Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ




1. Примерный перечень вопросов к экзамену для оценивания результатов обучения в виде знаний.

№№ пп Наименование вопроса к зачету Компетенции Признак компетенции

Знания

1

Методология науки в системе философских знаний.

 

ОК-5 А-3, С-1
ПК-8 А-1
ПК-11 А-1, В-1

2

Наука как социальный институт и социокультурная обусловленность науки.

ОК-5 А-3, В-3
ПК-7 В-1, С-1
ПК-8 А-1

3

Современные концепции развития науки.

ОК-5 А-3, А-4
ПК-7 А-2, В-1, С-1
ПК-8 А-1, В-1
ПК-11 А-1, С-4

4

Философия науки, предмет, метод и функции.

 

ОК-5 А-3, С-1
ПК-8 А-1
ПК-11 А-1, В-1

5

Проблемы взаимодействия науки и общества.

 

 

ОК-5 В-1, В-2, В-3, С-1
ПК-7 А-1, А-2, В-1, С-1
ПК-8 А-1, А-2, А-3, В-1, В-2, В-3, С-1
ПК-11 А-1, В-2, С-1, С-2, С-3

6

Методология науки: понятие, предмет и проблемы.

 

ОК-5 А-3, В-3, С-1
ПК-11 А-1

7

Структура и критерии научного знания.

ОК-5 А-2, А-4, В-3
ПК-8 А-1
ПК-11 С-1

8

Методологические концепции как многообразие научного познания.

 

ОК-5 А-2, А-4, В-3, С-1
ПК-8 А-1
ПК-11 А-1, В-2, С-1

9

Многоаспектность понятий в контексте науки и научного познания.

 

ОК-5 А-2, А-4
ПК-7 А-1, С-1
ПК-8 А-1, В-1
ПК-11 А-1, В-1, В-2

10

Основные формы научного познания.

Особенности научного познания.

 

ОК-5 А-4
ПК-8 А-1
ПК-11 А-1, В-1

11

Понятие и сущность научной рациональности. Рациональность и иррациональность в научном познании.

ОК-5 А-2, А-3, А-4
ПК-11 А-1

12

Методология научного познания и научного исследования.

 

ОК-5 А-2, А-3, А-4, В-1, В-2, В-3, С-1
ПК-7 А-1, А-2, В-1, С-1
ПК-8 А-1, В-3, С-1
ПК-11 А-1, В-1, В-2, С-1, С-2, С-3, С-4

13

Предмет и структура методологии. Роль методологии в повышении эффективности научных исследований.

ОК-5 А-3, В-2, С-1
ПК-8 А-1
ПК-11 А-1, В-1, В-2, С-1, С-2, С-3, С-4

14

Методология как учение об организации деятельности (научной, практической).

 

ОК-5 А-2
ПК-7 А-1, С-1
ПК-8 А-1, В-1
ПК-11 А-1, В-1, В-2

15

Понятие и сущность мировоззренческой парадигмы.

 

ОК-5 А-3, С-1
ПК-8 А-1
ПК-11 А-1, В-1

16

Виды и типы научных исследований. Уровни научного исследования.

 

ОК-5 А-3, А-4
ПК-7 А-2, В-1, С-1
ПК-8 А-1, В-1
ПК-11 А-1, С-4

17

Проблемы истинности и рациональности в социальных и гуманитарных науках.

 

ОК-5 А-2, А-4
ПК-7 А-1, С-1
ПК-8 А-1, В-1
ПК-11 А-1, В-1, В-2

18

Взаимодействие научной теории и практики.

Специфика теоретического и эмпирического познания.

 

ОК-5 А-4
ПК-8 А-1
ПК-11 А-1, В-1

19

Теоретические и эмпирические методы научного познания. Эмпирический уровень: научные методы исследования.

 

ОК-5 А-3, А-4
ПК-7 А-2, В-1, С-1
ПК-8 А-1, В-1
ПК-11 А-1, С-4

20

Закономерности развития юридической науки: преемственность и перспективы.

 

ОК-5 А-3, С-1
ПК-8 А-1
ПК-11 А-1, В-1

21

Понятие метода и методики научного исследования. Роль методики в научном исследовании.

 

ОК-5 А-3, В-2, С-1
ПК-8 А-1
ПК-11 А-1, В-1, В-2, С-1, С-2, С-3, С-4

22

Философские и общенаучные методы научного исследования.

 

ОК-5 А-3, А-4
ПК-7 А-2, В-1, С-1
ПК-8 А-1, В-1
ПК-11 А-1, С-4

23

Частнонаучные и специальные методы научного исследования.

 

ОК-5 А-3, А-4
ПК-7 А-2, В-1, С-1
ПК-8 А-1, В-1
ПК-11 А-1, С-4

24

Прикладные исследования: криминологические, иные правовые.

 

ОК-5 А-3, В-2, С-1
ПК-8 А-1
ПК-11 А-1, В-1, В-2, С-1, С-2, С-4

25

Сущность и роль метода эксперимента в научном исследовании. Этапы проведения эксперимента.

ОК-5 В-2, В-3, С-1
ПК-11 С-1, С-4

26

Методика и методы прогнозирования.

 

ОК-5 А-3, В-2, С-1
ПК-8 А-1, В-3, С-1
ПК-11 А-1, В-1, С-3

27

Программа и структура научного исследования. Процедура и этапы научного исследования.

 

ОК-5 А-1, В-1, В-2, В-3, С-1,
ПК-7 В-1
ПК-8 А-1, С-3
ПК-11 А-1, В-1, В-2, С-1, С-2, С-3, С-4

28

Диссертация как разновидность научной деятельности. Подготовка, оформление и защита магистерской диссертации.

 

ОК-5 А-1, В-1, В-2, В-3, С-1,
ПК-7 В-1
ПК-8 А-1, С-3
ПК-11 А-1, В-1, В-2, С-1, С-2, С-3, С-4

29

Методы сбора и обработки научной информации. Основные источники научной информации.

 

ОК-5 А-3, А-4
ПК-7 А-2, В-1, С-1
ПК-8 А-1, В-1
ПК-11 А-1, С-4

30

Применение информационно-телекоммуникационных систем и «облачных» технологий для интенсификации научных исследований.

ОК-5 А-1, В-3
ПК-7 А-1, А-2, В-1
ПК-8 А-1, А-2, В-2, В-3, С-1
ПК-11 А-1, В-1, В-2, С-1, С-2, С-3

6.2. Примерный перечень простых практических контрольных заданий к экзамену для оценивания результатов обучения в виде умений.

№№ пп Наименование вопроса к зачету Компетенции Признак компетенции

Умения

1

Дайте определение термина «теория».

 

ОК-5 В-1, В-2, В-3
ПК-7 В-1, В-2
ПК-11 В-1

2

Дайте определение термина «методика».

ОК-5 В-1, В-2, В-3
ПК-7 В-1, В-2
ПК-11 В-1

3

Дайте определение термина «методология».

ОК-5 В-1, В-2, В-3
ПК-7 В-1, В-2
ПК-11 В-1

4

Дайте определение термина «наука».

 

ОК-5 В-1, В-2, В-3
ПК-7 В-1, В-2
ПК-11 В-1

5

Дайте определение термина «научная деятельность».

 

ОК-5 В-1, В-2, В-3
ПК-7 В-1, В-2
ПК-11 В-1

6

Дайте определение термина «гипотеза».

 

ОК-5 В-1, В-2, В-3
ПК-7 В-1, В-2
ПК-11 В-1

7

Ответьте на вопрос: что такое научный факт?

ОК-5 В-1, В-2, В-3
ПК-7 В-1, В-2
ПК-11 В-1

8

Перечислите основные методы сбора информации.

ОК-5 В-1, В-2, В-3
ПК-7 В-1, В-2
ПК-11 В-1

9

Какие ученые степени присуждаются в Российской Федерации?

ОК-5 В-1, В-2, В-3
ПК-7 В-1, В-2
ПК-11 В-1

10

Назовите основные общенаучные методы познания.

ОК-5 В-1, В-2, В-3
ПК-7 В-1, В-2
ПК-11 В-1

11

Что является формой рационального познания?

ОК-5 В-1, В-2, В-3
ПК-7 В-1, В-2
ПК-11 В-1

12

Назовите основные элементы чувственного познания.

ОК-5 В-1, В-2, В-3
ПК-7 В-1, В-2
ПК-11 В-1

13

Назовите 3 вида научных исследований.

ОК-5 В-1, В-2, В-3
ПК-7 В-1, В-2
ПК-11 В-1

14

Как называется метод «от частного к общему»?

 

ОК-5 В-1, В-2, В-3
ПК-7 В-1, В-2
ПК-11 В-1

15

Как называется метод «от общего к частному»?

ОК-5 В-1, В-2, В-3
ПК-7 В-1, В-2
ПК-11 В-1

16

Наличием каких признаков характеризуется исследование?

 

ОК-5 В-1, В-2, В-3
ПК-7 В-1, В-2
ПК-11 В-1

17

Как называется критический отзыв на научную работу?

 

ОК-5 В-1, В-2, В-3
ПК-7 В-1, В-2
ПК-11 В-1

18

Какие математические методы применяются при экспериментальных исследованиях?

ОК-5 В-1, В-2, В-3
ПК-7 В-1, В-2
ПК-11 В-1

19

Как соотносятся объект и предмет исследования?

ОК-5 В-1, В-2, В-3
ПК-7 В-1, В-2
ПК-11 В-1

20

Перечислите основные стадии гипотетического метода исследования.

ОК-5 В-1, В-2, В-3
ПК-7 В-1, В-2
ПК-11 В-1

21

Дайте определение термина «таксономия».

ОК-5 В-1, В-2, В-3
ПК-7 В-1, В-2
ПК-11 В-1

22

Назовите основные источники научной информации.

ОК-5 В-1, В-2, В-3
ПК-7 В-1, В-2
ПК-11 В-1

23

Дайте определение термина «сравнительный анализ».

 

ОК-5 В-1, В-2, В-3
ПК-7 В-1, В-2
ПК-11 В-1

24

Дайте определение термина «репрезентативность».

 

ОК-5 В-1, В-2, В-3
ПК-7 В-1, В-2
ПК-11 В-1

25

Дайте определение термина «рефлексия».

 

ОК-5 В-1, В-2, В-3
ПК-7 В-1, В-2
ПК-11 В-1

26

Дайте определение термина «монография».

 

ОК-5 В-1, В-2, В-3
ПК-7 В-1, В-2
ПК-11 В-1

27

Дайте определение термина «категория».

ОК-5 В-1, В-2, В-3
ПК-7 В-1, В-2
ПК-11 В-1

28

Дайте определение термина «концепция».

 

ОК-5 В-1, В-2, В-3
ПК-7 В-1, В-2
ПК-11 В-1

29

Классифицируйте научные издания и документы.

ОК-5 В-1, В-2, В-3
ПК-7 В-1, В-2
ПК-11 В-1

30

Дайте определение понятия «Метод экспертных оценок».

ОК-5 В-1, В-2, В-3
ПК-7 В-1, В-2
ПК-11 В-1

6.3. Примерный перечень комплексных практических контрольных заданий к экзамену для оценивания результатов обучения в виде владений.

№№ пп Наименование вопроса к зачету Компетенции Признак компетенции

Умения

1

Область действительности, которую исследует наука, это:

а) предмет исследования;

б) логика исследования;

в) объект исследования;

г) метод исследования.

Выберите правильный ответ.

ОК-5 А-3, С-1
ПК-8 А-1
ПК-11 А-1, В-1

2

Какую концепцию науки раскрывает данное высказывание «это способ организации совместной деятельности ученых, которые являются особой социально-профессиональной группой, определенным сообществом».

а) наука как знание;

б) наука как деятельность;

 в) наука как социальный институт;

 г) как социальная сила.

Выберите правильный ответ.

ОК-5 А-3, В-3
ПК-7 В-1, С-1
ПК-8 А-1

3

Предмет науки - это:    

а) область действительности, которую исследует наука;

б) вопрос, требующий ответа;

в) способ видения объекта с позиций данной науки;

г) это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для специального изучения.

Выберите правильный ответ.

ОК-5 А-3, А-4
ПК-7 А-2, В-1, С-1
ПК-8 А-1, В-1
ПК-11 А-1, С-4

4

Формой существования и развития науки является:

а) система знаний;

б) научное исследование;

в) формы движущейся материи и их отражение в сознании человека;

г) общественное сознание.

Выберите правильный ответ.

ОК-5 А-3, С-1
ПК-8 А-1
ПК-11 А-1, В-1

5

Цель исследования – это:

а) идеальное видение результата, который направляет деятельность человека;

б) путь достижения результата;

в) это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей     работы    

г) способ решения проблемы.

Выберите правильный ответ.

ОК-5 В-1, В-2, В-3, С-1
ПК-7 А-1, А-2, В-1, С-1
ПК-8 А-1, А-2, А-3, В-1, В-2, В-3, С-1
ПК-11 А-1, В-2, С-1, С-2, С-3

6

В чем заключаются задачи исследования?

а) это этапы достижения цели исследования;

б) в необходимости получения новых данных и проверки новых методов;

в) это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию;

г) в выборе путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой.

Выберите правильный ответ.

ОК-5 А-3, В-3, С-1
ПК-11 А-1

7

Расставьте по порядку компоненты научного исследования:

1. поиск проблемы;

2. распознавание проблемы;

3. определение места проблемы в системе накопленных знаний;

4. поиск путей решения проблемы;

5. выявление свойств, закономерностей поведения и развития;

6. нахождение путей, средств, возможностей использования новых знаний о проблеме в практике ее разрешения.

ОК-5 А-2, А-4, В-3
ПК-8 А-1
ПК-11 С-1

8

Какие этапы реализуются в процессе научного исследования:

1. практический;

2. эмпирический;

3. гипотетический;

4. прогностический;

5. аналитический;

6. экспериментальный.

Выберите правильный ответ.

ОК-5 А-2, А-4, В-3, С-1
ПК-8 А-1
ПК-11 А-1, В-2, С-1

9

Как называются исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач?

а) поисковыми;

б) прикладными;

в) фундаментальными;

г) разработкой.

Выберите правильный ответ.

ОК-5 А-2, А-4
ПК-7 А-1, С-1
ПК-8 А-1, В-1
ПК-11 А-1, В-1, В-2

10

Метод – это:

а) способ познания объективной действительности;

б) общий свод правил, алгоритм;

в) способ видения объекта с позиций данной науки;

г) прием, способ или образ действий.

Выберите правильный ответ.

ОК-5 А-4
ПК-8 А-1
ПК-11 А-1, В-1

11

К теоретическим методам исследования относятся:

а) наблюдение;

б) аксиоматический;

в) формализация;

г) абстрагирование.

Выберите правильный ответ.

ОК-5 А-3, А-4
ПК-7 А-2, В-1, С-1
ПК-8 А-1, В-1
ПК-11 А-1, С-4

12

Исследовательский метод, связанный с привлечением к оценке изучаемых явлений экспертов, это:

а) тестирование;

б) беседа;

в) метод экспертных оценок;

г) анкетирование.

Выберите правильный ответ.

ОК-5 В-1, С-1
ПК-7 А-1, А-2, В-1, С-1
ПК-8 А-1, А-2, А-3, В-1, В-3, С-1
ПК-11 А-1, В-2, С-1, С-3

13

Как называется метод исследования, который предполагает организацию ситуации исследования и позволяет ее контролировать?

а) наблюдение;

б) эксперимент;

в) анкетирование;

г) аналогия.

Выберите правильный ответ.

ОК-5 А-2
ПК-7 А-1, С-1
ПК-8 А-1, В-1
ПК-11 А-1, В-1, В-2

14

С какой целью проводится интерполяция:

1. рассмотрение права как совокупности норм, являющихся продуктом государственной воли;

2. с целью определения достоверности или ошибочности гипотезы;

3. с целью проверки теоретической модели.

Выберите правильный ответ.

ОК-5 А-3, С-1
ПК-8 А-1
ПК-11 А-1, В-1

15

Что включает в себя основная часть диссертационного исследования?

а) анализ литературы

б) изложение позиции автора

в) результаты самостоятельно проведенного фрагмента исследования.

Выберите правильный ответ.

ОК-5 А-3, А-4
ПК-7 А-2, В-1, С-1
ПК-8 А-1, В-1
ПК-11 А-1, С-4

16

Какие уровни выделяются в научном познании:

а) эмпирический;

б) исследовательский;

в) фундаментальный;

г) теоретический.

Выберите правильный ответ.

ОК-5 А-3, С-1
ПК-8 А-1
ПК-11 А-1, В-1

17

Перечислите основные требования к магистерской диссертации и охарактеризуйте их.

ОК-5 А-3, В-3
ПК-7 В-1, С-1
ПК-8 А-1

18

Охарактеризуйте различие между гипотезой и научной идеей.

ОК-5 А-2, А-4
ПК-7 А-1, С-1
ПК-8 А-1, В-1
ПК-11 А-1, В-1, В-2

19

Перечислите требования, предъявляемые к оформлению научной работы (научной статьи, магистерской диссертации).

ОК-5 А-4
ПК-8 А-1
ПК-11 А-1, В-1

20

Поясните различие между методами «дедукция» и «индукция» и приведите пример каждому из упомянутых методов.

 

ОК-5 А-3, А-4
ПК-7 А-2, В-1, С-1
ПК-8 А-1, В-1
ПК-11 А-1, С-4

21

На какой вопрос отвечает цель диссертационного исследования?

а) как называется исследование;

б) что в нем рассматривается;

в) что нужно сделать, чтобы цель была достигнута;

г) какой результат исследователь намерен получить.

Выберите правильный ответ.

ОК-5 В-1, С-1
ПК-7 А-1, В-1, С-1
ПК-8 А-1, В-1, В-3, С-1
ПК-11 А-1, В-2, С-1, С-3

22

Какие источники относятся к опубликованным источникам информации? Назовите и охарактеризуйте их.

ОК-5 А-2
ПК-7 А-1, С-1
ПК-8 А-1, В-1
ПК-11 А-1, В-1, В-2

23

Что представляет собой практическая значимость диссертационного исследования?

а) в каких областях практической деятельности, какими органами и организациями, в какой форме могут быть использованы результаты выполненной работы

б) достижение заявленной цели исследования;

в) выводы, сделанные в заключении работы.

Выберите правильный ответ.

ОК-5 А-1, В-3
ПК-7 А-1, А-2, В-1
ПК-8 А-1, А-2, В-2, В-3, С-1
ПК-11 А-1, В-1, В-2, С-1, С-2, С-3

24

Какие источники относятся к неопубликованным источникам информации? Назовите и охарактеризуйте их.

ОК-5 А-2
ПК-7 А-1, С-1
ПК-8 А-1, В-1
ПК-11 А-1, В-1, В-2

25

Какие источники относятся к первичным и вторичным изданиям? Назовите и охарактеризуйте их.

ОК-5 А-2
ПК-7 А-1, С-1
ПК-8 А-1, В-1
ПК-11 А-1, В-1, В-2

26

Охарактеризуйте синергетику как новую научную парадигму.

ОК-5 А-3, А-4
ПК-7 А-2, В-1, С-1
ПК-8 А-1, В-1
ПК-11 А-1, С-4

27

Раскройте содержание понятия «классификация».

ОК-5 А-2
ПК-7 А-1, С-1
ПК-8 А-1, В-1
ПК-11 А-1, В-1, В-2

28

Раскройте содержание понятия «опрос».

ОК-5 А-3, С-1
ПК-8 А-1
ПК-11 А-1, В-1

29

Раскройте содержание понятия «эмпирическое исследование».

ОК-5 А-2, А-4
ПК-7 А-1, С-1
ПК-8 А-1, В-1
ПК-11 А-1, В-1, В-2

30

Раскройте содержание понятия «проблема».

ОК-5 А-1, А-3, А-4
ПК-7 А-1, В-1, С-1
ПК-8 А-1, В-1
ПК-11 А-1, С-4

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 214.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...