Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Теория и технологии обучения




Вопросы к зачету

 

1. Дидактика как наука, ее предмет и задачи. Научно-теоретическая и конструктивно-технологическая функции дидактики.

2. Происхождение и развитие дидактики. «Великая дидактика» Яна Амоса Коменского. Дидактика И.Ф.Гербарта. Дидактика прогрессивистов- Дж. Дьюи, Ф.А.Дистерверг, Л.Н.Толстой.

3.  Основные понятия дидактики: обучение, процесс обучения, преподавание, учение, цели обучения, содержание обучения, методы, формы обучения и др.

4. Проблемы дидактики в зарубежной педагогике. Прагматическая педагогика США. Германская научная школа. Психологическая дидактика (Х.Эбли, Б.Блум).

5.        Основные дидактические концепции: концепция проблемного обучения (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин, М.И.Махмутов); концепция развивающего обучения (Л.В.Занков, В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин);

6. Основные дидактические концепции: концепция личностно-развивающего обучения (Е.В.Бондаревская, В.С.Ильин, В.В.Сериков, И.С.Якиманская); концепция интерактивного обучения (М.В.Кларин, А.А.Вербицкий, Ю.С. Тюнников); концепция концентрированного обучения (Г.И.Ибрагимов, А.А.Остапенко).

7. Процесс обучения: движущие силы, функции, структура.Внутренняя и внешняя стороны обучения.

8.  Педагогические идеи Ж.Ж.Руссо, И.Песталоцци, К.Д.Ушинского. Принципы обучения, предложенные Я.А.Коменским, Л.Н.Толстым.

9.  Функции процесса обучения: обучающая функция, воспитательная функция, развивающая функция обучения. Структура процесса обучения и его логика.

10. Законы обучения (Ю.К.Бабанский, Б.С.Гершунский): социальная обусловленность целей, содержания и методов обучения; закон развивающего и воспитывающего влияния обучения на учащихся; закон обусловленности результатов обучения характером деятельности и общения учащихся; закон целостности и единства педагогического процесса; закон взаимосвязи и взаимообусловленности индивидуальной , групповой и коллективной деятельности. Закономерности обучения (Ю.К.Бабанский).

11. Принципы обучения и их характеристика. Общие принципы обучения. (Принцип воспитывающего и развивающего обучения. Принцип научности обучения. Принцип сознательности и творческой активности. Принцип положительного эмоционального фона обучения). Конкретно-дидактические принципы (Принцип проблемности. Принцип мотивации. Принцип концентрированного обучения. Принцип интенсивности обучения. Принцип учета психофизиологических особенностей личности.).

12. Компетентностный подход как парадигма современного образования.   Понятия «компетенция» и «компетентность».

13. Виды компетенций и их структура. Ключевые, общепредметные, предметные компетенции.

14. Группы компетенций общего образования: ценностно-смысловые компетенции, общекультурные компетенции, учебно-познавательные компетенции, информационные, коммуникативные компетенции, социально-трудовые компетенции, компетенции личностного самосовершенствования. Условия реализации компетентностного подхода.

15. Цели обучения.История проблемы целей образования в различные эпохи. Связь целей образования и потребностей общества. Цели образования и потребности человека (Я.А.Коменский, Ж.-Ж. Руссо, К.Д.Ушинский. Традиции рассмотрения проблемы целей образования в Российской дидактике.

16.  Понятие целей обучения. Сущность и структура целей обучения. Целеполагание в дидактике. Иерархия и систематизация целей обучения.

17.  Цели урока. Состав целей обучения: цели развития, цели воспитания, цели. Примерная номенклатура целей урока (О.С.Гребенюк).

18. Цели обучения Соотношение целей преподавания и целей учения. Технология формирования целей урока.

19. Содержание образования .История проблемы содержания образования в разных исторических эпохах и политических формациях. Классическое образование в XV- XVI в.в.

20. Дидактический формализм и дидактический материализм XVII в. Идеи дидактического утилитаризма в США в XX в.

21. Культурологическая концепция содержания образования в отечественной дидактике. Содержание образования и его структура. Требования к содержанию образования.

22. Сциентическая и культурологическая концепции содержания образования. Дифференциация и интеграция содержания образования.

23. Типы учебных предметов: базовые общеобразовательные, профильные и элективные. Три уровня интеграции в дидактике. Межпредметные связи. Обновление содержания общего среднего образования.

24.        Нормативные документы, регламентирующие содержание образования. Закон об образовании в российской федерации. Государственные образовательные стандарты: научная концептуальная основа, функции. Структура стандарта.

25. Нормативные документы, регламентирующие содержание образования Базисный образовательный план, его структура: инвариантная, вариативная части и внеучебная деятельность. Учебная программа. Примерные и авторские учебные программы.

26. Учебники, их назначение и структура.

27. Формы организации обучения. Развитие форм обучения в ретроспективе: классно-урочная система Я.А.Коменского, белль-ланкастерская система, мангеймская система обучения, экспериментальная школа Дьюи, Дальтон-план, система Френе, студийная система Блонского и др.

28. Сущность, основные признаки и функции формы организации обучения. Понятия «форма обучения» и «формы организации обучения».

29.  Классификация форм организации обучения. Классификация В.А.Сластенина, И.Ф.Исаева. Классификация форм обучения, предложенная И.Я.Лернером, М.Н.Скаткиным. Классификации В.И.Андреева и А.М.Новикова.

30. Общая характеристика основных форм организации обучения. Характеристика фронтальной, групповой и индивидуальной форм обучения.

31. Урок как форма организации обучения. Понятие урока как целостной системы. Требования к уроку.

32.  Возникновение и развитие классно-урочной системы. Джон Сил, Я.А.Коменский, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой. Развитие теории организации урока в России (40-е, 60-е и 70-е годы прошлого века).

33. Типы и виды уроков. Классификация уроков. Соотношение типов и видов уроков.

34. Структура урока. Методическая подструктура урока. Психологическая подструктура урока.

35. Подготовка и планирование урока. Тематическое планирование. Поурочное планирование. Разработка системы уроков по теме.

36. Информационно-компьютерное сопровождение современного урока. Электронный учебный материал. Электронный учебник. Урок с использованием сети Интернет. Виды уроков в компьютерном классе.

37. Развитие урока в опыте педагогов-новаторов: В.Ф.Шаталова, Е.Н Ильина, С.Н. Лысенковой, Ш.А.Амонашвили.

38. Домашняя учебная работа. Домашнее задание – предмет дискуссий XIX - XX вв. К.Д.Ушинский о роли домашней работы. Взгляды Л.Н.Толстого на домашние задания. Изменения в подходах к домашней работе в 60-е г. В.А.Сухомлинский, Л.В.Занков, Н.А.Менчинская о роли домашней работы.

39. Сущность понятия «домашняя работа». Функции домашней работы. Классификация домашних заданий.

40. Методика организации домашней учебной работы. Требования к организации домашних заданий.

41.  Формы контроля домашнего задания. Подготовка учащихся к выполнению домашних заданий. Домашняя работа как средство формирования готовности к самообразованию.

42. Методы обучения. Развитие методов обучения. Четыре революции в области методов обучения (Кларк Керр).

43. Понятия «метод обучения» и «прием обучения». Отечественные ученые о соотношении понятий (М.И.Махмутов, Ю.К.Бабанский). Классификация методов обучения. Системы методов, предложенная И.Я.Лернером, М.Н.Скаткиным.

44. Система методов проблемно-развивающего обучения М.И.Махмутова. Система методов, предложенная Ю.К.Бабанским. Эвристические методы обучения, разработанные А.В. Хуторским. Активные методы обучения. Метод проектов.

45. Технология выбора методов обучения. Факторы, определяющие выбор метода обучения. Влияние целей урока или занятия на выбор метода обучения. Зависимость выбора метода обучения от учебных возможностей учащихся. Алгоритм выбора методов обучения.

46. Средства обучения: понятие, классификация, функции. Динамика развития средств обучения в школах древнего Рима, Египта, Греции. Взгляды гуманистов эпохи Возрождения на роль наглядности (Т.Кампанелла). Золотое правило дидактики Я.А.Коменского. К.Д.Ушинский о роли наглядности.

47. История учебника в России: азбука И.Федорова (1574 г.) грамматика М.Ломоносова (1757 г.), арифметика Л.Магницкого (1703г.). Теоретические основы создания учебников в 60-е 70-е г.г. XX в. Проблема разработки учебников в контексте идей реформы образования 90-х г.г.

48. Понятие «средства обучения». Классификация средств обучения. Функции средств обучения.

49.  Проблема выбора средств обучения. Факторы детерминирующие выбор средств обучения. Требования к средствам обучения: эргономические, эстетические, экономические, методические, дидактические.

50. Современные средства обучения в начальной школе. Развитие средств обучения как условие реализации ФГОС НОО. Мультимедийные средства обучения.

51. Электронные средства обучения. Информационные учебные материалы: цифровые образовательные ресурсы (ЦОРы); инновационные учебно-методические комплексы (ИУМК); информационные источники сложной структуры (ИИСС).

52. Компьютер как средство обучения: достоинства и негативные явления компьютерного обучения. Электронный учебник, его назначение и отличие от традиционного.

53. Контроль и оценка результатов обучения. История становления балльной системы оценок. Опыт безотметочного обучения Ш.А.Амонашвили. Взгляды В.А.Сухомлинского, В.Ф.Шаталова на отметку. 

54. Виды контроля (предварительный, текущий, повторный, периодический, итоговый). Функции контроля. Понятия «оценка» и «отметка». Функции оценки (мотивационная, диагностическая, воспитательная, информационная).

55. Педагогическая диагностика образовательных результатов в начальной школе. Виды, формы и методы педагогической диагностики. Оценка результатов обучения.

56. Технологический подход к процессу обучения. Идея технологизации обучения в работах Я.А.Коменского. Становление технологического подхода в США в 40-е годы и в западной педагогике в 50-е г. Вопросы технологии обучения в отечественной педагогике (В.П.Беспалько, М.В.Кларин, Г.К.Селевко и др.). 

57. Понятие педагогической технологии. Признаки педагогической технологии. Структура педагогической технологии.

58. Классификация педагогических технологий. Критерии выбора технологий обучения: целевой ориентации, учет специфики содержания, индивидуализация и дифференциация обучения, готовность педагога, экономичность).

59. Современные технологии обучения.Педагогические технологии на основе активизации деятельности учащихся: игровые технологии, проблемное обучение, технология опорных схем В.Ф.Шаталова. Педагогическая технология опережающего обучения с комментируемым управлением С.Н.Лысенковой.

60. Технология модульного обучения. Информационные технологии. Компьютерное обучение. Дистанционное обучение.

61. Технологии развивающего обучения. Психологические принципы развивающего обучения.

62. Система развивающего обучения Л.В.Занкова. технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.

63. Технология личностно-ориентированного образования (И.С.Якиманская). Технологии развития творческих качеств личности (И.П.Волков, И.П.Иванов). Технология саморазвития М.Монтессори).

64. Инновационные процессы в начальном образовании. Сущность понятия «инновационные процессы в образовании». Классификация педагогических инноваций. Систематика инноваций.

65. Критерии оценки педагогических инноваций: новизна, оптимальность, результативность, возможность применения в массовом опыте.

66. Ценностные ориентиры начального образования. Цели, задачи, направления развития начального образования.

67. Концепция развития универсальных учебных действий у младших школьников. Понятие «универсальные учебные действия». Виды универсальных учебных действий.

68. Авторские школы: понятие и классификация. Педагогические технологии авторских школ. Адаптивная школа Е.А.Ямбурга. Школа самоопределения А.Н.Тубельского. Школа свободного развития А.В.Хуторского и др..

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 242.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...