Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Задание для июньской аттестации




Задание 1. Подготовьте слайдовую презентацию на тему «Русский речевой этикет», опираясь на следующие учебники:

  1. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: Учебное пособие / Л.А. Введенская. – 15-е изд., стер. – Ростов н/Д.: Феникс, 2014.
  2. Стернин И.А. Русский речевой этикет. – Воронеж, 1996.

 

В презентации должны быть отражены вопросы:

1. Понятие речевого этикета и его функции.

2. Речевой этикет и этика.

3. Речевой этикет и теория ролей.

4. Речевой этикет и ситуация общения.

5. Функции речевого этикета.

6. Национальные особенности речевого этикета.

7. Основные требования русского речевого этикета.

8. Сдержанная манера общения.

9. Соблюдение невербального этикета общения.

10. Выбор адекватной формы обращения.

11. Соблюдение коммуникативных табу.

12. Этикетное слушание.

13. Некатегоричность в общении.

14. Акцентирование позитива в общении.

 

Задание 2

Выполните тест №1. В затруднительной ситуации обратитесь к орфоэпическому словарю.

1) Поставьте ударения в словах.

Августовский, алкоголь, апостроф, арахис, аристократия, арфовый, асимметрия, аэропортов (Р. п.), балованный, баловать, баржа, без умолку, броня, бунгало, валовой, вероисповедание, ворота, вперить, высококвалифицированный, генезис, гренки, гуся (Р. п.), деньгами, дискант, диспансер, добыча, договор, доска, дремота, завидно, завсегдатай, заговор, закупорить, запломбировать, звонит, зубчатый, избаловать, ирис (цветок), ирис (конфета), искра, испокон, иссушенный, камбала, каталог, квартал, кедровый, кичиться, клала, коклюш, колледж, красивее, кремень, кулинария, кухонный, лавровый, лассо, ломота, маркетинг, маркировать, мизерный, морковь, мусоропровод, мытарство, намерение, нормировать, обеспечение, облегчить, ободрить, озлобленный, оптовый, ортопедия, осведомить, по средам, памятуя, плесневеть, подогнутый, предвосхитить, премирование, принудить, поутру, простыней (Р.п.), пуловер, ракурс, ремень, рефлексия, сабо, совестливый, согнутый, ступеней (лестницы), ступеней (развития), сироты, столяр, творог, тефтели, тирания, тубдиспансер, торты, туфля, углубить, украинский, хаос, ходатайство, хозяева, факсимиле, феерия, фетиш, феномен, центнер, цепочка, черпать, шасси, шрифта, щавель, экзальтированный, эксперт, языковой.

2) Замените букву е буквой ё в тех словах, в которых она предусмотрена орфоэпической нормой.

Афера, блекнуть, грубошерстный, далеко, желчный, заем, замененный, заморенный, издалека, истекший, маркер, свекла, щелка, засоренный, комбайнер, маневры, неровен час, никчемный, новорожденный, омоложенный, опека, оседлый, оцененный, планер, прирученный, уцененный, холеный, щелка.

3) Подчеркните слова, в которых выделенный согласный произносится мягко.

Агрессия, атеизм, ателье, баронесса, бифштекс, вундеркинд, гантель, декан, демарш, де-юре, диспансер, интервью, инцидент, компьютер, купе, лазер, партер, пресса, претензия, пенсне, свитер, тембр, темп, теннис, термос, шимпанзе, шоссе, штемпель, штепсель.

4) После каждого слова в квадратных скобках представьте транскрипцию выделенных сочетаний. Например, что-то [шт]-то.

Булочная [_], горчичник [_], конечно [_], нарочно [_], подсвечник [_], прачечная [_], пустячный [_], скворечник [_], скучно [_], яичница [_].

5) Подчеркните слова, в которых при произношении была нарушена орфоэпическая норма. Укажите правильное произношение слова.

1. Бедные мои сИроты. 2. Мама купила мне сабО. 3. Какие вкусные гренкИ приготовила мама! 4. – Чем мы сейчас занимаемся? – МаркЕтингом. 5. Алкоголь вреден для человека в любом возрасте, тем более для подростков. 6. Мама звОнит. 7. Ску[чн]о здесь. 8. Всё у вас ко мне какие-то пре[т’]ензии. 9. [Д]екан будет завтра с девяти. 10. Вчера закончила читать Маруа «Фиалки по средАм». 11. Как он аг[р]ессивен в речевом поведении. 12. Он сорит деньгАми. 13. СвеклА сварилась? 14. Ты купил творОг? 15. Этот маркЁр уже не пишет. 16. Книгу поищите в катАлоге. 17. Подпишите дОговор с родителями воспитанника. 18. АвгустОвские встречи привлекают всё больше участников. 19. ГЕнезис – с греческого языка «происхождение, возникновение». 20. Его трудно к чему-либо принУдить.

 

Выполните тест №2

1) Исправьте лексические ошибки.

1.Предлагаются товары по самым дешевым ценам. 2. Девушка быстро вошла вовнутрь. 3. Парень облокотился спиной о перила. 4. Большую половину товаров продали оптом, остальную половину передали в розницу. 5. Вы должны сходить туда собственноручно. 6. Осколки прострелили ему обе ноги. 7. Список включает в себя фамилии всех воспитанников группы, желающих отправиться на экскурсию. 8. Работа оплачивается в зависимости от сложности и колеблется от семи до двенадцати тысяч. 9. Нина с Костей заняли первое место по бальным танцам. 10. О моей автобиографии я уже рассказывал. 11. Больной был госпитализирован в больницу. 12. Вчера наша группа несла дежурство в гардеробе. 13. Фирма объявила о свободной вакансии на место главного экономиста. 14. Внутренний интерьер помещения не соответствует его назначению. 15. Пришлось отступить назад шага на три-четыре. 16. Никто заранее не предвидел наступления стихии. 17. При устройстве на работу мне предложили две альтернативы, я выбрала ту, которая мне больше импонировала. 18. Холодно очень, одень на Марусю плащ. 19. В документах необходимо поставить роспись. 20. Цыплят, как известно, считают по очереди. 21. Это дело гроша выеденного не стоит. 22. Воспитатель решила повысить кругозор посредством энциклопедического чтения. 23. В месяце апреле был закончен ремонт дома. 24. Юный вундеркинд выполнил это задание мгновенно. 25. Мизерные мелочи смогли испортить наши отношения. 26. Эти памятные сувениры я привезла из Крыма. 27. Спортсмены прибыли на международные соревнования для того, чтобы принять участие в соревнованиях, в которых будут участвовать не только наши, но и зарубежные спортсмены. 28. В нашей группе собрана целая библиотека книг! 29. Кто-то спускался вниз по ступенькам. 30. В четвёртой декаде мая установится тёплая погода.

2) Найдите и исправьте ошибки в употреблении фразеологизмов.

1. Цыплят, как известно, считают по очереди. 2. Как говорится, чем дальше в лес, тем больше щепки летят. 3. Мальчишка любил пускать туман в глаза, рассказывая о своих успехах. 4. Она кинулась бежать со всех своих длинных ног. 5. Ты мне зубы не заговаривай, а начинай работать. 6. Успехи этого студента желают много лучшего. 7. В лесу лежит снег и деревья стоят в снежном плену. 8. Врагу не удалось провести нас вокруг пальца. 9. Организаторы поездки сами же ее и испортили, добавив в ведро меда каплю дегтя. 10. Это дело гроша выеденного не стоит. 11. Мы были уверены, что все пойдет как по маслу. 12. Эта история стала басней во языцех.

3) Определите вид тропа.

1. Этот розовый бант ловко перепрыгнул лужу. 2. Сильный пол, как часто вы бываете слабыми и нуждаетесь в участии. 3. Отговорила роща золотая берёзовым, весёлым языком. 4. Спит земля в сиянье голубом. 5. Поздно что-либо менять – поезд давно ушёл. 6. Шурочка, сто лет сто зим не виделись! 7. Красноярск поёт Высоцкого. 8. Пели вьюги за окном. 9. Мне экзотических стрекоз и бус коралловых привёз, только сердце привёз другой. 10. Словно слёзы падают капли дождя: небо прощается с летом. 11. Многие сочувствовали Исабель: Хулио был известным ловеласом, который, не стесняясь, говорил, что не пропускает ни одной юбки. 12. Все флаги будут в гости к нам. 13. Европа празднует Рождество Христово. 14. У этого белого свитера знакомое лицо. 15. Какая шуба идёт потрясающая! 16. Ты разбила мне сердце. 17. «Веселинки» с удовольствием читают Перро. 19. Золотое солнце заглядывает к нам в группу. 20. Январские морозы приказали никому носа на улицу не показывать.

Выполните тест №3

1) Определите род имён существительных и согласуйте с ними определения-прилагательные в форме единственного числа.

Домишко, мозоль, тюль, ООН, салон-парикмахерская, плакса, Осло, какаду, ОАО, ФСБ, мадам, Чили, СНГ, коллега, староста, кафе-столовая, носище, студенчество, жюри, шампунь, боржоми, кутюрье, умница.

2) Найдите и исправьте ошибки в определении рода имён существительных.

Центральное авеню, настенная бра, говорящий какаду, женский туфель, дальневосточная лосось, кружевной манжет, вместительная бутыль, красивая тюль, многолюдное Токио, горячее кофе, белая тюль, фруктовая шампунь.

3) Образуйте форму родительного падежа множественного числа имён существительных.

Яблоко, армянин, ведёрко, дорожка, басня, кухня, неделя, апельсин, возраст, герб, джинсы, пульт, груша, вафля, туфля, цыган, дядя, простыня, щупальце, брелок, ясли.

4) Найдите ошибки, нарушающие грамматические нормы и исправьте их.

1. Директор указал о том, что такие нарушения недопустимы. 2. Жилищное условие некоторых студентов неудовлетворительно. 3. Соболя, выращенные в этом питомнике, отличались особой красотой меха. 4. Про этого старика говорят, что он большая брюзга и скряга. 5. Лицо женщины было закрыто густым вуалем. 6. «Юманите» опубликовало это сообщение раньше других газет. 7. Гороно провело совещание, в котором участвовали директоры и завучи городских школ. 8. К Восьмому марту был подготовлен большой концерт. 9. Успеваемость составила девяноста девять процента. 10. Депутат встретился с тысяча четыреста восемьдесят пятью избирателями. 11. Было израсходовано тридцать семь целых и пять десятых процентов от общей суммы. 12. Их было три друга, все три учились на одном курсе. 13. Охотник подстрелил четыре утки. 14. Мне не хватило сто рублей. 15. Автобус ждали трое женщины и два военных. 16. Он поступил так вопреки указания директора. 17. С утра решили идти по грибы и по ягоды. 18. Трое уток с утятами важно шли вдоль дороги. 19. В виду непогоды прогулку отменили. 20. Очаровательное кенгуру смотрело на нас с фотографии ласковыми глазами.

5) Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.

1. Погода была ужас_ная шёл дождь выл ветер. 2. Изредк_ маленькая снежинка прилипала сн_ружи к стеклу и если прист_льно вглядет_ся то можно было увид_ть её тончайш_е кристал_ическое строение. 3. В сенях пахло свежими яблоками и висели волч_и и лис_и шкуры. 4. Может быть она просто забыла про нас. 5. На столе стоял молоч_ник с густыми желтыми свежими сливками. 6. Вдали показался пустой безлюдный берег. 7. Приходи ко мне завтра улыбаясь сказала Катя угощу тебя пиц_ей. 8. Игорь передал через знакомых чтобы мы встретили тетушку Эльзу на вокзале и отвезли её к нам домой пока он не вернется. 9. Вертинский в одном из своих стихотворений писал никакими словами любви не вернуть. 10. Мать нахмурилась Опять двойку получил. 11. Поезд шёл не останавливаясь. 12. Он самый близкий мне человек. 13. Она тихо прошлась по комнатам н_что не напоминало ей о прошлой жизни. 14. Уходя гасите свет. 15. Она будила сына улыбаясь. 16. Улыбнувшись она разбудила сына. 17. Вода была тёплая и прозрач_ная каждый камень на дне был отчётливо вид_н. 18. Воспитатель попросила детей одеват_ся и выходить на прогулку.19. Как весело вы прыгаете сказала воспитатель может воз_мёте к себе в компанию Митю и Дашу. 20. Льняное розовое платье сшила мама Марус_ для её куклы Лял_.

Литература

1. Ахманова, О.С. Словарь омонимов русского языка. Изд. 2-е, стереотип., М., «Русский язык», 1986. – 448 с.

2. Бельчиков, Ю.А. Словарь паронимов современного русского языка / Ю.А. Бельчиков, М.С. Панюшева. – М.: «Изд-во АСТ», 2002.

  1. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи: Учебное пособие / Л.А. Введенская. – 15-е изд., стер. – Ростов н/Д.: Феникс, 2014.

4. Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / Под ред. Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева и др. – Флинта: Наука, 2003. – 840 с.

  1. Лобачева, Н.А. Русский язык. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография: учебник для СПО / Н.А. Лобачева. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 281 с. (https://www.biblio-online.ru/book/D852C718-D0A9-425E-AC83-E6CCB950780B)

6. Орфографический словарь русского языка: 106 000 слов / АН СССР, Ин-т русского языка; Под ред. С.Г. Бархударова и др. – 25-е изд., испр. – М.: Рус. яз., 1987. – 400 с.

7. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы: Ок. 65 000 слов / С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под ред. Р.И. Аванесова; АН СССР. Ин-т рус. яз. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Рус. Яз., 1989. – 688 с.

  1. Русский язык и культура речи: Учебник / под ред. О.Я. Гойхмана. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: ИНФРА-М, 2014. Гайбарян О.Е. Все правила русского языка / О.Е. Гайбарян. – изд. 22-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2014.
  2. Самсонов, Н.Б. Русский язык и культура речи: учебник и практикум для СПО / Н.Б. Самсонов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 383 с. (https://www.biblio-online.ru/book/AFD0F749-6864-421F-A418-372CA5945F5B)

10. Словарь синонимов русского языка. Словарь антонимов русского языка. СПб.: ООО «Полиграфуслуги», 2005. – 537 с.

  1. Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов / РАН. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. Отв. Ред. Н.Ю. Шведова. – М., 2007: Издательский центр «Азбуковник». – 1175 с.

12. Фразеологический словарь русского языка: Свыше 4 000 словарных статей / Л.А. Войнова, В.П. Жуков, А.И. Молотков, А.И. Федоров; Под ред. А.И. Молоткова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Рус. Яз., 1986. – 543 с.

  1. Яцук Н.Д. Культура речи: Практикум / Н.Д. Яцук.- М.: «Флинта», 2015. – 92с.

 

На тетради должна быть приклеена эта этикетка

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 863.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...