Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Природные ресурсы — это все элементы природы, которые используются в производстве в качестве сырья и энергии.




Принципиальным свойством регионального хозяйства, в отличие

от организаций — хозяйствующих субъектов, является то обстоятельство, что депрессивный регион нельзя подвергнуть ликвидации («банкротству»), прекратив исполнение функций, относящихся к области «провалов рынка» (создание, развитие и поддержание инфраструктуры, социальные обязательства, обеспечение занятости, обустройство территории, экология и др.).

Вместе с тем регион — это и социальная система. В социальной сфере региона фиксируются результаты хозяйственно-экономической деятельности: повышение качества жизни, создание благоприятной среды обитания, в том числе организация общественной жизни и культуры, поэтому социальный фактор играет первостепенную роль и в тактике управления региональным хозяйством, и при разработке экономической стратегии развития территории.

Регион — это конкретная часть территории РФ, и потому территориальный признак в определении являетсяосновным; во-вторых, регион является подсистемой большой социальнойи административной системы — Российской Федерации, а потому обладаетее основными чертами; в-третьих, регион отличается социально-экономической спецификой и формами ее проявления.Регион является и пространством, имеющим административные

границы, и обособленным социально-экономическим комплексом, в котором складывается и реализуется совокупность процессов воспроизводства жизнеобеспечения данной территории. При этом исследуемая дефиниция включает и социальную составляющую, учитывающую территориальную специфику социальных процессов.

Регион — это территориальная целостная социально-эколого-экономическая система, обособленная в границах, установленных федеральным законодательством, включающая институциональный, хозяйственно-экономический, природно-экологический и социальный компоненты.

Классификация регионов:

- по бюджетной обеспеченности

регионы-доноры - доходная часть консолидированного регионального бюджета превышает расходную, что служит основанием изъятия федеральными фискальными органами части средств из этого превышения для перераспределения

регионы-реципиенты - соотношение доходной части и расходной прямо противоположное типу, рассмотренному выше,

самодостаточные регионы - обеспечивают собственные расходные нужды преимущественно собственными доходами.

- по функциям в пространственной организации

сырьевые зоны;

зоны безопасности;

зоны технологического трансферта;

зоны инновационного развития;

мировые города;

старопромышленные регионы;

территории, прошедшие первичную индустриализацию

-По источникам основной специализации производства: агропромышленные, транспортно-промышленные, морепромышленные, рыбопромышленные, газопромышленные и другие.

Большинство ученых выделяют 5 основных групп.

1 группа классификаций - это простые регионы, выделяемые по единичным признакам. В региональной экономике в качестве таких признаков чаще всего выступают:

-объем валового регионального продукта;

-темпы экономического роста;

-тип территориальной структуры хозяйства (поляризованный или гомогенный);

-коэффициент плотности населения;

-характер хозяйственной специализации региона.

2 группа классификаций - это сложные регионы, выделяемые на основе совокупности признаков. Например, широко известна классификация регионов, проводимая журналом "Эксперт" на основе двух интегральных показателей: инвестиционного потенциала и инвестиционного риска.

3 группа классификаций - на основе выделения ключевых проблем регионального развития. Здесь, в частности, можно выделить такие типы регионов, как:

-депрессивные регионы - демонстрировавшие в прошлом относительно высокие темпы развития;

-стагнирующие регионы - отличающиеся крайне низкими или нулевыми темпами развития;

-пионерные регионы - регионы нового освоения;

-программные (плановые) регионы - регионы, на которые распространяется целевые программы социально-экономического развития и контуры которого не совпадают с существующими границами территориального районирования.

 

4 группа классификаций проводится с точки зрения возможностей региона осуществлять самостоятельную экономическую политику. Здесь, в частности, выделяются "планирующие" регионы, имеющие единые органы хозяйственного управления, и "плановые" регионы, лишенные подобных органов (например, Центрально-Черноземный район, Волго-Вятский, Прибалтийский, Приволжский)

2. Закономерности, принципы и факторы размещения производительных  сил.

Отечественная школа региональных экономических исследований:

Закономерности

-Рациональное, наиболее эффективное размещение производительных сил.

-Комплексное развитие хозяйства экономических районов, субъектов РФ.

-Рациональное территориальное разделение труда между регионами и в пределах их территорий.

-Выравнивание уровней социально-экономического развития регионов.

Для современного этапа экономического развития особое значение приобретает рациональное размещение производительных сил, позволяющее обеспечивать большую эффективность производства при бережном, рациональном использовании природно-ресурсного потенциала, улучшении экологических условий жизни населения.

Особенно большое значение имеют:

-комплексное использование природных ресурсов,

внедрение безотходных технологий при переработке сырья и топлива.

Принципы размещения:

Набор требований, которые необходимо учитывать при планировании размещении предприятий, развитии региона, т.п.

А) Приближение производства к источникам сырья, местам потребления продукции;

Б) равномерное размещение производства по территории страны;

В) специализация хозяйства отдельных регионов;

Г) комплексное развитие региона;

Д) использование экономических выгод международного разделения труда, восстановление и развитие экономических связей со странами дальнего и ближнего зарубежья и другие.

Факторы размещения:

-Природные факторы, включающие экономико-географическое положение, экономическую оценку отдельных природных условий, ресурсов (земля, вода, для развития отдельных отраслей и районов;

-Экономические факторы, включающие мат-тех. потенциал и база, бюджетно-фин. ресурсы, произв. и соц. инфраструктура, (дорожно-транспортная), мероприятия по охране природы и ее рациональному природопользованию;

-Социально-демографические факторы, под которыми понимаются системы рассеяния, обеспеченность отдельных территорий страны трудовыми ресурсами.

В составе этих факторов особое значение имеет состояние производственной и социальной инфраструктуры.

3. Природно-ресурсныйпотенциал региона и его экономическая оценка.

Развитие экономики региона зависит от величины и эффективности применения ресурсного потенциала. Потенциал (от лат. potencia - сила, мощь) - это совокупность имеющихся средств, возможностей в какой-либо области. Под ресурсным потенциалом региона обычно понимается совокупность всех видов ресурсов, формирующихся на данной территории, которые могут быть использованы в процессе общественного производства.

Природные ресурсы — это все элементы природы, которые используются в производстве в качестве сырья и энергии.

Наличие природных ресурсов, их количество, качество и сочетание определяют природно-ресурсный потенциал территории и являются главным условием размещения производительных сил на данной территории. При освоении крупных источников природных ресурсов возникают крупные промышленные центры, формируются хозяйственные комплексы и экономические регионы. Природно-ресурсный потенциал региона оказывает влияние на его рыночную специализацию и место в территориальном разделении труда. Размещение, условия добычи и характер использования природных ресурсов влияют на содержание и темпы регионального развития.

Экономико-географическая оценка природных ресурсов представляет собой одну из важнейших проблем экономической географии, так как количество и качество природных ресурсов определяют природно-ресурсный потенциал территории, который оказывает большое влияние на хозяйственное развитие регионов, их специализацию и место в географическом разделении труда.

Природные ресурсы — это та природная база, опираясь на которую развивается хозяйство страны. Природные ресурсы как естественная основа любого производства подразделяется на:

• ресурсы недр (к ним относятся все виды минерального сырья и топлива);

• биологические ресурсы, в том числе растительные, лесные и ресурсы животного мира;

• земельные ресурсы; водные ресурсы; ресурсы Мирового океана; рекреационные ресурсы.

По признаку исчерпаемости природные ресурсы делятся на: исчерпаемые, в том числе возобновимые (растительные, почвенные, водные) и невозобновимые (минеральные); неисчерпаемые (энергия солнца, ветра, текучей воды, климатические и космические ресурсы, а также ресурсы Мирового океана).

Экономическая оценка природных ресурсов включает учет множества факторов (экономических, социальных, технических, эколого-географических), которые обусловливают пространственные различия и значимость природных ресурсов для жизни и деятельности человека. При их экономической оценке используются следующие параметры: масштаб месторождения, определяемый его суммарными запасами; качество полезного ископаемого, его состав и свойства, условия эксплуатации; мощность пластов и условия залегания; хозяйственное значение; годовой объем добычи.

Минеральные ресурсы подразделяются по направлению использования на три группы: топливные (горючие) — жидкое топливо (нефть), газообразное (природный газ), твердое (угли, горючие сланцы, торф); металлорудные — руды черных, цветных, редких, благородных металлов; неметаллические — горно-химическое сырье (апатиты, фосфориты, каменные и калийные соли), технические руды (асбест, графит, слюда, тальк), строительное сырье (глины, пески, камень, известняки) и т.д.

По народно-хозяйственному значению полезные ископаемые делятся на две группы: балансовые и забалансовые. К балансовым относят полезные ископаемые, использование кот.экономически целесообразно в наст. время. Использование забалансовых полезных ископаемых экономически нецелесообразно из-за незначительных запасов, низкого качества, сложных условий эксплуатации и переработки.

[Россия имеет мощный и разнообразный природно-ресурсный потенциал, способный обеспечить необходимые объемы собственного потребления и экспорта. В стране открыто и разведано около 20 тыс. месторождений полезных ископаемых. Она находится на одном из первых мест в мире по запасам большинства природных ресурсов, в том числе по запасам природного газа, каменного угля, железных руд, ряда цветных и редких металлов, апатитов, торфа, а также занимает ведущее место по запасам земельных, водных и лесных ресурсов.

В структуре минерально-сырьевой базы 71% составляют топливно-энергетические ресурсы, представленные газом, углем, нефтью, 15 — нерудное сырье, 13 — черные и цветные металлы, и лишь 1% приходится на алмазы и драгоценные металлы (золото, серебро, платину). Россия больше, чем другие страны, обеспечена минеральными ресурсами. Тем не менее ее сырьевой комплекс имеет ряд серьезных проблем. Неравномерное размещение природных ресурсов по территории страны. Значительная их часть сосредоточена в малоосвоенных удаленных северных и восточных регионах страны. Уровень использования природных ресурсов крайне низок. Особенно это относится к богатым территориям северных регионов. В результате распада СССР в России возник дефицит некоторых видов минерального сырья — марганца, хрома, урана, титана, высококачественных бокситов, циркония.В экономическом развитии страны ведущую роль в настоящее время играют топливно-энергетические ресурсы.Россия располагает значительными запасами нефти и газа. Основные их залежи находятся в Западно-Сибирской, Волго-Уральской, Тима- но-Печорской нефтегазоносных провинциях, а также на Северном Кавказе и Дальнем Востоке.В пределах Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции открыты и частично разведаны свыше 300 нефтяных и газовых месторождений.]

 

Ресурсный потенциал региона подразделяется на экологический, социальный и экономический. Кроме того, выделяют интегральный, или совокупный потенциал региона.

Экологический (природно-ресурсный) потенциал региона - это природные ресурсы, теоретически доступные для использования при данном уровне развития технологий и социально-экономических отношений с учетом приемлемой (максимально допустимой) антропогенной нагрузки на территорию.

Природные ресурсы бывают целевые, т.е. предназначенные для выполнения определенных функций. Их особенности - неравномерность размещения по территории страны, концентрация в отдельных регионах, источниках, месторождениях (например, железная руда, бокситы, мергель и т.п.); многоцелевые, т.е. потребляемые повсеместно. Необходимо указать, что многие многоцелевые природные ресурсы также повсеместно и распределены, хотя их качество, свойства, плотность распределения территориально дифференцированы (земля, вода, топливо, энергия и т.п.).

Для характеристики природных ресурсов используются такие показатели, как количество (запасы), качество (содержание полезного элемента, плодородие земель, калорийность топлива и т.п.), доступность (глубина залегания, себестоимость добычи и т.п.). Важно указать, что природные ресурсы - это не только какие-то конкретные материально осязаемые объекты, но и условия окружающей среды в совокупности, в комплексе (например, агроклиматические условия, сейсмоопасность и т.п.). Комплексная оценка состояния окружающей среды позволяет комплексно учесть все природные ресурсы, которыми обладает регион, т.е. оценить его интегральный, совокупный экологический (природно-ресурсный) потенциал.

В основе экономической классификации природных богатств заложено их преимущественное использование в отраслях хозяйственного комплекса страны. По этим признакам выделяются ресурсы:

1) материального производства, в том числе промышленности (топливо, металлы, воды, древесина, рыба) и сельского хозяйства (почва, воды для орошения, кормовые растения, промысловые животные);

2) непроизводственной сферы, и том числе прямого потребления (питьевая вода, дикорастущие растения и промысловые животные) и косвенного (например, использование для отдыха зеленых насаждений и водоемов)

Экономическая оценка природных ресурсов включает учет множества факторов (экономических, социальных, технических, эколого-географических), которые обусловливают пространственные различия и значимость природных ресурсов для жизни и деятельности человека. При экономической оценке их используются следующие параметры: масштаб месторождения, определяемый его суммарными запасами; качество полезного ископаемого, его состав и свойства, условия эксплуатации; мощность пластов и условия залегания; хозяйственное значение; годовой объем добычи.

4. Экономическое районирование, основные подходы и принципы выделения экономических районов.

5. Принципы и методы осуществления регионального управления.

Методы и механизмы регионального управления:

-Стратегическое планирование социально-экономического развития регионов

-Прогнозирование территориального и регионального социально-экономического развития

-Программно-целевой метод управления регионального развития

-Прямое государственное участие в развитии объектов экономики и социальной сферы в регионах (прямые инвестиции, государственная собственность)

-Размещение государственных заказов (закупок)

-Создание территорий с особым экономическим статусом (ОЭЗ, ЗАТО, наукограды, ТОР)

-Селективная поддержка территорий

-Организационная, правовая, информационная поддержка регионов

6. Стратегическое планирование в РФ. Документы стратегического планированиясубъектаРФ.

Федеральный Закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (ФЗ от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ

Стратегическое планирование - деятельность участников стратегического планирования по:

∗ целеполаганию,

∗прогнозированию,

∗планированию и

∗программированию

социально-экономического развития РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности РФ. СП осуществляется на федеральном уровне, уровне субъектов РФ, уровне мун.образований

7. Федеральные целевые программы регионального развития: порядок формирования и реализации.

8. Субъекты и объекты регионального управления и территориального планирования.

Объектами регионального управления и территориального планирова-

ния в общем случае выступают административно-территориальные еди-

ницы страны (регион — субъект РФ, ассоциация регионов, муниципальное

образование и т.п.).

Учитывая сущность, содержание и задачи регионального управления,

его объект можно классифицировать по следующим основным признакам:

1) форма собственности (федеральная, собственность субъекта федера-

ции, муниципальная и т.д.);

2) характер продукции или услуг, производимых хозяйствующим субъ-

ектом (продукция целиком или в основном потребляется внутри региона,

продукция имеет межрегиональное потребление, экспортная продукция

и др.);

3) характер и степень воздействия хозяйствующего субъекта на эконо-

мические, социальные, экологические и другие процессы в регионе;

4) воспроизводство условий жизнедеятельности населения, удовлет-

ворение потребностей людей вне сферы производства (охрана здоровья,

удовлетворение потребностей в образовании и культуре, социальная под-

держка и др.).

Таким образом, к объектам регионального управления следует отнести

все хозяйственные единицы региона. Однако при этом непосредственными

объектами регионального управления являются предприятия и организа-

ции, отнесенные к собственности субъектов федерации, а также инфра-

структурные звенья, деятельность которых направлена на воспроизводство

условий жизнедеятельности населения вне сферы производства. На ука-

занные объекты региональное управление оказывает прямое (непосред-

ственное) воздействие, на все другие объекты — опосредованное.

Уровни регионального управления и территориального планирования.

Системный подход к управлению процессами регионального управления

и территориального планирования предусматривает рассмотрение всех

уровней данной системы:

• федеральный уровень, на котором разрабатывается и реализуется госу-

дарственная стратегия социально-экономического развития;

• межрегиональный уровень (уровень макрорегионов — федеральных

округов), на котором координируется осуществление крупномасштабных

социально-экономических программ и приоритетных национальных про-

ектов на территории округов, а также действий администраций субъектов

РФ, входящих в состав округов;

• региональный уровень, на котором формируется и реализуется регио-

нальная социально-экономическая политика, т.е. политика субъектов

федерации, основными задачами которой выступают задачи решения соци-

ально-экономических проблем российских регионов на основе развития

и использования региональных факторов производства;

• муниципальный уровень, являющийся средой обитания и общения,

местом, где формируется человеческое сообщество, частью гражданского

общества, где каждый индивид имеет возможность реализовать свои

потребности, интересы, способности;

• микроуровень.

Руководствуясь принципом корпоративной социальной ответственно-

сти, в процессах регионального управления и территориального планиро-

вания обязаны участвовать и хозяйствующие субъекты (организации, осу-

ществляющие производственную, торговую, финансовую деятельность),

причем в ходе формирования и реализации региональной социально-эконо-

мической политики осуществляется рациональное согласование интересов

акторов территории, и, по отношению к неэффективным собственникам,

если это необходимо, может и должен использоваться административный

ресурс органов власти.

В соответствии с Градостроительным кодексом РФ в нашей стране раз-

рабатываются схемы территориального планирования двух уровней управ-

ления — государственного и муниципального. Первый уровень относится

к Российской Федерации в целом и субъектам РФ, второй — к муници-

пальным районам, сельским и городским поселениям, городским округам.

Соответственно построена двухуровневая информационная система терри-

ториального планирования.

Субъект стратегического территориального планирования в значитель-

ной мере определяется спецификой его объекта и носит в общем случае

многоуровневый характер. Например, применительно к городу ядром субъ-

екта стратегического планирования его развития выступают органы муни-

ципального управления. Вместе с тем в его состав входят государственная

компонента в лице органов регионального, а в ряде случаев — федераль-

ного управления, представители других субъектов управления и хозяй-

ствования, имеющие стратегические интересы в развитии города.

Субъект регионального стратегического планирования — региональное

сообщество (население региона), делегирующее права управления регио-

нальным органам власти и непосредственно участвующее в принятии стра-

тегических решений с использованием институтов гражданского общества,

а также представители федеральных органов власти и управления и биз-

нес-структур, имеющие стратегические интересы в данном регионе.

Таким образом, региональное сообщество является конечным субъек-

том стратегического планирования, региональные органы власти — непо-

средственным.

9. Система органов регионального управления: их структура и функции.

-законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ;

..Принимает Конституцию или Устав субъекта РФ и поправки к ним

..Заслушивает ежегодные отчеты высшего должностного лица субъекта РФ

-высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ;

В субъекте РФ устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ

Структура исполнительных органов государственной власти субъекта РФ определяется высшим должностным лицом субъекта РФ в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ

Наименование высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, его структура, порядок его формирования устанавливаются конституцией (уставом) и законами субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта РФ.

Финансирование высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ осуществляется за счет средств бюджета субъекта РФ, предусмотренных отдельной статьей.

Функции исполнительного органа:

Разрабатывает проект бюджета, а также проекты документов стратегического планирования (стратегий, прогнозов, программ) социально-экономического развития субъекта РФ, обеспечивает их исполнение и готовит соответствующие отчеты

формирует иные органы исполнительной власти субъекта РФ

управляет и распоряжается собственностью субъекта РФ, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление субъекту РФ

-иные органы государственной власти субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.

Федеральные органы исполнительной власти осуществляют свои полномочия на территории субъектов РФ непосредственно или через создаваемые ими территориальные органы и назначение соответствующих должностных лиц. (ст. 78 Конституции РФ)

Примеры: территориальные органы

МВД России,

МЧС России,

Федеральной регистрационной службы,

Министерства юстиции РФ,

других федеральных министерств

-Конституцией (уставом) субъекта РФ может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ.

Законом субъекта РФ:

утверждается бюджет субъекта РФ

в пределах полномочий устанавливается порядок проведения выборов в органы МСУ

утверждаются программы развития субъекта РФ

устанавливаются налоги и сборы

устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью субъекта РФ

устанавливаются порядок проведения выборов

устанавливается адм.-тер. устройство субъекта РФ

10. Разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ.

11. Стратегия развития региона как основной документ стратегического планирования социально-экономического развития субъекта РФ.

12. Специализация и комплексное развитие региона. Методы определения рыночной  специализации региона.

Выполнение основной экономической задачи приводит к специализации каждого экономического района на тех отраслях производства, какие в нем могут быть развиты наиболее полно и выгодно, включая промышленные, энергетические и транспортные звенья.

Каждый район осуществляет комплексное развитие хозяйства на своей территории для наиболее полного удовлетворения местных производственных и потребительских нужд за счет местных источников сырья и энергии.

Сущность специализации региона

Производства с точки зрения тяготения их к определенным районам размещения подразделяются следующим образом:

• производства, которые целесообразно размещать в районах концентрации трудовых ресурсов. (большинство отраслей машиностроения, легкой и пищевой промышленности);

• производства, тяготеющие к источникам топлива и электроэнергии (энергоемкие производства цветной металлургии, ряд предприятий химии, нефтехимия и нефтепереработка и др.);

•производства, размещающиеся преимущественно у источников сырья (размещение металлургических баз России, ориентированных на использование железных руд Курской магнитной аномалии, Урала, Западной Сибири; размещение предприятия лесозаготовок, лесопереработки и целлюлозно-бумажной промышленности);

• производства, тяготеющие к районам потребления готовой продукции (предприятия, производящие скоропортящуюся продукцию или нетранспортабельную, высокотоксичную продукцию);

• производства, размещение которых не имеет ярко выраженной ориентации, т. е. предприятия, в затратах на производство единицы продукции которых доля каждого из факторов имеет примерно одинаковое стоимостное выражение.

Комплексное развитие хозяйства экономических районов предполагает сочетание отраслей рыночной специализации, имеющих общероссийское значение, отраслей производства, удовлетворяющих потребности населения, а также потребности ведущих отраслей инфраструктуры.

Комплексность хозяйства регионов предполагает укрепление экономических связей между отраслями рыночной специализации, отраслями, дополняющими территориальный комплекс и сферой услуг.

Функционирование и развитие региональных экономических систем не может осуществляться только на основе рыночного саморегулирования.

В осуществлении государственного регулирования в той или иной степени участвуют все государственные институты, но решение региональных проблем не является их основной функцией.

В системе государственного регулирования выделяется особая деятельность – региональная политика.

Методы определения специализации региона:

А) Коэффициент локализации (Kл) (сосредоточения) отрасли на территории региона рассчитывается на основе сопоставления отраслевой структуры выпуска продукции региона с аналогичными показателями страны в целом и показывает степень сконцентрированности отрасли в данном регионе. Если расчетные отраслевые коэффициенты локализации больше единицы, то данные отрасли выступают как отрасли рыночной специализации региона.

Б) Коэффициент (Kдп) рассчитывается как отношение удельного веса

данной отрасли региона в соответствующей отрасли хозяйства страны к

удельному весу населения региона в населении страны:

 

13. Региональная политика:понятие, цели, задачи, принципы, основные направления, методы и инструменты реализации.

14. Содержание и задачи региональной экономической диагностики.Система регионального мониторинга.

Проведение эффективной региональной политики требует глубокого анализа и диагностики социально-экономического развития регионов. Если предметом анализа являются связи и зависимости экономических явлений и процессов во всем их многообразии, то диагностика, основываясь на результатах анализа, выявляет еще причины и величину отклонения экономических процессов в регионе от установленной нормы на основе типичных признаков.Иными словами, экономическая диагностика регионов – это определение состояния, выделение проблемных, депрессивных, кризисных, а также «перегретых» и перспективных регионов. Диагностика позволяет определить надежность региональных систем, выявить «болевые точки», узкие места с целью принятия адекватных мер, обоснованных управленческих решений, для чего весьма важно выяснить взаимосвязи, соотношения между:

 

спросом и предложением, характеризующими удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах; природно-ресурсным потенциалом и потребностью в сырье и материалах, энергии и других условиях окружающей среды со стороны хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств в регионе; источниками формирования и расходами местных бюджетов, как важное условие экономической самостоятельности и обеспечения комплексного развития региона;наличием трудовых ресурсов и рабочих мест, отражающим возможность рационального использования трудового потенциала; объемом инвестиций и производственными мощностями строительной индустрии; концентрацией производства, социальной инфраструктурой и плотностью населения; темпами роста цен и доходов населения; объемом экспорта и импорта, ввоза и вывоза и т.п.

 

Для проведения диагностики необходима система взаимосвязанных измерителей, в качестве которых выступают соответствующая статистическая информация и индикаторы состояния и развития экономики регионов. Важнейшей статистической информацией для проведения диагностики региона являются общие сведения о регионе, а также комплекс макроэкономических индикаторов.

 

Общие сведения о регионе характеризуют географическое положение региона (удаленность от сырьевых баз и районов-потребителей продукции), природные ресурсы, тип природно-климатической зоны. При этом характеризуется административно-территориальное деление региона, указывается общая численность, национальный состав и плотность населения, анализируется место ведущих отраслей в экономике региона, а также отражается:

 

валовой внутренний продукт региона, или валовой региональный продукт (ВРП), который определяется как сумма валовой добавленной стоимости, произведенной за отчетный период институциональными единицами-резидентами региональной экономики. При этом валовая добавленная стоимость представляет собой разницу между стоимостью произведенных в отчетном периоде товаров и услуг (выпуском) и стоимостью товаров и услуг, потребленных за тот же период времени (промежуточным потреблением). ВРП, является аналогом ВВП страны в целом, хотя и имеет от него существенные отличия, поскольку не включает в себя стоимость оказываемых обществу в целом услуг (оборона, государственная безопасность, государственное управление и т.п.); объем промышленной и сельскохозяйственной продукции; прибыль по всем видам хозяйственной деятельности; численность безработных; сбережения и капиталообразующие инвестиции; объем розничного товарооборота;

 

На основании вышеуказанных данных делается вывод о значимости рассматриваемого региона среди других субъектов.

 

В комплекс макроэкономических индикаторов для региональных экономических систем входят показатели, характеризующие производство и использование валового регионального продукта, изменение уровня цен (инфляции), динамику изменения занятости и уровень инвестиционной активности (ставка банковского кредита) и другие стороны финансовой и хозяйственной деятельности регионов.

 

К таким показателям по отдельным сферам могли бы быть отнесены следующие:

 

1. В сфере производства: объем ВРП; ВРП на душу населения; темпы роста ВРП; соотношение темпов роста потребления и инвестиций в основной капитал; рост экспортного потенциала региона; индекс физического объема промышленной продукции

 

 

(в сопоставимых ценах); степень износа основных производственных фондов; удельный вес убыточных предприятий.

 

2. В финансовой сфере: ставка по кредитам банков; темп роста инвестиций в основной капитал; индекс соотношения ВРП и налоговых поступлений в региональный бюджет; уровень цен (соотношение цен текущего и базового периодов); бюджетная обеспеченность региона; состояние кредиторской и дебиторской задолженностей региона, в том числе по налогам.

 

3. В социальной сфере: уровень прожиточного минимума; доля оплаты труда в ВРП; соотношение среднемесячной заработной платы и прожиточного минимума; задолженность по выплате заработной платы, пенсий и пособий; доля населения с доходами ниже прожиточного минимума в общей численности населения; уровень финансирования социальных программ из регионального бюджета; естественная убыль и миграция населения; удельный вес официально зарегистрированных безработных и число безработных на одно место; динамика общей численности населения региона, активного и занятого населения.

 

Дополнительными и конкретизирующими характеристиками регионов и стран в целом могут являться различные макроэкономические показатели их устойчивости (нестабильности). Международный банк реконструкции и развития предлагает

 

 

26 показателей, характеризующих макроэкономическое состояние страны (региона). Международный валютный фонд использует для этих целей 10 ключевых макроэкономических показателей.

 

Вся совокупность индикаторов оценки развития регионов разбивается на следующие группы:

 

1. Экономические индикаторы, к которым относятся: экономический потенциал региона и его использование; объем и эффективность производства; состояние региональных рынков; инвестиционная активность; энергетическая и продовольственная безопасность; финансовое самообеспечение региона; налоговая нагрузка и наличие независимой налоговой базы для формирования местных бюджетов; показатели территориальной структуры, концентрации экономической деятельности, уровня диверсификации; структура собственности в регионе.

 

2. Социальные индикаторы, включающие в себя: уровень безработицы и занятости в регионе; динамика номинальных и реальных доходов; структура доходов и расходов; соотношение среднемесячного дохода и прожиточного минимума; потребление материальных благ и услуг; уровень развития инфраструктуры и др.

 

Для обобщающей оценки уровня развития и качества жизни людей (социального развития региона) программой развития ООН (ПРООН) рекомендуется показатель «индекс развития человеческого потенциала» (ИРЧП). Индекс развития человеческого потенциала дает самую общую интегральную оценку уровня социального развития страны и региона. Он включает в себя:

 

доход, измеряемый ВВП (ВРП) на душу населения с учетом различной покупательной способности в различных регионах; продолжительность жизни, измеряемую ожидаемой продолжительностью жизни при рождении; знания, или уровень образования, измеряемые числом грамотных лиц или длительностью школьного образования, числом лиц с высшим специальным образованием.

 

3. Экологические индикаторы, в числе которых выделяют: антропогенную нагрузку на территорию; уровень выбросов загрязняющих веществ в атмосферу; состояние поверхностных водоемов и запасов сточных вод и др.

 

4. Демографические индикаторы, характеризующие информацию о количестве городского и сельского населения, о его половозрастной структуре, трудоспособном населении, уровне образования, плотности населения, сальдо миграции и др.

 

5. Индикаторы наличия и использования ресурсов в регионе, которые анализируют наличие и состояние в регионе:

 

трудового потенциала, отражающего численность трудовых ресурсов, половозрастной состав и профессиональный уровень их подготовки (см. п.3.3); природно-ресурсного потенциала, характеризующего наличие природных богатств – земельных ресурсов, лесов, полезных ископаемых, воды, прочих видов ограниченных природных ресурсов и условий окружающей среды (см. п. 3.2); производственного потенциала, анализирующего в самом общем виде производственные мощности: стоимостную оценку капитальных ресурсов, материальных оборотных средств, ноу-хау и др. (см. п. 3.4); потенциала инфраструктуры, отражающего показатели развития социальной, производственной, управленческой, экологической и рыночной инфраструктуры (см. п. 3.5).

 

Столь большое количество индикаторов оценки развития регионов вызывает значительные трудности в обеспечении их надежной и достоверной статистической информацией, что побуждает к поиску и использованию наиболее важных, обобщающих, интегральных индексов, к которым наряду с вышеописанным индексом развития человеческого потенциала могут быть причислены:

 

валовой региональный продукт (ВРП); степень загрязнения среды проживания людей, которая может быть охарактеризована уровнем загрязнения радионуклидами, степенью концентрации ядовитых веществ в воде, атмосфере, почве и др.; уровень занятости, рассчитываемый как отношение количества занятых в народном хозяйстве жителей к общей величине трудовых ресурсов или к числу экономически активных людей и др.

 

Региональная экономическая диагностика основывается на использовании как общенаучных (системный комплексный, генетический, проблемный подход), так и специальных методов, среди которых важнейшим является сравнительный метод. В самом общем смысле сравнение – это установление, выявление сходства и отличия анализируемых объектов. Число сравнительных признаков (индикаторов), должно быть достаточно большим, чтобы решить задачу типологизации регионов, под которой понимается выделение и группировка (классификация) региональных образований. При этом предпочтение отдается методам сложных группировок, когда выделение совокупности регионов на группы (типы) осуществляется по двум и более признакам-индикаторам, взятым в сочетании. Так, возможно осуществление типологизации по сочетанию двух индикаторов, например, характеризующих уровень экономического и социального развития. В качестве примера можно предложить классификацию регионов по динамике промышленного производства (экономическая составляющая) и доходов населения (социальная составляющая).

 

В Совете по изучению производительных сил Российской Федерации разработана методика типологизации регионов, использующая три индикатора: уровень социально-экономического развития; динамичность социально-экономического развития; природно-географические условия (климат, положение относительно центра страны, тяготение к регионам мирового рынка и т.п.). На основе данных типологических признаков выделяются три главных типа проблемных регионов, по отношению к которым целесообразно применять особые методы регулирования: отсталые, депрессивные и кризисные.

 

Наконец, имеет место типологизация регионов по главным проблемам регионального развития, построенная на анализе четырех групп основополагающих проблем: экономических, геополитических, этнических и экологических. В то же время необходимо указать, что на практике очень часто используется типологизация по динамике одного индикатора. Этот метод предполагает анализ какого-либо одного показателя (например, величины заработной платы), значение которого фиксируется во всех анализируемых регионах как в наблюдаемом, так и в базисном году. При этом вся совокупность регионов разбивается на четыре группы:

 

1) регионы, которые и в базисном, и в наблюдаемом году имели уровень индикатора выше среднего значения;

 

2) регионы, у которых уровень индикатора в базисном году был выше, а в наблюдаемом – ниже среднего значения;

 

3) регионы, у которых уровень индикатора в базисном году был ниже среднего, а затем превысил средний уровень;

 

4) регионы, у которых уровень показателя и в базисном, и в наблюдаемом году был ниже среднего значения.

 

Для комплексной диагностики развития регионов лучше всего подходит метод многомерного сравнительного анализа, который предполагает изучение любого региона на основе совокупности (комплекса) исходных индикаторов, представленных в виде матрицы исходных данных (аij). При этом из всех значений индикаторов выбираются лучшие, в результате чего формируется гипотетический регион-эталон с матрицей оптимальных (наилучших) параметров (max aij). Затем показатели по другим регионам (aij) делятся на соответствующие значения этих показателей для региона-эталона (max aij), в результате чего получается матрица стандартизированных коэффициентов (xij):

 

.                   (2)

 

Полученные коэффициенты возводятся в квадрат и умножаются на весовые коэффициенты Кi, определяемые экспертным путем. По каждому региону результаты складываются, из найденной суммы извлекается квадратный корень, в результате чего получается рейтинговая оценка региона (Ri):

 

.        (3)

 

Рейтинговые оценки ранжируются, в результате чего определяется место региона по уровню развития среди других регионов.

 

В зарубежной практике нашел широкое применение метод суммарного ранжирования регионов. При этом каждый регион ранжируется по величине индикаторов, т.е. определяется занимаемое регионом место по каждому индикатору. Суммарный рейтинг региона определяется суммой мест, занимаемых им по всем параметрам, причем наиболее высокий рейтинг присваивается региону, набравшему минимальные значения суммы мест.

 

Кроме того, в экономической диагностике регионов применяются:

 

моделирование (математическое и логическое), когда свойства регионов определяются на основе их идеальных образов-моделей, что позволяет использовать для диагностики формализованные методы расчетов и средства вычислительной техники; экспертная диагностика, основанная на изучении мнений специалистов-профессионалов; межрайонные модели межотраслевых балансов, основанные на известной межотраслевой модели В.Леонтьева, описывающей как материально-вещественные взаимосвязи производства и потребления продукции и ресурсов, так и финансовые взаимосвязи региона (сегодня межотраслевая модель включает в анализ ограниченное (около двух десятков) количество отраслей).

Система регионального мониторинга:

Однако в некоторых случаях тотальный мониторинг может и даже должен включать проблемно-ориентированный в качестве самостоятельного фрагмента или использовать соответствующую информацию в невыделенном, латентном виде.

 

Проведение мониторинга региональных ситуаций и проблем направлено на оценку различных видов безопасности регионов: социальной, экологической, экономической, политической.

 

Экологическая безопасность региона — ситуация благополучия в регионе с точки зрения обеспечения безопасных условий жиз­ни и деятельности человека, животного и растительного мира, характеризуемая набором критериальных (реперных) показателей жизнедеятельности флоры и фауны региона.

 

Критериальные показатели развития экономики региона пред­ставляют собой систему индикаторов, характеризующих состоя­ние и динамику природного комплекса региона. К числу крите­риальных показателей относится систематизированный набор па­раметров, характеризующих наиболее важные стороны экологии региона: уровень загрязнения суши, водного и воздушного бассей­нов региона, проведение мероприятий по восстановлению перво­начальных природных условий.

 

Политическая безопасность региона — ситуация благополучия в объекте со стороны стабильности политической системы.

 

Критериальными индикаторами политической безопасности могут служить показатели доверия населения органам власти (фе­деральным, региональным, муниципальным), показатели крими­ногенное™ ситуации, степень обеспеченности жизни населения и деятельности предпринимателей законодательными нормами и правилами.

 

Социально-экономическая безопасность региона — ситуация бла­гополучия в объекте исследования, характеризуемая набором критериальных показателей функционирования и развития региональ­ного хозяйственного комплекса.

 

Критериальные показатели социально-экономического разви­тия региона — это система индикаторов, характеризующих состо­яние и динамику хозяйственного комплекса региона, хорошие условия для жизнедеятельности предпринимательской деятельно­сти и людей. К числу критериальных показателей относится сис­тематизированный набор параметров, характеризующих наиболее важные стороны функционирования и развития экономики и со­циальной сферы региона. В частности, сюда относятся: ВРП на душу населения и его динамика, уровень и эффективность исполь­зования ограниченных производственных ресурсов (трудовых, природных, капитальных, инвестиционных, знаний и опыта на­селения и предпринимателей, инфляция и ее динамика, платеж­ный баланс региона, криминальная ситуация в области бизнеса).

 

Анализ социально-экономического положения региона целе­сообразно строить на основе многофакторных эконометрических моделей. В основу может быть положена система моделей, ядром которой является методология UNITAR исследовательского ин­ститута ООН, с адаптацией указанной методологии применитель­но к условиям Российской Федерации.

 

Модель строится на базе набора показателей, характеризующих различные стороны и уровни социально-экономической ситуации в регионе в сравнении с другими регионами страны. По каждому показателю рассчитывается рейтинг, характеризующий место, за­нимаемое регионом по данному показателю, и вес, характеризу­ющий отклонение показателя от среднего по России значения. Показатели нижнего уровня объединяются в группы, характери­зующие определенные сферы социально-экономической ситуа­ции, такие как материальная база развития, человеческий потен­циал, уровень материального потребления и т.д. Для каждой груп­пы, подобно отдельным показателям, рассчитываются рейтинги и веса. Данные показатели представляют собой основу для анализа социально-экономического положения в регионе и происходящих в нем процессов.

15. Результативность и эффективность регионального управления:показатели их оценки.

16. Методы и механизмы регионального управления и территориального планирования. Новые инструменты управления регионом (территориальный маркетинг, брэндинг).

17. Кластерная политика в управлении социально-экономическим развитием региона. Типы кластеров и их характеристики (на конкретном примере).

18. Формирование и развитие региональных рынков. Методы государственного регулирования региональных рынков.

19. Система государственного управления субъекта РФ.

20. Нормативно-правовая база регионального управления.

-Конституция РФ (ст.5, ст.8, ст.74, ст.75)ст. 71 содержит перечень вопросов, находящихся в ведении Российской Федерации;

ст. 72 — перечень вопросов, находящихся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов РФ;

(ст. 73 закреплена (без перечня вопросов) вся остаточная (т. е. за пределами ведения первых двух) компетенция субъектов РФ.

 

-Федеральные законы,

-Указы Президента РФ,

-постановления Правительства РФ,

-федеральные нормативные акты,

-договоры, соглашения между РФ и ее субъектами,

-законы и различные акты субъектов РФ:

..регулирование важнейших сфер социально-экономического регионального развития;

..совершенствование основ экономического федерализма.

А) Законы и акты по направлениям экономической и социальной политики с существенными региональными аспектами (Бюджетный, Налоговый, Градостроительный кодексы, Закон «О недрах», ФЦП содействия занятости, т.д.)

Б) Законы и акты, регулирующие развитие «особых» территорий (Законы «О ЗАТО», «О статусе наукограда РФ», «Об особой экономической зоне в Калининградской области», т.п.)

В) Законы и акты, устанавливающие дифференцированные по регионам социальные нормативы , являющиеся целевыми для РЭП (Закон «О прожиточном минимуме»)

21. Схемы территориального планирования: порядок их подготовки, согласования и принятия в субъекте РФ.

22. Система территориального планирования в РФ: содержание, цели, задачи. Особенности территориального планирования в регионе.

23. Межрегиональное неравенство. Механизмы и инструменты государственной политики выравнивания асимметрии территориального развития.

24. Программно-целевой подход в региональном управлении. Виды региональных программ.

25. Государственные программы как инструмент регионального управления.

26. Система государственных прогнозных документов социально-экономического развития субъекта РФ: правила их разработки и показатели. Региональный форсайт.

27. Бюджет субъекта РФ: доходы и расходы.Механизм межбюджетного выравнивания. Виды финансовой поддержки.

28. Государственноеуправление территориямис особым организационно-правовым и экономическим режимом хозяйствования. Группы территорий с особым статусом.

29. Особые экономические зоны в Российской Федерации: цели и задачи создания, условия функционирования и перспективы развития.

30. Основные направления и формы экономического взаимодействия регионов. Инфраструктура межрегиональных экономических связей.

31. Федеральные округа и их роль в территориальном управлении.

32. Кадровое обеспечение региональных органов управления. Оценка эффективности деятельности государственных служащих в субъектах РФ.

Под «кадрами» обычно понимают когорту квалифицированных работников, прошедших предварительную профессиональную подготовку и обладающих специальными знаниями, трудовыми навыками или опытом работы в избранной сфере деятельности.

 

Сегодня в научной литературе встречаются различные представления о кадрах. Выделяются четыре основные концепции кадров.

 

Кадры как трудовые ресурсы. Вместо человека здесь рассматривается лишь его функция – труд, живая рабочая сила, измеряемая рабочим временем и зарплатой. Эта концепция нашла свое отражение в тейлоризме и марксизме.

 

Кадры как персонал. Здесь человек рассматривается через формальную роль – должность. Эта концепция нашла отражение в теориях рациональной бюрократии, управлении, в теории организации, где управление персоналом осуществляется через административные механизмы (принципы, методы, полномочия, функции).

 

Кадры как невозобновляемый ресурс. Здесь человек рассматривается уже не как должность (элемент структуры), а как элемент социальной организации в единстве трех основных компонентов (трудовой функции, социальных отношений, состояния работника).

 

Человек как условие существования организаций. Здесь человек – главный субъект организации и особый объект управления, который не может рассматриваться как «ресурс». В соответствии с этой концепцией стратегия и структура организации строится исходя из желаний и способностей человека. Основоположниками данной концепции считаются японцы К. Мацусита, А. Морита. В России эта концепция созвучна с концепцией всестороннего развития личности.

33. Региональная экономическая диагностика и мониторинг социально-экономического развития региона: цели, задачи, содержание.

Проведение эффективной региональной политики требует глубокой диагностики социально-экономического развития регионов.Слово "диагноз" в переводе с греческого означает распознание, определение и по своему содержанию имеет много общего с термином "анализ".

Отличие заключается в характере проводимого исследования.Диагностика, применительно к нашему предмету, рассматривает причины и величину отклонения экономических процессов в регионе от установленной нормы на основе типичных признаков.Предметом анализа являются связи и зависимости экономических явлений и процессов во всем их многообразии.Иными словами, диагностика—это определение состояния, выделение проблемных, депрессивных, а также перспективных регионов. Региональная экономическая диагностика позволяет составить содержательный "паспорт" территории, оценить экономический, социальный и экологический потенциал, эффективность его использования; дает возможность получения исчерпывающей информации о состоянии региональных рынков, их емкости, сбалансированности. Рынок всегда носит пространственный характер и может быть подразделен на локальный, региональный, национальный и мировой.Совокупность локальных рынков формирует региональный рынок.Анализ региональных рынков и их взаимодействия позволяет предпринимателям определить сферу приложения капитала, оцепить перспективность развития в том или ином регионе определенных видов деятельности.

 

Предметом диагностики является исследование регионального воспроизводственного процесса, экономических, экологических и социальных проблем развития.Диагностика позволяет определить надежность региональных систем, выявить "болевые точки", узкие места с целью принятия адекватных мер, обоснованных управленческих решений.При этом важно выяснить взаимосвязи, зависимости, которые являются определяющими для развития региона. Это, прежде всего, соотношение между:

 

• спросом и предложением, характеризующее удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах;

 

• источниками формирования и расходами местных бюджетов, как важное условие экономической самостоятельности и обеспечения комплексного развития региона;

 

• наличием трудовых ресурсов и рабочих мест, отражающее возможности рационального использования трудового потенциала;

 

• объемом инвестиций и производственными мощностями строительной индустрии;

 

• концентрацией производства, социальной инфраструктуры и плотностью населения;

 

• темпами роста цен и доходов населения;

 

• объемом экспорта и импорта, ввоза и вывоза.

 

Объектом диагностики являются явления и процессы, связанные с несовершенством экономического механизма управления.Прежде всего, это недостаточный объем полномочий региональных органов управления, в результате чего их влияние на развитие территории в течение многих лет ограничивалось местным хозяйством, которое по своим масштабам и экономическому потенциалу не могло играть решающей роли в региональном воспроизводственном процессе.

 

Не были эквивалентными экономические отношения между региональными органами управления и предприятиями.

Пользуясь ресурсами и услугами региона, предприятия недостаточно участвовали в развитии социальной сферы.Доходы местных бюджетов по существу не зависели от эффективности функционирования региональной экономики.Экономический механизм не стимулировал ресурсосбережение.

 

Для современной территориальной организации производства характерно неравномерное размещение хозяйствующих субъектов и населения, что проявляется в ускоренной урбанизации, чрезмерной концентрации населения в областных центрах, в отставании развития малых и средних городов, ухудшении в них условий проживания.

 

Следует отметить сложность взаимодействия, сочетания отраслевых и региональных интересов.Отраслевые интересы в большей мере регламентированы, обеспечены системой правовых и экономических рычагов, гарантирующих надежность выполнения взаимных обязательств.Что касается региональных интересов, связанных с обеспечением комплексного развития территории, взаимодействием при решении социально-экономических, природоохранных задач общерегионального характера, то здесь нет четких норм и правил, регулирующих взаимоотношения и обеспечивающих их обязательность для всех участников.В результате возникают конфликтные ситуации.

 

В зависимости от динамических задач диагноза различается диагностика состояния и диагностика процесса.При диагностике состояния необходимо оценить положение региона на данный период.Диагностика процесса связана с определением динамики развития, выявлением генетики объекта, факторов эндогенного и экзогенного характера, влияющих на развитие региона.

 

Диагностика как наука включает теорию, принципы и методы организации процессов диагноза.В региональной экономической диагностике это, прежде всего, построение системы индикаторов для оценки состояния регионов и измерение значений этих индикаторов с помощью соответствующих методов, инструментов.Диагностика включает также процедуру сбора и обработки информации.

 

Диагностика регионального развития проводится заинтересованными органами власти, общественными и другими организациями, субъектами хозяйствования, отдельными исследовательскими коллективами и физическими лицами.Центральные органы власти исходят, прежде всего, из интересов республики в целом, а также преследуют отраслевые и другие цели.Местные органы власти рассматривают возможные варианты обеспечения наиболее благоприятных условий жизни для населения своего региона.Отдельные исследовательские коллективы и физические лица в основном выполняют соответствующие заказы органов власти и субъектов хозяйствования.

 

Обобщенные данные диагностики служат информационной базой для принятия управленческих решений по достижению устойчивого функционирования регионов, устранению неоправданных различий в уровне жизни населения различных территорий.На их основе разрабатываются планы, прогнозы экономического и социального развития регионов.Диагностическая информация необходима также для банков, инвестиционных компаний, бирж при выработке стратегии размещения капитала и формирования региональных рынков.

Мониторинг - это специально организованная и постоянно действующая система необходимой статистической отчетности, сбора и анализа социально-экономической информации, проведения дополнительных информационно-аналитических обследований (опросы населения и т.п.) и оценки (диагностики) состояния тенденций развития и конкретных региональных проблем.

 

Региональный мониторинг - это общая технология управления регионом, обеспечивающая решение следующих задач:

 

- получение достоверной и объективной информации об основных социально-экономических и общественно-политических процессах в регионе;

 

- выявление факторов, вызывающих экономические и социальные угрозы в настоящее время и в перспективе:

 

- обеспечение доступности информации для органов власти и населения.

 

Мониторинг в конечном итоге служит инструментом для принятия управленческих решений, то есть может быть элементом более крупных технологий. Например: мониторинг выполнения стратегических задач развития региона, мониторинг использования региональной собственности, финансовых ресурсов и другие.

 

Главной целью мониторинга является обеспечение органов государственной власти и местного самоуправления необходимой и достоверной информацией, адекватно отражающей наиболее значимые параметры социально-экономической системы региона. Такая информация является основой для принятия решений, обеспечивающих реализацию всего комплекса функций управления (прогнозирование, планирование, организация, контроль).

 

Объектами мониторинга являются:

 

· экономические районы страны,

 

· республики,

 

· края,

 

· области,

 

· автономные образования,

 

· отдельные города.

 

Субъект мониторинга имеет сложную структуру и представлен, с одной стороны, работниками органов государственной власти и местного самоуправления, в компетенции которых постановка задач мониторинга, его организация, сбор, систематизация и анализ информации, с другой, сотрудники специализированных компаний, привлекаемых к сбору и анализу определенных видов информации, с третьей, потребители определенных видов информации (домохозяйства, предпринимательские структуры, некоммерческие организации и др.)

 

Предметом мониторинга является совокупность процессов и результатов социально-экономического развития субъекта РФ, его муниципальных образований. Специфика региона (структура его ресурсного потенциала, состав конкурентных преимуществ и др.) обусловливает использование наряду с инвариантным составом индикаторов показатели, имеющие выборочную природу применения (например, объем и структура приграничной торговли).

 

Ресурсное обеспечение мониторинга имеет сложный состав, включающий кадровое, материально-техническое обеспечение (комплекс технических средств регистрации и передачи информации), финансовое.

 

Задачи регионального социально-экономического мониторинга могут быть следующие:

 

• организация наблюдения, получение достоверной и объективной информации о протекании на территории социально-экономических процессов;

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 260.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...