Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

VIII. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ




Прежде чем говорить о рекомендациях для преподавателей читающих лекции и ведущих семинарские занятия по курсу «Земельное право» необходимо высказать несколько аксиом преподавания без которых ни преподавателя, ни учебного процесса просто не состоится. Преподавателю лучше не входить в аудиторию, если у него есть хоть один из следующих «симптомов»:

1) нелюбовь к данному предмету.

2) нелюбовь к студентам.

3) нелюбовь к самообучению.

Преподаватель всегда должен находиться на стороне студента против предмета изучения. Это не мешает преподавателю быть строгим.

Преподавателям следует учитывать несколько объективных факторов:

- дисциплина «Земельное право» читается на старших курсах факультета. В связи с этим преподавателю следует помнить, что перед ним сформировавшиеся, взрослые люди, многие из которых уже работают и сталкивались в своей практике с земельными отношениями;

- процесс преподавания дисциплины требует мобилизации у студентов практически всех полученных ранее знаний, т.к. земельные отношения тесно связаны с иными отношениями – гражданскими, административными, градостроительными. Задача преподавателя показать точки соприкосновения различных отраслей и критерии их разграничения.

 

Методические рекомендации к построению лекционной части курса.

Для начала следует сказать, что в рамках имеющейся нагрузки невозможно качественно и полностью прочитать все темы заявленные в программе. Из-за этого преподавателю следует сразу определиться с темами лекций, которые он будет читать и какие он предоставит в качестве самостоятельной работы для студента.  

    Выходя в лекционную аудиторию, преподаватель должен блестяще владеть материалом. Не должно быть вопросов не изученных, а тем более не понятых лектором. Лучше всего выступать без листка. В конце лекции всегда должна оставаться информация, которую можно было бы еще преподнести. Не следует забывать о примерах, лучше из собственной практики. Они оживляют и «воспламеняют» аудиторию. Если таковых нет, можно приводить примеры из опубликованной судебной и административной практики. Из-за динамичности развития земельного законодательства преподавателю требуется всегда отслеживать все изменения нормативного материала.   

    Лекцию всегда «украшают» ссылки на правовые проблемы, которые необходимо плавно переплетать с излагаемым материалом. Можно рекомендовать студентам прочтение свежих статей в научной литературе по рассматриваемым вопросам.

    Изложение материала следует осуществлять последовательно. Трудные вопросы лучше рассказывать с использованием заранее подготовленных схем или с использование учебной доски.

 

Методические рекомендации по проведению семинарских занятий.

Проведение семинарских занятий носит для студентов обязательный характер. Формы их проведения могут быть различными.

Предлагаем следующий формат проведения семинарских занятий.

На первом семинаре следует провести вводное занятие, на котором следует студентам рассказать об особенностях земельных отношений, о требованиях предъявляемых преподавателем к студентам на семинаре, о требованиях к реферату. На первом семинаре, исходя из методики решения задач по земельному праву, необходимо решить преподавателю одну-две задачи в качестве образца.

На последующих семинарах работа строится следующим образом:

Во-первых, преподаватель проверяет усвоение студентами теоретического материала путем опроса, теста. Особо уделяется внимание пониманию терминов.

Во-вторых, студенты решают задачи, которые предлагает преподаватель. Задачи могут быть взяты из практикумов (которых огромное изобилие) либо составлены самим преподавателем.

В-третьих, семинар можно разнообразить сообщениями (докладами) студентов (на 5-7 мин) по узким неординарным вопросам по истории развития земельных отношений, опыту иностранного регулирования, по существующим проблемам в действующем законодательстве или правоприменительной практики.

В-четвертых, возможно проведение ролевых игр (при наличии желания у студентов).

Методика решения учебных дел (задач) по земельному праву[1].

1. Под методикой решения учебных дел (задач) понимается система методических положений и приемов разбора конкретного учебного дела (задачи), которая должна обеспечить: а) правильное решение дела по существу; б) юридическую обоснованность решения со ссылкой на конкретные правовые нормы; в) учет сложившейся судебной практики; г) логичность и последовательность изложения доводов, каждый из которых должен отталкиваться от предыдущего (базироваться на нем, быть связанным с ним и т.п.); д) максимально краткую и точную формулировку промежуточных выводов и итогового решения (ответов на поставленные вопросы).

2. К основным методическим положениям и приемам, необходимым для решения учебного дела, относятся следующие:

- прежде чем приступить к решению дела, установите характер и виды возникших правоотношений;

- с учетом характера и видов правоотношений определите круг нормативных правовых актов, подлежащих применению;

- определите круг материалов судебной практики по данной категории дел по принципу: «если не нашел ответ в законе – попытайся найти его в судебной практике; если закон требует пояснений – поясни его примером из судебной практики»;

- определите теоретические основы решения дела. Составьте перечень литературных источников, минимально необходимых для усвоения теоретических положений для правильного решения учебного дела;

- сформулируйте основные положения в обоснование каждого этапа решения и ответов на поставленные вопросы. Обоснуйте их ссылками на закон и судебную практику. Логически правильно расположите их;

- кратко и четко сформулируйте промежуточные выводы (по отдельным вопросам), а затем итоговые выводы (как правило, они должны совпадать с ответами на поставленные в учебном деле вопросы);

- подготовьте материалы, оформляющие (завершающие) решение учебного дела (задачи), а именно проекты актов органов исполнительной власти, судебной власти;

- составьте перечень основных нормативно-правовых актов, минимально необходимых для решения учебного дела (задачи).

 

Задачи

Задача 1. ООО «МТК» обратилось в Арбитражный суд МО с иском к Администрации Чеховского района, в котором указало, что общество является арендатором земельного участка, на котором распложен объект незавершенного строительства, принадлежащий ему на праве собственности. При обращении в Администрацию Чеховского района за выкупом участка в порядке ст. 36 ЗК РФ, ООО получило отказ, с ссылкой на то, что объект незавершенного строительства не является ни зданием, ни строением, ни сооружением, а именно собственники этих объектов имеют право на приватизации земли.

Решите дело со ссылкой на арбитражную практику.

Задача 2.В редакцию газеты «ЭЖ-юрист» обратился гражданин Любопытов с вопросом о праве собственника земельного участка на использование воздушного пространства. В частности он просил разъяснить:

- на какую высоту распространяется право собственности

- какие действия «на высоте» может совершать собственник земли.

Дайте консультацию.

 

Задача 3. Проанализируйте законодательство субъектов РФ и найдите нормы (в том числе не действующие), в которых формулируется определение понятия «земельные отношения». Составьте критические замечания к данным определениям.

 

Задача 4. Найдите решения в которых суды (Конституционный Суд РФ, арбитражные суды, суды общей юрисдикции) ссылаются на принципы земельного права. Одновременно выпишите нормы земельного законодательства с которыми суды связывают применение конкретного принципа.

 

Задача 5. В Комитет по законодательству ГД СФ РФ с запросом обратилась группа депутатов Законодательного Собрания субъекта РФ. В частности они просили пояснить имеют ли право законодатели региона принимать нормативные правовые акты по вопросам совершения сделок с земельными участками.

Составьте мотивированный ответ со ссылками на действующее законодательство и судебную практику.

 

Задача 6. На собеседовании при приеме на работу студенту 5 курса ф-та права ГУ-ВШЭ был задан вопрос о возможности коммерческим юридическим лицом (ЗАО) произвести дарение земельного участка.

Дайте мотивированный ответ.

 

Задача 7.Гражданин Белевич обратился в Администрацию Советского района Калининградской области с заявлением о предоставлении ему в собственность земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства. Администрация отказывая указала, что Белевич является гражданином другого государства (Республики Беларусь) и в соответствии со ст. 15 ЗК РФ и ст. 3 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения » не имеет право на приобретение в собственность земельного участка. Белевич обратился в суд.

Какое решение должен вынести суд. Какой режим граждан СНГ на территории РФ. Найдите в ЗК РФ нормы в которых есть ссылки на иные нормативно-правовые акты.

Задача 8. В редакцию журнала «Домашний адвокат» обратился гражданин Крюков с вопросом, на каком праве предоставляются гражданам участки для погребения умерших, какими документами подтверждается право на данный участок и какой правовой режим этих участков (их оборот, изъятие).

Задача 9. Гражданин Шувалов обратился в Администрацию области с заявлением о бесплатном предоставлении ему земельного участка. В заявлении он указал, что является потомком (правнуком) графа Шувалова, который являлся крупным землевладельцем в губернии. После октябрьского переворота все его земли были изъяты. При этом Шувалов в заявлении указал конкретный район и конкретное местоположение участка, который хотел бы получить ссылаясь на сведения из архива, что именно данный участок находился в собственности его прадеда.

Оцените ситуацию. Составьте мотивированное решение Администрации области. Найдите в законодательстве (федеральном и субъектов РФ) случаи бесплатного предоставления участков в собственность.

Задача 10. Граждане "В" и "Г" имеют на праве общей долевой собственности в равных долях дачный дом, полученный ими по наследству в 1980 году. В 1986 году решением суда определен порядок пользования дачным домом и земельным участком гражданами "В" и "Г" в соответствии с долями в праве общей долевой собственности на дом. Земельный участок предоставлен наследодателю в соответствии с ранее действовавшими нормами предоставления для строительства дачи в размере 0,15 га в черте населенного пункта. Норма предоставления на дату обращения установлена в размере 0,12 га. Граждане "В" и "Г" обратились за приватизацией своей части земельного участка и просили оформить право частной собственности каждому. Земельный комитет предложил гражданам оформить право общей долевой собственности на земельный участок. Граждане не согласились с таким решением, полагая, что решением суда в 1986 году произведен раздел дома и земельного участка.

Можно ли рассматривать решение суда как решение о разделе земельного участка? Обоснуйте свое мнение.

Является ли решение суда основанием для возникновения права собственности на землю граждан? Обоснуйте свое мнение.

Подлежит ли удовлетворению требования граждан "В" и "Г" об оформлении права частной собственности на земельные участки каждому в отдельности? Обоснуйте свое мнение.

 

Задача 11.Администрация Дмитровского р-на МО обратилась в суд с заявлением о признании недействительным договора аренды земельного участка заключенного между гр. Зеленовым (арендодатель) и гр. Григорьевым (арендатор). Администрация в частности указала, что договор был заключен 20 июня 2001 г. на срок _ года. При этом, условие о его последующей автоматической пролонгации является недействительным, т.к. сданный в аренду участок находится у арендодателя на праве постоянного бессрочного пользования, т.к. ст. 20 ЗК РФ запрещает землепользователю распоряжаться земельным участком.

Решите задачу.

             

Задача 12.Общество с ограниченной ответственностью "Ремонт обуви" обратилось с иском к акционерному коммерческому банку о признании недействительным договора о залоге нежилого помещения, поскольку в нем отсутствуют сведения об одновременной ипотеке помещения и земельного участка, на котором находится данное помещение. Данное помещение принадлежит истцу на праве собственности. На момент заключения договора о залоге права на земельный участок ООО "Ремонт обуви" не были оформлены.

Kaкими правами на земельный участок обладают собственники объектов недвижимости? Порядок оформления их права землепользования? Решите дело.

 

Задача 13.Гражданка Журикова, собственник земельного участка в дачно-строительном кооперативе "Рассвет", обратилась с иском в суд к гражданину Сидорову, требуя перенести, расположенные на его земельном участке хозяйственные постройки, баню и туалет, расположенные в метре от границы с участком истицы, мотивируя это тем, что они затеняют ее земельный участок, а бытовые стоки заливают ее участок и причиняют ей иные неудобства.

Решите дело.

 

Задача 14. Жители Жуковского района Калужской области обратились в Администрацию района с заявлением об отказе от принадлежащих им земельных участков. Они указали, что участки относятся к землям населенных пунктов и предоставлены в 1993 г. для ведения личного подсобного хозяйства. Кроме того на участках имеются зарегистрированные постройки.

Составьте мотивированный ответ Администрации.

 

Задача 15.Граждане Иванов, Петров, Сидоров решили создать ООО. Помимо денежных вкладов ими принято решение внести в уставной капитал принадлежащие им земельные участки. У Иванова земельный участок находится в частной собственности с недостроенным домом; Петров имеет участок на основании договора долгосрочной аренды; у Сидорова земельный участок находится на праве постоянного бессрочного пользования

Дайте конкретные советы указанным гражданам. Составьте алгоритм внесения земельного участка в уставной капитал ООО.

Задача 16.В юридическую консультацию обратились граждане с вопросом возможности заключения между супругами договора купли-продажи земельного участка вместе с домом. Данный дом с землей был приобретен одним из супругов в период брака на основании договора пожизненного содержания.

Проконсультируйте граждан.

Задача 17. Налоговая инспекция по Истринскому району МО обратилась в Арбитражный суд с иском о взыскании с ООО «ТК Сервис» сумм неуплаченного за 2003-2005 гг. земельного налога. Представитель ООО с иском не согласился и указал, что хотя используемый ими земельный участок огорожен и охраняется, однако права на него не были оформлены. В связи с этим налоговая инспекция не вправе требовать уплаты земельного налога.

Разрешите спор.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 478.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...