Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Статья 91. Земли связи, радиовещания, телевидения, информатики




Комментарий к статье 91

 

Комментируемая статья устанавливает правовой режим земель связи, радиовещания, телевидения и информатики. Помимо ЗК РФ, правовое положение названной категории земель определяется также рядом других нормативных актов, например Федеральным законом от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи", Правилами охраны линий и сооружений связи Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 9 июня 1995 г. N 578, и др.

Согласно комментируемой статье к землям связи (кроме космической связи), радиовещания, телевидения, информатики относятся земли, на которых размещаются различные объекты связи, радиовещания, телевидения, информатики, а именно: эксплуатационные предприятия связи, на балансе которых находятся радиорелейные, воздушные, кабельные линии связи и соответствующие полосы отчуждения; кабельные, радиорелейные и воздушные линии связи и линии радиофикации на трассах кабельных и воздушных линий связи и радиофикации и соответствующие охранные зоны линий связи; подземные кабельные и воздушные линии связи и радиофикации и соответствующие охранные зоны линий связи; наземные и подземные необслуживаемые усилительные пункты на кабельных линиях связи и соответствующие охранные зоны; наземные сооружения и инфраструктура спутниковой связи.

Следует заметить, что в соответствии со статьей 27 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для нужд связи, являются ограниченно оборотоспособными. Это означает, что они не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" предоставление земельных участков организациям связи, порядок (режим) пользования ими, в том числе установления охранных зон сетей связи и сооружений связи и создания просек для размещения сетей связи, основания, условия и порядок изъятия этих земельных участков устанавливаются земельным законодательством РФ. Размеры таких земельных участков, в том числе земельных участков, предоставляемых для установления охранных зон и просек, определяются в соответствии с нормами отвода земель для осуществления соответствующих видов деятельности, градостроительной и проектной документацией. Постановлением Правительства РФ от 11 августа 2003 г. N 486 также утверждены Правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети (см. комментарий к п. 3 ст. 89 Земельного кодекса РФ).

Земельные участки для нужд связи могут предоставляться на различных условиях: в пользование (постоянное (бессрочное) или безвозмездное срочное); в аренду; на праве ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) для строительства и эксплуатации сооружений связи. Выбор условий предоставления земельных участков зависит от целого ряда обстоятельств, в том числе категории земель, местоположения земельного участка, собственности или иных прав на него и др.

 


 


Особенности правового режима земель для обеспечения космической деятельности и земель обороны и безопасности и особенности их правового режима.

Земли для обеспечения космической деятельности

Комментарий к статье 92

 

Комментируемая статья закрепляет правовой режим земель для обеспечения космической деятельности. Согласно статье 2 Закона РФ от 20 августа 1993 г. N 5663-1 "О космической деятельности" <190> под космической деятельностью понимается любая деятельность, связанная с непосредственным проведением работ по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. Космическая деятельность включает в себя создание (в том числе разработку, изготовление и испытания), использование (эксплуатацию) космической техники, космических материалов и космических технологий и оказание иных связанных с космической деятельностью услуг, а также международное сотрудничество Российской Федерации в области исследования и использования космического пространства.

К землям для обеспечения космической деятельности согласно комментируемой статье относятся земли, на которых размещаются наземные объекты космической инфраструктуры. В свою очередь, правовой режим объектов наземной инфраструктуры установлен в статье 18 Закона о космической деятельности. В частности, космическая инфраструктура Российской Федерации включает в себя:

космодромы;

стартовые комплексы и пусковые установки;

командно-измерительные комплексы;

центры и пункты управления полетами космических объектов;

пункты приема, хранения и обработки информации;

базы хранения космической техники;

районы падения отделяющихся частей космических объектов;

полигоны посадки космических объектов и взлетно-посадочные полосы;

объекты экспериментальной базы для отработки космической техники;

центры и оборудование для подготовки космонавтов;

другие наземные сооружения и технику, используемые при осуществлении космической деятельности.

При этом объекты космической инфраструктуры, включая мобильные, являются таковыми в той мере, в какой они используются для обеспечения или осуществления космической деятельности.

Объекты космической инфраструктуры, являющиеся федеральной собственностью, находятся в хозяйственном ведении государственных организаций, осуществляющих их эксплуатацию.

В статье 18 Закона содержится также отсылочная норма, касающаяся земель для обеспечения космической деятельности, согласно которой выделение земельных участков и использование их под объекты космической инфраструктуры и прилегающие к ним зоны отчуждения осуществляются в соответствии с земельным законодательством РФ.

Пункт 3 комментируемой статьи содержит важную гарантию для собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, используемых под районы падения отделяющихся частей ракет эпизодически. Такие земельные участки у законных владельцев не изымаются, а порядок возмещения ущерба определяется Правительством РФ.

 

Статья 93. Земли обороны и безопасности

Комментарий к статье 93

 

Комментируемая статья закрепляет правовой режим земель обороны и безопасности. Согласно статье 1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" <191> под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории. В целях обороны создаются Вооруженные Силы РФ.

Характерной особенностью земель обороны и безопасности является то, что земли и другие природные ресурсы, предоставленные Вооруженным Силам РФ, другим войскам, воинским формированиям и органам, находятся в федеральной собственности. При этом земли, леса, воды и другие природные ресурсы, находящиеся в собственности субъектов РФ, органов местного самоуправления, в частной собственности, могут быть изъяты для нужд Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, но только в соответствии с законодательством РФ.

При предоставлении и изъятии земельных участков данной категории земель, совершении с ними гражданско-правовых сделок обязательное участие должны принимать федеральные органы исполнительной власти. Приведем пример из судебной практики. Федеральное государственное унитарное предприятие "Хозрасчетный участок" - дочернее предприятие федерального государственного унитарного предприятия "промышленно-строительное управление Министерства обороны Российской Федерации" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании недействительными пунктов 14 и 23 постановления мэра г. Южно-Сахалинска, а также о признании за заявителем права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. Решением, оставленным без изменения постановлениями апелляционной и кассационной инстанций, в удовлетворении заявленных требований отказано.

При разрешении спора суд исходил из того, что при принятии оспариваемого ненормативного акта администрация г. Южно-Сахалинска не нарушила права заявителя и действовавшее в тот период законодательство, так как согласно пункту 10 статьи 1 Федерального закона "Об обороне" от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ земли, на которых располагается производственная база предприятия, являются землями Министерства обороны РФ и, следовательно, относятся к федеральной собственности.

Используя предоставленное ему право, Комитет по управлению государственным имуществом Сахалинской области 14 марта 2000 г. выдал заявителю свидетельство о внесении спорного земельного участка в реестр федерального имущества и закреплении данного участка за заявителем на праве хозяйственного ведения.

Требуя признать за собой право на постоянное пользование спорным земельным участком с момента регистрации его как федерального имущества, заявитель указал, что такое право перешло к нему от Южно-Сахалинской КЭЧ в порядке правопреемства. При этом доказательств правопреемства заявитель жалобы суду не представил.

Пунктом 1 статьи 20 ЗК РФ предусмотрено, что в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Согласно статье 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона РФ от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требуется. Распоряжение указанными землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное. Порядок распоряжения этими землями может быть определен Правительством Российской Федерации.

Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 7 августа 2002 г. N 576 "О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю" Министерству имущественных отношений РФ предоставлено право осуществлять от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных прав и законных интересов РФ в случае предоставления земельных участков органу государственной власти РФ, государственному учреждению, государственному унитарному предприятию.

Согласно письму первого заместителя министра имущественных отношений Российской Федерации от 24 января 2003 г. N ДА-9/2430 на основании Положения о Министерстве имущественных отношений Российской Федерации Минимущество России как федеральный орган исполнительной власти уполномочено управлять и распоряжаться в пределах своей компетенции имуществом, находящимся в собственности Российской Федерации, в том числе земельными участками.

Таким образом, суд пришел к выводу о том, что в настоящее время принять решение о выделении участка федеральному государственному унитарному предприятию возможно только после предварительного согласования с Министерством имущественных отношений РФ и Министерством обороны РФ.

Правовому режиму земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, присущи также другие характерные черты: общность целевого назначения данных земельных участков - все они предоставляются для нужд обороны, безопасности страны (в частности, для строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий); разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов); создания запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационном резервах (хранилища, склады и другие)); скрытность расположения земель, предоставленных воинским частям (военным организациям) для нужд обороны; воинским частям (военным организациям) как субъектам земель оборонного назначения предоставлено право пользоваться в установленных законом случаях соседними землями других землепользователей; использование воинскими частями (военными организациями) земель оборонного назначения должно осуществляться с учетом обеспечения безопасности окружающего населения.

Кроме перечисленного, для земель, предоставленных воинским частям, и вокруг них характерно наличие запретных зон, районов и других ограничений. Запретные зоны, районы и ограничения могут быть разнообразными. Их разнообразие определяет характер использования земельного участка для конкретных нужд обороны, безопасности страны. Например, при арсеналах, базах, складах Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов устанавливаются запретные районы и запретные зоны. Запретные районы и запретные зоны устанавливаются в целях обеспечения безопасности хранения вооружения, военной техники и другого военного имущества, защиты населения и объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, а также окружающей среды при чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера.

Согласно пункту 3 комментируемой статьи ст. 8 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" в интересах надлежащего содержания Государственной границы пограничным органам в порядке, установленном законодательством РФ, отводится в постоянное (бессрочное) пользование земельная полоса, проходящая непосредственно вдоль Государственной границы на суше (или участки для обустройства и содержания инженерно-технических сооружений и заграждений, пограничных знаков, пограничных просек, коммуникаций, пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и других объектов). Под государственной границей РФ, в свою очередь, понимается линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории РФ (суши, вод, недр и воздушного пространства), то есть пространственный предел действия государственного суверенитета.

Комментируемый пункт не закрепляет норм отвода таких земельных полос, размеров земельных участков, необходимых для обеспечения защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, порядок их использования, особенности хозяйственной, промысловой и иной деятельности. Все эти вопросы определяются законодательством РФ. Так, в статье 16 Закона о Государственной границе определяется правовой режим пограничной зоны. Пограничная зона устанавливается в пределах территории поселений и межселенных территорий, прилегающих к Государственной границе на суше, морскому побережью РФ, российским берегам пограничных рек, озер и иных водоемов, и в пределах территорий островов на указанных водоемах. В пограничную зону по предложениям органов местного самоуправления поселений могут не включаться отдельные территории населенных пунктов поселений и санаториев, домов отдыха, других оздоровительных учреждений, учреждений (объектов) культуры, а также места массового отдыха, активного водопользования, отправления религиозных обрядов и иные места традиционного массового пребывания граждан. На въездах в пограничную зону устанавливаются предупреждающие знаки. Пределы пограничной зоны определяются и изменяются, предупреждающие знаки устанавливаются решениями уполномоченных федеральных органов исполнительной власти по представлениям старших должностных лиц пограничных органов на территориях субъектов РФ. Особенности хозяйственной, промысловой и иной деятельности, связанной с пользованием землями, лесами, недрами, водами, проведение массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пограничной зоне регулируются федеральными законами, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Хозяйственная, промысловая и иная деятельность, проведение массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пределах пятикилометровой полосы местности или до рубежа инженерно-технических сооружений в случаях, если он расположен за пределами пятикилометровой полосы местности, осуществляются на основании разрешения, а в остальной части пограничной зоны - с уведомлением пограничных органов (ст. 18 Закона).

Кроме того, в соответствии со статьей 19 Закона в целях недопущения переноса заразных болезней через Государственную границу может быть запрещено или ограничено содержание и выпас скота в полосе местности (карантинной полосе) вдоль Государственной границы на суше. Карантинная полоса, ее ширина, порядок ее ограждения, ветеринарный режим на ней устанавливаются Минсельхозом России или по его поручению органами ветеринарного надзора субъектов РФ.

Статья 13 Закона о Государственной границе также закрепляет особенности ведения хозяйственной, промысловой и иной деятельности на Государственной границе. В частности, хозяйственная, промысловая и иная деятельность, связанная с пересечением Государственной границы и иным образом затрагивающая интересы Российской Федерации или иностранных государств, осуществляемая российскими и иностранными юридическими и физическими лицами, в том числе совместно, непосредственно на Государственной границе либо вблизи нее на территории Российской Федерации (в пределах пятикилометровой полосы местности), не должна:

наносить вред здоровью населения, экологической и иной безопасности Российской Федерации, сопредельных с ней и других иностранных государств или содержать угрозу нанесения такого ущерба;

создавать помехи содержанию Государственной границы и выполнению задач пограничными органами.

Указанная деятельность осуществляется в соответствии с международными договорами РФ или иными договоренностями с иностранными государствами, с соблюдением правил пересечения Государственной границы и на основании разрешения пограничных органов, включающего сведения о местах, времени пересечения Государственной границы и производства работ, количестве участников, используемых промысловых и иных судов, транспортных и других средств, механизмов.

Пункт 4 комментируемой статьи закрепляет порядок передачи земельных участков в закрытых административно-территориальных образованиях. Закрытым административно-территориальным образованием признается имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающей специальные условия проживания граждан (ст. 1 Закона РФ от 14 июля 1992 г. N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" <192>).

 

Закрытое административно-территориальное образование является административно-территориальной единицей. Территория и границы закрытого административно-территориального образования определяются исходя из особого режима безопасного функционирования предприятий и объектов, а также с учетом потребностей развития населенных пунктов. Границы закрытого административно-территориального образования могут не совпадать с границами субъектов РФ и районов, входящих в их состав. В ведение районов местного самоуправления закрытого административно-территориального образования передаются другие населенные пункты, расположенные на его территории.

Населенные пункты, расположенные в закрытом административно-территориальном образовании, имеют официальные географические названия и вносятся в соответствующие картографические и иные документы, за исключением случаев, специально устанавливаемых Правительством РФ.

В случае установления вредного воздействия предприятий и объектов, расположенных в закрытых административно-территориальных образованиях, на территории, прилегающей к границам закрытого административно-территориального образования, этим территориям в соответствии с положением, утверждаемым Правительством РФ, присваивается статус зоны воздействия. Перечень зон воздействия, их границы, режим землепользования, экологические мероприятия, социальные гарантии и компенсации гражданам, проживающим на этих территориях, определяются в соответствии с положением, утверждаемым Правительством РФ.

Земельные участки в таких образованиях для размещения объектов по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военных и иных объектов в закрытых административно-территориальных образованиях предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.

В закрытом административно-территориальном образовании устанавливается особый режим использования земель по решению Правительства РФ. В соответствии со статьей 6 Закона о закрытом административно-территориальном образовании он заключаются в следующем. Земли закрытого административно-территориального образования в соответствии с их основным целевым назначением могут включать в себя земли населенных пунктов (городов, поселков и сельских населенных пунктов), земли промышленности, обороны и иные земли, предусмотренные земельным законодательством РФ. Земли, занимаемые предприятиями и объектами, по роду деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования, находятся в федеральной собственности и передаются в постоянное (бессрочное) пользование этим предприятиям и объектам.

Решения об отнесении иных земель, включая зоны безопасности и санитарно-защитные зоны, к землям федеральной собственности на территории конкретного закрытого административно-территориального образования принимаются Правительством РФ по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления закрытого административно-территориального образования. Управление этими землями осуществляется Правительством РФ.

Земли закрытого административно-территориального образования, за исключением земель, находящихся в федеральной собственности, находятся в ведении органов местного самоуправления данного образования.

В закрытом административно-территориальном образовании по согласованию с органами местного самоуправления может устанавливаться особый режим использования земель. Органы государственной власти субъектов РФ принимают меры по предоставлению земельных участков в ведение органов местного самоуправления закрытого административно-территориального образования для удовлетворения потребностей населения в развитии садоводства, огородничества, сельскохозяйственного производства, жилищного и дачного строительства за пределами указанного образования.

Пункт 5 комментируемой статьи закрепляет возможность передачи отдельных земельных участков из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, лесохозяйственного и иного использования. Подробно данный вопрос регулируется в настоящее время Правилами передачи отдельных земельных участков из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, лесохозяйственного и иного использования (утверждены Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2006 г. N 176) <193>.

 

Порядок передачи земельных участков для названных целей следующий: федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - заинтересованные федеральные органы исполнительной власти), формируют в установленном порядке из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых ими, перечни земельных участков, включающие в себя сведения о местоположении (адресе) и площади земельных участков, предполагаемых правах на них и разрешенном использовании земельных участков, а также о возможных ограничениях использования земельных участков, установленных заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. К указанным перечням прилагаются проекты границ земельных участков, подготовленные в порядке, установленном статьей 34 ЗК РФ. Заинтересованные федеральные органы исполнительной власти направляют перечни земельных участков в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом ежегодно, не позднее 1 мая, для рассмотрения возможности предоставления земельных участков в аренду или безвозмездное срочное пользование в соответствии с законодательством РФ.

Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом в 2-недельный срок с даты поступления перечня земельных участков размещает сообщение о наличии земельных участков в печатных средствах массовой информации, являющихся источником официального опубликования правовых актов субъектов Российской Федерации и иной официальной информации, а также на официальном сайте Агентства в сети Интернет. В сообщении указываются сведения, содержащиеся в указанном перечне, а также сведения о территориальном органе Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, уполномоченном рассматривать заявления о предоставлении земельных участков.

Юридическое лицо или гражданин, заинтересованные в получении земельного участка (далее - заявитель), направляют в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (в его территориальный орган по месту нахождения земельного участка) заявление, в котором указывают цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры, местоположение, а также испрашиваемое право на землю (далее - заявление). Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (его территориальный орган) в 2-недельный срок со дня поступления заявления принимает решение о предоставлении заявителю земельного участка либо об отказе в его предоставлении в случае, если заявленная цель использования земельного участка не соответствует земельному законодательству Российской Федерации и разрешенному использованию земельного участка.

В случае если в отношении одного земельного участка поступило 2 и более заявлений:

о предоставлении земельного участка в безвозмездное срочное пользование - решение принимается в пользу заявителя, который подал заявку ранее других;

о предоставлении земельного участка в аренду и в безвозмездное срочное пользование - приоритетным является предоставление земельного участка в аренду;

о предоставлении земельного участка в аренду - решение принимается по итогам торгов на право заключения договора аренды земельного участка, проводимых в соответствии с земельным законодательством РФ. Земельные участки, расположенные на территориях закрытых административно-территориальных образований, предоставляются по итогам торгов (открытых по форме подачи предложений о размере арендной платы и закрытых по составу участников), к участию в которых допускаются граждане РФ, постоянно проживающие на данной территории, и юридические лица, расположенные и зарегистрированные на данной территории.

В случае принятия решения о предоставлении заявителю земельного участка заявитель в установленном порядке обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка на основании имеющегося проекта границ земельного участка.

Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (его территориальный орган):

в недельный срок со дня представления заявителем кадастровой карты (плана) земельного участка, удостоверенной органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заключает договор аренды земельного участка или договор безвозмездного срочного пользования земельным участком, формы которых утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации;

не позднее чем за 3 месяца до окончания срока действия договора аренды земельного участка или договора безвозмездного срочного пользования земельным участком уведомляет об этом соответствующий заинтересованный федеральный орган исполнительной власти.

В случае если до окончания срока действия соответствующего договора в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (его территориальный орган) не поступило заявление заинтересованного федерального органа исполнительной власти о необходимости использования земельного участка для нужд обороны и безопасности, Агентство принимает решение о продлении действующего договора либо о предоставлении земельного участка юридическим лицам или гражданам в аренду или безвозмездное срочное пользование в соответствии с названными Правилами.

 

 

58. Недра и недропользование.

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕДР

Закон Российской Федерации «О недрах» (в ред. от 3 марта 1995 г.) (с изменениями от 10 февраля 1999 г., 2 января 2000 г., 14 мая, 8 августа 2001 г., 29 мая 2002 г., 6 июня 2003 г.) устанавливает, что недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горно-добывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапу соляных озер и заливов морей. Также он содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ в сфере государственного регулирования отношений недропользования осуществляется Конституцией РФ, а также заключаемыми в соответствии с ней Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Субъекты РФ принимают свои законы и иные нормативные правовые акты в целях регулирования отношений недропользования в пределах своих полномочий. Органы местного самоуправления вправе осуществлять регулирование отношений недропользования в пределах предоставленных им действующим законодательством полномочий. Недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами. Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной, част-

ной и в иных формах собственности. В соответствии со ст. 2 этого Закона государственный фонд недр составляют используемые участки, представляющие собой геометризованные блоки недр, и неиспользуемые части недр в пределах территории РФ и ее континентального шельфа. Владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр в пределах территории РФ в интересах народов, проживающих на соответствующих территориях, и всех народов РФ осуществляются совместно РФ и субъектами РФ. федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах своих полномочий утверждают государственные программы геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр, по представлению федерального органа управления государственным фондом недр и под контролем органов представительной власти решают вопросы недропользования, охраны недр и охраны окружающей природной среды. Для выполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации отдельные участки недр могут получать статус объектов федерального значения.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 289.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...