Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТЕМА: ПОЛИТИЧЕСКАЯ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ БЕЛОРУССКОГО НАРОДА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ1940-Х – 1980-Х ГГ.




УСР №2 по дисциплине «История Беларуси»

ТЕМА: «ПОЛИТИЧЕСКАЯ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ БЕЛОРУССКОГО НАРОДАВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ1940-х – 1980-х ГГ.»

 

Выполнила:
 Студентка группы БА-11
Факультет Права и Экономики
Редько Елизавета Викторовна

Проверил:
Литвинский Александр Владимирович

 

Барановичи 2017

СОДЕРЖАНИЕ

 

Политическая, экономическая и культурная жизнь белорусского народа во второй половине1940-х – 1980-х гг.

1. Беларусь в условиях противостояния двух социально-политических систем на международной арене.

2. Основные тенденции общественно-политической жизни в БССР. Попытка реформирования советской политической системы в период перестройки.

2.1. Основные тенденции общественно-политической жизни в БССР.

2.2. Попытка реформирования советской политической системы в период перестройки.

3. Образование, наука и культура БССР в послевоенный период: достижения и проблемы. Государственная религиозная политика и становление конфессий.

3.1. Образование, наука и культура БССР в послевоенный период: достижения и проблемы.

3.2. Государственная религиозная политика и становление конфессий.

Список литературы

 

 





ТЕМА: ПОЛИТИЧЕСКАЯ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ БЕЛОРУССКОГО НАРОДА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ1940-Х – 1980-Х ГГ.

1. Беларусь в условиях противостояния двух социально-политических систем на международной арене.

Международно-политический статус Беларуси после Второй мировой войны изменился. 1 февраля 1944 г., накануне конференции в Думбартум-Оксе где планировалось обсудить проект Устава Организации Объединенных Наций (ООН), Верховый Совет СССР принял закон, по которому все союзные республики получили право вступать в непосредственные отношения с зарубежными государствами, заключать с ними договоры и обмениваться консульскими и дипломатическими представительствами. В марте 1944 г. был создан Народный комиссариат (с 1946 г.- Министерство) иностранных дел Беларуси. Первым министром стал К. Киселев. Из всех союзных республик только Беларусь и Украина стали членами ООН, учитывая их вклад в разгром фашизма, огромные людские и материальные потери. 26 июня 1945 г. БССР вместе с другими 50 государствами подписала Устав ООН, ратифицированный Верховным Советом БССР 30 августа 1945 г.

По инициативе белорусской делегации 1-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняла резолюцию о выдаче и наказании военных преступников. В феврале 1947 г. БССР подписала мирные договоры с Болгарией, Италией, Румынией, Венгрией и Финляндией. Только за 1944-1955 гг. БССР подписала более 30 международных договоров, соглашений и конвенций. БССР стала членом ряда международных организаций: Международного союза электросвязи и Всемирного почтового союза (1947), Всемирной метеорологической организации (1948), Всемирной организации здоровья (1948), Международной организации труда (1954), Организации ООН по делам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Однако связи БССР с зарубежными странами в первое послевоенное время были незначительны. Их развитию мешали трудности восстановления хозяйства, "холодная война", политика "закрытости" советского общества, негативного отношения властей ко всем, кто имел контакты с представителями других стран.

Внешнеполитическая деятельность БССР проводилась в русле международной политики СССР, скоординированной с политикой стран членов Варшавского Договора и Совета Экономической Взаимопомощи. Все вопросы отношений с иностранными государствами, международными организациями решались с ведома союзных органов. Характер и масштабы внешнеполитической деятельности республики определялись общими процессами развития международной обстановки, противоборством двух систем и их внешнеполитических союзов.

Повышению авторитета БССР на международной арене способствовало открытие в 1958 г. Постоянного представительства Белорусской СССР при ООН. В дальнейшем Беларусь избиралась непостоянным членом Совета Безопасности при ООН (1974-1975 гг.), 4 раза избиралась в Экономический и Социальный Совет. Она участвовала в работе 70 международных организаций и их органов. Беларусь стала соавтором 10 проектов резолюций по вопросам разоружения. По предложению БССР Генеральная Ассамблея ООН в 1971 г. приняла Конвенцию о нераспространении срока давности на военных преступников и преступления против человечества. Через участие в международных и межправительственных организациях республика укрепляла свой авторитет на международной арене.

В области внешнеэкономических связей решающую роль играло Министерство внешней торговли СССР. Оно определяло экспортные заказы, организовывало поставки в республику импортного оборудования и промышленных товаров. Во второй половине 50-х - первой половине 80-х годов экспорт Беларуси увеличился во много раз. Если в 1956 г. более 100 предприятий республики поставляли свою продукцию в 47 стран, то в 1985 - 300 предприятий более чем 100 государствам.

В целях расширения торгово-экономических связей БССР подписала Конвенцию о международных выставках. В 60-70-е гг. на выставках в Брюсселе, Японии, Лейпциге, Канаде, Польше и других городах и странах золотыми призерами выставок были тракторы МТЗ, БелАзы, силосоуборочные комбайны и прицепы. В 60-х гг. БССР принимала участие более чем в 200 международных выставках . За это время 30 изделий 18 предприятий получили 37 почетных дипломов. БССР также проводила специализированные международные выставки, что свидетельствует о признании ее достижений в той или иной области науки и техники. В Минске проводились выставки "Порошковая металлургия -73", "Холод-78" и др.

Большая часть продукции белорусских предприятий направлялась странам - членам СЭВ. Около10% экспортных поставок в 70-е гг. приходилось на долю стран Азии, Африки и Латинской Америки. На развитые капиталистические страны - 20%. Белорусским оборудованием оснащались предприятия, которые строились с помощью СССР в разных странах мира. В их числе Бхилайский металлургический комбинат в Индии, Асуанская ГЭС в Египте, цементный завод в Йемене и др. Белорусские специалисты оказывали помощь в поиске полезных ископаемых и проведении геологоразведочных работ в Афганистане, Иране, Мозамбике, Сирии, Мали и др.

В республику ввозились новые технологии, оборудование, товары широкого потребления. Только с 1961 по 1969 гг. в БССР поступило 120 комплектов импортного оборудования, которыми оснащено почти 100 предприятий, в том числе Гродненский и Полоцкий химкомбинаты, Слуцкий и Жабинковский сахарные заводы и др.

Важную роль в укреплении отношений с зарубежными странами играли культурные связи, которые осуществлялись государственными творческими союзами и коллективами, учебными и научными заведениями, Белорусским обществом дружбы и культурной связи с зарубежными странами, Комитетом молодежных организаций Беларуси. Беларусь в 60-х - первой половине 80-х гг. вела подготовку кадров для зарубежных стран. К концу 1985 г. в республике получили образование около 10 тыс. зарубежных граждан, в том числе около 4 тыс. студентов получили высшее и более 1 тыс. среднеспециальное образование, 2,5 тыс. стали высококвалифицированными рабочими.

Обогащению культуры способствовал выпуск книг иностранных авторов в переводе на белорусский и русский языки За послевоенный период общий тираж переведенных книг зарубежных авторов составил 10 млн. экземпляров. За 1946-1985 гг. за пределами СССР было издано 342 отдельные книги 55 белорусских писателей.

Культурные и научные связи в эти годы развивались в основном со странами Восточной Европы, меньше - с капиталистическими странами.

 

2. Основные тенденции общественно-политической жизни в БССР. Попытка реформирования советской политической системы в период перестройки.

2.1. Основные тенденции общественно-политической жизни в БССР.

 

Окончание войны возродило большие надежды в обществе. У людей возникли ожидания на изменения в политической жизни, так как многие уже начали задумываться над дальнейшей судьбой социализма. Основу “критической массы” составляли бывшие участники войны, интеллигенция, молодежь, говорившие о необходимости реформирования политической системы и структуры власти в стране. Высказывались мысли об ограничении сроков нахождения на выборных должностях, введении соревнования кандидатов при выборах в Советы, недопустимости подмены политического руководства административным. Но стихийный протест против господствовавшей системы, шедший снизу, начал быстро угасать, так как победила жесткая линия, направленная на усиление тоталитаризма.

В Беларуси, как и во всей стране, полностью сохранилась старая политическая система, в которой административные функции осуществляла коммунистическая партия. Несмотря на то, что сразу после войны прошла отчетно-выборная кампания и сменилось партийное руководство, методы ее работы остались неизменными. На руководящие посты назначались лица, к Беларуси никакого отношения не имевшие. В 1953 г. Только 6,2% руководителей республиканской партийной организации составляли представители коренной национальности. Первыми секретарями ЦК компартии Беларуси в 1945-1956 гг. были П. Пономаренко, Н. Гусаров, Н. Патоличев, которых направили из Москвы. В таких условиях усилилась жесткая партийная централизация, что влияло на общественно-политическую жизнь.

Советы как органы государственной власти должны были заниматься восстановлением народного хозяйства и улучшением условий жизни. Однако они полностью находились под контролем партийного аппарата и реальной властью не обладали. Верховный Совет БССР действовал номинально. Все законодательные акты и указы перед принятием проходили экспертизу в ЦК КП (б) Б. Порядок работы сессий, вопросы, выносимые на обсуждение, процедура и ход выборов, кандидатуры кандидатов также согласовывались.

Специфической оставалась роль профсоюзов, комсомола и других общественных организаций, входивших в политическую систему. Часто они занимались несвойственными им функциями, выполняли волю власти и направляли усилия трудящихся на выполнение очередных задач.

Тенденция массовых репрессий имела тенденцию к расширению. Репрессивный аппарат НКВД считал, что все, кто находился во время войны на оккупированной территории и не принимал участия в партизанской борьбе, являются предателями. Поэтому в тюрьмах без всяких на то оснований оказались многие партизанские связные, подпольщики и военнопленные. Произошли повторные аресты лиц, осужденных ранее и уже понесших наказание. Особенно напряженное положение сложилось в Западной Беларуси, где после войны действовали отряды Армии Крайовой и проходила коллективизация. Маховик репрессий был остановлен только после смерти И. Сталина в 1953 году.

Начавшаяся либерализация, а также взятый курс на проведение политики реформ и оздоровление морально-политического климата в стране вызвали большие надежды на скорые перемены в обществе. В республике восстанавливалась социалистическая законность, началась реабилитация жертв культа личности Сталина. Одновременно осуществлялись реформы, направленные на усовершенствование политической системы и демократизацию.

В деятельности Компартии Беларуси, профсоюзов, комсомола углублялась коллегиальность, и предпринимались шаги к привлечению трудящихся к их работе. В 1962 году произошла перестройка общественных и государственных организаций Беларуси по производственному принципу. Но когда выяснилось, что эта реорганизация не принесла положительных результатов, в 1964 г. был восстановлен территориально-производственный принцип их построения. Изменения затронули и органы государственной власти. В 1957 году было принято постановление, направленное на улучшение деятельности Советов в экономике и общественно-политической жизни. В результате Советы получили более широкие права. В практике их работы, особенно после 1961 г., большое значение приобрели многочисленные комиссии, к участию в которых на общественных началах привлекались представители рабочих, крестьянства и интеллигенции.

Большую роль в решении социально-экономических задач и в общественно-политической жизни играло социалистическое соревнование. Провозглашенный переход к строительству коммунизма вызвал подъем творческой активности масс и появление движения за коммунистическое отношение к труду. В 1962 году в нем участвовало 395,5 тыс. человек. Но в соревновании проявились и негативные моменты, особенно когда оно начало выходить за рамки производства и материального интереса. Довольно быстро власти превратили его в решающий фактор общественной жизни и формирования нового человека. Это сдерживало активность людей и порождало настроение безразличия.

Прогрессивные явления в общественно-политической жизни не были продолжительными и закончились тем, что во второй половине 60-х годов усилились консервативные тенденции и на смену “оттепели” пришла эпоха “застоя”. Это стало возможным не столько потому, что произошли изменения в руководстве государством, сколько в результате противоречия между демократизацией и сохранившейся политической системой. Поворот в общественной жизни проявился прежде всего в том, что произошла консервация сформированных за десятилетия форм экономической, государственной и общественно-политической деятельности. Увидев безрезультатность быстрого “скачка в коммунизм”, руководство государства выдвинуло концепцию развитого социализма. Появилось новое положение о том, что начался интенсивный процесс интеграции наций в новую историческую общность - советский народ. Величественный размах приобрели многочисленные идеологические кампании. Но при отсутствии демократических свобод и усилении партийного бюрократизма все это вызывало у народа апатию и пессимизм.

Значительную роль в этом процессе сыграла гласность - в СМИ развернулась небывалая по масштабам полемика об условиях общественной жизни, путях обновления социализма, ускорения экономических реформ. СМИ подготавливали общество к мысли, что судьба и углубление перестройки будут невозможны без реформы политической системы, начавшейся в 1988 году.

Итак, общественно-политическая жизнь в 60-80-х годах определялась всеобщей регламентацией и тотальным контролем, была жестко связана с системой и подчинялась ей. Как только возникала опасность, система включала “защитные механизмы” - начинались массовые репрессии. И только во времена перестройки в республике начали делаться определенные шаги к демократизации общественно-политической жизни.

2.2. Попытка реформирования советской политической системы в период перестройки.

Внешне СССР выглядел могущественным государством (1/6 часть обитаемой суши, 22,4 млн. кв. км; 286,7 млн. жителей по переписи 1989 г.) с достаточно развитой экономикой, огромными природными богатствами и крепкой обороной. На самом деле в стране существовало огромное число проблем, «гордиевых узлов». С каждым годом ухудшались качественные показатели развития экономики. Постоянно падала эффективность от осуществлявшихся капитальных вложений, особенно в сельское хозяйство. Фактически прекратился рост производительности труда. Низким оставалось качество значительной части производственной и бытовой техники, одежды, обуви, других изделий. Негативные тенденции показывала даже официальная статистика.

Таким образом, в первой половине 80-х гг. страна оказалась в глубоком тупике. Также назрела явная проблема власти:(индивидуальные выступления учащихся по историческим персоналиям:Л.И. Брежнева, Ю.В. Андропова, К.У. Черненко, М.С. Горбачева)

Перестройка – период в истории СССР, в ходе которого произошли кардинальные преобразования в жизни советского общества, результатом которых стал отказ от социалистического пути развития и распад СССР. Курс на перестройку был официально объявлен 23 апреля 1985 года на Апрельском 1985г. пленуме ЦК КПСС. Перестройка в СССР тесно связана с деятельностью М.С. Горбачева – профессионального партийного функционера, избранного 11 марта 1985г. Генеральным секретарем ЦК КПСС.

Предпосылки перестройки: перестройка была вызвана грузом социально-экономических и политических проблем, требующих безотлагательного решения. Кроме того, на мероприятия перестройки оказал влияние новый тип либерального руководства в лице Горбачева и его команды. Это были люди, не знавшие обстановки страха и репрессий, более образованные, воспитанные в новых условиях. Изначально четкого плана реформ у руководства не было. Поэтому основной упор на первом этапе был сделан на реформирование экономики страны.

В своем развитии перестройка прошла ряд этапов:

1. 1985-1987гг. – на этом этапе предполагалось реформировать только экономику при сохранении административно-командного социализма. Курс на ускорение социально-экономического развития страны установил Апрельский пленум 1985 г. «Стратегия ускорения» подразумевала следующие мероприятия: развитие научно-технического прогресса; техническое перевооружение машиностроения; активизацию человеческого фактора. XXVII съезд партии, состоявшийся в 1986 г., наметил дальнейшее ускорение социально-экономического развития, и принял «Новую редакцию» Программы партии. Она провозгласила курс на совершенствование социализма.

На данном этапе:

· значительное обновление и омоложение руководителей всех уровней (реальное омоложение кадров: выдвижение ряда современно мыслящих руководителей – Б.Ельцина, Н.Назарбаева, В.Черномырдина, Е.Примакова и др.);

· поиск путей «ускорения»экономического развития (введение хозрасчета на предприятиях, выборы директоров, возрождение кооперации);

· проведение политики гласности – открытом освещении негативных сторон жизни общества (работа с историческим источником:«Из резолюции «О гласности»);

· раскрепощение обстановки в обществе, очищение от ряда изживших себя догм, критическое переосмысление прошлого и настоящего (работа с историческим источником: «Принципы перестройки: революционность мышления и действий»);

· попытки улучшить международные отношения (Например, односторонний запрет ядерных испытаний) (работа с историческим источником:«Из книги Горбачева «Перестройка и новое мышление для нашей страны и всего мира»).

В то же время на первом этапе перестройки был допущен ряд серьезных ошибок:

· отсутствие четкого плана преобразований, «стихийность перестройки»;

· выдвижение заведомо невыполнимых планов;

· непоследовательность в проведении реформ;

· чрезмерноеочернение исторического прошлого, подрыв моральных ценностей;

· пренебрежение национальным интересам в угоду западным странам.

2. На втором этапе преобразований - 1988-1989 гг. – ставилась задача демократизировать политическое и экономическое устройство общества, духовную жизнь. В результате предполагалось создать «демократическую модель» социализма, так называемый «социализм с человеческим лицом».

Намеченная программа демократических реформ явилась результатом работы январского и июньского Пленумов ЦК, XIX Всесоюзной партийной конференции (июнь-июль 1988 г.), и была самой мощной и радикальной со времен НЭПа. Ее основу составили следующие мероприятия:

 

· расширение границ самостоятельности предприятий;

· их перевод на хозрасчет и самофинансирование;

· наделение трудовых коллективов широкими правами;

· развитие кооперации.

В области политики – расширение полновластия Советов; формирование механизмов гражданского и правового государства.

С самого начала очередные «реформаторы» столкнулись с двумя проблемами. Во-первых, большинство нововведений «спускалось на тормозах» местным большим и малым начальством, которое бодро докладывало о выполнении, но мало что делало на практике. Во-вторых, появились обстоятельства, осложнявшие реформы: в апреле 1986 г. произошла авария на Чернобыльской атомной станции. Началось падение цен на энергоносители на международной арене.

В стране стало формироваться общественное мнение. Такая возможность впервые появилась в 1989 г., когда прошли выборы народных депутатов СССР. Впервые выдвигалось несколько кандидатур, а не одна - единственная, как раньше. Во время Первого съезда народных депутатов СССР в мае-июне 1989 г. критическое состояние советского общества выявилось в полной мере, началась борьба между блоком коммунистов и блоком демократов. Эта борьба продолжилась и в избранном Съездом Верховном Совете СССР, который наподобие западных парламентов стал работать на постоянной основе. После упорной борьбы из Конституции СССР 1977 г. была исключена статья 6 о руководящей и направляющей роли КПСС в обществе, после чего в стране быстро возродилась многопартийность.В марте 1990 г. после еще одного изменения Конституции первым Президентом СССР Съезд народных депутатов СССР избрал Горбачева М. С.

Реорганизация верховной советской власти не привела к успокоению политических страстей. Демократическая оппозиция максимально использовала всеобщее недовольство концентрацией огромных ресурсов в руках московского Центра, привилегиями номенклатурной касты, ухудшающимся материальным положением.

3. На третьем этапе реформ -1990-1991 гг. – намечалось соединить полюсы социализма с достижениями западной политической демократии и рыночной системы хозяйствования, создав тем самым «рыночную модель социализма».

В альтернативах перестройки выступали три политических лагеря:

1. консервативный(представляли ортодоксальные коммунисты – Е.К. Лигачев и др.) – его сторонники выступали против дальнейших реформ, за свертывание перестройки;

2. центристский (во главе с Горбачевым) – отстаивал продолжение реформ в рамках советской системы;

3. либерально-демократический (представляли радикальные демократы – Б.Н. Ельцин) - требовали перестройки радикальными средствами вплоть до отхода от социалистической модели к буржуазно-либеральной.

В КПСС назрели явные проблемы и противоречия: (работа с историческим источником:«Заявление народных депутатов СССР – членов межрегиональной группы»).

Со временем демократы все больше и больше завоевывали симпатии масс и начали оспаривать у КПСС и Горбачева лидерство в реформаторском процессе.

В стране фактически сложилось двоевластие: руководству КПСС и СССР во главе с Горбачевым противостояло руководство России во главе с Ельциным, против сильного общесоюзного Центра выступали лидеры национальных окраин, стали требовать большей самостоятельности национальные республики, края и области в России. Противостояние властей парализовало всякие реформы. Перестройка превратилась из процесса реформирования страны в борьбу политических и национальных движений против диктата КПСС и империи СССР, в личную борьбу за власть между Горбачевым и Ельциным.

Задуманная в целях укрепления социализма перестройка привела к прямо противоположному результату. В ходе экономических реформ был нарушен планово-распределительный механизм социалистической экономики, что привело к спаду производства, скрытой инфляции, жестокому товарному дефициту, снижению жизненного уровня населения.

Демократизация подорвала государственно-политическую систему социализма: КПСС потеряла свое монопольное положение единственной и правящей партии, ее авторитет в обществе упал, а реальная власть перешла от партийных органов к директорам предприятий и новым государственным структурам. Ослабление центральной власти привело к расшатыванию многонационального государства - СССР, межнациональным конфликтам.

Победа демократических общественных сил, возглавленных Верховным Советом РСФСР и новым президентом России Б.Н. Ельциным, над путчистами в августе 1991 г. означала перерастание перестройки в национально-демократическую революцию, сокрушившую КПСС, развалившую империю СССР, разрушившую социалистический строй. Идеалами этой революции, вдохновлявшими массы людей, были традиционные ценности западного мира: рыночная, экономика, политическая демократия, духовная свобода.

 

4. Образование, наука и культура БССР в послевоенный период: достижения и проблемы. Государственная религиозная политика и становление конфессий.

4.1. Образование, наука и культура БССР в послевоенный период: достижения и проблемы.

 

В 1958 г. было положено начало школьной реформе. Она предусматривала осуществление политехнического обучения и трудового воспитания. Семилетние школы преобразовывались в восьмилетние, средние – в общеобразовательные одиннадцатилетние с производственным обучением. Однако эти преобразования не привели к желаемым результатам. Поэтому с 1964 г. школы вновь были переведены на десятилетний срок обучения. С начала 70-х гг. начался переход ко всеобщему среднему образованию. Тогда же на подготовку квалифицированных рабочих со средним образованием перешли профтехучилища республики. Если в 1965 г. среднее образование получили 50 тыс. человек, то в 1985 г. – около 170 тыс. В 1975 г. работало более 100 школ – интернатов, где обучались дети, оставшиеся без родителей, или дети из малообеспеченных семей. 65% учителей имело высшее образование.

Дальнейшее развитие получило высшее и среднеспециальное образование. За 1960-1985 гг. количество средних специальных заведений увеличилось с 102 до 139, а учащихся в них – с 62,6 тыс. до 160 тыс. Если в 1962 г. в 24 высших учебных заведениях обучалось 59 тыс. студентов, то в 1985 г. в 33 вузах обучалось 182 тыс. студентов. За эти годы были открыты новые учебные заведения: Минский радиотехнический институт (1964), Витебский технологический институт легкой промышленности (1965), Брестский инженерно-строительный институт (1966), Минский институт культуры (1975) и др. В 1969 г. на базе Гомельского педагогического института был создан Гомельский государственный университет. В 1977 г. Гродненский педагогический институт был преобразован в Гродненский государственный университет. Центром университетского образования оставался Белорусский государственный университет. В 80-е гг. на его факультетах училось около 15 тысяч студентов.

Значительные изменения произошли в развитии науки БССР. За 1956-1985 гг. увеличилась сеть научных учреждений. Их количество увеличилось с 76 до 167. Ведущая роль среди них принадлежала Академии наук БССР. Научные учреждения стали действовать в Гомеле, Могилеве, Гродно, Витебске. Количество ученых БССР с 1965 г. по 1985 г. увеличилось на 65% и составило более 42 тысяч человек, в их числе 13 тысяч кандидатов и более 1 тысячи докторов наук. По ряду направлений науки ученые республики занимали лидирующие позиции в СССР, в частности, в порошковой металлургии, технической кибернетике, физике атомных реакторов. В 1965–1985 гг. ученые Беларуси получили 26 Государственных премий СССР, 57 Государственных премий БССР. Международное признание получили академики Н.Ф. Ермоленко, Б.В. Ерофеев, В.С. Комаров, Г.И. Горецкий, К.И. Лукашев и др.

Критическое переосмысление сложных проблем истории и современности в период “оттепели” содействовало появлению новой плеяды литераторов – А. Адамовича, В. Быкова, Р. Бородулина, В. Короткевича, И. Науменко, И. Чигринова, Н. Гилевича и др. В военной прозе главной становится тема человека на войне. Всеобщее признание получили произведения В. Быкова “Альпийская баллада”, “Журавлиный крик”, “Третья ракета” и др. Известными стали романы И. Шамякина “Сердце на ладони”, “Возьму твою боль” и др. В 1981 г. ему было присвоено звание Героя Социалистического труда. Историческая тема нашла свое отражение в произведениях В. Короткевича “Дикая охота короля Стаха”, “Черный замок Ольшанский” и др. В 70-е – первой половине 80-х гг., в белорусскую литературу пришло новое поколение: А. Дударев, С. Законников, В. Некляев и др.

Новыми произведениями обогатилось театральное искусство. На сценах театров с успехом шли пьесы А. Макаенка “Лявониха на орбите”, “Извините, пожалуйста”, И. Мележа “Люди на болоте”, А. Адамовича “Война под крышами”, И. Чигринова “Плач перепелки”, А. Дударева “Порог” и “Вечер”. В 1987 г. в БССР работало 19 театров, в том числе 2 музыкальных, 11 драматических, 6 кукольных.

Отображение современной жизни занимало значительное место в творчестве многих художников. Такими являются картины И. Стасевича “Шахтеры Солигорска”, М. Савицкого “Хлеб”, Г. Ващенки “Август”. Тема Великой Отечественной войны отражена на полотнах Л. Щемелева “Генерал Доватор”, М. Савицкого “Партизанская Мадонна”, “Витебские ворота”, “Поле” и др.

Определенных успехов достигли кинематографисты Беларуси. Историко-революционной теме посвящены фильмы кинорежиссера В. Корж-Саблина “Первые испытания”, “Москва - Генуя”, “Крушение империи”. Популярностью у зрителей пользовались фильмы “Альпийская баллада”, “Отец”, “Полонез Огинского” и др.

На ниве музыкальной культуры плодотворно работали А. Богатырев, Е. Глебов, Ю. Семеняко, Д. Смольский, В. Оловников, И. Лученок, Э. Ханок и др. Теме современности посвящены оперы “Колючая роза и “Когда опадает листва” Ю. Семеняки, “Тропою жизни” Г. Вагнера, “Алеся” Е. Тикоцкого. Большую роль в популяризации музыки сыграли ансамбли “Песняры”, “Верасы”, “Сябры”, вокально-хореографический ансамбль “Хорошки”.

В настоящее время всем известны мемориальные комплексы “Хатынь (открыт в 1969 г.), “Брестская крепость-герой”, Курган Славы под Минском.

Дальнейшее развитие в Беларуси получила сеть культурно-просветительных учреждений. В 1985 г. в республике было 64 культурных комплекса, более 6 300 клубов, около 7 тысяч библиотек, 28 парков культуры и отдыха, 76 музеев. Важную роль в культурном воспитании трудящихся играла художественная самодеятельность.

Достижения белорусского народа в развитии образования, науки и культуры во второй половине 50-х – первой половине 80-х гг. были значительны.

4.2. Государственная религиозная политика и становление конфессий.

Под "конфессиональной политикой" понимается:

1)комплекс стратегий и шагов светского государства по отношению к различным конфессиям, находящимся в равном поло­жении, направленный на урегулирование отношений между ними, между ними и государством, а также между религиозной и нерелигиозной частями общества в целом;

2)политические меры по обеспечению прав и свобод граж­дан на исповедание любой религии или неисповедание никакой;

3)сознательная деятельность государства, его аппарата с целью достижения желаемых результатов в религиозной сфере власт­ными инструментами.

Сфера конфессиональной политики включает политику государ­ства в отношении религиозных организаций, политическую активность религиозных организаций и участие общества в развитии отношений государства и религиозных организаций.

Статус религиозных организа­ций близок к статусу общественных организаций. Со стороны государ­ства религиозные организации получают разнообразную поддержку. Одновременно государство осуществляет контроль за их деятельностью. Создается новая модель политики по отношению к религии, включающая три элемента: а) теоретико-идеологическое обоснование; б) юридический базис; в) специальные органы, предназна­ченные обеспечивать связь между государственными структурами и религиозными организациями. Эта модель дает наиболее полное пред­ставление о характере государственно-конфессиональных отношений и статусе отдельных конфессий. Изменения в сфере религии и государственно-конфессиональных отношений нашли отражение в законодательстве. В 1992 году в Рес­публике Беларусь был принят демократический закон "О свободе веро­исповеданий и религиозных организациях", сыгравший свою роль в правовом обеспечении новых отношений между государством и рели­гиозными организациями. Вместе с тем этот закон был принят без серьезной теоретической подготовки, которой объективно не могло быть, учитывая долгие годы научного и законодательного забвения по отно­шению к религиозным институтам.С принятием Конституции Республики Беларусь 1994 года (с измене­ниями и дополнениями), а в 1998 году Гражданского кодекса Республи­ки Беларусь, ряд положений закона Республики Беларусь "О свободе вероисповеданий и религиозных организациях" (1992) вошли с ними в противоречие. Необходимо было реформировать этот закон в соответствии с современной законодательной системой и практикой. Наряду с позитивными переменами в религиозной среде нарастали негативные процессы, связанные с политизацией религиозных организа­ций, посягательством на личность, права и здоровье граждан. Пользуясь несовершенством закона, под видом религиозных организаций стали создаваться и регистрироваться псевдорелигиозные организации, зани­мающиеся коммерческой деятельностью, доставкой и перепродажей гу­манитарной помощи, целительством, различными единоборствами. Закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О свободе вероисповеданий и религиозных организациях" (далее - закон) был принят 27.06.2002 г. Палатой представителей На­ционального собрания Республики Беларусь. Одобрен Советом Респуб­лики 2 октября 2002 года. 31 октября 2002 года он подписан Президен­том Республики Беларусь. Данный правовой акт легализует законодательным путем бело­русский религиозный плюрализм и одновременно упорядочивает дея­тельность религиозных организаций. На государстве лежит обязанность обеспечить, прежде всего, право­вой статус личности по отношению к религии, т.е. обеспечить право личности на свободный выбор вероисповедания и свободное отправле­ние религиозного культа. Государство должно не­укоснительно обеспечить юридическое равенство религий и рели­гиозных организаций перед законом. У государства есть право выбирать себе партнеров для сотрудничества среди религиозных организаций с учетом их роли в формировании культуры страны. Конфессиональная политика нашего государства должна быть на­правлена на поддержание традиций толерантности в межконфессио­нальных отношениях. Но при этом надо учитывать, что Православие является генетически первичной христианской конфессией, было и остается ведущим вероисповеданием в республике. Государство не возлагает на рели­гиозные организации выполнения каких-либо государственных функ­ций, не вмешивается в деятельность религиозных организаций, если она не противоречит законодательству Республики Беларусь. В учреждениях образования не допускаются создание и анонимная или иная деятельность религиозных организаций, проти­воречащая законодательству. Создание у нас республиканского органа государственного управле­ния по делам религий - беспрецедентное явление в истории взаимоот­ношений между религиозными организациями и белорусским госу­дарством. Среди функций этого органа можно назвать: координационные, кон­сультативные, информационно-аналитические, методические, конт­рольные (причем контроль должен осуществляться как за соблюдени­ем законодательства о свободе совести, так и за уставной деятельнос­тью религиозных организаций), а также необходимость повышения уровня религиоведческой и правовой подготовки специалистов, работа­ющих в области государственно-религиозных отношений.

 

 

Список литературы:

1. Чигринов, П. Г. История Беларуси с древности до наших дней: учебное пособие/ П. Г. Чигринов. – Мн.: Книжный Дом, 2004. – 672 с.

2. Вонсович, Л. В. Белорусоведение: учебное пособие/ Л. В. Вонсович. – Мн.: Тетра Системс, 2005. – 224 с.

3. Ковкель, И. И., Ярмусик, Э. С. История Беларуси: с древнейших времен до нашего времени /И. И. Ковкель, Э. С. Ярмусик. - Мн.: Аверсэв, 2005. – 605 с.

4. Мельник, В. А. Основы идеологии белорусского государства: учебное пособие / В. А. Мельник. – Мн.: Выш. шк., 2013. – 343 с.

5. Основы идеологии белорусского государства: конспект лекций / И.И. Екадумова, И.А. Кузнецова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Минск: ТетраСистемс, 2010.

6. Новик, Е. К. История Беларуси. С древнейших времен до 2010 г.: учебное пособие/ Е. К. Новик. - Мн,: Выш. шк., 2011. – 526 с.

7. Идеология белорусского государства: теоретические и практические аспекты / Е.М. Бабосов. - 2-е изд. - Минск: Амалфея, 2009.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 374.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...