Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Значение и задачи физического воспитания детей школьного возраста




 

В настоящее время сложилась научно обоснованная система физического воспитания, рассчитанная на приобщение к физической культуре всего подрастающего поколения. Основа этой системы – обязательный курс физического воспитания, осуществляемый по государственной программе. Он сочетается с многообразными формами использования физической культуры в режиме учебного дня и домашнего быта, с эпизодическими массовыми и регулярными физкультурными занятиями по личному выбору учащихся в своём коллективе физической культуры, в детско-юношеских спортивных школах и других внешкольных учреждениях.

Социально-педагогическое значение физического воспитания в школьном возрасте заключается в следующем:

· создаётся фундамент гармоничного физического развития, укрепления здоровья, физкультурного образования и воспитания, накапливаются предпосылки для успешного овладения производственно-трудовыми, воинскими и другими специальными двигательными действиями;

· поддерживается текущая физическая и умственная работоспособность, обеспечивающая успеваемость в учебных занятиях, а в перспективе – эффективность любой общественно полезной деятельности;

· рационально организуется досуг детей, элементы физической культуры внедряются в быт постепенным приобщением к спортивной деятельности;

· последовательно повышается нравственная, интеллектуальная, эстетическая и трудовая культура подрастающего поколения.

Физическое воспитание – одно из направлений деятельности общеобразовательных и специальных школ, составляющая всей системы воспитания, обучения, образования и оздоровления детей 6-17 лет. Специфика педагогического процесса физического воспитания определяется:

- преимущественным воздействием на двигательные способности человека;

- непосредственным созданием оздоровительного эффекта.

Задачи физического воспитания детей школьного возраста:

1) Укрепление здоровья, повышение уровня жизнедеятельности, сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды.

2) Повышение функциональных возможностей организма до безопасного или должного уровня, формирование двигательных умений, навыков, развитие физических качеств.

3) Сообщение знаний в области физической культуры и обучение прикладному их использованию по совершенствованию своего организма.

4) Формирование мотивационных установок на физическое и духовное самосовершенствование человека.

5) Формирование мировоззрения, этическое и нравственное воспитание.

Частные методические задачи отдельных процессов физического воспитания вытекают из основных (общих) задач и формируются конкретно с учётом пола, возраста, состояния здоровья, уровня физической подготовленности, периода или этапа реального педагогического процесса, условий его проведения и т.д.

 

Формы физкультурных занятий с детьми школьного возраста

Физическая культура детей школьного возраста осуществляется в трёх сферах:

- в учебных заведениях, составляющих систему среднего образования;

- в организациях, осуществляющих внешкольные занятия физическими упражнениями;

- в семье.

Для каждой из этих сфер характерно разнообразие конкретных форм занятий. Однако в практике физического воспитания школьников все виды занятий принято делить на две группы:

1) Урочные занятия (уроки).

2) Внеурочные занятия

а) в режиме учебного дня;

б) внеклассные занятия;

в) внешкольные занятия.

· Урочные занятия являются основной формой физического воспитания школьников. Уроки физического воспитания обеспечивают общую физическую подготовленность ко всякой деятельности и отличаются наибольшим богатством содержания. В ходе уроков учащиеся знакомятся с типичными видами спортивных упражнений, овладевают основами техники, достигают более высокого уровня развития физических качеств, приобретают начальные сведения о видах спорта. В процессе сдачи учебных нормативов накапливается опыт соревновательной борьбы, определяются интересы, возникает потребность в совершенствовании и намечается выбор спортивной специализации.

Уроки включены в школьное расписание наравне с другими учебными предметами и обязательны для всех учащихся. Они проводятся 2-3 раза в неделю, их содержание определяется программами.

Важными факторами, определяющими специфику уроков физического воспитания в школе, являются:

- основная направленность и конкретные задачи;

- возрастные особенности и возможности детей;

- многочисленность и неоднородность состава классов;

- предметно-пространственная среда (места занятий, оборудование, инвентарь и т.д.);

- продолжительность урока – максимум 45 мин;

- место урока в общем расписании.

· Назначение занятий физическими упражнениями в режиме учебного дня – создание предпосылок оптимальной умственной работоспособности на других уроках (повышение или восстановление). Виды:

- гимнастика до учебных занятий;

- физкультурные минутки во время уроков;

- занятия физическими упражнениями на удлинённых переменах;

- ежедневные физкультурные занятия в группах продлённого дня.

Занятия физическими упражнениями в режиме учебного дня весьма ограничены по содержанию, т.к. подчинены решению узких гигиенических задач. Будучи ежедневными, они существенно дополняют уроки, внося вклад в гармоничное физическое развитие школьников.

· Внеклассные и внешкольные занятия физическими упражнениямипроводятся для организации свободного времени учащихся, заполнения его целесообразной двигательной деятельностью с целью всестороннего физического совершенствования, обеспечения активного отдыха.Выделяют два вида внеклассных и внешкольных занятий:

- систематические (занятия в кружках физической культуры для младших школьников, по видам спорта в секциях, в группах с учётом интересов учащихся – разновидности аэробики, единоборств, плавания и т.д.);

- эпизодические (ежемесячные дни здоровья и спорта, соревнования, турпоходы, прогулки, экскурсии, спортивные праздники и развлечения).

К внеклассным занятиям относятся:

- занятия в секциях по видам спорта;

- занятия в секциях ОФП (общей физической подготовки);

- массовые физкультурные мероприятия;

- туристические походы;

- физкультурные праздники и вечера;

- дни здоровья;

- соревнования;

и др.

К внешкольным занятиям относятся:

- занятия в ДЮСШ (детско-юношеских спортивных школах);

- в спортивно-оздоровительных лагерях;

- в клубах юных туристов;

- в фитнес-центрах;

- в домах и дворцах культуры;

- на стадионах и водных станциях;

- в парках культуры и отдыха;

- по месту жительства;

и др.

 

Физическая культура в средних специальных

 и высших учебных заведениях










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 337.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...