Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Специфические причины конфликтов «Учитель-учитель».




1. Конфликты, обусловленные особенностью отношений субъектов педаго­гических конфликтов:

· между молодыми учителями и учителями со стажем работы;

· между учителями, преподающими разные предметы (например, между физиками и словесниками);

· между учителями, преподающими один и тот же предмет;

· между учителями, имеющими звание, должностной статус (учитель высшей категории, руководитель методического объединения) и не имеющими их;

· между учителями начальных классов и среднего звена;

· между учителями, чьи дети учатся в одной школе и др.

Специфическими причинами конфликтов между учителями, чьи дети учат­ся в школе, могут быть:

· недовольство учителей отношением к их собственному ребенку своих коллег;

· недостаточная помощь и контроль за собственными детьми педагогов-матерей в силу огромной профессиональной занятости;

· особенность положения ребенка учителя в школьном социуме (всегда «на виду») и переживание по этому поводу матери-педагога, создающее вокруг нее постоянное «поле напряженности»;

· запредельно частое обращение учителей к коллегам, чьи дети учатся в шко­ле, с просьбами, замечаниями, жалобами по поводу поведения и учебы их ребенка.

2. Конфликты, «провоцируемые» (чаще непреднамеренно) администрацией учебного заведения:

· необъективное или неравномерное распределение ресурсов (к примеру, кабинетов, технических средств обучения);

· неудачный подбор учителей в одной параллели с точки зрения их психо­логической совместимости;

· косвенное «сталкивание» учителей (сравнение классов по успеваемости, исполнительской дисциплине, возвышение одного учителя за счет униже­ния другого или сравнение с кем-либо).

Более углубленное изучение причин конфликтов типа «Учитель-учитель» является одним из перспективных направлений исследования педагогических конфликтов в школе.

Исследования конфликтов типа «Ученик-ученик» показали, что их специ­фическими причинами также могут быть:

· учебные перегрузки детей, общая утомляемость учащихся, ведущая к обо­стрению противоречий;

· смена школьного (или классного) коллектива и возникающая при этом трудность в адаптации новичков;

· неразвитая рефлексивность, несоответствие самооценки ученика с оценкой товарищей;

· «непроясненность» социального статуса личности ученика в школьном со­циуме;

· общая неблагоприятная морально-психологическая атмосфера в классе.

Одной из серьезных причин, вызывающих конфликтные ситуации среди школьников, является непроясненность социального статуса личности ученика в школьном социуме. Комфортное состояние или неустойчивое положение школьника зависит от эмоциональных отношений в группе, наличия постоян­ных условий межличностного противоречия, системы отвержения и (что очень важно) – от того статуса, который имеет школьник в ученическом социуме [26]. В ученическом коллективе каждый школьник имеет свой социометрический «вес», занимая положения вожака, лидера, аниматера, принятого, изолиро­ванного, отверженного. Постоянное «хождение» в «звездах» или «любимчиках» делает учащегося ригидным, чрезвычайно социально уязвимым; изменения в его положении часто приводят к столкновениям с одноклассниками. Непри­ятие детским коллективом, потеря или отсутствие друзей, статус отверженного («белая ворона», «козел отпущения», «изгой») окрашивает опыт взаимоотноше­ния с людьми в неизменно мрачные тона, увеличивает тревожность, нейротизм и даже озлобленность, что, в свою очередь, является «благодатной» почвой для возникновения конфликтных ситуаций в классе.

Предложенная автором концепция гипологизации конфликтов, свойствен­ных современному школьному социуму, базируется на изучении литературных источников, научно-исследовательской деятельности значительного числа специалистов-конфликтологов, материалах собственного опыта педагогической работы и проведенных автором исследований.

инструментария, необходимого для разрешения конфликтных ситуаций в со­временной школе.

· отработка теоретических основ и понятийного аппарата педагогической конфликтологии;

· проведение мониторинговых исследований по выявлению причин и усло­вий возникновения конфликтных ситуаций в школьных социумах;

· объединение усилий ученых-исследователей и педагогов-практиков в раз­работке организационно-методических и технологических вопросов, обес­печивающих практическую применимость конфликтологической теории;

· создание банка педагогических конфликтов, их аналитика и систематиза­ция;

· разработка технологических способов упреждения и разрешения реальных педагогических конфликтов;

· организация деятельности конфликтологических служб в школах Россий­ской Федерации [27];

· обучение школьников и молодежи основам конфликтологических знаний и умений в результате осуществления специализированных образователь­ных программ и тренингов;

· содержание и методика преподавания конфликтологии как самостоятель­ного предмета в образовательных учреждениях, вузах, институтах повыше­ния квалификации;

· система подготовки и переподготовки педагогов и руководителей образо­вательных учреждений в области педагогической конфликтологии;

· подготовка новых специалистов-конфликтологов для образовательной сфе­ры;

· разработка различных дидактических форм обучения педагогов и руково­дителей конфликтологическому знанию;

· создание программ, методических рекомендаций для проведения конфлик­тологического ликбеза среди родителей учащихся, оказание педагогической помощи в комфортизации общения в семье и др.

В заключение хочу заметить, что, по прогнозам ученых, конфликтность в обществе в XXI веке будет возрастать. Потому еще более актуальной ста­новится задача: поставить определенные ограничительные рамки проявлению

конфликтности в обществе, находя для этого приемлемые способы и средства; научиться жить с конфликтом, кулътуризируя его.

Данное понятие введено известным российским ученым Шепелем В.М. в 1992 году в моно­графии «Управленческая антропология»










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 169.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...