Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий.




Гражданство, национальность, пол, место жительства, имущественное, должностное и социальное положение, принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии и политические убеждения отдельных лиц не являются препятствием для проведения в отношении их оперативно-розыскных мероприятий на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения и при наличии информации:

1. О признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно.

2. О лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно.

3. О событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации.

В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных частью второй настоящей статьи, с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение.

Прослушивание телефонных и иных переговоров допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях. Фонограммы, полученные в результате прослушивания телефонных и иных переговоров, хранятся в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность их прослушивания и тиражирования посторонними лицами.

В случае возбуждения уголовного дела в отношении лица, телефонные и иные переговоры которого прослушиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом, фонограмма и бумажный носитель записи переговоров передаются следователю для приобщения к уголовному делу в качестве вещественных доказательств. Дальнейший порядок их использования определяется уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов.

Проверочная закупка или контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативный эксперимент или оперативное внедрение должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а равно лиц, оказывающих им содействие, проводятся на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

Проведение оперативного эксперимента допускается только в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступления средней тяжести, тяжкого или особо тяжкого преступления, а также в целях выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.

При проведении оперативно-розыскных мероприятий по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 4, 6 и 7 части второй статьи 7 настоящего Федерального закона, запрещается осуществление действий, указанных в пунктах 8 - 11 части первой статьи 6 настоящего Федерального закона.

Оперативно-розыскные мероприятия, обеспечивающие безопасность органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, проводятся в соответствии с настоящим Федеральным законом и исключительно в пределах полномочий указанных органов, установленных соответствующими законодательными актами Российской Федерации. По основаниям, предусмотренным пунктом 5 части второй статьи 7 настоящего Федерального закона, разрешается осуществлять действия, указанные в пунктах 8 - 11 части первой статьи 6, без судебного решения при наличии согласия гражданина в письменной форме.

Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан.

Проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения и при наличии информации:

1. О признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно.

2. О лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно.

3. О событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации.

В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных частью второй настоящей статьи, с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение.

Опрос как ОРМ.

Опрос – ОРМ, заключающееся в общении самостоятельно или через третьих лиц с опрашиваемым лицом.

Опрос может проводиться как самим оперативным сотрудником, так и третьим лицом по его поручению, как открыто, так и негласно.

К числу опрашиваемых, как правило, относятся: а) лица, которые случайно могли стать свидетелями преступления и (или) которые сотрудничают с органами (таксисты, бармены, продавцы магазинов и т. д.); б) лица из числа окружения интересуемого объекта (например, родственники, соседи по квартире, коллеги по работе); в) лица, ранее совершавшие преступления и проживающие на исследуемом участке, и др.

Ограничений, связанных с местом проведения опроса, нет: он может проводиться как в служебном помещении, так и на улице, на месте происшествия и т. д. Опрос может осуществляться как при непосредственном общении с человеком, так и путем связи с ним по телефону, через Интернет и т. д.

Важно быть подготовленным к опросу – определить тип личности опрашиваемого, по возможности выбрать соответствующую обстановку, определить круг вопросов, которые будет уместно задать при встрече, а также тактику проведения опроса.

Поскольку опрашиваемое лицо, в отличие от его допроса, не несет ответственности за отказ от предоставления информации, оперативному сотруднику необходимо найти тот психологический «ключ» к опрашиваемому, который позволит получить нужную информацию.

Мероприятие может проводиться в форме беседы, в которой лишь вскользь затрагиваются интересующие оперативного сотрудника моменты (смещение акцента), с целью получить информацию от опрашиваемого, не подозревающего об истинной цели опроса.

При осуществлении опроса могут использоваться открыто или скрытно от опрашиваемого фиксирующая аппаратура (аудио – видеосъемка и др.). Согласие опрашиваемого на применение аппаратуры не требуется.

При проведении опроса в необходимых случаях желательно представить опрашиваемому средства, позволяющие освежить воспоминания, например образцы документов, книги с образцами татуировок. С согласия опрашиваемого можно применить гипноз.

Опрос может проводиться с применением полиграфа (детектора лжи). В процессе такого опроса контролируется проявление эмоций человека, страха, стресса, деятельность нервной системы и головного мозга, работа дыхательной системы, сердечнососудистой системы, оцениваются физиологические изменения в организме при эмоциональных нагрузках. О проведении опроса с применением полиграфа см. вопрос 16.

Результаты опроса могут быть оформлены справкой или рапортом оперативного сотрудника. При наличии к ним могут прикладываться объяснения и другие документы опрошенных. Данные документы имеют оперативное значение.

Наведение справок как ОРМ.

Наведение справок – ОРМ, заключающееся в получении информации из различных баз данных, криминалистических и оперативных учетов, при помощи направления запросов в различные организации, а также гражданам.

Наведение справок осуществляется в целях получения сведений о проверяемом лице: его образе жизни, местонахождении, родственных и дружеских связях, наличии недвижимого имущества, регистрации по месту жительства, принадлежности телефонных номеров, владельце транспортного средства, судимости, выдаче документов, удостоверяющих личность, и служебных удостоверений, наличии оружия и др.

При отработке связей лица информация может быть получена от органов власти по месту его жительства, из РЭУ ДЕЗ, домоуправления, поликлиники, с места учебы, работы, прохождения военной службы, из мест отдыха, из мест лишения свободы.

С учетом содержания получаемой информации мероприятие может проводиться: гласно, негласно и без обозначения цели сбора данных при получении информации от граждан и организаций; с составлением необходимых документов (запросов) или без такового; непосредственно оперативным работником, по его заданию сотрудником оперативно-технической и поисковой службы, по заданию оперативного сотрудника конфидентом.

Органы, осуществляющие ОРД, направляют письменные запросы в органы власти и различные организации, которые безвозмездно предоставляют соответствующую информацию, за исключением случаев, когда законом установлен специальный порядок ее получения.

Специальный порядок получения информации предусмотрен в отношении сведений конфиденциального характера, к которым в соответствии с Перечнем, утвержденным Указом Президента РФ 1997 г., относятся: а) сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства; б) служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти (служебная тайна); в) сведения, связанные с профессиональной деятельностью (врачебная, нотариальная, адвокатская, банковская тайна, тайна страхования, переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т. д.); г) сведения, связанные с коммерческой деятельностью (коммерческая тайна).

В процессе наведения справок широко используются всевозможные базы данных. Процессуальную ценность представляют данные, поступившие по направленным запросам из официальных организаций, и присланные ими материалы (документы или информация на различных носителях). Эти данные в дальнейшем можно приобщить куголовному делу в качестве доказательств.

Иная информация (оформленная рапортом или справкой оперативного сотрудника) представляет оперативный интерес.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 348.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...