Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Список используемых источников




ОТЧЕТ

по лабораторной работе №2

 

по дисциплине

 «Языки программирования»

 

 

Проверил:

______________ Медведев В. А.

"__"__________ 2011 г.

Выполнила:

студент группы 11Иб(б)КЗОИ

 _____________ Маслова А.В.

" __ " ________2011 г.

 

Оренбург 2011



Содержание

1 Постановка задачи. 3

2 Теоретическая справка. 4

3 Ход выполнения работы.. 6

Список используемых источников. 7

Приложение А. Текст программы.. 8

Приложение Б. Схема алгоритма. 9

 

 

 



Постановка задачи

 

Цель работы

 

Приобретение практических навыков в составлении алгоритмов и программ разветвленной структуры.

Задание

Даны четыре числа. Определить порядковый номер наименьшего среди них.

 



Теоретическая справка

Чтобы иметь представление о том, как программируют на языке Турбо-Паскаль, приведем пример программы pr1, определяющей сумму двух чисел:

 program pr1;

var a,b,z: integer;

begin

  a:=2;

  b:=3;

  z:=a+b;

  writeln(z);

end.

Это – линейная программа. К линейным программам чаще всего приводят задачи, в которых необходимо выполнить обработку данных по формулам. В любой линейной программе имеются блоки ввода исходных данных, вычислительный блок, который выполняет присваивание переменной значения некоторого выражения, и блок вывода результатов решения задачи.

Структура программы на языке Турбо-Паскаль в общем случае выглядит следующим образом:

– заголовок программы;

– описательная часть;

– операторная часть.

Заголовок программы представляется так:

program <имя программы>;

Cлово program является зарезервированным (ключевым), т.е. не может использоваться для каких-нибудь иных целей.

<имя программы> – это правильный идентификатор. Идентификаторы (или имена) используются в программе и для обозначения переменных, меток, типов, процедур и функций, констант. На имена (идентификаторы) накладываются некоторые ограничения. Важным ограничением при выборе идентификаторов является невозможность использования ключевых слов, например program или var. Идентификатор должен начинаться с буквы и может содержать буквы латинского алфавита, цифры и знаки подчеркивания. Длина идентификатора может быть любой, но значащими являются первые 63 символа. Имена могут нести смысловую нагрузку, как, например, result, но могут и не нести. Использование осмысленных имен предпочтительнее, так как это делает программу более простой для понимания.

Описательная часть программы может содержать несколько разделов:

1) раздел меток;

2) раздел констант;

3) раздел типов;

4) раздел переменных;

5) раздел процедур и функций.

Операторная часть программы заключается в операторные скобки begin end и содержит операторы, необходимые для выполнения последовательности действий для решения поставленной задачи. Разделителем между разделами описательной части и операторами служит точка с запятой. В конце программы должна стоять точка. Язык Турбо-Паскаль является языком свободного формата, что позволяет размещать в строке как один, так и несколько операторов.

Первая строка приведенной выше программы является заголовком программы, в котором указывается имя программы. В данном случае программа названа pr1. В Турбо-Паскале можно опускать заголовок программы.

Вторая строка – описательная часть, содержащая в данном случае только описание переменных. Описание переменных всегда начинается с ключевого слова var и указывает имена переменных и их тип.

Третья и все последующие строки программы – это операторная часть программы (тело программы). В данном примере в теле программы содержатся операторы присваивания и оператор вызова встроенной процедуры writeln вывода данных. Встроенная процедура не нуждается в предварительном описании и доступна любой программе.

Массивы

Массивы - это совокупности однотипных элементов. Характеризуются они следующим:

каждый компонент массива может быть явно обозначен и к нему имеется прямой доступ;

число компонент массива определяется при его описании и в дальнейшем не меняется.

Для обозначения компонент массива используется имя переменной-массива и так называемые индексы, которые обычно указывают желаемый элемент. Тип индекса может быть только порядковым (кроме longint). Чаще всего используется интервальный тип (диапазон).

Описание типа массива задается следующим образом:

type

имя типа = array[ список индексов ] of тип

Здесь имя типа - правильный идентификатор; список индексов - список одного или нескольких индексных типов, разделенных запятыми; тип - любой тип данных.

Вводить и выводить массивы можно только поэлементно.

 

 

Ход выполнения работы

Для начала назовем программу test2. После оператора program пишем имя этой программы. Получается program test2; Самая первая строка программы готова.

После этого следует подключить библиотеку crt, которая позволяет очистить экран перед выполнением кода программы от версии языка программирования. Это будет выглядеть так: uses ctr; Uses есть оператор подключения модулей.

Далее введем массив и переменные, с которыми программа будет работать для выполнения задачи. Оператор ввода переменных называется var. Вводим массив и указываем число элементов A: array [1…4] of integer. Через запятую перечисляем все переменные и присваиваем им тип. В данном случае для работы будут использоваться 2 типа, это real (действительные) и inteqer (целые числа) . x: real; i,y: integer. Закончилась вводная часть, переходим к телу программы.

Программа начинается со слова begin. Теперь следует очистить экран от прочих не нужных записей с помощью команды clrscr.

Запускаем генератор случайных чисел randomize. Далее идет заполнение массива – для этого используется цикл со счетчиком. Присваиваем дополнительной переменной x значение первого элемента массива и обрабатываем массив, проверяем условие. Если элемент массива меньше, чем заданная переменная, то ей присваивается значение элемента массива. Переменной y присваивается значение номера элемента массива – искомое число. Оно выводится на экран с помощью оперfтора writeln.  

Программа завершается командой end (Рисунок 1).

 

 

Рисунок 1 – Скриншот текста программы в TP7



Список используемых источников

1 Великович Л.С., Цветкова М.С. Паскаль. Руководство для пользователя и описание языка. — М.: Финансы и статистика, 1982. — С. 151.

2 Грогоно П. Программирование на языке Паскаль. — М.: Мир, 1982. — С. 384.

3 Вирт Н. Алгоритмы + структуры данных = программы. — М.: Мир, 1985. — С. 406.

 

 

                                                                             

                                                                            

                                                                             



Приложение А

 

Текст программы

 

program test2;

uses crt;

var A: array [1..4] of integer; i,y: integer; x: real;

begin

     clrscr;

Randomize;

for i:=1 to 4 do

begin

     A[i]:=random(50);

     Write (‘ ‘, A[i]);

end;

x:=A[1];

for i:= 1 to 4 do

if A[i]<=x then

begin

     x:=A[i];

     y:=i;

end;

writeln(‘y=’,y);

readln;

end.

 

 

 

Приложение Б

 

Схема алгоритма

Начало  
x:=A[i]
A[i]:=random(50)
y:=i  
y
Конец
For i:=1 to 4 do
A[i]
A[i]<=x
x:=A[i]

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 428.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...