Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Исследование лидерства и половой структуры группы А. Эскилсон и М.Уилли (1976)
Испытуемые: 144 студента, которые были разделены на 48 групп по 3 человека в каждой. Пол лидера и последователей варьировались: 1) лидер — мужчина, последователи — два мужчины; 2) лидер — женщина, последователи — две женщины; 3) лидер— мужчина, последователи — мужчина и женщина; 4) лидер — женщина, последователи — мужчина и женщина. Таким образом, группы первого и второго типов были однополыми, а третьего и четвертого — смешанными. Методика. Изучение «проблемного поведения»: группы решали задачу по размещению 17 разноцветных фигур в форме 5 квадратов (при единственно возможном способе решения). Каждая группа находилась в небольшой лаборатории, оснащенной односторонним зеркалом и видеооборудованием. Испытуемым сообщали, что выбор лидера варьировался: в первом случае один из испытуемых достигал статуса лидера благодаря своим способностям (по результатам специального теста — личному вкладу в групповое задание), во втором случае назначался экспериментатором. Фактически же лидеры выбирались случайно в обоих случаях. Роль лидера отличалась от роли последователей тем, что он имел доступ к промежуточной информации, которая могла скорректировать решение обшегрупповой задачи (но не знал конечной'нели). У последователей была информаиия о конечной иели, но не было промежуточной информации. Эту информацию последователи сообщали лидеру либо вербально, либо жестами. Поведение лидера изучалось с помошью схемы наблюдения Р. Бейлза. После эксперимента все участники заполняли вопросник о своем восприятии группового взаимодействия и лидера. Видеозапись группового взаимодействия расшифровывалась двумя независимыми кодировщиками (показавшими высокое сходство результатов) по схеме Р. Бейлза. Результаты. 1. Наиболее продуктивными были чисто мужские группы, наименее — чисто женские. Смешанные группы оказались промежуточными по результативности. 2. И мужчины и женщины — лидеры были наиболее продуктивными, работая с последователями своего пола. 3. Женщины-лидеры были наименее продуктивными, работая с последователями противоположного пола. 266 Глава 8. Соииальное поведение 4. Мужчины-лидеры были наименее продуктивными, работая в смешанных по полу группах. 5. Женщины-лидеры испытывали самое большое напряжение, когда работали с мужчинами, и наименьшее — с женщинами. 6. Стратегия поведения мужчин была следующей: а) трое мужчин — сотрудничество, ориентация на инструментальное задание; б) двое мужчин и женщина-ли-дер — решение задачи, игнорирование женщины; в) мужчина-лидер и последователи — мужчина и женщина: конкуренция мужчин, предлагавших различные способы решения проблемы, друг с другом («эффект забияки»), женщина не претендовала на лидерство. 7. Стратегия поведения женщин была следующей: а) три женщины — малая продуктивность, несмотря на большие старания лидера, высокая удовлетворенность лидера; б) две женщины и мужчина-лидер: женщины принимали мужское лидерство; в) женщина-лидер и последователи-мужчины: большое напряжение у женщины и стремление доказать свою компетентность (особенно если ее игнорировали); г) женщина-лидер и последователи — мужчина и женщина: продуктивная работа женщины-лидера, если мужчина-последователь признавал ее компетентность. 8. Аля женщины-лидера важным было поведение последователей-мужчин, которое влияло на продуктивность ее работы и степень испытываемого ею напряжения. 9. Мужчины-лидеры вели себя одинаково, независимо от способа получения лидерства. Женщина, ставшая лидером «по заслугам», больше времени тратила на посторонние веши, отклоняясь от задания (она «упивалась своим лидерством»). 10. Мужчины больше стремились к лидерству, чем женщины. 11. Женщины-лидеры, кроме решения задачи, оказывали эмоциональную поддержку последователям (выполняя две функции: инструментальную и экспрессивную). 12. Женщины, побывавшие в роли лидеров, не желали быть ими в будущем. Выволы: результаты соответствуют традиционным поло-ролевым стереотипам. В смешанной группе они объясняются наличием «скрытой гендерной программы», выражающейся в том, что присутствие противоположного пола не способствует концентрации на задании, а актуализирует другие факторы: мужчина старается понравиться женщине, а женщина утверждает свою компетентность перед мужчиной. В целом, по мнению Эскилсон и Уилли, результаты соответствовали традиционным поло-ролевым стереотипам, и в смешанной группе они объяснялись наличием «скрытой гендерной программы», когда присутствие противоположного пола не способствует концентрации на задании, а актуализирует другие факторы, связанные либо с желанием понравиться — у испытуемых-мужчин, либо с утверждением своей компетентности — у испытуемых-женщин. В других исследованиях в целом обнаруживается следующая закономерность: когда женщины составляют меньшинство в смешанных по полу группах, они реже занимают лидерскую позицию, что позволяет мужчинам доминировать. При этом усилия женщин достичь этой позиции отвергаются большинством мужчин. Хуже всего женщину-лидера воспринимают тогда, когда она является единственным представителем своего пола в группе (Bartol, Martin, 1986). Эти результаты служат подтверждением выделенных мною маскулинной и фемининной моделей лидерства (Бендас, 2000). Мужчины стремятся во что бы то ни стало захватить лидерскую позицию, а женщины занимают ее лишь в отсутствие мужчин. Присутствие лиц противоположного пола, на мой взгляд, актуализирует проявление конкурентной модели. В частности, мужчины особенно жестко борются за лидерство в присутствии женщин, поскольку это повышает их сексу- Взаимодействие с партнерами своего и противоположного пола 267 альную привлекательность, женщины же отказываются от лидерства, так как у них оно эту привлекательность снижает. Половая структура группы может влиять и на стиль лидерства: мужчины проявляют инструментальный лидерский стиль, когда работают в чисто мужской группе, но в смешанных по полу группах и женщины и мужчины — лидеры демонстрируют социо-эмоциональное поведение (Cross, Madson, 1997). Учет полового состава группы при выборе стиля, на мой взгляд, — свидетельство коммуникативной компетентности лидера, который с разными испытуемыми использует разные образцы поведения. Здесь уместно вспомнить, что рядовые испытуемые-женщины также склонны менять гендерно-типич-ный (социо-эмоциональный) стиль, используемый ими в чисто женских группах, на гендерно-нетипичный стиль, ориентированный на задачу, в группах, смешанных по полу (там же). Возможно, присутствие представителей противоположного пола вынуждает и рядовых испытуемых, и лидеров пробовать иные образцы поведения, а не только те, которые являются привычными. В соответствующих полевых исследованиях изучаются в основном два следующих аспекта проблемы: насколько подчиненные удовлетворены своим руководителем (мужчиной или женщиной) и как себя чувствуют менеджеры, работающие в окружении представителей своего и противоположного пола. Обратимся к данным метаанализов этих исследований (Dobbins, Platz, 1986; Eagly et al., 1995). Получены многочисленные результаты, свидетельствующие о том, что мужчины-лидеры особенно продуктивны, когда управляют мужчинами, и что реакция подчиненных на руководителей в большинстве случаев не связана с полом последних. Это очень важные результаты. Во-первых, они свидетельствуют о неоднозначности картины. Часто можно встретить проявление гендерных стереотипов (в частности, того, что женщина — худший менеджер, чем мужчина), особенно когда данные получены путем опроса. Но работая с реальными руководителями, которые добиваются успеха, подчиненные меняют свои взгляды на женское лидерство. Во-вторых, можно говорить о сложном положении обоих полов на руководящих должностях. Женщины нравятся начальству, но не нравятся подчиненным. В этих условиях им необходимо доказывать, что они по праву занимают свое место. Мужчинами, напротив, более довольны подчиненные, чем начальники. Возможно, мужчинам легче руководить, чем подчиняться. Но и те и другие должны работать в смешанных по половому составу группах, так как испытывают напряжение с другим — «непонятным» полом. В связи с этим в организациях необходимо проводить специальную психологическую работу по урегулированию гендерных отношений. Менеджеры должны знать особенности мужчин и женщин, и в этом им может помочь гендерная психология. Мужчинам и женщинам приходится вести деловые переговоры, участвуя в гомогенных или гетерогенных (однополых и смешанных) по полу группах. В настоящее время в гендерной психологии очень популярны исследования дискурсов (от лат. discursus — рассуждение, довод): речевых суждений и речевых паттернов — образцов речевого поведения, которые проявляются в вербальной и невербальной форме. Эти паттерны фиксируются с помощью техники, а затем аудио- и видеозаписи расшифровываются экспертами. Выяснилось, что в этом поведении существуют половые различия, а также что поведение мужчин и женщин меняется в зависимости от того, с каким полом они взаимодействуют, и что большое значение имеет позиция партнера на переговорах (лидер или ведомый). Рассмотрим 268 Глава 8. Социальное поведение конкретные данные (цит. по: Bartol, Martin, 1986; Johnson, 1993; Fairhurst, 1993; Cross, Madson, 1997). Наиболее часто выделяют следующие характеристики, по которым обнаруживаются половые различия (или их отсутствие) в вербальном и невербальном поведении на переговорах. Они связаны как с собственно полом, так и с обладанием властью. 1. Время, в течение которого говорит испытуемый.Считается, что этот показатель связан со статусом испытуемого, — тот, кто обладает властью, обычно говорит дольше. Верно и другое — подчиненный говорит меньше. Другая точка зрения — мужчины говорят дольше, независимо от своей должности (это довольно часто обнаруживается в исследованиях). 2. Прерывание речи партнера.Такое поведение рассматривается как проявление либо доминантности, либо, напротив,сотрудничества и интереса к речи другого человека. Выделяютследующие его разновидности: позитивное (тот, кто прерывает, выражает согласие с говорящим, например, «Я с вами совершенно согласен!»), негативное(несогласие: «Нет, вы не правы!»), нейтральное (иногда прерываниебывает неясным — или по направленности, или звучит слишком короткое время),успешное (в результате прерванный собеседник уступает право говорить прерывающему) и неуспешным (прерванный участник продолжает говорить). Очевидно, что как успешное, так и неуспешное прерывание может выражаться в позитивной, негативной или нейтральной форме. Выяснилось, что мужчины чаще прерывают партнера по деловым переговорам, а подчиненные чаще используют позитивное прерывание партнера, чем начальники. В то же время в интимных переговорах различается речь лидеров и ведомых, причем это не зависит от пола или сексуальной ориентации. Так,П. Коллок и коллеги изучали разговоры между интимными партнерами в парах с естественной сексуальной ориентацией (терминология авторов исследования), мужчин-гомосексуалов и женщин-лесбиянок. Лидером в этих парах считался тот партнер, кто оказывал большее влияние на решение. В результате оказалось, что лидеры во всех трех типах пар чаще прерывали партнера по общению, чем ведомые. 3. Дублирование (вступление в разговор одновременно с партнером).Этот параметр не зависит от власти. Мужчины чаще начинают говорить одновременно с женщинами. 4. Выбор темы дискуссиизависит от власти: лидеры делают это чаще, чем ведомые. 5. Звуковой фонзаключается в произнесении партнером слов или звуков, которые свидетельствуют об активном слушании и передают эмоции слушающего: «Да-да; угу; гм; м-м-м; о!» и т. п. Этот фон связан с властью — проявляется уподчиненных и ведомых, а не у лидеров, а также с большей компетентностью в общении, экспрессивностью поведения и интересом к партнеру, но мало зависит от пола. Выяснилось, что в деловом общении подчиненные, как мужчины, так и женщины, используют этот паттерн чаще, чем начальники. Аналогичные данные получены и в случае с интимным общением: здесь тоже важна позиция лидера или ведомого, а не пол. 6. Постановка вопросоврассматривается как форма активного слушания и выражения поддержки говорящему. При этом и в деловых и в интимных разговорах женщины задают больше вопросов, чем мужчины.
Взаимодействие с партнерами своего и противоположного пола 269 7. Повторение— партнер повторяет либо свой вопрос, либо свое высказывание, либо последние слова говорящего. Может рассматриваться и как прием активного слушания («эхо-техника» или «парафраз»), и как проявление сомнений и неуверенности в себе. Женщины используют повторение чаще мужчин. 8. Сомнение и отрицание— говорящий не уверен в своем мнении или высказываемой идее («Не знаю, прав ли я») или отрицает их сразу же после высказывания («Ой, нет, это неправильно»). Чаще проявляется у тех, кто не имеет власти. Женщины чаще выражают сомнение или отрицание по поводу своих высказываний, чтобы смягчить навязывание своего мнения и выразить хотя бы минимальную поддержку партнеру. 9. Вводные словапризваны смягчать категоричность высказывания (сравните, например, высказывания «Это неправильно» и «Наверное, это неправильно»). Они чаще используются подчиненными, а не начальниками, и являются признаками недирективного поведения. От пола частота их употребления не зависит. 10. Улыбки исмех. Эти невербальные формы поведения женщины используют чаще мужчин. 11. Прикосновения.Это также невербальная форма поведения, чаще используемая женщинами. Все эти формы поведения можно разделить на те, которые являются проявлениями директивного стиля, давления на партнера, и те, которые принято обозначать термином «поддержки». К директивным формам относятся большая длительность речи, негативное успешное прерывание речи партнера, дублирование и выбор темы дискуссии. К «поддержкам» — меньшая длительность речи, позитивное (успешное или неуспешное) прерывание речи партнера, звуковой фон, постановка вопросов, повторение, сомнения и отрицание, вводные слова, улыбки, смех и прикосновения. В целом мужчины во время переговоров чаще используют директивные речевые паттерны, а женщины — паттерны поддержки. Но необходимо учитывать и половую структуру группы. Здесь прослеживается следующая закономерность: общаясь с представителями своего пола, и мужчины и женщины демонстрируют типичные гендерные характеристики — женщины оказывают поддержку другим женщинам и ведут себя экспрессивно, мужчины же в общении с другими мужчинами практически не демонстрируют «женских» поддержки и экс- прессии. Оба пола как бы сигнализируют: «Мы -- свои». Но вот в группе появляются представители противоположного пола, и поведение меняется: и женщины и мужчины начинают демонстрировать речевые паттерны противоположного пола — женщины ведут себя директивно, а мужчины оказывают поддержку. В исследовании Л. Смита-Ловина и Ч. Броуди была установлена даже количественная зависимость — чем больше женщин появлялось в смешанной группе, тем меньше попыток прерывать партнера делали мужчины. Эти результаты столь удивительны, что Д. Холл и Л. Карли пришли к следующему выводу: в гомогенных и гетерогенных по полу группах действуют различные нормы общения (цит. по: Johnson, 1994). Кроме фактора пола на речевое поведение влияет и статус индивида. Так, директивные формы чаще наблюдаются у формальных лидеров (руководителей), поддерживающие — у подчиненных. Очевидно, что если факторы пола и власти сочетаются (мужчина-начальник и женщина-подчиненная), то соответствующие формы поведения просто усиливаются. Но какой фактор оказывается более силь- 270 Глава 8. Социальное поведение ным, когда они сталкиваются (женщина-начальник и мужчина-подчиненный)? Ответ на этот вопрос дает интереснейшее исследование К. Джонсон (Johnson, 1994; см. врезку). Исследование переговоров К. Джонсон (1994) | Испытуемые: 120 чел. обоего пола, ранее не знакомых друг с другом (возраст 18-21 год). Были созданы 40 групп четырех типов (по 10 групп каждого типа), гомогенных и гетерогенных по полу (по 3 человека в каждой группе): а) женщина-менед-жер — 2 женщины-подчиненные; б) женщина-менеджер — 2 мужчин-подчиненных; в) мужчина-менеджер —2 мужчин-подчиненных; г) мужчина-менеджер — 2 женщины-подчиненные. Методика: изучались переговоры между лидером и подчиненным с помошью метода лабораторного моделирования. В смоделированной организации испытуемые занимались продажей видеокассет и компьютерных игр. Испытуемым сообщалось, что их назначают на должности менеджеров в соответствии с теми должностями, которые они занимали в прошлом (а на самом деле — случайно). Официальная власть менеджера в лабораторных условиях подчеркивалась с помошью следующих атрибутов: оплаты (менеджеру платили 6, а подчиненному — 4 доллара), более сложной задачи, доступа к информации,возможности руководить и контролировать работу других и специальнооформленного офиса. Группы решалидве проблемы:как справиться с магазинными ворами, которые занимались кражейвидеокассет, и как привлечь новых покупателей. Групповая дискуссия длилась8-10 минут и записывалась на видеокассету. Анализ видеозаписейвелся по 7 показателям для каждого испытуемого (и менеджера, и подчиненного):1) время, в течение которого он говорил (в секундах); 2) прерывание речи партнера (позитивное, негативное, нейтральное; успешное или неуспешное); 3) дублирование; 4) звуковой фон; 5) сомнения; 6) вводные слова; 7) улыбки и смех. Результаты. Испытуемые, игравшие роли формальных лидеров, больше говорили (и больше настаивали на своем праве говорить), использовали меньше вербальных паттернов поддерживающего поведения и имели более низкие показатели по позитивным прерываниям партнера, звуковому фону и оговоркам, чем те, кто изображал подчиненных. Подчиненные имели более высокие оценки как по успешным, так и по неуспешным прерываниям партнера, чем лидеры. Вербальное поведение не зависело от пола участников. Испытуемые в чисто мужских группах улыбались и смеялись реже, чем в чисто женских. Мужчины-лидеры, обшаясь с женщинами-подчиненны-ми, и мужчины-подчиненные при взаимодействии с женщинами-лидерами улыбались чаше, чем женщины. Женщины вели себя одинаково и в гомогенных, и в гетерогенных группах: женщины-лидеры смеялись одинаково часто, обшаясь с подчиненными обоего пола. Мужчины в большей степени меняли свое поведение в гетерогенных фуппах — они смеялись лишь в присутствии противоположного пола. Выволы. На вербальное поведение индивида основное влияние оказывает формальная позиция, в то время как его пол и половая структура группы отходят на второй план. На невербальное поведение индивида его пол и половая структура группы влияют в такой же степени, как и формальная позиция. По всей видимости, эти результаты обусловлены тем, что вербальное поведение больше связано с осознаваемыми процессами, особенно у лидеров. Невербальное же поведение осознается не столь отчетливо, и здесь и у лидеров и у нелидеров наблюдается проявление гендерного эффекта. Итак, половые различия по вербальному и невербальному поведению на переговорах зависят от трех факторов: конкретной формы этого поведения, пола участников переговоров и их позиции — лидера или ведомого. Поскольку различия Взаимодействие с партнерами своего и противоположного пола 271 в этом поведении проявляются: а) у женщин и мужчин и б) у лидеров и ведомых, то существующие гипотезы об их причинах имеют отношение к этим двум аспектам. Наиболее известны две концепции. Первая из них — социо-лингвистический субкультурный подход,разработанный Д. Мальтц и Р. Боркер в 1982 г. Он объясняет половые различия в речевом поведении гендерной социализацией. Мальчики и девочки воспитываются в различной субкультурной речевой среде (мальчишеской и девчоночьей субкультурах). Факторами, влияющими на формирование этой среды, являются: 1) половая сегрегация: общение, игры с представителями своего пола; 2) ожидания родителей о принятых речевых нормах: мальчикам могут позволить более грубые выражения, а девочкам — нет; 3) требования сверстников следовать этим нормам: говорить, как мальчик иликак девочка (используя определенные слова, выражения, ругательства); 4) обучение (со стороны родителей, воспитателей) мальчиков и девочек разнымречевым стилям и использованию этих стилей в различных целях. Мальчиков учат острить и отдавать приказы — для того, чтобы быть успешными лидерами. Девочек — использовать вежливые (любезные) и эмоционально насыщенные выражения, так как они должны производить впечатление хорошо воспитанных детей. С позиции этого подхода речевое поведение мужчин и женщин является кррсс-культурным (относящимся к разным речевым культурам). Гендерные различия у взрослых людей проявляются в правилах ведения разговора (кому его начинать, предлагать тему, менять тему и т. п.), в интерпретации этих правил (к примеру, мужчина может считать, что главная задача его высказываний — внести предложение, продемонстрировать свои способности, а женщина — показать партнеру, что его понимают и хорошо к нему относятся), и, наконец, они устойчивы к ситуации (т. е. мужчины и женщины демонстрируют свои речевые паттерны независимо от ситуации: на работе, в деловых переговорах, в неформальной обстановке, в интимном общении). Выше были приведены некоторые эмпирические факты, которые подтверждают этот подход (мужчины и женщины различались по речевым формам поведения), хотя были и такие, которые его опровергают (когда лидеры-мужчины были похожи на лидеров-женщин, а не на представителей своего пола). Другая точка зрения — подход с позиций формальной легитимной власти. Онперекликается со статусной теорией, или теорией ранговых ожиданий Дж. Бергера1 и коллег (более подробно см. главу 1). Считается, что обладание такой властью (к примеру, официальная должность в организации) дает индивиду право приказывать другим людям, а подчиненным обязанность подчиняться приказам. Речь начальников и подчиненных определяется не социализацией в детстве, а той позицией, которую они занимают в группе, организации. Лидеры используют директивный стиль, а подчиненные оказывают поддержку. Поскольку мужчины и женщины в обществе не равны по статусу (мужчины — высокостатусные, обладающие властью, а женщины — низкостатусные, безвластные), то и в речи они демонстрируют различные паттерны. Мужчины нарушают правило очередности, доминируют (как лидеры), а женщины (как подчиненные) следуют правилам политеса — обходительного общения, заботясь о том, чтобы не обидеть партнера. Этот подход также подтверждается многими фактами. 272 Глава 8. Социальное поведение Но, скорее всего, истина лежит посередине, и обе теории дополняют друг друга. В одних ситуациях доминирует гендерный эффект (решающее значение имеет фактор пола), а в других — доминирующей является роль лидера. Разумеется, не следует забывать и о гендерных типах и других факторах. Например, по речевому поведению индивида можно судить о его профессии, интеллекте, принадлежности к социальной группе, и эти факторы могут быть более мощными, чем пол. Наконец, открытым остается вопрос о том, влияет ли стиль переговоров (директивная или поддерживающая манера) на их успешность, а также способны ли мужчины и женщины перенимать и использовать приемы друг друга и каковы современные тенденции в этом плане. Исследования половых различий в вербальном и невербальном поведении должны быть продолжены. Выводы Мужская роль традиционно считается инструментальной и деятельной, а женская — экспрессивной и коммуникативной. В ходе экспериментальных исследований было установлено, что мужчинам действительно свойствен инструментальный стиль (ориентация на решение проблем), а женщинам — либо экспрессивный, либо сочетание обоих стилей (в зависимости от пола партнера). В детском саду и школе девочки превосходят мальчиков по объективным показателям успеваемости и по.интересу к занятиям, но учителя и воспитатели либо считают оба пола одинаковыми, либо отдают предпочтение мальчикам (практически во всех возрастах). На половые различия в эффективности групповой деятельности влияют особенности задачи, мотивация и половая структура группы. При этом к характеристикам задач относятся креативность, индивидуальный или групповой способы подсчета вкладов участников, стиль решения, связь с различными способностями, отражение мужских или женских интересов и маскулинная или фемининная формулировки. Гендерные различия в успешности решения задач в основном отражают особенности каждого пола. Исследования успешности лидерства обычно демонстрируют или равную эффективность менеджеров обоего пола, или превосходство мужчин и очень редко — превосходство женщин. Получены данные о том, что на оценки женщин-лидеров существенно влияют гендерные стереотипы и атрибутивные процессы, а также о том, что успехи женщин-лидеров связаны с политикой, проводимой по отношению к ним в конкретной организации. Определены условия, при которых проявляются половые различия в эффективности лидеров: это подобие гендерной и лидерской ролей, пол подчиненных, сфера деятельности и тип организации, уровень управления (на низшем уровне лучше работают мужчины, а на среднем — женщины) и предубеждения против женщин. Есть основания считать, что лидеры обоего пола могут добиваться равной эффективности, но различными путями. Учет гендерных особенностей испытуемых обеспечивает равную успешность обоих полов. Пол партнера по взаимодействию меняет поведение испытуемого. Результаты исследований кооперативного поведения отражают условия взаимодействия лю- Выводы 273 дей в детстве и во взрослости: во-первых, половая сегрегация в детстве приводит к большей кооперативности с представителями своего пола, во-вторых, благодаря конвергенции полов во взрослости женщины и мужчины проявляют сотрудничество в смешанных по полу группах (большее, чем в однополых группах). Исследования лидеров демонстрируют связь их продуктивности с половой структурой группы. И мужчины и женщины — лидеры более продуктивны, когда работают с представителями своего пола. При этом в ситуациях, когда женщина-лидер руководит мужчинами, на ее продуктивность существенно влияет позитивное или негативное отношение подчиненных к женскому лидерству. В смешанных группах наблюдается проявление «скрытой гендерной программы», когда присутствие противоположного пола не способствует концентрации на задании. а актуализирует другие факторы (желание понравиться у мужчин и утверждение своей компетентности у женщин). Мужчины и женщины — руководители работают в разных гендерных ситуациях, что может влиять на различие их эффективности. Вербальное и невербальное поведение на переговорах (деловых и интимных) проявляется в дискурсах (суждениях) и речевых паттернах. Половые различия в этом плане зависят от трех факторов: конкретной формы этого поведения, половой структуры группы и позиции — лидера или ведомого. Выделяют следующие формы вербального и невербального поведения на переговорах: время, в течение которого говорит испытуемый, прерывание речи партнера (позитивное, негативное, нейтральное, успешное, неуспешное), дублирование, выбор темы дискуссии, звуковой фон, постановка вопросов, повторение, сомнение и отрицание, вводные слова, улыбки и смех, а также прикосновения. Одни из них являются проявлениями директивного стиля, давления на партнера, а другие — средствами поддержки. В целом мужчины на переговорах чаще используют директивные речевые паттерны, а женщины — паттерны поддержки. Важным фактором является половая структура группы. Общаясь с представителями своего пола, и мужчины и женщины демонстрируют типичные гендерные характеристики. При появлении в группе представителей противоположного пола поведение меняется: женщины ведут себя директивно, а мужчины оказывают поддержку. Значимым фактором является также статус индивида. Как правило, директивные формы речевого поведения чаще проявляются у формальных лидеров — менеджеров, а поддержка — у подчиненных. Половые различия по вербальному и невербальному поведению на переговорах пытаются объяснить с помощью двух концепций. Первая из них — социо-лин-гвистический субкультурный подход Д. Мальтца и Р. Боркера, в рамках которого утверждается, что поведение мужчин и женщин относится к разным речевым культурам и связано с различной гендерной социализацией мальчиков и девочек. Факторами последней являются половая сегрегация, ожидания родителей, требования сверстников и обучение. У взрослых она проявляется в правилах ведения разговора и в интерпретации этих правил во всех ситуациях — как деловых, так и интимных. Вторая концепция — подход с позиций формальной легитимной власти: лидеры используют директивный стиль, а подчиненные оказывают поддержку. Поскольку мужчины и женщины в обществе не равны по статусу и власти (мужчины обладают властью, а женщины — нет), то и в речи они демонстрируют различные паттерны. Были обнаружены факты, подтверждающие оба подхода, которые дополняют друг друга. 274 Глава 8. Социальное поведение Вопросы аля самопроверки 1. Какие стили поведения вы знаете? Как они проявляются у женщин и мужчин в детстве и во взрослости? 2. Охарактеризуйте наиболее известные лидерские стили. Различаются ли по ним мужчины и женщины? Обоснуйте свой ответ. 3. Какие половые различия обнаружены по конкурентному и кооперативному поведению? Что такое «Дилемма Прайсона»? 4. Сравните школьную успеваемость девочек и мальчиков и критерии ее оценки. Почему не совпадают объективные и субъективные критерии? 5. Какие факторы влияют на успешность работы мужчин и женщин в лабораторных группах? Обоснуйте свой ответ, пользуясь экспериментальными данными. 6. Что такое традиционные, нетрадиционные и эгалитарные взгляды на мужчин и женщин? Как они влияют на оценку эффективности лидеров разного пола? 7. Сравните успешность лидеров разного пола, используя экспериментальные данные. Какие условия определяют половые различия в этом плане? 8. Что такое половая сегрегация и конвергенция полов? В каком возрасте проявляются эти явления? 9. Что такое скрытая гендерная программа? Как она влияет на продуктивность работы? 10. Каковы особенности гендерной ситуации у мужчин и женщин — руководителей? 11. Какие речевые паттерны, используемые на переговорах, вы знаете? Существуют ли половые различия в их проявлении? Обоснуйте свой ответ. 12. Какие концепции объясняют половые различия в вербальном и невербальном поведениина переговорах? Учебные задания 1. Проведитеисследование по методу А. А. Ершова (см. Приложение), предло-жив испытуемымрешить по 20 задач. Обработайте данные и обсудите их в группе.Какой вид ориентации (на дело, на психологический климат, на себя, на официальную субординацию) проявляется у мужчин и женщин? Как можно объяснитьполученные результаты? 2. Проведитеисследование с помощью методики изучения лидерского стиля Р. Бейлза — П Шнейера (см. Приложение). Обсудите достоинства каждого стиля для работы в мужских, женских и смешанных по полу группах. 3- Используйте методику изучения лидерского стиля Р. Бейлза — Ц. Шнейера в тренинговом упражнении «Потерпевшие кораблекрушение». Сравните данные количественной обработки с впечатлениями участников тренинговой группы о преобладающем стиле лидера, который они наблюдали при выполнении этого задания. 4. Выберите двух испытуемых-менеджеров: мужчину и женщину. Проведите с ними исследование с помощью методики изучения лидерского стиля и ген- Учебные задания 275 дерного стиля в поведении менеджера А. Кэнн и Д. Зигфрида (см. Приложение). Обработайте результаты и обсудите их в группе. Проведите в группе дискуссию на тему «Лидерский и гендерный стиль поведения: как они сочетаются у мужчин и женщин?» 5. Внимательно изучите правила игры «Дилемма Прайсона» (см. материал о стиле поведения). Составьте из членов своей группы 3 диады: а) чисто мужскую, б) чисто женскую и в) смешанную по полу и поиграйте в эту игру. Обсудите, влияет ли пол партнера на выбор конкурентной или кооперативной стратегии в этой игре. Проведите дискуссию на тему «Влияет ли пол на эффективность лидера?». 6. Проведите в группе дискуссию на тему «Вербальное и невербальное поведение мужчин и женщин на переговорах: сходство и различия». 7. Проведите в группе тренинговое упражнение «Деловые переговоры мужчин и женщин» К. Джонсон (см. Приложение). Обсудите результаты, используя рекомендации, которые содержатся в описании упражнения. Глава 9 ГЕНДЕРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ Приступая к рассмотрению данного вопроса, необходимо уточнить некоторые понятия. Мы будем говорить о трех различных явлениях: об организации взаимодействия и общения полов (половая сегрегация и конвергенция), о различиях между полами в личностных характеристиках и социальном поведении (мужской и женской субкультурах) и о гендерных отношениях внутри пола или между полами (конфронтации полов или их гармоничных взаимоотношениях). Все эти явления взаимосвязаны и находятся под мощным влиянием общего фактора под названием «культура». Общество почему-то заинтересовано в том, чтобы мужчины и женщины являли собой почти различные миры, представители которых с трудом понимают друг друга. Это демонстрирует даже само понятие «противоположный пол» (которое представляется мне некорректным, поскольку в скрытом виде предполагает наличие конфронтации между полами, но, поскольку оно общепринято, я также иногда буду его употреблять). Нас интересуют именно гендерные отношения, которые складываются в условиях половой сегрегации и конвергенции и при наличии двух разных субкультур — мужской и женской. Поэтому для анализа мы будем использовать все три указанных явления. Раздел гендерной психологии, изучающий взаимоотношения между представителями обоего пола, только начинает складываться. Он связан с другими областями психологии: психологией лидерства и менеджмента, психологией конфликта, психологией девиантного поведения, психологией сексуального поведения и сексуальных отношений. Иногда его называют «социальной психологией взаимоотношений между мужчинами и женщинами» (Del Boca, Ashmore, 1986). Исследования в этой области разрозненны и не подвергались столь тщательному и обобщенному анализу, как, скажем, многолетние исследования в психологии половых различий, однако я попытаюсь нарисовать определенную картину (там, где позволяют эмпирические данные). Мы рассмотрим гендерные отношения в детских группировках, в деловых группах, в интимных группах (дружеских и сексуальных), между супругами, в семье (родители—дети), в ситуации конфликта и в девиантных ситуациях. Для этих групп в детстве и во взрослости характерно наличие двух тенденций: а) половой или гендерной сегрегации (общения с представителями своего пола) и б) конвергенции полов (общения с представителями противоположного пола). Обе тенденции неравнозначны в различные возрастные периоды и в различных типах отношений. Очевидно, и в разных культурах также можно отметить подобную неравнозначность (существуют культуры, в которых два пола почти целиком отделены друг от друга: например, в домах имеются «женская» и «мужская» половины, или мужчины и женщины не садятся вместе за стол). Гендерные отношения 277 Гендерная сегрегацияв наибольшей степени характернадля: 1) детских дружеских группировок; 2) свободного общения детей между собой (в отсутствие взрослых, в условиях свободного выбора партнеров) в школьном возрасте: 3) делового мира взрослых — в ситуациях неформального общения; 4) дружбы во взрослости (обычно она однополая); 5) сексуальных гомогендерных связей (мужчины-гомосексуалы и лесбиянки предпочитают сексуальное общение со своим полом, отвергая противоположный). Следствиями этой сегрегации являются, во-первых, формирование двух различных субкультур — мужской и женской и, во-вторых, наличие конфронтацииполов, которая проявляется в сложных или даже враждебных взаимоотношениях между мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами (в том числе в особых конфликтах между ними и в девиантных отношениях, когда один пол совершает насилие по отношению к другому). Противоположная тенденция — конвергенция полов— проявляется преимущественно: 1) в детских играх (начиная с 1 года и позднее — в различные возрастные периоды); 2) в зарождении интереса к противоположному полу в конце младшего школьного возраста; 3) в формировании «любовных отношений» (влюбленности, романтической любви) в подростковом и юношеском возрасте; 4) в любовных и сексуальных отношениях в молодости и зрелости; 5) в супружеских отношениях; 6) в выполнении родительских ролей — в отношениях «родители—дети»; 7) в деловых отношениях взрослых. Перечень можно продолжить. Следствием второй тенденции является установление хороших, гармоничных отношений между полами. Обе эти тенденции существуют в различных культурах. В разные возрастные периоды то одна, то другая является более сильной и значимой для обоих полов (хотя ни одна из них не исчезает полностью). Эти тенденции представляют собой столь сложные явления, что трудно говорить о причинах, их порождающих. На сегодняшний день развитие гендерной психологии не позволяет однозначно назвать причины сегрегации и конвергенции полов. Я могу высказать лишь некото-рые предположения (исходя из имеющихся литературных данных). Более понятна тенденция конвергенции: если оба иола будут существовать отдельно, человеческий род прекратит свое существование (поэтому так опасен рост гомогендерных сексуальных связей; если представить себе в утрированном виде ситуации), что таких связей станет большинство, то некому будет рожать и воспитывать детей). Кроме того, мы живем в мире, состоящем из двух полов. И в деловых ситуациях, и в повседневном общении мы должны уметь общаться не только с представителями своего (к этому мы привыкли с детства), но и противоположного пола. Почему же так устойчива другая тенденция — к сегрегации полов? Причины ее неясны. Самая мощная причина — это влияние культуры. Во многих обществах 278 Глава 9. Гендерные отношения принято такое разделение полов. В детстве дети играют с представителями своего пола, и это не беспокоит взрослых. Возможно, их даже устраивает такая ситуация: так легче происходит освоение гендерной роли (мальчик учится у других мальчиков мужскому поведению, а девочка — у других девочек — женскому). Однако Э. Маккоби и другие исследователи показывают, что это не вполне безобидное явление. Следствием его является уже вышеупомянутая конфронтация полов. Да и наличие двух субкультур (проявляющихся, к примеру, в речевых паттернах, правилах, способах общения) в дальнейшем приводит к непониманию представителей разных полов, к конфликтам на работе, в семье, в разных взглядах на воспитание детей и т. п. Все сказанное не означает, что нужно непременно стремиться к исключению тенденции половой сегрегации. Некоторые из ее последствий позитивны. Так, существование дружбы с представителем своего пола (как мужской, так и женской) — это прекрасное явление, которое украшает жизнь людей в любом возрасте (и особенно значимо для тех людей, которые в силу каких-либо причин одиноки, не имеют семьи или не умеют общаться с противоположным полом). Также позитивным, на мой взгляд, является складывающееся своеобразие полов. Более негативной в моем восприятии выглядит тенденция к появлению «унисекса», свойственного прежде всего современной молодежной субкультуре — нивелирования патовых различий в одежде, в манере поведения, в речи (к примеру, одинаковой по степени грубости для юношей и девушек). Мне кажется, мы, психологи, должны стремиться сохранить своеобразие полов, но одновременно помочь взаимопониманию мальчиков и девочек, мужчин и женщин. Помимо этого, необходимо отметить, что два таких явления, как половая сегрегация и наличие двух субкультур (мужской и женской), переплетены друг с другом. Вначале возникают различия в поведении мальчиков и девочек по отношению к своему и противоположному полу (уже обусловленные влиянием культуры) — их можно назвать «первичными различиями». Они порождают стремление к половой сегрегации (в основе этого стремления у мальчиков и девочек лежат разные причины: у девочек — желание защититься от хулиганства мальчиков, а у мальчиков — желание оградить себя от всего «девчоночьего»). Затем возникшая половая сегрегация как явление, в котором протекает гендерная социализация девочек и мальчиков (а позже в некоторой степени и взрослых мужчин и женщин), приводит к усилению различий между ними — эти различия можно назвать «вторичными». Последние сохраняются и во взрослости. Вопрос о том, что (половая сегрегация или две субкультуры) вторично, а что первично, остается открытым. Скорее всего, оба фактора (и различия в поведении, и сегрегация) в равной степени влияют друг на друга. Различия в поведении и стремление к сегрегации приводят к этой сегрегации, а позднее сегрегация усиливает различия. Главное, что общество поощряет такую тенденцию. Возможно, такая тенденция выгодна (в частности, для традиционного патриархального общества), так как под ее влиянием формируются мужчины и женщины с личностными качествами, необходимыми в данном обществе: мужчины предназначены для доминирования, а женщины — для подчинения. Однако в современном мире эта ситуация порождает множество проблем (в том числе и непонимание между полами, которое может вести к распаду семей, к особым конфликтам на работе и т. п.), поэтому необходимо осознавать позитивные и негативные стороны гендерных отношений. Гендерная сегрегация в детских группах 279 Итак, рассмотрим явления сегрегации и конвергенции в различные возрастные периоды и в различных ситуациях, начиная с детства. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 316. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |