![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ОСОБЕННОСТИ БУКВАРНОГО ПЕРИОДА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ ВО ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Обучение грамоте во вспомогательной школе является одним из самых ответственных разделов обучения. Умственно отсталые школьники овладевают первоначальными навыками чтения и письма с большим трудом, что объясняется, с одной стороны, спецификой русского языка, его звуковой и слоговой структуры, а с другой — особенностями умственно отсталых детей. Прежде всего они связаны с нарушением познавательной деятельности олигофренов, их высших психических функций, таких, как анализ и синтез, а также с недостаточностью слухового и зрительного восприятия, артикуляции, пространственной ориентировки, моторики, т. е. тех компонентов, которые участвуют в акте чтения и письма. В основе обучения грамоте во вспомогательной школе лежат общедидактические требования обучения от легкого к сложному, от знакомого к незнакомому, а также учет имеющихся у умственно отсталых школьников нарушений и опора на их сохранные возможности. Букварный период во вспомогательной школе длится в течение всего первого класса, а послебукварный перенесен во второй класс. Обучение грамоте ведется звуковым аналитико-синтетиче-ским методом, особенности применения которого во вспомогательной школе заключаются в следующем: увеличение сроков на изучение каждого звука и буквы, слога, слова в сравнении с массовой школой, учащиеся которой по уровню речевого развития и аналитико-синтетической деятельности подготовлены к школьному обучению; необходимость сходные и часто смешиваемые звуки (парные звонкие и глухие, твердые и мягкие), вследствие слабой способности умственно отсталых детей их дифференцировать, изучать не один за другим, а через некоторый промежуток времени, достаточный для усвоения каждого звука в отдельности; необходимость изучать раньше те из однотипных звуков, которые легче усваиваются (с раньше ш, з раньше ж); выделение определенного времени на дифференциацию сходных звуков и букв, слогов, слов после тщательного изучения их в отдельности (п — б; ам — ма; был — бил); изменение порядка знакомства со звуками и буквами по сравнению с массовой школой.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ЗВУКОВ И БУКВ, СЛОГОВ, СЛОВ Последовательность изучения звуков и букв установлена с учетом трудностей выделения звуков из речи, произношения, слияния звуков в слоги, т. е. самого процесса чтения. При важности первых двух признаков усвоения звуков основным является признак слияния, который положен в основу выделения четырех этапов букварного периода во вспомогательной школе. Самыми простыми для изучения являются гласные. Их легко выделить в начале слова и под ударением. Кроме того, они необходимы для образования и чтения слогов. Первыми изучаются гласные а, о, у, ы, а из согласных — сонорные и длительные глухие м, с, х, ш, л, н, р. Прежде всего, они легко выделяются как в начале, так и конце слов. Главным же является достаточная легкость слияния их в слоги. Возможность длительного произнесения этих звуков позволяет постепенно переключиться с одного способа артикуляции на другой, с чтения согласного на чтение гласного. Следующими по сложности являются мгновенные глухие к, п, т. Они просты в отношении произношения, легко выделяются и в начале, и в конце слова, но трудны для слияния в слоги. Звонкие согласные в, з, ж изучаются позднее из-за сложности их произношения и возможности выделения только в начале слова. В то же время длительное произнесение позволяет сливать их в слоги без особого затруднения. Наиболее сложными для чтения оказываются мгновенные звонкие согласные б, г, д, аффрикаты ц, ч, щелевой щ. Произношение мгновенных звонких нарушается чаще, чем глухих. Выделить их дети могут только в начале слова. Большую трудность эти звуки представляют и для слияния их с гласными. Произношение аффрикат у умственно отсталых детей чаще всего нарушено. В речи они, как правило, заменяются одним из составляющих звуков: ц — т, с: ч — т, щ. При изучении слоговых структур также соблюдается определенная последовательность. Наиболее легко воспринимаются и воспроизводятся слоги, составляющие слова типа ау, уа. Следующими по трудности являются обратные слоги (ам, ум). Ориентиром при чтении этих слогов служат гласные, к которым присоединяются согласные. В данном случае осуществляется последовательное чтение, т. е. каждый звук в слоге читается так же, как при изолированном произнесении. Наибольшую трудность для чтения представляет прямой открытый слог (ма). Собственно, овладение слиянием согласного с гласным и является основой в обучении чтению. Сложность заключается в том, что в этом слиянии нет последовательного чтения, как в обратных слогах, хотя и здесь опорным оказывается гласный звук. Овладение прямым открытым слогом подготавливает к чтению закрытого слога (сом, хор). В данном случае в действие вступают два способа чтения — упреждение и последовательное чтение. Следующими по трудности являются прямые открытые и закрытые слоги в мягком варианте с гласным и. После изучения йотированных гласных для чтения включаются слова, состоящие из открытых и закрытых слогов с гласными, показателями мягкости согласных. Самыми сложными являются слоги со стечением согласных, причем в начале слова они усваиваются легче, чем в конце (кран, но волк), что зависит от механизма чтения: стечение согласных в начале слова приводит в действие* прежде последовательное, а затем упреждающее чтение; если же стечение согласных находится в конце слова, сначала идет более трудное упреждающее чтение, а затем последовательное и еще раз последовательное. Слоги со стечением более двух согласных в первом классе вспомогательной школы не изучаются. Слова для чтения также вводятся в определенной последовательности. Сначала это однотипные по ритмической структуре и артикуляции слова — двусложные, с одинаковыми гласными, что облегчает чтение, так как нет переключения с одной артикуляции на другую (ма-ма, Ма-ша, ра-ма). Более сложными являются слова, также однотипные по ритмической структуре, но с разными по характеру артикуляции слогами (ру-ка, но-га, лу-на). В дальнейшем для чтения подбираются слова, отличающиеся и ритмической структурой, и артикуляцией слогов (му-ха, ша-ры). По мере освоения грамоты для чтения подбираются слова различных слоговых структур: двусложные с обратным и прямым открытым слогом (ум-на, уш-ла); двусложные с закрытым и открытым слогом (кош-ка, пар-та); трехсложные с прямыми открытыми слогами (мо-ло-ко, ма-ли-на); слова со стечением согласных (шко-ла, мост). В настоящее время в массовой школе последовательность изучения звуков и букв подчинена частотности их использования в словах. Для обучения умственно отсталых детей этот признак пока является вспомогательным, он действует только внутри каждого этапа. При подборе для чтения слов главное внимание уделяется, наряду с частотой употребления их в разговорной речи, доступности лексики учащимся-олигофренам. Чтение — это сложный вид умственной деятельности. Поэтому формирование техники чтения неотделимо от работы, направленной на понимание читаемого. Техника чтения и понимание читаемого — процессы, связанные между собой и взаимно обуславливающие друг друга. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 707. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |