Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопросы Борису Акунину (Григорию Шалвовичу Чхартишвили). 27-28 января 2018




 

ПОЛИТИКА

1) Ваше отношение к Ксении Собчак в свое время изменилось в лучшую сторону. Что думаете о ней сейчас? Она профанирует хоть какую-то возможность настоящих выборов или наоборот вызывает к ним интерес у как можно большего числа россиян?

Мне не кажется, что эта история имеет какую-то важность в общественном и тем более политическом смысле. Во всяком случае, я этой интригой не заинтересовался и за нею не слежу.

2) Идти или не идти голосовать на выборах — нужно ли здесь слушать чьи-либо советы и призывы?

Слушать, конечно, не вредно, но решать надо самому. Я, например, для себя решил, что это никакие не выборы, а какой-то странный цирк, где один человек – зритель, а все население страны приглашается в клоуны. В общем, это без меня.

3) Следите за политической ситуацией в Европе? Та же Каталония, вы ведь часто бываете в Испании.

Слежу, конечно. И расстраиваюсь. Не хочу, чтобы Испания распадалась. Не хочу, чтобы Британия выходила из Европы. Эти какие-то сбои в эволюции человечества, по-моему.


ИСТОРИЯ

1) Считаете ли вы, что Петр Первый и Ленин — равновеликие исторические персонажи? Типологически близкие фигуры, оба модернисты и антиклерикалы. И если считать Ленина спорной фигурой или монстром, то и Пётр должен быть злодеем, а если Петра называем Великим, то и Ленин должен быть великим?

Нет, я такого равенства не вижу. И аналогий между двумя этими деятелями не нахожу.

2) Чем обусловлено появление таких политиков, как Пётр Алексеевич и Владимир Ильич? Неизбежностью перемен? Но почему тогда они оба, несмотря на свою страсть к европейским образцам, так и не вывели государство из ордынской модели? Почему стремительные перемены в конце концов опять выродились в ещё большую «ордынизацию» вековечного государственного фундамента?

Мне кажется, это две совершенно разные истории. В конце 17 века тогдашнее Московское царство так или иначе должно было пройти серьезную реформацию. Оно слишком проигрывало в международной конкуренции и все больше отставало от передовых стран. Это признавала и государственная элита. Выбор был лишь – по какому пути идти: «европейскому» (Василий Голицын) или «ордынскому», то есть мобилизационно-авральному (Петр). А Владимир Ульянов лишь склеил обломки уже распавшейся империи – конечно, на ордынский манер. Большевизм по-другому и не смог бы.

3) Чем Вам симпатичен Борис Годунов?

Умом. Нежестокостью. Заботой – впервые в русской истории – о народном благе.

4) Кто из «птенцов гнезда петрова» вам понравился больше всего? Чья судьба и дела стали для Вас открытием?

Мне нравятся Брюс, Михаил Голицын, да в общем и Лефорт. Особенных открытий не было, я все-таки и раньше неплохо знал эту эпоху.

5) Приди к власти Василий Голицын, а не Пётр Романов, могла бы дальнейшая история России пойти по другому пути — не революционному, а более эволюционному?

Да, могла бы. Судя по тем сведениям, которые остались о системе взглядов Голицына, он построил бы гораздо более «европейское» государство, чем Петр. Хотя бород бы насильно не стриг и париков на головы бы не нахлобучивал. Под «европейским» путем в данном случае я имею в виду уже сформировавшуюся в те времена концепцию, что по-настоящему сильное и богатое государство держится не на принуждении, а на богатстве подданных.

 

ЛИТЕРАТУРА

1) Есть ли в русской литературе люди, которых можно назвать благородными мужами в фандоринском, в конфуцианском смысле этого слова? Например, Грибоедов или Чехов.

Короленко в первую очередь. Просто классический цзюнцзы, «благородный муж». Очень его люблю.

2) Как часто Вы перечитываете классическую литературу? И каких именно авторов?

Только если нужно для работы. Для собственного удовольствия я давно уже читаю только документальную литературу.

 

ВАШИ КНИГИ (НЕ ФАНДОРИН)

1) Окончательно ли заброшен проект создания книг всех жанров? Ведь и «Фантастика», и «Детская книга», и «Шпионский роман» были очень хороши. Где дамский роман? Где книга для юношества? Или вообще — классический роман?

Если продолжу серию, то напишу «Фэнтези» (не путать с «Фантастикой», которая уже написана). Создам свой собственный мир.

2) Кажется, все ваши книги становятся лидерами продаж в России. Не только беллетристика, но даже нон-фикшн и серьёзная литература. Чем Вы объясняете такой кредит читательского доверия к себе?

Ну, серьезные-то лидерами продаж не становятся. Серия «Семейный альбом» мало кого заинтересовала. Я, правда, здесь и не рассчитывал на массовость. То есть я, конечно, был бы рад, но в данном случае меня интересует не количество читателей, а их качество. Иное дело – проект «История Российского государства». Я хочу, чтобы с ним ознакомилось как можно больше людей. Для этого разработана определенная технология, и она неплохо работает.   

3) Как Вы пишите исторические тома ИРГ? Как работаете с литературой, где ее находите? Вам кто-то помогает со сбором информации?

Техника здесь такая. На первом этапе я загружаюсь чтением. Вот сейчас, например, закончил подбирать материалы по 6 тому (восемнадцатый век). Здесь самое трудное – отобрать правильные книги, по принципу необходимого и достаточного - иначе утонешь. Я стараюсь уложиться в три десятка. Ну и плюс к тому первоисточники: документы, мемуары, дневники. По мере углубления буду подбирать необходимые дополнительные работы по отдельным вопросам. Есть и консультанты, которые помогают. На втором этапе я читаю все это и составляю конспект. На третьем этапе конспект раскладывается по главам. На четвертом этапе я пишу и редактирую текст. Потом он отдается на прочтение и проверку рецензентам, лучшим специалистам по данному периоду. Одновременно идет иллюстрирование. Чтоб не уставать, делаю перерывы между этапами и занимаюсь в это время другой литературной работой.

 

4) Сколько ещё томов из цикла ИРГ нам ждать? Каким периодам они будут посвящены?

6 том – восемнадцатый век. 7 том: первый опыт сверхдержавы, первая половина 19 столетия. 8 том: реформы и контрреформы (вторая половина 19 века). 9 том: последнее царствование и революция. Дальше пока не решил. Может быть, на том и остановлюсь.

5) Вам везло и везет с чтецами книг. Только ли Клюквин теперь их будет зачитывать? Есть шанс, что произведения Акунина заговорят голосами, например, Чонишвили и Филиппенко?

Что значит «везет»? Каждый раз слушаю пробы, выбираю самых лучших. Все перечисленные именно таковы. 

6) Куда всё-таки подевалась Пелагия?

Я выдал ее замуж. Она же  Христова Невеста.

7) Мне вот интересно, все персонажи художественных дополнений ИРГ, связанные родственными связями и родимым пятном на лбу, — это скрытая подводка к истинному роду Э. П. Фандорина? Все ведь знают, что настоящий род Фондориных прервался на сыне Данилы, и Эраст Петрович происходит по прямой линии от Дмитрия Карпова, у которого на голове была седая прядка. Возможно, Вы хотите подвести к тому, что со временем пятно на лбу трансформировалось в «пятно» на волосах, нарушение пигментации. И Дмитрий Карпов, а значит и Эраст Петрович, происходят из этого рода, основанного византийцем Дамианосом?

Я не придаю особенного значения родству по крови, только по духу. Как в Японии, где актер кабуки Дандзюро Десятый может оказаться не родным, а приемным сыном Дандзюро Девятого.

8) Очень нравится цикл «Семейный альбом»! Спасибо вам за него! Следующая книга будет про сороковые годы? Про военные годы или послевоенные?

Если будет – то да. Про войну.   

9) Нравятся герои с родимым пятном на лбу! Их истории! Как вы их придумываете, как понимаете пол, характер и судьбы персонажей? Не тяжело потом расставаться?

Ну, они живут себе дальше, в том числе и внутри меня.


ФАНДОРИН

1) Почему вы так невзлюбили персонажа, который сделал вас известным?

Нет, я его очень люблю. Просто я все время, в каждом новом романе, подвергаю его всё усложняющимся испытаниям. Чтобы посмотреть, как он будет справляться – и поучиться у него. А фандоринскую серию заканчиваю, потому что все когда-нибудь заканчивается, и вот, пришло время.

2) Стоит только посмотреть на иллюстрации к вашим книгам, то сразу понятно, что Дрозд в «Алмазной колеснице», Гвоздь в «Батальоне ангелов», Грач в «Операции «Транзит» и Дятел в «Чёрном городе» — это один персонаж, который внешне похож на Леонида Филатова. И в описании этого героя есть немало отсылок к фильмографии Филатова. Откуда такой интерес к этому актёру? Почему именно Леонид Алексеевич дал свою внешность главному сопернику Фандорина?

Да? Не замечал. Может быть. Значит, художник Игорь Сакуров таким увидел этого мне очень не симпатичного, но сильного человека. В романе «Не прощаюсь» вы снова с ним встретитесь.

3) В повести «Парус одинокий» говорится, что Эраст Петрович Фандорин и Ангелина Самсоновна Крашенинникова в следующей жизни пройдут лучшим из возможных маршрутов. Они станут братом и сестрой — Ластиком и Гелей. Ангелина впервые появилась в «Декораторе». Неужели вы ещё тогда, в прошлом тысячелетии, знали, что Фандорины с Крашенинниковой станут братом и сестрой?

Что-что-что? Где этом там про Ластика и Гелю? Не фантазируйте.

4) Вы обещали, что расскажете подробнее расскажете о 16 фандоринских книгах и соционических типах. Последний том про Эраста Петровича вот-вот выйдет. Можно ли теперь узнать, как всё начиналось, как вы строили этот проект? Когда уже знали про кому и про то, как именно всё закончится?

Ну, это долгий рассказ. Не для нашего нынешнего формата.

5) Почему в книгах о приключениях Фандорина так много упоминаний города Самара? И Грин там начинал свою карьеру, и в последней книге «Не прощаюсь» Эраст Петрович уезжает с Самарского вокзала, и ещё куча мелочей.

Потому что я часто бывал там в детстве.

6) Благородный муж, он и в Африке благородный муж. Злодей тоже остаётся злодеем. Не кажется ли Вам, что гораздо интереснее Алексей Романов, который тоже мог бы стать Фандориным, но методично убивал в себе человеческое. Человек, который хотел, но не смог стать буддой, становится дьяволом. В таких героях не больше трагизма, разве о них не интереснее писать, чем про злодеев и благородных мужей?

Я неслучайно взял псевдоним «акунин». Мне хотелось разобраться в феномене неоднозначного, интересного злодея. В той почти невидимой границе, где Добро превращается в Зло. А иногда – наоборот.

7) Как обстоят дела с зарубежными экранизациями романов о Фандорине? А то никаких новостей, а интересно.

С экранизациями, что зарубежными, что незарубежными, всё всегда долго. По моему опыту, в среднем проходит 3-4 года между контрактом и премьерой. Если фильм вообще будет снят. Пять вышедших моих экранизаций получились из пятнадцати или двадцати контрактов. В Британии за два с половиной года одобрен сценарий первого фильма, пишется сценарий второго, а всего их в пилотном сезоне должно быть три.  

8) Будут ли еще экранизации о Фандорине? Мельком слышала, что будут приключения Фандорина в Грузии, так ли это?

Нет, там замышлялась некая пьеса нового типа, но пока не нашлось театра, готового для таких экспериментов. 

9) Меня, как и многих, интересует будут ли ещё экранизации! Настолько поглотила меня эта атмосфера, созданная Вами в книгах о Фандорине, настолько сильно очарование этим персонажем, что не хочется расставаться с ним никогда! Хочется встречать его вновь и вновь в фильмах, сериалах и не только: на сцене театра, в печатном продолжении и в других всевозможных произведениях! И даже не пугает то, что Фандорин, точнее видение этого персонажа, у каждого сценариста, может быть разным.... Ведь любовь к этой истории слишком велика :)

Я подписал контракт на длинный сериал про сестру Пелагию, ведутся какие-то предварительные переговоры по поводу «Алмазной колесницы» и «Князя Клюквы», но честно говоря я слабо верю в реальность осуществления этих проектов в современной России. 

10) А будет ли экранизация «Планеты Вода»? Смог ли Наполеон жить обычной жизнью? И не случилось ли с ним чего-нибудь примечательного после событий книги?

Да, по этому сюжету мог бы получится красивый фильм. А про Наполеона не знаю. Сам за него волнуюсь. 

11) Позволите ли вы другим авторам писать про ЭПФ?

Позволите вы другим дядям спать с вашей женой?

12) Если бы Вы решали, какой актер (не обязательно российский) должен сыграть Эраста Фандорина в адаптации серии, например, в формате сериала, то на кого бы пал Ваш выбор?

Наверняка есть кто-то новый и талантливый, но я отстал от жизни, почти перестал смотреть отечественные фильмы.

13) Почему вы ни разу не дали возможности Масахиро Сибата вернуться на родину? Хоть на день, хоть на неделю. Хоть в рамках какого-нибудь расследования, хоть в рамках благодарности от ЭПФ за верную службу и дружбу.

Верный вассал не покидает господина. Это не по-самурайски.

14) Почему из всех достойнейших женщин Эраст женился на этой Кларе?

Потому что Эраст Петрович, как бы это выразиться поделикатнее, не очень умен по части отношений с женщинами.

15) БГ («Боевая группа») — не своеобразный ли привет Борису Гребенщикову?

А все что я пишу – привет Борису Борисовичу. Как в советской сказке: «Плывут пароходы – привет Мальчишу, летят самолеты – привет Мальчишу, а выходит у Акунина новый роман – салют Мальчишу».

16) Вас как-то спрашивали, является ли будка на углу Безбожного переулка финалом жизни Октябрьского. Вы ответили, что не знаете. Не знаете или не считаете нужным отвечать? Пусть каждый сам для себя решает?

Если бы у фильма «Шпион» получился сиквел, тогда, может, был бы не конец. А поскольку кина не будет – да, конец.

17) О каком моменте или случае в жизни Фандорина Вы жалеете и хотели бы изменить? Я бы, например, хотела бы, что бы ЭП прочитал письмо Рыбникова!

Ничего в жизни изменить нельзя. Можно только исправить. Так же и в написанных книгах.

18) Снегирь из «Статского советника» имеет отношение к неуловимому Дятлу из поздних романов?

Почему? Никакого сходства, по-моему.

19) Вы сможете хоть когда-нибудь рассказать подробнее про Алексея Романова?

Уже рассказал. Скоро прочитаете.

 

БЕЗ РУБРИКИ


1) Из всего русского Фейсбука, кажется, вы один не высказались об августовском баттле между Оксимироном и Гнойным. Чем объясняется такая сумасшедшая популярность того поединка у совершенно разных социальных страт? Встреча лучших представителей жанра? Или люди соскучились по настоящим дебатам? Или всем нравится, что можно быть начитанным, умным и при этом термоядерно материться лучше любых "блатарей"?

Не берусь судить. Я кусочек посмотрел, и стало скучно. Очевидно, уже не моя возрастная категория.

2) От чего вы получаете эстетическое удовольствие, кроме мастерски снятых британских и американских сериалов?

От очень многого – ландшафтов, выставок, хороших людей. Но самые интересные творческие силы сейчас собрались на сериальном фронте, это правда.

3) Вы пользуетесь Telegram? Как когда-то ЖЖ был в авангарде российской творческой мысли, а потом Facebook, так сейчас в этом мессенджере происходит всё самое интересное. Если Вы там есть, кого читаете?

Нет. Пока не понял, чем Телеграмм для меня лучше того же привычного фейсбука.

4) Где в России, кроме Москвы и Петербурга, Вы бывали? Где больше всего понравилось и не понравилось?

В детстве я каждое лето плавал по Волге. Мне как-то особенно милы Ярославль, Углич, Нижний Новгород. Бывал на Дальнем Востоке. Ездил по средней полосе. Один раз протащился на поезде по Транссибу. Но вообще-то я, конечно, человек столичный.

5) Вы в итоге стали смотреть «Игру престолов»?

Второй раз недавно попытался - в спортзале, где понижен порог взыскательности. Нет, не пошло. Не для моего возраста. Дракончики только маленькие понравились.

6) Живете в Лондоне, Франции и Испании и порой посещаете другие европейские страны. А в дальние поездки и путешествия не хотите? В Латинскую Америку, например.

Я напутешествовался, хватит. Теперь только из одного дома в другой, от одного вида работы к другому. Все мои самые увлекательные путешествия теперь за письменным столом.

7) Просто спасибо, что Вы есть. И за всё, что Вы делаете.

Это вам спасибо, что читаете. Без этого я был бы просто графоман, а графоман, которого читают, это уже писатель.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 119.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...