Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос 46. Государство и право России после Февральской революции 1917 г.




Государство.В ходе революции глава государства – император в начале марта 1917 г. отрекся от престола, однако вопрос о форме правления оставался открытым: де-факто монархия была упразднена, но де-юре сохранялась. Вопрос о будущей форме правления, по мнению новой власти (Временное правительство), должен был решаться на Учредительном собрании. Однако 1 сентября 1917 г., еще до созыва Учредительного собрания, Россия решением Временного правительства была объявлена республикой.

В начале революции была упразднена значительная часть государственных органов, действовавших при царском режиме, в их числе: а) правоохранительные органы (полиция, жандармерия, охранное отделение); б) судебные органы (особые присутствия судебных палат, Верховный уголовный суд); в) органы исполнительной власти (императорская канцелярия и Совет Министров); г) на региональном уровне упразднялись должности губернаторов и вице-губернаторов.    

В то же время, ряд государственных органов формально продолжал действовать: Государственная Дума и Государственный Совет (они были упразднены только 6 октября 1917 г.); министерства; большая часть судебных органов (Сенат, судебные палаты, окружные суды, мировые судьи).

Вновь образованные органы власти:

 1. Временный комитет членов Государственной Думы – создан в первые дни революции (формально действовал до 6 октября 1917 г.).

2. Временное Правительство – основной законодательный и исполнительный орган.

3. Система советских органов власти, во главе которой находился Всероссийский съезд советов рабочих и солдатских (позднее также крестьянских) депутатов с исполнительным комитетом – ВЦИКом. Советские органы создавались на всех уровнях – от центрального до волостного, они являлись альтернативными официальным органам власти (Временному правительству, министерствам и др.).

4. Государственное Совещание, по словам О.И. Чистякова, «полугосударственный» орган, был образован в августе 1917 г. в условиях обострения социальной напряженности в стране.

5. Демократическое совещание, также «полугосударственный» орган, был учрежден в сентябре 1917 г. Эти органом был образован Временный совет Российской республики (Предпарламент).

6. На местном уровне после революции продолжали действовать городские думы и земства, вместо должности губернатора была учрежден должность комиссара Временного правительства. Также создавались комитеты общественной безопасности (общественных организаций). 

Право. После событий февраля 1917 г. продолжала действовать большая часть дореволюционных нормативных актов(Уголовное уложение 1903 г., Судебные уставы 1864 г., Свод законов и др.), при этом проводилась активная работы по совершенствованию законодательства с учетом происходивших в стране изменений. Большую роль в подготовке новых актов сыграло образованное при Временном правительстве Юридическое совещание. К числу наиболее важные актов, утвержденных Временным Правительством, относились:

1. Постановление «Об отмене вероисповедных и национальных ограничений» от 22 марта 1917 г.

2. Постановление «Об отмене смертной казни» от 25 марта 1917 г.

3. Постановление «О собраниях и союзах» от 12 апреля 1917 г.

4. Временное положение «О милиции» от 30 апреля 1917 г.

5. Закон «О волостном земстве» от 21 мая 1917 г.

6. Положение «О судах по административным делам» от 30 мая 1917г.

7. Постановление «О свободе совести» от 14 июля 1917 г.

8. Положение «О выборах в Учредительное собрание» от 23 сентября 1917 г.

Все перечисленные нормативные акты были отменены в октябре 1917 г. после прихода к власти большевистского правительства (установления Советской власти).  

Вопрос 72.Необходимость разработки новой Конституции России была вызвана масштабными изменениями, произошедшими во всех сферах общественной жизни страны в конце 80-х – начале 90-х гг. XX века. 16 июня 1990 г. Первым Съездом народных депутатов РСФСР была образована Конституционная комиссия(председатель - Б.Н. Ельцин), именно с этого события началась конституционная реформа. 22 ноября 1991 г. Верховный Совет РСФСР принял Декларацию прав и свобод человека и гражданина, в основу текста которой лег раздел второй  «Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина» подготовленного проекта Конституции РФ.

Разногласия между участниками Конституционной реформы (Конституционная комиссия, Верховный Совет, Администрация Президента) усилились в начале 1993 г. в связи со спорами о содержании новой Конституции (по какому пути должна развиваться Россия). Первоначально предполагалось утвердить проект новой Конституции на Съезде народных депутатов в октябре 1993 г., а на референдум вынести лишь основные ее положения (март 1993 г., но референдум по этому вопросу не состоялся).

29 апреля 1993 г. Президентом был представлен «президентский» проект Конституции РФ (авторы проекта С.С. Алексеев, А.А. Собчак, С.М. Шахрай). Один из авторов проекта, профессор С.С. Алексеев, представляя его на совещании руководителей субъектов Федерации, отметил, что смысл проекта сводится к пяти положениям: 1) человек; 2) крепкая стабильная власть; 3) экономическая свобода на основе закона; 4) правосудие; 5) действительная федерация. 20 мая 1993 г. Президентом было объявлено о созыве Конституционного совещания. Оно работало в июне и июле 1993 г. и выработало «консолидированный» проект Основного закона.

21 сентября 1993 г. был издан Указ Президента РФ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в РФ», 24 сентября 1993 г. X Съезд народных депутатов принял постановление «О политическом положении в РФ в связи с государственным переворотом». Конфликт между ними был разрешен насильственным путем в октябре 1993 г. В итоге на референдум 12 декабря 1993 г. был вынесен президентский проект Конституции. В референдуме приняло около 58% граждан, имевших право голоса, из них примерно 54% одобрили конституционный проект. Конституция вступила в силу 25 декабря 1993 г. после публикации в «Российской газете».

Вопрос 73.Причины обновления законодательства:

1) Масштабные социально-экономические и политические изменения, произошедшие в стране в конце 80-х – начале 90-х гг.;

2) Бессистемность и противоречивость действовавшего законодательства, не способного эффективно регулировать общественные отношения в новых условиях.    

Правовую основу для изменений в законодательстве заложила Конституция РФ, принятая в декабре 1993 г. Эти изменения нашли отражение, прежде всего, в отраслевых актах кодификации. В современной России в отличие от СССР основные отраслевые кодексы действуют на федеральном уровне (в СССР союзные кодифицированные акты назывались Основы законодательства), а не на уровне субъектов Федерации.

Обновление законодательства происходило постепенно, до момента вступления в силу новых российских законов действовали советские законодательные акты с вносившимися в них изменениями и дополнениями.

Препятствиями для оперативного обновления законодательства были: а) нестабильная социально-экономическая и политическая ситуация в стране; б) отсутствие четких представлений о пути, по которому должно развиваться государство и общество; в) недостаток опыта правового регулирования общественных отношений условиях демократического государства и рыночной экономики. Так, Арбитражный процессуальный кодекс РФ принимался три раза: в 1992, 1995 и 2002 гг.; закон «О гражданстве» – два раза: в 1991 и 2002 гг., закон «О референдуме» тоже два раза: в 1995 и 2004 гг.   

К числу наиболее значительных актов, принятых в постсоветский период и действующих с изменениями и дополнениями и в настоящее время, в частности, относятся:

1. Гражданский кодекс РФ, его первая была принята в 1994 г., вторая часть – в 1996 г., третья часть – в 2000 г., четвертая часть – в 2006 г. (этот кодекс заменил ГК РСФСР 1964 г.).

2. Семейный кодекс РФ был принят в 1995 г. (он заменил КоБиС РСФСР 1969 г.).

3. Уголовный кодекс РФ был принят в 1996 г. (он заменил УК РСФСР 1960 г.)

4. Федеральный конституционный закон «О судебной системе РФ» был принят в 1996 г. (он заменил Закон «О судоустройстве РСФСР» 1981 г.).

5. Трудовой кодекс РФ был принят в 2001 г. (он заменил КЗоТ РСФСР 1971 г.).

6. Уголовно-процессуальный кодекс РФ был принят в 2001 г. (он заменил УПК РСФСР 1960 г.).

7. Гражданский процессуальный кодекс РФ был принят в 2002 г. (он заменил ГПК РСФСР 1964 г.).

В целом к настоящему времени обновление российского законодательства уже в целом завершено, хотя по-прежнему продолжает действовать немало актов бывшего СССР (РСФСР), например, Положение о переводном и простом векселе, утвержденное Постановлением ЦИК СССР и СНК СССР от 07 августа 1937 г.; Декрет СНК РСФСР от 05 сентября 1921 г. «О преступлениях и проступках, совершенных на судах, плавающих под Российским флагом», Декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 01 декабря 1924 г. «О профессиональной работе и правах медицинских работников».










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 213.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...