Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ВВЕДЕНИЕ В ГЕНДЕРНУЮ ПСИХОЛОГИЮ




Т. В. Бендас

ГЕНДЕРНАЯ

Психология

 

Издательская программа

Лучших учебников для высшей школы в честь 300-летия Санкт-Петербурга

осуществляется при поддержке Министерства образования РФ

Москва • Санкт-Петербург ■ Нижний Новгород ■ Воронеж

Ростов-на-Дону • Екатеринбург ■ Самара  Новосибирск

Киев • Харьков • Минск

2006


 


 

 

ББК 88373я7 УДК 159922.1(075) Б46

Рецензенты:

В. А. Аверин,профессор, доктор психологических наук, зав. кафедрой общей и клинической психологии факультета клинической психологии Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии;

Л. Н. Ожигова,кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии личности и общей психологии Кубанского государственного университета (зав. кафедрой — 3. И. Рябикина, профессор, доктор психологических наук).



Бендас Т. В.

Б46 Гендерная психология: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2006. — 431 с: ил. — (Серия «Учебное пособие»).

ISBN  5-94723-369-Х

В учебном пособии представлена новая отрасль психологической науки — гендерная психология. По разным проявлениям психики и поведения сравниваются девочки и мальчики, женщины и мужчины. Используются материалы многочисленных отечественных и зарубежных исследований (в том числе — не переведенных на русский язык). Учебные задания разнообразны: подготовка доклада и реферата, проведение пилотажных исследований, тренинговые упражнения, темы групповых дискуссий, творческие задания. В Приложении помещены методики, используемые для сравнения мужчин и женщин по различным позициям. Некоторые из них представлены как учебные задания. Их применение позволит студентам и аспирантам приобрести навыки работы с данными методиками. Учебное пособие предназначено для студентов и аспирантов, обучающихся по специальности «Психология». Оно может быть также полезно преподавателям, которые читают курс гендерной психологии, и специалистам, чьи профессиональные интересы связаны с проблемами дифференциации мужчин и женщин.

ББК 88.373я7 УДК 159.922.1(075)

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

ISBN 5-94723-369-Х                 © ЗАО Издательский дом «Питер», 2006



Оглавление

Предисловие ...............................................................................................................................  6

Глава 1.Введение в гендерную психологию....................................................................... 9

Краткая история формирования гендерной психологии............................................ 9

Стратификация полов в разных культурах .............................................................. 33

Предмет, задачи и методы гендерной психологии................... ................................ 38

Теории и концепции ........................................  .................................................................  42

Выводы................................................................................................................................... 55

Вопросы для самопроверки.............................................................................................. 58

Учебные задания.................................................................................................................. 58

Глава 2. Индивидные характеристики ............................................................................. 60

Рост.......................................................................................................................................... 60

Вес.............................................................................. ............................................................. 65

Обмен веществ и ориентация на сбережение-трату энергии ............................... 66

Питание и отношение к еде............................................................................................... 69

Телосложение....................................................................................................................... 71

Некоторые физиологические показатели ................................................................... 80

Выводы............................... '.................................................................................................. 82

Вопросы для самопроверки ........................................................................................... 83

Учебные задания.................................................................................................................. 84

Глава 3. Гендерная демография............................................................................................ 85

Здоровье и болезни .............................................................................................................  85

Пропорция полов в обществе........................................................................................... 89

Продолжительность жизни и смертность..................................................................... 97

Выводы................................................................................................................................. 102

Вопросы для самопроверки ........................................................................................ 102

Учебные задания ............................................................................................................. 103

Глава 4. Психомоторика .................................................................................................... 104

Моторика в детском возрасте........................................................................................ 104

Моторика у взрослых: тремор, сила, дпфференцированность мышечного

напряжения, волевое усилие.................................................................................... 107

Скорость, точность и тренировка психомоторики.................................................. 114

Сложные движения и моторика в нестандартных ситуациях.............................. 17

Лифтинг и причины половых различий в моторике................................................ 122

Выводы................................................................................................................................. 124

Вопросы для самопроверки ......................................................................................... 125

Учебные задания ............................................................................................................. 126

Глава 5. Ощущения и восприятие....................................................................................... 127

Зрительная модальность................................................................................................. 127

Зрительно-пространственные способности.............................................................. 139


4 Оглавление

Слуховая модальность.................................................................................................... 152

Тактильная модальность................................................................................................ 156

Другие модальности ...................................................................................................... 159

Социальная перцепция.................................................................................................... 165

Выводы................................................................................................................................. 169

Вопросы для самопроверки ........................................................................................ 172

Учебные задания ............................................................................................................. 173

Глава 6. Интеллектуальные, речевые и эмоциональные характеристики 174

Внимание и память........................................................................................................... 174

Общий интеллект, речь и математические способности....................................... 182

Эмоциональные состояния............................................................................................. 192

Выводы.......................................................................... ..................................................... 197

Вопросы для самопроверки ........................................................................................ 198

Учебные задания .............................................................................................................. 199

Глава 7. Личностные характеристики.............................................................................. 200

Мотивация достижения и аффилиации .................................................................... 213

Мотивация власти и доминантность........................................................................... 221

Другие характеристики личности ............................................................................. 229

Выводы........................................................................ . . .................................................... 238

Вопросы для самопроверки .............................................................. ,........................ 240

Учебные задания............................................................................................................... 241

Глава 8. Социальное поведение ....................................................................................... 243

Стиль поведения ............................................................................................................. 243

Успешность деятельности.............................................................................................. 252

Взаимодействие с партнерами своего и противоположного пола .................. 263

Выводы................................................................................................................................. 272

Вопросы для самопроверки........................................................................................... 274

Учебные задания............................................................................................................... 274

Глава 9. Гендерные отношения .......................................................................................... 276

Гендерная сегрегация в детских группах ................................................................ 279

Мужчины и женщины в деловом мире........................................................................ 293

Дружеские и сексуальные гендерные отношения ................................................. 299

Супружеские отношения................................................................................................. 309

Взаимоотношения родителей и детей в семье ........................................................ 318

Девиантные отношения................................................................................................... 325

Выводы................................................................................................................................. 333

Вопросы для самопроверки ........................................................................................ 335

Учебные задания ............................................................................................................. 336

Глоссарий .................................................................................................................................  337

Литература................................................................................................................................ 346

Приложение к главе 1 .......................................................................................................... 371

Экспериментальные задачи по изучению интеллекта мужчин и женщин 371 Исследования гендерных стереотипов в анкетах Г. Гейманса (1911) .... 372


Оглавление 5

Приложение к главе 2................................................................................. '....................... 393

Методика Люшера............................................................................................................ 393

Приложение к главе 3.......................................................................................................... 394

Методика самооценки С. Я. Рубинштейн................................................................... 394

Методика Э. Лахельмы и коллег (модификация Т. В. Бендас) ............................ 394

Приложение к главе4.......................................................................................................... 395

Методика миокинетической диагностики Миры-и-Лопеца ................................ 395

Методика изучения точности движения рук в условиях меняющегося

положения тела К. X. Кекчеева и Г. П. Поздновой ......................................... 396

Методика измерения точности броска мяча по воротам К. А. Кеберлин-

ского................................................................................................................................ 396

Приложение к главе 5.......................................................................................................... 397

Методики изучения зрительно-пространственных способностей ................... 397

Методики изучения социальной перцепции.............................................................. 398

Методика изучения свидетельских показаний А. Ф. Кони.................................... 400

Методика «Свидетельские показания» Т. Линдхольма (Lindholm, 1999) 400

Приложение к главе 7.......................................................................................................... 403

Вопросник Сандры Бэм по изучению маскулипности-феминности . . . 403 Изучение гендерных установок у детей (полустандартизированное

интервью В. Е. Кагана).............................................................................................. 405

Сравнение своих успехов с другими (методика Е. Хесерингтона

и коллег, модификация Т. В. Бендас) .................................................................. 405

Методика ТАТ (вариант X. Хекхаузена) — математическая обработка

в модификации Т. В. Бендас..................................................................................... 406

Проективная методика изучения мотивации достижений Люннеборга

и Розенвуда, модификация Т. В. Бендас............................................................... 410

Проективная методика избегания успеха М. Хорнер (Horner, 1987),

модификация Т. В. Бендас ..................................................................................... 410

Шкала макиавеллизма Р. Кристи и Ф. Гейза (1970): Мак-V................................. 411

Приложение к главе 8.......................................................................................................... 417

Методика изучения ориентации руководителя А. А. Ершова ........................... 417

Методика изучения лидерского стиля Р. Бейлза—К. Шнейера,

модификация Т. В. Бендас........................................................................................ 424

Методика изучения лидерского и гендерного стилей поведения

менеджера А. Кэнн и Д. Зигфрида, модификация Т. В. Бендас ..................... 425

Тренинговое упражнение «Деловые переговоры мужчин и женщин»

(разработано К. Джонсон (Johnson, 1994), модификация

Т. В. Бендас).................................................................................................................. 427



Предметный указатель .................................................................................................... 429


 




Предисловие

Что такое гендерная психология? Это дисциплина, исследующая то, чем отличаются и в чем схожи мальчики и девочки, мужчины и женщины, то, как представители обоего пола говорят, как ведут себя, как относятся друг к другу.

Интерес к этой проблеме возник у меня еще в студенческие годы. В дипломной работе, а позднее в кандидатской и докторской диссертациях я неизменно возвращалась к половому диморфизму (так тогда именовалась проблема, которую сейчас рассматривает гендерная психология).

Лекции по вопросам, которые излагаются в учебном пособии, я читаю уже более четверти века,из них три года — специальный курс гендерной психологии. Хотя поначалу материал был очень скуден, он неизменно вызывал интерес в любой аудитории.Сегодня внимание к этой теме постоянно растет, поскольку все мы — из того или другого лагеря, и все общаемся с представителями своего и (не хочется говорить «противоположного», ибо это неправильно!) другого пола.

Я надеюсь, что материал пособия поможет студентам-психологам расширить свой научный кругозор и сделать шаг вперед по пути профессионального становления. Думаю, что книга будет полезна и преподавателям, читающим курс гендерной психологии или затрагивающим ее проблемы в других курсах.

В процессе изложения материала я столкнулась с существенной трудностью. Обилие экспериментальных данных требует особой формы их подачи. Конкретные данные об экспериментальных условиях, в которых были получены соответствующие результаты, очень усложняют чтение книги. В то же время существует необходимость ссылки на эти результаты (и в силу традиции отечественной психологии, и в силу того, что подобная ссылка прививает научную культуру будущим психологам). Поэтому результаты исследований помещены отдельно, а в тексте приводятся лишь обобщенные данные и их анализ.

Кроме того, во многих случаях в гендерно-психологических исследованиях имеются «белые пятна» (некоторые особенности психики либо недостаточно, либо совсем не изучены). Поэтому отсутствие различий между полами, продемонстрированное в тех или иных конкретных работах, вовсе не означает их реального отсутствия — просто необходимо продолжать исследования в этом направлении. В частности, существует настоятельная необходимость сопоставления полов по параметру сходства характеристик (отсутствие различий автоматически не означает наличия такого сходства, поскольку различие может быть небольшим, может заключаться в том, в каких условиях или в какой степени проявляется данная характеристика, и т. п.). К тому же довольно часто некоторые характеристики психики либо совсем не сопоставлялись по параметру пола, либо в этом плане изучены явно недостаточно.

Учитывая вышесказанное, там, где это возможно, я постаралась обозначить эти «белые пятна», т. е. назвать проблемы, которые требуют своего дальнейшего научного и прикладного разрешения. Думаю, что это поможет молодым психологам выбрать направление своей работы в области гендерной психологии, что, безусловно, будет способствовать ее дальнейшему развитию.


Предисловие 7

Сопоставляя испытуемых разного пола, я выделяю следующие 3 категории данных: 1) об отсутствии половых различии; 2) о преимуществе мужчин и 3) о преимуществе женщин. Я специально рассматриваю первую категорию данных. В этом случае они свидетельствуют не просто об отрицательном результате исследований (хотя, как известно, отрицательный результат в науке также полезен), но и о том, что эта область психики изучена на определенных испытуемых, в определенной культуре, и мужчины и женщины продемонстрировали реакции, которые не позволяют говорить о существенных (статистически значимых) различиях между ними.

Можно назвать несколько причин такого состояния дел. Это:

1) нечувствительность методики к половым различиям (дифференцирующая сила методики);

2) половые различия трудно выразить в количественных характеристиках;

3) какой-либо другой фактор (это может быть культура, тип темперамента, требования деятельности и др.) является более значимым, чем фактор иола, — в этом случае гендерный эффект не проявляется, маскируясь более существенным эффектом.

Однако эти и другие возможные случаи не означают отсутствия своеобразия полов. Имеющиеся трудности необходимо преодолевать в дальнейших исследованиях.

Нередко ученые, занимающиеся гендерной психологией, относятся к ним излишне эмоционально. Так, одни радуются, обнаружив половые различия, и с энтузиазмом интерпретируют полученные результаты. Другие огорчаются — в частности, некоторые сторонники феминистской идеологии, так как различия между мужчинами и женщинами они рассматривают как доказательство «неполноценности» одного пола (женского) по сравнению с другим, эталонным (мужским). С моей точки зрения, обе эти позиции очень вредны для науки. Ученый должен сохранять беспристрастность.

К сожалению, в исследованиях часто обнаруживается, что женщины получают данные о преимуществах своего пола, мужчины — своего. Поэтому в дальнейшем следует контролировать эту переменную — в частности, включать в исследовательскую группу равное число участников разного пола (в ряде случаев это уже делается — см., к примеру, В. С. Агеев, 1990; Т. В. Бендас, 2000). Изучение различных разделов гендерной психологии должно способствовать лучшему взаимопониманию мужчин и женщин. Психологи должны предотвратить возможную «войну полов».

При написании учебного пособия я широко использовала зарубежные обзоры литературы. Прежде всего это классическая книга Элеонор Маккоби и Кэрол Жаклин «Психология половых различий» (известны несколько ее изданий). Данная книга состоит из двух томов, первый из которых включает: а) множество скрупулезно составленных таблиц (с указанием авторов экспериментальных данных, количества испытуемых, методик и результатов) и б) текста с общими комментариями данных, содержащихся в таблицах. Второй том целиком состоит из перечня аннотированных источников, сгруппированных по изучаемой проблематике. В аннотации сообщаются краткие сведения об испытуемых, методике и результатах каждого исследования. Такая компоновка материала позволяет обращаться к нему разным исследователям и заново пытаться осмыслить экспериментальные


8 Предисловие

данные, ане только использовать выводы, сделанные авторами книги. Именно в этомя вижу ценность данной книги и благодарна авторам за ее создание. Поэтому, наряду с выводами, сделанными этими авторами, я буду предлагать свою интерпретацию" эмпирических данных, содержащихся в таблицах. Часто я по-иному компоную эти данные (по методикам, возрастам, полученным результатам), что позволяет выявить определенные закономерности.

Поскольку эксперименты, на которые ссылаются Маккоби и Жаклин, были проведены уже более тридцатилет назад, я также обращаюсь к другим, более поздним обзорам, особенно сделанным с помощью современной техники мета-анализа. Дело в том, чтоситуация с половыми различиями постоянно меняется: они то появляются, то исчезают, то усиливаются, то слабеют. Например, массовое увлечение девочек компьютерами может привести к тому, что некоторые психические процессы у них изменятся, приближаясь к тому, что характерно для мальчиков. Поэтому очень ценными являются более поздние исследования, и их мы тоже рассмотрим.

В книге используются и данные отечественных исследований, позволяющие рассмотреть отечественную специфику половых различий (если она есть). К тому же в ряде случаев отечественные ученые изучали те аспекты гендерной психологии, которым зарубежные исследователи не уделили достаточного внимания.

Наконец, необходимо упомянуть еще об одном источнике. Мне посчастливилось быть участницей 27-го Международного конгресса психологов, который проходил в Стокгольме в 2000 г. На этом конгрессе собралось 6000 человек со всех континентов. Общение со многими коллегами из других стран (в том числе и с Элеонор Маккоби, которая подарила мне свою статью), присутствие на их выступлениях, знакомство со стендовыми докладами, обмен результатами и материалами исследований, а также переписка с некоторыми из авторов вместе с анализом опубликованных тезисов позволяют сделать выводы о развитии гендерных психологических исследований во всем мире. Особенно ценны кросс-культурные исследования, порой уточняющие или даже опровергающие американские данные. Я широко использую материалы конгресса, так как они содержат уникальный материал — свежие экспериментальные и теоретические достижения в области мировой гендерной психологии.

И в заключение — слова благодарности. Я горжусь тем, что имею честь принадлежать к ананьевской Ленинградско-петербургской школе психологов, всегда уделявшей большое внимание проблеме полового диморфизма, и с благодарностью вспоминаю своих педагогов. Я также хочу выразить свою благодарность сотруднику издательства «Питер» Л. В. Винокурову, вдохновившему меня на создание учебника, и всем работникам этого издательства, готовившим книгу к выпуску в свет. Я должна поблагодарить своих друзей и родных за неизменную эмоциональную поддержку и (в отличие от меня) отсутствие сомнений в том, что я справлюсь с новой творческой задачей. И наконец, хочу выразить восхищение двумя прелестными детьми — Наташей и Илюшей, благодаря которым я испытала восторг от наблюдения за своеобразием девочки и своеобразием мальчика начиная с их младенческого возраста. Эти дети — моя дочь (ныне взрослая) и мой маленький внук.

Татьяна Владимировна Беидас, доктор психологических наук





Глава 1

ВВЕДЕНИЕ В ГЕНДЕРНУЮ ПСИХОЛОГИЮ

 

В этой главе будет рассмотрена история формирования пещерной психологии.факторы, влияющие на стратификацию полов, предмет н задачи гендерной психологии,основные понятия, используемые методы, теории и концепции. Поскольку

формулировка предмета этой науки является ее современным достижением, то

вначале мы обратимся к истории, учитывая, в основном, научные идеи. Однако в гендерной проблематике существуют понятия и феномены, которые не совсем вписываются в чисто научную область: это стратификация полов (их иерархия), гендерная идеология, гендерные стереотипы, существующие в виде предписаний поведения для мужчин и женщин. Всё это порождение политики, которая проводится в различных культурах и обществах по отношению к мужчинам и женщинам, и также должно быть предметом научного изучения. Но все же, рассматривая -историю, мы разграничим два аспекта: а) формирование гендерной психологии как области научного знания и б) формирование представлений о неравенстве (или равенстве) полов. Без второго аспекта будут неясны те феномены, которые изучают ученые — специалисты по гендерной психологии. При этом я, по возможности, постараюсь избежать обращения к проблеме общественных движений женщин и мужчин по защите своих прав (дав только краткую историческую справку), поскольку это предмет изучения других наук.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 267.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...