![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Дополнительное образование в системе учебно-воспитательной работы современной школы. Стимулирование познавательных интересов и самообразования
Воспитание рассматривается в современной педагогической литературе как социальное взаимодействие педагога и воспитанника, ориентированное на сознательное овладение детьми социальным и духовным опытом, формирование у них социально значимых ценностей и социально адекватных приемов поведения. Воспитание представляет собой многофакторный процесс, т. к. формирование личности происходит под влиянием семьи, образовательных учреждений, среды, общественных организаций, средств массовой информации, искусства, социально-экономических условий жизни и др. К тому же воспитание является долговременным и непрерывным процессом, результаты которого носят очень отсроченный и неоднозначный характер (т. е. зависят от сочетания тех факторов, которые оказали влияние на конкретного ребенка). Дополнительное образование детей в целом и его воспитательную составляющую в частности нельзя рассматривать как процесс, восполняющий пробелы воспитания в семье и образовательных учреждениях разных уровней и типов. И, конечно же, дополнительное образование – не система психолого-педагогической и социальной коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков. Дополнительное образование детей как особая образовательная сфера имеет собственные приоритетные направления и содержание воспитательной работы с детьми. В системе дополнительного образования (через его содержание, формы и методы работы, принципы и функции деятельности) воспитательный процесс реально осуществляется в двух направлениях: – основы профессионального воспитания; – основы социального воспитания. Профессиональное воспитание учащихся включает в себя формирование следующих составляющих поведения ребенка: – этика и эстетика выполнения работы и представления ее результатов; – культура организации своей деятельности; – уважительное отношение к профессиональной деятельности других; – адекватность восприятия профессиональной оценки своей деятельности и ее результатов; – знание и выполнение профессионально-этических норм; – понимание значимости своей деятельности как части процесса развития культуры (корпоративная ответственность). Социальное воспитание учащихся включает в себя формирование следующих составляющих поведения ребенка: – коллективная ответственность; – умение взаимодействовать с другими членами коллектива; – толерантность; – активность и желание участвовать в делах детского коллектива; – стремление к самореализации социально адекватными способами; – соблюдение нравственно-этических норм (правил этикета, общей культуры речи, культуры внешнего вида). Названные позиции носят достаточно общий характер (т. е. могут рассматриваться как критерии воспитанности) и требуют конкретизации для каждого детского объединения (т. е. доработки параметров воспитанности) с учетом специфики его деятельности. Систематизация данных критериев и параметров позволит педагогу использовать в своей работе диагностику (или мониторинг) воспитанности учащихся детского объединения дополнительного образования (см. Приложение). Воспитывающая деятельность детского объединения дополнительного образования имеет две важные составляющие – индивидуальную работу с каждым учащимся и формирование детского коллектива. Стимулировать, в современном понимании значит подталкивать, побуждать ученика к чему-либо. Учение для школьника - трудное занятие. Одного лишь понимания того, что надо учиться, не достаточно. В этом случае всё решают правильно подобранные и применённые стимулы. Опытные педагоги предлагают использовать следующие стимулы: – Опирайтесь на желания. Чего хочет ученик? - Главный вопрос для учителя. Не нужно его переделывать, а лишь изменять направленность устремлений, не совпадающих с целями обучения. – Сравнивайте, приводите примеры. – Заставлять учеников страстно чего-то пожелать. (организация минуток отдыха на расслабление: «закройте глазки и представьте то, чего бы вы хотели больше всего»). – Пытайтесь понять, т.е. прощать. – Говорите о том, что интересует детей. Проявляйте уважение к их увлечениям, мнениям, оценкам. Не бойтесь признать свою недостаточную осведомлённость в некоторых вопросах. – Используйте намерения. Намерение возникает на основе потребности. Не упрекайте его за невыполненное обещание. Лучше ободрите и помогите принять реальное, выполнимое намерение. – Поощряйте желание добиться признания. Многие дети учатся не ради знаний, а ради признания. Это дети с заниженной самооценкой. Их подгоняет высокий уровень притязаний. Наша задача помочь обрести ребёнку уверенность в себе. Для этого беседуйте с ним наедине, показывайте его достоинства, достижения хотя и маленькие, хвалите его за любые ответы, делайте меньше замечаний и записей в дневнике. – Показывайте (обсуждайте) последствия совершаемых поступков. – Признавайте достоинства. Вызывайте у ребёнка энтузиазм и развивайте всё, что есть в нём лучшего, с помощью признания его достоинств. – Одобряйте успехи. Слова и жесты одобрения следует адресовать не только лучшим ученикам, но и всем кто проявляет старание в учебной работе. – Стимулирование требованием. Говорите иногда «надо». К этому обязательно придавайте личностную направленность. – Используйте мнимые «запреты». Дети любят поступать вопреки указаниям. Вот здесь используется приём «запрета» на выполнение работы. Чтобы повысить качество работы «тормозите» желание, сдерживайте порыв, добиваясь тщательного выполнения дел. – Давайте ученику шанс. Дайте ребёнку понять что вы верите в его способности справиться с поставленной задачей, и он будет добиваться успеха – Обращайтесь к самолюбию. Говорите, чтобы дети любили себя, уважали, гордились собой, своими маленькими достижениями. – Показывайте достижения. Большинство детей любит слушать, когда о них говорят приятные вещи. Детям важно знать на сколько они продвинулись, на что ещё надо уделить внимание. – Хвалите. Похвала должна проявляться спонтанно, в процессе деятельности или общения. – Критикуйте сопереживая. («Надеюсь, что в следующий раз ты выполнишь задание лучше».) – Создайте хорошую репутацию своим ученикам. Присваивайте титулы, звания успешно работающим ученикам. Но и не забывать о слабоуспевающих детях - говорите лучшее в их адрес перед всем классом, родителями. Повышение мотивации и стимулирования в учебной и внеучебной деятельности способствует повышению познавательной активности у школьников |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 508. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |