Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие исторического источника.




Необходимая для исследования информация рассеяна по многим типам источников. Только на основе изучения источников можно раскрыть процесс исторического развития в целом изложить события и факты, дать им определенные характеристики. Исторические источники— весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях, повлёкших за собой те или иные исторические события. Основной группой исторических источников являются материалы, созданные непосредственно в процессе и в результате общественной деятельности людей и выполняющие определенные социальные функции. Характерный признак этой группы источников - современность событию. К комплексу исторических источников относятся и такие источники, которые возникли в результате обобщения фактов и также являющиеся продуктом социальной среды. Задачи источниковедения - определение состава источников, разработка методики изучения, анализа и использования источников. Изучая содержание источников, критически анализируя их, источниковедение предоставляет ученым много новых сведений, нередко позволяет взглянуть по-новому на известные события.


 

12Классификация исторических источников

Начиная с середины XIX в. в истории источниковедения фигурируют самые разнообразные системы классификации исторических источников. Безусловно, все они связаны с определениями исторического источника и во многом зависят от последних. В целом можно выделить несколько типов классификации:

1. Классификация по цели создания. Предложена немецким ученым И. Дройзеном. В соответствии с ней источники делились на: ненамеренные (остатки, отражающие факты непосредственно), намеренные (свидетельства) и смешанные (памятники).

2. Классификация по степени близости источника к историческому факту. Введена Э. Бернгеймом (1889 г.): остатки (собственно остатки и "другие", т.е. данные языка, игры, обычаи и т. д.) и традиция. Это разделение источников, а соответственно и источниковедческого анализа (для традиции необходимы и внешняя, и внутренняя критики, для остатков — достаточно внешней), было весьма широко распространено в источниковедении.

3. Классификация источников по носителю известна по трудам Э. Фримена, который разделил источники на: вещественные (памятники), письменные (документы) и словесные (повествования). В несколько видоизмененном виде эта система вошла в практику источниковедения в советский период, здесь источники были классифицированы в соответствии со способом кодирования и хранения информации на семь типов.

4. Смешанная классификация до цели создания и носителю (А. Ксенополь): вещественные (памятники), ненамеренные и осознанные (документы).

5. Классификация К. Эрслева по способу отражения источником исторического факта: остатки (людей и природные), изделия, произведенные людьми, факты современной жизни, дающие представление о событиях прошлого.

6. Классификация А. С. Лаппо-Данилевского: источники, изображающие историческое явление, и источники, отображающие явление". Благодаря первым возможно непосредственное восприятие события, данные вторых требуют "расшифровки".

7. В советском источниковедении утвердилась классификация источников по социально-экономическим формациям в соответствии с догматизированной марксистской схемой исторического развития.

8. Источники могут быть разделены также по видам: летописи, акты, мемуары, периодическая печать и т. д.

Последняя система классификации, безусловно, имеет смысл, однако, она не является глобальной, а затрагивает лишь конкретику источниковедения, и по сути своей остается частной классификацией. То же можно сказать и о выделении более общих видов: источники личного происхождения, массовые источники и т. д. Если же брать другую систему координат источниковедческого обобщения, то здесь весьма полезным может оказаться опыт источниковедения конца XIX — начала XX вв. С другой стороны, встает вопрос, можно ли вообще предложить какую-то глобальную классификацию исторических источников, или же их комплекс представляет собой хаотичное нагромождение различных вещей и явлений. В этой связи наиболее актуальным становится определение исторического источника. Если исходить из того, что источник есть все, что может "источать информацию", и в этом случае под это понятие попадают и природные явления то тогда существование обобщающей классификации действительно окажется абсолютно бессмысленным. Если же мы обратимся к определению более суженному, но более точному (определение А. С. Лаппо-Данилевского: "источник — всякий реализованный продукт человеческой психики, пригодный для изучения фактов с историческим значением" или исходящее из него определение О. М. Медушевской: "источник — продукт целенаправленной человеческой деятельности, используемый для получения данных о социальных явлениях и процессах"), то тогда существование единой классификации источников будет оправданным.

 


 

13. Понятие исторического факта

Факты — исходный пункт любой науки, первичный элемент исследования. С рассмотрения фактов начинает работу всякий ученый. Анализ фактов приводит его к созданию концепций, теорий, законов. Обращаясь к молодым ученым, академик И. П. Павлов говорил: «Факты — воздух ученого. Без них вы никогда не сможете взлететь. Без них ваши "теории" — пустые потуги»

Сказанное Павловым относится и к историческим фактам — фундаменту всего здания исторической науки. Понимание истории без исторического факта так же невозможно, как, скажем, понимание физики без атома.

Понятие факта. Слово «факт» — латинского происхождения. Латинский глагол facere означает «делать», причастие factum переводится на русский язык как «сделанное». Слово «факт» («фактум») вошло во все языки, и только немцы, также применяя его, создали и синоним-эквивалент Tatsache. В общих словарях факт разъясняется как нечто реальное, достоверное, действительно имевшее место, на чем можно основываться. Любая наука рассматривает всякий факт, факт вообще в двух смыслах: 1) для обозначения «эмпирических фактов», то есть фактов, относящихся к объективной реальности, или действительности, 2) для обозначения «научных фактов», то есть элементов знания, с помощью которых объективная реальность описывается (факт-реальность и факт — описание реальности).

Понятие исторического факта также включает оба этих значения: 1) реального события прошлого — фрагмента прошлой жизни, 2) отражения этой реальной действительности в труде историка.

Современный методолог дает историческому факту следующую дефиницию: «Исторический факт можно определить, как сведения, почерпнутые из достоверного источника и подвергшиеся истолкованию, а именно установлению причинно-следственных связей. Имея, таким образом, двойственную природу, исторический факт никогда не может быть тождественным источнику». Обладая такими же двумя сторонами, что и всякие иные факты, исторический факт имеет свои особенности, и каждая из них влияет на специфику исторического исследования — как говорят, «имеет выход в практику».

Социальная значимость. Историческим фактом может быть не каждый из бесконечного множества фактов прошлого, а лишь социально значимое явление в истории общества или отдельного лица, то есть сыгравшее значительную роль в истории и наложившее свой отпечаток на ее последующее развитие

Взаимосвязь с другими фактами. Даже социально значимый факт может считаться историческим лишь во взаимосвязи другими фактами: выхваченный из контекста, даже социально значимый факт историческим не является. «...Некий факт становится историческим в его связях, в его отношении к другим фактам. Вне связей нет ни фактов истории, ни самой истории».


14. Возможные периодизации истории человечества

Периодизация истории человечества тесно связана с «историческим временем» - категорией, которая любое событие измеряет временными и пространственными характеристиками. История как процесс - это не просто множество рядом расположенных точечных событий, а движение от события к событию. Именно поэтому с понятием «историческое время» неразрывно связана периодизация - как форма количественного (временного) обозначения исторических процессов. В настоящее время существуют:1. периодизация истории первобытного общества.( каменный век ,бронзовый век,железный век),2.периодизация средневековья (эпоха между древними цивилизациями и цивилизациями Нового времени: раннее средневековье, высокое средневековье,позднее средневековье ),3.переодизация нового времени(на мену феодализма пришел капитализм),4.периодизация новейшего времени(для Европы и для Российской империи отсчет начала новейшего времени начинается с разницей в год. Рубеж первая мировая война.1 Европа (1918 год).2. Россия (1917 год).)


 

15 Закономерность и случайность в историческом процессе

Случайность - отражение в основном внешних, несущественных, неустойчивых, единичных связей действительности; выражение начального пункта познания объекта; результат перекрещивания независимых причинных процессов, событий; форма проявления Н. и дополнение к ней.

Историческая закономерность - объективно существующая, необходимая, постоянно воспроизводимая в пространстве и времени связь явлении общественной жизни. Первые попытки выявить историческую закономерность и социальную детерминацию были осуществлены в рамках географического детерминизма (см. Детерминизм географический), подчеркивавшего связь между географической средой и общественным укладом (Ш. Монтескье, Э. Реклю, М. Ковалевский и др.). Другое направление в трактовке истории общества как закономерного процесса представлено в 18 в. в теориях циклического круговорота (см. Цикличности теория). Дж. Вико, напр., так представлял циклический характер социального развития: те же законы определяют круговорот божественной, героической и человеческой эпох, т. е. сам ход истории, направляют и борьбу людей за их частные, ограниченные цели и интересы. Мыслители Просвещения стремились соединить эти трактовки исторической закономерности: для И. Г. Гердера история — это не просто результат разрозненных действий отдельных людей (случайный либо предопределенный), а связный процесс деятельности народов, в котором сочетаются законы природного и общественного бытия. Французские материалисты (К. А. Гельвеций) и историки эпохи Реставрации (О. Тьерри, Ф. Гизо и О. Минье) сделали акцент на социально-экономической определенности исторической закономерности, подчеркивая, что творцами истории являются люди, обладающие разумом, свободой выбора и потому способные ошибаться по невежеству или действовать во зло обществу из корыстных побуждений. Г. В. Ф. Гегель, трактуя свободу как осознанную необходимость, а историю как рост свободы, поставил вопрос об объективном характере законов исторического развития. Он настаивал на диалектической природе этих законов, противоречиво соединяющих действие необходимых причин со свободной волей человека.

Характер исторического бытия и исторической закономерности, альтернативный характер социального развития, обусловленный свободным выбором человека, невозможность однозначного предсказания исторического движения существенно осложняют осознание понятия «историческая закономерность». Альтернативность, лежащая в основе исторического выбора и являющаяся продуктом исторического выбора предшествующих поколений, предполагает новые формы вероятностного (сценарного) прогнозирования тенденций будущего развития.


 

16. Роль личности в истории

 

Если рассматривать поверхностно вопрос о роли личности в истории, то в обобщённом виде его можно решить примерно так: Человек рождается и действует в конкретных исторических условиях, в определённой социально – экономической среде. Поэтому в целом мыслит и действует в соответствии с ними. Человек может влиять на ход истории, способствовать ускорению или замедлению исторических закономерностей, однако отменить их действие не может.Но если рассматривать данный вопрос в конкретных исторических фактах, то такое обобщённое объяснение не может полностью охарактеризовать происходящее, отразить действие субъективных и объективных сил.От чего зависит роль личности: от нее самой, исторической ситуации, исторических законов, случайностей или от всего сразу, в какой комбинации и как именно– сложно. Да и сам ответ в огромной степени зависит от избранного нами аспекта, угла и точки зрения, рассматриваемого периода и прочих релятивистских и методологических аспектов . Т. к. роль личности проявляется в конкретных исторических событиях, явлениях и процессах, то и оценивать её необходимо относительно этих исторических фактов


 

17. Морфологические критерии человека

 

Морфологический критерий – это особенности внешнего и внутреннего строения особей одного- вида.1.прямохождение,2.развитая кисть верхних конечностей для изготовления орудий,3.высокоразвитый головной мозг.- гоминидная триада.


 

18 Социальные критерии человека

1.труд-орудейная деятельность,2.культура,3.язык,4.сознание,мышление,5.обществ отношения.,а так же самообладание, толерантность и всякое говно(можно сказать что есть еще и морфологические критерии,которые по внешнему признаку).Соц критерии-по внутреннему признаку.


 

19 Линейные и нелинейные интерпретации истории: общая характеристика

Существуют два подхода к определению общей направленности исторического процесса: линейный(стадиально-поступательный) и нелинейный. Линейный подход оценивает историю как поступательное восхождение общества к более совершенным состоя­ниям на основе преемственности накопленного опыта, знаний, а так­же как нисхождение общества к более простым состояниям. В рамках линейного подхода выделяют такие интерпретации истории, как регрессизм (античная философия, философия Древнего Востока, эколо­гический пессимизм) и прогрессизм (Л. Морган, И. Кант, Г. Гегель, К. Маркс). Понятие общественного прогресса отражает процесс по­ступательного движения общества по восходящей линии, ведущего к усложнению системно-структурной организации общества. Проти­воположен прогрессу социальный регресс — это процесс упрощения, деградации общества.Наиболее развитой вариант прогрессистского подхода представлен в марксистской концепции общественно-экономических формаций. В чистом виде ни в одной стране общественно-экономическая фор­мация не обнаруживается: всегда присутствуют такие общественные связи и учреждения, которые принадлежат другим формациям. «Чис­тых» формаций не бывает также потому, что единство общего понятия и конкретного явления всегда противоречиво и общество всегда нахо­дится в процессе развития.В целом К. Марксом было выделено пять общественно-экономических формаций: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая (социалистическая). Также им было указано на особый политико-экономический тип об­щества (фактически на шестую формацию) — «азиатский способ про­изводства»

 


 

20 Теория общественно экономических формаций и материалистическое понимание истории

Общественно-экономическая формация — это исторический тип общества, определяющий тот социальный организм, который функционирует и развивается по законам господствующих в обществе производственных отношений. Виды общественно-экономических формаций:

Первобытно-общинный строй (первобытный коммунизм). Уровень экономического развития крайне низкий, используемые орудия примитивны, поэтому нет возможности производства прибавочного продукта,2Рабовладение. Существует частная собственность на средства производства. Непосредственным трудом занят отдельный класс рабов — людей, лишённых свободы, находящихся в собственности у рабовладельцев и рассматриваемых как «говорящие орудия.3. Феодализм. В обществе выделяются классы феодалов — собственников земли — и зависимых крестьян, находящихся от феодалов в личной зависимости.4. Капитализм. Имеется всеобщее право частной собственности на средства производства.5. Коммунизм.Теоретическое (никогда не существовавшее на практике) устройство общества, которое должно прийти на смену капитализму. При коммунизме все средства производства находятся в общественной собственности, частная собственность на средства производства полностью устранена.Из всего многообразия общественных отношений в качестве основных, определяющих Маркс выделяет материальные, производственные отношения, то есть те отношения, которые складываются между людьми в процессе производства материальных благ. Маркс приходит к выводу, что именно труд, материальное производство составляют основу человеческого бытия, истории людей.Так рождается наиболее важная, центральная идея марксисткой философии – материалистическое понимание истории.


 

21 Историческая концепция К, Яспера










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 337.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...