Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Всеобщность или универсальность.




Всеобщность должна быть по отношению хотя бы к одному из трех компонентов основного мировоззренческого вопроса об отношении человека к миру.

Графически основной мировоззренческий вопрос (по аналогии с основным вопросом философии) можно изобразить следующим образом (схема 2):

 


                         Я                               МИР

                         (ЧЕЛОВЕК)

схема 2

Для первого элемента «Человек» такими понятиями могут быть – истина, сознание, поскольку любой человек обладает сознанием (сознание – всеобщее свойство человека). Второй элемент «Мир» может быть отражен понятиями – материальность, объективность. Для третьего элемента – «Отношение» таким понятием будет – развитие.

Применительно к философии права мировоззренческий вопрос состоит в отношении человека к миру права. Тогда категории философии права можно выстроить следующим образом:

Человек – правосознание, личность, воля, притязание.

Мир права – императивность, дистрибутивность.

Отношение к праву – незыблемость, компенсация (идет не развитие права, а компенсация, т.е. замещение одного правовидения другим).

Однако есть всеобщие понятия, не являющиеся категориями.

Единое и многое – категории, а элемент и множество – не категории. В чем отличие?

Когда мы говорим о человечестве как едином целом, мы можем соотнести это утверждение с определенным мировоззрением. Когда мы говорим о способности кого-то увидеть многое в едином, то мы также говорим об определенном воззрении на мир. Понятия же элемент и множество – мировоззренчески нейтральны.

Отсюда – второе условие.


Мировоззренческий характер.

Каждая из категорий необходима, а все вместе они достаточны, чтобы охарактеризовать мировоззрение.

Другие же всеобщие понятия мировоззренчески нейтральны. (например, наличие мягкой ушной мочки характеризует анатомическое строение уха всех людей, это всеобщий признак, всеобщая характеристика, но к мировоззрению отношения не имеет).

Понятие «норма» обладает всеобщностью по отношению к миру права, но не имеет мировоззренческого характера. «Норма» - это научное понятие. А вот «нормативность» - это философская категория, поскольку выражает некое ценностное отношение, а потому имеет мировоззренческий характер.

Понятиями, которыми оперирует теория права, являются «закон», «правоотношение», «субъект права», «правовая обязанность», «ответственность», «субъективное право», и т.д. Философия права оперирует такими категориями, как «идея права», «смысл права», «цель права», «справедливость», «свобода», «автономия личности» и др.

Философский, теоретический и идеологический подходы к исследованию права. (схема 3)

 

Философия                          юридическая теория                                     идеология

Цель – формирование              объективная истина                                          правовой идеал

мировоззрения.

 

Право как возможность           право как действительность                       право как должное

(выбор альтернатив)                как оно есть в реальности            

 

право как идея (сущность),     право как явление (существование),         право как ценность

в реальности предстоящая      в реальности данное нам как                (должное), требующее

нашему разуму                        социальная практика                               своего воплощения в

                                                                                                                                          реальности

Категориальное мышление      понятийное мышление            оценочное мышление

 

Рефлексивность                   не рефлексивность, теоретичность          практическая

философской мысли, т.е.    мысли, т.е. направленность ее               направленность

обращенность мысли           на систематизацию знаний,                           мышления,

на саму себя, критичность     достоверность знания                            некритичность

мышления                                                                                     абсолютизация ценности

 

Право – неспецифический          всеобъемлющий предмет            неспецифический

предмет философской рефлексии   юридического знания     предмет соотнесения с

                                                                                                          политическим идеалом

 

уровень обобщения:             уровень обобщения:                      уровень обобщения:

парадигма                               теория (выявление                идеологический концепт

                                              причинно-следственных                (обоснование идеала)

                                                связей)

 

 

Методологические принципы исследования права.

                                                                              Схема 4

Философия права                                                                                       общая теория права

Предзаданность (со стороны культуры)                                           формируемость (обществом)

 

Самодостаточность                                                                            функциональность (внешние

(внутренние цели со стороны блага)                                               цели со стороны государства)

 

безусловность                                                                          обусловленность обстоятельствами

 

самоценность                                                                                                         целесообразность

 

компенсации (замещения одного правовидения другим)                                                развитие.

 

Синтетичности                                                                                                            аналитичности

 

Универсальности                                                                                                    фрагментарности

Калейдоскопичности                                                                                                  системности










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 335.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...