Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ВОПРОСЫ К ЗАЧЁТУ  ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПУБЛИЦИСТИКА РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ»




ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЖУРНАЛЫ ХХ ВЕКА».

1. Учебная дисциплина «Литературно-художественные журналы ХХ века», её задачи, специфика.

2. Журналы «Пламя», «Художественное слово», «Творчество».

3. Журналы пролеткульта («Пролетарская культура», «Грядущее», «Горн», «Гудки»).

4. Обзор процессов, отразившихся на страницах разных журналов с 1917 по 1924 гг.

5. Обзор процессов, отразившихся на страницах разных журналов второй половины 20-х годов («Красная новь», «Сибирские огни», «Новый мир», «Молодая гвардия», «На литературном посту», «Печать и революция», «На посту», «Леф», «Новый леф», «Октябрь», «Звезда», «Лава»). Споры между двумя лагерями (пролетарской и попутнической литературой) на страницах разных журналов.

6. Эмигрантский журнал 20-х годов «Смена вех». Пробуржуазные журналы («Былое», «Записки мечтателей», «Голос минувшего», «Книжный угол»,

«Вестник литературы», « Экономист», «Мысль»). Журнал «беспартийной интеллигенции» «Новая Россия».

7. Журналы, созданные А.М.Горьким («Наши достижения», «СССР на стройке», «За рубежом», «Литературная учёба»).

8. Журналы, издававшиеся литературными объединениями Красной Армии и Флота («ЛОКАФ» - М., 1931-1932, с 1933 г. – «Знамя», «Залп»).

9. Литературно-критические журналы конца 20-х годов («Литература и марксизм», «Литература и искусство»). Возникновение «Литературной газеты».

10. Дискуссии на страницах литературно-критических журналов конца 20-х – начала 30-х годов (критика теории «Перевала»; споры вокруг проблемы творческого метода; критика школы В.Переверзева).

11. Процессы, начавшиеся в литературно-художественных журналах в начале 30-х годов (после постановления ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций»): дискуссия вокруг статей А.Фадеева «Старое и новое»; дискуссии о языке современной литературы; дискуссия о формализме; споры «о лице» журналов.

12. Появление журналов «Литературный критик» (1932 г.), «Книга и пролетарская революция», критико-библиографического журнала «Литературное обозрение».

13. 30-е годы ХХ века – эпоха «толстого» журнала («Октябрь», «Новый мир», «Звезда», «Красная новь»); основные проблемы, рассматриваемые на страницах этих журналов (строительство, коллективизация, классовая борьба); критика в адрес «толстых» ежемесячников.

14. Процессы, происходящие в 30-х годах в журнале «Октябрь».

15. Процессы, происходящие в 30-х годах в журнале «Звезда».

16. Процессы, происходящие в 30-х годах в журнале «Новый мир».

17. Процессы, происходящие в 30-х годах в журнале «Молодая гвардия».

18. Процессы, происходящие в 30-х годах в журнале Знамя».

19. Процессы, происходящие в 30-х годах в журнале «Интернациональная литература».

20. Процессы, происходящие в 30-х годах в альманахе «Дружба народов».

21. Процессы, происходящие в 30-х годах в журналах «Наши достижения», «За рубежом».

22. Процессы, происходящие в 30-х годах в журналах «Литературная учёба», «Литературный критик», «Литературное обозрение».

23. Специфика работы журналов в годы Великой Отечественной войны, основная тематика произведений этого периода в газетах и журналах. Роль «Литературной газеты» во время Великой Отечественной войны.

24. «Толстые» журналы («Знамя», «Звезда», «Новый мир», «Молодая гвардия», «Октябрь») в послевоенное время, основная тематика этого времени, появление периферийных альманахов («Дон», «Енисей», «Алтай» и др.).

25. Литературно-художественные журналы во второй половине 50-х годов – середине 80-х годов (во времена хрущёвской «оттепели»; в условиях соревнования двух систем, в эпоху «развитого социализма», во времена «застоя»). Основные темы этого времени.

26. Литературно-художественные журналы во времена горбачёвской «перестройки». Основные темы этого времени.

27. Литературно-художественные журналы на современном этапе.

 

Вопросы к экзамену по дисциплине «Язык газеты»

1. Язык газеты как учебная дисциплина, её предмет, цели и задачи. Язык газеты как объект междисциплинарного исследования.

2. Аспекты изучения текста (функциональный, прагматический, психолингвистический, когнитивный).

3. Семиотические и коммуникативные способы компрессии информации в тексте. Информативность текста и способы её повышения. Фактор адресата.

4. Основные методы (качественный, количественный, сопоставительно-стилистический) анализа языка газеты.

5. Понятие о тексте. Содержательная, структурно-композиционная и речевая сторона текста. Абзац как композиционно-стилистическая единица текста, виды, функции абзаца.

6. Экспрессивные средства информирующей речи.

7. Специфика категории оценочности в языке газеты.

8. Общественно-политическая лексика в языке газеты.

9. Понятие авторской модальности.

10. Основные принципы языкового анализа публицистического текста (принцип троякого аспекта, принцип историзма, принцип уровневого подхода, принцип координации общего и отдельного, принцип смыслового противопоставления, принцип разграничения в тексте нормативных фактов, принцип активной роли читателя, невозможность существования одной схемы толкования).

11. Приёмы толкования, виды работы с текстом и их возможная последовательность.

12. Традиционная, новая и окказиональная лексика в языке газеты.

13.История изучения языка газеты.

14. Особенности языка обозрения на страницах газет.

15. Специфика языка спортивных отчётов.

16. Разговорная и жаргонная лексика в языке газеты.

17. Морфологические особенности газетной речи.

18. Синтаксические особенности газетной речи.

19. Категории времени и пространства в газетном тексте.

20. Язык заметки.

21. Специфика языка репортажа (авторская речь в репортаже, средства выражения авторской модальности в репортаже, формы «настоящее репортажа», «настоящее постоянное» в репортаже, состав речи в репортаже, соотношение в репортаже элементов описания, повествования, рассуждения, лексика репортажа).

22. Особенности языка фельетона (средства создания публицистического образа в жанре фельетона, использование различных пластов лексики как стилеобразующий фактор в фельетоне, средства сатиры в фельетоне, роль ненормативной лексики в создании образного строя фельетона, соотношение разговорного и книжного синтаксиса в фельетоне, специфика грамматических форм).

23. Язык интервью.

24. Особенности языка рецензии на страницах газет.

25. Язык очерка.

26. Фигуры и тропы в языке газеты.

27. Виды языковой игры на страницах газет (игра-воображение, игра-подражание).

28. Графическая игра на страницах газет.

29. Фонетическая игра на страницах газет.

30. Словообразовательная игра (суффиксальное и префиксальное словообразование) на страницах газет.

31. Аббревиатуры как основа словообразовательной игры на страницах газет.

32. Игры с сочетаемостью слов на страницах газет.

33. Игры с многозначностью на страницах газет.

34. Основные универсалии публицистического дискурса (шкала ценностей, оценочность, идеологемы (социальная, личностная), образ автора, характер речи, совокупность ключевых (концептуальных) слов.

                                     

ВОПРОСЫ К ЗАЧЁТУ  ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПУБЛИЦИСТИКА РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ»

1. Цели, задачи дисциплины. Специфика изучаемой дисциплины.

2. Понятие о публицистике. История публицистики в России.

3. История создания сборника «Вехи».

4. Отклики на сборник.

5. Биографии авторов сборника (Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, М.О.Гершензона, А.С.Изгоева, Б.А.Кистяковского, П.Б.Струве, С.Л.Франка).

6. Содержание сборника «Вехи» (общая характеристика).

7. Полемика вокруг сборника.

8. Анализ статьи Н. А. Бердяева «Философская истина и интел­лигентская правда»

9. Анализ статьи С. Л. Франка «Этика нигилизма (К характеристике нравственного мировоз­зрения русской интеллигенции)».

10.  Анализ статьи П.Б. Струве «Интеллигенция и рево­люция».

11.  Анализ статьи Б. Кистяковского «В защиту права (Интеллигенция и правосознание)».

12.  Анализ статьи М. О. Гершензона «Твор­ческое самосознание».

13.  Анализ статьи С.Н.Булгакова «Героизм и подвижничество (Из размышлений о религиозной природе русской интеллигенции)».

14.  Публицистика Н.В.Устрялова.

15. Проблематика сборника А.Т.Аверченко «Дюжина ножей в спину революции».

16.  Проблематика произведения И.А.Бунина «Окаянные дни».

17.  Проблематика произведения М.Горького «Несвоевременные мысли».

18.  Анализ статьи А.С.Изгоева «Об интеллигентной молодёжи».

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 172.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...