Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Д. Рикардо и теория налогов




Вопросы к зачету по дисциплине: «Налоговое право(общая часть)»

 

1. Понятие налога,сбора и пошлины: соотношение, признаки.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

   Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.

Государственная пошлина - сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 настоящего Кодекса, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

 

Налоги Сборы Пошлины
Как только физическое или юридическое лицо подпадает под действие норм НК РФ, становясь налогоплательщиком, оно обязано регулярно уплачивать налог. Периоды для исчисления налога могут быть длиннее или короче, но уплата налогов носит систематический характер. Если произошла регистрация юрлица, то после выбора системы налогообложения оно постоянно должно перечислять деньги в бюджет. И заканчивается это только с ликвидацией компании.     Сбор уплачивается единожды.     Оплачивается единожды
Налогоплательщик обязан уплачивать налоги в силу действия закона.   Ответственность за нарушение Платить или не платить сбор – лицо может решить самостоятельно.   Нет ответственности Платить или не платить сбор – лицо может решить самостоятельно   Нет ответственности
У налогов просматривается безвозмездный характер. Сбор имеет возмездный характер. За то что лицо оплатило сбор, оно получает нужное ему право или государство выполнит в его пользу определенное действие. имеет возмездный характер. За то что лицо оплатило сбор, оно получает нужное ему право или государство выполнит в его пользу определенное действие
Сумма налогового платежа рассчитывается в зависимости от размера налоговой базы и ставки, тут также могут применяться льготы. Размер сбора фиксированный. Но могут быть и льготы Размер пошлины фиксированные но могут применяться льготы
Законодатель, устанавливая размеры налогов, принимает во внимание финансовые способности налогоплательщика. Размер сбора одинаков для всех. Размер пошлины одинаков для всех

 

 

2. Налоговое право: предмет, метод, место в системе финансового права.

Налоговое право – это совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения, возникающие по поводу установления, введения, взимания налогов и сборов и перечисления в бюджетную систему РФ, осуществление налогового контроля и привлечение к ответственности за нарушение норм налогового законодательства.

 

Предметом налогового права являются общественные отношения, возникающие между субъектами налогового права в процессе установления и взимания налогов, а именно: между РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями по поводу разделения полномочий в налоговой сфере; между налогоплательщиком (плата сборов налоговым агентам) и РФ (субъектами РФ, муниципальными образованиями) по поводу установления и введения налогов и сборов; между налогоплательщиком и налоговым органом по поводу взимания налогов и сборов и осуществления налогового контроля; между налогоплательщиком, налоговыми агентами и кредитными организациями по поводу внесения платежей в бюджетную систему; иные отношения, регулируемые налоговым законодательством.

 

Метод правового регулирования – это способ, с помощью которого налоговые нормы воздействуют на поведение участников налоговых правоотношений. Основным является императивный метод – метод властных предписаний со стороны государства и его уполномоченных органов, других участников правоотношений. Его используют как определенную меру должного поведения, обеспечивающую принудительное воздействие в случае неисполнения установленного предписания.

 

Метод рекомендаций (дача разъяснений по налоговым вопросам, формы и образцы документации) и согласования является публичной отраслью права. Налоговое право не должно опираться на диспозитивный метод(выборе налогового режима, при применении налоговых льгот, отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита)

 

Налоговое право как подотрасль финансового права представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению, введению и взиманию налогов с юридических и физических лиц в бюджетную систему, по осуществлению налогового контроля, по привлечению к ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах, а также по обжалованию актов Министерства финансов РФ в сфере налогов, действий (бездействия) должностных лиц федеральной налоговой службы.

 

 

3. История налогообложения.

книга

4. Теории налогообложения Д. Рикардо и А. Смита.

Д. Рикардо и теория налогов

Весомый вклад в развитие теории налогов внес английский экономист Давид Рикардо, видный представитель классической буржуазной политической экономии.

Д. Рикардо создает новую во многих отношениях теорию налогов, стоящую в непосредственной связи с его теорией ренты и заработной платы. Следуя за своим учителем А. Смитом, Д. Рикардо придерживается "вещного материального воззрения на хозяйство", исключая государственные услуги из ряда производительных затрат. Отсюда и его понимание налога: "Нет налогов, которые не тормозили бы накопление, поскольку нет ни одного налога, который бы не мешал производству. Налоги имеют тот же эффект, что и неплодородная почва, плохой климат, отсутствие ловкости или активности, плохое распределение рабочих мест, утрата станков"

В его обоснование налогов, по мнению ряда авторов , положена теория обмена, хотя сам Д. Рикардо напрямую об этом и не говорил. В соответствии с его теорией "налоги составляют ту долю продукта земли и труда страны, которая поступает в распоряжение правительства, они всегда уплачиваются в конечном итоге или из капитала, или из дохода страны"

Если доходы правительства возрастают вследствие взимания дополнительных налогов и покрываются увеличением производства или уменьшением потребления, то налоги падают в конечном итоге на доход, а национальный капитал остается нетронутым. Но если производство не возрастает или непроизводительное потребление всего народа не уменьшается, то налоги упадут на капитал. По мнению Рикардо, соразмерно уменьшению капитала страны сокращается и ее производство. Поэтому если непроизводительные расходы народа и правительства продолжатся и если производство постепенно уменьшится, то ресурсы народа и государства будут падать с возрастающей быстротой, результатом будут нищета и разорение. Д. Рикардо акцентировал внимание на том, что негативная сторона налогообложения заключается не только в том, что оно падает на те или иные объекты, столько в его действии, взятом в целом и влияющем на процессы воспроизводства.

И сегодня актуальны его выводы о том, что цель политики государства должна состоять в поощрении стремления к накоплению.

При обосновании налогов Рикардо предпринята попытка учета взаимосвязи налогов с ценами и доходами. Он считал, что "любой новый налог становится новым грузом для производства и приводит к повышению естественной цены" Тогда стоимость товаров искусственно изменяется. Налоги на естественные продукты, в частности, сельскохозяйственные, и налоги на товары потребления увеличивают цену средств к существованию и, следовательно, заработную плату. Все это приводит к снижению прибыли, что, в свою очередь, препятствует экономическому росту и тормозит экспорт. Рикардо также настойчиво указывает на другой крупный недостаток налогов: налог изменяет относительные цены и "мешает национальному капиталу распределяться наиболее выгодным для общества образом" Наконец, рассматривая влияние налога на заработную плату, Д. Рикардо утверждает: "Опыт показывает, что рост номинальной суммы налога часто ведет к сокращению объема продукта" независимо от того, берутся ли налоги из дохода или из капитала.

Д. Рикардо придерживался дифференцированного подхода к установлению налогов на разные группы товаров, считая, что налоги на предметы роскоши имеют некоторые преимущества перед налогами на товары первой необходимости. Налоги на роскошь уплачиваются из чистого дохода и поэтому не уменьшают производительный капитал страны.

Теория налогообложения Д. Рикардо не только получила широкое распространение в финансовой науке, но и нашла свое применение в практике налогообложения в виде норм законодательства.

А. Смит

Теория А. Смита представляет цельную систему взглядов, в кото­рой экономические понятия, положения, выводы, как правило, вза­имоувязаны между собой. Не являются исключением и предлагаемые Смитом принципы налогообложения. Они основываются на его кон­цепции равнозначности различных видов труда, положении о роли го­сударства как «ночного сторожа», а не регулятора экономических про­цессов.

Для выполнения своих функций – отправление правосудия, обес­печение обороны, выполнение некоторых видов общественных услуг (например, прокладки и поддержания общественных дорог, создания системы образования и воспитания) – государство должно иметь не­обходимые средства.

Вознаграждение чиновников, адвокатов, преподавателей не долж­но быть ни слишком малым, ни слишком щедрым. «Если за какую-ни­будь услугу платят значительно меньше того, что следует, на ее вы­полнении отразятся неспособность и негодность большей части тех, кто занят этим делом. Если за нее платят слишком много, ее выполне­ние будет еще больше страдать от небрежности и лености».

В пятой книге А. Смита, называемой «О расходах государя или государства», рассматриваются различные правила сбора налогов и пошлин, принципы перераспределения и использования доходов. В этой книге есть специальная глава «Четыре основных правила нало­гов». Уплату налогов следует возложить не на один класс, как предла­гали физиократы, а на всех одинаково – на труд, на капитал, на землю.

Четыре основных правила взимания налогов состоят в следующем:

– налоги должны платить все граждане, каждый – в соответствии со своим доходом;

– налог, который следует уплатить, должен быть точно определен, а не изменяться произвольно;

– всякий налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые наименее стеснительны для плательщиков;

– налог должен устанавливаться по принципу справедливости. Это касается размеров платежа, санкций за неуплату, равенства в распределении уровней налогообложения, соразмерности с доходами и т.д. «Налог, необдуманно установленный, создает сильные искуше­ния к обману; но с увеличением этих искушений обычно усиливаются и наказания за обман. Таким образом, закон, нарушая первые начала справедливости, сам порождает искушения, а потом карает тех, кто не устоял против них...».

Пожалуй, и сегодня многие замечания и правила автора «Исследо­вания о богатстве народов» не потеряли своей актуальности и могут быть положены в основу налогового законодательства и практики на­логообложения.

 

 

5. Налогоплательщики: понятие, права и обязанности.

Налогоплательщики – субъекты налоговых отношений, на которых законом возложена обязанность уплачивать налоги за счет собственных средств.

основных правплательщика налогов

1. Получатьпоместусвоегоучетаотналоговыхоргановбесплатнуюинформациюодействующихналогахисборах.

2. Получать формыналоговыхдеклараций и разъясненияопорядкеихзаполнения.

3. Использоватьналоговыельготы, еслионипредусмотренызаконодательством.

4. Проводитьзачетиливозвратсуммизлишнеуплаченныхлибоизлишневзысканныхналогов, пеней, штрафов.

5. Представлятьпоясненияпоисчислениюиуплатеналогов, атакжепоактампроведенныхналоговыхпроверок.

6. Требоватьотдолжностныхлицналоговыхоргановсоблюдениязаконодательстваоналогахисборах.

7. Невыполнятьнеправомерныеактыитребованияналоговыхорганов.

8. Обжаловатьвустановленномпорядкеактыналоговыхоргановидействия (бездействие) ихдолжностныхлиц.

9. Насоблюдениеисохранениеналоговойтайны.

9 обязанностейплательщика налогов

1. Уплачиватьзаконноустановленныеналогиисборы.

2. Вестивустановленномпорядкеучетдоходовирасходов.

3. Представлятьналоговыедекларации.

4. Исполнятьобязанностиналоговогоагента.

5. Применять контрольно-кассовуютехнику (илибланкистрогойотчетности).

6. Сообщатьвсвойналоговыйорганобовсехподразделениях, созданныхнатерриторииРоссийскойФедерации (кромефилиаловипредставительств) втечение 1 месяцасоднясоздания. Обизменениисведенийобобособленномподразделении – втечение 3 днейсодняизменения.

7. Сообщать поутвержденнойформе всвойналоговыйорганобовсехобособленныхподразделенияхроссийскойорганизациинатерриторииРоссийскойФедерации, которыезакрываются, втечение 3 днейсодняпринятиярешенияозакрытии.

8. Сообщать поутвержденнойформе вналоговуюинспекциюобовсехслучаяхучастиявроссийскихииностранныхорганизацияхвтечение 1 календарногомесяца.

9. Неменее 4 летобеспечиватьсохранностьналоговойивтечение 5 летбухгалтерскойотчетности.

Нестииныеобязанности, предусмотренныезаконодательствомоналогахисборах.

 

6.  Источники налогового права. Законодательство о налогах и сборах.

Налоговый Кодекс РФ к источникам налогового права относит:

1. международные договоры Российской Федерации,

2. Налоговый Кодекс РФ,

3. федеральные законы и законы Российской Федерации,

4. законы и иные нормативные акты законодательных органов субъектов РФ

5. нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления.

6. решение Конституционного суда

 

7. Соотношение понятий «система налогов и сборов» и «налоговая система».

Система налогов – это совокупность установленных в РФ федеральных налогов, региональных и местных налогов. Ее структура закреплена в ст. 13–15 НК РФ.

   Налоговая система – это более широкий институт, чем понятие система налогов. Система налогов представляет собой конкретный набор способов систематизации различных типов налогов и занимается группировкой налогов

Налоговая система — это совокупность установленных в государстве существенных условий налогообложения.
Существенными условиями налогообложения являются:
— принципы налогообложения;
— порядок установления и введения налогов;
— система налогов;
— порядок распределения налоговых поступлений между бюджетами разных уровней;
— права и обязанности участников налоговых отношений;
— формы и методы налогового контроля;
— ответственность участников налоговых отношений;
способы защиты прав и интересов участников налоговых отношений.

 

8. Функции налогов.

Налоги выполняют четыре важнейшие функции:

  1. обеспечение финансирования государственных расходов — фискальная функция;
  2. государственное регулирование экономики — регулирующая функция;
  3. поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп в целях сглаживания неравенства между ними — социальная функция;
  4. стимулирующая функция-льготы, исключения, уменьшение налогооблагаемой базы

 

9. Налоговая тайна.

Ст 102 или https://www.gd.ru/articles/9047-qqq-17-m3-06-03-2017-nalogovaya-tayna

10.  Принципы налогообложения.

Экономические принципы налогообложения представляют собой сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления. Впервые они были сформированы в 1776г Адамом Смитом в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов». А.Смит выделил 5 принципов налогообложения, названых позднее «Декларацией прав плательщика»:

- хозяйственной независимости и свободыналогоплательщика, основанный на праве частной собственности( все остальные принципы подчиняются этому)

- справедливости- равной обязанности граждан платить налоги соразмерно своим доходам

- определенности –сумма, способ и время платежа должны быть заранее известны налогоплательщику

- удобности- налог должен взиматься в такое время и таким образом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика

- экономии- издержки по взиманию налога должны быть меньше чем сами налоговые поступления

-

11. Налоговые органы: понятие, права и обязанности.

Ст 30-35 нк

12.  Налоговый контроль как вид финансового контроля и его классификация. Глава 14 нк

13.  Налоговые агенты: понятие, права и обязанности.

Ст 24, ст 21 права

14.  Юридический состав налога.Ст 17,18

Совокупность элементов юридического состава налога устанавливает обязанность плательщика по уплате налога. Выделяют существенные элементы и факультативные элементы.

Существенные (или сущностные) элементы — элементы юридического состава налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определёнными.

Ст. 17 НК РФ закрепляет следующее:

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

· объект налогообложения

· налоговая база

· налоговый период

· налоговая ставка

· порядок исчисления налога

· порядок и сроки уплаты налога

Факультативные элементы — элементы, отсутствие которых не влияет на определённость налога. К факультативным п. 2 ст. 17 НК РФ относит:

· налоговые льготы

· ответственность за налоговые правонарушения

· порядок удержания и возврата неправильно удержанных сумм налога

 

15. Прямые и косвенные налоги: критерии разграничения.

Прямые налоги — это налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов (заработной платы, прибыли, процентов) или с имущества налогоплательщика (земли, строений, ценных бумаг).

В случае прямого налогообложения сумма налога вносится плательщиком непосредственно в казну.

В Российской Федерации действует следующая система основных прямых налогов:

- Прямые налоги, удерживаемые с юридических лиц, налог на прибыль предприятия(корпорационный налог), налог на имущество предприятия; земельный налог с предприятия.
- Прямые налоги, взимаемые с физических лиц (населения), — подоходный налог с населения; поимущественный налог с населения; налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения; налог на владельцев транспортных средств. Важнейшим прямым налогом, взимаемым с юридических лиц, является налог на прибыль предприятий. Кто является плательщиком данного налога? Его плательщики — это предприятия и организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, а также иностранные компании, занимающиеся предпринимательской деятельностью в России.

Объектом обложения является валовая прибыль предприятия, представляющая собой сумму прибыли от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (основного капитала), иного имущества и доходов от внереализационных операции за вычетом суммы расходов по этим операциям.













Виды прямых налогов

1. Подоходный налог с физических лиц (налог на личные доходы) является вычетом из доходов налогоплательщиков - физических лиц, как имеющих, так и не имеющих постоянного местожительства в Российской Федерации, включая иностранных граждан, так и лиц без гражданства. Платежи осуществляются в течение года, но окончательный расчет производится в конце его. Нормой налогообложения является налоговая ставка - размер налога на единицу налогообложения. В России минимальная ставка подоходного налога составляет 12%, максимальная - 45%.

Не подлежат налогообложению: государственные пособия по социальному страхованию; все виды пенсий; доходы, полученные от физических лиц в порядке наследования и дарения; стоимость подарков, полученных от предприятий, учреждений и организаций в течение года в виде вещей или услуг, не превышающая сумму 12-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.

2. Налог на прибыль предприятий взимается в случае, если они признаются юридическими лицами. Этот налог составляет основную часть налоговых выплат предприятий. Обложению налогом подлежит прибыль, чистый доход. В России ставка этого налога близка к той, что действует в развитых странах - до 35%. Производственные объединения, предприятия, а также собственники капитала уплачивают налог на основании предъявленных ими деклараций. Налоговая декларация представляет собой заявление налогоплательщика о размерах его доходов. Отдельные виды прибыли, получаемой юридическими лицами, облагаются особо. Так, прибыль от дивидендов, полученных по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, выпущенным в Российской Федерации, облагается по ставке 15%. Этот размер ставки применяется к прибыли от долевого участия в других предприятиях, созданных на территории Российской Федерации.

3. Социальные взносы охватывают взносы предприятий на социальное обеспечение и налоги на заработную плату и рабочую силу. Они представляют собой выплаты, которые осуществляются частично самими работающими, частично - их работодателями. Они направляются в различные внебюджетные фонды: по безработице, пенсионный и т.д. государство также принимает участие в финансирование этих фондов. Налоги на фонд заработной платы и рабочую силу выплачиваются только работодателями.

4. Поимущественные налоги - это налоги на имущество, землю и другую недвижимость, дарения и наследство. Размер этих налогов определяется задачей перераспределения богатства.

5. Налоги на товары и услуги, прежде всего таможенные пошлины и сборы, акцизы, налог с продаж и налог на добавленную стоимость. Налог на добавленную стоимость схож с налогом с продаж, при котором всю его тяжесть несёт конечный потребитель. Налогоплательщики, которые в процессе работы добавляют стоимость к поступившим в их распоряжение предметам труда, облагаются налогом с этой добавленной стоимости. Но каждый налогоплательщик включает эту сумму в цену своего товара, который движется по цепочке вплоть до конечного потребителя.

Законом определен перечень товаров (работ, услуг), освобождаемых от налога. Этот перечень является единым на всей территории РФ. Освобождаются от НДС услуги в сфере народного образования, связанные с учебно-производственным процессом; услуги по уходу за больными и престарелыми; ритуальные услуги похоронных бюро; услуги учреждений культуры и искусства, религиозных объединений; театрально-зрелищные, спортивные и другие развлекательные мероприятия. Освобождаются от платы НДС научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые за счет государственного бюджета, и хоздоговорные работы, выполняемые учреждениями народного образования.

Косвенные налоги

Косвенные налоги — это налоги на товары и услуги: налог на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара, тариф или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги. Владелец товара или услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет государству. В данном случае связь между плательщиком и государством опосредована через объект обложения.

В случае прямого налогообложения сумма налога вносится плательщиком непосредственно в казну. При косвенном налогообложении сумма налога, полученная владельцем (продавцом) товаров или услуг при их реализации от покупателя, перечисляется государству. Следовательно, формально косвенный налог уплачивает владелец (продавец) товара, реально — его покупатель.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 380.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...