Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Структура и функции сознания.




Структура сознания:

1. Вся совокупность приобретенных человеком знаний о природном и социальном мире.

2. Осознанные чувственные элементы – ощущения, восприятия, представления.

3. Рациональные элементы – понятия, суждения, умозаключения, память, воля, рассудок, разум.

4. Эмоциональные элементы – внутренние чувства и ощущения человека: любовь и ненависть, горе и радость, симпатии и антипатии, веселость, бодрость, оптимизм, пессимизм и т. д.

5. Самосознание – это знание самого себя, ориентированность на отражение и осмысление своих внутренних чувств, интересов, мотивов поведения, действий и т. д. Здесь внутренний мир человека выступает Объектом его собственного познания. Благодаря самосознанию человек осознает себя в конечном счете как личность.

В своем развитии самосознание проходит несколько этапов:

— самочувствие – элементарное осознание человеком своейвписанности в мир вещей и в мир людей

— осознание своей принадлежности к определенным социальным группам (коллектив, нация, религия, гражданство и т.д.);

— возникновение осознания “Я”, т.е. признание “Я” других людей, похожих на мое “Я”, но тем не менее осознание своего “Я” как уникального и неповторимого.

Функции сознания

• Познавательная функция. Познание, т.е. верное, адекватное отражение действительности, является первой, важнейшей функцией сознания.

• Оценивающая функция. Оценка получаемой информации, возможная благодаря единству познания, осознания и самосознания, является второй функцией сознания. Человек не только получат данные о внешнем мире, но и оценивает степень их адекватности и полноты, оценивает саму действительность с точки зрения своих потребностей и интересов.

• Аккумулятивная функция. Накопление знаний, полученных из непосредственного, личного опыта индивида, а также добытыми его современниками или предшествующими поколениями людей, является следующей функцией сознания.

• Целеполагающая функция. Целеполагание выступает в качестве функции сознания, заключающейся в построении человеком модели желаемого будущего и определении возможных путей его достижения.

• Конструктивно-творческая функция. Высшие возможности сознания проявляются в его способности мысленного конструирования направлений и форм деятельности человека, в предвосхищении того, что произойдет в силу действия объективных законов, в создании принципиально нового.

• Регулятивно-управленческая функция. Сознание на основе оценки факторов и в соответствии с поставленными целями регулирует, упорядочивает действия отдельного индивида и действия человеческих коллективов.

• Коммуникативная функция. Деятельность индивида как общественного существа требует его общения с другими людьми, взаимного обмена мыслями и знаниями, поэтому сознание, преобразуя мысль в слово, осуществляет функцию связи.

 

22.ПРОБЛЕМА СУБСТАНЦИИ. МАТЕРИЯ, УРОВНИ ЕЕ ОРГАНИЗАЦИИ.

 

Проблема бытия как поиска оснований единства мира включает вопросы обоснования соотношения единого и многого, происхождения бесконечного многообразия пред-
метного мира из единого основания. Теоретические поиски их решения привели к формированию понятия субстанции – выражения важнейшего аспекта бытия.

Субстанция (от лат.лежащее в основе)– философская категория, выражающая внутреннее единство различных конкретных вещей и явлений, через которые она существует. Субстанция обозначает то, что существует самостоятельно, само по себе; нечто устойчивое и постоянное, в отличие от изменчивого и преходящего; неделимое; единое; что само себя определяет и способно к саморазвитию и самоорганизации; постигаемое разумом, в отличие от многообразия чувственно воспринимаемого.

В истории философии прослеживаются несколько основных подходов к трактовке понятия субстанции. Большинство философских учений объясняют единство мира из одной единственной субстанции и называются монистическими. Субстанция здесь понимается как абсолютно самостоятельная, которая для своего существования не нуждается ни в чем другом, ибо есть причина самой себя. Все существующее рассматривается как состояние, явление или атрибут этой единой субстанции. Следует различать материалистическиймонизм (материя как субстанциональное начало) и идеалистический монизм (субстанциональное начало – сознание, мысль, дух).

Монизму противостоит дуализм, согласно которому в основе мира лежат два исходных начала – материальное и духовное (например, учение Р. Декарта), а также плюрализм – признание множества первоначал бытия. Представители этого подхода признают относительный характер самостоятельности субстанциональных начал мира, который определяется местом, занимаемым субстанцией в иерархии бытия. Абсолютной самостоятельностью обладает лишь высшая субстанция (Бог).

Фундаментальной для философского и научного познания мира является категория «материя» (от лат. материал, вещество). Истолкование материи как субстанции позволяет объяснить единство мира через его многообразие, не прибегая к помощи таких потусторонних внешних сил, как Бог, Мировая Душа, Абсолютный Дух и т.д. Эволюция взглядов на материю нашла отражение в существовании основных исторических форм материализма, в этапах становления новоевропейского естествознания.

Понятие «материя» возникает и развивается в античной философии. Здесь формируется как материалистическое понимание материи как сущности природы (древнегреческие натурфилософы, атомисты, стоики), так и идеалистическая трактовка материи как пассивного, низшего, изменчивого, множественного начала (Платон, Аристотель, неоплатоники). Оппозиция материи духу (сознанию, разуму, форме, идеи и т.д.) составила идеологическое значение понятия материи и основу противостояния материализма и идеализма.

В рамках материалистической традиции длительное время материя сводилась к одному из вещественных субстратов (огонь, вода, атомы и т.д.), существующих наряду с предметами, или включала природно-божественное содержание в различных формах пантеизма (Дж. Бруно, Спиноза). Представители классического материализма Нового времени (Д.Дидро, П. Гольбах, Д. Толанд, Л. Фейербах и др.), исходя из принципа «из ничего не возникает ничего», трактуют материю как единственную реальность, вечность существования, субстанцию, обладающую способностью к самодвижению и саморазвитию, а пространство и время полагают ее атрибутами.

Наибольший вклад в развитие учения о материи в ХIХ–ХХ вв. внес диалектический материализм (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и др.), разрабатывающий представление о субстанциональности материи как бесконечно развивающемся многообразии единого материального мира. В диалектическом материализме понятие материи выступает как предельно широкое, его нельзя определить через какое-то другое родовое понятие. Его можно зафиксировать только через противопоставление иному предельно общему понятию, обозначающему нематериальное, идеальное, – сознание, мышление, дух. Диалектический материализм объявляет идеальные явления вторичными по происхождению и выводит их из материи.

Классическое диалектико-материалистическое определение «материи»было дано В.И. Лениным. По его мнению, материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.

Смысл данного определения состоит в том, что материя как таковая не есть нечто чувственно воспринимаемое, это предельная абстракция, с помощью которой мы объединяем качественно различные вещи сообразно их общему свойству – быть объективной реальностью, т.е. существовать вне и независимо от сознания отдельного человека и человечества. Принцип материального единства мира означает не эмпирическое, чисто внешнее сходство предметов и явлений, конкретных признаков и закономерностей, а общность материи как субстанции, как носителя многообразных свойств и отношений действительности. Материалистический монизм утверждает единство мира через его материальность. При этом материальное единство мира понимается как диалектическое, противоречивое единство многообразия: как наличие в объективной реальности качественно различных вещей и процессов и как иерархические отношения между различными по степени сложности и организованности системами, выражающиеся во включении менее сложных систем в более сложные и вместе с тем несводимости законов их существования.

Диалектико-материалистическое определение материи признает принципиальную познаваемость материального мира. История познания и практики подтверждает неисчерпаемость материи, т.е. ее бесконечное качественное и количественное многообразие, которое упорядочено и структурировано на уровнях неживой и живой природы. Таким образом, философский материализм и наука имеют одинаковые позиции в понимании бытия, которое отождествляется с существованием чувственных вещей, одновременно являющихся основой и доказательством собственной стабильности и постоянной воспроизводимости.

Диалектико-материалистическая трактовка материи как чувственно-воспринимаемой объективной реальности далеко не охватывает многообразие форм ее существования, именно поэтому оно не может считаться истиной в последней инстанции и неизбежно должно уточняться и корректироваться, исходя из новейших данных современной науки в области изучения структуры и свойств материальных объектов.

В фундаменте современных научных представлений о материи лежит идея ее сложной системной организации, представленной уровнями неживой и живой природы.

В структуру материи на уровне неживой природы входят: элементарные частицы (участвуют в четырех типах взаимодействия – сильном, слабом, электромагнитном и гравитационном); физический вакуум (особое состояние материи, где происходят сложные процессы возникновения и исчезновения элементарных частиц); атомы; звезды (продукт взаимодействия элементарных частиц, ядер атомов, ионов); молекулы; макротела (жидкие, твердые, газообразные);планеты (тела со сложной внутренней структурой, имеющие ядро, литосферу, иногда атмосферу и гидросферу); планетные системы; галактики (совокупность звезд, планетных систем, межзвездной пыли и газа); системы галактик; Метагалактика (система взаимодействующих скоплений галактик). Согласно современным научным теориям Метагалактика возникла примерно 20 млрд. лет назад в результате Большого Взрыва – процессов перестройки физического вакуума с его фазовыми переходами от одного состояния к другому, которые сопровождались выделением огромных энергий. Тем самым, наша Вселенная представляет собой результат развития качественных преобразований одного состояния материи в другое.

В структуру материи на уровне живой природы включают: системы доклеточного уровня – нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК) и белки; клетки как особый уровень организации (одноклеточные организмы); многоклеточные организмы (растения и животные); популяции (сообщества одного вида, воспроизводящие себя в потомстве); биоценозы (продукт взаимодействия популяций между собой и окружающей средой); биосферу (глобальная система жизни, результат взаимодействия биоценозов). В рамках биосферы возникает особый тип материальной системы – человеческое сообщество, имеющее свои подструктуры (семья, классы, нации и др.).

 

23.ДВИЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ.

 

Движение - важнейший атрибут, способ существования материи. Д. включает в себя все происходящие в природе и обществе процессы. В самом общем виде Д. - это изменение вообще, всякое взаимодействие материальных объектов и смена их состояний. В мире нет материи без движения, так же как не может быть и Д. без материи. Д. материи абсолютно, тогда как всякий покой относителен, и представляет собой один из моментов движения. Поскольку мир бесконечен, то всякое тело участвует в бесконечном множестве перемещений. Д. определяет свойства, структурную организацию и характер существования материи. Д. материи многообразно по своим проявлениям и существует в различных формах. Любой объект существует лишь благодаря тому, что в нем воспроизводятся определенные типы движений. Движение внутренне присуще материи. 2 основных типа движения:

1. Д. когда сохраняется качество предмета;

2. изменение качественного состояния предмета.

Одни формы движения превращаются в другие.

Последние характеризуются как развитие. Развитие представляет собой закономерное, целостное, необратимое структурное изменение систем, имеющее определенную направленность. Эта направленность является равнодействующей от сложения различных внутренних тенденций изменения, вытекающих из законов движения системы и наличных внешних условий. Процесс развития - переход одного качества в другое, направленное формирование новых систем, которые рождаются из предшествующих систем.

2 разновидности процессов развития:

1. качественные превращения, не выходящие за рамки соответствующего вида материи, определенного уровня ее организации;

2. процессы перехода от одного уровня к другому.

В основу классификации форм движения Энгельс положил следующие принципы:

1. формы движения соотносимы с определенным материальным уровнем организации материи, т.е. каждому уровню такой организации должна соответствовать своя форма движения;

2. между формами существует генетическая связь, т.е. форма движения возникает на базе низших форм;

3. высшие формы движения качественно специфичны и несводимы к низшим формам.

Энгельс выделил 5 форм движения материи: механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное.

3 блока движений: неживой природы, живой природы и общества.

Под движением материи следует понимать не только механическое перемещение тел в пространстве, но и любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые вызываются этими воздействиями.

Многообразие форм движения материи связано с определенным уровнем организации материи, каждый из которых характеризуется своей системой законности и носителем.

Эволюция - развитие, поступательное движение, развитие к лучшему, более сложному. Эволюционизм - мировоззрение в котором все процессы рассматриваются с точки зрения эволюции. Согласно диалектике (Гегеля), эволюция (прогресс) является не только принципом мышления, но и принципом мировых событий вообще.

Революция (поворот, переворот) - переворот в области мировоззрения, науки, искусства, моды; внезапное, насильственное изменение существующего общественного строя - в противоположность эволюции, постепенному изменению.

Регресс (обратное движение) - движение назад.

Прогресс - поступательное движение; развитие людей и человечества в направлении к лучшему, более совершенному.

 

24.ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ.

 

Пространство и время в философии – это сложные понятия, с которыми до сих пор связано очень много вопросов. Их изучали не только философы, но и представители других наук: математики, физики и так далее. Такие термины, как «пространство» и «время» в философии появились давно. Первые работы, которые так или иначе связаны с ними, принадлежат Демокриту, Ньютону, Эпикуру. Пространство и время в философии Материальный мир, который нас окружает, состоит из различного рода структурных объектов. Эти объекты постоянно находятся в движении, а также развиваются. Развитие же их представляет собой своеобразный процесс развертывания. Проходит этот процесс по определенным этапам. Ни в коем случае не произносите эти слова 10 вещей, которые заставляют людей не любить вас Что происходит, когда вы чувствуете падение во сне? По сути дела пространство – это не что иное, как способность объекта быть протяжным, иметь место среди других, а также граничить с ними. О времени говорят при сравнении разных длительностей, которые выражают скорость развития процессов развертывания, их темп, а также ритм. Пространство и время в философии всегда имеют определенную связь. Их категории являются формами бытия материи. Существуют различные концепции, которые имеют пространство и время. Философия их знает две: - субстанциональная; - реляционная. Первая рассматривает и то, и другое как свободные сущности, существующие совершенно независимо от материальных объектов – то есть самостоятельно. Во втором случае они рассматриваются как свободные отношения между объектами, а также процессами. Вне этих объектов и процессов ни того, ни другого не существует. Как уже говорилось выше, данные понятия рассматриваются и другими науками, однако их основные свойства помогла открыть именно философия. Пространство и время имеют следующие всеобщие свойства: - независимость от сознания человека; - неразрывная связь с материей, а также друг с другом; - абсолютность; - зависимость от процессов, а также от взаимодействий внутри материальных систем; - единство непрерывного, а также прерывного в их собственной структуре; - качественная и количественная бесконечность. Различают метрические, а также топологические свойства времени и пространства. Топологические характеристики связаны с прерывностью и непрерывностью, ориентируемостью, связанностью, размерностью и так далее. Метрические характеристики отображают изотропность, бесконечность, конечность и прочее. Всеобщие свойства пространства – это расположенность, протяженность, сосуществование разных элементов, возможность соединения элементов, увеличения или уменьшения их числа. Метрические свойства в первую очередь связаны именно с протяженностью пространства. Они выражают то, как связаны пространственные элементы, каким законам их связи подчиняются. Известны также специфические свойства пространства. К ним относят: - симметрию и асимметрию; - местоположение; - расстояние между объектами; - распределение поля и вещества; - границы, которые определяют различного рода системы. Всеобщие свойства времени – это: - связь с атрибутами материи; - длительность; - ассиметричность и одномерность; - направленность от прошлого к будущему; - необратимость. К специфическим свойствам времени можно отнести определенные периоды существования тел, одновременность различных событий, ритм процессов, темпы развития, а также взаимоотношения разных циклов развития, находящихся в одной системе. Альберт Эйнштейн сумел доказать то, что в нашем мире временные и пространственные интервалы при переходе к другой системе отсчета всегда меняются. Теория относительности сделала наглядной ту глубокую связь, которая существует между пространством и временем. Также она показало, что существуют единое пространство, а также время. То пространство и время, которые мы ощущаем – это всего лишь проекции того самого единого времени и пространства. Они могут расщепляться в зависимости от того, как ведут себя тела.

 

25.ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДИАЛЕКТИКИ.

Этимологически "диалектика" (от греч. - С-иаиектике) означает искусство вести полемику, спор, диалог, столкновения полярных суждений. Современная материалистическая диалектика является наукой о наиболее общих законах развития природы, общества, его познания и мышления, постигает мир. Это способ миропонимания, теория и метод познания.

Первым, кто предоставил понятию "диалектика" значение метода умного познания, был Гегель. Он подчеркивал, что "диалектика" постигает мир ("абсолютную идею") в единстве противоположных определений, в самодвижении, саморазвития. Это был новый стиль мышления, который характеризовался гибкостью и компромиссностью.

Однако диалектика учит и о необъятных связи, объединяющие между собой все вещи, явления, процессы объективного мира. Эти связи проникают в их сущность, поэтому вырвать явление с них невозможно, поскольку это избавит нас глубокого и полного его понимания.

Напротив, метафизика рассматривает вещи, явления и их мышлении отображения, понятие отдельно друг от друга, как олицетворенные, между собой не связаны (или связанные лишь внешними отношениями). Она анализирует вещи, явления, а также и понятие вне процесса развития, которые по своей сути неизменные (а если и признает развитие, то упрощенно, поверхностно, не раскрывая его сущности и движущих сил).

Диалектика - исходит из того, что все существующее может быть понятным только в развитии, и последний следует рассматривать как саморазвитие, что порождается внутренними импульсами и включает в себя не только постепенные изменения, эволюцию, но и перерывы постепенности, качественные прыжки, появление нового.

Теория развития признает как внешние, так и внутренние противоречия, притом во внутренних усматривает главный импульс, движущую силу самодвижения, саморазвития существующего и поэтому на исследования этих противоречий обращает главное внимание.

Метафизика считает вещи и явления же тождественными (равными самим себе), лишенными внутренних противоречий. Ею признаются лишь внешние противоречия - между различными предметами, - а также формально-логические противоречия, возникающие в результате непоследовательности мысли.

Так, начиная с античности разные мыслители вкладывали в понятие "диалектика" разное содержание: то как теорию развития, то как теорию познания (гносеологии), а то как науку об общих законах и формы движения мышления (диалектическую логику). Из этого можно сделать вывод, что диалектика развития объективной и диалектика развития объективной реальности, если не совпадают, то в чем едины. Впоследствии диалектику развития объективной реальности стали называть объективной, а диалектику развития субъективной реальности - субъективной. Гегель на идеалистической, а В.И. Ленин на материалистической основах указали, что диалектика как теория развития, теория познания и диалектическая логика единственную, и их законы и соотносительные категории по содержанию совпадают, будучи разными по способу бытия.

В историческом развитии диалектика прошла три основных свои этапа (формы).

К первому относят диалектику древних (Гераклит, Демокрит, Платон, Аристотель и др.) Это была стихийная диалектика, которая сочеталась с такими же наивными материализмом и идеализмом.

Затем пути материализма и диалектики разошлись. В XVII -XVIII ст. возникает метафизический материализм и господствующими становятся идеи механицизма (хотя и в некоторых философских учениях проявлялась диалектика). Возникновение и развитие метафизического материализма сыграло в то время положительную роль.

Однако это имело временный характер, поскольку природе и общественной жизни всегда был присущ диалектический характер. Поэтому и диалектика начала интенсивно разрабатываться (в классической немецкой философии). Она и стала второй формой диалектики (прежде всего, диалектика Гегеля).

Существенные сдвиги в общественной жизни, три великие открытия снова вызвали необходимость объединения материализма с диалектикой, возвращение к целостному, диалектического понимания мира, но уже в другой форме (на почве науки и общественного опыта). Так возникла третья форма диалектики (материалистическая, марксистская), которая была сопряжена уже со зрелым материализмом.

Она не завершает развитие рамками какого-то «духа», а показывает, как бесконечное развитие бесконечной материальной действительности отображается в человеческом познании, а материалистический диалектический метод является в корне противоположным идеалистическом диалектическому методу, поскольку объективная диалектика первичная относительно субъективной. В ней принципы материального единства мира и принципы отображения находятся в неразрывной связи.

Диалектика, которая была основана на материалистическом понимании природы и общества, на понимании человека как общественного, конкретно-исторической существа, стала действительно полным, всесторонним, богатым по содержанию учением о развитии. Обоснование и раскрытие законов диалектики (одновременно как законов бытия и законов познания) стало возможным только при условии, когда стала исследованной и понятной роль общественно-исторической практики как основного и определяющего отношение человека к объективной действительности.

Это учение имеет свою структуру.ее элементами являются понятия, которые занимают структурные единицы разных уровней, планов, аспектов (принципы, законы, категории). Для понимания их сущности следует выяснить их место и роль в системе самой диалектики. А чтобы понять диалектику как систему знаний, следует выяснить ее структуру, то есть проанализировать ее составляющие (элементы).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 308.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...