Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Образование звуков речи: резонанс, форманты.




Для образования каждого звука речи необходим комплекс работ органов речи в определенной последовательности, то есть нужна вполне определенная артикуляция. Артикуляцией называется работа органов речи, необходимая для произнесения звуков.

Артикуляция звука речи складывается из набора движений и состояний органов речи - артикуляционного комплекса; поэтому артикуляционная характеристика звука речи оказывается многомерной, охватывая от 3 до 12 различных признаков.

Сложность артикуляции звука состоит также в том, что она является процессом, в котором различают три фазы артикуляции звука: это приступ (экскурсия), выдержка и отступ (рекурсия).

Приступ артикуляции состоит в том, что органы речи переходят из спокойного состояния в положение, необходимое для произнесения данного звука. Выдержка - это сохранение положения, необходимого для произнесения звука. Отступ артикуляции состоит в переводе органов речи в спокойное состояние.

Звуки мы произносим, когда выдыхаем воздух. Выдыхая из лёгких воздушная струя попадает в гортань, где сложены голосовые связки, которые могут быть в двух положениях: они могут быть напряжены и сдвинуты, а могут быть расслаблены. В первом случае под напором воздушной струи, идущей из лёгких, напряжённые голосовые связки дрожат (вибрируют), и в результате образуется голос (или тон). Если же голосовые связки расслаблены, голос не образуется.

Затем воздушная струя попадает в полость рта, где может встретить на своём пути преграду. В результате преодоления воздушной струёй преграды образуется шум. Если преграда на пути воздушной струи отсутствует, то шума нет.

Если мягкое небо поднято и прижато к задней стенке глотки (закрывая проход в носовую полость), то воздух выходит через рот. Это направление воздух принимает при произнесении всех звуков русского языка, кроме звуков [м], [н], которые являются носовыми (в момент их произнесения мягкое небо опускается и ток воздуха направляется в нос). Самыми активными и подвижными органами артикуляционного аппарата являются язык и губы, именно их положение формирует каждый звук речи.

Части языка – кончик, спинка, боковые края и корень. Различные движения может производить не только весь язык, но и его отдельные части. Благодаря такой подвижности язык может создавать разнообразие артикуляций, дающих различные акустические эффекты, которые воспринимаются нами как различные звуки.

Для образования звуков в частности звуков речи, важную роль играет резонанс. Он возникает в замкнутой воздушной среде и является частотой колебаний, порождаемых любым объектом, отличающейся максимальной амплитудой. Благодаря наличию резонатора (физического тело или некоторого объема воздуха, ограниченного формой и размером резервуара, в котором этот воздух находится) основной первоначальный тон усиливается и обогащается наслаивающимися на него гармоническими обертонами, более высокими тонами, число колебаний которых является кратным по отношению к числу колебаний основного тона. Каждый резонатор имеет собственную тоновую настройку, которая будет различной в зависимости от объема и формы резонатора, его перегораживания и состояния стенок резонатора.

Резонаторы, через которые проходит воздушная волна, резонируют задней и передней частью отдельно, удлинение и укорочение резонатора также меняет его тоновую настройку. Область резонирования, а также и результат резонирования называются формантой, при этом она определяет характерный тембр звука. Общий собственный тон резонатора – результат наложения формант друг на друга с преобладанием какой-нибудь из них. Спектрографическое представление звука речи показывает, что энергия концентрируется в диапазонах определенных частот. Концентрация энергии изображается в виде темных областей, которые и называются формантами. Каждый звук речи может быть описан через его местоположение в спектре частоты четырех различных формант. Первые две (начиная с наиболее низких частот), как выяснилось, играют основную роль при анализе человеческой речи.

Единицы фонетики: звук, слог, такт (фонетическое слово), фраза.

Речь фонетически представляет собой звуковой поток или цепь звучаний. Эта цепь распадается на соподчиненные звенья, являющиеся особыми, чисто фонетическими единицами языка, следующими друг за другом во времени. Фонетические единицы речи как звенья речевой цепи – это фразы, такты, слоги и звуки.

Фраза – это самая крупная фонетическая единицы, фразы разделяются в речевой цепи паузами, т.е. остановкой звучания, разрывающей звуковую цепь; во время пауз говорящий вдыхает воздух, необходимый для произнесения следующей фразы. Фраза объединяется общей интонацией и фразовым ударением.

Фраза распадается на такты. Такт – это один или несколько слогов, объединенных одним ударением и представляющих собой фонетическое слово. Такты, объединенные наиболее сильной точкой – ударным слогом, разграничиваются минимумом интенсивности, т.е. в тех отрезках звуковой цепи, где сила предыдущего ударного слога уже в прошлом, а усиление к последующему ударному слогу еще в будущем. В большинстве языков все знаменательные слова выделяются в отдельные такты, так как имеют свое ударение. Слова незнаменательные, не имея своего ударения, примыкают спереди и сзади к слову, имеющему ударение, образуя с ним один такт.

Такты распадаются на слоги. Слог – это часть такта, состоящая из одного или нескольких звуков. При этом не все звуки могут образовывать слог, т.е. быть слогообразующими. Для этого не подходят мгновенные звуки, т.е. взрывные и аффрикаты. Длительные могут быть слоговыми по степени сонорности, в первую очередь максимально сонорные – гласные, во вторую – сонорные согласные и, наконец, фрикативные.

Определение слога представляет большие трудности, вследствие чего по мере развития фонетики появлялись все новые теории слога. Так, известны экспираторная, сонорная (Аванесов) теории, теория пульсации (Щерба), а также динамическая теория. Слоги разграничиваются слогоразделами. Определение слогораздела различно по языкам. Например, в русском языке слогораздел проходит обычно между наиболее контрастными по сонорности соседними звуками, учитывая тенденцию к открытости слога.

И, наконец, слоги разделяются на звуки. Таким образом, с точки зрения данной классификации звук речи – это часть слога, произнесенная за одну артикуляцию, т.е. с наличием одной экскурсии и одной рекурсии.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 286.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...