Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Язык и «картина мира». Репрезентативная функция языка. Язык и мышление.




ОСНОВЫ ЯЗЫКОЗНАНИЯ. ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ И СЕМИНАРЫ

 

1. Предмет и задачи языкознания. Специфика языкознания как науки, его место в системе наук. Лингвистика и паралингвистика. Связи языкознания с другими науками. Языкознание и социология. Социолингвистика. Языкознание и психология. Психолингвистика. Языкознание и философия. Языкознание и логика.

 

2. К проблеме определения языка. Роль языка в жизни человека, его место в системе культурно-значимых средств коммуникации. Язык как многоаспектное и полифункциональное явление. Основные функции языка: коммуникативная, репрезентативная, номинативная, мыслительная, эмоционально-экспрессивная, фатическая, перформативная, эстетическая и др.

 

3. Язык, мышление и реальность. Естественный язык как способ отражения и интерпретации действительности. Репрезентативная функция языка. (Язык и «картина мира»). Лексико-грамматическая структура языка и система понятий.

Язык и культура. Культурно-специфические понятия и концепты и их отражение в языке.

Вопрос о языковых и мыслительных универсалиях и концепция лингвистической относительности.В. Гумбольдт, Э. Сепир, Б. Уорф о соотношении языка и (внеязыковой) действительности.

 

4. Язык и мышление. Мыслительная функция языка. В. Гумбольдт, А.А. Потебня, Э. Сепир и Л.С. Выготский о связи языка и мышления.

 

5. Лингвистическая прагматика. Коммуникативная ситуация и её основные элементы: говорящий, высказывание, слушающий (адресат). Модель коммуникативной ситуации по К. Бюлеру. Язык и человеческая деятельность. Л. Витгенштейн и инструментальная концепция языка.

Высказывание как действие. Перформативная функция языка. Речевые действия (речевые акты) и их виды.

 

6. Эмоционально-экспрессивная функция языка. Средства и способы выражения эмоциональной оценки в языке. Различия между языками в возможностях выражения эмоциональной оценки. Слова с эмоционально-экспрессивной окраской в разных языках.

 

7. Эстетическая функция языка. Языкознание и поэтика. Лингвистическая поэтика. Лингвистический анализ художественного текста.

 

8. Язык как система знаков. Понятие знака. Естественные и искусственные знаки. Концепция знака в теории Ф. де Соссюра. Знак как двусторонняя сущность — единство означающего и означаемого (формы и содержания).

Произвольность и мотивированность знака. Виды мотивированности знаков в языке: фонетическая мотивированность, морфологическая (словообразовательная) мотивированность, семантическая мотивированность. Мотивированность и идиоматичность.

Понятие внутренней формы. В. Гумбольдт и А.А.Потебня о внутренней форме слова.

 

9. Асимметричный дуализм языкового знака. Синонимия и неоднозначность. Виды неоднозначности. Омонимия и полисемия. Морфологическая, лексическая и синтаксическая неоднозначность. Неоднозначность в языке и в речи. Неоднозначность и контекст. 

 

10. Язык как система. Понятия системы и структуры. Особенности языковой системы. Несистемные факты нормы. Язык как система систем. Ф. де Соссюр о значении и значимости. Понятия парадигмы и синтагмы. Синтагматические и парадигматические отношения в языке. Н.В. Крушевский и Ф. де Соссюр о системности языка.

 

11. Язык и речь. Единицы языка и единицы речи. Взаимодействие и взаимообусловленность языка и речи. Понятие речевой деятельности. Взгляды Ф. де Соссюра на соотношение языка, речи и речевой деятельности. К. Бюлер и Л. В. Щерба о трояком аспекте языковых явлений.

 

12. Внутренняя структура языка. Аспекты и уровни языковой системы. Основные и промежуточные уровни языка, их единицы. Дискретные языковые единицы и внеуровневые нерасчлененные сигналы. Аспекты и уровни языка и разделы языкознания.

 

13. Фонетика и фонология. Понятие фонемы. Понятие фонологической оппозиции. Типы фонологических оппозиций по Н.С.Трубецкому. Нейтрализация фонологических оппозиций. Фонологические корреляции.

 

14. Грамматика, её разделы. Понятие грамматического значения. Различия грамматических значений в разных языках. Типы грамматических значений.

Способы выражения грамматических и словообразовательных значений. Морфемика. Виды морфем. Морфология. Словообразование.

 

15. Лексика и лексикология. Фразеология. Теория номинации.

 

16. Синтаксис. Формальный, семантический и коммуникативный синтаксис. В.Матезиус и теория актуального членения предложения

 

17. Текст. Лингвистика текста. Семантика.

 

18. Письмо как вторичная форма манифестации и функционирования языка. Этапы развития письма и его формы. Пиктографическое, идеографическое и звуковое письмо.

Графика. Алфавит. Орфография, основные принципы орфографии. Реформа русской орфографии.

Транскрипция и транслитерация; основные виды транскрипции

 

19. Языки мира. Лингвистическая география. Понятие изоглоссы. Национальные (этнические) языки и диалекты. Вопрос о тождестве языка.

 

20. Классификации языков. Типологические классификации языков. Типологическая классификация языков в работах Ф. и А.-В.Шлегелей, В.Гумбольдта, А.Шлейхера. Языки номинативного и эргативного строя.

 

21. Сравнительно-исторический метод в языкознании и генеалогическая классификация языков

Основные языковые семьи и группы языков.

Н.С. Трубецкой об индоевропейской проблеме. Языковые союзы.

 

22. Язык и общество. Социальная природа языка и речевой деятельности. Социолингвистика, ее предмет и задачи.

Язык и раса, язык и народ, язык и нация.

Общенародный язык и территориально или социально ограниченные варианты национального языка (диалекты, социолекты, профессиональные языки, жаргоны). Индивидуальные варианты общенародного языка (идиолекты).

 

23. Кодифицированный литературный язык и его функционально-ограниченные стили. Нормативная и описательная грамматика. Стилистика, её предмет и задачи.

 

24. Синхрония и диахрония в языке. Синхронический и диахронический подходы к изучению и описанию языка. Диалектика стабильного и изменчивого в языке.

Причины языковых изменений. Внутренние и внешние факторы языковых изменений. Вопрос о происхождении языка.

Взаимодействие языков в процессе их исторического развития. Языковые контакты и их результаты.

Заимствования. Виды заимствований. Калькирование. Типы кáлек.

Язык и общественно-экономический уклад. Язык на разных этапах развития общества.

 

25. Языковые ситуации в современном мире. Типы языковых ситуаций. Отношения между народами и отношения между языками.

Билингвизм как социальное и психологическое явление.

Языковая политика. Государственный и официальный языки.

Различия в сфере функционирования как показатель объективного статуса языков. Конкуренция и экспансия языков. Языки международного и межнационального общения. Гибридные языки.

Искусственные языки. Интерлингвистика.

26. Прикладные вопросы языкознания. Прикладные разделы языкознания: орфография, пунктуация, орфоэпия, стилистика, риторика, лексикография, теория перевода и т.д. Методика преподавания и изучения языков. Языкознание и информатика. Компьютерная лингвистика. Задачи лингвистического обеспечения функционирования информационных систем. Системы автоматического перевода и поиска информации. Моделирование языковых способностей и речемыслительных процессов в связи с проблемой создания искусственного интеллекта.

 

ТЕМАТИКА И ПЛАНЫ СЕМИНАРОВ

 

Семинар 1. 

Язык и «картина мира». Репрезентативная функция языка. Язык и мышление.

 

Вопросы:

1). В. Гумбольдт о соотношении языка и действительности.

2). В. Гумбольдт о связи языка и мышления.

3). Э. Сепир о роли языка в интерпретации действительности.

4). Э. Сепир о связях языка / речи и мышления.

4). Уорф о влиянии языка на поведение людей.

5). Б. Уорф о различиях в представлении мира в языках «среднеевропейского стандарта» и языке хопи (обозначение материального количества, периодизация времени, длительность, интенсивность и направленность).

6). Уорф о нормах мышления и поведения хопи и их обусловленности языком.

7). Уорф о лингвистической обусловленности особенностей западноевропейской цивилизации (культуры).

 

 

Литература

1. Гумбольдт В. О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества // Гумбольдт В.фон. Избранные труды по языкознанию. - 2-е изд. - М.: Прогресс, 2000. – 400 с.

2. Сепир Э. Язык: Введение в изучение речи // Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии : Пер.с англ. - М.: Прогресс; Универс, 1993. – 656 с. (С. 34 -42).

3. Сепир Э. Статус лингвистики как науки // Там же.

4. Уорф Б.Л. Отношение норм поведения и мышления к языку / Уорф Бенджамен Ли; Пер.с англ. Л.Н.Натан, Е.С.Турковой // Новое в лингвистике. - М., 1960. - Вып.I.-С.135-168; также в: Зарубежная лингвистика: Избранное. Ч.1 - М.: Прогресс, 1999. – 308 с.; Хрестоматия по истории языкознания XIX-XX веков / Бопп Ф., Раск Р., Востоков А.Х. и др.; Сост. В.А.Звегинцев. - М.: Учпедгиз, 1956. - 458с.

5. Уорф Б.Л. Наука и языкознание: О двух ошибочных воззрениях на речь и мышление, характеризующих систему естественной логики, и о том, как слова и обычаи влияют на мышление / Уорф Бенджамен Ли; Пер.с англ. Е.С.Кубряковой, В.П.Мурат // Новое в лингвистике. - М., 1960. - Вып.I.-С.169-182.

6. Мечковская Н. Б. Социальная лингвистика. М.: Аспект Пресс, 1996.

 

Дополнительная литература по теме «Язык и мышление»: 

 

Потебня А.А. Мысль и язык / Потебня Александр Афанасьевич. - Репринт.изд.с 3-его изд.1913 г. - Киев: СИНТО, 1993. - 192с.

Выготский Л.С. Мышление и речь - 5-е изд., испр. - М.: Лабиринт, 1999. - 352с.

Зинченко В. П. Мышление и язык. Дубна, 2001.

 

 

СЕМИНАР 2. 

Понятие знака. Свойства языковых знаков.

 

  1. Концепция знака в теории Ф. де Соссюра. Знак, означаемое, означающее.
  2. Линейный характер означающего.
  3. Произвольность знака.
  4. Понятие мотивированности. Мотивированные и немотивированные знаки.
  5. Виды мотивированности в языке. Фонетическая, морфологическая (словообразовательная) и семантическая мотивированность.
  6. Синтаксическая мотивированность (мотивированные и немотивированные сочетания слов).
  7. Понятие идиоматичности. Мотивированность и идиоматичность.
  8. Понятие «внутренней формы» (В. Гумбольдт, А. А. Потебня).

 

Практическое задание: Подобрать примеры на различные виды мотивированности слов, а также мотивированных и немотивированных устойчивых сочетаний; показать, в чем заключается идиоматичность мотивированных слов и словосочетаний.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики // Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1977. (Не «Заметки…» !).

Часть 1. Гл. 1. § 1- 3. Часть 2. Глава 6. §3.

2. Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики // Хрестоматия по курсу «Введение в языкознание». М.: Филология, 1996.

  1. Потебня А. А. Мысль и язык. Киев: СИНТО, 1993. – 192 с. (С. 74 – 79).
  2. Гумбольдт В. О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества // Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1984. (С. 103).
  3. И. П. Сусов. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ: Электронный учебник. (Язык как система знаков). http://homepages.tversu.ru/~ips/LingFak1.htm

 

СЕМИНАР 3

Системные отношения в языке. Синтагматические и парадигматические отношения в языке. Н.В.Крушевский и Ф. де Соссюр о системности языка.

Вопросы:

  1. Понятие языковой системы.
  2. Тождество языковых единиц. Сущность языковых единиц по Соссюру.
  3. Языковая значимость (ценность). Соссюр о значении и значимости.
  4. Виды системных отношений в языке:

а) синтагматические отношения;

б) парадигматические (ассоциативные, по Соссюру) отношения.

5. Н. В. Крушевский о связях слов друг с другом в языке.

 

 ЛИТЕРАТУРА

 

1. Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики // Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1977.

2. Введение в языковедение: Хрестоматия / Сост. А.В.Блинов и др. - М.: Аспект Пресс, 2000. (Соссюр).

3. Крушевский Н. В. Очерк науки о языке // Звегинцев В.А. История языкознания XIX - XX веков в очерках и извлечениях. Ч.1, 2. - 3-е изд., доп. - М.: Просвещение, 1965.

 

СЕМИНАР 4

 

ЯЗЫК И РЕЧЬ

1. Ф. де Соссюр о соотношении языка, речи и речевой деятельности.

2. Аспекты противопоставления языка и речи.

3. Что первично: язык или речь? Взаимная обусловленность языка и речи.

4. К. Бюлер и Л. В. Щерба о трояком аспекте языковых явлений.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики // Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1977.

2. Введение в языковедение: Хрестоматия / Сост. А.В.Блинов и др. - М.: Аспект Пресс, 2000. (Соссюр).

  1. Щерба Л. В. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании // Звегинцев В.А. История языкознания XIX - XX веков в очерках и извлечениях. Ч. 2. - 3-е изд.,доп. - М.: Просвещение, 1965.
  2. Бюлер К. Теория языка. М.: Изд. группа «Прогресс-Универс», 1993.

 

СЕМИНАР 5

 

ГРАММАТИКА. Способы выражения грамматических и словообразовательных значений. Морфемика. Виды морфем. Морфология. Словообразование.

Грамматикализация и лексикализация языковых единиц.

 

Вопросы:

 

1. Что такое грамматика? Понятие грамматического значения. Его свойства.

2. Грамматическая форма. Грамматическая категория. Виды грамматических категорий (номинативные vs синтаксические, словоизменительные vs классифицирующие).

3. Морфология и словообразование. Словообразование и словоизменение.

4. Способы выражения грамматических и словообразовательных значений.

5. Грамматикализация и лексикализация языковых единиц.

 

Литература

 

  1. Реформатский А. А. Введение в языковедение. М., 1967. § 43. Что такое грамматика. §44 – 55. Грамматические способы языков (и конкретные способы).
  2. Шайкевич А. Я. Введение в лингвистику. М., 1995. §29. Грамматическая форма и грамматическое значение. Словоизменение и словообразование. §30 – 37. Грамматические средства языка (и т.д.).
  3. Сепир Э. Язык: Введение в изучение речи. Гл. 4. Форма в языке: грамматические процессы // Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., 1993.

Семинар 6

ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ЯЗЫКОВ

 

Вопросы:

1. Первые типологические классификации (Фридрих и Август-Вильгельм Шлегели).

2. Типологическая классификация языков у В. Гумбольдта.

3. Типологическая классификация в работах А. Шлейхера.

4. Основные морфологические типы языков: флективные, агглютинативные, аморфные (изолирующие, корневые) и инкорпорирующие языки.

5. Различные морфологические техники: агглютинация и фузия.

6. Проблема изменения типа языка.

7. Вопрос об оценках языков разных типов.

 

Литература

Основная:

  1. Реформатский А. А. Введение в языковедение. М., 1967. Гл. 6. Классификация языков. § 79. Типологическая (морфологическая) классификация языков.
  2. Шайкевич А. Я. Введение в лингвистику. М., 1995. § 45. Грамматические типы языков.

Дополнительная:

  1. Сепир Э. Язык: Введение в изучение речи. Гл. 6. Типы языковой структуры // Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., 1993.

 

Семинар 7

 

СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ГЕНЕАЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ЯЗЫКОВ

 

Вопросы:

  1. Ф. де Соссюр о различии синхронии и диахронии.
  2. Возникновение и развитие сравнительно-исторического языкознания.
  3. Задачи, принципы и методы сравнительно-исторического изучения языка.
  4. Генеалогическая классификация языков. Основные языковые семьи и группы.
  5. Языковые союзы.

 

Литература

1. Реформатский А. А. Введение в языковедение. М., 1967. Гл. 6. Классификация языков.

  1. Шайкевич А. Я. Введение в лингвистику. М., 1995. Глава 6. Генетическая классификация языков. Гл.5, § 73. Языковые союзы.
  2. Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики // Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1977.
  3. Мейе А. Введение в сравнительное изучение индоевропейских языков // Введение в языковедение: Хрестоматия / Сост. А.В.Блинов и др. - М.: Аспект Пресс, 2000.

 

Семинар 8

ПИСЬМО

Вопросы

 

1. Определение письма.

2. Отличия письменной и звуковой формы языка.

3. Специфика письменной формы языка. Вопрос о первичности / вторичности той или иной формы языка.

4. Преимущества и недостатки звуковой и письменной форм языка.

5. Основные системы письма; их особенности, недостатки и преимущества.

6. Графика и орфография.

7. Основные принципы орфографии.

8. Транскрипция и транслитерация.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Реформатский А. А. Введение в языковедение. М., 1967.
  2. Шайкевич А. А. Введение в лингвистику. М., 1995.
  3. Гельб И. Е. Опыт изучения письма // Введение в языковедение: Хрестоматия / Сост. А.В.Блинов и др. - М.: Аспект Пресс, 2000.
  4. Вахек Й. К проблеме письменного языка // Введение в языковедение: Хрестоматия / Сост. А.В.Блинов и др. - М.: Аспект Пресс, 2000.

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

 

  1. Реформатский А.А. Введение в языковедение: Учебник для студентов филологических специальностей вузов / Реформатский Александр Александрович; Науч.ред. В.А.Виноградов. - М.: Аспект Пресс, 2000.
  2. Шайкевич А.Я. Введение в лингвистику: Учебное пособие. - М.: Издательство Российского открытого университета, 1995.
  3. Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика: Пособие для студентов гуманитарных вузов и учащихся лицеев. — 2-е изд., испр. — М.: Аспект Пресс, 1996.
  4. Введение в языковедение: Хрестоматия / Сост. А.В.Блинов и др. - М.: Аспект Пресс, 2000.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики // Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1977.
  2. Отечественная лингвистика: от А.А.Потебни до В.В.Виноградова: Хрестоматия / Потебня А.А., Бодуэн де Куртенэ И.А., Крушевский Н.В. и др.; Сост. Е.А.Красина; Рец. В.И.Зимин, С.Н.Кузнецов. - М.: РУДН, 2006.
  3. Мечковская Н.Б. Язык и религия: Учебное пособие. - М.: Фаир, 1998.
  4. Сусов И. П. Введение в теоретическое языкознание: Электронный учебник. (Язык как система знаков) //http://homepages.tversu.ru/~ips/LingFak1
  5. Сусов И. П. Введение в теоретическое языкознание. М., 2006.
  6. Звегинцев В.А. История языкознания XIX - XX веков в очерках и извлечениях. Ч.1, 2. - 3-е изд.,доп. - М.: Просвещение, 1965.
  7. Потебня А. А. Мысль и язык. Киев: СИНТО, 1993. – 192 с. (С. 74 – 79).
  8. Гумбольдт В. О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества // Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1984. (С. 103).
  9. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии : Пер.с англ. — Под ред. и с предисл. А.Е.Кибрика. — М.: Прогресс; Универс, 1993.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 531.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...