Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Роль взрослых в организации и проведении КТД




Технология проведения КТД такова, что дети сами ищут дела по душе, сами делают выбор и отбор этих дел, сами их планируют (придумывают, разрабатывают, режиссируют), сами оценивают их, обсуждают, если есть в этом необходимость, сами выбирают роли, поручения в деле. Взрослый же (воспитатель, учитель, вожатый) лишь подводит ребят к пониманию задач, к ответам на вопросы: что будем делать, как, для чего, для кого, когда, где, кто будет участвовать, с кем вместе, передает им свой опыт по ходу дела. Взрослый принимает все предложенные детьми варианты, идеи, придумки, относится к ним с уважением и пониманием. Взрослый ищет место в деле каждому школьнику, поддерживает любой поиск, начинание, порыв, побуждает ребят к добросовестному творческому и самостоятельному участию в осуществлении коллективного замысла. Взрослый постоянно опирается на микроколлективы своего класса: звенья, команды, советы дела, творческие объединения, приятельские группы, чтобы дойти до каждого в том или ином КТД.

Дети могут на разных этапах подготовки, проведения и анализа быть в разных микрогруппах. И это очень важно. В разных группах ребенок вступает в новые отношения, занимает новые положения. Разбить ребят на «группы действия» взрослому помогут такие приемы, как жеребьевка, считалка, добровольное желание, заявка на участие, вербовка. Ребят можно «развести» по группам по игровым и даже шуточным приметам: по цвету волос, глаз, росту, именам, по дню рождения и т.д. Можно назвать трех-четырех первых членов группы, те выберут по партнеру, выбранные назовут следующих, так быстро комплектуется команда. Можно разложить цветные кружочки, эмблемы, другие «амулеты», дети выберут их произвольно, создав группу.

Группа - главный «инструмент» КТД. В ее составе не должно быть более 7 человек. Ребят нужно учить работать вместе, уважая мнение каждого своего товарища, считаясь с его интересами и желаниями, если все хотят делать что-то, используйте конкурс, если никто не хочет – жеребьевку.

Таким образом, дело ценно тогда, когда всему коллективу находятся творческие роли, поручения и задания. Когда именно это дело по душе, когда оно творческое по сути, то есть имеет сюжет, вариативность, романтические новинки и придумки, интересно всем и каждому.

Взрослому необходимо найти и свое место в КТД. Это совсем необязательна должна быть командная роль.

В творческом деле взрослый может быть: лидером (там, где дело связано со здоровьем детей: например, в походе); членом совета дела (отвечать за какую-то часть КТД); оценщиком дела (член жюри, конкурсной комиссии); руководящим КТД через актив ребят; рядовым членом дела; гостем; не принимать участия вообще.

Но контроль не исключается. И какую выбрать себе роль в деле, подскажут обстоятельства, уровень отношений с ребятами, личное амплуа, умения, интересы.

КТД – это разнообразие, это новый элемент в старом деле, это «изобретение», фантазия, дерзость. И надо вести ребят от творчества в забаве до социального творчества с пользой для самих себя, для других, для страны.

ВИДЫ И ФОРМЫ КТД

3.1. Общественно – политические дела

3.2. Трудовые коллективные дела

3.3. Познавательные коллективные дела

3.4. Экологические коллективные дела 

3.5. Спортивные коллективные дела

3.6. Художественные коллективные дела 

3.7. Досуговые коллективные дела

РАБОТА С АКТИВОМ

Делить ребят на актив и неактив не имеет смысла. Все дети должны находиться в «самочувствии актива». Но постоянный ли, сменный ли, очередной актив при проведении тех или иных коллективных творческих дел все-таки должен выбираться. И работать с ним надо: учить, консультировать, инструктировать, помогать осваивать сферу организаторской работы. Можно использовать КТД-тренинги, творческие КТД. Ниже приведены примеры таких тренингов.

«Геометрическая фигура». Длинные веревки связываются в два больших кольца (веревочных колец столько, сколько создается групп; длина веревки зависит от количества участников). Дети становятся в круг, держась за кольцо веревки обеими руками. Ведущий (воспитатель, учитель) предлагает ребятам построить квадрат, треугольник, пирамиду, звезду, ромб, закрыв глаза, не выпуская из рук веревку. Участники тренинга имеют право советоваться, разговаривать вслух, искать решение в точно отведенное время. Казалось бы, задание не столь сложно. Но в предложенном состоянии все-таки сделать это не так-то легко. Сначала у ребят может быть растерянность, затем они начинают искать пути решения, спорить. Кто-то обязательно будет руководить всеми. Эти кто-то и есть лидеры.

«Номера». Ребята делятся на группы, например, на три команды, Всем школьникам прикалываются на спины номера, скажем, от 1 до 10. По команде ведущего группы перемешиваются. По следующей команде надо прибежать к «своим» и выстроиться спиной к ведущему от первой до последней цифры по порядку. Условия можно менять: дети строятся от цифры 10 до цифры 1, то есть наоборот. Или дети строятся так: сначала нечетные цифры, затем четные. Могут быть и такие варианты: построиться по росту; построиться в алфавитном порядке, учитывая первую букву, с которой начинается фамилия. Понаблюдайте, как группа выполняет задание. Кто лидирует, кто выполняет задание пассивно.

«Киностудия». Ребята разбиваются на творческие коллективы киностудий страны. Придумывают название «студии», жанр фильма, который будут «снимать» (комедия, детектив, сказка, мелодрама, мультик); тему сюжета фильма, название фильма. Все эти задания они выполняют предельно быстро и по команде ведущего докладывают вслух о выполнении задания. Затем все вместе дети пишут сценарий, распределяют роли и обязанности, «ставят свой фильм» и показывают его всем. Фильм оценивает жюри – другие команды. Ведущему остается внимательно наблюдать и оценивать организаторские и творческие способности детей.

Условия успешного проведения КТД

Первое – творческое дело должно опираться на предшествующий личный опыт ребят, на знания, умения и навыки, полученные ранее.

Второе – любая модель КТД не самоцель. Не форма ради формы. Главное в ней – участие или соучастие ребенка, его личное самовыражение и самоутверждение. Необходимо, чтобы любой ребенок был нужен, нашел себя в деле. Вот почему дело называют коллективным и творческим. КТД – поле импровизации, вольного проявления, а не исполнение воли «по бумажке».

Третье – необходимо соблюдать последовательность действий по отбору, подготовке, планированию, проведению и оценке совместного дела. Любой «этап» КТД есть творчество ребенка, которое необходимо заметить и оценить, а полученный успех разделить на всех, кто, так или иначе, принимал участие в коллективном творческом деле.

 

Приложение 4. ЛОГИКА РАЗВИТИЯ СМЕНЫ В ДОЦ

Отряд в детском оздоровительно-образовательном центре — это основной способ организации совместной деятельности детей, средство включения подростков в систему социальных связей и отношений, накопления опыта этих отношений.

В деятельности отряда можно выделить три периода: организационный, основной, заключительный.

Организационный период лагерной смены (первые 3 дня) — это чрезвычайно насыщенный и ответственный период в жизни отряда и всего лагеря. В этот период осуществляется первоначальное сплочение и организационное оформление коллективов отрядов и лагеря, выдвижение воспитательных задач и определение путей их реализации, адаптация детей в условиях лагерной жизни. В работе педагога особо важное значение в этот период имеет:

• прием детей, первые беседы с ними и их родителями, ознакомление с биографическими сведениями подростков, их особенностями обучения, здоровья, увлечений, их опытом общественной работы, организация отъезда детей в лагерь, первое знакомство друг с другом;

• ознакомление детей с историей, традициями, обычаями лагеря, с расположением и назначением помещений, с ближайшими окрестностями, с педагогическим и обслуживающим персоналом;

• предъявление детям четких и единых педагогических требований по выполнению режима и распорядка дня, самообслуживанию (уборка помещений и территории, дежурство по лагерю), личной гигиене, организации питания, дисциплине и поведению, организации совместной деятельности (воспитатели повседневно и неуклонно добиваются их выполнения всеми в отряде);

• организация деятельности, в которой бы принимали участие все дети;

• создание ситуаций, позволяющих детям как можно скорее познакомиться друг с другом, а также игровых диагностических ситуаций для выявления интересов, склонностей, ожиданий подростков, выявление детей, обладающих организаторскими способностями и оказывающих положительное влияние на других, будущего актива отряда;

• определение отрядом общих целей и конкретных задач, над осуществлением которых будет работать весь коллектив лагеря и каждый отряд в течение всей лагерной смены; проведение выборов в органы самоуправления отряда, распределение поручений между членами отряда, определение участия каждого в выполнении общей задачи;

• вовлечение отряда в деятельность, направленную на подготовку и проведение общелагерного праздника, — торжественного открытия лагерной смены.

В этот период в отрядах проводятся:

• экскурсия по лагерю, игры «знакомство», «огонек» знакомства; организационно-хозяйственный сбор отряда; операция «Уют», конкурс на лучшее оформление спальной комнаты, оформление и благоустройство отрядного места;

• разнообразные коллективные творческие дела: концерт «Ромашка», концерт - «молния», разнобой, эстафета любимых занятий, эстафета веселых задач, турнир знатоков, вечер жанров, викторина «Что? Где? Когда?», фестиваль рисованных фильмов «Здравствуй, лагерь!», газета «Молния», «Веселые старты» и др.;

• ежедневные вечерние «огоньки» (анализ дня);

• организационный сбор или сбор рождения отряда (выдвижение задач на смену, комплектование микрогрупп, выборы актива);

• разведка дел, «анкета желаний», конкурс на лучшее предложение в план работы отряда и лагеря, коллективное планирование;

• оформление отрядного уголка;

• участие в делах лагеря.

Главными воспитательными задачами основного периода являются:

•развитие творческих способностей детей, их индивидуальности;

•укрепление здоровья, лечение, физическое развитие и совершенствование;

•развитие духовной сферы детей, формирование у них нравственного опыта отношений с окружающим миром.

Содержание и формы деятельности отряда разнообразны. Педагоги стремятся к тому, чтобы каждый ребенок нашел дело, где он может себя проявить, удовлетворить свои интересы и потребности и в то же время развить недостающие ему умения и качества, пополнить, расширить свои знания.

Ведущими направлениями воспитательной работы в отряде являются:

• оздоровительная работа среди детей и подростков (организация жизни в лагере в соответствии с требованиями об охране жизни и здоровья детей);

• использование окружающей природы в качестве источника оздоровления и развития школьников, физкультурно-массовая, спортивная и туристско-краеведческая работа, соблюдение комплекса санитарно-гигиенических мер, режимных моментов, связанных с пребыванием детей на воздухе;

• природоохранительная деятельность детей, их экологическое воспитание, формирование ответственного отношения у подростков к окружающей среде во всех видах деятельности;

• художественно-эстетическая деятельность школьников, формирующая художественный вкус, развивающая творчество и культуру детей;

• познавательная деятельность, развивающая кругозор детей, интерес к знаниям в различных областях, любознательность, раскрывающая интеллектуальные возможности и способности детей, личностные и индивидуальные особенности подростков;

• общественно полезная деятельность, экономическое воспитание детей. Возможны формы работы отряда:

• костры: дружбы, откровения, песенные («Любимые песни» и т. п.);

• конкурсы: рисунков, «Природа и фантазия», «Удивительное рядом?», «А ну-ка, мальчики!», «А ну-ка, девочки!», ораторов, радиокомментаторов, на лучшего грибника, ягодника, рыбака и т. п.; турниры: знатоков искусства, природы, поэзии, техники, «рыцарей», смекалистых и т. п.; операции: тимуровская – «Малышок», «Удивительное рядом», «Руку дружбы — природе», «Муравей», «Голубые патрули», «Зеленые патрули», «Зеленая аптека», «Лагерь — мой дом, и я хозяин в нем»;

• творческие трудовые дела: «Город мастеров», «Фабрика умельцев», «Защита фантастических проектов», «Защита профессий»; десанты: трудовой, тимуровский, агитационный и др.; походы;

• экскурсии: в местное хозяйство, по памятным местам, в природу и др.;

• заочные путешествия и экспедиции: по родной стране, в мир музыки, в мир прекрасного, в мир профессии и т. п.;

• вечера: легенд, музыки, поэзии, любимых песен, инсценированной песни, сказки, фантастических рассказов, разгаданных и неразгаданных тайн, танцев, встреч, отдыха, сюрпризов; праздники: день рождения, день леса, день Нептуна, ярмарка, родительский день, профессиональные;

• творческая пресса: газета «Молния», стенная газета, мини-газета, «живая» газета, радиогазета, рукописный журнал, устный журнал, юмористический, литературно-поэтический, оперативный пресс-центр и др.;

• соревнования: по волейболу, баскетболу, футболу, по ориентированию, «Снайпер», «Веселые старты», туристические эстафеты, турград; на приз лучшего бегуна, прыгуна, ловца, метателя, шахматиста, шашиста, многоборца и т. п.;

• игры: подвижные, на воздухе, в помещении, ролевые, сюжетные, на местности, военно-спортивные, деловые и др.;

• уроки эстетики: поведения в различных общественных местах, театре, в гостях, на природе; умение правильно писать письма, двигаться, сервировать стол; о внешнем виде;

• тематические часы: шрифтчас, музчас, танцчас, час письма, час поэзии и т. п.

При отборе форм работы, подготовке и проведении отрядных дел педагоги учитывают интересы и возможности детей, равномерно распределяют их эмоциональную, интеллектуальную и физическую нагрузку, соотносят логическую взаимосвязь и последовательность разнообразных форм коллектива.

Заключительный период лагерной смены (последние 3-4 дня) отличаются особой событийностью, эмоциональной напряженностью, стремлением подростков к общему сопереживанию конца лагерной смены, предстоящей разлуки.

Этот период представляет собой подведение итогов работы отряда, результатов деятельности каждого ребенка. Подведением итогов являются конкретные дела. Если на базе отряда работает кружок, то организуется итоговое выступление или выставка - демонстрация результатов его работы. Если действуют постоянные творческие группы в течение смены, то представляется творческий отчет этих групп. В один из последних вечеров организуется коллективный анализ, откровенный разговор по душам у костра о прожитой смене, друг о друге. Кроме того, проводятся специальные дела-прощания: прощание с лесом - прогулка; прощание со спортплощадкой - матч; прощание с рекой - купание; прощание с друзьями — подарки, сюрпризы, пожелания.

 

Приложение 5. Схема КТД

1. Класс, количество учащихся, профиль обучения (при наличии)

2. Вид и форма КТД, его название

3. Цель и воспитательные задачи, их соответствие уровню развития школьников данного класса;

4. Характеристика подготовительного периода, его основных этапов:

- степень участия в подготовке воспитательного дела коллектива класса, органов самоуправления, каждого участника;

- уровень активности и самостоятельности учащихся при подготовке КТД, способы стимулирования воспитателем инициативы и общественной активности школьников;

- характер педагогического руководства коллективом класса при подготовке занятия, стиль общения классного руководителя с учениками;

5. Соответствие содержания форме и поставленным воспитательным задачам

6. Характер использования литературы при подготовке КТД;

Приложение 6. Картотека форм работы в детском оздоровительном центре (лагере)

(указать возраст школьников)

№ п/п

Формы работы в организационный период

Название формы Вид КТД Цель
1. Концерт «Ромашка» Познавательное дело-обозрение Познакомить ребят друг с другом, заложить основы коллективных отношений
2.      
3.      

Формы работы в основной период

№ п/п Название формы Класс Первоисточник
1.    
2.    
3.    
4.    
5.    

Формы работы на заключительном этапе

№ п/п Название формы Класс Первоисточник
6.    
7.    










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 185.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...