![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Язык и «картина мира». Репрезентативная функция языка. Язык и мышление.
ОСНОВЫ ЯЗЫКОЗНАНИЯ. ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ И СЕМИНАРЫ
1. Предмет и задачи языкознания. Специфика языкознания как науки, его место в системе наук. Лингвистика и паралингвистика. Связи языкознания с другими науками. Языкознание и социология. Социолингвистика. Языкознание и психология. Психолингвистика. Языкознание и философия. Языкознание и логика.
2. К проблеме определения языка. Роль языка в жизни человека, его место в системе культурно-значимых средств коммуникации. Язык как многоаспектное и полифункциональное явление. Основные функции языка: коммуникативная, репрезентативная, номинативная, мыслительная, эмоционально-экспрессивная, фатическая, перформативная, эстетическая и др.
3. Язык, мышление и реальность. Естественный язык как способ отражения и интерпретации действительности. Репрезентативная функция языка. (Язык и «картина мира»). Лексико-грамматическая структура языка и система понятий. Язык и культура. Культурно-специфические понятия и концепты и их отражение в языке. Вопрос о языковых и мыслительных универсалиях и концепция лингвистической относительности.В. Гумбольдт, Э. Сепир, Б. Уорф о соотношении языка и (внеязыковой) действительности.
4. Язык и мышление. Мыслительная функция языка. В. Гумбольдт, А.А. Потебня, Э. Сепир и Л.С. Выготский о связи языка и мышления.
5. Лингвистическая прагматика. Коммуникативная ситуация и её основные элементы: говорящий, высказывание, слушающий (адресат). Модель коммуникативной ситуации по К. Бюлеру. Язык и человеческая деятельность. Л. Витгенштейн и инструментальная концепция языка. Высказывание как действие. Перформативная функция языка. Речевые действия (речевые акты) и их виды.
6. Эмоционально-экспрессивная функция языка. Средства и способы выражения эмоциональной оценки в языке. Различия между языками в возможностях выражения эмоциональной оценки. Слова с эмоционально-экспрессивной окраской в разных языках.
7. Эстетическая функция языка. Языкознание и поэтика. Лингвистическая поэтика. Лингвистический анализ художественного текста.
8. Язык как система знаков. Понятие знака. Естественные и искусственные знаки. Концепция знака в теории Ф. де Соссюра. Знак как двусторонняя сущность — единство означающего и означаемого (формы и содержания). Произвольность и мотивированность знака. Виды мотивированности знаков в языке: фонетическая мотивированность, морфологическая (словообразовательная) мотивированность, семантическая мотивированность. Мотивированность и идиоматичность. Понятие внутренней формы. В. Гумбольдт и А.А.Потебня о внутренней форме слова.
9. Асимметричный дуализм языкового знака. Синонимия и неоднозначность. Виды неоднозначности. Омонимия и полисемия. Морфологическая, лексическая и синтаксическая неоднозначность. Неоднозначность в языке и в речи. Неоднозначность и контекст.
10. Язык как система. Понятия системы и структуры. Особенности языковой системы. Несистемные факты нормы. Язык как система систем. Ф. де Соссюр о значении и значимости. Понятия парадигмы и синтагмы. Синтагматические и парадигматические отношения в языке. Н.В. Крушевский и Ф. де Соссюр о системности языка.
11. Язык и речь. Единицы языка и единицы речи. Взаимодействие и взаимообусловленность языка и речи. Понятие речевой деятельности. Взгляды Ф. де Соссюра на соотношение языка, речи и речевой деятельности. К. Бюлер и Л. В. Щерба о трояком аспекте языковых явлений.
12. Внутренняя структура языка. Аспекты и уровни языковой системы. Основные и промежуточные уровни языка, их единицы. Дискретные языковые единицы и внеуровневые нерасчлененные сигналы. Аспекты и уровни языка и разделы языкознания.
13. Фонетика и фонология. Понятие фонемы. Понятие фонологической оппозиции. Типы фонологических оппозиций по Н.С.Трубецкому. Нейтрализация фонологических оппозиций. Фонологические корреляции.
14. Грамматика, её разделы. Понятие грамматического значения. Различия грамматических значений в разных языках. Типы грамматических значений. Способы выражения грамматических и словообразовательных значений. Морфемика. Виды морфем. Морфология. Словообразование.
15. Лексика и лексикология. Фразеология. Теория номинации.
16. Синтаксис. Формальный, семантический и коммуникативный синтаксис. В.Матезиус и теория актуального членения предложения
17. Текст. Лингвистика текста. Семантика.
18. Письмо как вторичная форма манифестации и функционирования языка. Этапы развития письма и его формы. Пиктографическое, идеографическое и звуковое письмо. Графика. Алфавит. Орфография, основные принципы орфографии. Реформа русской орфографии. Транскрипция и транслитерация; основные виды транскрипции
19. Языки мира. Лингвистическая география. Понятие изоглоссы. Национальные (этнические) языки и диалекты. Вопрос о тождестве языка.
20. Классификации языков. Типологические классификации языков. Типологическая классификация языков в работах Ф. и А.-В.Шлегелей, В.Гумбольдта, А.Шлейхера. Языки номинативного и эргативного строя.
21. Сравнительно-исторический метод в языкознании и генеалогическая классификация языков Основные языковые семьи и группы языков. Н.С. Трубецкой об индоевропейской проблеме. Языковые союзы.
22. Язык и общество. Социальная природа языка и речевой деятельности. Социолингвистика, ее предмет и задачи. Язык и раса, язык и народ, язык и нация. Общенародный язык и территориально или социально ограниченные варианты национального языка (диалекты, социолекты, профессиональные языки, жаргоны). Индивидуальные варианты общенародного языка (идиолекты).
23. Кодифицированный литературный язык и его функционально-ограниченные стили. Нормативная и описательная грамматика. Стилистика, её предмет и задачи.
24. Синхрония и диахрония в языке. Синхронический и диахронический подходы к изучению и описанию языка. Диалектика стабильного и изменчивого в языке. Причины языковых изменений. Внутренние и внешние факторы языковых изменений. Вопрос о происхождении языка. Взаимодействие языков в процессе их исторического развития. Языковые контакты и их результаты. Заимствования. Виды заимствований. Калькирование. Типы кáлек. Язык и общественно-экономический уклад. Язык на разных этапах развития общества.
25. Языковые ситуации в современном мире. Типы языковых ситуаций. Отношения между народами и отношения между языками. Билингвизм как социальное и психологическое явление. Языковая политика. Государственный и официальный языки. Различия в сфере функционирования как показатель объективного статуса языков. Конкуренция и экспансия языков. Языки международного и межнационального общения. Гибридные языки. Искусственные языки. Интерлингвистика. 26. Прикладные вопросы языкознания. Прикладные разделы языкознания: орфография, пунктуация, орфоэпия, стилистика, риторика, лексикография, теория перевода и т.д. Методика преподавания и изучения языков. Языкознание и информатика. Компьютерная лингвистика. Задачи лингвистического обеспечения функционирования информационных систем. Системы автоматического перевода и поиска информации. Моделирование языковых способностей и речемыслительных процессов в связи с проблемой создания искусственного интеллекта.
ТЕМАТИКА И ПЛАНЫ СЕМИНАРОВ
Семинар 1. Язык и «картина мира». Репрезентативная функция языка. Язык и мышление.
Вопросы: 1). В. Гумбольдт о соотношении языка и действительности. 2). В. Гумбольдт о связи языка и мышления. 3). Э. Сепир о роли языка в интерпретации действительности. 4). Э. Сепир о связях языка / речи и мышления. 4). Уорф о влиянии языка на поведение людей. 5). Б. Уорф о различиях в представлении мира в языках «среднеевропейского стандарта» и языке хопи (обозначение материального количества, периодизация времени, длительность, интенсивность и направленность). 6). Уорф о нормах мышления и поведения хопи и их обусловленности языком. 7). Уорф о лингвистической обусловленности особенностей западноевропейской цивилизации (культуры).
Литература 1. Гумбольдт В. О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества // Гумбольдт В.фон. Избранные труды по языкознанию. - 2-е изд. - М.: Прогресс, 2000. – 400 с. 2. Сепир Э. Язык: Введение в изучение речи // Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии : Пер.с англ. - М.: Прогресс; Универс, 1993. – 656 с. (С. 34 -42). 3. Сепир Э. Статус лингвистики как науки // Там же. 4. Уорф Б.Л. Отношение норм поведения и мышления к языку / Уорф Бенджамен Ли; Пер.с англ. Л.Н.Натан, Е.С.Турковой // Новое в лингвистике. - М., 1960. - Вып.I.-С.135-168; также в: Зарубежная лингвистика: Избранное. Ч.1 - М.: Прогресс, 1999. – 308 с.; Хрестоматия по истории языкознания XIX-XX веков / Бопп Ф., Раск Р., Востоков А.Х. и др.; Сост. В.А.Звегинцев. - М.: Учпедгиз, 1956. - 458с. 5. Уорф Б.Л. Наука и языкознание: О двух ошибочных воззрениях на речь и мышление, характеризующих систему естественной логики, и о том, как слова и обычаи влияют на мышление / Уорф Бенджамен Ли; Пер.с англ. Е.С.Кубряковой, В.П.Мурат // Новое в лингвистике. - М., 1960. - Вып.I.-С.169-182. 6. Мечковская Н. Б. Социальная лингвистика. М.: Аспект Пресс, 1996.
Дополнительная литература по теме «Язык и мышление»:
Потебня А.А. Мысль и язык / Потебня Александр Афанасьевич. - Репринт.изд.с 3-его изд.1913 г. - Киев: СИНТО, 1993. - 192с. Выготский Л.С. Мышление и речь - 5-е изд., испр. - М.: Лабиринт, 1999. - 352с. Зинченко В. П. Мышление и язык. Дубна, 2001.
СЕМИНАР 2. Понятие знака. Свойства языковых знаков.
Практическое задание: Подобрать примеры на различные виды мотивированности слов, а также мотивированных и немотивированных устойчивых сочетаний; показать, в чем заключается идиоматичность мотивированных слов и словосочетаний.
ЛИТЕРАТУРА
Часть 1. Гл. 1. § 1- 3. Часть 2. Глава 6. §3. 2. Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики // Хрестоматия по курсу «Введение в языкознание». М.: Филология, 1996.
СЕМИНАР 3 Системные отношения в языке. Синтагматические и парадигматические отношения в языке. Н.В.Крушевский и Ф. де Соссюр о системности языка. Вопросы:
а) синтагматические отношения; б) парадигматические (ассоциативные, по Соссюру) отношения. 5. Н. В. Крушевский о связях слов друг с другом в языке.
ЛИТЕРАТУРА
1. Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики // Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1977. 2. Введение в языковедение: Хрестоматия / Сост. А.В.Блинов и др. - М.: Аспект Пресс, 2000. (Соссюр). 3. Крушевский Н. В. Очерк науки о языке // Звегинцев В.А. История языкознания XIX - XX веков в очерках и извлечениях. Ч.1, 2. - 3-е изд., доп. - М.: Просвещение, 1965.
СЕМИНАР 4
ЯЗЫК И РЕЧЬ 1. Ф. де Соссюр о соотношении языка, речи и речевой деятельности. 2. Аспекты противопоставления языка и речи. 3. Что первично: язык или речь? Взаимная обусловленность языка и речи. 4. К. Бюлер и Л. В. Щерба о трояком аспекте языковых явлений.
ЛИТЕРАТУРА 1. Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики // Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1977. 2. Введение в языковедение: Хрестоматия / Сост. А.В.Блинов и др. - М.: Аспект Пресс, 2000. (Соссюр).
СЕМИНАР 5
ГРАММАТИКА. Способы выражения грамматических и словообразовательных значений. Морфемика. Виды морфем. Морфология. Словообразование. Грамматикализация и лексикализация языковых единиц.
Вопросы:
1. Что такое грамматика? Понятие грамматического значения. Его свойства. 2. Грамматическая форма. Грамматическая категория. Виды грамматических категорий (номинативные vs синтаксические, словоизменительные vs классифицирующие). 3. Морфология и словообразование. Словообразование и словоизменение. 4. Способы выражения грамматических и словообразовательных значений. 5. Грамматикализация и лексикализация языковых единиц.
Литература
Семинар 6 ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ЯЗЫКОВ
Вопросы: 1. Первые типологические классификации (Фридрих и Август-Вильгельм Шлегели). 2. Типологическая классификация языков у В. Гумбольдта. 3. Типологическая классификация в работах А. Шлейхера. 4. Основные морфологические типы языков: флективные, агглютинативные, аморфные (изолирующие, корневые) и инкорпорирующие языки. 5. Различные морфологические техники: агглютинация и фузия. 6. Проблема изменения типа языка. 7. Вопрос об оценках языков разных типов.
Литература Основная:
Дополнительная:
Семинар 7
СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ГЕНЕАЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ЯЗЫКОВ
Вопросы:
Литература 1. Реформатский А. А. Введение в языковедение. М., 1967. Гл. 6. Классификация языков.
Семинар 8 ПИСЬМО Вопросы
1. Определение письма. 2. Отличия письменной и звуковой формы языка. 3. Специфика письменной формы языка. Вопрос о первичности / вторичности той или иной формы языка. 4. Преимущества и недостатки звуковой и письменной форм языка. 5. Основные системы письма; их особенности, недостатки и преимущества. 6. Графика и орфография. 7. Основные принципы орфографии. 8. Транскрипция и транслитерация.
ЛИТЕРАТУРА
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 662. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |