Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Положение губ при произношении гласных звуков




Занятие № 2.

Тема: Артикуляция.

Вопросы:

1. Что такое артикуляция?

Артикуляцией (от лат. Articulatio – произношу членораздельно) называется работа органов речи, направленная на производство звуков. 

2. Артикуляция – это работа речевого аппарата для правильного создания звука.

3. Фазы произношения звука: выход (=экскурсия), выдержка и отход (=рекурсия).

4.Органы артикуляции можно условно разделить на подвижные и неподвижные.

К первым относятся увула (uvula – нёбный язычок, небольшой конический отросток, отходящий от заднего края мягкого неба, расположенный у  человека над корнем языка), губы и язык.

Ко вторым относятся зубы, а также твердое и мягкое небо.

5. Наиболее активным из перечисленных органов считается язык – он может занимать во рту различные положения, сближаясь с органами, которые менее подвижны. В итоге образуются определенные звуки речи.

 

Задержка речевого развития у детей отражается на основе следующих признаков:

1) Проявляется в неумении произносить правильно сразу 5-7 звуков.

2) Заикание. Если ребёнок говорит быстрее, чем необходимо,  или повторяет отдельные звуки и слоги целого слова, или долго тянет их («мммммама», «кукукукушать») – это указывает на заикание.

3) Нарушение слуха: ребёнок не запоминает простой текст, не понимает текст при чтении вслух, не может связать слова для его пересказа. Не слышит негромкие звуки, не распознаёт их направление и источник. Включает большую громкость на телевизоре, чем остальные члены вашей семьи.

 4) Полностью не развиты органы речи, поэтому необходимо проводить гимнастику: упражнения для губ, для развития подвижности языка, упражнения для развития дыхания, упражнения по постановке интонации, громкости речи, правильных ударений.

Не только логопед должен знать, как образуются звуки в соответствии с органами речи, но и воспитатели группы.

 

Органы речи представлены на следующем рисунке:

1 – твердое небо; 2 – альвеолы – бугорки над дёснами; 3 – верхняя губа; 4 – верхние зубы; 5 – нижняя губа; 6 – нижние зубы; 7 – передняя часть языка; 8 – средняя часть языка; 9 – задняя часть языка; 10 – корень языка; 11 – голосовые связки; 12 – мягкое небо; 13 – язычок – увула; 14 – гортань; 15 – трахея.

Таким образом, к органам речи относятся не только те, которые связаны с ртом, но и гортань, и трахея. В гортани расположены голосовые связки, и если болит горло, то начинают работать ложные голосовые связки. В процессе работы ложных голосовых связок речь становится хриплой. Воспитатель должен обратить на это внимание родителей, чтобы они обратились к врачу.

Более наглядно расположения органов речи представлено в следующей картине.

В настоящее время даже в речи шестилеток, здоровых детей, проявляется неумение произносить правильно сразу 5-7 звуков и полностью не развиты органы речи, поэтому необходимо проводить гимнастику: упражнения для губ, для развития подвижности языка, упражнения для развития дыхания, громкости речи и постановки правильных ударений.

Произношение всякого звука имеет три фазы произношения. Первая фаза – выход (экскурсия) может быть независимой от произношения другого звука, если начинает слово; затем выдержка – это основной облик звука, который мы улавливаем в процессе произношения; третья фаза произношения звука отступ (рекурсия), здесь звук может сохранять основной облик при двух условиях: 1) абсолютный конец слова перед паузой, остановкой, 2) перед твёрдым согласным как для гласного, так и для согласного, кроме только мягких (ч, щ, й).

Первый отдел периферического речевого аппарата служит для подачи струи воздуха, второй — для образования голоса, третий является резонатором, дающим звуку силу и окраску и таким образом образующим характерные звуки нашей речи, которые возникают в результате деятельности отдельных активных частей артикуляционного аппарата. К последним относятся нижняя челюсть, язык, губы и мягкое нёбо.

 Нижняя челюсть опускается и поднимается; мягкое нёбо поднимается и опускается, таким образом, закрывая и открывая проход в носовую полость; язык и губы могут принимать самые разнообразные положения. Изменение положения речевых органов влечет за собой образование затворов и сужений в различных частях артикуляционного аппарата, благодаря чему и определяется тот или иной характер звука.

Язык, как уже отмечалось, является наиболее активным из перечисленных органов, потому что он богат мышцами, делающими его весьма подвижным: он может удлиняться и укорачиваться, делаться узким и широким, плоским и выгнутым. Подвижность и правильная постановка языка достигается в результате упражнений, которые используют бабушки: 1) вытягивания языка а) прямо, б) вниз, стараясь достать подбородок, в) влево, касаясь щеки, г) вправо, касаясь щеки, д) вверх, стараясь достать кончик носа; 2) согнув язык трубочкой, двигать его вперёд так, чтобы трубочка вышла из рта за губы, затем оттянуть назад трубочку так, чтобы она зашла за зубы; упражнение надо выполнять очень быстро 3) свернуть язык поперёк и качать эту трубочку вперёд и назад; 4) быстро двигать языком, слегка его согнув, вперёд-назад и произносить «ля-ля-ля»; 5) необходимо разработать кончик языка. Говорите детям: «Представьте свой язык молоточком, которым вы бьёте по зубам. При этом нужно повторять: «да-да-да-да». Потом аналогичным образом переходите к буквам «Д» и «Т».

Активизируем губные мышцы. Надуйте щеки, после чего, сквозь сжатый рот, хлопком освободите воздух. При этом произносите «П» и «Б» (быстро, одну за другой).

Мягкое нёбо, или нёбная занавеска, оканчивающееся маленьким язычком, лежит вверху ротовой полости и является продолжением твердого нёба, начинающегося у верхних зубов альвеолами. Нёбная занавеска имеет способность опускаться и подниматься и таким образом отделять глотку от носоглотки. При произнесении всех звуков, кроме м и н, нёбная занавеска поднята. Если нёбная занавеска почему-либо бездействует и не поднята, то звук получается носовой (гнусавый), так как при опущенной нёбной занавеске звуковые волны проходят преимущественно через носовую полость.

Нижняя челюсть благодаря ее подвижности является весьма важным органом артикуляционного (звукопроизносительного) аппарата, так как способствует полному развитию ударных гласных звуков (а, о, у, э, и, ы). С другой стороны, при произношении гласных играет большую роль постановка губ – определённый рисунок

 

 

Рисунок губ – при произношении гласных

Положение губ при произношении гласных звуков

 

Более лёгкая постановка губ при произношении звуков [а] [и]. В12 месяцев ребенок произносит гласные: "а", "у", "и". В 1-2 года дети довольно четко начинают произносить изолированно такие гласные звуки как "а", "у", "и", "о", звуки "ы", "э" заменяют звуком "и", а звук [у] на [а] – кАкарИ = кукареку

 Болезненное состояние отдельных частей артикуляционного аппарата отражается на правильности резонирования и четкости произносимых звуков. Поэтому для воспитания необходимой артикуляции все органы, принимающие участие в образовании звуков речи, должны работать правильно и согласованно.

Освободим гортань и язык. Вам необходимо быстро вдохнуть через нос, а потом стремительно выдохнуть через рот. Звук при выдохе: «Фу». Желая укрепить мышцы гортани, вместо «Фу», говорите «Г» либо «К».

Перед каждой фразой важно уметь вовремя набирать воздух. Разработаем этот навык. Приступайте к произношению вслух какого-нибудь короткого рассказа, перед каждым предложением набирая воздух. Если регулярно выполнять это упражнение, то нужный навык войдет в привычку. Вдох, впрочем, как и выдох должен быть бесшумным, практически незаметным для окружающих.

Не забывайте правильно разделять воздух, если хотите чтобы ваша артикуляция был развитой. Когда человек говорит громко, ему обычно необходимо больше дыхания. В свою очередь тихое произношение заставляет больше контролировать выдох. Поочередно произносите фразы то тихим, то громким голосом.

Для выработки правильного произношения надо использовать произношение гласных звуков, объединяя их по разным признакам:по участию губ – нелабиализованные (и, ы, э, а) и лабиализованные (у, о); по подъёму языка: верхнего (и, ы, у); по ряду расположения языка: переднего ряда (и, э), среднего ряда (ы, а) и заднего ряда (у, о).Можно произносить по порядку: и, ы, у, э, о, а или наоборот а, о, э, у, ы, и. Гласные звуки являются ртораскрывателями, что формирует отчётливое произношение звуков речи. Гласные звуки являются и напряжёнными, поэтому укрепляют речевой аппарат.

Таким образом, упражнения на тренировку всех частей речевого аппарата позволит сформировать фонетическую речевую культуру.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 731.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...