Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Департаментизация.Размер организационной единицыСтр 1 из 2Следующая ⇒
Департаментизация– организационное обособление звеньев управления и закрепление за ними определенных функций и работ.Это группирование работ в организации.Группирование должностей в структурные подразделения требуют выбора общих основ: численность, функция, территория, продукт или покупатель. Каждая основа департаментизации имеет достоинства и недостатки, которые должны быть оценены с точки зрения общей эффективности.Выделяются следующие виды департаментизации: Линейная Функциональная Дивизиональная Матричная Линейная департаментизация – подход, основанный на простых принципах линейного делений в организации: по численности, по времени, по территории. (армия, школа). Она предполагает относительную автономность в работе. Данный тип характеризуется простотой, одномерностью связей, возможностью самоуправления (относительная автономность). Такой подход используется, когда выполняемые работы однотипны. Как только работы в организации начинают специализироваться, возникает необходимость перехода к другим типам департаментизации. Функциональная департаментизация– при функциональном делении организации на части специализированные работы группируются вокруг ресурсов, т.е. происходит функциональное деление работ, обслуживающих процесс производства. (принцип схожести специализированных работ) Преимущества: - повышение эффективности Экономия времени, упрощение подготовки работника - укрепление вертикальных связей и коммуникаций - усиление контроля за деятельностью нижестоящих уровней. Недостатки: - функционализм - ослабление горизонтальных связей - эффект бутылочного горла. Дивизиональнаядепартаментизация Особенностью данного подхода является создание относительно автономных частей в организации, ориентированных на продукт, потребителя или рынок. В этом случае специализированные работы группируются вокруг результата. Департаментизация по продукту, по потребителю, по рынку. Преимущества: - ориентация на результат - повышение ответственности (децентрализация, инициатива, автономность) Недостатки: - дублирование функций - затруднение контроля. Матричная департаментизация. Это система двойного подчинения, основанная на комбинации двух начал – функционального и продуктового. Она является наиболее сложной для практической реализации. Размеры организационных единицзависят от числа позиций (или субъединиц), из которых они состоят. Минцберг не использует здесь эквивалентный термин "норма управляемости", поскольку в определенных случаях целесообразно наличие в организации малых единиц, даже в отсутствие строгого прямого контроля. Для стандартизации выпуска применяются плановые и контролирующие системы, которые подразделяются на системы планирования действий, определяющие результаты тех или иных конкретных действий прежде, чем они будут осуществлены, и системы контроля за исполнением, детерминирующие желаемые результаты всего спектра действий уже после того, как они состоялись. Способы связи относятся к целой серии механизмов, используемых для интенсификации взаимной подгонки как внутри организационных единиц, так и между ними. Особое значение здесь имеют четыре механизма. Хозяйственная система Хозяйственная системавзаимосвязи производителей и потребителей материальных и нематериальных благ. Для того, чтобы сделать правильный выбор в условиях ограниченности ресурсов, необходимо располагать нужной информацией о том, что, как и для кого именно производить. Это и есть три главные задачи. Кто и как делает выбор, что производить в процессе хозяйственной деятельности? Ведь у каждого из нас свои вкусы и предпочтения, а также свои представления о тех способах, при помощи которых нужно производить блага. В экономике два разный способа координации: спонтанный (стихийный порядок) и иерархия. В спонтанных порядках информация, которая необходима потребителям и производителям, передается через ценовые сигналы. Увеличение и снижение цены ресурсов, а также произведенных при помощи них благ подсказывает предпринимателям каким образом им действовать на рынке, т.е. что, как и для кого производить. В любой хозяйственной системе производителю благ необходимо рассчитывать свои издержки и получаемые выгоды. То же самое относится и к потребителю данных благ. Лишь колебания цен и издержек в состоянии скоординировать экономический выбор. Данный порядок возник самопроизвольно, по мере развития человеческой цивилизации. Можно сказать, что рынок – это и есть спонтанный порядок. Но существует и другой методполучения нужной информации о том, что, как и для кого производить, а именно система поручений и приказов, которая идет сверху вниз, от вышестоящего лица или органа к непосредственному исполнителю. Подобная система называется иерархией. Например, к такой системе можно отнести первобытную общину, где вождь решает кому, как, а главное чем заниматься. В условиях иерархии функционирует и любая фирма, где ее руководитель отдает различные приказы своим подчиненным. Таким образом, можно сказать, что иерархия основывается не на ценовых сигналах, как в случае со спонтанным порядком, а на власти, в виде руководителя фирмы или центрального органа государства. Стихийный порядок и иерархия могут сосуществовать друг с другом. Чтобы понять какая из двух систем выгодней, в виде иерархии или спонтанного порядка, будет зависеть от трансакционных издержек. Социальная система Наличие социальной системы, если имеется группа людей, действующих и взаимовлияющих, причем существующие отношения являются довольно устойчивыми и длительными. В ней возникают определенные закономерности, новые свойства, предполагающие рассмотрение частей вместе с целым, а не отдельно от него. При этом индивид и его поведение рассматривается как часть социальной системы. Нация, команда или семья — социальные системы, и эти столь различные объединяются одним понятием постоянных взаимоотношений. Социальная система имеет внутреннюю структуру и отношения с другими системами. Если доминирует внутренняя структура, то результатом может быть «закрытая система», что, в свою очередь, может мешать или препятствовать адаптации системы к окружающей среде и ее изменениям. Преимуществом же «открытой системы» является ее способность гибко реагировать на новые ситуации и происходящие в среде изменения благодаря тесным и открытым отношениям системы с окружающей средой. В тесной связи с социальной системой находится язык, идеи, религия и т. д., а также собственно индивиды, каждый со своей личностью и системой потребностей. Социальная, культурная и личностная системы в силу взаимовлияния образуют, таким образом, одно целое, имеющее свои цели и средства для действия. Социальная сплоченность усиливается в результате соседства, различных обществ и социальных общностей. Семья, школа и церковь заботятся о непрерывности системы. Экономические, политические, социальные и культурные подсистемы занимаются вопросами обеспечения сохранения социальной системы. Сопоставление социальной системы с организмом. Социальная система — это организованное целое, части которого находятся в отношениях взаимозависимости в том смысле, что изменение в какой-то части приводит к изменениям в других частях системы. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 259. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |