Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Действие налогово-правовых норм во времени.




Общие положения о действии актов законодательства о налогах и сборах во времени сформулированы в ст. 5 НК РФ. Названная статья закрепляет правило о том, что все акты налогового законодательства, так или иначе ограничивающие права налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов или других участников налоговых отношений либо ухудшающие их положение, не могут иметь обратной силы.

Принцип непридания налоговым законам обратной силы содержится в ст. 57 Конституции РФ. Налоговый кодекс РФ развивает данное положение Основного Закона и распространяет это правило не только на налогоплательщиков, но и на иных участников налоговых отношений.

Налоговый кодекс РФ устанавливает два режима обратной силы актов, улучшающих положение налогоплательщиков. Первый режим распространяется на акты налогового законодательства, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, всегда имеют обратную силу. Второй режим установлен в отношении актов, отменяющих налоги и сборы, снижающих размеры ставок налогов, устраняющих обязанности налогоплательщиков или иным образом улучшающих их положение. В данном случае соответствующие акты обладают обратной силой, если это прямо предусмотрено в них.

Пункт 1 ст. 5 НК РФ посвящен порядку вступления в силу актов налогового законодательства. По общему правилу акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, если иное специально не оговорено в названной статье. Здесь применяются два временных критерия, которые должны выполняться одновременно. Поэтому следует признать справедливым и основанным на законе мнение о том, что вступление в силу этого акта связывается с более поздней из двух приведенных дат, хотя такое толкование далеко не всегда поддерживается в правоприменительной практике,

В свою очередь, акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных ст. 5 Кодекса. Налоговым кодексом РФ установлен один временной критерий.

Общее правило о порядке вступления в силу актов налогового законодательства имеет ряд исключений. Во-первых, в самом акте может быть установлена более поздняя дата вступления акта в законную силу. Во-вторых, в отношении актов законодательства, вводящих новые налоги я сборы, содержится правило, согласно которому они вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

И наконец, п. 5 ст. 5 НК РФ гласит, что общие положения, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на нормативные правовые акты, регулирующие порядок взимания налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, за исключением нормативных правовых актов об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую, порядок вступления в силу которых определен ст. 3 Закона РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе».

 

 

Принципы налогового права.

Принцип всеобщности налогообложения — каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Принцип равенства налогообложения — предполагается равенство всех налогоплательщиков перед налоговым законом.

Принцип справедливости — учитывается фактическая способность налогоплательщика уплачивать налог при обязательности каждого участвовать в финансировании расходов государства.

Принцип соразмерности, или экономической сбалансированности, — учитывается сбалансированность интересов налогоплательщика и казны государства.

Принцип отрицания обратной силы закона — законы, изменяющие размеры налоговых платежей, не распространяются на отношения, возникшие до их принятия.

Принцип однократности налогообложения — один и тот же объект может облагаться налогом одного вида и только один раз за определенный законом период налогообложения.

Принцип льготности налогообложения — налоговые законы должны иметь правовые нормы, устанавливающие для отдельных и (или) определенных групп налогоплательщиков как юридических, так и физических лиц льготы по налогам, облегчающие налоговое бремя.

Принцип равенства защиты прав и интересов налогоплательщиков и государства — каждый из участников налоговых правоотношений имеет право на защиту своих законных прав и интересов в установленном законом порядке.

Принцип недискриминационности — налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и применяться по-разному исходя из политических, идеологических, этнических, конфессиональных и иных различий между налогоплательщиками. Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 3 Налогового кодекса РФ не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 664.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...