Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Факторы, способствующие сохранению качества товаров.




Вопросы для экзамена по курсу «Товароведение, стандартизация и экспертиза» (2 сем)

1. Основные свойства и показатели качества товаров.

Показатель качества товара - это количественная характеристика одного или нескольких свойств товара, представляющих собой его качество. Показатель качества товара количественно характеризует степень пригодности товара удовлетворять определенные потребности. Номенклатура показателей качества конкретного товара зависит от его назначения. У товаров, выполняющих несколько функций разного рода, номенклатура показателей может быть широкой, у товара одноцелевого назначения она будет гораздо уже.

В зависимости от характера свойств качества, показатели разделяют на такие группы: показатели назначения (функциональные); показатели надежности, эргономичные показатели; эстетические, показатели технологические, показатели транспортабельности; показатели стандартизации и унификации; патентные показатели; экологические показатели; показатели безопасности; экономические показатели и показатели однородности. На стадии товарооборота на внутреннем рынке показатели технологичности, стандартизации и унификации и патентные, как правило не используются.

В зависимости от количества свойств показателей, которые характеризуются, их разделяют на единичные и комплексные. Единичный показатель количественно характеризирует одно простое свойство. Комплексный показатель характеризует одним числом одновременно несколько свойств товара или сложное свойство.

Различают показатели фактические, базовые и относительные. Фактический показатель- это конкретный единичный или комплексный показатель, установленный для данного товара. Базовый показатель- это показатель принятый как исходный при сравнении с фактическим при оценке качества. Относительный показатель характеризует соотношение фактического и базового показателей.

По способу выражения показатели бывают размерными, которые выражаются в различных единицах измерения, и безразмерными, которые выражаются в единичных частях или в процентах. Особенный вид- интегральный показатель, выражающий соотношение полезного эффекта и суммарных затрат на его разработку, изготовление, оборот и потребление. То есть, это соотношение потребительской стоимости и стоимости.

Показатель качества это количественное и качественное выражение свойств товара. Каждый показатель имеет наименование и назначение, по которым товары подразделяют на группы в зависимости от свойств, которые характеризуют

 

 

 

Рис. 4. Классификация показателей качества

 

2. Понятие качества товаров.

Мерой потребительной стоимости является качество.

Качество- это совокупность потребительских свойств товара, обусловливающих его пригодность удовлетворять текущие и перспективные потребности в соответствии с его назначением.

Качество тесно связано с требованиями. Для того чтобы наиболее полно удовлетворить потребности, необходимо на стадии разработки сформулировать требования к товарам. Требования к товарам — это условия и особенности, которым товары должны соответствовать, чтобы их можно было использовать по назначению при определенных условиях и в течение определенного времени.

Но между качеством и требованиями существует определенная диспропорция: не всегда качество товара соответствует требованиям. Требования, предъявляемые к товарам, постоянно изменяются вместе с изменением потребностей по тем же законам, т. е. с учетом развития научно-технического прогресса, техники и технологии, экономики и культуры.

 

Факторы, обеспечивающие качество товаров

Качество является объектом управления. Управление качеством может осуществляться через его формирование, стимулирование и сохранение. Следовательно, факторы, обеспечивающие качество товаров, можно подразделить на три группы:

Факторы, влияющие на формирование качества товаров;

К факторам, влияющим на формирование качества товаров, относятся: изучение рынка товаров; разработка требований к товарам; качество исходного сырья и материалов; качество конструирования и проектирования; качество изготовления (переработки); контроль готовой продукции.

Факторы, стимулирующие качество товаров;

Факторами, стимулирующими качество товаров, можно считать социальную и экономическую целесообразность и эффективность производства, особенности управления и ценообразования, материальную заинтересованность работников, санкции за производство некачественной продукции и пр. Эти факторы изучают экономические дисциплины.

Факторы, способствующие сохранению качества товаров.

К факторам, способствующим сохранению качества товаров, относятся: упаковка и маркировка; условия транспортирования; условия хранения; условия реализации и использования товаров; техническая помощь в обслуживании; особенности утилизации после использования.

3. Классификация показателей качества товаров.

В зависимости от характера свойств качества, показатели разделяют на такие группы: показатели назначения (функциональные); показатели надежности, эргономичные показатели; эстетические, показатели технологические, показатели транспортабельности; показатели стандартизации и унификации; патентные показатели; экологические показатели; показатели безопасности; экономические показатели и показатели однородности. На стадии товарооборота на внутреннем рынке показатели технологичности, стандартизации и унификации и патентные, как правило не используются.

В зависимости от количества свойств показателей, которые характеризуются, их разделяют на единичные и комплексные. Единичный показатель количественно характеризирует одно простое свойство. Комплексный показатель характеризует одним числом одновременно несколько свойств товара или сложное свойство.

Различают показатели фактические, базовые и относительные. Фактический показатель- это конкретный единичный или комплексный показатель, установленный для данного товара. Базовый показатель- это показатель принятый как исходный при сравнении с фактическим при оценке качества. Относительный показатель характеризует соотношение фактического и базового показателей.

По способу выражения показатели бывают размерными, которые выражаются в различных единицах измерения, и безразмерными, которые выражаются в единичных частях или в процентах. Особенный вид- интегральный показатель, выражающий соотношение полезного эффекта и суммарных затрат на его разработку, изготовление, оборот и потребление. То есть, это соотношение потребительской стоимости и стоимости.

Показатель качества это количественное и качественное выражение свойств товара. Каждый показатель имеет наименование и назначение, по которым товары подразделяют на группы в зависимости от свойств, которые характеризуются (единичные или комплексные) или от назначения (базовые и расчетные).

 

4. Управление качеством продукции.

5. Организация контроля качества в Российской Федерации.

6. Критерии оценки качества продукции.

ачество не может иметь абсолютной оценки. Поэтому выбор критериев оценки определяет ценность результатов исследования. В зависимости от поставленных целей в основу критериев оценки качества могут быть положены:

  • Соответствие требованиям стандарта (стандартов) или требованиям установленным Организацией (потребителем)
  • Разрыв между показателями проверяемых поставщиков (сравнение качества поставщиков)
  • Разрыв между показателями отдельных аспектов качества ("перекосы")
  • Разрыв между показателями по результатам нескольких периодических проверок (временная динамика качества)
  • Рейтинговая система (количество баллов по отношению к максимуму)
  • Оценка затрат на качество

и т.п.

В предлагаемой методике используется рейтинговая система. При правильном нормировании рейтинговые оценки удобно применять для решения таких задач как: сопоставление поставщиков, оценка динамики улучшения качества, выявление и анализ проблем качества и т.д.

Под нормированием рейтинговой системы мы подразумеваем ее привязку к реальной ситуации, достижимым на практике абсолютным значениям измеряемых показателей. В ходе нормирования необходимо определить:

  • Какое значение рейтинга поставщика может считаться удовлетворительным? хорошим? отличным? неудовлетворительным?
  • Какие весовые значения следует сопоставить разным аспектам качества, так чтобы отразить их значимость с точки зрения Организации?

7. Контроль качества и количества товарных партий.

Приемка товаров по качеству осуществляется в торго­вых организациях партиями. Независимо от размера пар­тии приемочный контроль по качеству носит выборочныйхарактер. Важнейшим элементом выборочного контроля является отбор проб. От правильности отбора проб зави­сит достоверность определения качества всей товарнойпартии, так как результаты оценки пробы переносятся на партию целиком.

Оптимальность размера пробыпредполагает, что она должна быть не ниже минимально допустимого предела, но и не излишне большой, так как при этом возрастаютзатраты на ее сортировку.

Представительность пробы— ее способность с доста­точной достоверностью отражать действительную неодно­родность качества товарной партии.

Указанные требования могут быть выполнены, если раз­работаны и применяются единые правила отбора проб, оп­ределены основные термины и их понятия, которые обес­печивают единообразие операций по отбору проб.

В этой связи необходимо определить термины «проба», «образец» и «выборка», так как в стандартах на правила отбора проб разных потребительских товаров отсутствует единообразие. Для одних товаров отбирают образцы, для других — пробы. Во многих случаях отсутствует опреде­ление самих понятий или они неточны и разноречивы.

8. Классификационные признаки дефектов товаров.

 

Несоответствие – это невыполнение установленных требований (ГОСТ Р ИСО 9000-2001).

Разновидностями несоответствий являютсядефекты и недостаток товара.

1. Дефект – это невыполнение требования, связанного с предполагаемым или установленным использованием (ГОСТ Р ИСО 9000-2001).
Различие понятий «дефект» и «несоответствие» заключается в том, что при выявлении дефектов возникает юридическая ответственность, если из-за их наличия потребитель не может в полной мере или частично использовать дефектный товар по назначению.

Например, консервы с дефектом, как микробиологический бомбаж , не могут использоваться в пищу из-за невыполнения требований микробиологической безопасности, а консервы в металлических банках с ржавлением, но без утраты герметичности только не подлежат длительному хранению.

2. Недостаток товара (работы, услуги) – это несоответствие товара (работы, услуги) обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора, или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора или образцу или описанию при продаже товара по образцу (Закон РФ «О защите прав потребителей»).

КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕФЕКТОВ

1. Критические дефекты – это несоответствия товаров установленным требованиям, которые могут нанести вред жизни, здоровью, имуществу потребителей или окружающей среде.

Товары с критическими дефектами нельзя использовать по назначению.

Например, загнившие яблоки нельзя использовать в пищу или на промпереработку, т.к. они содержат вредные для организма вещества, обладающие канцерогенным и мутагенным действием.

2. Значительные дефекты – это несоответствия, существенно влияющие на использование по назначению и надежность товаров, но не влияющие на безопасность для потребителя или окружающей среды.

Например, ушибы, проколы, повреждения вредителями ухудшают внешний вид, снижают выход съедобной части и сохраняемость яблок, но плоды все же могут быть использованы по назначению.

3. Малозначительные дефекты – это несоответствия, которые не оказывают существенного влияния на потребительские свойства товаров, в первую очередь на назначение, надежность и безопасность.
Например, при оценке качества яблок к малозначительным дефектам могут быть отнесены небольшие отклонения от формы, размера, окраски.

4. Явные дефекты – это несоответствия, для которых предусмотрены методы и средства обнаружения.
Например, при оценке качества консервов к явным дефектам относится бомбаж в стадии вздутия банки, который определяется визуальным осмотром.

5. Скрытые дефекты – это несоответствия, для которых методы и средства обнаружения не предусмотрены или их применение нецелесообразно.
Например, начальные стадии бомбажа консервов нельзя обнаружить визуально.

6. Устранимые дефекты – это дефекты, после устранения которых товар может быть использован по назначению.
Например, загнивание яблок, если поражено менее 50% плода. После устранения загнившей ткани, а также части прилегающей к ней здоровой ткани плоды можно использовать в свежем виде или на промпереработку.

7. Неустранимые дефекты – это дефекты, которые невозможно или экономически невыгодно устранять.
Например, полностью гнилые плоды и овощи, другие виды микробиологической порчи товаров, их механические разрушения.

8. Допустимые дефекты – это дефекты, ухудшающие качество товаров, но при этом товары не утрачивают безопасность.
Например, нетипичность окраски и формы, наличие проколов и ушибов у свежих плодов, наличие незначительных сколов у посуды, непрокраска тканей и т.п.

9. Недопустимые дефекты – это несоответствия, вызывающие снижение уровня качества для определенной градации качества или утрату безопасности.
Например, загнивание, запаренность, раздавленность, подморожение плодов и овощей; бой яиц; разрывы тканей, обуви и т.д.

10. Технологические дефекты – это дефекты, вызванные недостатками при проектировании или разработке продукции, сырья, несоблюдением или несовершенством производственных процессов.
Эти дефекты являются следствием недостаточного управления или контроля качества при производстве продукции, а также неудовлетворительной организации приемосдаточного контроля у изготовителя, поставщика и продавца.
Например, при скрытом бомбаже после проявления этого технологического дефекта предъявляется претензия поставщику.

11. Предреализационные дефекты – это дефекты, возникающие при транспортировании, хранении, подготовке к продаже или реализации товаров.
Например, бой товаров в стеклянной таре, бой посуды, микробиологическая порча товаров при хранении, утрата товарного вида при подготовке к продаже или реализации вследствие загрязнения, деформации и т.д.
Этот дефект появляется только в торговой организации.

12. Послереализационные дефекты – это дефекты, возникающие при хранении, эксплуатации или использовании товаров потребителем.
Причинами возникновения этих дефектов могут быть:

  • нарушение потребителем правил эксплуатации, хранения, транспортирования или потребления;
  • проявление скрытых технологических или предреализационных дефектов.

9. Сроки службы и сроки годности товаров. Гарантийные сроки.

10.  Хранение товаров как этап технологического цикла товародвижения.

Хранение - этап технологического жизненного цикла товара от выпуска готовой продукции до потребления или утилизации. На данном этапе проявляется одно из важнейших потребительских свойств товаров - сохраняемость. Показателями сохраняемости служат выход стандартной продукции, размер потерь и сроки хранения. Первые два показателя зависят от условий и сроков хранения.

Требования к климатическому режиму хранения включают требования к температуре, относительной влажности воздуха, воздухообмену, газовому составу и освещенности. В зависимости от характера и направленности технологических операций различают три группы методов хранения: основанные на регулировании различных показателей климатического режима хранения; основанные на реализации разных способов размещения товаров; основанные на применении разных видов и способов обработки товаров.

Объективно необходимы специально обустроенные места для хранения товаров на всех этапах товародвижения, начиная от первичного источника сырья и кончая конечным потребителем. Это объясняет наличие большого количества разнообразных видов складов. При этом склады являются одним из важнейших элементов логистических схем.

За товарами, хранящимися на складах, должны быть обеспечены постоянное наблюдение и уход. Необходимо регулярно проверять состояние товаров, обращая при этом внимание на появление признаков биоповреждений.

Документами, удостоверяющими заключение договора на хранение (складскими документами), являются двойное складское свидетельство, простое складское свидетельство, складская квитанция. Согласно п.3 ст.912 Гражданского кодекса Российской Федерации двойное складское свидетельство и простое складское свидетельство являются ценными бумагами.

На послереализационной стадии технологического жизненного цикла товара возникает необходимость в ряде специальных видов хранения: хранение в ломбардах, хранение ценностей в банке и индивидуальном банковском сейфе, хранение в камерах хранения транспортных организаций, хранение в гардеробе организаций, хранение в гостинице, хранение вещей, являющихся предметом спора, хранение в силу закона.

11.  Условия и режим хранения товаров:

- требования к температуре, воздухообмену, влажности, освещенности, санитарно-гигиеническому обеспечению, размещению.

12.  Основополагающие принципы хранения.

Основополагающие принципы хранения:

- непрерывность соблюдения условий хранения;

- защита от неблагоприятных внешних воздействий;

- информационное обеспечение;

- систематичность контроля;

- экономическая эффективность.

Непрерывность соблюдения условий хранения заключается в обязательности соблюдения на всех этапах товарной стадии установленных требований к климатическому и санитарно-гигиеническому режимам. Это означает, что должны создаваться и поддерживаться оптимальные условия хранения сразу после получения готовой продукции, а не только с момента выпуска продуктов с предприятия-изготовителя.

Особенно это важно для охлажденных и замороженных скоропортящихся продуктов, для сохраняемости которых большое значение имеют даже небольшие перепады температуры.

Защита от неблагоприятных внешних воздействий - предохранение продуктов от воздействий климатических и других неблагоприятных условий при транспортировании и хранении.

Реализация этого принципа достигается соблюдением оптимальных параметров санитарно-гигиенического и климатического режимов, требований предельной высоты загрузки продуктов, а также бережным обращением с продуктом при погрузочно-разгрузочных работах, текущем уходе при хранении.

Информационное обеспечение - доведение до заинтересованных субъектов необходимых сведений об условиях и сроках хранения. Это достигается путем проведения инструктажа работающих о нормативных и технических документах и установленных в них требованиях к климатическому и санитарно-гигиеническому режиму, правилам размещения продуктов при транспортировании и хранении.

Расстановка продуктов в складе должна облегчить идентификацию товарных партий. Например, для этого при тарном размещении продукты укладывают так, чтобы маркировка транспортной тары была на внешней части штабеля.

Информационное обеспечение позволяет не только сократить товарные потери при хранении, но и уменьшить потери рабочего времени на поиск необходимого продукта, его выгрузку.

Систематичность контроля - проведение периодического контроля на всех этапах технологического цикла, а при длительном хранении - через определенные промежутки. Обязательному контролю подлежат продукты при приемке-сдаче. Этот контроль одновременно является окончательным для поставщика и входным для получателей, при этом контроль выполняет идентифицирующую функцию.

При хранении систематическому контролю подлежат три группы объектов: продукты, их упаковка и режим хранения.

Контроль за качеством хранящихся продуктов осуществляют визуально. О качественных характеристиках продуктов могут судить по состоянию тары: поломкам, следам подтеков и т.д. В этом случае из упакованных продуктов отбирают выборку, разупаковывают и рассортировывают по показателям качества, предусмотренным стандартами. Отдельно разупаковывают дефектные продукты. Затем, по результатам текущего контроля принимают одно из четырех решений: отбраковать дефектные упаковки и/или продукты; срочно реализовать продукт; продолжить хранение; отправить на промпереработку или утилизацию.

Контроль за качеством товаров и состоянием тары товароведы совмещают с контролем за режимом хранения: температурой; относительной влажностью воздуха; воздухообменом (контролируют по продолжительности и частоте вентилирования); санитарно-гигиеническим состоянием (визуально).

Экономическая эффективность определяется затратами на хранение (расход электроэнергии, амортизация складов и оборудования, аренда помещений, затраты труда и пр.), а также потерями при хранении и стоимостью реализованной продукции.

Социальная эффективность при хранении товаров обусловлена их сохраняемостью, так как ее улучшение и снижение потерь способствует рациональному использованию природных и трудовых ресурсов.

13.  Количественные и качественные товарные потери.

Товарные потери – потери, вызванные частичной или полной утратой количественных и качественных характеристик товаров в натуральном выражении. Материальные потери- потери, вызванные частичной или полной утратой стоимостных характеристик в денежном выражении. Товарные потери бывают: количественные и качественные. Количественные - уменьшение массы, объема, длины и др. количественные характеристики товаров различают естественную убыль - в результате усушки, распыла, разлива; и предреализационные потери - отходы раскрошенные отдельные составных частей товаров и другие. Качественные - потери обусловленные микробиологическими, биологическими, биохимическими, химическими, физико-химическими и др. Порядок списания количественных и качественных потерь. Количественные потери списываются на основании утвержденных норм, качественные потери к актируемым и списываются на основании актов. Для многих продовольственных и непродовольственных товаров установлены нормы естественных потерь. Порядок списания естественных потерь определяется методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общего питания. Нормы технологических отходов устанавливаются комитетом РФ. Аккредитуемые качественные потери списываются за счет прибыли торговой организации, а нормируемые естественные потери за счет издержек обращения или производства.

14.  Технологический цикл товародвижения.

15.  Обеспечение качества и количества товаров.

  Формирующие факторы.

16.  Упаковка товаров. Требования и элементы упаковки.

17.  Товарная обработка и реализация товаров.

18.  Послепродажное обслуживание, потребление и утилизация товаров.

19.  Транспортирование грузов:

 - определения и основные понятия;

 - транспортная характеристика грузов;

 - классификация грузов и их свойства, учитываемые при воздушных, морских, железнодорожных и автомобильных перевозках.

 - убытки при транспортировании грузов.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 247.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...