Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Неоромантизм 19-20 вв. в лицах
Первой половины ХХ века В истории зарубежной литературы ХХ века выделяются два периода – 1910–1945 и 1945–1990-е годы, что позволяет представитьлитературный процесс в его динамике и связях с событиями,определившими облик эпохи и своеобразие мироощущения еёсовременников.ХХ век утвердил в истории человечества трагическоемироощущение, а в качестве ключевых понятий – войну и насилие,технократизированное сознание, экологическую катастрофу, кризисгуманистических идеалов. В то же время его первое десятилетие овеяно оптимизмом иромантикой, чему способствовало интенсивное развитие науки и техники, поначалу незамутнённое негативными последствиями: первые самолёты; первые походы к Северному и Южному полюсам; открытие квантовой теории; успехи в области генетики. Однако сфера разума столкнулась с безумием, а самые крупные научные и технические достижения оказались использованными против человека – сначала в первой мировой войне, затем во второй, принёсших цивилизации неисчисляемые человеческие жертвы, культурные и материальные потери. Всё это не могло не сказаться на мироощущении людей, на судьбах культуры, искусства, на роли литературы в современном мире. К этим проблемам, связанным с вопросом о развитии цивилизации и будущем человечества, обращаются писатели, философы, социологи всех стран, решая их по-разному: одни – в пессимистическом ключе, другие, не отрицая переживаемых искусством ХХ века кризисов, верят в его возрождение. Первая половина ХХ века известна художественными экспериментами.Литература пробует новые изобразительные средства, разрушает канонические формы и ритмы. Дальнейшее развитие получает модернизм – на стадии авангардизма. Качественно новой становится паралитература, так называемая «массовая», популярная или коммерческая, по сути альтернативная искусству. В первой половине ХХ века происходят две мировые войны (1914–1918 гг.) и (1939–1945 гг.) и Октябрьская революция, рухнули Австро-Венгерская и Османская империи, царская Россия. На карте мира образовались новые государства: обрели независимость, восстановили государственность Чехия и Словакия, Польша, государства Югославии. Литература реагирует на все эти исторические события, и прежде всего на Октябрьскую революцию, за которой последовала волна революционного и национально-освободительного движения в разных странах мира – от Германии и Скандинавских стран до Китая и Африки. Основные темы в литературе первой половины ХХ века: 1) тема войн и социально-политических катастроф; 2) трагедия личности, стремящейся к свободной самореализации и подвергаемой насилию, ищущей справедливости и теряющей душевную гармонию; 3) проблема веры и безверия; 4) соотношение личного и коллективного, нравственности и политики, духовного и этического. Особенности развития реализма в ХХ веке. Наследуя традиции прошлого, в том числе аналитизм, интерес к социальной сфере, реализм ХХ века отличается от реализма века минувшего. В реализме ХХ века утвердился пафос отрицания и критики, социальный подход при анализе действительности, требование правдивости и типизации. Реализм ХХ века имеет дело с принципиально иной социальной действительностью, нежели реализм века предыдущего. Это войны и диктаторские перевороты, социальные и национально освободительные революции, левые художественные течения, авангардизм и иррационализм. Реализм ХХ века отказался от копирования и зеркального повторения действительности в формах самой жизни. На смену традиционным описательным формам пришли аналитическое исследование (Т. Манн – «Доктор Фаустус» и «Волшебная гора»), эффект «отстранения» (драматургия Б. Брехта), ирония и подтекст (Э. Хемингуэй), гротеск, фантастическое и условное модели-рование (М. Булгаков). Реализм продуктивно использует многие модернистские приёмы, например, «поток сознания» (У. Фолкнер), деформацию, абсурд и другие ранее недоступные приёмы. Внимание к коренным проблемам бытия и приоритет общечеловеческих ценностей в реализме ХХ века продолжают линию, наиболее полно выраженную в творчестве Л. Толстого и Ф. Достоевского, А. Франса и Б. Шоу. Философия входит в литературу в новом качестве, как приём, глубоко проникает в художественную ткань произведения. Продуктивно развивается жанр притчи (Ф. Кафка, К. Чапек, А. Камю, А. Экзюпери). Меняется герой, человек предстаёт более усложнённым и нередко непредсказуемым в своих поступках (Фолкнер). Литература стремится проникнуть в сферу иррационального и подсознания. Меняется и жанровая палитра романа в результате взаимопроникновения, скажем, романа научно-фантастического и политического, детективного и философского, семейного и авантюрного. Поворот от социума к личности, от типического к индивидуаль-ному повлиял на жанр эпопеи и определил её интерес к субъекту. Термин «субъективная эпопея», впервые употреблённый А. Луначарским применительно к роману Марселя Пруста, в литературе второй половины века используется довольно широко, когда речь идёт о романах, где центром скрещения сюжетных линий является индивидуальное сознание.
Декаданс Упадок. Франция, 80-е гг. XIX в. Введен в обиход поэтом-романтиком ТеофилемГотье. Журнал "Декаданс". Пессимизм, отчаяние, усталость. Культ "чистого искусства", индивидуализм. Представители символизма, "парнасцы", ранние модернисты, натуралисты. Влияние:Артур Шопенгауэр ("мировая воля", управляющая человеческими судьбами, неотвратимость зла и страдания, предопределённость социального неравенства, познание мира через искусство, духовный мир), Фридрих Ницше ("Воля к власти", "Так говорил Заратустра", "По ту сторону добра и зла", расизм, "сверхчеловек", "мир – средство к новым войнам"). Представители:Оскар Уайльд, Поль Верлен, Райнер Мария Рильке, Артюр Рембо, Стефан Малларме. "Парнас" – сформировалась в 50-х гг. XIX в. (Леконт де Лиль, Теодор де Банвиль, Катулл Мендес). Культ формы, объективизм, "чистое искусство", техническая виртуозность стиха. Искусство – игра, забава. Прекрасное – антипод полезного. "Живопись, скульптура, музыка не служат абсолютно ничему" (ТеофильГотье). Оскар Уайльд (1856 – 1900) –возглавил кружок декадентов в Оксфордском университете. Статьи "Упадок искусства лжи", "Перо, карандаш и отрава", "Истина масок". Не искусство отражает жизнь, а жизнь следует за искусством. Предисловие к "Дориану Грею": художник – творец прекрасного, цель искусства – показать искусство и скрыть художника, отсутствие этических убеждений, искусство поверхностно и символично, "всё искусство бесполезно".
Реализм Сложился в 20-30-х гг. 19 в. во французской и английской литературах (Стендаль, Бальзак, Диккенс, Теккерей, Флобер), 60-70-х – в остальных европейских странах. Влияние:войны, диктаторские перевороты, революции, авангардизм и иррационализм, психоанализ Фрейда, экзистенциализм. Особенности ХХ века:
Неоромантизм как самостоятельный жанр зародился на основе неприятия буржуазного общества. Неоромантические писатели в своих трудах придерживались противостояния, с одной стороны, упадничеству, бытописательскому прозаическому натурализму, изысканной изнеженности эстетов, а с другой стороны, категорически отрицали реалистическую правдивость изображения реальной жизни. В основе их произведений лежало романтическое несогласование мечты и действительности. Но все же, применяя романтический подход, неоромантики значительно отличались от своих предшественников-романтиков. Для неоромантического течения в литературе характерно не противопоставление обычным людям абсолютных героев, а поиск идеала в самой реальности, а также «открытие» героя в самом обычном человеке. Неоромантики были убеждены, что исключительно все зависит от того, под каким углом смотреть на действительность, а также от умения человека рассмотреть красоту и уникальность окружающего его мира. Это объясняет «поклонение» неоромантиков приключениям и стремлению к необычному в своих произведениях. Неоромантизм демонстрирует, как человек, сумевший увидеть окружающую среду свежим взглядом, открывает в нем необычное и таинственное. Как считали неоромантики девятнадцатого столетия, стремление к авантюрам, опасностям, к столкновению с проблемами и их решение делает человеческую жизнь более насыщенной, бурной и яркой. Искусство, по мнению писателей-неоромантиков, дает человеку «ключ» к пониманию смысла жизни и требует от читателя перемен жизненных позиций, а не только приподнимает его над будничной суетой и показывает ему волшебный мир фантазии. Неоромантизм 19-20 вв. в лицах Одним из самых великих и талантливых писателей в стиле неоромантизма является Артур Конан Доил. Всемирную славу и популярность вне времени ему принесло детективное произведение о Шерлоке Холмсе. Главная концепция, которой придерживался автор практически во всех своих работах, – это утверждение идеи справедливости. Не менее талантливым и популярным считается критик, драматург, поэт, новеллист и романист – Роберт Луис Стивенсон. Именно в его творчестве принципы неоромантики получили наиболее последовательное и полное воплощение. «Остров сокровищ», «Дом на дюнах» «Владетель Баллантрэ» – лучшие работы Стивенсона, в которых преобладает душевная чистота, наивность и искренность героев. Стиль автора красочен и лаконичен. Стивенсон утверждает неоромантическую эстетику и активно ведет борьбу за художественное наследие классической литературы.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 187. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |