность изложения материала и исследовательский, а не описательный подход к его изложению. Чтобы добиться этого, необходимо начинать изуче­ние вопросов с внимательного и критического анализа источни­ков. Искать ответы поочередно на отдельные пункты плана, а не на все сразу. Одновременно выяснять по литературе, как рассмат­ривался тот или иной вопрос разными авторами. Изложив резуль­таты проделанной работы по одному из вопросов плана и сделав краткие выводы, следует перейти к следующему вопросу и вновь повторять всю рассмотренную выше процедуру. По мере написа­ния контрольной работы вопросы плана могут уточняться и корректироваться.

Особое внимание при оформлении структурных частей работы следует обратить на цитирование (приведение дословных выдержек) источников и литературы и правила оформления научно-справочного аппарата - постраничных сносок и списка источников и литературы.

Цитаты из специальной литературы приводятся тогда, когда тот или иной автор высказывает ориги­нальную или спорную точку зрения и важно ее зафиксировать, сопоставить с другими. Недопустимо пространное цитирование, а также цитаты ради цитат. Цитаты должны быть краткими, но ем­кими по заложенной в них информации. Они должны органично вписываться в изложение материала. Каждая цитата должна быть проанализирована, прокомментирована и использо­вана для достижения целей и задач работы.

 

Примеры оформления постраничных сносок в контрольной работе:

· Сноска на моно­графию делается следующим образом: Анисимов Е.В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого в первой четверти XVIII века. – СПб., 1997. - С. 25-30 (при этом следует учиты­вать, что инициалы пишутся после фамилии автора, если сноска на эту работу делается повторно на других страницах, то место издания (СПб.) и год издания (1997) уже не указываются, а если в данной курсовой работе используется лишь единственная рабо­та данного автора, то при повторном цитировании сноска делает­ся так: Анисимов Е.В. Указ. соч. С. 56-57.

· Сноски на статьи из периодических изданий и сборников делаются сле­дующим образом: Рогожин Н.М., Чистякова Е.В. Посольский приказ //Вопросы истории. - 1988. - № 7. - С. 77-79.

· Сноска на очерк или статью из справочных изданий: Изба //Пластические искусства. Краткий терминологический словарь. – М., 1994. - С. 45.

· При использовании материалов глобальной компьютерной сети Internet необходи­мо указывать точный адрес сайта, например: Памятники из Тувы. Руны. История кыргызов //www.kyrgyz.tsu.ru.

В заключении содержатся: выводы, которые должны соответствовать тому материалу, на котором построены и указание на то, что именно сделал автор контрольной работы в разработке данной проблемы. Именно здесь студент должен продемонстрировать умение обобщать материал.

В конце работы помещается список под названием: Источники и литература. В данный список включаются только те исторические источники, статьи, монографии и Internet-сайты, на которые сделаны сноски в тексте работы.

Источники, монографические исследования и Internet-сайты, при составлении списка источников и литературы, размещаются отдельно. Они нумеруются и располагаются по алфавиту первых букв названия или фамилии автора. В списке указываются фамилия и инициалы автора, полное название работы, место и год издания, количество страниц в работе. При описании исторического источника следует указать название сборника, где напечатан документ, место и год издания и номера страниц, на которых расположен источник. При описании работ справочного характера (словарей, справочников, энциклопедий, разного рода систематических указателей) указываются фамилии и инициалы авторов использованных в работе статей или очерков, названия статей, полное название справочного издания, инициалы и фамилии авторов-составителей или редакторов, место и год издания, страницы на которых расположены статья или очерк (Например: Славяне //Народы и религии мира: Энциклопедия. - М., 2000. – С. 486-488.).

Контрольные работы для проверки должны сдаваться в начале летней экзаменационной сессии без задержек. В том случае, если работа не будет зачтена преподавателем, студент должен переделать работу в соответствии с указанными замечаниями.




Тематика контрольных работ

по курсу «История» 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 318.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...