Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Эпоха Возрождения: противостояние средневековому образу мышления.




Конфликт: понятие, функции, структура и динамика.

Сегодня в конфликтологической литературе существуют самые различные определения конфликта. Так, на Западе широко распространено понятие конфликта, сформулированное известным американским теоретиком Л. Козером. Под ним он понимает борьбу за ценности и притязания на определенный статус, власть и ресурсы, в которой целями противника являются нейтрализация, нанесение ущерба или устранения соперника. Это определение раскрывает конфликт в большей степени с социологической точки зрения, т.к. его сущностью выступает столкновение ценностей и интересов различных социальных групп.

Основные качества конфликтного взаимо­действия:1) конфликт, как и консенсус, есть одно из свойств обществен­ных отношений, и он имеет социальную природу; 2) конфликт есть внутреннее, психическое состояние человека, характеризующееся острой напряженностью, иногда даже стрессом и другими патологическими явлениями; 3) конфликт есть не только внутреннее состояние, но и внешне выраженная на вербальном и невербальном уровне форма челове­ческого поведения; 4) конфликт - не просто состояние психической напряженнос­ти, а особое эмоциональное состояние, характеризующееся преобла­данием негативных эмоций, пронизывающих и психику, и дей­ствия конфликтующих сторон.

Структура конфликта. Под структурой любого объекта понимается совокупность его частей, элементов и связей, отношений между ними, обеспечивающих его целостность. Основные элементы: 1) объект конфликта, 2) участники конфликта, 3) социальная среда, условия конфликта, 4) субъективное восприятие конфликта и его личностные элементы.

Под предметом конфликта понимается объективно существующая или мыслимая (воображаемая) проблема, служащая основой и причиной разбора между сторонами. Предмет конфликта – это и есть то основное противоречие, из-за которого и ради разрешения которого, субъекты вступают в противоборство, это ядро любого конфликта, это интересы и цели каждой стороны конфликта (каждая сторона пытается разрешить данный конфликт в свою пользу), это сама сущность конфликта.

Под объектом конфликта подразумевают конкретную ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся обе стороны конфликта, по поводу которой возникает противоборство сторон. Чтобы стать объектом конфликта, этот элемент должен находиться на пересечении интересов различных социальных субъектов, которые стремятся к социальному контролю над ним.

Участниками конфликта могут быть отдельные индивиды, со­циальные группы, организации, государства, коалиции государств. В зависимости от характера этих сторон конф­ликты могут быть подразделены на четыре типа: внутриличностный, межличностный, конфликт типа личность - группа, конфликт группа - группа, носителями которого могут быть как малые, так и большие социальные образования, например, нации, классы, государства.

Динамика конфликта.1) латентную стадию (предконфликтная ситуация), 2) стадию открытого конфликта, 3) стадию разрешения (завершения) конфликта.

Классификации конфликтов по различным критериям, таким как: стороны конфликтов;  характер потребностей, ущемление которых вызвало конфликт; направленность конфликта; временные параметры конфликта; результативность конфликтов. В зависимости от сторон конфликты: на внутриличностные, межличностные, между личностью и группой, межгрупповые, международные. В аспекте потребностей: материальные, статусно-ролевые, духовные. По направленности конфликты подразделяются на: горизонтальные, возникающие между деловыми партнерами, коллегами по работе; вертикальные - между подчиненными и начальством. По критерию результативности конфликты делятся на два типа: конструктивные, деструктивные.

Современная конфликтология выделяет следующие причины конфликта: объективные, организационно-управленческие, социально-психологические, личностные.

Позитивные функции конфликта: вскрывает и разрешает противоречия и тем самым способствует общественному развитию; в открытом обществе выполняет функции стабилизации и интеграции внутригрупповых и межгрупповых отношений, снижает социальное напряжение; многократно увеличивает интенсивность связей и отношений, стимулирует социальные процессы, придает обществу динамичность, поощряет творчество и инновации, способствует общественному прогрессу; способствует внутригрупповой интеграции и идентификации, укрепляет единство группы, нации, общества, мобилизует внутренние ресурсы.

Конфликт несет в себе негативные функции, когда: ведет к беспорядку и нестабильности; общество не в состоянии обеспечить мир и порядок; борьба ведется насильственными методами; следствием конфликта являются большие материальные и моральные потери; возникает угроза жизни и здоровью людей.

Типология конфликтов.

 Главная цель любой классификации - помочь объяснить конфликт и найти адекватные способы его разрешения или предупреждения. по субъектам конфликта: внутриличностные, межличностные, между личностью и группой, межгрупповые, межгосударственные (или между коалициями государств). по сферам жизнедеятельности людей: бытовые; семейные; трудовые; воинские; педагогические. по характеру объектов, по поводу которых возникают конфликты: ресурсные; статусно-ролевые; социокультурные; идеологические. по направленности воздействия и распределения полномочий: по вертикали, по горизонтали. Различают также конфликты: явные и латентные; конструктивные и деструктивные; кратковременные и длительные; реалистические и нереалистические; локальные, региональные и международные и т.д.

Латентный конфликт.Это такой конфликт, который должен возникнуть, но не возникает. Это может происходить оттого, что конфликт “подменен”, подавлен, безатрибутивен или же не существует психологически. Если женщина полагает, что доминирующее положение мужчин в экономике и политике нормально, она не будет бороться против мужского шовинизма, но даже если она отрицает превосходство мужчин, она не будет бороться за права женщин, пока не осознает существующую дискриминацию в их отношении.

Подмененный конфликт.При этом типе конфликта стороны спорят, так сказать, по “неверному” поводу. Муж и жена, например, могут конфликтовать по поводу денег, а конфликт может заключаться в другом. Выраженный конфликт - это конфликт-манифест, а не выраженный непосредственно - конфликт-основа. Конфликт-манифест обычно отражает конфликт-основу в символической форме; непрямая форма выражения является безопасным путем обсуждения конфликтов, которые могут показаться слишком деликатными или острыми, чтобы говорить о них или заниматься ими напрямую. Кроме того, конфликт-манифест может просто отражать общую нервозность и напряжение между конфликтующими сторонами по поводу нерешенного конфликта-основы - неразрешенных трений, ведущих к повышенной чувствительности к проявлениям неуважения, повышенной агрессивности и т. п. Конфликт-манифест может принимать разные формы: невротическая персона, постоянно озабоченная тем, выключена ли плита; спор двух братьев о том, какую программу ТВ смотреть. Каждый из этих конфликтов-манифестов может быть симптомом конфликта-основы. Часто конфликты-манифесты можно разрешить лишь временно - до тех пор, пока не будет разрешен конфликт-основа.

Случайный конфликт.Существование такого конфликта зависит от некоего набора обстоятельств, не осознаваемого конфликтующими сторонами. Случайный конфликт не имеет места, если признается существование альтернативных ресурсов для удовлетворения нужд конфликтующих. Случайные конфликты трудно разрешать только тогда, когда возможности маневра для конфликтующих слишком узки в результате недостаточных познавательных ресурсов или же сильных эмоциональных трений. Кроме того, если предмет случайного конфликта стал настолько важен, что его замена альтернативой может привести к «потере лица», конфликт теряет свою случайность и легкую разрешаемость.

Безатрибутивный конфликт.Здесь мы имеем дело с неподлинными участниками конфликта и, как результат, с неподлинным основанием конфликта. Это может быть неосознанная ошибка, когда кто-то ругает ребенка за что-либо, сделанное по указанию родителей, или же такая ошибка может поощряться стороной, которая выигрывает от этого. “Разделяй и властвуй” — это известная формула ослабления группы путем разжигания внутреннего конфликта с целью скрыть истинный конфликт между группой и ее завоевателем.

Фальшивый конфликт.Имеется в виду возникновение конфликта, когда для этого отсутствуют объективные условия. Такой конфликт всегда предполагает неверное восприятие или неверное понимание. Учитывая известную “неаккуратность” восприятия индивидов, групп и даже народов, такие конфликты можно назвать всеобъемлющими, и они встречаются повсеместно. Возникший фальшивый конфликт может породить новые мотивы, которые превратят его в настоящий. Такое превращение более вероятно в сопернической среде, чем в кооперативной.

Истинный конфликт.Это объективно существующий тип конфликта, воспринимаемый “правильно”. Он не зависит от легко меняющихся условий среды. Так, если жена хочет использовать одну из комнат как студию для рисования, а муж хотел бы разместить там свой рабочий кабинет, мы имеем дело с “реальным, истинным” конфликтом. Это утверждение особенно верно, если и она, и он могут использовать эту комнату только в одно и то же время. Истинные конфликты трудно разрешаются дружественным образом, если только участвующие стороны не начинают сотрудничать в деле разрешения обоюдной проблемы установления приоритетов или не приходят к соглашению относительно нейтрального и взаимно признанного институционального механизма разрешения конфликта (напр, арбитража или подбрасывания монетки).

Л.Коузер выделяет реалистические и нереалистические (беспредметные) конфликты. Реалистические конфликты направлены на достижение конкретного результата, они вызваны неудовлетворением определенных требований участников или несправедливым распределением между ними каких-либо преимуществ и ограниченных ресурсов (власти, богатства, территории).
Нереалистические конфликты имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, т. е. острое конфликтное взаимодействие становится здесь не средством достижения конкретного результата, а самоцелью. Начавшись как реалистический, конфликт может превратиться в нереалистический, например, если предмет конфликта чрезвычайно значим для участников, а они не могут найти приемлемое решение, справиться с ситуацией. Это повышает эмоциональную напряженность и требует освобождения от накопившихся отрицательных эмоций.

Межличностный конфликт - это ситуация, в основе которой противоречие, воспринимаемое и переживаемое участниками ситуации (или, по крайней мере, один из них) как значимая психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность сторон, направленную на преодоление возникшего противоречия и разрешения ситуации в интересах обеих или одной из сторон.

 


Эпоха Возрождения: противостояние средневековому образу мышления.

Ис­торические этапы «эпохи Ренессанса».:Проторенессанс (2-я половина XIII века — XIV век), Раннее Возрождение (начало XV века — конец XV века), Высокое Возрождение (конец XV — первые 20 лет XVI века), Позднее Возрождение (середина XVI — 90-е годы XVI века)

предпосылки возникновения философии и культуры эпохи Возрождения: совершенствование орудий труда и производственных отношений; кризис феодализма; развитие ремесла и торговли; усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимые от феодалов и Церкви; укрепление, централизация европейских государств,
усиление светской власти; великие географические открытия (Колумба, Васко да Гамы, Магеллана); научно-технические открытия (изобретение пороха, огнестрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопечатания, открытия в области медицины и астрономии, иные научно-
технические достижения).

В философии эпохи Возрождения (XIV - XVII вв.) принято выделять следующие основные направления:гуманистическое; неоплатоническое; натурфилософское; реформационное; политическое; социалистическо-утопическое.
1. гуманистическое,(XIV - XV вв., представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др.) - в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами Церкви;

2. неоплатоническое(сер. XV - XVI вв.), представители которого - Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс и др. - развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма;

3.натурфилософское(XVI - нач. XVII вв.), к которому принадлежали Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся развенчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия;

4.реформационное(XVI - XVII вв.), представители которого - Мартин Лютер, Томас Мюнцер, Жан Кальвин, Эразм Роттердамский и др. – стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью;

5. политическое(XV - XVI вв.,) Николо Макиавелли - изучало проблемы управления государством, поведение правителей;
6. утопическо-социалистическое (XV - XVII вв.), представители - Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.) - искали идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти.

Данте Алигьери (1265-1321) - автор «Божественной комедии». В своем произведении Данте: воспеваетхристианство, но одновременно между строк высмеивает противоречия и необъяснимые истины (догмы) христианского учения; восхваляет человека; отходит от трактовкичеловека исключительно как божественного создания; признает за человеком наличие как божественного, так и природного начала, которые гармонируют друг с другом; верит в счастливое будущее человека, его изначально добрую природу.

Франческо Петрарка (1304-1374) -автор «Книги песен», трактата «О презрении к миру». Петрарка вносит в литературу, философию, культуру чуждые схоластике идеи: человеческая жизнь дается один раз и уникальна; человек должен жить не для Бога, а для самого себя; человеческая личность должна быть свободной - как физически, так и духовно; человеку принадлежит свобода выбора и право выражать себя в соответствии с этим; человек может добиться счастья, опираясь только на себя и свои силы, имеет для этого достаточный потенциал; загробной жизни, скорее всего, не существует и бессмертия можно добиться лишь в памяти людей; человек не должен приносить себя в жертву Богу, а должен наслаждаться жизнью и любить; внешний облик и внутренний мир человека прекрасны.
Джованни Пико делла Мирандола(1463-1494) - попытался объединить все известные ему религиозные и философские учения и создал эклектическое произведение «900 тезисов», главные идеи которого заключались в том, чтобы: возвысить человека и отделить от окружающего мира, признать отдельной реальностью («четвертым миром» космоса, наряду с элементарным, небесным и ангельским); признать за человеком полную свободу выбора; объединить все философские учения и найти «золотую середину» путем их согласования.

Эразм Роттердамский, утверждая свободу воли, призывает перейти от нагромождений схоластической культуры на «путь Христа», каковым он считал милосердие, веру и простую жизненную мудрость. При этом роль философии, разоблачающей претензии любого мнимого знания, оказывалась весьма значительной.

Николай Кузанский(1401 - 1464) был священнослужителем, богословом, однако: придерживался новаторских для своего времени философских взглядов: дал новую трактовку бытия и познания, согласно которой: не существует разницы между Богом и Его творением (то есть мир един, а Бог и окружающий мир, Вселенная - одно и то же); «единое» (Бог) и «бесконечное» (Его творение) относятся между собой как минимум и максимум (противоположности); а поскольку Бог и Его творение совпадают, то совпадают минимум и максимум; исходя из этого, Николаем Кузанским был выведен закон совпадения противоположностей: поскольку противоположности совладают, то совпадают форма и материя (следовательно, сущность (эссенция) и существование (экзистенция) неразрывны и бытие едино); едины идея и материя; реально существует (поглощая все остальное) актуальная бесконечность; Вселенная бесконечна, не имеет начала, не имеет конца, не имеет центра, Земля не является центром Вселенной; Вселенная - это чувственно изменчивый Бог, абсолютный и завершенный (мир, природа, все сущее заключено в Боге, а не Бог - в окружающем мире); бесконечность сама по себе объединяет противоположности, что доказывается математически (вписанный в круг квадрат при бесконечном увеличении в нем углов станет кругом и т. д.); бесконечность Вселенной, окружающего мира приводит к бесконечности познания; невозможно достичь абсолютного (полного) знания, увеличение знаний приведет только к учености, по не истинному знанию.

Николай Коперник(1473 - 1543), опираясь на астрономические исследования, выдвинул принципиально иную картину бытия: Земля не является центром Вселенной (отвергался геоцентризм); Солнце является центром по отношению к Земле (геоцентризм заменялся гелиоцентризмом), Земля вращается вокруг Солнца; все космические тела движутся по собственной траектории; космос бесконечен; процессы, происходящие в космосе, объяснимы с точки зрения природы и лишены священногосмысла.
Джордано Бруно(1548 - 1600) развил и углубил философские идеи Коперника: Солнце является центром только по отношению к Земле, но не центром Вселенной; Вселенная не имеет центра и бесконечна; Вселенная состоит из галактик (скоплений звезд); звезды - небесные тела, подобные Солнцу и имеющие свои планетные системы; число миров во Вселенной бесконечно; все небесные тела - планеты, звезды, а также все, что имеется на них, обладают свойством движения; не существует Бога, отдельного от Вселенной, Вселенная и Бог - одно целое. Идеи Джордано Бруно не были приняты католической Церковью, и он был сожжен на костре в 1600 г.
Галилео Галилей(1564 -1642) на практике подтвердил правильность идей Николая Коперника и Джордано Бруно: изобрел телескоп и исследовал небесные тела; доказал, что небесные тела движутся не только по траектории, но и одновременно вокруг своей оси; обнаружил пятна на Солнце и разнообразный ландшафт (горы и пустыни - «моря») на Луне; открыл спутники вокруг других планет; исследовал динамику падения тел; доказал множественность миров во Вселенной; выдвинул методы научного исследования (наблюдение, выдвижение гипотезы, расчеты ее воплощения на практике, экспериментальная (опытная) проверка на практике выдвинутой гипотезы).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 539.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...