Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

РЕЦИПРОКНОЕ ВЛИЯНИЕ И ПРЕДЕЛЫ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ




Действие реципроктного влияния также вызывает обеспокоенность общества по поводу того, что успехи в психологическом знании приведут к усилению преднамеренного манипулирования людьми и контроля над ними. Общий ответ на подобные страхи заключается в том, что все поведение неизбежно контролируется. Следовательно, социальное влияние не влечет за собой серьезного контроля там, где его раньше не существовало. Этот аргумент справедлив в том смысле, что каждое действие имеет свою причину. Но все же не сам принцип каузальности беспокоит людей. На общественном уровне их опасения группируются вокруг распределения контролирующей власти, средств и целей, ради которых это осуществляется, и действенных механизмов для применения реципрокного контроля над практическим осуществлением власти. На индивидуальном уровне они беспокоятся о грязных психотехнологиях, используемых для программирования человеческих отношений.

Индивидуальные гарантии

Возможные способы применения психотехник обычно обсуждаются в терминах индивидуальных гарантий. Расширение осведомленности людей о возможных способах влияния на их психику обычно представляется как наилучшая защита против подобных манипуляций. Когда люди получают информацию о том, как может контро-

283


ГЛАВА ШЕСТАЯ

лироваться их поведение, они стремятся сопротивляться очевидным попыткам влиять на них, тем самым затрудняя процесс манипулирования. Однако такая осведомленность сама по себе является слабой защитой. Большинство людей отчетливо понимают, что составители рекламы пытаются влиять на их поведение с помощью назойливых призывов, повторения заученных высказываний покупателей в пользу данного товара, хорошо отрепетированных демонстраций его превосходных качеств, описания преимуществ и т. д. Такое знание не обеспечивает людей иммунитетом к воздействию рекламы. То же самое справедливо и для убеждения через ответные последствия. С помощью принуждения можно вырвать согласие, а с помощью вознаграждения добиться уступчивости даже в тех случаях, когда люди осознают, что их действия вызываются всего лишь навязанными им стимулами.

Человек научился не позволять использовать себя в чужих интересах задолго до того, как наука психология сформулировала принципы изменения поведения и научилась применять их на практике. Для человека самым надежным источником противодействия попыткам оказывать на него влияние являются представления об ответных последствиях взаимодействий. Люди сопротивляются и будут сопротивляться своему использованию в чьих-то целях, когда вынужденное поведения создаст для них неблагоприятные последствия. Самые утонченные попытки воздействий на человека будут безрезультатны, если он поймет, что его уступчивость пойдет ему во вред. Благодаря существованию взаимных последствий никто не может манипулировать людьми по собственному усмотрению и по этой же причине каждый человек испытывает ощущаемое им чувство беспомощности, когда пытается добиться от других того, чего он хочет. Это справедливо для всех уровней поведения — как индивидуального, так и коллективного. Родители не могут заставить детей выполнять все свои пожелания, в то время как дети, занимаясь своими делами, чувствуют ограничения со стороны родителей. Администрация университетов, их профессорско-преподавательский состав,

284


РЕЦИПРОКНЫЙ ДЕТЕРМИНИЗМ

студенты и выпускники ощущают, что те группы, к которым они не принадлежат, оказывают чрезмерное влияние на возможности реализации их собственных интересов, но сами не имеют достаточной силы, чтобы изменить сложившуюся практику. На политической арене члены конгресса считают, что исполнительная власть обладает слишком большими полномочиями, а та, в свою очередь, испытывает противодействие своей политики со стороны законодателей.



Социальные гарантии

Если защита человека от его использования в чьих-то целях опиралась бы только на индивидуальные гарантии личности, то люди бы непрерывно подвергались различным попыткам воздействия и даже принуждения. Поэтому они создали определенные законом меры защиты, которые очерчивают границы контроля за поведением человека. Неприкосновенность личности в значительной мере обеспечивается социальными гарантиями, которые, с одной стороны, налагают ограничения на использование недопустимых способов влияния, а с другой — поощряют развитие мер ответного воздействия для достижения баланса интересов. Вторая цель достигается путем выработки соответствующих механизмов взаимного влияния через сложившуюся судебную практику, деятельность различных контролирующих органов, а также посредством процедуры выборов. Установленные в обществе способы взаимного воздействия не только защищают от произвольного и необоснованного контроля, они также предоставляют людям средства для модернизации сложившихся отношений и улучшения условий жизни. Установленные законом и правилами общежития ограничения интенсивности и форм контроля, который люди могут осуществлять друг за другом, обычно упускаются из виду при обсуждении проблем психологии.

Хорошее знакомство с психологическими методами само по себене дает права на их использование в отношении других людей. Например, промышленники

285


ГЛАВА ШЕСТАЯ

хорошо знают, что производительность труда работников при сдельной оплате выше, чем при повременной. Тем не менее они не всегда могут применять более выгодную для них подкрепляющую систему материального стимулирования. В те времена, когда владелец предприятия обладал исключительными правами, он платил рабочим только за фактически произведенную продукцию, а также нанимал и увольнял их по собственному усмотрению. Тенденция выравнивания прав работодателей и нанимаемых работников привела к постепенным изменениям сути заключаемых трудовых соглашений. Когда рабочие получили возможность экономических воздействий на предпринимателей посредством коллективных акций, они добились права вести переговоры о гарантированной почасовой, недельной, месячной, а в итоге — и о годовой заработной плате. Через определенные промежутки времени существующие договоренности пересматривались и принимались новые, удовлетворяющие обе стороны. По мере того как вырабатываются новые средства коллективных действий, другие социальные группы начинают использовать свое влияние для того, чтобы изменить существующие соглашения, которые выгодны определенным группам предпринимателей и наемных работников, но оказывают негативное влияние на уровень жизни других слоев общества.

Предыдущий пример показывает, что улучшение знаний о том, как можно влиять на поведение людей, не обязательно приводит к повышению уровня социального контроля. Пожалуй, лишь в последние годы мы стали свидетелями перераспределения власти, создающего более широкие возможности для взаимного влияния. Это позволило людям выступать против социального неравенства, добиваться изменений практики сложившихся в обществе отношений, противодействовать попыткам нарушения их прав и распространить возможности подачи жалоб и проведения судебных разбирательств в отношении тех вопросов общественной жизни, которые до сих пор находились лишь под односторонним контролем государства. Однако тот факт, что все больше людей обладают реальной властью, сам по себе не га-

286


РЕЦИПРОКНЫЙ ДЕТЕРМИНИЗМ

рантирует построения гуманного общества. Ведь как бы ни была распределена власть в обществе, важно и то, каким целям она служит. Также и знание о средствах психологического воздействия не обязательно приведет к механическому изменению межличностных отношений. Какой бы ни была внутренняя ориентация различных людей, они стремятся моделировать, истолковывать и подкреплять события в том виде, который представляет для них наибольшую ценность. Поведение, обусловленное намерениями и обязательствами, является не менее подлинным, чем любые импровизации.

Романы, посвященные описаниям авторитарных режимов и вымышленных государств, поведение людей в которых обусловлено постоянным страхом, ставшим неотъемлемой составляющей их образа жизни, могут произвести сильное впечатление на любого читателя. Защитники подобных утопических обществ описывают тот образ жизни, который им нравится. Так как личные предпочтения могут меняться в широком диапазоне, многие люди подвергают сомнению как ценности, представленные в романах-утопиях, так и правильность ценностной ориентации реального мира в целом. Даже те, кто с уважением относится к общественным устоям, тем не менее выражают опасения по поводу гомогенизации жизни в рамках социального устройства. Другие люди боятся, что если средства влияния могут оказаться в нечистоплотных руках, то они смогут быть использованы для формирования общественного согласия на авторитарное правление и благожелательного отношения к деспотизму. В их глазах сюжеты фантастических романов являются реальной пугающей перспективой.

Когда в качестве единственной возможной формы утопической общественной жизни, основанной на бихе-виоральных принципах, представляется только та, которая была описана в «Walden Two» (Skinner, 1948), общие методы развития более совершенных социальных систем ставятся в тупик тем особенным образом жизни, который она подразумевает. В итоге процедуры достижения человеческих идеалов отвергаются, так как предлагают малопривлекательный образ жизни. Определен-

287


ГЛАВА ШЕСТАЯ

ные принципы могут быть отделены от существующей социальной практики путем обеспечения иных типов общественной жизни, основанных на тех же бихевио-ральных принципах. При общественном устройстве, основанном на плюрализме, люди получают возможность вести тот образ жизни, к которому они стремятся. Те, кто считает, что некий стиль жизни ему не подходит, может попробовать изменить его на другой. При этом добиться массовой манипуляции людьми оказывается очень трудно, так как ценностные предпочтения и каналы влияния различны для каждой группы населения. Предоставляя уместные ценностные установки, принципы социального научения могут эффективно использоваться для культивирования многообразия взаимоотношений.

Футуристический кошмар романа Оруэлла «1984» и его современных последователей отвлекает внимание публики от менее заметных регулирующих влияний, которые представляют непрерывную угрозу благополучию общества. Большинство обществ создали реципрокные системы, которые защищены действием законов и социальных установок, препятствующих всеобъемлющему контролю человеческого поведения. Хотя злоупотребления властью случаются время от времени и в демократических государствах, все же в них нет беззакония тоталитарного правления, представляющего постоянную угрозу для любого человека. Существующая в них опасность заключается в большей степени не в принудительном контроле, а в интенциональном стремлении к личным целям, которые могут быть не только материальными. Вредные социальные порядки возникают и сохраняются даже в открытом обществе, когда в них оказываются заинтересованными многие. В качестве распространенного примера можно привести ситуацию, когда несправедливый по существу подход к решению своих проблем группы в чем-то обделенных людей может получить общественную поддержку — и все это будет происходить безо всяких требований введения деспотического правления.

288


РЕЦИПРОКНЫЙ ДЕТЕРМИНИЗМ

Разумеется, человек должен бороться не только с антигуманным отношением к себе со стороны других людей. Когда негативные последствия определенного образа жизни подолгу сохраняются и постепенно накапливаются, люди могут стать добровольными пособниками своего самоуничтожения. Например, если достаточное количество людей получают выгоду от тех видов деятельности, которые наносят существенный вред окружающей среде, то в конце концов они нанесут ей непоправимый урон, который, несомненно, скажется и на людях.

С ростом населения и распространением образа жизни, основанного на стремлении к материальному благополучию и приводящего к быстрому расходованию невозоб-новляемых ресурсов, люди должны будут учиться справляться с новыми условиями существования. Широкое распространение видов деятельности, которые значительно увеличивают личные доходы, могут привести к пагубным результатам, которые скажутся на всех членах общества. Эти новые реалии потребуют от человека большего внимания к своему поведению и ответственности за его социальные последствия. Будут расти внешние влияния, направленные на подчинение свободы выбора личности коллективным интересам. Таким образом, задача на будущее состоит в выработке социальной политики, которая станет способствовать развитию общественного благополучия при одновременном сохранении максимально возможной индивидуальной свободы.

Изменение общей практики, которая приносит сиюминутную выгоду, но окажется вредной в будущем, не обязательно требует ограничения свободы выбора. Поведение легче изменить не путем установления запретов, а с помощью предоставления лучших альтернатив. Например, на замедление роста рождаемости заметно влияют подъем в экономике, информированность людей об опасностях перенаселения, реализация программ планирования семьи и распространение средств контрацепции, а не наложение ограничений на сексуальную активность и установление для родителей квот на количество детей. В этом случае более широкие общественные интересы совпадают с личностными. В других случаях вредные

10 Зак. №713

289


ГЛАВА ШЕСТАЯ

порядки быстро бы устранялись и заменялись более полезными, если бы этот процесс не встречал сопротивления со стороны лиц, заинтересованных в получении прибыли от данного хода вещей. Борьба с загрязняющими воздух автомобилями, которые к тому же потребляют много материальных ресурсов, может быть ускорена путем создания удобных и экономичных высокоскоростных транспортных систем, а не ежегодным производством миллионов автомашин, строительством автострад и, как следствие, ростом стоимости и риска пользования этим видом транспорта. Но так как большое число людей, прямо или косвенно, получают финансовые выгоды от благополучия автомобильной индустрии, то ограничения выбора альтернатив, которые могут принести ей вред, получают широкую общественную поддержку.

Это только лишь несколько примеров того, как практика коллективного выживания лучше стимулируется путем расширения, а не ограничения индивидуального выбора. Изменения быстрее достигаются за счет предоставления новых благоприятных возможностей традиционным типам поведения, которые, на самом деле, создадут вредные последствия в будущем. Когда выгода от использования альтернативных средств не так очевидна, люди неохотно отказываются от поведения, которое в перспективе угрожает их благополучию, даже перед лицом нарастающих негативных последствий.

Психология не может сказать людям, как они должны прожить свою жизнь. Однако она может предоставить им средства для осуществления личностных и социальных перемен. Также она может помочь им в оценке их выбора путем определения последствий альтернативных стилей жизни и различных видов общественного устройства. Как наука, заботящаяся о социальных последствиях своего практического применения, психология должна стремиться к общественному пониманию своих достижений, затрагивающих вопросы социальной политики — для того, чтобы гарантировать использование своих открытий в целях совершенствования человека.








БИБЛИОГРАФИЯ


 


 

Allen M. R., & Liebert R. M. «Effects of Live and Symbolic Deviant Modeling Cues on Adoption of a Previously Learned Standard». Journal of Personality and Social Psychology, 1969,11:253-260.

Aron freed J. « The Origin of Self-Criticism ». Psychological Review, 1964, 71: 193-218.

Ayllon Т., & Haughton E. «Control of the Behavior of Schizophrenic Patients by Food». Journal of the Experimental Analysis of Behavior, 1962, 5: 343-352.

Baer D. M., & Sherman J. A. «Reinforcement Control of Generalized Imitation in Young Children». Journal of Experimental Child Psychology, 1964, 1: 37-49.

Baer В. M., Wolf M. M. «The Entry into Natural communities of Reinforcement». Paper presented at the American Psychological Association Meeting, Washington, D. C, September, 1967.

Baker N. «The Influence of Some Task and Organismic Variables on the Manifestation of Conservation of Number». Unpublished master's thesis, University of Toronto, 1976.

Baldwin A. L., & Baldwin С. Р. «the Study of Mother-Child Interaction». American Scientist, 1973, 61: 714-721.

293


БИБЛИОГРАФИЯ

Bandura A. «Influence of Models' Reinforcement Contingencies on the Acquisition of Imitative Responses». Journal of Personality and Social Psychology, 1965, 1: 589-595.

Bandura A. Principles of Behavior Modification. New York: Holt, Rinehart & Winston, 1969.

Bandura A. (Ed.), Psychological Modeling: Conflicting Theories. Chicago: Aldine-Atherton, 1971a.

Bandura A. «Vicarious and Self-Reinforcement Processes». In R. Glaser (Ed.), The Nature of Reinforcement. New York: Academic Press, 1971b.

Bandura A. Aggression: A Social Learning Analysis. En-glewood Cliffs N. J.: Prentice-Hall, 1973.

Bandura A. «Effecting Change Through Participant Modeling». In J. D. Krumboltz & С. Е. Thoresen (Eds.), Counseling Methods. New York: Holt, Rinehart & Winston, 1976a.

Bandura A. «Divergent Trends in Behavioral Change: Towards a Unifying Theory». Unpublished manuscript, Stanford University, 1976b.

Bandura A. «Self-Reinforcement: Theoretical and Methodological Considerations». Behaviorism, 1976c, in press.

Bandura A., Adams N. E., & Beyer J. «A Common Cognitive Mechanism Mediating Behavioral Change». Unpublished manuscript, Stanford University, 1976.

Bandura A., & Barab P. G. «Conditions Governing Non-reinforced Imitation». Developmental Psychology, 1971, 5: 244-255.

Bandura A., & Barab P. G. «Processes Governing Disinhi-bitory Effects Through Symbolic Modeling». Journal of Abnormal Psychology, 1973, 82: 1-9.

Bandura A., Blanchard E. В., & Ritter B. «The Relative Efficacy of Desensitization and Modeling Approaches for Inducing Behavioral, Affective, and Attitudinal Changes». Journal of Personality and Social Psychology, 1969, 13: 173-199.

294


БИБЛИОГРАФИЯ

Bandura A., Grusec J. E., & Menlove F. L. «Observational Learning as a Function of Symbolization and Incentive Set». Child Development, 1966, 37: 499-506.

Bandura A., Grusec J. E., & Menlove F. L. «Some Social Determinants of Self-Monitoring Reinforcement Systems». Journal of Personality and Social Psychology, 1967, 5: 449-455.

Bandura A., & Jeffery R. W. «Role of Symbolic Coding and Rehearsal Processes in Observational Learning». Journal of Personality and Social Psychology, 1973, 26: 122-130.

Bandura A., Jeffery R., & Bachicha D. L. «Analysis of Memory Codes and Cumulative Rehearsal in Observational Learning». Journal of Research in Persolality, 1974, 7: 295-305.

Bandura A., & Kupers C. J. «The Transmission of Patterns of Self-Reinforcement through Modeling». Journal of Abnormal and Social Psychology, 1964, 69: 1-9.

Bandura A., Lipsher D. H., & Miller P. E. «Psychotherapists' Approach-Avoidance Reactions to Patient's Expressions of Hostility». Journal of Consulting Psychology, 1960, 24: 1-8.

Bandura A., & Mahoney M. J. «Maintenance and Transfer of Self-Reinforcement Functions». Behaviour Research and Therapy, 1974, 12: 89-97.

Bandura A., Mahoney M. J., & Dirks S. J. «Discriminative Activation and Maintenance of Contingent Self-Reinforcement». Behaviour Research and Therapy, 1976, 14: 1-6.

Bandura A., & McDonald F. J. «The Influence of Social Reinforcement and the Behavior of Models in Shaping Children's Moral Judgments». Journal of Abnormal and Social Psychology, 1963, 67:274-281.

Bandura A., & Menlove F. L. «Factors Determining Vica-tious Extinction of Avoidance Behavior through Symbolic Modeling». Journal of Personality and Social Psychology, 1968, 8: 99-108.

295


БИБЛИОГРАФИЯ

Bandura A., & Perloff В. «Relative Efficacy of Self-Monitored and Extermally-Imposed Reinforcement Systems». Journal of Personality and Social Psychology, 1967, 7: 111-116.

Bandura A., & Rosenthal T. L. «Vicarious Classical Conditioning as a Function of Arousal Level». Journal of Personality and Social Psychology, 1966, 3: 54-62.

Bandura A., Ross D., & Ross S.A. «A Comparative Test of the Status Envy, Social Power, and Secondary Reinforcement Theories of Identificatory Learning». Journal of Abnormal and Social Psychology, 1963, 67: 527-534.

Bandura A., Underwood В., & Fromson M. E. «Disinhibi-tion of Aggression through Diffusion of Responsibility and Dehumanization of Victims». Journal of Research in Perso nality, 1975, 9: 253-269.

Bandura A., & Walters R. H. Adolescent Aggression. New York: Ronald Press, 1959.

Bandura A., & Whale n С. К. «The Influence of Antecedent Reinforcement and Divergent Modeling Cues on Patterns of Self-Reward». Journal of Personality and Social Psychology, 1966, 3: 373-382.

Barber T. X., & Hahn K. W., Jr. «Experimental Studies in 'Hypnotic' Behavior: Physiological and Subjective Effects of Imagined Pain». Journal of Nervous and Mental Disease, 1964, 139: 416-425.

Barnwell A. K. «Potency of Modeling Cues in Imitation and Vicarious Reinforcement Activities». Dissertation Abstracts, 1966,26: 7444.

Baron A., Kaufman A., & Stauber K. A. «Effects of Instructions and Reinforcement-Feedback on Human Operant Behavior Maintained by Fixed-interval Reinforcement». Journal of the Experimental Analysis of Behavior, 1969, 12: 701-712.

296


БИБЛИОГРАФИЯ

Bateson G. (Ed.), Perceval's Narrative: A Patient's Account of His Psychosis, 1830-1832. Stanford, Calif.: Stanford University Press, 1961.

Baum W. M. «The Correlation-based Law of Effect». Journal of the Experimental Analysis of Behavior, 1973, 20: 137-153.

Bern D. J. « Self-Perception Theory». In L. Berkowitz (Ed.), Advances in Experimental Social Psychology. Vol. 6. New York: Academic Press, 1972.

Bern D. J., & Allen A. «On Predicting Some of the People Some of the Time: The Search for Cross-situational Consistencies in Behavior». Psychological Review, 1974, 81: 506-520.

Benton A. A. «Effects of the Timing of Negative Response Consequences on the Observational Learning of Resistance to Temptation in Children». Dissertation Abstracts, 1967, 27:2153-2154.

Berger S. M. «Incidental Learning Through Vicarious Reinforcement». Psychological Reports, 1961, 9: 477-491.

Berger S. M. «Conditioning through Vicarious Instigation». Psychological Review, 1962, 69: 450-466.

Berger S. M. «Observer Perseverance as Related to a Model's Success». Journal of Personality and Social Psychology, 1971, 19: 341-350.

Berkowitz L. «Words and Symbols as Stimuli to Aggressive Responses». In J. F. Knutson (Ed.), The Control of Aggression: Implications from Basic Research. Chicago: aldine, 1973.

Blanchard E. B. «The Relative Contributions of Modeling, Informational Influences, and Physical Contact in the Extinction of Phobic Behavior». Journal of Abnormal Psychology, 1970a, 76: 55-61.

Blanchard E. B. «The Generalization of Vicarious Extinction Effects». Behavior Research and Therapy, 1970b, 8: 323-330.

297


БИБЛИОГРАФИЯ

Blanchard Е. В., & Young L. В. «Self-Control of Cardiac Functioning: A Promise as Yet Unfulfilled». Psychological Bulletin, 1973, 79: 145-163.

Bloom L., Hood L., &. Lightbown P. «Imitation in Language Development: If, When, and Why». Cognitive Psychology, 1974, 6:380-420.

Bolles R. С «The Avoidance Learning Problem». In G. H. Bower (Ed.), The Psychology of Learning and Motivation (Vol. 6). New York: Academic Press, 1972.

Bolles R. C. Theory of Motivation (2nd ed.). New York: Harper & Row, 1975.

Bolstad O. D., & Johnson s. M. «Self-regulation in the Modification of Disruptive Behavior». Journal of Applied Behavior Analysis, 1972, 5: 443-454.

Borden B. L., & White G. M. «Some Effects of Observing a Model's Reinforcement Schedule and Rate of Responding on Extinction and Response Rate». Journal of Experimental Psychology, 1973, 97: 41-45.

Borkovec T. D. «The Role of Expectancy and Physiological Feedback in Fear Research: A Review with Special Reference to Subject Characteristics». Behavior Therapy, 1973, 4: 491-505.

Bowers K. S. «Situationism in Psychology: An Analysis and a Critique». Psychological Review, 1973, 80: 307-336.

Boyd L. M. «Most Disappointed Men in the World». San Francisco Chronicle, March 15, 1969.

Brainerd C. J. «Learning Research and Piagetian Theory». In L. S. Siegel & С J. Brainerd (Eds.), Alternatives to Pia-get Critical Essays on the Theory. Hillsdale, N. J.: Erlba-um, 1976, in press.

Bridger W. Y., & Mandel I. J. «A Comparison of GSR Fear Responses Produced by Threat and Electric Shock». Journal of Psychiatric Research, 1964, 2: 31-40.

Bronfenbrenner U. Two Worlds of Childhood: U. S. and U. S. S. R. New York: Russell Sage Foundation, 1970.

298


БИБЛИОГРАФИЯ

Brown I. «Modeling Processes and Language Acquisition: The Role of Referents». Journal of Experimental Child Psychology, 1976, in press.

Bruning J. L. «Direct and Vicarious Effects of a Shift in Magnitude of Reward on Performance». Journal of Personality and Social Psychology, 1965, 2: 278-282.

Bryan J. H., & Walbek N. H. «Preaching and Practicing Generosity: Some Determinants of Sharing in Children». Child Development, 1970, 41: 329-354.

Buchwald A. M. «Experimental Alterations in the Effectiveness of Verbal Reinforcement Combinations». Journal of Experimental Psychology, 1959, 57: 351-361.

Buchwald A. M. «Effects of 'Right' and 'Wrong' on Subsequent Behavior: A New Interpretation». Psychological Review, 1969, 76: 132-145.

Budzynski Т., Stoyva J., & Adler C. «Feedback-induced Muscle Relaxation: Application to Tension Headache». Journal of Behavior Therapy and Experimental Psychiatry, 1970, 1: 205-211.

Colder B. J., & Straw В. М. «Self-Perception of Intrinsic and Extrinsic Motivation». Journal of Personality and Social Psychology, 1975, 31: 599-605.

ChandlerM. J.,Greenspan S., &BarenboimC. «Judgments of Intentionality in Response to videotaped and Verbally Presented Moral Dilemmas: The Medium is the Message». Child Development, 1973, 44: 315-320.

Chatterjee В. В., & Eriksen C. W. «Cognitive Factors in Heart Rate Conditioning». Journal of Experimental Psychology, 1962, 64: 132-134.

Coates В., & Hartup W. W. «Age and Verbaliqation in Observational Learning». Developmental Psychology, 1969, 1: 556-562.

Craig K. D., & Weinstein M. S. «Conditioning Vicarious Affective Arousal», Psychological Reports, 1965, 17: 955-963.

299


БИБЛИОГРАФИЯ

Crooks J. L. «Observational Learning of Fear in Monkeys». Unpublished manuscript, University of Pennsylvania, 1967.

Dawson M. E. «Comparison of Classical Conditioning and Relational Learning». Unpublished master's thesis, University of Southern California, 1966.

Dawson M. E., & Furely J. J. «The Role of Awareness in Human Differential Autonomic Classical Conditioning: The Necessarygate Hypothesis». Psychophysiology, 1976, 13: 50-53.

Debus R. L. «Observational Learning of Reflective Strategies by Impulsive Children». Unpublished manuscript, University of Sydney, 1976.

Deci E. L. Intrinsic Motivation. New York: Plenum, 1975.

DekkerE., & Groen J. «Reproducible Psychogenic Attacks of Asthma: A Laboratory Study». Journal of Psychosomatic Research, 1956, 1: 58-67.

Dekker E„ Pelser H. E., & Groen J. «Conditioning as a Cause of Asthmatic Attacks». Journal of Psychosomatic Research, 1957, 2: 97-108.

Ditrichs R., Simon S., & Greene B. «Effect of Vicarious Scheduling on the Verbal Conditioning of Hostility in Children». Journal of Personality and Social Psychology, 1967, 6: 71-78.

Drabman R. S., Spitalnik R., &, O'Leary K. D. «Teaching Self-Control to Disruptive Children». Journal of Abnormal Psychology, 1973, 82: 10-16.

Kulany D. E. «Awareness, Rules, and Propositional Control: A Confrontation with S-R Behavior Theory». In T. R. Dixon & D. L. Horton (Eds.), Verbal Behavior and General Behavior Theory, Englewood Cliffs N. J.: Prentice-Hall, 1968.

Dulany D. E., & O'Connell D. C. «Does Partial Reinforcement Dissociate Verbal Rules and the Behavior They Might Be Presumed to Control?» Journal of Verbal Learning and Verbal Behavior, 1963, 2: 361-372.

300


БИБЛИОГРАФИЯ

Ellis A. Reason and Emotion in Psychotherapy. New York: Stuart, 1962.

Endler N. S., & Magnusson D. (Eds.) Interactional Psychology and Personality. Washington D. C: Hemisphere, 1975.

Erihsen C. W., & Kuethe J. L. «Avoidance Conditioning of Verbal Behavior Without Awareness: A Paradigm of Repression» . Journal of Abnormal and Social Psychology, 1956, 53: 203-209.

Estes W. K. «Reinforcement in Human Behavior». American Scientist, 1972, 60: 723-729.

Feingold B. D., & Mahoney M. J. «Reinforcing Effects on Intrinsic Interest: Undermining the Overjustification Hypothesis». Behavior Therapy, 1975, 6: 367-377.

Eelixbrod J. J., & O'Leary K. D. «Self-Determination of Academic Standards by Children». Journal of Educational Psychology, 1974, 66: 845-850.

Flanders J. P. «A Review of Research on Imitative Behavior». Psychological Bulletin, 1968, 69: 316-337.

Fuchs C, & Rehm L. P. «The Treatment of Depression through the Modification of Self-control Behaviors». Unpublished manuscript, University of Pittsburgh, 1975.

Gale E. N., & Jacobson M. B. «The Relationship between Social Comments ans Unconditioned Stimuli and Fear Responding». Behaviour Research and Therapy, 1970, 8: 301-307.

Gardner R. A., & Gardner В. Т. «Teaching Sign Language to a Chimpanzee». Science, 1969, 165: 664-672.

Geer J. H. «A Test of the Classical Conditioning Model of Emotion: the Use of Nonpainful Aversive Stimuli as Unconditioned Stimuli in a Conditioning Procedure». Journal of Personality and Social Psychology, 1968, 10: 148-156.

Gerbner G., & Gross L. «Living with Television: The Violence Profile». Journal of Communication, 1976, 26: 173-199.

301


БИБЛИОГРАФИЯ

Gerst M. S. «Symbolic Coding Processes in Observational Learning». Journal of Personality and Social Psychology, 1971, 19: 7-17.

Gewirtz J. L., & Stingle K. G. «Learning of Generalized Imitation as the Basis for Identification». Psychological Review, 1968, 75: 374-397.

Glynn E. L. «Classroom Applications of Self-Determined Reinforcement». Journal of Applied Behavior Analysis, 1970, 3:123-132.

Goldfried M. R., & Merbaum M. (Eds.), Behavior Change through Self-Control. New York: Holt, Rinehart & Winston, 1973.

Gray V. «Innovation in the States: A diffusion Study». American Political Science Review, 1973, 4: 1174-1185.

Greene D. Immediate and Subsequent Effects of Differential Reward Systems on Intrinsic Motivation in Public School Classrooms. Unpublished doctoral dissertation, Stanford University, 1974.

Grings W. W. «The Role of Consciousness and Cognition in Autonomic Behavior Change». In F. J. McGuigan and R. Schoonover (Eds.), The Psychophysiology of Thinking. New York: Academic Press, 1973.

Grose R. F. «A Comparison of Vocal and Subvocal Conditioning of the Galvanic Skin Response». Unpublished doctoral dissertation, Yale University, 1952.

Gutkin D. С «The Effect of Systematic Story Changes on Intentionality in Children's Moral Judgments», Child Development, 1972,43:187-195.

Harris F. R., Wolfe M. M., & Baer D. M. «Effects of Adult Social Reinforcement on Child Behavior». Young Children, 1964, 20: 8-17.

Harris M. В., & Evans R. C. «Models and Creativity». Psychological Reports, 1973, 33: 763-769.

Hart B. M., & Risley T. R. «Establishing Use of Descriptive Adjectives in the Spontaneous Speech of Disadvantaged Pre-

302


БИБЛИОГРАФИЯ

school Children». Journal of Applied Behavior Analysis, 1968, 1: 109-120.

HastorfA.H. «The 'Reinforcement' of Individual Actions in a Group Situation». In L. Krasner & L. P. Ullmann (Eds.), Research in Behavior Modification. New York: Holt, Rinehart & Winston, 1965.

Hatano G. «Subjective and Objective Cues in Moral Judgment». Japanese Psychological Research, 1970,12: 96-106.

Hayes K. J., & Hayes C. «Imitation in a Home-raised Chimpanzee». Journal of Comparative and Physiological Psychology, 1952, 45: 450-459.

Hefferline R. F., Bruno L. J. J., & Davidowitz J. E. «Feedback Control of Covert Behaviour». In K. Connolly (Ed.), Mechanisms of Motor Skill Development. New York: Academic Press, 1970.

Herbert E. W., Gelfand D. M., & Hartmann D. P. «Imitation and Self-Esteem as Determinants of Self-Critical Behavior». Child Development, 1969,40: 421-430.

Hernandez-Peon R., Scherrer H., & Jouvet M. «Modification of Electric Activity in Cochlear Nucleus during 'Attention' inUnanesthetizedCats». Science, 1956, 23: 331-332.

Herrnstein R. J. «Method and Theory in the Study of Avoidance». Psychological Review, 1969, 76: 49-69.

Hicks D. J. «Girls' Attitudes toward Modeled Behaviors and the Content of Imitative Private Play». Child Development, 1971,42:139-147.

Hildebrant D. E., Feldman S. E., & Ditrichs R. A. «Rules, Models, and Self-reinforcement in Children». Journal of Experimental Psychology, 1960, 60: 97-102.

Hinde R. A., & Hinde-Stevenson J. Constraints on Learning. New York: Academic Press, 1973.

Horn G. «Electrical Activity of the Cerebral Cortex of the Unanesthetized Cat during Attentive Behavior». Brain, 1960, 83: 57-76.

303


БИБЛИОГРАФИЯ

Hughes С, Tremblay М., Rapoport R. N.. & Leighton A. H. People of Cove and Woodlot: Communities from the Viewpoint of Social Psychiatry. New York: Basic Books, 1960.

Jackson B. «Treatment of Depression by Self-Reinforcement». Behavior Therapy, 1972, 3: 298-307.

Jeffery R. W. «The Influence of Symbolic and Motor Rehearsal on Observational Learning». Journal of Research In Personality, 1976, 10: 116-127.

Jeffrey D. B. «A Comparison of the Effects of External Control and Self-Control on the Modification and Maintenance of Weight». Journal of Abnormal Psychology, 1974, 83: 404-410.

KanferK. H., & Marston A. R. «Determinants of Self-Reinforcement in Human Learning». Journal of Experimental Psychology, 1963, 66: 245-254.

Kaufman A., Baron A, & Kopp R. E. «Some Effects of Instructions on Human Operant Behavior». Psychonomic Monograph Supplements, 1966, 1: 243-250.

Kaye K. «Learning by Imitation in Infants and Young Children». Paper presented at the meeting of the Society for Research in Child Development, Minneapolis, 1971.

Kazdin A. E. «Covert Modeling, Model Similarity, and Reduction of Avoidance Behavior». Behavior Therapy, 1974a, 5: 325-340.

Kazdin A. E. «Comparative Effects of Some Variations of Covert Modeling». Journal of Behavior Therapy and Experimental Psychiatry, 1974b, 5: 225-232.

Kazdin A. E. «Effects of Covert Modeling and Reinforcement on Assertive Behavior». Journal of Abnormal Psychology, 1974c, 83: 240-252.

Kazdin A. E. «Covert Modeling, Imagery Assessment, and Assertive Behavior». Journal of Consulting and Clinical Psychology, 1975, 43: 716-724.

304


БИБЛИОГРАФИЯ

Kelman H. С. «Violence Without Moral Restraint: Reflections on the Dehumanization of Victims and Victimizers». Journal of Social Issues, 1973, 29: 25-61.

Kemp J. C, & Dale P. S. «Spontaneous Imitations and Free Speech: A Grammatical Comparison». Unpublished manuscript, Florida State University, 1973.

Kennedy T. D. «Verbal Conditioning Without Awareness: The Use of Programmed Reinforcement and Recurring Assessment of Awareness». Journal of Experimental Psychology, 1970, 84: 484-494.

Kennedy T. D. «Reinforcement Frequence, Task Characteristics, and Interval of Awareness Assessment as Factors in Verbal Conditioning Without Awareness». Journal of Exx-perimental Psychology, 1971, 88: 103-112.

KohlbergL. «Stage and Sequence: The Cognitive-Developmental Approach to Socialization». In D. A. Goslin (Ed.), Handbook of Socialization Theory and Research. Chicago: Rand McNally, 1969.

Krane R. V., & Wagner A. R. «Taste Aversion Learning with a Delayed Shock US: Implications for the 'Generality of the Laws of Learning». Journal of Comparative and Physiological Psychology, 1975, 88: 882-889.

Kruglanski A. W. «The Endogenous-Eogenous Partition in Attribution Theory». Psychological Review, 1975, 82: 387-406.

Kurtines W., & Greif E. B. «The Development of Moral Thought: Review and Evaluation of Kohlberg's Approach». Psychological Bulletin, 1974, 8: 453-470.

Lefkowitz M.; Blake R. R.; & Mouton J. S. «Status Factors in Pedestrian Violation of Traffic Signals». Journal of Abnormal and Social Psychology, 1955, 51: 704-705.

Lepper M. R., & Greene D. «Turning Play into Work: Effects of Adult Surveillance and Extrinsic Rewards on Children's Intrinsic Motivation». Journal of Personality and Social Psychology, 1975, 31: 479-486.

305


БИБЛИОГРАФИЯ

Lepper M. R., Greene D., & Nisbett, R. E. «Undermining Children's Intrinsic Interest with Extrinsic Reward: A Test of the 'Overjustification' Hypothesis». Journal of Personality and Social Psychology, 1973, 28: 129-137.

Lepper M. R., Sagotsky J., & Mailer J. «Generalization and Persistence of Effects of Exposure to Self-Reinforcement Models». Child Development, 1975, 46: 618-630.

Leventhal H. «Findings and Theory in the Study of Fear Communications», In L. Berkowitz (Ed.), Advances in Experimental Social Psychology. New York: Academic Press, 1970.

Lidz Т., Cornelison A., Terry D., & Fleck S. «Intrafamilial Environment of the Schizophrenic Patient; VI; The Transmission of Irrationality». AMA Archives of Neurology and Psychiatry, 1958, 79: 305-316.

Liebert R. M., Neale J. M., & Davidson E. S. The Early Window: Effects of Television on Children and Youth". New York: Pergamon Press, 1973.

Lippitt R. R., Polansky N„ & Rosen S. «The Dynamics of Power». Human Relations, 1952, 5: 37-64.

Locke E. A. «Toward a Theory of Task Motivation and Incentives». Organizational Behavior and Human Performance, 1968, 3: 157-189.

Locke E. A., Cartledge N., & Knerr, C. S. «Studies of the Relationship between Satisfaction, Goal Setting, and Performance». Organizational Behavior and Human Performance, 1970, 5: 135-158.

LoebA., Beck А. Т., Diggory J. C, & Tuthill R. «Expectancy, Level of Aspiration, Performance, and Self-Evaluation in Depression». Proceedings of the 75th Annual Convention of the American Psychological Association, 1967, 2: 193-194.

Lovaas O. I. «A Behavior Therapy Approach to the Treatment of Childhood Schizophrenia». In J. P. Hill (Ed.), Minnesota Symposia on Child Psychology (Vol. 1). Minneapolis: University of Minnesota Press, 1967.

306


БИБЛИОГРАФИЯ

Luria A. The Role of Speech in the Regulation of Normal and Abnormal Behavior. New York: Liveright, 1961.

McArthur L. Z., & Eisen S. V. «Achievements of Male and Female Storybook Characters as Determinants of Achievement Behavior by Boys and Girls». Journal of Personality and Social Psychology, 1976, 33: 476-473.

Mahoney M. J. Cognition and Behavior Modification. Cambridge, Mass.: Ballinger, 1974.

Mahoney M. J., & Bandura A. «Self-Reinforcement in Pigeons». Learning and Motivation, 1972, 3: 293-303.

Mahoney M. J., & thoresen С. Е. Self-control: Power to the Person. Monterey, Calif: Brooks/Cole, 1974.

Mann M. E., & Van Wagenen R. K. «Alteration of Joint Mother-Child Linguistic Styles, Involving Procedures of Extension, Elaboration, and Reinforcement». Paper presented at the biennial meeting of the Society for Research in Child Development, Denver, April 1975.

Marks I. M., & GelderM. G. «Transvestism and Fetishism: Clinical and Psychological Changes during Faradic Aversion». British Journal of Psychiatry, 1967, 113: 711-729.

Marmor J. «Psychoanalytic Therapy as an Educational Process: Common Denominators in the Therapeutic Approaches of Different Psychoanalytic 'Schools» In J. H. Masser-man (Ed.), Science and Psychoanalysis (Vol. 5, Psychoanalytic Education). New York: Grune & Stratton, 1962.

MarstonA. R. «Imitation, Self-Reinforcement, and Reinforcement of Another Person». Journal of Personality and Social Psychology, 1965, 2: 255-261.

Martin M., Burkholder R., Rosenthal T. L., Tharp R. G.; & Thome G. L. «Programming Behavior Change and Reintegration into School Milieu of Extreme Adolescent Deviates», Behaviour Research and Therapy, 1968, 6: 371-383.

McDavid J. W. «Effects of Ambiguity of Imitative Cues upon Learning by Observation». Journal of Social Psychology, 1964, 65: 165-174.

307


БИБЛИОГРАФИЯ

McGuire R. J., Carlisle J. M., & Young B. G. «Sexual Deviations as Conditioned Behavior: A Hypothesis». Behaviour Research and Therapy, 1965, 2: 185-190.

McLaughlin T. F., & Malaby J. E. «Increasing and Main-tainig Assignment Completion with Teacher and Pupil Controlled Individual Contingency Programs: Three Case Studies». Psychology, 1974, 2: 1-7.

McMains M. J., & Liebert R. M. «Influence of Discrepancies between Successively Modeled Self-Reward Criteria on the Adoption of a Self-Imposed Standard». Journal of Personality and Social Psychology, 1968, 8: 166-171.

Meichenbaum D. H. «Examination of Model Characteristics in Reducing Avoidance Behavior». Journal of Personality and Social Psychology, 1971, 17: 298-307.

Meichenbaum D. H. Cognitive Behavior Modification. Morristown N. J.: General Learning Press, 1974.

Michael D. N., & Maccoby N. «Factors Influencing the Effects of Student Participation on Verbal Learning from Films: Motivating versus Practice Effects, 'Feedback', and Overt versus Covert Responding». In A. A. Lumsdaine (Ed.), Student Response in Programmed Instruction. Washington, D. C: National Academy of Sciences — National Research Council, 1961.

Milgram S. Obedience to Authority.-An Experimental View. New York: Harper & Row, 1974.

Miller N. E. «Learnable Drives and Rewards». In S. S. Stevens (Ed.), Handbook of Experimental Psychology. New York: Wiley, 1951.

Miller N. E. «Learning of Visceral and Glandular Responses». Science, 1969, 163: 434-445.

Miller N. E., & Dollard J. Social Learning and Imitation. New Haven: Yale University Press, 1941.

Mischel W. Personality and Assessment. New York: Wiley, 1968.

308


БИБЛИОГРАФИЯ

Mischel W. «Toward a Cognitive Social Learning Recon-ceptualization of Personality». Psychological Review, 1973, 80: 252-283.

Mischel W., & Liebert R. M. «Effects of Discrepancies between Observed and Imposed Reward Criteria on Their Acquisition and Transmission». Journal of Personality and Social Psychology, 1966, 3: 45-53.

Moerk E. L. «Changes in Verbal Mother-Child Interactions with Increasing Language Skills of the Child». Journal of Psycholinguistic Research, 1974, 3: 101-116.

Moerk E. L. «Processes of Language Teaching and Language Learning in the Interactions of Mother-Child Dyads». Child Development, 1976, in press.

Moeser S. D., & Bregman A. S. «Imagery and Language Acquisition». Journal of Verbal Learning and Verbal Behavior, 1973, 12: 91-98.

Moser D. «Screams, Slaps, and Love». Life, May 7, 1965, 90A-101.

Murray E- J. «A Content-analysis Method for Studying Psychotherapy». Psychological Monographs, 1956, 70(13), whole no. 420.

Nisbett R. E., & Valins S. Perceiving the Causes of One's Own Behavior. Morristown N. J.: General Learning Press, 1971.

Olman A., Erixon G., & Lofberg I. «Phobias and Preparedness: Phobic versus Neutral Pictures as Conditioned Stimuli for Human Autonomic Responses». Journal of Abnormal Psychology, 1975, 84: 41-45.

Ormiston L. H. «Factors Determining Response to Modeled Hypocrisy». Unpublished doctoral dissertation, Stanford University, 1972.

Packer H. L. The Limits of the Criminal Sanction. Stanford, Calif: Stanford University Press, 1968.

309


БИБЛИОГРАФИЯ

Parker E. P. «Information Utilities and MassCommunica-tion». In H. Sackman & N. Nie (Eds.), Information Utility and Social Choice. AFIPS Press, Montvale N. J., 1970.

Patterson G. R. «The Aggressive Child: Victim and Architect of a Coercive System». In L. A. Hamerlynck E. J. Mash, & L. C. Handy (Eds.), Behavior Modification und Families. New York: Brunner/Mazell, 1975.

Patterson G. R., & Cobb, J. A. «A Dyadic Analysis of 'Aggressive' Behavior». In J. P. Hill (Ed.), Minnesota Symposia on Child Psychology (Vol. 5). Minneapolis: University of Minnesota Press, 1971.

Peterson D. R. The Clinical Study of Social Behavior. En-gleweed Cliffs N. J.: Prentice-Hall, Inc., 1968.

Piaget J. The Moral Judgment of the Child. Glencoe, 111.: Free Press, 1948.

Piaget J. Play, Dreams, and Imitation in Childhood. Noew York: Norton, 1951.

Piaget J. «Equilibration and the Development of Logical Structures». In J. M. Tanner & B. Inhelder (Eds.), Discussions on Child Development (Vol. 4). New York: International Universities Press, 1960.

Porro С R. Effects of the Observation of a Model's Affective Responses to Her Own Transgression on Resistance to Temptation in Children. Dissertation Abstracts, 1968, 28: 3064.

Postman L., & Sassenrath J. «The Automatic Action of Verbal Rewards and Punishments». Journal of General Psychology, 1961, 65: 109-136.

Premack D. «Reinforcement Theory». In D. Levine (Ed.), Nebraska Symposium on Motivation. Lincoln: University of Nebraska Press, 1965.

Rachlin H. «Self-control». Behaviorism, 1974, 2: 94-107.

Rachman S. «Sexual Fetishism: An Experimental Analogue». Psychological Record, 1966, 16: 293-296.

310


БИБЛИОГРАФИЯ

Rachman S. The Effects of Psychotherapy. Oxford: Per-gamon, 1971.

Rachman S. «Clinical Applications of Observational Learning, Imitation, and Modeling». Behavior Therapy, 1972, 3: 379-397.

Raush H. L. «Interaction Sequences». Journal of Personality and Social Psychology, 1965, 2: 498-499.

Raush H. L., Barry W. A., Hertel R. K., & Swain M. A. Communication Conflict and Marriage. San Francisco: Jos-sey-Bass, 1974.

Redd W. J„ & Birnbrauer J. S. «Adults as Discriminative Stimuli for Different Reinforcement Contingencies with Retarded Children». Journal of Experimental Child Psychology, 1969, 7: 440-447.

Reiss S., & Sushinsky L. W. «Overjustification, Competing Responses, and the Acquisition of Intrinsic Interest». Journal of Personality and Social Psychology, 1975, 31: 1116-1125.

Rescorla R.A. «Informational Variables in Pavlovian Conditioning». InG. H. Bower (Ed.), The Psychology of Learning and Motivation (Vol. 6). New York: Academic Press, 1972.

Rescorla R. A., & Solomon R. L. «Two-Process Learning Theory: Relationships between Pavlovian Conditioning and Instrumental Learning». Psychological Review, 1967, 74: 151-182.

Rest J., Turiel E., & Kohlberg L. «Level of Moral Development as a Determinant of Preference and Comprehension of Moral Judgments Made by Others». Journal of Personality, 1969, 37:225-252.

Revusky S. H., & Garcia J. «Learned Associations over Long Delays». In G. H. Bower (Ed.), The Psychology of Learning and Motivation (Vol. 4). New York: Academic Press, 1970.

Riesman D. The Lonely Crowd. New Haven: Yale University Press, 1950.

311


БИБЛИОГРАФИЯ

Robertson T. S. Innovative Behavior and Communication. New York: Holt, Rinehart & Winston 1971.

Rogers E. M., & Shoemaker F. Communication of Innovations: A Cross-cultural Approach (2nd. ed.). New York: Free Press, 1971.

Rosekrans M. A., & Hartup W. W. «Imitative Influences of Consistent and Inconsistent Response Consequences to a Model on Aggressive Behavior in Children». Journal of Journal of Personality and Social Psychology, 1967, 7: 429-434.

Rosenbaum M. E. «The Effect of Stimulus and Background Factors on the Volunteering Response». Journal of Abnormal and Social Psychology, 1956, 53: 118-121.

Rosenbaum M. E., & Hewitt O. J. «The Effect of Electric Shock on Learning by Performers and Observers». Psychono-mic Science, 1966, 5: 81-82.

Rosenhan D., Frederick F., & Burrowes A. «Preaching and Practicing: Effects of Channel Discrepancy on Norm Internalization». Child Development, 1968, 39: 291-301.

Rosenthal T. L., & Zimmerman B. J. Social Learning and Cognition. Unpublished manuscript, Memphis State University, 1976.

Ross M. «Salience of Reward and Intrinsic Motivation». Journal of Personality and Social Psychology, 1975, 32: 245-254.

Ross M. «The Self Perception of Intrinsic Motivation». In J. H. Harvey W. J. Ickes & R. F. Kidd (Eds.), New Directions in Attribution Research. Hillsdale N. J.: Erlbaum, 1976.

Sandler J., & Quagliano J. «Punishment In a Signal Avoidance Situation». Paper read at Southeastern Psychological meeting, Gatlinburg, Tenn., 1965.

Schwartz B. «On Going Back to Nature: A Review of Se-ligman and Hager's Biological Boundaries of Learning». Journal of Experimental Analysis of Behavior, 1974, 21: 183-198.

312


БИБЛИОГРАФИЯ

Schwartz G. E. «Cardiac Responses to Self-Induced Tho-ughtx». Psychophysiology, 1971, 8: 462-467.

Seligmun M. E. P. «Phobias and Preparedness». Behavior Therapy, 1971, 2: 307-320.

Seligman M. E. P., & Hager J. L. Biological Boundaries of Learning. New York: Appleton-Century-Crofts, 1972.

Shapiro D., & Schawartz G. E. «Biofeedback and Visceral Learning; Clinical Applications». Seminars in Psychiatry, 1972, 4:171-184.

Sherman J. A. «Imitation and Language Development». In P. Lipsitt & С. С Spiker (Eds.), Advances in Child Development. Vol. 6. New York: Academic Press, 1971.

SiegelA. E. «The Influence of Violence in the Mass Media upon Children's Role Expectation». Child Development 1958, 29: 35-56.

Skinner B. F. Walden Two. New York: Macmillan, 1948.

Skinner B. F. Beyond Freedom and Dignity. New York: Knopf, 1971.

Snow С. Е. «Mother's Speech to Children Learning Language». Child Development, 1972, 43: 549-565.

Soule J. C, & Firestone I. J. «Model Choice and Achievement Standards; Effects of Similarity in Lucus of Control». Unpublished manuscript, University of Wisconsin (Milwaukee), 1976.

Spielberger С D., & De Nike L. D. «Descriptive Behaviorism versus Cognitive Theory in Verbal Operant Conditioning». Psychological Review, 1966, 73: 306-326.

Stone L. J., & Hokanson J. E. «Arousal Reduction via Self-punitive Behavior». Journal of Personality and Social Psychology, 1969, 12: 72-79.

Stotlar.d E. «Exploratory Investigation of Empathy». In L. Berkowitz (Ed.), Advances in Experimental Social Psychology (Vol. 4). New York: Academic Press, 1969.

313


БИБЛИОГРАФИЯ

Stouwie R. J., Hetherington E. M., & Parke R. D. «Some Determinants of Children's Self-Reward Behavior after Exposure to Discrepant Reward Criteria». Developmental Psychology, 1970, 3:313-319.

Sullivan E. V. «The Acquisition of Conservation of Substance through Film-Mediated Models». In D. W. Brison & E. V. Sullivan (Eds.), Recent Research on the Acquisition of Conservation of Substance. Education Monograph, toronto: Ontario Institute for Studies in Education, 1967.

Testa T. J. «Causal Relationships and the Acquisition of Avoidance Responses». Psychological Review, 1974, 81: 491-505.

Thoresen C. E., & Mahoney M. J. Behavioral Self-control. New York: Holt, Rinehart & Winston, 1974.

Toch H. Violent Men. Chicago: Aldine, 1969.

Truax С. В. «Reinforcement and Nonreinforcement in Ro-gerian Psychotherapy». Journal of Abnormal Psychology, 1966, 71:1-9.

Turiel E. «An Experimental Test of the Sequentiality of Development Stages in a Child's Moral Judgments». Journal of Personality and Social Psychology, 1966, 3: 611-618.

Uzgiris I. C. «Situational Generality of Conservation». Child Development, 1964, 35: 831-841.

Valentine C. W. «The Psychology of Imitation with Special Reference to Early Childhood». British Journal of Psychology, 1930,21:105-132.

Valins S., & Nisbett R. E. Attribution Processes in the Development and Treatment of Emotional Disorders. Morris-town N. J.: General Learning Press, 1971.

Wallace I. «Self-Control Techniques of Famous Novelists». Journal of Applied Behavior Analysis, 1976, in press.

Walters R. H., & Parke R. D. «Influence of Response Consequences to a Social Model on Resistance to Deviation». Journal of Experimental Child Psychology, 1964, 1: 269-280.

314


БИБЛИОГРАФИЯ

Walters R. H., Parke R. D., & Cane V. A. «Timing of Punishment and the Observation of Consequences to Others as Determinants of Response Inhibition». Journal of Experimental Child Psychology, 1965, 2: 10-30.

Walton D., & Mather M. D. «The Application of Learning Principles to the Treatment of Obsessive-Compulsive States in the Acute and Chronic Phases of Illness». Behavior Research and Therapy, 1963, 1: 163-174.

Watson J. В., & Ray пег R. «Conditioned Emotional Reactions». Journal of Experimental Psychology, 1920, 3: 1-14.

Weiner H. «Real and Imagined Cost Effects upon Human Fixed-Interval Responding». Psychological Reports, 1965, 17: 659-662.

Weisz A. E., & Taylor R. L. «American Presidential Assa-sinations». In D. N. Daniels, M. F. Gilula, & F. M. Ochberg (Eds.), Violence and the Struggle for Existence. Boston: Little, Brown, 1970.

White R. W. «Motivation Reconsidered: The Concept of Competence». Psychological Review, 1959, 66: 297-333.

Whitehurst G. J., & Vasta R. «Is Language Acquired through Imitation?» Journal of Psycholinguistic Research, 1975, 4: 37-59.

Wilson W. С «Imitation and Learning of Incidental Cues by Preschool Children». Child Development, 1958, 29: 393-397.

Yalom II D., & Yalom M. «Ernest Hemingway — A Psychiatric View». Archives of General Psychiatry, 1971, 24: 495-494.

Yussen S. R. «Determinants of Visual Attention and Recall in Observational Learning by Preschoolers and Second Graders». Developmental Psychology, 1974, 10- 93-100.

Zimbardo P. G. «The Human Choice: Individuation, Reason, and Order versus Deindividuation, Impulse, and Chaos». In W. J. Arnold & D. Levine (Eds.), Nebraska Symposium on Motivation. Lincoln: University of Nebraska Press, 1969.

315


БИБЛИОГРАФИЯ

Zimmerman В. J„ & Rosenthal T. L. «Observational Learning of Rule Governed Behavior by Children». Psychological Bulletin, 1974, 81: 29-42.

Zimring F. Deterrnce. The Legal Threat in Crime Control. Chicago: Chicago University Press, 1973.


ОГЛАВЛЕНИЕ



























Предисловие к русскому изданию ................... 5

Предисловие ................................ 8

Глава I.

Теоретические перспективы ....................... 11

Глава П.

Истоки поведения   ............................. 29

Научение через ответные последствия ............... 32

Информативная функция...................... 33

Мотивационная функция...................... 34

Подкрепляющая функция ..................... 35

Научение через моделирование ................... 40

Основные процессы научения через наблюдение ....... 41

Эволюционный анализ моделирования ............. 49

Сравнительный анализ моделирования ............. 55

Локус ответной интеграции в научении через наблюдения . 56

Роль подкрепления в научении через наблюдение ...... 58

Моделируемые процессы и передача ответной информации . 62

Диапазон моделирующих влияний ................ 64

Распространение инноваций .................... 77

Глава III.

Предшествующие детерминанты    .................... 85

Предшествующие детерминанты физиологической

и эмоциональной реактивности ................... 89

Тревога и защитное поведение .................. 90

Спусковой крючок агрессии .................... 94

Символическое ожидаемое научение ............... 95

Косвенное ожидаемое научение .................. 96

Когнитивные функции в ожидаемом научении ........... 100

317


Функции самовозбуждения  .................... 101

Врожденные механизмы научения ................. 107

Дисфункциональное научение ожиданием............. 112

Совпадающие ассоциации ..................... 113

Неуместные обобщения ....................... 114

Корректирующее научение..................... 114

Предшествующие детерминанты действия ............. 124

Моделирующие детерминанты................... 126

Выделение закономерностей .................... 130

Дефективное обусловленное научение .............. 132

Глава IV.

Последующие детерминанты ......................135

Внешнее подкрепление ........................139

Иерархическое развитие побуждений ..............144

Внешние и внутренние побуждения ...............147

Структурные вариации в совокупности условий .......162

Косвенное подкрепление........................165

Косвенное подкрепление ...................... 167

Косвенное наказание ........................168

Поучительное наказание и средства сдерживания ......170

Сравнительная эффективность прямых и косвенных

последствий ..............................172

Взаимодействие наблюдаемых и непосредственно

переживаемых последствий ....................173

Объяснения косвенного подкрепления..............175

Самоподкрепление ........................... 180

Составляющие процесса саморегуляции.............182

Установление саморегулятивных функций ...........187

Обобщение исполнительных стандартов самовознаграждения 192

Самооценка и феноменология ...................194

Дисфункциональные системы самооценки ...........195

Регуляция поведения посредством

самопродуцируемых последствий .................198

Условия, поддерживающие системы самоподкрепления . . . 203 Взаимодействие между персональными и

внешними источниками подкрепления .............213

Избирательная активация и освобождение

от самооценочных последствий ..................215

Глава V.

Когнитивный контроль ..........................221










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 257.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...