Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос 3. Основной вопрос философии. Основные направления в философии (материализм, объективные и субъективный идеализм, агностицизм)




Мировоззрение можно охарактеризовать как совокупность взглядов на мир и место человека в нем, на отношение мира к человеку и человека к миру. Выделяют 4 компонента мировоззрения:1)познавательный. Базируется на обобщенных представлениях научной, повседневной и др. сферах. Представляет собой стиль мышления эпохи или науки (пример: идеал красоты); 2)эмоционально-волевой. Служит для формирования эмоциональной волевой стороны поступков людей; 3)ценностно-нормативный. Включает в себя ценности, нормы, идеалы, на которые опирается индивид в своих действиях; 4)практический. Отвечает за готовность человека к действию, даже если его поведение ориентировано на созерцательный образ жизни. Помимо 4-х компонентов мировоззрению присущи 2 уровня: а)теоретический. К этому уровню относится такая форма мировоззрения как философия; б)жизненно практический, который включает в себя такие формы мировоззрения как мифология и религия.

Вопрос 1. Предмет философии. Понятие мировоззрение и его структура. Термин "философия" происходит от греческих слов phileo - любовь и sophia - мудрость и означает любовь к мудрости. На вопрос, что же такое мудрость сами философы отвечали по-разному и мудрствовали каждый по-своему. С этим связано и различное понимание философии. Первым, кто объяснил слово "философ", был Пифагор (вторая пол. VI в. - начало V в. до н. э). Ему принадлежит высказывание: "Жизнь... подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные - торговать, а самые счастливые - смотреть; так и в жизни иные, подобные рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы - до единой только истины". Согласно Пифагору, смысл философии - в поиске истины. Другого мнения придерживались софисты (греч. sophistes - мастер, художник). Главная задача философа, считали они, - научить своих учеников мудрости. Мудрость они отождествляли не с достижением истины, а с умением доказывать то, что каждый сам считает правильным и выгодным. Для этого признавались приемлемыми любые средства, вплоть до различного рода уловок и ухищрений. Древнегреческий мыслитель Платон полагал, что задача философии заключается в познании вечных и абсолютных истин, что под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой. Философами поэтому не становятся, а рождаются. По мнению Аристотеля, задача философии - постижение всеобщего в самом мире, а ее предметом являются первые начала и причины бытия. При этом философия является единственной наукой, которая существует ради самой себя и представляет "знание и понимание ради самого знания и понимания". Следует отметить, что понимание предмета философии связано и с социально-историческими условиями. Так, например, разложение общества (греческого, античного, средневекового и т.п.), безусловно, повлияло на появление концепций, согласно которым философия призвана освободить человека от страха перед будущим и способствовать достижению счастья и душевного здоровья. Философию отличает разнообразие подходов (и пониманий) к своему собственному предмету, что свидетельствует о его плюралистическом (множественном) характере. Однако это вовсе не означает, что различным философским концепциям не присуще общее. Можно вычленить существенные моменты, свойственные предмету философии вообще: исследование наиболее общих вопросов бытия. При этом сама проблема бытия понимается в универсальном смысле. Бытие и небытие; бытие материальное и идеальное; бытие природы, общества и человека; анализ наиболее общих вопросов познания. Познаваем или непознаваем мир; каковы возможности, методы и цели познания; в чем заключается сущность самого познания и что есть истина; каков субъект и объект познания; изучение наиболее общих вопросов функционирования и развития общества; исследование наиболее общих и существенных вопросов человека. Таким образом, философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира Прежде всего, философия всегда оформляется в виде теории, формулирующей свои категории и их систему, закономерности, методы и принципы исследования. Специфика философской теории заключается в том, что ее законы, категории и принципы носят всеобщий характер, распространяются одновременно на природу, общество, человека и само мышление. В последнем случае философия выступает как мышление о мышлении. Предмет философии непременно включает и рассмотрение вопроса о том, что такое сама философия, изучение ее истории. Философия как сложившаяся система знаний имеет целый ряд специфических вопросов, которые она призвана решать. Каждая философская система имеет стержневой, главный вопрос, раскрытие которого составляет ее основное содержание и сущность. Так, для античных философов это вопрос о первоосновах всего существующего, для Сократа он связан с принципом "познай самого себя", для философов Нового времени - как возможно познание, для современного позитивизма - в чем суть "логики научного открытия". Но существуют общие вопросы, раскрывающие характер философского мышления. Прежде всего, среди них вопрос: "Что первично: дух или материя, идеальное или материальное?" От его решения зависит общее понимание бытия, ибо материальное и идеальное являются его предельными характеристиками. В зависимости от его решения выделяются такие крупные философские направления, как материализм и идеализм. Исходя из разнообразия мира, можно выделить следующие разделы философии: 1)онтология (учение о бытие); 2)гносеология (теория познания); 3)диалектика (учение о развитии, в античности означало искусство спора); 4)логика (учение о правильном мышлении); 5)социальная философия (изучает идеальную модель общества); 6)философская антропология (учение о человеке); 7)аксиология (теория ценностей материальных и духовных); 8)теология (учение о Боге). Мировоззрение можно охарактеризовать как совокупность взглядов на мир и место человека в нем, на отношение мира к человеку и человека к миру. Выделяют 4 компонента мировоззрения:1)познавательный. Базируется на обобщенных представлениях научной, повседневной и др. сферах. Представляет собой стиль мышления эпохи или науки (пример: идеал красоты); 2)эмоционально-волевой. Служит для формирования эмоциональной волевой стороны поступков людей; 3)ценностно-нормативный. Включает в себя ценности, нормы, идеалы, на которые опирается индивид в своих действиях; 4)практический. Отвечает за готовность человека к действию, даже если его поведение ориентировано на созерцательный образ жизни. Помимо 4-х компонентов мировоззрению присущи 2 уровня: а)теоретический. К этому уровню относится такая форма мировоззрения как философия; б)жизненно практический, который включает в себя такие формы мировоззрения как мифология и религия.

 

 

Вопрос 2. Мифология, религия и философия как формы мировоззрения. Их преемственность и различия.

Исторически первым типом мировоззрения считается миф, т.е. попытка (осуществленная в форме наивных и фантастических представлений) ответить на вопросы возникновения мира и обосновать наличие естественного порядка. В мифе человек не выделяет себя из природы. Его мышление конкретно образно, а не абстрактно и понятийно. Мифологическое сознание синкретично: в нем все находится в единстве и нерасчлененности – правда и вымысел, субъект и объект, человек и природа. В мифе человек не выделяет себя из мира, кроме того он очеловечивает мир и природу, пытается объяснить их происхождение и существование по аналогии с самим собой. Несмотря на это миф представляет собой важнейшую предпосылку философии как качественно более высокого уровня осмысления действительности. Переход от мифа к философии происходил под влиянием целого ряда факторов (социальных, экономических и духовных). Философия возникает и существует достаточно долго в форме предфилософии, все еще тесно связанной с мифологией и религией. Несмотря на сходство религии, и мифа, религиозному сознанию присущ ряд характерных отличительных качеств: 1)жесткость религиозной догматики. Религиозные вероучения рассматриваются как данные свыше священные смыслы, связывающие человека с Богом, поэтому вероучительные тексты считаются священными, содержащими абсолютную истину, не подлежащую сомнениям и пересмотру. Критическое отношение к ним рассматривается приверженцами религии как кощунство, недопустимая ересь. 2) главенствующая роль веры и превосходство ее над разумом в религиозном сознании. Вся системы средств религиозного воздействия на человека направлена на развитие у него глубокой веры в истины Священного Писания. Доводы разума, логика, факты действительности имеют в лучшем случае подчиненное значение. От философии религии отличается, прежде всего тем, что, как и миф, объясняет процессы и явления окружающего мира наличием сверхъестественного. Как способ целостного, синтетичного восприятия мира миф – это форма сознания, соответствующая первобытной эпохе. Но он не только объясняет мир, но и выполняет регулятивно-прагматические функции. Философия, в отличие от мифа и религии, строится на принципах доказательности и обоснования, но, тем не менее, сохраняет изначальное родство с мифом. Особенно хорошо это видно на материале античной философии, чем и объясняется ее поэтичность. Таким образом, миф, подвергшись определенной рациональной интерпретации, перешел в область философии – исторически сложившемуся типу мировоззрения.

Вопрос 2. Мифология, религия и философия как формы мировоззрения. Их преемственность и различия. Исторически первым типом мировоззрения считается миф, т.е. попытка (осуществленная в форме наивных и фантастических представлений) ответить на вопросы возникновения мира и обосновать наличие естественного порядка. В мифе человек не выделяет себя из природы. Его мышление конкретно образно, а не абстрактно и понятийно. Мифологическое сознание синкретично: в нем все находится в единстве и нерасчлененности – правда и вымысел, субъект и объект, человек и природа. В мифе человек не выделяет себя из мира, кроме того он очеловечивает мир и природу, пытается объяснить их происхождение и существование по аналогии с самим собой. Несмотря на это миф представляет собой важнейшую предпосылку философии как качественно более высокого уровня осмысления действительности. Переход от мифа к философии происходил под влиянием целого ряда факторов (социальных, экономических и духовных). Философия возникает и существует достаточно долго в форме предфилософии, все еще тесно связанной с мифологией и религией. Несмотря на сходство религии, и мифа, религиозному сознанию присущ ряд характерных отличительных качеств: 1)жесткость религиозной догматики. Религиозные вероучения рассматриваются как данные свыше священные смыслы, связывающие человека с Богом, поэтому вероучительные тексты считаются священными, содержащими абсолютную истину, не подлежащую сомнениям и пересмотру. Критическое отношение к ним рассматривается приверженцами религии как кощунство, недопустимая ересь. 2) главенствующая роль веры и превосходство ее над разумом в религиозном сознании. Вся системы средств религиозного воздействия на человека направлена на развитие у него глубокой веры в истины Священного Писания. Доводы разума, логика, факты действительности имеют в лучшем случае подчиненное значение. От философии религии отличается, прежде всего тем, что, как и миф, объясняет процессы и явления окружающего мира наличием сверхъестественного. Как способ целостного, синтетичного восприятия мира миф – это форма сознания, соответствующая первобытной эпохе. Но он не только объясняет мир, но и выполняет регулятивно-прагматические функции. Философия, в отличие от мифа и религии, строится на принципах доказательности и обоснования, но, тем не менее, сохраняет изначальное родство с мифом. Особенно хорошо это видно на материале античной философии, чем и объясняется ее поэтичность. Таким образом, миф, подвергшись определенной рациональной интерпретации, перешел в область философии – исторически сложившемуся типу мировоззрения.

 

 

Вопрос 3. Основной вопрос философии. Основные направления в философии (материализм, объективные и субъективный идеализм, агностицизм)

Суть основного вопроса философии была сформулирована в XIX веке Фридрихом Энгельсом «соотношение бытия и мышления, бытия и сознания, материи и сознания, материи и духа». Вопрос о соотношении и о первичности той или иной субстанции и есть основной вопрос философии. Сам вопрос появился в глубокой древности, а именно Энгельс сказал, что это именно основной вопрос философии. Основной вопрос философии имеет две стороны, то есть, строго говоря, у нас два вопроса.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 197.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...