Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 1.3 Психические процессы мышление, память, внимание, речь




Тема 1.2. Познавательные психические процессы ощущение, восприятие, представление, воображение

Задача 1.О каких характеристиках ощущений и восприятий говорится в приведенных отрывках?

1. Ощущение есть функция определенным образом организованной материи. Наши ощущения, наше сознание есть лишь образ внешнего мира, и понятно само собою, что отображение не может существовать без ото­бражаемого, но отображаемое существует независимо от отображающего. (В. И. Ленин)

2. Ощущение есть действительно непосредственная связь сознания с внешним миром, есть превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания. (В. И. Ленин)

3. Видя какой–либо предмет, человек замечает не все присущие ему свойства, а лишь те, которые так или иначе отвечают его требованиям, интересам и чувствам. (А. Н. Леонтьев)

4. Мы не только верим тому, что видим, но до некоторой степени и видим то, во что верим. (Р. Л. Грегори)

Задача 2. Ответьте на «шуточные» вопросы психологии вос­приятия.

1. Что лучше для восприятия – кататься на саночках или саночки возить?

2. Верно ли, что лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать?

3. Почему в аэропорту, когда вы ждете прибытия определенного само­лета, объявление по радио звучит так: «Самолет, прибывающий рейсом (что–то неразборчиво), опаздывает на (опять неразборчиво) минут» – и самые нужные слова расслышать не удается?

4. Воспринимают ли ухо или глаз сами по себе?

5. Почему болевых рецепторов почти в 10 раз больше на пальцах, чем на ладонях?

6. Мог ли Тарзан научиться читать, рассматривая книги в хижине родителей?

7. Почему иногда часы тикают «тик–так», а иногда «тик–так»?

8. Почему русские петухи кричат «кукареку», а английские – «кок'э'дудл'ду»?

9. Почему в детстве время субъективно течет медленнее, чем в зрелом возрасте и старости?

10. Почему на детских утренниках часто можно услышать «порою волк, сердитый волк, с лисою пробегал» вместо «рысцою пробегал»; а вместо «мороз снежком укутывал» – «мороз мешком укутывал»?

Задача 3.Из предложенного ниже перечня признаков выберите те, которые характеризуют воображение.

1.Деятельность мозга, которая не может быть проверена на практике.

2.Сложная психическая деятельность, источником которой не является объективная реальность.

3.Создание или воспроизведение образа, не воспринимавшегося в прошлом.

4.Специфическая деятельность, возникающая в процессе труда.

5.Отражение объективной реальности, действующей на наши органы чувств.

6.Обобщённое и опосредованное отражение действительности.

7.Сложная психическая деятельность, которая является врождённой способностью, развивающейся постепенно, независимо от условий жизни и воспитания.

8.Отражение реальной действительности, но в иных сочетаниях и связях.

9.Отражение того, что было в прошлом опыте. (По В. С. Мерлину)

Тема 1.3 Психические процессы мышление, память, внимание, речь

Задача 1. Ниже описаны действия человека, характеризующие различные процессы памяти. Определите, какой процесс памяти (запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение, припоминание)проявляется в описанных действиях.

1. Ученику был задан вопрос: «В каком году был напечатан роман И. С. Тургенева «Накануне»?» Ученик, подумав, стал отвечать: «По поводу романа «Накануне» в своё время разгорелись горячие споры в редакции журнала «Современник». Более того, статья Добролюбова «Когда же придёт настоящий день?» как раз послужила поводом к расколу в редакции «Современника». Когда же это было? Это был год большого политического накала, когда очень остро проходила и литературная борьба, год накануне реформы 1861года. Стало быть, роман «Накануне» был напечатан в 1860 году. (По А. И. Рогозову)

2. Известный мнемонист Ш. отличался выдающейся памятью. Однажды ему была предложена искусственная и ничего не означающая математическая формула. Ш. внимательно смотрит на таблицу с формулой, несколько раз поднимает её к глазам, опускает её и идёт с закрытыми глазами, затем возвращает таблицу, делает паузу, внутренне «просматривая» запоминаемое. (По А. Р. Лурия)

3. Иногда на оживлённой улице можно наблюдать такую сцену: один прохожий внимательно взглянув на другого, радостно бросается ему на встречу:

- Вы?! Это вы?!

- Простите, мне кажется, что я вас не знаю. А где мы с вами встречались?

-А помните, в таком-то году, в таком-то городе?

-А..! Так вы…(По В. С. Мерлину)

4. Ученик излагает материал по истории, заданный неделю назад, и воспроизводит 70% содержания учебника. Спрошенный через месяц по тому же вопросу, он воспроизводит лишь 45%.(По В. С. Мерлину)

5. На экзамене по математике ученик К. долгое время не мог воспроизвести необходимую формулу. Стоило учителю показать юноше только часть формулы, как К. безошибочно определил: «Это формула бинома Ньютона». (По В. С. Мерлину)

Задача 2. Ниже приводится перечень отличительных особенностей видов речи. Выберите особенности каждого вида речи (диалогический, монологический, письменный и внутренний).

1. Речь, в которой отсутствуют неязыковые коммуникативные средства - жесты, мимика, изображение.

2. Речь, смысл которой понятен благодаря конкретной обстановке общения.

3. Грамматические связи выражены наиболее полно.

4. В значительной степени непроизвольная речь.

5. Речь, наиболее поддающаяся волевому контролю.

6.Заранее планируемая и программируемая речь.

7. Грамматически бессвязная форма речи.

8. Речь, в которой широко используются неязыковые коммуникативные средства - жесты, мимика.

9. Речь, в которой последующие высказывания в большой степени обусловлены предыдущими высказываниями собеседников.

10.Фрагментарная, отрывочная, грамматически бессвязная речь.

11. Речь, в которой возникает необходимость одну и ту же мысль выразить различных последовательных высказываниях.

12. Речь, в которой выпадают или ослабляются отдельные произносительные движения. (По В. С. Мерлину)

Задача 3. Определите, о каких видах мышления идет речь в следующих фрагментах, укажите на их особенности.

1. Видя идущий из трубы дым, мы можем сказать, что в доме топится печь, хотя этой печи не видим. Видя покореженную машину, мы можем сделать вывод, что она попала в аварию, хотя не были свидетелями этой аварии. Более того, мы можем многое сказать о том, что и как произошло во время аварии, хотя всего этого тоже не видели. Воспринимая одно (дым, покореженную машину), мы через посредство имеющихся у нас знаний делаем выводы о другом (о топке печи, об аварии).

2. Удивление перед тайной является само по себе плодотворным ак­том познания, источником дальнейшего исследования и, быть может, целью всего нашего познания, а именно — посредством наибольшего знания достигнуть подлинного незнания, вместо того чтобы позволить бытию исчезнуть в абсолютизации замкнутого в себе предмета познания.

3. - Где Италия? — спрашивал ее Лихонин.

-Вот он. Сапог, — говорила Любка и торжествующе тыкала в Апен­нинский полуостров.

-Швеция и Норвегия?

-Это собака, которая прыгает с крыши.

-Балтийское море?

-Вдова стоит на коленях.

-Черное море?

-Башмак.

-Испания?

-Толстяк в фуражке.

4. Теперь сядьте, положите руки перед собой. Не горбитесь,

—сказала девочка и взяла кусочек мела. Мы займемся арифметикой... У вас в кармане два яблока...

-Буратино хитро подмигнул:

-Врете, ни одного...

-Я говорю, — терпеливо повторила девочка, — предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось яблок?

-Два.

-Подумайте хорошенько.

-Буратино сморщился, — так здорово подумал.

-Два...

-Почему?

-Я же не отдам Некту яблоко, хоть он дерись!

Задача 4. Какие виды и свойства внимания проявляются в следующих ситуациях:
а) Гроссмейстер ведет одновременную игру с несколькими опытными шахматистами.
б) Выпускник усиленно готовится к экзамену по геометрии.
в) Читая рассказы Л.Н.Толстого, школьница слышит громкую музыку, доносящуюся из окна.
г) Ученикам нужно прослушать небольшой рассказ и назвать встретившиеся в нем прилагательные.
д) Рабочую тишину в классе нарушают звуки сигнализации припаркованной во дворе школы машины.
е) Получив новые учебники, дети стали с интересом их рассматривать, не обращая внимания на речь учителя.
ж) Испытуемые по команде психолога в течение пяти минут должны находить в тексте и максимально быстро подчеркивать буквы «к» и «а».
з) Учитель химии во время демонстрации опыта говорит ученикам, что сейчас окраска раствора в пробирке должна измениться.
и) Перед объяснением нового материала учитель предупреждает учащихся о том, что тема очень сложная.
к) Корректор проверяет ошибки в напечатанной статье.
л) Секретарь набирает на компьютере текст приказа под диктовку начальника.
м) Примерно 65-70 % времени переводчик слушает речь оратора и одновременно передает ее содержание на другом языке.
н) Заканчивается урок, учащиеся пытаются разобраться в мате­риале, но время от времени они отвлекаются, заговаривают друг с другом. Чтобы активизировать их деятельность, учитель резко повышает голос. Класс успокаивается, но ненадолго, а вскоре снова начинает шуметь. Учителю приходится снова повысить голос.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 485.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...