Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Список используемых источников
ОТЧЕТ по лабораторной работе №2
по дисциплине «Языки программирования»
Проверил: ______________ Медведев В. А. "__"__________ 2011 г. Выполнила: студент группы 11Иб(б)КЗОИ _____________ Маслова А.В. " __ " ________2011 г.
Оренбург 2011 Содержание 1 Постановка задачи. 3 2 Теоретическая справка. 4 3 Ход выполнения работы.. 6 Список используемых источников. 7 Приложение А. Текст программы.. 8 Приложение Б. Схема алгоритма. 9
Постановка задачи
Цель работы
Приобретение практических навыков в составлении алгоритмов и программ разветвленной структуры. Задание Даны четыре числа. Определить порядковый номер наименьшего среди них.
Теоретическая справка Чтобы иметь представление о том, как программируют на языке Турбо-Паскаль, приведем пример программы pr1, определяющей сумму двух чисел: program pr1; var a,b,z: integer; begin a:=2; b:=3; z:=a+b; writeln(z); end. Это – линейная программа. К линейным программам чаще всего приводят задачи, в которых необходимо выполнить обработку данных по формулам. В любой линейной программе имеются блоки ввода исходных данных, вычислительный блок, который выполняет присваивание переменной значения некоторого выражения, и блок вывода результатов решения задачи. Структура программы на языке Турбо-Паскаль в общем случае выглядит следующим образом: – заголовок программы; – описательная часть; – операторная часть. Заголовок программы представляется так: program <имя программы>; Cлово program является зарезервированным (ключевым), т.е. не может использоваться для каких-нибудь иных целей. <имя программы> – это правильный идентификатор. Идентификаторы (или имена) используются в программе и для обозначения переменных, меток, типов, процедур и функций, констант. На имена (идентификаторы) накладываются некоторые ограничения. Важным ограничением при выборе идентификаторов является невозможность использования ключевых слов, например program или var. Идентификатор должен начинаться с буквы и может содержать буквы латинского алфавита, цифры и знаки подчеркивания. Длина идентификатора может быть любой, но значащими являются первые 63 символа. Имена могут нести смысловую нагрузку, как, например, result, но могут и не нести. Использование осмысленных имен предпочтительнее, так как это делает программу более простой для понимания. Описательная часть программы может содержать несколько разделов: 1) раздел меток; 2) раздел констант; 3) раздел типов; 4) раздел переменных; 5) раздел процедур и функций. Операторная часть программы заключается в операторные скобки begin end и содержит операторы, необходимые для выполнения последовательности действий для решения поставленной задачи. Разделителем между разделами описательной части и операторами служит точка с запятой. В конце программы должна стоять точка. Язык Турбо-Паскаль является языком свободного формата, что позволяет размещать в строке как один, так и несколько операторов. Первая строка приведенной выше программы является заголовком программы, в котором указывается имя программы. В данном случае программа названа pr1. В Турбо-Паскале можно опускать заголовок программы. Вторая строка – описательная часть, содержащая в данном случае только описание переменных. Описание переменных всегда начинается с ключевого слова var и указывает имена переменных и их тип. Третья и все последующие строки программы – это операторная часть программы (тело программы). В данном примере в теле программы содержатся операторы присваивания и оператор вызова встроенной процедуры writeln вывода данных. Встроенная процедура не нуждается в предварительном описании и доступна любой программе. Массивы Массивы - это совокупности однотипных элементов. Характеризуются они следующим: каждый компонент массива может быть явно обозначен и к нему имеется прямой доступ; число компонент массива определяется при его описании и в дальнейшем не меняется. Для обозначения компонент массива используется имя переменной-массива и так называемые индексы, которые обычно указывают желаемый элемент. Тип индекса может быть только порядковым (кроме longint). Чаще всего используется интервальный тип (диапазон). Описание типа массива задается следующим образом: type имя типа = array[ список индексов ] of тип Здесь имя типа - правильный идентификатор; список индексов - список одного или нескольких индексных типов, разделенных запятыми; тип - любой тип данных. Вводить и выводить массивы можно только поэлементно.
Ход выполнения работы Для начала назовем программу test2. После оператора program пишем имя этой программы. Получается program test2; Самая первая строка программы готова. После этого следует подключить библиотеку crt, которая позволяет очистить экран перед выполнением кода программы от версии языка программирования. Это будет выглядеть так: uses ctr; Uses есть оператор подключения модулей. Далее введем массив и переменные, с которыми программа будет работать для выполнения задачи. Оператор ввода переменных называется var. Вводим массив и указываем число элементов A: array [1…4] of integer. Через запятую перечисляем все переменные и присваиваем им тип. В данном случае для работы будут использоваться 2 типа, это real (действительные) и inteqer (целые числа) . x: real; i,y: integer. Закончилась вводная часть, переходим к телу программы. Программа начинается со слова begin. Теперь следует очистить экран от прочих не нужных записей с помощью команды clrscr. Запускаем генератор случайных чисел randomize. Далее идет заполнение массива – для этого используется цикл со счетчиком. Присваиваем дополнительной переменной x значение первого элемента массива и обрабатываем массив, проверяем условие. Если элемент массива меньше, чем заданная переменная, то ей присваивается значение элемента массива. Переменной y присваивается значение номера элемента массива – искомое число. Оно выводится на экран с помощью оперfтора writeln. Программа завершается командой end (Рисунок 1).
Рисунок 1 – Скриншот текста программы в TP7 Список используемых источников 1 Великович Л.С., Цветкова М.С. Паскаль. Руководство для пользователя и описание языка. — М.: Финансы и статистика, 1982. — С. 151. 2 Грогоно П. Программирование на языке Паскаль. — М.: Мир, 1982. — С. 384. 3 Вирт Н. Алгоритмы + структуры данных = программы. — М.: Мир, 1985. — С. 406.
Приложение А
Текст программы
program test2; uses crt; var A: array [1..4] of integer; i,y: integer; x: real; begin clrscr; Randomize; for i:=1 to 4 do begin A[i]:=random(50); Write (‘ ‘, A[i]); end; x:=A[1]; for i:= 1 to 4 do if A[i]<=x then begin x:=A[i]; y:=i; end; writeln(‘y=’,y); readln; end.
Приложение Б
Схема алгоритма
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 471. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |