Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Модально-неспецифический (энергетический) фактор (1 блок)
Можно выделить основные задачи нейропсихологии. 1. Изучение изменения психических процессов при локальных поражениях мозга, что позволяет увидеть, с каким мозговым субстратом связан тот или иной вид психической деятельности. 2. Нейропсихологический анализ дает возможность выявить те общие структуры, которые имеются в совершенно разных психических процессах. 3. Ранняя диагностика очаговых поражений мозга. Предметом нейропсихологии является изучение мозговых механизмов психической деятельности (совокупность зон мозга в коре полушарий). А также изучение связи между нарушением работы этих зон и нарушениями психической деятельности. Разделы нейропсихологии: клиническая, детская, позднего возраста, дифференциальная. Методы нейропсихологии: нейропсихология основана на наблюдениях и экспериментах, которые проводились и проводятся в клиниках и лабораториях. В практической деятельности нейропсихологов используется предложенный А. Р. Лурия метод синдромного анализа, или, иначе, «батарея Луриевских методов». А. Р. Лурия отобрал ряд тестов, объединенных в батарею, которая позволяет оценить состояние всех основных ВПФ (по их параметрам). Эти методики адресованы ко всем мозговым структурам, обеспечивающим эти параметры, что и позволяет определить зону поражения мозга. Теории: 1) теория морфофункциональных блоков мозга (А.Р. Лурия); 2) теория системно-динамической локализации ВПФ, нейропсихологические факторы; 3) теория межполушарного взаимодействия.
1) Узкий локализационизм — нейропсихологическое направление, в котором психологические функции рассматривались как единые и неразложимые на составные части „психические способности“, которые реализуются за счет работы узколокализованных участков коры головного мозга. Считалось, что при поражение того или иного центра происходит выпадение соответствующей психологической функции. - мозг морфологически делится на структуры; - каждая структура имеет свою функциональную особенность; - ВПФ неразделима (воспроизводится целостно) => ВПФ локализуется в определенном участке. 2) Эквипатенционализм – нейропсихологическое направление, в котором предполагалось, что мозг представляет собой единое и недифференцированное целое, работа которого в равной степени обусловливает функционирование всех психических процессов. Соответственно считалось, что при поражении любой области мозга происходит общее снижение психических функций, степень которого зависит от объема пораженного мозга. - мозг морфологически делится на отдельные элементы, но у всех функции одинаковые => функция локализуется в мозге в целом. 3) Системная локализация – нейропсихологическое направление, в котором говорилось, что психические функции представляют собой сложные функциональные системы, которые не могут быть локализованы в узких областях коры или в изолированных клеточных групп. Они охватывают системы совместно работающих зон, каждая из которых вносит свой вклад в осуществление сложных психических процессов, в которые могут располагаться в различных, иногда далеко отстоящих друг от друга участков мозга. - мозг морфологически делится на элементы и структуры; - у каждого есть функциональные обязанности; - ВПФ – сложная функциональная система => в мозге локализуется структурный элемент ВПФ.
Нейропсихологический фактор – принцип физиологической деятельности определённой мозговой структуры. Он является связующим звеном или понятием между психическими функциями и работающим мозгом. С одной стороны фактор является результатом активности определённых функциональных органов мозга, а с другой, играет объединяющую роль для психических процессов в их системной функции реализации какого-либо специфического звена. Поражение той или иной мозговой структуры может проявляться в полном или частичном выпадении её функции. Или же это может быть патологическое изменение режима её деятельности (угнетение, раздражение, смена принципа работы). Инструментом выделения нейропсихологического фактора является синдромный анализ. Выделяют следующие факторы: Модально-неспецифический (энергетический) фактор (1 блок) Он связан с работой глубинных отделов мозга, которые закладываются ещё во время внутриутробного развития. Обеспечивает динамические характеристики всех процессов, согласованность возбуждения и торможения, обеспечивает особенности личности. 2) Модально-специфический фактор (2 блок, вторичные поля коры больших полушарий вместе с их корково-корковыми и корково-подкорковыми связями) Данный фактор связан с работой специфических анализаторных систем: зрительной, слуховой, кожно-кинестетической, двигательной. Отвечает за все виды гнозиса и праксис. 3) Кинестетический фактор (передние отделы нижней теменной извилины) Обеспечивает правильную позу (благодаря интеграции импульсов, идущих от рецепторов, находящихся в мышцах, связках, сухожилиях (проприорецепторов), несущих информацию о взаимном расположении отделов двигательного аппарата). Обеспечивает восприятие схемы тела. 4)Кинетический фактор (вторичные (премоторные) поля лобной коры) Этот фактор обеспечивает целенаправленный, плавный, естественный переход от одного элемента действия к другому при выполнении любой психической деятельности. Пример – двигательные акты. Это можно увидеть при письме, рисовании, при ходьбе, в речи и речевой моторике, при решении арифметических задач. 5) Пространственный фактор (зона ТРО) Он позволяет человеку адаптивно взаимодействовать со средой и передвигаться в ней. Уровни восприятия пространства и пространственный отношений: реальное пространство; образ реального пространства в сознании; квазипространство. 6) Фактор симультанной организации (правое полушарие) Обеспечивает одномоментное целостное отражение. 7) Фактор сукцессивной организации (левое полушарие) Обеспечивает дискретное последовательное отражение. 8) Фактор межполушарного взаимодействия Связан с работой мозолистого тела. Обеспечивает согласованную работу левого и правого полушария. 9) Фактор осознанности (ЛП) и неосознанности (ПП Осознанность — как способность субъекта дать отчет о собственных психических процессах и состояниях — тесно связана с речевой системой, с языковыми семантическими категориями, что прежде всего и объясняет различное отношение левого и правого полушарий мозга к этому аспекту психической деятельности. Поражение правого полушария значительно чаще, чем левого, сопровождается нарушениями осознания больным своего дефекта (т. е. явлениями анозогнозии).) 10) Фактор произвольной (ЛП) и непроизвольной (ПП) организации В произвольную регуляцию деятельности входят: постановка целей, планирование, контроль за выполнением выбранной программы действий. Этот фактор связан с работой лобных отделов мозга.
Первый – энергетический – блок включает неспецифические структуры разных уровней: ретикулярную формацию ствола мозга, неспецифические структуры среднего и промежуточного мозга, лимбическую систему, медиобазальные отделы коры лобных и височных долей мозга. Функциональное значение первого блока в обеспечении психических функций состоит, прежде всего, в регуляции процессов активации, в обеспечении общего активационного фона, на которых осуществляются все психические функции, в поддержании общего тонуса ЦНС, необходимого для любой психической деятельности. Этот аспект работы первого блока имеет непосредственное отношение к процессам внимания – общего, неизбирательного и селективного, а также в сознании в целом. Отвечает за витальные потребности. Общая тонизация коры – ретикулярная формация, неспецифические структуры среднего и промежуточного мозга. Локальная тонизация коры – лимбическая система, медио-бадальные отделы лобной и височной коры. Первый блок мозга непосредственно связан с процессами памяти, с запечатлением, хранением и переработкой разномодальной информации. Первый блок мозга является непосредственным мозговым субстратом различных мотивационных и эмоциональных процессов и состояний. Первый блок мозга воспринимает и перерабатывает разную интероцептивную информацию о состояниях внутренней среды организма и регулирует эти состояния с помощью нейрогуморальных, биохимических механизмов. Таким образом, первый блок мозга участвует в осуществлении любой психической деятельности и особенно – в процессах внимания, памяти, регуляции эмоциональных состояний и сознания в целом.
Второй блок – блок приема, переработки и хранения экстероцептивной (т.е. исходящей из внешней среды) информации – включает основные анализаторные системы: зрительную, слуховую и кожно-кинестетическую, корковые зоны которые расположены в задних отделах больших полушарий головного мозга. Работа этого блока обеспечивает модально-специфические процессы, а также сложные интегративные формы переработки экстероцептивной информации, необходимой для осуществления ВПФ. Морфология: затылочные отделы коры, височные (кроме медио-базальных), теменные с их корково-корковыми и корково-подкорковыми связями. Кора задних отделов больших полушарий обладает рядом общих особенностей, позволяющих объединить ее в единый блок мозга. В ней выделяют первичные, вторичные и третичные поля. Все первичные корковые поля характеризуются топическим принципом организации («точка в точку»), согласно которому каждому участку рецепторной поверхности (сетчатки, кожи, кортиевого органа) соответствует определенный участок в первичной коре, что и дало основание называть ее проекционной. Величина зоны представительства того или иного рецепторного участка в первичной коре зависит от функциональной значимости этого участка. Первичные корковые поля непосредственно связаны с соответствующими релеядрами таламуса. Функции первичной коры состоят в максимально тонком анализе различных физических параметров стимулов определенной модальности, причем клетки-детекторы первичных полей реагируют на соответствующий стимул по специфическому типу (не проявляя признаков угашения реакции по мере повторения стимула). Вторичные поля коры получают более сложную, переработанную информацию с периферии, чем первичные. Вторичные корковые поля функционально объединяют разные анализаторные зоны, осуществляя синтез раздражений и принимая непосредственное участие в обеспечении различных гностических видов психической Деятельности. Третичные поля коры задних отделов больших полушарий находятся вне «ядерных зон» анализаторов. К ним относятся верхнетеменная область, нижнетеменная область, средневисочная область и зона ТРО. Для третичных полей коры характерен «третичный ассоциативный комплекс», т.е. переключение импульсов от клеток II-го слоя к клеткам III-го слоя. Третичные поля не имеют непосредственной связи с периферией и связаны горизонтальными связями лишь с другими корковыми зонами. Третичные поля коры многофункциональны. С их участием осуществляются сложные надмодальностные виды психической Деятельности – символической, речевой, интеллектуальной. Особое значение среди третичных полей коры имеет зона ТРО, обладающая наиболее сложными интегративными функциями.
Третий блок – блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности – включает моторные, премоторные и префронтальные отделы коры лобных долей мозга. Лобные доли характеризуются большой сложностью строения и множеством двухсторонних связей с корковыми и подкорковыми структурами. К третьему блоку мозга относится конвекситальная лобная кора с ее корковыми и подкорковыми связями. Морфология: лобная кора (без медио-базальных отделов). Многочисленные корково-корковые и корково-подкорковые связи конвекситальной коры лобных долей мозга обеспечивают возможности, с одной стороны, переработки и интеграции самой различной афферентации, а с другой – осуществления различного рода регуляторных влияний. Анатомическое строение третьего блока мозга обусловливает его ведущую роль в программировании замыслов и целей психической Деятельности, в ее регуляции и осуществлении контроля за результатами отдельных действий, а также всего поведения в целом. Общая структурно-функциональная модель организации мозга, предложенная А.Р. Лурией, предполагает, что различные этапы произвольной, опосредованной речью, осознанной психической Деятельностью осуществляются с обязательным участием всех 3 блоков мозга. В начальной стадии формирования мотивов в любой сознательной психической Деятельности (гностической, мнестической, интеллектуальной) принимает участие преимущественно 1 блок мозга. Он обеспечивает также оптимальный общий уровень активности мозга и осуществление избирательных, селективных форм активности, необходимых для протекания конкретных видов психической Деятельности. 1 блок мозга преимущественно ответствен и за эмоциональное «подкрепление» психической Деятельности (переживание успеха – неуспеха). Стадия формирования целей, программ Деятельности связана преимущественно с работой 3 блока мозга, также как и стадия контроля за реализацией программы. Операциональная стадия Деятельности реализуется преимущественно с помощью 2 блока мозга. Поражение одного из 3-х блоков (или его отдела) отражается на любой психической Деятельности, так как приводит к нарушению соответствующей стадии (фазы, этапа) ее реализации.
Праксис – способность к выполнению целенаправленных двигательных актов. Виды праксиса: - символический – способность совершать смысловые предметные действия без предметов (по имитации). К нему относятся все смысловые жесты (как едят, как пьют, рубят дрова, водят машину и пр.); - пальцевый. Он свидетельствует о значительной степени дифференцированности кистевых действий; - оральный. К движениям орального праксиса относится умение по заданию подуть, поцокать, пощелкать языком, надуть щеки и прочее; - артикуляционный – способность производить звуки речи и их серии (слова). × афферентный (кинестетический) артикуляционный – способность произносить изолированные звуки речи, их артикуляционные позы (артикулемы). × эфферентный (кинетический) артикуляционный – способность произносить серии звуков речи (слова). Эфферентный артикуляционный праксис принципиально отличается от афферентного тем, что требует способности совершать переключения с одной артикуляционной позы на другую. Праксические функции делятся на кинестетические (афферентные) и кинетические (эфферентные). Кинестетический (афферентный) праксис осуществляется за счет вторичных полей нижних отделов постцентральной зоны левого полушария (поля 1, 2, 5, 7, 40). Оральный праксис, являющийся частным случаем афферентного праксиса, локализуется в тех же отделах, но более сложно организованных. Кинетический (эфферентный) праксис имеет мозговое представительство в прецентральных отделах левого полушария (вторичное поле 6). Афферентный и эфферентный артикуляционный праксис играют базисную роль для произносительной стороны речи. Они имеют ту же локализацию, что и неречевые виды праксиса, но в еще более отдаленных от ядра отделах постцентральной и премо-торной зон левого полушария. Зону локализации эфферентного артикуляционного праксиса принято называть зоной Брока, который открыл моторную афазию и описал ее локализацию.
1) Проба на праксис позы пальцев (кинестетический); 2) Проба на артикуляционный праксис (рожицы); 3) Кинетический праксис (кулак-ребро-ладонь, реципрокная координация, графический кинетический праксис (продолжить ряд)); 4) Пространственный праксис (пробы Хеда).
Апраксия — это неспособность к произвольной практической предметной деятельности, упроченной ранее. Виды апраксий: - неречевая апраксия: × кинестетическая апраксия (чувствительная) - состоит в потере способности распознавать (узнавать) предметы на ощупь, несмотря на то, что первичное тактильное чувство имеется. × кинетическая апраксия (двигательная) - проявляются в неспособности совершать предметные действия, особенно без предмета. - мануальная апраксия: × кистевая – характеризуется неспособностью выполнять по заданию позы кисти. Симптомы апраксии только в правой руке свидетельствуют о поражении в левом полушарии или же в обоих одновременно, а симптомы апраксии только в левой руке свидетельствуют о поражении правого полушария. × пальцевая – характеризуется неспособностью выполнять по заданию позы пальцев. - оральная апраксия – неспособность произвольно управлять органами, расположенными в ротовой полости (подуть, поцокать языком, пощелкать). При этом непроизвольно эти движения могут быть легко выполнены. Например, больной, который не может по заданию выполнить движение, имитирующее задувание спички, легко задувает горящую спичку, поднесенную близко к его рту. - апраксия туловища – нарушение расположения конечностей туловища в пространстве. - апраксия одевания. При этом расстройстве больные путают одни части одежды с другими, не могут найти лицевую сторону, и особенно трудно им дается, например, завязывание шнурков и застегивание пуговиц. - артикуляционная апраксия - неспособность членораздельно говорить, несмотря на отсутствие параличей или парезов органов артикуляции: × афферентная – неспособность произносить изолированные звуки речи, их артикуляционные позы (артикулемы). × эфферентная – неспособность произносить серии звуков речи (слова). Симптомы апраксий: 1) инертность (персеверации движений); трудности удержания двигательной программы; 3) упрощение программы; 4) дезавтоматизация; 5) трудности пространственной организации движения; 6) импульсивность; 7) поиск позы и моторная неловкость; 8) истощаемость; 9) напряженность, замедленность; 10) симметричное выполнение движений в реципрокной координации; 11) трудности речевой регуляции движений; 12) наличие синкинезий; 13) системные персеверации.
Гнозис – это узнавание стимулов, относящихся к той или иной модальности. Виды гнозиса: 1) зрительный гнозис: × предметный – выделение объекта из фона (затылочные отделы ЛП и ПП); × цветовой гнозис ( затылочные отделы ЛП и ПП); × лицевой гнозис (затылочные отделы ПП); × симультанный гнозис - способность видеть сложные изображения целиком, укладывать детали в единое целое, выделяя существенные и второстепенные признаки (затылочные отделы ПП); × буквенный гнозис (височно-затылочные отделы ЛП) × оптико-пространственный гнозис (осуществляется за счет комплексного взаимодействия нескольких анализаторных систем — зрительной, слуховой, тактильной, вестибулярной, кинетической. Зона ТРО, реальное пространство - ПП, пространство схемы тела - ЛП). 2) акустический гнозис: × речевой (височные отделы); × неречевой (височные отделы). 3) тактильный гнозис (теменная кора, вторичные поля).
Агнозия - нарушение узнавания стимулов (объектов окружающего мира), относящихся к той или иной модальности. Зрительная агнозия - неспособность опознания объектов и изображений действительности, воспринимаемых зрительно при отсутствии элементарных расстройств зрения. Зрительные агнозии являются следствием поражения коркового звена зрительного анализатора. Чаще нарушения в зрительном восприятии обнаруживаются при двусторонних, но иногда и односторонних поражениях височно-затылочных и теменно-затылочных зон мозга. Виды зрительной агнозии: 1) предметная – нарушение узнавания предметов или их изображений. При нарушении затылочных отделов ПП – фрагментарность восприятия зрительного образа и неспособность выделить индивидуальные характеристики. При нарушении ЛП – нарушение опознания схематических изображений ( контурные, перечеркнутые, наложенные). 2) цветовая – неспособность узнать цвет (поражение височно-затылочных отделов ЛП и ПП). 3) лицевая – человек не узнает себя и своих близких, каких-то известных людей на фото (поражение височно-теменно-затылочных отделов ПП). 4) симультанная – сужается объем восприятия: человек отдельные предметы воспринимает хорошо, но целостно воспринять не может. 5) буквенная – неспособность распознать буквы: у человека не формируется устойчивый образ графемы и связь её с фонемой. 6) оптико-пространственная - нарушение возможности воспринимать пространственные признаки окружающей среды и изображений объектов («дальше — ближе», «больше — меньше», «слева — справа», «сверху — снизу») и способности ориентироваться во внешнем трехмерном пространстве (поражение (поражение верхнетеменных или теменно-затылочных отделов обоих полушарий или правого полушария головного мозга). Симптомы зрительной агнозии: 1) неполная сформированность зрительного гнозиса (не вычленяет объект из фона); 2) импульсивность (передние лобные отделы) 3) фрагментарность (передние лобные отделы) 4) псевдоагнозии (не узнает, потому что случаются трудности целенаправленного восприятия, которые коррегируются при организации извне) (передние лобные отделы); 5) игнорирование или пониженное внимание одной стороны пространства (задние отделы ПП); 6) трудности целостности восприятия (теменно-затылочные отделы ПП) 7) ошибки в идентификации эмоций по знаку (тем-зат ПП), по качеству (лоб ПП); 8) несформированность лицевого гнозиса (задние отделы ПП); 9) несформированность графемы (зат отделы ПП).
1) Узнавание реалистических изображений; контурных; перечеркнутых (зашумленных); наложенных друг на друга; изображений с недостающими деталями; химеры (объединенные изображения 2-х предметов). 2) Определение цвета. 3) Фотографии и изображения знакомых людей; распознавание эмоций. 4) Рассказ смысла сюжетной картинки; 5) Назвать буквы/цифры среди неправильно начертанных, наложенных друг на друга. 6) Запомнить и найти фигуру в «пространстве» на листе; срисовка с образца пространственной картинки.
Агнозия - нарушение узнавания стимулов (объектов окружающего мира), относящихся к той или иной модальности. Слуховая агнозия – неспособность опознания речевых и неречевых звуков (?). Виды слуховой агнозии: 1) субдоминантная – неспособность освоить значение неречевых шумов (природных, предметных). Дети не различают таких звуков, как скрипы, стуки, хлопки, шорохи, гудки, шум ветра, дождя и др. Они не слышат голосов животных и поэтому не подражают им (поражение височной доли ПП); 2) доминантная - проявляется в трудностях понимания речи. При этом частичное понимание речи иногда возможно, что достигается за счет опоры на длину фразы, интонацию, ситуацию общения те. то, что по современным представлениям входит в «компетенцию» правого полушария мозга (поражение височной доли ЛП). Симптомы акустической агнозии: 1) слабость акустического внимания (височные отделы ПП); 2) инактивность (передние лобные); 3) персеверации (передние лобные).
1) Послушать шелест бумаги, звон ложки о стакан (бытовые звуки), шум дождя, шум поезда, пение птиц (природные звуки) – попросить показать картинку или сказать услышанное. 2) Угадать мелодию знакомой песни без слов. 3) Слухомотроная координация: оценка ритмов, воспроизведение по образцу, выполнение по речевой инструкции (если нарушает ритм – проблемы заднелобных отделов; за медленность и выраженность моторной трудности – теменные доли).
Агнозия - нарушение узнавания стимулов (объектов окружающего мира), относящихся к той или иной модальности. Тактильная агнозия (астереогноз) – нарушение тактильного узнавания (восприятия формы). Виды: 1) нарушение узнавания материала объекта и его текстуры (качества поверхности); Больные не дифференцируют сигналы, поступающие на кожные рецепторы. Так, они не опознают ощупываемый предмет, не могут подобрать идентичный ему. Например, карандаш принимают за нож или расческу, ключ за монету, не могут сказать, из чего они сделаны (из дерева, металла, пластмассы и пр.). 2) нарушение узнавания формы объектов – астереогноз. Проявляется в трудностях опознания предметов, при восприятии которых необходимо учитывать параметры, от которых зависит их объем. Симптомы тактильной агнозии: 1) дефект тактильного гнозиса; 2) игнорирование прикосновения на одной руке при двуручных касаниях; 3) затруднение узнавания предметов на ощупь; 4) неактивность ощупывания.
1) Оценка узнавания формы объекта (сначала в ведущую руку, затем в произвольной последовательности в другую). 2) Прикосновение (на тыльной стороне ладони начертить что-то, что может узнать ребенок). 3) Прикосновение к одной части тела.
Внимание — это способность выделять предметы, объекты или явления действительности, наиболее актуальные в данной конкретной ситуации. Формы внимания: 1) сенсорное (зрительное, слуховое, тактильное и др.); 2) двигательное – обеспечивает осознание и регуляцию движений; 3) эмоциональное – делает переживание по поводу чего-либо направленным и осознанным. Оно вызывается стимулами, имеющими личностную мотивацию. Чем значимей стимул, тем ярче эмоциональное внимание. Это важно для прочности запоминания события и его переживания. Таким образом, эмоциональное внимание тесно связано с памятью; 4) интеллектуальное – проявляется в интеллектуальной деятельности. Уровни внимания: 1) произвольное - это внимание, которое регулируется волей человека, находится под его сознательным контролем; 2) непроизвольное - внимание возникает стихийно, для его возникновения не требуется волевых усилий. В осуществлении функции внимания основную роль играет ретикулярная формация (входит в 1 блок). Она имеет свойство самопроизвольно (автоматически) менять направленность и силу внимания в зависимости от вида осуществляемой деятельности. При этом чрезвычайно важна мотивация к этой деятельности. Чем она выше, тем ретикулярная формация действует активнее и целенаправленней, чем она ниже, тем режим ее деятельности слабее. Нарушения внимания Нарушения внимания делят на модально-специфические и модально-неспецифические. 1) Модально-специфические нарушения - тип нарушений внимания, которые распространяются на любые формы и уровни внимания. Больной не может сосредоточиться на стимулах любой модальности: × при поражении продолговатого и среднего мозга нарушаются непроизвольные формы внимания. Симптомы: быстрая истощаемость, нарушение концентрации внимания. × при поражении диэнцефальных отделов мозга и лимбической системы наблюдаются более грубые нарушения внимания. Симптомы: нарушение сосредоточенности, неустойчивость внимания. × при поражении медио-базальных отделов лобной и височной коры страдают произвольные формы внимания. Симптомы: трудности произвольной концентрации на чем-либо, нестойкость внимания. 2) Модально специфические нарушения - тип нарушений внимания, которые проявляются по отношению к стимулам одной модальности. Эти нарушения проявляются в одной какой-либо сфере, например, только в зрительной, слуховой и т.д: × зрительное невнимание (поражение затылочных отделов). Этот симптом был впервые обнаружен при изучении полей зрения, когда больному при концентрации внимания на центральной точке одновременно предъявлялись два стимула. При этом обнаруживалось, что помимо нарушений полей зрения, у больных проявляются нарушения в виде "необращения внимания" на зрительные стимулы в одном поле зрения (чаще в левом). При одновременном предъявлении раздражителей и справа, и слева больной отчётливо отдаёт предпочтение одной стороне (преимущественно правой).; × слуховое невнимание (поражение височных отделов). При предъявлении одновременно на два уха - два разных звука или два слова - больной слышит только те звуки (слова), которые подаются в одно ухо и игнорирует информацию, поступающую во второе ухо; × тактильное невнимание (поражение теменных отделов). Больной как бы "не замечает" прикосновения к одной руке, когда даются два одновременных прикосновения. Чаще больной "не замечает* прикосновения к левой руке или ошибается при втором прикосновении к левой руке, что является симптомом поражения правого полушария головного мозга. Если прикасаться раздельно только к левой или только к правой руке, то явление игнорирования стимула не обнаруживается; × двигательное невнимание (передние отделы коры больших полушарий). При выполнении двуручных двигательных заданий больные начинают выполнять движения правильно, затем первая рука замедляет движения, потом отключается и больной продолжает совершать движения только одной рукой. Сам больной игнорирует собственные ошибки. Симптом игнорирования исчезает, если попросить больного делать те же движения отдельно левой и правой рукой.
1) Поиск заданной картинки среди ряда других («Найди эту картинку»). 2) Произвольное последовательное прослеживание ряда чисел и поиск нужного («Найди цифры от 1 до 15»). 3) Припоминание предметов, находящихся в комнате, с которыми работали («Закрой глаза и скажи, что лежит на столе, что находится в комнате»). 4) Корректурная проба (Исследователь зачеркивает фигурку типа четырехконечной звездочки и предлагает ребенку: «Мы с тобой поиграем в разведчиков. Разведчики всегда очень внимательны. Я сейчас засеку время и посмотрю, сколько ты найдешь точно таких же фигурок, пока я не скажу “Стоп”»).
Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта. Виды памяти: 1) модально-специфические - выделяются соответственно ведущему анализатору: тактильная, слуховая, зрительная и т.д. 2) модально-неспецифические - охватывает самые разные стимулы и события. Ее качество зависит от состояния связей между разными участками мозга, и прежде всего между корой и подкоркой («глубиной»). По модальности память делится на зрительную, слуховую, тактильную, двигательную, обонятельную, аффективную. По степени управления память делится на произвольную и непроизвольную. По степени осмысленности память делится на механическую (неосмысленную) и семантически организованную (осмысленную).
Мозговая организация памяти: Принято считать, что основную роль в мозговой организации памяти играют глубинные структуры мозга, из которых наиболее важной является гиппокамп. Гиппокамп в первую очередь связан с процессами эмоциональной памяти. Благодаря ему, мы быстро запоминаем то, что имеет для нас эмоциональную окрашенность. Значительную роль в самом прочном виде памяти, а именно в Условных рефлексах, играют также глубинные ядра мозжечка. Различные виды корковой памяти осуществляются за счет активации зон соответствующих модальностей, вступающих в ассоциативные связи с другими модальностями. Отнесенность к определенной модальности обусловливает то, что различные виды корковой памяти, в отличие от глубинной, называют модально-специфическими. Нарушения памяти Амнезия – значительное снижение памяти или её отсутствие. Нарушения памяти делят на модально-специфические и модально-неспецифические. 1) Модально-неспецифические нарушения: × При поражении продолговатого мозга нарушения памяти проявляются в виде синдрома нарушения сознания ( симптомы растерянности, спутанности), внимания, нарушения сна и бодрствования × При поражении гиппокампа нарушается кратковременная память. Симптомы: невозможность сохранить следы текущего опыта. Больной не может вспомнить, что было 15-20 минут назад. × Для всех модально-неспецифических нарушений памяти характерно то, что, во-первых, их можно выделить в любой сфере деятельности больного (забывание намерений, забывание выполненных действий и т. п.). Во-вторых, они одинаково проявляются как в элементарном, непреднамеренном запечатлении, так и в произвольной мнестической деятельности. И, наконец, при массивных поражениях данных структур возникают грубые нарушения сознания (симптомы растерянности и спутанности). 2) Модально-специфические нарушения: × При поражении средних отделов вторичных зон височной области левого полушария возникают нарушения слухоречевой памяти (акустико-мнестическая афазия), заключающиеся в невозможности удержать в памяти даже несколько слов. Следует отметить, что этот дефект слухоречевой памяти выступает в изолированной форме, у больных нет расстройства фонематического слуха. × При поражении теменно-затылочной области левого полушария возникает амнестическая афазия, проявляющаяся в невозможности удержать в памяти зрительные структуры, включающие пространственные отношения. У этих больных нарушаются зрительные представления объектов, но нет никаких гностических зрительных расстройств. × Нарушения пространственной и цветовой памяти.
1) Заучивание несвязанных по смыслу слов. 2) Запоминание после 1-2 предъявлений и пересказ с опорой на вопросы смыслового текста. 3) Воспроизведение событий. 4) Запоминание сюжетных картинок. 5) Запоминание символических фигур.
Мышление –активная психическая деятельность, направленная на решение определенной задачи. Виды мышления: 1) наглядно-образное; 2) наглядно-действенное; 3) конструктивное; 4) пространственно-временное; 5) словесно-логическое 6) Абстрактное мышление.
Мозговая организация мышления: Мышление — интегративная функция человека, требующая функциональной активации практически всех зон мозга, управляемых и контролируемых центральным механизмом мыслительной деятельности — лобными долями. Каждый из видов мышления имеет свою локализацию, т.е. в его осуществлении совместно с лобными долями участвует преимущественно тот или иной участок мозга. Наглядно-образное мышление требует интенсивной активации зрительных долей. Наглядно-действенное мышление требует координированного функционирования зрительных и премоторных областей. Конструктивное мышление рассчитано на непосредственное участие теменных долей. Словесно-логическое мышление осуществляется за счет височных долей. Пространственно-временное мышление осуществляется за счет височно-теменных долей. Абстрактное мышление осуществляется за счет лобных долей. Нарушения мышления × Нарушение вербально-логических и семантических операций (височная область ЛП). У больных страдает способность выполнять последовательно вербальные операции с опорой на речевые связи и их следы (по памяти); × Нарушение оптико-пространственного анализа и синтеза => нарушаются наглядно-образные, конструктивные формы мышления теменно-затылочные отделы). У больных сохранно намерение выполнить ту или иную задачу, они могут составить план действий, но не могут выделить наглядные признаки и их пространственные отношения, например, в задачах на "конструктивный интеллект" (например, кубики Кооса). × Нарушение временного фактора динамической организации интеллектуальной деятельности (премоторные отделы ЛП). В основе лежит дефект внутренней речи: нарушен процесс "развертывания" речевого замысла и процесс "свертывания" речевых структур, необходимый для понимания смысла текста. × Нарушение программирования и контроля за любой деятельностью, в том числе и интеллектуальной (лобные префронтальные отделы). Происходит распад мышления как деятельности.
1) конструирование предметов; 2) конструирование предметов с опорой на слова; 3) дифференцирование объектов и предметов; 4) понимание сюжетных картинок; 5) понимание содержания серии картин; 6) понимание рассказов, содержание смыслов морали; 7) решение математических задач; 8) четвертый лишний; 9) выбор из альтернатив; 10) классификация предметов (картинок).
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 1960. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |