Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ВВЕДЕНИЕ В ГЕНДЕРНУЮ ПСИХОЛОГИЮСтр 1 из 74Следующая ⇒
Т. В. Бендас ГЕНДЕРНАЯ Психология
Издательская программа Лучших учебников для высшей школы в честь 300-летия Санкт-Петербурга осуществляется при поддержке Министерства образования РФ Москва • Санкт-Петербург ■ Нижний Новгород ■ Воронеж Ростов-на-Дону • Екатеринбург ■ Самара Новосибирск Киев • Харьков • Минск 2006
ББК 88373я7 УДК 159922.1(075) Б46 Рецензенты: В. А. Аверин,профессор, доктор психологических наук, зав. кафедрой общей и клинической психологии факультета клинической психологии Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии; Л. Н. Ожигова,кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии личности и общей психологии Кубанского государственного университета (зав. кафедрой — 3. И. Рябикина, профессор, доктор психологических наук). ■ Бендас Т. В. Б46 Гендерная психология: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2006. — 431 с: ил. — (Серия «Учебное пособие»). ISBN 5-94723-369-Х В учебном пособии представлена новая отрасль психологической науки — гендерная психология. По разным проявлениям психики и поведения сравниваются девочки и мальчики, женщины и мужчины. Используются материалы многочисленных отечественных и зарубежных исследований (в том числе — не переведенных на русский язык). Учебные задания разнообразны: подготовка доклада и реферата, проведение пилотажных исследований, тренинговые упражнения, темы групповых дискуссий, творческие задания. В Приложении помещены методики, используемые для сравнения мужчин и женщин по различным позициям. Некоторые из них представлены как учебные задания. Их применение позволит студентам и аспирантам приобрести навыки работы с данными методиками. Учебное пособие предназначено для студентов и аспирантов, обучающихся по специальности «Психология». Оно может быть также полезно преподавателям, которые читают курс гендерной психологии, и специалистам, чьи профессиональные интересы связаны с проблемами дифференциации мужчин и женщин. ББК 88.373я7 УДК 159.922.1(075) Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав. ISBN 5-94723-369-Х © ЗАО Издательский дом «Питер», 2006 Оглавление Предисловие ............................................................................................................................... 6 Глава 1.Введение в гендерную психологию....................................................................... 9 Краткая история формирования гендерной психологии............................................ 9 Стратификация полов в разных культурах .............................................................. 33 Предмет, задачи и методы гендерной психологии................... ................................ 38 Теории и концепции ........................................ ................................................................. 42 Выводы................................................................................................................................... 55 Вопросы для самопроверки.............................................................................................. 58 Учебные задания.................................................................................................................. 58 Глава 2. Индивидные характеристики ............................................................................. 60 Рост.......................................................................................................................................... 60 Вес.............................................................................. ............................................................. 65 Обмен веществ и ориентация на сбережение-трату энергии ............................... 66 Питание и отношение к еде............................................................................................... 69 Телосложение....................................................................................................................... 71 Некоторые физиологические показатели ................................................................... 80 Выводы............................... '.................................................................................................. 82 Вопросы для самопроверки ........................................................................................... 83 Учебные задания.................................................................................................................. 84 Глава 3. Гендерная демография............................................................................................ 85 Здоровье и болезни ............................................................................................................. 85 Пропорция полов в обществе........................................................................................... 89 Продолжительность жизни и смертность..................................................................... 97 Выводы................................................................................................................................. 102 Вопросы для самопроверки ........................................................................................ 102 Учебные задания ............................................................................................................. 103 Глава 4. Психомоторика .................................................................................................... 104 Моторика в детском возрасте........................................................................................ 104 Моторика у взрослых: тремор, сила, дпфференцированность мышечного напряжения, волевое усилие.................................................................................... 107 Скорость, точность и тренировка психомоторики.................................................. 114 Сложные движения и моторика в нестандартных ситуациях.............................. 17 Лифтинг и причины половых различий в моторике................................................ 122 Выводы................................................................................................................................. 124 Вопросы для самопроверки ......................................................................................... 125 Учебные задания ............................................................................................................. 126 Глава 5. Ощущения и восприятие....................................................................................... 127 Зрительная модальность................................................................................................. 127 Зрительно-пространственные способности.............................................................. 139 4 Оглавление Слуховая модальность.................................................................................................... 152 Тактильная модальность................................................................................................ 156 Другие модальности ...................................................................................................... 159 Социальная перцепция.................................................................................................... 165 Выводы................................................................................................................................. 169 Вопросы для самопроверки ........................................................................................ 172 Учебные задания ............................................................................................................. 173 Глава 6. Интеллектуальные, речевые и эмоциональные характеристики 174 Внимание и память........................................................................................................... 174 Общий интеллект, речь и математические способности....................................... 182 Эмоциональные состояния............................................................................................. 192 Выводы.......................................................................... ..................................................... 197 Вопросы для самопроверки ........................................................................................ 198 Учебные задания .............................................................................................................. 199 Глава 7. Личностные характеристики.............................................................................. 200 Мотивация достижения и аффилиации .................................................................... 213 Мотивация власти и доминантность........................................................................... 221 Другие характеристики личности ............................................................................. 229 Выводы........................................................................ . . .................................................... 238 Вопросы для самопроверки .............................................................. ,........................ 240 Учебные задания............................................................................................................... 241 Глава 8. Социальное поведение ....................................................................................... 243 Стиль поведения ............................................................................................................. 243 Успешность деятельности.............................................................................................. 252 Взаимодействие с партнерами своего и противоположного пола .................. 263 Выводы................................................................................................................................. 272 Вопросы для самопроверки........................................................................................... 274 Учебные задания............................................................................................................... 274 Глава 9. Гендерные отношения .......................................................................................... 276 Гендерная сегрегация в детских группах ................................................................ 279 Мужчины и женщины в деловом мире........................................................................ 293 Дружеские и сексуальные гендерные отношения ................................................. 299 Супружеские отношения................................................................................................. 309 Взаимоотношения родителей и детей в семье ........................................................ 318 Девиантные отношения................................................................................................... 325 Выводы................................................................................................................................. 333 Вопросы для самопроверки ........................................................................................ 335 Учебные задания ............................................................................................................. 336 Глоссарий ................................................................................................................................. 337 Литература................................................................................................................................ 346 Приложение к главе 1 .......................................................................................................... 371 Экспериментальные задачи по изучению интеллекта мужчин и женщин 371 Исследования гендерных стереотипов в анкетах Г. Гейманса (1911) .... 372 Оглавление 5 Приложение к главе 2................................................................................. '....................... 393 Методика Люшера............................................................................................................ 393 Приложение к главе 3.......................................................................................................... 394 Методика самооценки С. Я. Рубинштейн................................................................... 394 Методика Э. Лахельмы и коллег (модификация Т. В. Бендас) ............................ 394 Приложение к главе4.......................................................................................................... 395 Методика миокинетической диагностики Миры-и-Лопеца ................................ 395 Методика изучения точности движения рук в условиях меняющегося положения тела К. X. Кекчеева и Г. П. Поздновой ......................................... 396 Методика измерения точности броска мяча по воротам К. А. Кеберлин- ского................................................................................................................................ 396 Приложение к главе 5.......................................................................................................... 397 Методики изучения зрительно-пространственных способностей ................... 397 Методики изучения социальной перцепции.............................................................. 398 Методика изучения свидетельских показаний А. Ф. Кони.................................... 400 Методика «Свидетельские показания» Т. Линдхольма (Lindholm, 1999) 400 Приложение к главе 7.......................................................................................................... 403 Вопросник Сандры Бэм по изучению маскулипности-феминности . . . 403 Изучение гендерных установок у детей (полустандартизированное интервью В. Е. Кагана).............................................................................................. 405 Сравнение своих успехов с другими (методика Е. Хесерингтона и коллег, модификация Т. В. Бендас) .................................................................. 405 Методика ТАТ (вариант X. Хекхаузена) — математическая обработка в модификации Т. В. Бендас..................................................................................... 406 Проективная методика изучения мотивации достижений Люннеборга и Розенвуда, модификация Т. В. Бендас............................................................... 410 Проективная методика избегания успеха М. Хорнер (Horner, 1987), модификация Т. В. Бендас ..................................................................................... 410 Шкала макиавеллизма Р. Кристи и Ф. Гейза (1970): Мак-V................................. 411 Приложение к главе 8.......................................................................................................... 417 Методика изучения ориентации руководителя А. А. Ершова ........................... 417 Методика изучения лидерского стиля Р. Бейлза—К. Шнейера, модификация Т. В. Бендас........................................................................................ 424 Методика изучения лидерского и гендерного стилей поведения менеджера А. Кэнн и Д. Зигфрида, модификация Т. В. Бендас ..................... 425 Тренинговое упражнение «Деловые переговоры мужчин и женщин» (разработано К. Джонсон (Johnson, 1994), модификация Т. В. Бендас).................................................................................................................. 427 Предметный указатель .................................................................................................... 429
Предисловие Что такое гендерная психология? Это дисциплина, исследующая то, чем отличаются и в чем схожи мальчики и девочки, мужчины и женщины, то, как представители обоего пола говорят, как ведут себя, как относятся друг к другу. Интерес к этой проблеме возник у меня еще в студенческие годы. В дипломной работе, а позднее в кандидатской и докторской диссертациях я неизменно возвращалась к половому диморфизму (так тогда именовалась проблема, которую сейчас рассматривает гендерная психология). Лекции по вопросам, которые излагаются в учебном пособии, я читаю уже более четверти века,из них три года — специальный курс гендерной психологии. Хотя поначалу материал был очень скуден, он неизменно вызывал интерес в любой аудитории.Сегодня внимание к этой теме постоянно растет, поскольку все мы — из того или другого лагеря, и все общаемся с представителями своего и (не хочется говорить «противоположного», ибо это неправильно!) другого пола. Я надеюсь, что материал пособия поможет студентам-психологам расширить свой научный кругозор и сделать шаг вперед по пути профессионального становления. Думаю, что книга будет полезна и преподавателям, читающим курс гендерной психологии или затрагивающим ее проблемы в других курсах. В процессе изложения материала я столкнулась с существенной трудностью. Обилие экспериментальных данных требует особой формы их подачи. Конкретные данные об экспериментальных условиях, в которых были получены соответствующие результаты, очень усложняют чтение книги. В то же время существует необходимость ссылки на эти результаты (и в силу традиции отечественной психологии, и в силу того, что подобная ссылка прививает научную культуру будущим психологам). Поэтому результаты исследований помещены отдельно, а в тексте приводятся лишь обобщенные данные и их анализ. Кроме того, во многих случаях в гендерно-психологических исследованиях имеются «белые пятна» (некоторые особенности психики либо недостаточно, либо совсем не изучены). Поэтому отсутствие различий между полами, продемонстрированное в тех или иных конкретных работах, вовсе не означает их реального отсутствия — просто необходимо продолжать исследования в этом направлении. В частности, существует настоятельная необходимость сопоставления полов по параметру сходства характеристик (отсутствие различий автоматически не означает наличия такого сходства, поскольку различие может быть небольшим, может заключаться в том, в каких условиях или в какой степени проявляется данная характеристика, и т. п.). К тому же довольно часто некоторые характеристики психики либо совсем не сопоставлялись по параметру пола, либо в этом плане изучены явно недостаточно. Учитывая вышесказанное, там, где это возможно, я постаралась обозначить эти «белые пятна», т. е. назвать проблемы, которые требуют своего дальнейшего научного и прикладного разрешения. Думаю, что это поможет молодым психологам выбрать направление своей работы в области гендерной психологии, что, безусловно, будет способствовать ее дальнейшему развитию. Предисловие 7 Сопоставляя испытуемых разного пола, я выделяю следующие 3 категории данных: 1) об отсутствии половых различии; 2) о преимуществе мужчин и 3) о преимуществе женщин. Я специально рассматриваю первую категорию данных. В этом случае они свидетельствуют не просто об отрицательном результате исследований (хотя, как известно, отрицательный результат в науке также полезен), но и о том, что эта область психики изучена на определенных испытуемых, в определенной культуре, и мужчины и женщины продемонстрировали реакции, которые не позволяют говорить о существенных (статистически значимых) различиях между ними. Можно назвать несколько причин такого состояния дел. Это: 1) нечувствительность методики к половым различиям (дифференцирующая сила методики); 2) половые различия трудно выразить в количественных характеристиках; 3) какой-либо другой фактор (это может быть культура, тип темперамента, требования деятельности и др.) является более значимым, чем фактор иола, — в этом случае гендерный эффект не проявляется, маскируясь более существенным эффектом. Однако эти и другие возможные случаи не означают отсутствия своеобразия полов. Имеющиеся трудности необходимо преодолевать в дальнейших исследованиях. Нередко ученые, занимающиеся гендерной психологией, относятся к ним излишне эмоционально. Так, одни радуются, обнаружив половые различия, и с энтузиазмом интерпретируют полученные результаты. Другие огорчаются — в частности, некоторые сторонники феминистской идеологии, так как различия между мужчинами и женщинами они рассматривают как доказательство «неполноценности» одного пола (женского) по сравнению с другим, эталонным (мужским). С моей точки зрения, обе эти позиции очень вредны для науки. Ученый должен сохранять беспристрастность. К сожалению, в исследованиях часто обнаруживается, что женщины получают данные о преимуществах своего пола, мужчины — своего. Поэтому в дальнейшем следует контролировать эту переменную — в частности, включать в исследовательскую группу равное число участников разного пола (в ряде случаев это уже делается — см., к примеру, В. С. Агеев, 1990; Т. В. Бендас, 2000). Изучение различных разделов гендерной психологии должно способствовать лучшему взаимопониманию мужчин и женщин. Психологи должны предотвратить возможную «войну полов». При написании учебного пособия я широко использовала зарубежные обзоры литературы. Прежде всего это классическая книга Элеонор Маккоби и Кэрол Жаклин «Психология половых различий» (известны несколько ее изданий). Данная книга состоит из двух томов, первый из которых включает: а) множество скрупулезно составленных таблиц (с указанием авторов экспериментальных данных, количества испытуемых, методик и результатов) и б) текста с общими комментариями данных, содержащихся в таблицах. Второй том целиком состоит из перечня аннотированных источников, сгруппированных по изучаемой проблематике. В аннотации сообщаются краткие сведения об испытуемых, методике и результатах каждого исследования. Такая компоновка материала позволяет обращаться к нему разным исследователям и заново пытаться осмыслить экспериментальные 8 Предисловие данные, ане только использовать выводы, сделанные авторами книги. Именно в этомя вижу ценность данной книги и благодарна авторам за ее создание. Поэтому, наряду с выводами, сделанными этими авторами, я буду предлагать свою интерпретацию" эмпирических данных, содержащихся в таблицах. Часто я по-иному компоную эти данные (по методикам, возрастам, полученным результатам), что позволяет выявить определенные закономерности. Поскольку эксперименты, на которые ссылаются Маккоби и Жаклин, были проведены уже более тридцатилет назад, я также обращаюсь к другим, более поздним обзорам, особенно сделанным с помощью современной техники мета-анализа. Дело в том, чтоситуация с половыми различиями постоянно меняется: они то появляются, то исчезают, то усиливаются, то слабеют. Например, массовое увлечение девочек компьютерами может привести к тому, что некоторые психические процессы у них изменятся, приближаясь к тому, что характерно для мальчиков. Поэтому очень ценными являются более поздние исследования, и их мы тоже рассмотрим. В книге используются и данные отечественных исследований, позволяющие рассмотреть отечественную специфику половых различий (если она есть). К тому же в ряде случаев отечественные ученые изучали те аспекты гендерной психологии, которым зарубежные исследователи не уделили достаточного внимания. Наконец, необходимо упомянуть еще об одном источнике. Мне посчастливилось быть участницей 27-го Международного конгресса психологов, который проходил в Стокгольме в 2000 г. На этом конгрессе собралось 6000 человек со всех континентов. Общение со многими коллегами из других стран (в том числе и с Элеонор Маккоби, которая подарила мне свою статью), присутствие на их выступлениях, знакомство со стендовыми докладами, обмен результатами и материалами исследований, а также переписка с некоторыми из авторов вместе с анализом опубликованных тезисов позволяют сделать выводы о развитии гендерных психологических исследований во всем мире. Особенно ценны кросс-культурные исследования, порой уточняющие или даже опровергающие американские данные. Я широко использую материалы конгресса, так как они содержат уникальный материал — свежие экспериментальные и теоретические достижения в области мировой гендерной психологии. И в заключение — слова благодарности. Я горжусь тем, что имею честь принадлежать к ананьевской Ленинградско-петербургской школе психологов, всегда уделявшей большое внимание проблеме полового диморфизма, и с благодарностью вспоминаю своих педагогов. Я также хочу выразить свою благодарность сотруднику издательства «Питер» Л. В. Винокурову, вдохновившему меня на создание учебника, и всем работникам этого издательства, готовившим книгу к выпуску в свет. Я должна поблагодарить своих друзей и родных за неизменную эмоциональную поддержку и (в отличие от меня) отсутствие сомнений в том, что я справлюсь с новой творческой задачей. И наконец, хочу выразить восхищение двумя прелестными детьми — Наташей и Илюшей, благодаря которым я испытала восторг от наблюдения за своеобразием девочки и своеобразием мальчика начиная с их младенческого возраста. Эти дети — моя дочь (ныне взрослая) и мой маленький внук. Татьяна Владимировна Беидас, доктор психологических наук Глава 1 ВВЕДЕНИЕ В ГЕНДЕРНУЮ ПСИХОЛОГИЮ
В этой главе будет рассмотрена история формирования пещерной психологии.факторы, влияющие на стратификацию полов, предмет н задачи гендерной психологии,основные понятия, используемые методы, теории и концепции. Поскольку формулировка предмета этой науки является ее современным достижением, то вначале мы обратимся к истории, учитывая, в основном, научные идеи. Однако в гендерной проблематике существуют понятия и феномены, которые не совсем вписываются в чисто научную область: это стратификация полов (их иерархия), гендерная идеология, гендерные стереотипы, существующие в виде предписаний поведения для мужчин и женщин. Всё это порождение политики, которая проводится в различных культурах и обществах по отношению к мужчинам и женщинам, и также должно быть предметом научного изучения. Но все же, рассматривая -историю, мы разграничим два аспекта: а) формирование гендерной психологии как области научного знания и б) формирование представлений о неравенстве (или равенстве) полов. Без второго аспекта будут неясны те феномены, которые изучают ученые — специалисты по гендерной психологии. При этом я, по возможности, постараюсь избежать обращения к проблеме общественных движений женщин и мужчин по защите своих прав (дав только краткую историческую справку), поскольку это предмет изучения других наук. |
|||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 301. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |