Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Философия языка в эпоху Возрождения (Бэкон, Декарт, Лейбниц).




Из-за бурного развития капитализма – синтез эмпирической и теоретической деятельности → возникновение науки в собственном смысле слова. Знание должно быть практически полезным.

Основное внимание философов – к гуманитарным наукам. Политика Макиавелли. Метод сравнительного анализа в филологии Лоренцо Валла (применял его не только к трактатам Тита Ливия, но и к Новому Завету; доказал неподлинность т.н. Дара Константина – юридической основы светской власти папства - на основе исторических, юридических и филологических аргументов). Естествознание. Философия природы: 15-16 вв.- Леонардо да Винчи: надо начинать с опыта, а затем искать причину явлений; ученый должен доказывать свою правоту и отвечать за полученные результаты. 16 в.- пантеизм (Д.Бруно), деизм. Внимание к природе, а не к тому, что за ней скрывается. Гелиоцентрическая концепция Коперника, но ее не приняла церковь → Тихо Браге, считал, что все планеты движутся вокруг Солнца, кроме Земли. Но тогда нельзя объяснить движение Марса → Законы Иоганна Кеплера (17 в.): планеты движутся по эллипсу, объяснил поведение Марса. Развивается идея бесконечной вселенной, наличия в ней других миров (Бруно), была еще у Анаксимандра (6 в. до н.э.). 16 в. – научная анатомия, символическая алгебра. Николай Кузанский (15 в.) разрабатывает важнейший методологический принцип диалектики – совпадение противоположностей в едином предмете; человек как микрокосм (подобие природы и Бога), рассудок – посредник между ощущениями и разумом.

Общая установка эпохи – рационалистический оптимизм: в мире есть установленная Богом благая закономерность, которую человек, опираясь на свой разум, оснащенный научным методом, способен раскрыть и поставить на службу целям совершенствования окружающей его действительности. Бог - абсолют.

Методы познания.

1) Ф.Бэкон – индукция (восхождение от фактов к чувствам, а от них к мыслям). Большое внимание уделял эксперименту. Но реально индукция никогда не доводит до понятий. Эмпирик. Ключевая фигура эмпиризма – Дж. Локк. Разделял первичные качества - механико-геометрические (протяженность, движение, форма), они объективны, и вторичные качества – от органов чувств (цвет и т.д.), они субъективны. Под воздействием этих качеств у человека формируются идеи, но сущности как таковой, отдельно от вещи, нет (т.е. номиналист).

2) Р.Декарт – дедукция, ее правила как научного метода: а) включать в суждения только то, что представляется уму ясно и отчетливо и не дает повода к сомнению; б) делить изучаемые явления на составные части; в) восходить в мышлении от предметов простейших к более сложным; г) делать всеохватывающие обзоры. По Декарту, эксперимент важен, но все-таки чувства всегда приходится интерпретировать с помощью мыслей. Рационалист. Идеал – математика. Объединил алгебру с геометрией и создал аналитическую геометрию.

Готфрид Лейбниц: очевидные идеи у Декарта – это основополагающие законы формальной логики (недопустимость противоречий и т.д.); общие термины необходимы, но они не то же, что реальные определения вещей, показывающие все их многообразие.

 Спиноза: 3 рода знания – основанное на воображении (чувственное), рассудочное (для понимания мира) и интеллектуальная интуиция (для схватывания сути общих понятий).

Эмпирики и рационалисты исходят из принципиальной познаваемости мира (для первых идеал – математика, для вторых – физика), Беркли и Юм – из непознаваемости.

Кант: 1) «Коперниканский переворот»: главный вопрос – «Что такое человек?», а не поиск первоначала; 2) есть непознаваемая «вещь в себе» и познаваемые феномены; 3) концепция доопытного знания (априорные формы); 4) законы: сохранения субстанции, причинности, и взаимодействия субстанций.

Развитие новых европейских литературных языков и его теоретическое осмысление у Данте (трактат «О народном красноречии») и у представителей Плеяды (Ронсар и Дю Белле). Первые грамматики новых языков. Общие закономерности и специфические черты формирования национальных грамматических традиций в Западной и Восточной Европе.

Гуманистическая филология как основа научного подхода к языку. Освоение античного наследия, изучение древнегреческого и еврейского языков.

Миссионерская деятельность и расширение эмпирической базы языкознания. Традиция языкового коллекционирования. Поиски «гармонии языков» (И.Ю.Скалигер, Э.Гуттер).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 585.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...