Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

В.1 - Предмет земельного права.




Предмет земельного права — это совокупность имущественных и неимущественных общественных отношений, возникающих в области управления, использования и охраны земель, урегулированных нормами земельного права. Предметом отрасли земельного права является особый круг общественных отношений по поводу земли (земельных отношений). Земельные отношения — это отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, организациями, учреждениями, гражданами по поводу владения, пользования и распоряжения землями, земельными участками, а также по поводу государственного управления земельными отношениями. Субъектами (участниками) земельных отношений являются Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, предприятия, организации, учреждения и граждане Российской Федерации. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица могут выступать участниками земельных отношений на условиях, предусмотренных ЗК РФ. Объектами земельных отношений являются земельные участки и права на них. Предмет правового регулирования в области земельных общественных отношений обладает рядом особенностей: 1. В него входят лишь волевые общественные отношения, т.е. такие, которые зависят от воли людей и могут быть изменены ими. Например, проведение или не проведение работ по повышению плодородия почв зависит от воли людей, а значит, входит в предмет правого воздействия. 2. Предмет правового регулирования составляют волевые общественные отношения, которые можно урегулировать правовыми нормами.3. Предметом правового регулирования являются также волевые и поддающиеся правовому регулированию общественные отношения, которые нуждаются (с позиций государства и общества) в урегулировании правовыми средствами.4. В предмет правового регулирования включены не всякие общественные отношения, а лишь такие, которые могут быть урегулированы правовым путем. 5. В предмет правового регулирования входят лишь те общественные отношения, которые подпадают под действие правовых, норм.

В.2 – Земля, как объект общественных земельных отношений.

Обусловлена функциями: экологическая (земля – жизнеобеспечение), социальная (недвиж.вещи, ст.130 ГК), политическая (огранич.пространство), экономическая (важный природ.ресурс). Специфические качества: плодородие (необход.минералы), увелич.полезн. свойства, пространственная огранич.земли, постоянство местонахождения и непеременность, незаменимость земли.

В.3 – Система земельного права.

Система земельного права – научно обоснованная последовательность расположения земельно-правовых институтов и норм в зависимости от их значимости, роли и содержания, обусловленная характером регулируемых общественных отношений. - общая часть (правовые нормы и понятия, примен. ко всей отрасли права). - особенная часть (отдельные виды земельных отношений). Общая часть – составляют институты, содержащие общие положения, действие которых распространяется на все или большинство регулируемых земельных отношений (собственность на землю, управление земельных фондов, охраны земель, ответственности за земельные правонарушения.) Особенная часть – складывается из институтов, определяющих правовой режим отдельных категорий земель, выделяемых по основному целевому назначению. (земли сельскохоз. назначения, земли населенных пунктов, земли промышленности и иного спец.назначения).

В.4 – Земельные правовые нормы и земельные правоотношения.

Земельно-правовая норма - это правило поведения субъектов земельных отношений, которым они должны руководствоваться, совершая свои действия и поступки, принимая ответственные решения. 3емельно-правовая норма, как и всякая иная правовая норма, имеет свою внутреннюю СТРУКТУРУ, т. е. составные части, связанные между собой определенным логическим содержанием. Структура земельно-правовой нормы: 1) гипотеза, т. е. описание условий действия правовой нормы. Условие не обязательно должно быть подробным описанием. В земельном законодательстве содержится немало статей, в которых описываются очень краткие фактические обстоятельства, необходимые для применения данной правовой нормы. Этим фактическим обстоятельством может быть, например, то, что пользователем земельного участка является гражданин или государственная, общественная организация. Юридический статус субъекта земельного права служит здесь необходимым условием (фактом) для применения определенной земельно-правовой нормы. В гипотезе не обязательно присутствие слова -если-, указывающего на условие, но оно всегда подразумевается; 2) диспозиция, которая указывает, каким должно быть поведение людей, организаций, предприятий, учреждений при наличии предусмотренных гипотезой фактических обстоятельств или условий; 3) санкция, которая указывает на юридические последствия совершенного правонарушения (штраф, принудительное изъятие земельного участка и др.). Санкция может быть не только наказательной (штрафной), но и просто правовосстановительной рассчитанной лишь на восстановление нарушенного права. Структурные части земельно-правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция) излагаются в статьях, пунктах, подпунктах того или иного нормативного акта по-разному. Земельные правоотношения – это отношения между органами власти, организациями и частными лицами, урегулированные нормами земельного права. Виды земельных правоотношений:1) Регулятивные правоотношения – это совершение участниками отношений позитивных действий. Возникают на практике земельных правоотношений. 2) Правоохранительные отношения – это отклонение участника земельных отношений от нормы закона. Возникают по поводу правонарушений, когда возникает необходимость юридического воздействия на нарушение земельного законодательства или есть угроза наступления правонарушения. 3) Материальные правоотношения возникают на основании норм земельного права. Устанавливают существенные права и обязанности участников земельных правоотношений. 4) Процессуальные правоотношения возникают на основании норм процессуального права (порядок подачи заявлений, просьб и ходатайств о предоставлении земли, правила обжалования решений государственных органов, процедура рассмотрения земельных споров).

В.5 – Основания возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений.

Основаниями возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений являются юридические факты, которые обладают следующими признаками: 1) в них объективно выражены обстоятельства. Например, желание гражданина приобрести в собственность земельный участок (обстоятельство субъективного характера) не является основанием для возбуждения дела по, приобретению этого участка. Это желание обретет статус юридического факта лишь тогда, когда будет выражено объективно: будет подан соответствующий документ в местную администрацию, выдвинута оферта (предложение о заключении договора купли-продажи земли) и т. п.; 2) они носят конкретный характер. Так, не может являться юридическим фактом для возбуждения дела о наказании общее ухудшение экологической обстановки в местности, поскольку не конкретизированы ее виновники, не определена степень виновности каждого, не выявлены причинные связи между поведением и наступившими последствиями; 3) они отражены в законе: а) путем прямого указания как основания для возникновения, изменения или прекращения правоотношения. Например, отвод земельного участка в натуре на местности и выдача соответствующих документов является фактом, порождающим право на использование земельного участка по целевому назначению; б) путем косвенного отражения в законе, выявляемого анализом или сопоставлением правовых норм. Так, презюмируется (предполагается) виновность собственников земельных участков в нерациональном использовании земли, когда снизилась урожайность используемого земельного участка. Как правило, юридические факты закрепляются в гипотезах правовых норм, регулирующих земельные отношения. Так, гипотезой, т.е. условием, при котором возможно предоставление земельных участков для ведения крестьянского хозяйства, садоводства, животноводства и т. п., является гражданство в РФ лица, желающего осуществлять соответствующий вид землепользования. Вместе с тем юридические факты, являющиеся основанием возникновения правоотношений, могут выражаться и в диспозициях правовых норм. Например, в правовой норме, диспозиция которой регулирует возникновение аренды объектов недвижимости, возведенных на земельных участках и связанных с ними, это обстоятельство является юридическим фактом, порождающим возможность аренды этих земельных участков на срок аренды объектов недвижимости. Для возникновения, изменения или прекращения земельных правоотношений законом предусматриваются не только единичные юридические факты, но и целые их группы (юридические составы). Например, для получения земельного участка для строительства того или иного объекта необходим целый фактический состав: выбор участка по установленной законом процедуре, стадии согласовании, стадии предоставления в использование и др.

В.6 – Объекты земельных правоотношений.

Объектом правоотношения по использованию земли всегда явля­ется индивидуально определенный земельный участок и земельная доля. Земельный участок представляет собой часть земли, отделенную и обозначенную на местности при помощи границ. Земельные доли в земельном участке, находящемся в общей доле­вой собственности, являются самостоятельным объектом земельных прав; при этом на местности не выделяются. Земель­ный участок - часть земли, имеющую свои грани­цы. Земельные доли, которые находятся в пределах земельных участ­ков - самостоятельный объект земельных прав. Помимо земельных правоотношений в области использования земли, существу­ют также правоотношения собственности на землю. К объектам земельных правоотношений государственной собствен­ности относятся земли, находящиеся в пределах их административно-территориальных границ, за исключением земель, составляющих феде­ральную, муниципальную, частную и иную форму собственности. Объектами муниципальной собственности являются земли, находящи­еся в границах административных районов и населенных пунктов, за теми же исключениями. Кроме того, объектами земельных правоотношений собственности выступают земельные участки, предоставленные в собственность физическим и юридическим лицам.

В.7 – Субъекты земельных правоотношений.

Субъектами земельных правоотношений могут быть не всякие лица, а лишь те, которые наделены действующим законодательством определенными правами и обязанностями, достаточными для участия в тех или иных правоотношениях. Правомочия субъектов земельных правоотношений можно подраз­делить на общие и специальные, т.е. присущие всем видам субъектов или лишь отдельным их категориям. Субъектами земельных правоотношений являются: • РФ, ее субъекты; • муниципальные образования; • физи­ческие лица; • юридические лица. Для того чтобы юр. и физ.лица могли выступать в качестве субъектов земел.правоотношений, они должны обла­дать земельной правосубъектностью, которая состоит из зем.правоспособности и дееспособности. Земельная правоспособность - воз­можность лица иметь земельные права и обязанности, а земель­ная дееспособностьспособность лица своими действиями приоб­ретать и осуществлять права и нести обязанности в сфере земельного права. Важной характеристикой участников земель­ных правоотношений является их правовой статус, как совокупность земельных прав и обязанностей. Возникновение правового статуса происходит одновременно с возникновением самих субъектов земель­ных правоотношений с учетом особенностей для физических и юридических лиц. В теории земельного права принято делить права и обязанности участников правоотношений на: • общие, которые присущи всем субъектам земельных правоотношений; • специальные, которыми закон наделяет лишь отдельные категории субъектов.

В.8 – Основные этапы истории развития земельного права в России.

Земля для России всегда была одним из основных источников благосостояния страны. Обширные просторы, обилие черноземов издавна способствовали развитию самых разных отраслей эконо­мики, и в первую очередь сельского хозяйства. Земельное право России длительное время развивается преимущественно вокруг отношений собственности на землю. Главными историческими вехами, с которыми связывается раз­витие земельного права дореволюционной России, стали две зе­мельные реформы. В 1861 г. крестьяне были освобождены от кре­постной зависимости и пополнили круг субъектов землепользова­ния. В соответствии с изданными нормативными актами был ре­формирован весь круг отношений, связанных с жизнью крестьян, включая имущественные, трудовые, семейные, административные. Земельные отношения крестьян строились на принципах установ­ления двух видов собственности на землю — общественной собст­венности сельского общества и частной собственности крестьян. Однако действовало правило, в соответствии с которым земли в общественную и частную собственность могли быть получены лишь после выплаты выкупных платежей помещику. Эти платежи были отменены царским правительством 1 января 1907 г.Отношение не в пользу последних изменилось в начале XX сто­летия, когда начал активно развиваться процесс индивидуализа­ции крестьянского хозяйства, подготовивший почву для проведе­ния Столыпинской реформы 1906—1910 гг. Принятыми в этот период нормативными актами был ликвидирован общинный поря­док землевладения и установлена личная собственность крестьян на земельные участки. Практически переход к частной собствен­ности не был осуществлен в полной мере. Наряду с постепенным выделением земель в частную собственность весь период Столы­пинских реформ вплоть до 1917 г. сохранялась и общественная собственность крестьян. Оценка этого периода также не однознач­на. С одной стороны, приводятся цифры, свидетельствующие о подъеме сельского хозяйства. С другой — этот исторический пе­риод связывается с возникновением серьезнейшего кризиса в эко­номике, повлекшего широкое распространение голода. Развитие земельных отношений в сельском хозяйстве, основан­ных на сочетании частной и общественной собственности, было прервано в 1917 г., когда известные революционные события при­вели к установлению советской власти и образованию Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (РСФСР). Именно с этого года земельное право вступило в новую, продолжительную и относительно стабильную фазу своего развития, в течение которой сформировались устойчивые, несомненно обу­словленные государственной политикой страны общественные зе­мельные отношения. Насколько они были прогрессивны и эффек­тивны — вопрос отдельный, но ясно одно, что их влияние на весь современный уклад жизни, мировоззрение людей, экономическое развитие страны остается существенным.Первым нормативным актом, внесшим революционные преоб­разования в земельные отношения, стал Декрет «О земле», при­нятый Всероссийским центральным исполнительным комитетом (ВЦИК) 26 октября 1917 г. В соответствии с Декретом отменялась помещичья собственность на землю, а земли передавались «в распоряжение волостных земельных комитетов уездных Советов крестьянских депутатов, впредь до Учредительного Собрания». Вслед за Декретом «О земле» принимаются нормативные акты, регулирующие отношения государственного управления земель­ными отношениями, охраны земель, землеустройства, платы за землю. В частности, в 1917 г. создается сложная система земель­ных комитетов, в ведение которых поступают все земли, учреж­дается единый государственный земельный фонд, отменяется право частной собственности на землю и другую недвижимость в городах, а за их использование предусматривается взимание платы.  Постановление ВЦИК от 14 февраля 1919 г. «О социалистичес­ком землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию» сыграло важную роль в дальнейшем развитии аграр­ных и связанных с ними земельных отношений. Данное постанов­ление закрепило политику перехода от единоличных форм хозяй­ствования на земле к коллективным. Все виды единоличного зем­лепользования рассматриваются как «проходящие и отживаю­щие». Создается климат наибольшего благоприятствования раз­личного рода коллективным хозяйствам. В частности, советские хозяйства (совхозы), обязанные своим рождением данному поста­новлению, имели право на получение в пользование наилучших и наиболее ценных земель (имения с ценными многолетними куль­турами, рациональными хозяйствами, имения с развитым техническо-промышленным делом). Поддержку получили и сельскохо­зяйственные производительные коммуны — общественные сель­скохозяйственные объединения трудящихся, которые, к примеру, равно как и совхозы, имели право на получение увеличенной кормовой нормы для скота. Одновременно постановление преду­сматривало порядок ведения землеустройства, регистрации и учета землепользовании. Новая экономическая политика начала 20-х гг. вернулась к стимулированию единоличного крестьянского хозяйства. В 1922 г. принимается первый Земельный кодекс РСФСР, состоящий из четырех разделов и 222 статей. Земельный кодекс начинался с подтверждения незыблемости принципа об отмене навсегда права частной собственности на землю, а все земли провозглашались собственностью рабоче-крестьянского государства. Объектами ре­гулирования данного нормативного акта стали лишь две категории земель — сельскохозяйственные и земли городов.

Вопрос 9: Источники земельного права. - это совокупность нормативно-правовых актов, содержащих нормы, регулирующие земельные общественные отношения. Нормативные правовые акты по своей форме и содержанию не однообразны. Они могут выступать в форме законов, указов Президента РФ, постановлений, положений, правил, инструкций, решений, приказов, уставов, договоров (соглашений) и т. д. Систему источников земельного права образуют: Конституция РФ; федеративные договоры; международные договоры РФ, общепризнанные принципы международного права; законы (конституционные и федеральные); указы и распоряжения Президента РФ; постановления и распоряжения Правительства РФ; конституции, уставы, законы, иные нормативные правовые акты субъектов РФ; нормативные правовые акты министерств и ведомств; нормативные правовые акты органов местного самоуправления; корпоративные (локальные) нормативные правовые акты; правовой обычай. Большую роль в регулировании земельных отношений имеют межотраслевые источники земельного права: ФЗ РФ "Об охране окружающей среды" 2002 г., Водный кодекс РФ 1995 г., Лесной кодекс РФ 1997 г., Уголовный кодекс РФ 1996 г., Кодекс РФ об административных правонарушениях 2001 г., Трудовой кодекс РФ 2002 г.

Вопрос 10: Основные земельные права и обязанности граждан. Права субъектов земельных правоотношений можно разделить на две группы: на определенное поведение и требования.1) Права на определенное поведение, которое выражается в дей­ствии или бездействии. Право на действия можно разделить на: а) виды действий с землей, которые собственник вправе совершать; б) способы, реализации действий. Право на бездействие может быть двух видов: полное и частичное. 2) Права требования  от обязанных лиц определенного поведения, которые осуществляются: в судебном порядке; в административном (несудебном) порядке. Все виды прав субъектов земельных правоотношений носят субъективный характер, полностью зависят от воли субъекта, который может и не воспользоваться этими правами, не неся при этом ответственности. Обязанности субъекта - установленный законом вид и объем должного поведения лица, которому, как правило, соответствуют субъективные права другого лица. Обязанное поведение субъектов выражается в двух основных формах: обязанности совершать какое-либо действие; обязанности не допускать совершения каких-либо действий. В отличие от прав обязанности подлежат точному выполнению под страхом применения ответственности и наступления неблагоприятных последствий. Права и обязанности субъектов земельных правоотношений можно подразделить на общие (универсальные для всех земельных пра­воотношений) и конкретные для каждого земельного правоотношения. Общие права и обязанности - деятельность субъектов по обеспечению рационального использования и охраны земель, повышению плодородия почв, сохранению и улучшению окружающей среды, соблюдению законности в земельных правоотношениях и т. п. Специальные права и обязанности зависят от конкретных земельных правоотношений, их субъектов, особенностей объекта и обстановки, в которой реализуются данные правоотношения.

Вопрос 11: Понятие собственности и права собственности на землю и другие природные ресурсы. Собственность — это определенный вид общественных отношений, выражающийся в том, что одни лица свободно господствуют над тем или иным объектом, и вмешательство в это господство иных лиц не допускается. На форме земельной собственности отражаются уникальные свойства земли, отличающие ее от форм собственности на другое имущество, являющееся продуктом человеческого труда. Право собственности на землю в объективном смысле представляет собой институт земельного права, нормы которого регулируют статику земельных волевых отношений собственности как состояние принадлежности участков земли. Право собственника на землю в субъективном смысле — это за­крепленная за собственником юридическая возможность владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему земельным участком своей властью и в своих интересах путем совершения в отношении этих земельных участков действий, не противоречащих закону и иным нормативно-правовым актам и не нарушающих права и охраняемые законом интересы других лиц, а также возможность устранять вмешательство всех третьих лиц в сферу хозяйственной деятельности собственника. В практике и теории земельного права под «правом собственности на землю» понимается право в субъективном смысле, включающее в себя три правомочия - владение, пользование и распоряжение. Владение - основанная на законе возможность фактического обладания земельным участком или определенной частью земельного фонда России. Пользование - это допустимая законом возможность хозяйственной и иной эксплуатации земли, извлечения из нее полезных свойств и использования для иных целей удовлетворения потребностей общества. Распоряжение - это допустимая законом возможность определять юридическую судьбу этого объекта (право продавать землю, обменивать ее, дарить и т.д.).

Вопрос 12: Объекты права собственности на землю. Объект права собственности на землю — часть земли (земельный участок и земельная доля) как производственного базиса, которая в установленном порядке перешла к определенному субъекту или находится в его владении, пользовании и распоряжении. Объекты права собственности определяются в зависимости от форм земельной собственности. Объектом права собственности субъектов РФ могут быть все земли, находящиеся в пределах их адм.-терр.границ за исключением земель, переданных в федеральную, муниципальную, частную собственность. К объектам муниципальной собственности относятся земли, находящиеся на их территориях и необходимые для обслуживания потребностей местного населения, коммунального хозяйства, благоустройства, инженерной инфраструктуры и земли занятые муниципальными объектами. Перечень объектов, составляющих муниципальную собственность, устанавливается органами МС, решения которых могут быть оспорены в судебном порядке. Объектом частной собственности могут быть земли, переданные гражданам из государственных и муниципальных, а также приобретенные в результате совершения земельных сделок. Земельные участки, являющиеся объектом частной собственности, индивидуализируются в натуре (на местности) при отводе и юридически (путем выдачи документа, удостоверяющего право собственности на этот участок). Объектом права собственности членов коллектива сельскохозяйственных предприятий, которым земля принадлежит на праве общей собственности, является земельная доля (пай) или земельная акция.

Вопрос 13: Формы и виды права собственности на землю. В соответствии с п. 2 ст. 9 Конституции РФ и ст. 209—217 ГК РФ в России устанавливаются частная собственность на землю граждан и юридических лиц, государственная (федеральная и субъектов РФ), муниципальная и иные формы собственности. Граждане могут иметь земельные участки на праве не только индивидуальной, но и общей долевой (с определенной долей каждого собственника) и общей совместной (без определения долей каждого) собственности. Право собственности на землю реализуется через формы и виды собственности на земельные участки, составляющие земельный фонд России. В законодательстве по субъектному составу различаются следующие формы земельной собственности: частная собственность — осуществляется и реализуется властью отдельных граждан и групп в их интересах; гос.собственность — реализуется властью государства в интересах всего общества в целом; муниц.собственность — реализуется властью органов местного самоуправления в интересах населения того или иного муниципального образования; иные формы собственности — смешанные. Право частной собственности граждан на земельные участки — право владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками с соблюдением обременении и иных условий, установленных законом (ст. 15 ЗК РФ). Право частной собственности на землю юридических лиц. Собственность юридических лиц на земельные участки, наряду с соб­ственностью граждан, относится к частной форме собственности. Наличие у юридического лица обособленного имущества является одним из непременных его признаков. Допустимо иметь имущество не только на праве собственности, но и в хозяйственном ведении или оперативном управлении (ст. 48 ГК РФ и ст. 15 ЗК РФ). Круг юридических лиц, названных в ст. 213 ГК РФ субъектами права собственности, довольно широк: это хозяйственные общества и товарищества, производственные и потребительские кооперативы, об­щественные и религиозные организации (объединения), ассоциации и союзы и др. Право общей собственности на земельный участок. Общая собственность на землю является одним из видов частной собственности. Для общей собственности характерна множественность субъектов права собственности, которые именуются участниками общей собственности. Общая собственность возникает, прежде всего, на имущество, которое не может быть разделено без изменения его назначения. Недопустимость раздела вещи может быть установлена непосредственно законом. Делимое имущество поступает в общую собственность. Общая собственность на имущество является долевой, за исключением случаев, когда законом предусмотрено образование совместной собственности на это имущество. земельный участок может находиться в общем владении с определением доли каждого из владельцев (долевое владение) или без определения долей (совместное владение). Право государственной собственности на землю. Это право собственности РФ и ее субъектов на землю. К государственной собственности относятся земли, не находящиеся в частной собственности граждан и юридических лиц, а также в муни­ципальной собственности (ст.214 ГК РФ). Земли и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юр.лиц либо муниц.образований, являются государственной собственностью (ч.2 ст.214 ГК РФ). От имени Российской Федерации и ее субъектов права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции (ч.1 ст.125 ГК РФ). Гос.собственность состоит из земель, находящихся в собственности РФ (фед.собственность) (ст.16 ЗК РФ), и земель, находящихся в собственности субъектов РФ.

Вопрос 14: Содержание права собственности на землю. Содержание права собственности на землю представляет собой совокупность правомочий субъектов по владению, пользованию и распоряжению находящимся в собственности земельным участком. Правомочия предполагают права и обязанности собственника, которые осуществляются исключительно по его воле. Эти правомочия можно подразделить на общие и специальные, т.е. присущие всем случаям отношений собственности на землю и имеющие специфические особенности, в зависимости от определенных условий использования земли. К общим правомочиям относятся права и обязанности на совершение определенных действий в отношении земли или воздержание от них (самостоятельно хозяйствовать на земельном участке; возводить строения и сооружения в соответствии с установленным порядком и целевым назначением земельного участка; передавать земельный участок в залог, по наследству; продавать, отчуждать, сдавать в аренду, в том числе продавать право аренды; передавать земельный участок в качестве вклада как пай в производственные и потребительские кооперативы и др.) Собственники земельных долей имеют право продавать принадлежащие им земельные доли; закладывать право на земельную долю в банк (кроме неделимого земельного участка); дарить и обменивать право на земельную долю, сдавать земельную долю в аренду и т. п. Специальные правомочия собственников земли обусловлены тремя группами факторов: особенностями земельных участков, находящихся в собственности; особенностями правового статуса собственников земли; иными обстоятельствами.

Вопрос 15: Понятие и виды прав на землю лиц, не являющихся собственниками земли. Существующие в законодательстве, помимо права собственности, иные права на земельные участки представляют юридическую возможность несобственнику участка удовлетворять свои потребности за счет эксплуатации данного земельного участка. К таким правам относятся пожизненное наследуемое владение и постоянное бессрочное пользование. Согласно п. 1 ст. 21 ЗК РФ, предоставление земельного участка гражданам на праве пожизненного наследуемого владения после введения в действие Земельного кодекса не допускается. Но если право пожизненного наследуемого владения земельным участком было приобретено гражданином до введения в действие кодекса, то оно сохраняется. Право пожизненного наследуемого владения устанавливалось в отношении земель, находящихся в гос. или муниц.собственности. Субъектом права пожизненного наследуемого владения может быть только гражданин. Основаниями возникновения права пожизненного наследуемого владения являются два юридических факта: а) принятие гражданином наследства, когда в наследственную массу входит земельный участок, принадлежавший наследователю на праве пожизненного наследуемого владения; б) договор купли-продажи недвижимости или иное основание перехода права собственности на здания, строения, сооружения, расположенные на земельном участке, принадлежащем на праве пожизненного наследуемого владения бывшему собственнику недвижимости (ст. 35 ЗК РФ, ст. 552 ГК РФ). Помимо правомочий владения и пользования, землевладельцу принадлежит и право распоряжения в пределах, установленных законом. Землевладелец вправе передать принадлежащий ему земельный участок по наследству, а также отказаться от принадлежащего ему права. Совершать сделки, которые влекут или могут повлечь отчуждение земельного участка (например, продажу, залог), землевладелец не вправе. Граждане, имеющие земельные участки в пожизненном наследуемом владении, имеют право приобрести их в собственность. Право постоянного (бессрочного) пользования может возникнуть только в отношении земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Основной категорией лиц, использующих земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования, являются юр.лица. После введения ЗК РФ предоставление земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования допускается только гос. и муниц.учреждениями, фед.казенными предприятиями, а также органами гос.власти и органами местного самоуправления. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в гос. или муниц.собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие Земельного кодекса РФ, сохраняется. Основаниями приобретения права постоянного (бессрочного) пользования являются: а) решение уполномоченного гос. или муниц.органа о предоставлении земельного участка указанным в законе лицам на праве постоянного (бессрочного) пользования; б) правопреемство права постоянного (бессрочного) пользования при реорганизации юр.лица; в) переход права собственности на здания, сооружения, если прежний собственник указанных объектов недвижимости использовал передаваемый участок на праве постоянного (бессрочного) пользования. Владение и пользование земельным участком землепользователем осуществляется в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актами о предоставлении участка в пользование. Распоряжаться земельным участком землепользователь не вправе (п. 4 ст. 20 ЗК РФ), но он может добровольно отказаться от принадлежащего ему права. Право постоянного (бессрочного) пользования может быть принудительно прекращено по основаниям, предусмотренным в ст. 45 ЗК РФ.

Вопрос 16: Основания возникновения права на землю. Статья 25 ЗК РФ предусматривает, что права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством. В соответствии с п. 1 ст. 8 ГК РФ основаниями возникновения прав на такой вид имущества, как земельные участки, могут являться:1) договор или иная сделка; 2) акт государственного органа или органа местного самоуправления; 3) судебное решение, установившее право на земельный участок; 4) приобретение имущества по основаниям, допускаемым законом. Следует отметить, что в ряде случаев для возникновения прав на земельные участки необходимо одновременно несколько оснований. Так, например, при предоставлении земельного участка в аренду государственным органом или органом местного самоуправления основаниями для возникновения права аренды будут, во-первых, акт соответствующего органа о предоставлении земельного участка, во-вторых, заключаемый на его основании договор аренды земельного участка. Аналогичная ситуация складывается при заключении на основании актов государственных или муниципальных органов договоров купли-продажи земельных участков или безвозмездного срочного пользования ими.

Вопрос 17: Ограничения прав на землю: объективные, субъективные. Граждане и юр.лица могут обладать правами на землю, предусмотренными земельным законодательством, однако в отдельных случаях данные права могут быть ограничены. В принципе, к ограничениям прав на землю можно отнести все, что ограничивает право владения, пользования или распоряжения земельным участком. П.2 статьи 56 Земельного кодекса РФ устанавливает следующие ограничения прав на землю: особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах; особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных; условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному в установленном порядке проекту, строительства, ремонта или содержания автодороги (участка автодороги) при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в гос. или муниц.собственности; иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных настоящим Кодексом, ФЗ. Данный перечень не является исчерпывающим. Некоторые из ограничений предусмотрены др.статьями Земельного кодекса, а также законами об охране и использовании отдельных природных ресурсов и иными ФЗ.

18. Основания изменения и прекращения прав на землю.

Возникновению, изменению и прекращению земельных правоотношений предшествуют юридические факты - события или действия (бездействия), с которыми право связывает определенные юридические последствия. Эти юридические факты называются основаниями возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений. Общим основанием возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений являются наличие правовой нормы и действия граждан, совершаемые по собственном волевому изъявлению в соответствии с данной нормой. В большинстве случаев, возникновение, изменение и прекращение земельных правоотношений требует соблюдения дополнительных условий. Одним из которых является необходимость получения заинтересованными субъектами специальных документов, издаваемых госорганами и, по сути, удостоверяющими право на совершение определенного рода действий, связанных с землями. Земельным законодательством предусматриваются и условия, при которых происходит изменение земельных правоотношений, основанием для этого являются решения соответствующих государственных органов. Земельные правоотношения прекращаются при наличии различных случаев и условий, предусмотренных законодательством. В обобщенном виде в число оснований прекращения прав на земельные участки входят добровольный отказ от земельного участка, отчуждение собственником своего земельного участка, использование земли не по целевому назначению, истечение срока пользования, ликвидация юридического лица, смерть гражданина-землепользователя, нерациональное использование земель, использование земель способами, приводящими к ухудшению их состояния, неуплата земельного налога, изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд, изъятие земельных участков из земель с\х назначения в государственную или муниципальную собственность в порядке обязательного отчуждения, прекращение трудовых отношений, когда субъектом является служебный земельный надел и некоторые другие.

19. Основные направления охраны земель по действующему законодательству.

Охраной земель- система правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на рациональное использование земель, предотвращение необоснованных изъятий земель из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных воздействий, а также на восстановление продуктивности земель, воспроизводство и повышение плодородия почв. Охрана земель осуществляется в целях предотвращения деградации и нарушения земель, других неблагоприятных последствий хозяйственной деятельности, а также создания механизма учета и проверки экологического состояния земель. Выделяют три главных направления в охране земель: правовое (стимулирование внедрения природоохранных технологий производства, регулирование прав и обязанностей землепользователей по осуществлению мер по охране земель и рациональному землепользованию, установление мер юридической ответственности); организационное (разработка нормативов безопасного землепользования и доведение их до землепользователей, оценка состояния почв, установление нормативов предельно допустимых концентраций вредных химических и др. веществ, проведение экологической и других экспертиз, гос. контроль за использованием и охраной земель, зонирование территорий, ведение государственного земельного кадастра, землеустройство, консервация земель); экономическое компенсирование землепользователям ущерба, причиненного им вследствие ухудшения качества земель, их деградации или нарушения, изъятия; введение ограничений в использовании, льготная плата за землю, установление стимулирующих охрану земель и рациональное использование выплат.

20. Мелиорация земель.

Мелиорация земель - это коренное улуч­шение их путем проведения гидротехнических, культур технических, хи­мических, противоэрозионных, агромелиоративных, агротехнических и других мелиоративных мероприятий. В зависимости от характера мелиоративных мероприятий различают следующие типы мелиорации земель: гидромелиорация (проведение комплекса мелиора­тивных мероприятий, обеспечивающих коренное улучшение заболочен­ных, излишне увлажненных, засушливых, эродированных, смытых и других земель, состояние которых зависит от воздействия воды) ; культуртехническая мелиорация (расчистка мелиорируемых зе­мель от древесной и травянистой растительности, кочек, пней, мха; расчи­стка таких земель от камней и иных предметов; мелиоративная обработка солонцов; рыхление, пескование, глинование, землевание, плантаж и пер­вичная обработка почвы; проведение иных культуртехнических работ); агролесомелиорация (использо­вания почвозащитных, водорегулирующих и иных свойств лесных насажде­ний);химическая (проведение ком­плекса мелиоративных мероприятий по улучшению химических и физи­ческих свойств почв - известкование почв, фосфоритование и гипсование).

21. Виды управления в сфере использования и охраны земель.

Управление – подзаконная исполнительно-распорядительная деятельность органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, направленную на обеспечение эффективного и рационального использования земель, повышение почвенного плодородия и их охрану. Правовой основой управления в рассматриваемой сфере является право территориального верховенства государства. Характер деятельности исполнительных органов государственной власти по организации рационального использования и охраны земель обусловлен принципом разделения властей. Содержание управления в сфере использования и охраны земель состоит в выполнении соответствующими органами управленческих функций. Ф-ции управления:1) государственный земельный кадастр;2) территориальное планирование использования и охраны земель;3) предоставление и изъятие земель;4) землеустройство;5) мониторинг земель;6) государственный контроль за использованием и охраной земель. Виды управления: общее; специальное и ведомственное. Общее управление носит территориальный характер, касается всех собственников, владельцев, пользователей и арендаторов в пределах территории всей страны, субъекта РФ или территории местного самоуправления. Такое управление осуществляют соответственно Правительство РФ, органы исполнительной власти субъекта РФ или местная администрация в пределах установленной для них компетенции.Специальное управление осуществляют специально уполномоченные на то гос. органы исполнительной власти, для которых выполнение соответствующих функций управления является главной задачей. К ним относились Государственный комитет РФ по земельной политике (Госкомзем), Государственный комитет РФ по охране окружающей среды (Госкомэкология России) и др. Эти федеральные органы осуществляли практически все функции управления использованием и охраной земель. Ведомственное управление осуществляют ряд федеральных органов исполнительной власти в отношении земель, которые находятся в федеральной гос.собственности. Этот вид управления распространяется на подведомственные данным органам организации. Такое управление осуществляют Министерство экономического развития и торговли РФ, Федеральная служба земельного кадастра России, Министерство природных ресурсов РФ, Министерство имущественных отношений,Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство энергетики РФ. По направлениям деятельности управление: социально-экономическое, политическое, экологическое. Управление также можно рассматривать в виде государственного, муниципального, общественного управления, управления в хозяйствующих субъектах (производственное управление).

22. Методы управления в сфере использования и охраны земель. Управление – подзаконная исполнительно-распорядительная деятельность органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, направленную на обеспечение эффективного и рационального использования земель, повышение почвенного плодородия и их охрану. Методы управления- способы управленческого воздействия или средства практической реализации стоящих перед соответствующими органами задач, функций исполнительной и распорядительной деятельности для достижения управленческого результата. Они подразделяются на методы убеждения и принуждения либо на экономические (оценка земель)и внеэкономические методы (метод контроля и надзора) В основе управления охраной и использования земель лежат общеправовые принципы, присущие системе государственного управления социально-экономическим развитием, специфические принципы, вытекающие из объективных законов развития общества и природы и учитываемые при организации процесса управления, отраслевые земельно-правовые принципы.

23. Информационное обеспечение в сфере использования земли.

Для эффективного управления земельными ресурсами и принятия решений в области регулирования земельных отношений управляющие органы и все субъекты земельных отношений должны быть обеспечены достоверной и оперативной информацией о состоянии земельного фонда и динамике его развития, что позволит прогнозировать его развитие и принимать решения, обеспечивающие рациональное использование земель. Информация в системе управления земельными ресурсами - это совокупность данных, создаваемых и хранящихся в специализированных информационных системах, предназначенная для решения задач управления земельными ресурсами конкретного административно-территориального уровня. Главное требование системы управления земельными ресурсами к информации - точное потребительское назначение информации, своевременность ее представления, оптимальность степени генерализации. Информацию можно получить из государственного земельного кадастра (ГЗК), из информационной сиатемы:- получение визуальной информации о стоимостях земель, о статусе кварталов и земельных участков;
• возможность проведения анализа данных на основе информации о процентном соотношении земель по виду права, по категориям и др.; • формирование сведений для планирования налоговых поступлений в муниципальный бюджет от земельных ресурсов города; • формирование сведений для планирования арендных платежей по землям муниципальной собственности; • формирование свободных земельных участков, ведение их реестра, подготовка информации для организации аукционов по их продажам; •  информация для подготовки аналитических отчетов по эффективности использования земель города. Для земельных служб: • выявление соответствия кадастровой и рыночной стоимости; • подготовка и обновление информации ГЗК для субъектов рынка и населения; • предоставление информационных услуг населению и фирмам. Для коммерческих структур рынка информационных услуг: • получение информации о земельном участке по разрешенному виду функционального использования по следующим показателям: кадастровый номер квартала, кадастровый номер участка, удельный показатель кадастровой стоимости квартала, кадастровая стоимость земельного участка, ставка налога, величина арендной платы, наличие инженерных коммуникаций, параметры рельефа участка; • формирование выходной документации по стандартным формам, включая схему границ участка; • выполнение пространственного анализа выбранного земельного участка: состав объектов инфраструктуры в заданном радиусе, наличие соседей, транспорта, магазинов, удаленность объектов загрязнения и др.; • получение информации по запросам; • формирование базы данных о рыночной стоимости земельных участков; • предоставление аналитических услуг по вопросам стоимости земель, в том числе прогнозы рыночной стоимости земельных участков; - предоставление информационных услуг населению и фирмам.

24. Планирование и территориальное зонирование. Градостроительное планирование развития территорий.

Градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий городов и иных поселений, на основе территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства.  Территориальное планирование - планирование территорий для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных и муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий. Зонирование территории – выделение в процессе проектирования зон (земельных территорий), различных по функциональному назначению. Схема зонирования - составная часть генерального плана, проектов планировки и застройки территории (населённого пункта, земельного объекта, участка). Градостроительное зонирование – это деление территории поселений на территориальные зоны при градостроительном планировании с определением вида градостроительного использования этих земельных территорий и ограничений на их использование. Градостроительное планирование развития территорий является деятельностью по разработке, согласованию, утверждению, мониторингу реализации и актуализации градостроительных планов развития соответствующих административных округов города, районов), осуществляемой органами исполнительной власти с участием органов местного самоуправления в городе, а также с участием граждан и юридических лиц. Правовой основой градостроительного планирования развития территорий административных округов, районов являются Конституция Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, иное федеральное законодательство, законы субъекта. Органы местного самоуправления участвуют в градостроительном планировании развития территорий административных округов, районов по предметам, отнесенным федеральным законодательством и иными законами к ведению муниципальных в области градостроительной деятельности. Финансирование работ по градостроительному планированию развития территорий административных округов, районов осуществляется за счет средств соответствующего бюджета , в т.ч. средств целевых бюджетных фондов развития территорий административных округов, районов.

25. Резервирование земель.

Резервирование земель - ограничение не только права собственности, но и иных вещных прав на земельный участок. Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных Земельным Кодексом, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов. Резервирование земель допускается в зонах планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий. Земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем семь лет. Допускается резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для строительства автодорог, железных дорог и других линейных объектов на срок до двадцати лет.

26. Установление и изменение целевого назначения земель. Разрешенное использование земельных участков.

Отнесение земель к той или иной категории осуществляется на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с их полномочиями. Изменение целевого назначения земель осуществляется органами исполнительной власти или органами местного самоуправления, принимающими решения о передаче этих земель в собственность или предоставление в пользование, изъятии (выкупе) земель и утверждающими проекты землеустройства или принимающими решения о создании объектов природоохранного и историко-культурного назначения.  целевого назначения земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, осуществляется по инициативе собственников земельных участков в порядке, уст.законом. Под разрешенным использованием земельных участков и иных объектов недвижимости в градостроительстве в Градостроительном кодексе РФ понимается использование объектов недвижимости в соответствии с градостроительным регламентом; ограничения на использование указанных объектов, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также сервитуты. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Сведения о категории земель и разрешенном использовании земельных участков содержатся в Едином государственном реестре земель. Государственный земельный кадастр и градостроительная документация о градостроительном планировании развития территорий и поселений и об их застройке являются основой для государственного градостроительного кадастра.

27. Мониторинг земель.

Государственный мониторинг земель – это система наблюдений за состоянием земель. Объекты госмониторинга – все земли в РФ. Задачи мониторинга: - своевременное изменение состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и устранении последствий негативных процессов; - информационное обеспечение гос. земельного контроля за использованием и охраной земель; - обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды. Различают: федеральный, региональный, локальный.

28. Государственный учет земель. Ведение государственного земельного кадастра.

Гос.учет земель – это процедура, включающая в себя учет наличия и состояния земель, учет и распределение земель по их категориям, арендаторам, пользователям и различным иным признакам. Следует различать количественный учет земель, производящийся по целевому назначении земли и по ее хозяйственному использованию, от качественного учета (ценности) городских земель. Качественные показатели, в основном, зависят от природных и других потребительских характеристик земельных участков. Государственный кадастровый учет земельных участков - описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера. Порядок проведения государственного кадастрового учета земельных участков. 1. Государственный кадастровый учет земельных участков проводится по месту их нахождения в обязательном порядке на всей территории Российской Федерации по единой методике. 2. Для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков. 3. Получение заявок о проведении государственного кадастрового учета земельных участков подтверждается соответствующими записями в книге учета документов и выдачей заявителям расписок о получении соответствующих документов. 4. Проведение государственного кадастрового учета земельных участков включает в себя проверку представленных заявителями документов, составление описаний земельных участков в Едином государственном реестре земель, присвоение кадастровых номеров земельным участкам, изготовление кадастровых карт (планов) земельных участков и формирование кадастровых дел. 5. Государственный кадастровый учет земельных участков проводится в течение месяца со дня подачи заявки о проведении государственного кадастрового учета определенного земельного участка. 6. В результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков заявителям выдаются удостоверенные в установленном порядке кадастровые карты (планы) земельных участков. Плата за проведение государственного кадастрового учета земельных участков с заявителей не взимается. 7. Деятельность по проведению государственного кадастрового учета земельных участков подлежит страхованию в установленном порядке.

29. Нормирование в сфере использования и охраны земель.

Каждой материальной земельно-правовой норме соответствует процессуальная земельно-правовая и иная норма. Например, предоставление земельного участка (реализация права на него, предусмотренного материальной земельно-правовой нормой) осуществляется по определенной процедуре: подача заявки, рассмотрение заявки, принятие решения, реализация решения на практике, обжалование решения заинтересованными лицами и т. п. Отсутствие у материальных земельно-правовых норм обеспечительных процессуальных норм оставляет первые пустой безжизненной декларацией. Так, отсутствие в законе в качестве исполнительного документа решений по земельным спорам, принимавшихся местными органами самоуправления, сводило к нулю исполнение этого решения до тех пор, пока таковое решение не обрело в законе статуса исполнительного документа. Земельно-процессуальные нормы являются необходимым условием действия на практике материальных земельно-правовых норм и поскольку последние в правовой науке нашли определенную классификацию на регулятивные и охранительные, такой же классификации следует подвергнуть и процессуальные нормы. К числу регулятивных земельно-процессуальных норм, а значит и к регулятивному виду земельного процесса, следует отнести те, которые регулируют применение материальных земельно-правовых норм с диспозициями, не имеющими охранительного характера. Например, перевод земель из одного вида угодья в другое; стимулирование землепользователей к повышению плодородия почв и мелиорации используемых земельных угодий; организация и проведение землеустроительных действий и т. п. К числу охранительных земельно-процессуальных норм целесообразно отнести такие, которые регулируют применение материальных земельно-правовых норм, содержащих санкции за нарушения или иные меры, направленные на пресечение нарушений и восстановление нарушенных земельных отношений. Так, к данной группе относятся: возмещение убытков, причиненных нарушением земельного законодательства; отмена незаконных решений по земельным вопросам; изъятие самовольно занятых земельных участков и др. Регулятивные земельно-процессуальные нормы можно классифицировать по следующим основным направлениям: 1) земельно-процессуальные нормы, регулирующие порядок ведения земельного учета, земельного кадастра. Положением о порядке ведения земельного кадастра введены такие важнейшие процессуальные нормы, как единая методика ведения кадастра; виды информации, подлежащие отражению в земельно-кадастровой документации; сроки предоставления кадастровой документации и др.; 2) земельно-процессуальные нормы, регулирующие порядок планирования и программирования использования земель. Определяют компетенцию федеральных, государственных и муниципальных органов в данной сфере; порядок составления планов и программ по использованию и охране земель; порядок принятия и исполнения их, отчета и отчетности органов, ответственных за реализацию этих планов и программ; 3) земельно-процессуальные нормы, регулирующие отношения по предоставлению и изъятию земель (распределению и перераспределению земельных участков). Содержатся в нормативно-правовых актах, регламентирующих деятельность органов местного самоуправления; в законе о собственности и о разграничении собственности; в законодательстве о регулировании арендных отношений и земельном законодательстве. Данная группа земельно-процессуальных норм весьма обширна и подразделяется на ряд групп: а) нормы, регулирующие порядок предоставления земельных участков, которые, в свою очередь, можно подразделить на: нормы, регулирующие административный порядок предоставления, когда местная администрация в соответствии с установленной процедурой передает лицу, физическому или юридическому, земельный участок в собственность, аренду или на ином титуле использования земли; нормы, регулирующие гражданский порядок предоставления земли, когда земельные участки продаются физическими и юридическими лицами друг другу или сдаются в аренду и субаренду по соответствующим договорам, регистрируемым в местной администрации; б) нормы, регулирующие изъятие земельных участков, осуществляемое по основаниям, определенным в законе; в) нормы, регулирующие изменение правового режима земель в связи с генеральными планами поселений и их изменением в установленном порядке; 4) земельно-процессуальные нормы, регулирующие правовое обеспечение надлежащего использования земель, выражающиеся в применении установленных агротехнических, эколого-правовых и иных норм при хозяйственной эксплуатации земельных участков. Например, предприятия и граждане, ведущие сельское хозяйство, обязаны выполнять комплекс мер по охране почв, и процесс реализации этого комплекса, процедура контроля за реализацией обеспечивают надлежащее использование земель; 5) земельно-процессуальные нормы, регулирующие порядок осуществления государственного контроля за использованием земель. В данной группе норм содержатся не только регулятивные, но и охранительные процессуальные нормы. Так, порядок посещения должностными лицами земельных угодий для проверки соблюдения земельного законодательства в использовании этих земель относится к числу регулятивных норм; дача же предписаний этими лицами на предмет устранения нарушений, приостановка хозяйственной деятельности на этих участках до устранения нарушений регулируются охранительными земельно-процессуальными нормами. Как уже отмечалось, контроль за порядком использования земель осуществляется не только специально уполномоченными на то органами, но и другими, в том числе и судами. Так, согласно ст. 225 ГПК и ст. 141 АПК суды через исполнение частных определений, вынесенных ими по выявленным нарушениям в ходе рассмотрения судебных дел, контролируют устранение нарушений, допущенных участниками земельных правоотношений. В силу этого процессуальные нормы, регулирующие порядок государственного земельного контроля, содержатся не только в земельно-правовых нормативных актах, но и в нормативных актах иной правовой природы (в частности — в гражданско-правовых); 6) земельно-процессуальные нормы, регулирующие охранительную государственную функцию в отношении использования и охраны земель. Несмотря на преимущественно охранительный характер норм данной группы, в ней содержатся и регулятивные нормы. Например, нормы, регулирующие порядок обращения в суд и арбитражный суд за защитой нарушенных прав, больше тяготеют к регулятивной, чем к охранительной природе. Охранительные земельно-процессуальные нормы можно подразделить на нормы, регулирующие применение наказаний и нормы, регулирующие порядок разрешения споров между субъектами земельных правоотнощений. Земельно-процессуальные нормы, регулирующие порядок применения наказаний, содержатся как в земельном законодательстве (заключительные статьи основного нормативно-правового акта), так и нормативно-правовых актах, являющихся головными для соответствующих отраслей законодательства (Кодексе об административных правонарушениях, Угрловно-процессуальном кодексе). Земельно-процессуальные нормы, регулирующие порядок разрешения споров между субъектами земельных правоотношений, содержатся в основных процессуальных актах, регулирующих порядок отправления правосудия по конкретным делам судами государственной системы (Гражданском процессуальном кодексе, Арбитражном процессуальном кодексе), а также договорными (третейскими судами). Земельно-процессуальное регулирование наказаний в целом отработано в действующем законодательстве и на практике относительно неплохо. Кроме того, наказания применяются государственными органами и должностными лицами, имеющими необходимую подготовку и квалификацию. Совершенно другая картина наблюдается в земельно-процессуальном регулировании порядка разрешения споров между субъектами земельных правоотношений. Во-первых, вся организация и фактическое проведение дел по данным спорам лежит на сторонах, которые не всегда обладают необходимыми навыками в этом вопросе. Во-вторых, земельно-процессуальное регулирование споров в сфере землепользования недостаточно отработалось в силу относительно недавно возникших рыночных отношений в данной сфере

30. Землеустройство: понятие и виды. Землеустроительный процесс.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 194.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...