Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Конституционные гарантии и ограничения прав и свобод человека и гражданина. Механизмы юридической защиты прав человека




Содержание

1. Законодательный процесс по Конституции Российской Федерации. Охарактеризуйте механизм подписания и обнародования законов, указов, актов палат парламента, законов субъектов России…….……..3

2. Конституционные гарантии и ограничения прав и свобод человека и гражданина. Механизмы юридической защиты прав человека…….…..5

3. Задача 1…………………………………………………………..………..10

4. Задача 2……………………………………………………………………12

Список использованной литературы…………………………………………..14

 

Законодательный процесс по Конституции Российской Федерации. Охарактеризуйте механизм подписания и обнародования законов, указов, актов палат парламента, законов субъектов России

 

Деятельность государства немыслима без адекватной и четко налаженной законодательной деятельности, которая требует специального механизма функционирования. Само по себе существование правового государства требует постоянного законотворчества.

Законодательный процесс – это урегулированный нормами порядок разработки, обсуждения проектов нормативно-правовых актов (законов) и принятия нормативно-правовых актов (законов) высшим органом государственной власти.

Право законодательной инициативы принадлежит:

1. Президенту Российской Федерации,

2. Совету Федерации,

3. членам Совета Федерации,

4. депутатам Государственной Думы,

5. Правительству Российской Федерации,

6. законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации.

Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Законопроекты вносятся в Государственную Думу.

Подписание и обнародование федерального закона Президентом РФ. Это заключительная стадия законодательного процесса. Участие главы государства – неотъемлемая составная часть законодательного процесса. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется ему для подписания и обнародования. И в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона Президент должен принять решение и выбрать один из двух возможных вариантов своих действий в его отношении.

Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее десяти дней после дня их принятия.

107 статья КРФ посвящена заключительной стадии законодательного процесса - промульгации закона Президентом Российской Федерации, которая заключается в официальном провозглашении в установленные Конституцией сроки принятого парламентом закона, его официальном опубликовании, после чего закон приобретает обязательную силу.

 

Конституционные гарантии и ограничения прав и свобод человека и гражданина. Механизмы юридической защиты прав человека

Гарантии основных прав и свобод - это те условия и средства, которые обеспечивают их реализацию. Они включают в себя общие государственные гарантии прав и свобод человека и гражданина, а также специфические юридические гарантии их защиты.

Важнейшей государственной гарантией прав и свобод человека и гражданина является признание их непосредственно действующими, определяющими деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления.

Конституция Российской Федерации относит регулирование прав и свобод человека и гражданина к исключительному ведению Российской Федерации. Это гарантирует единый правовой статус человека и гражданина для всех лиц, проживающих на территории России.

Под защитой прав и свобод понимается недопущение правовыми и организационными методами и средствами нарушений прав и свобод человека и гражданина или восстановление уже нарушенных. Конституция Российской Федерации гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина, право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45 Конституции РФ).

В систему гарантий прав и свобод человека, личности и гражданина входят экономические, социальные, политические, юридические, духовно-нравственные и институциональные гарантии.

Экономические гарантии представляют собой установленные государством стандарты материально-финансовой обеспеченности прав и свобод человека, личности и гражданина. Они выражают степень непосредственной гарантированности прав и свобод, позволяют получить реальное представление об объеме их практической реализации. В соответствии с Конституцией РФ устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (ст. 7), предоставляется малоимущим гражданам бесплатно или за доступную плату социальное жилье (ст. 40), оказывается бесплатная медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения (ст. 41), обеспечивается доступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных учреждениях и на предприятиях (ст. 43). В Италии заработная плата работника должна быть достаточной для обеспечения себя и всех членов семьи средствами, необходимыми для свободного и достойного существования (ст. 36 Конституции).

В. качестве социальных гарантий прав и свобод выступают различные государственные программы, планы и приоритетные проекты, направленные на социальную защиту человека, личности и гражданина, на удовлетворение их важнейших потребностей.

В числе социальных гарантий прав и свобод человека, личности и гражданина значительное место занимают и правительственные программы, в содержании которых выражается социальная роль государства. В России такие функции выполняют федеральные целевые программы на среднесрочную перспективу по строительству жилья, развитию образования и культуры. Они осуществляются в тех областях жизнедеятельности общества, в которых не каждый может реализовать свои права и свободы без помощи государства.

К политическим гарантиям прав и свобод обычно относят принцип разделения властей, политическое и идеологическое многообразие, реальное участие граждан в управлении делами государства, как через своих представителей, так и непосредственно.

Юридические гарантии сформулированы в правовых нормах, которые, во-первых, непосредственно закрепляют права и свободы индивида, во-вторых, определяют процедурно-процессуальные формы их реализации и, в-третьих, устанавливают ответственность органов государственной и муниципальной власти, должностных лиц, граждан и их объединений за злоупотребление правами и свободами, за их нарушение.

Конституционные гарантии правосудия направлены на защиту прав потерпевших, подсудимых и их ближайших родственников, участвующих в уголовном процессе, на соблюдение демократических процедур отправления правосудия, установленных федеральным законом России.

К духовно-нравственным гарантиям прав и свобод человека, личности и гражданина относятся общая и правовая культура населения страны. Только культуре под силу превратить важнейший принцип конституционного строя, определяющий человека, его права и свободы как высшую социальную ценность, во внутренние убеждения личности, в быт, в привычку, поскольку право не способно заставить кого-либо быть нравственным. Личность высокой духовной культуры никогда не будет осуществлять свои права и свободы способами, которые могут нарушить права и свободы других лиц. Поэтому решающий успех в защите прав и свобод человека, личности и гражданина принесет России не укрепление их юридических гарантий или внедрение в конституционно-правовую практику мифических европейских стандартов, а резкое повышение уровня общей и правовой культуры населения страны.

В качестве институциональных гарантий выступают органы государственной власти и должностные лица, специально уполномоченные защищать права и свободы человека, личности и гражданина. В соответствии с Конституцией РФ к ним относятся Президент РФ (ст. 80), Правительство РФ (ст. 114), федеральные суды общей юрисдикции (ст. 18), Конституционный Суд РФ (ст. 129) и Уполномоченный по правам человека РФ (ст. 103).

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

    Механизм защиты прав и свобод человека - это установленная и гарантированная законом система обеспечения правового статуса личности, которая включает в себя упорядоченную деятельность органов публичной власти, негосударственных правозащитных организаций и самостоятельную реализацию субъективных прав и свобод, направленную на предупреждение, пресечение и восстановление нарушенных прав и свобод при соблюдении надлежащего баланса публичных и частных интересов.

В любом случае всякий правозащитный механизм включает следующие компоненты:

· нормативный (совокупность иерархически соподчиненных нормативно-правовых актов);

· институциональный (органы, организации, учреждения, должностные лица, относящиеся к системе органов правосудия и правоохраны);

· инструментальный (совокупность правовых и неправовых средств и способов, используемых различными органами в целях обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина).

Следует еще раз заметить, что все три компонента органично связаны между собой, их невозможно рассматривать в отрыве друг от друга, без учета их взаимообусловленности и взаимодействия.

Несмотря на всю значимость различных механизмов защиты прав человека, особое место в любом современном демократическом государстве все же занимает механизм конституционного контроля.

В настоящее время механизм защиты прав и свобод человека достаточно сложен, и в него ученые обычно включают:

· внутригосударственные (или национальные) учреждения и институты защиты прав и свобод человека;

· международные учреждения и институты защиты прав и свобод человека, включая, естественно, европейские.

В России создана система органов и должностных лиц, ответственных за обеспечение и защиту прав человека и гражданина:

· система государственных правоохранительных и правозащитных организаций (таких как уполномоченный по правам человека, суд, милиция, прокуратура и т.д.);

· система общественных правозащитных организаций (таких, например, как комитет по защите прав потребителя, адвокатура, различные общественные объединения и движения).

Существуют также общественные советы (палаты), комитеты, комиссии и другие подобные образования, создаваемые как при Президенте РФ, так и в органах исполнительной власти в субъектах Федерации, и другие. Но как государственные, так и общественные правозащитные организации объединяет общая цель – защита прав человека и гражданина. 

Международно-правовой механизм защиты прав человека принято называть контрольным, поскольку основная функция органов, действующих в рамках этого механизма, - это контроль за выполнением государствами своих обязательств по международному праву, касающихся прав человека. Поэтому одним из важнейших процессов в механизме защиты прав человека является сближение различных правовых систем, национальных законодательств с нормами международного права.

 

Задача 1.

В Государственную Думу Федерального Собрания Конституционный суд РФ внес предложения в ФКЗ «О правительстве РФ» об изменении механизма формирования федерального бюджета и формах контроля со стороны Правительства РФ. Президент не согласился с решением Государственной Думы и на этапе первого чтения законопроекта наложил вето. Какие нарушения допустил Конституционный Суд РФ? Имел ли права глава государства применять отлагательное вето?

Решение:В Российской Федерации подписание и обнародование принятого федерального закона является конституционным полномочием Президента страны. В соответствии с Конституцией после одобрения Советом Федерации федерального закона последний в течение пяти дней направляется Советом Федерации Президенту. Президенту направляются и те принятые Государственной Думой федеральные законы, которые не были рассмотрены Советом Федерации в четырнадцатидневный срок. Федеральные конституционные законы подлежат обязательному подписанию главой государства (ст. 108 Конституции); Президент не вправе отклонить их как обычные федеральные законы (ч. 3 ст. 107 Конституции).

Согласно ч. 3 ст. 107 Конституции РФ если Президент в течение четырнадцати дней с момента поступления к нему федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией порядке вновь рассматривают данный закон.

В этом случае Президент использует свое право отлагательного вето. В Конституции РФ термин «вето» не употребляется. Вместе с тем это право вето предусмотрено ч. 3 ст. 107.Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

 

Задача 2.

К жалобе Уполномоченному по правам человека гр. Сидоровым, поданную 12 декабря 2015, были приложена копии судебных решений, последнее из которых от 24 июля 2014 года по вопросу сноса незаконно возведенного строения на территории принадлежащей сельскому поселению. Возможно ли рассмотрение Уполномоченным по правам человека данного вопроса?

Решение:Жалоба Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации должна быть подана не позднее истечения года (в случае предварительного обжалования соответствующего решения или действия (бездействия) в административном порядке) со дня нарушения прав или свобод заявителя либо с того дня, когда ему стало известно об их нарушении.

Компетенция, организационные формы и условия деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации регулируются Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 года № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».

Заявитель должен обладать формальным правом на обращение к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, то есть:

– являться жертвой нарушения прав человека (находиться в публичных отношениях «личность и власть», а не быть участником гражданско-правового договора, например, займа или купли-продажи), ее законным представителем, адвокатом, либо участником уголовного или гражданского судопроизводства, имеющим процессуальное право на обжалование вступившего в законную силу судебного решения;

– его права предположительно должны быть нарушены решением или действием (бездействием) федерального, регионального или муниципального органа власти, его должностным лицом, либо вступившим в законную силу судебным решением по уголовному или гражданскому делу (Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации не вправе вмешиваться в процессуальную деятельность независимых органов дознания, предварительного следствия и правосудия, осуществление прокурорского надзора, в рассмотрение частно-правовых споров между гражданами, с коммерческими и общественными организациями);

– предварительно обжаловать решение или действие (бездействие), нарушающее, как он полагает, его права или свободы, в судебном или административном порядке, приложив копии всех имеющихся у него документов (проверка сообщений о готовящихся или совершенных преступлениях к компетенции Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации не относится).

Гражданин Сидоров может обратится к Уполномоченному по правам человека.

 

 

Список использованной литературы

1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок) Статья 55

2. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок) Статья 104

3. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок) Статья 107

4. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2015 году. - М.: Юриспруденция, 2016. - 416 c.

5. Витрук, Н.В. Конституционные права и свободы личности в контексте взаимодействия гражданского общества и правового государства / Н.В. Витрук. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 624 c.

6. Еллинек, Г. Декларация прав человека и гражданина / Г. Еллинек. - М.: Книга по Требованию, 2014. - 316 c.

7. Караманукян Д.Т. Акты Европейского суда по правам человека в российской правовой системе: Учебное пособие. — Омск, "Омская юридическая академия", 2013.

8. Международная и внутригосударственная защита прав человека: Учебник. / Под ред. Р.М. Валеева. — М.: Статут, 2011.

9. Нудненко, Л. А. Конституционные права и свободы личности в России / Л.А. Нудненко. - М.: "Издательство "Юридический центр", 2013. - 456 c.

10. Права человека в России: история, теория и практика: учебное пособие / Д. Т. Караманукян и др. ; отв. ред. и авт. предисл. Д. Т. Караманукян. – Омск : Омская юридическая академия, 2015.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 258.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...