Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Управляемая самостоятельная работа по дисциплине «История Беларуси»




Тема: «Социально-экономическая модернизация в Беларуси         (1861- начало ΧΧ в.)»

 

Выполнила:
Студентка группы БА-11
Факультет Права и Экономики
Редько Елизавета Викторовна

Проверил:
Литвинский Александр Владимирович

 

Барановичи 2017

СОДЕРЖАНИЕ

 

Социально-экономическая модернизация в Беларуси (1861- начало ΧΧ в.)

1.Отмена крепостного права

2. Реформы 60-70 гг. XIX в., особенности их проведения в Беларуси

3. Промышленный переворот в Беларуси

4. Столыпинская аграрная реформа в Беларуси

Список литературы

 

 

ТЕМА: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ В БЕЛАРУСИ (1861- НАЧАЛО ΧΧ в.)

1. Отмена крепостного права

В середине XIX в. Беларусь оставалась аграрным регионом, большинство жителей которого — крестьяне (помещичьи и государственные)— были заняты сельскохозяйственным производством. Ключевой фигурой в социально-экономической сфере являлся помещик-дворянин — основной собственник земли и крестьян. Феодальные отношения препятствовали развитию капитализма и, в то же время, уже исчерпали все ресурсы для своего собственного развития. Крестьяне уже не могли обеспечить нормальные условия для самовоспроизводства, выполнять повинности в пользу государства и своих владельцев. Значительная часть помещичьих хозяйств испытывала кризисные явления, была нерентабельной, не отвечала требованиям времени и своих хозяев. Стремление повысить доходность путем усиления феодальной эксплуатации крестьянства наталкивалось на их сопротивление. В империи сложилась грозящая социальным взрывом ситуация, на которую в западных губерниях государства накладывались острые национальные и религиозные противоречия. Российские власти осознали критичность ситуации и решили встать на путь реформ. В начале 1857 г. был создан Секретный комитет по обсуждению мер по устройству быта помещичьих крестьян, работа которого тормозилась приверженцами крепостничества. Инициаторы реформ решили обеспечить себе общественную поддержку. Через Виленского генерал-губернатора В.И. Назимова была инициирована в сентябре 1857 г. подача помещиками Виленской, Гродненской и Ковенской губерний императору Александру II адресов, где выражалась готовность освободить своих крестьян, но без земли. Эта активность помещиков западных губерний объясняется следующими причинами: большой втянутостью помещиков региона в рыночные отношения; их осведомленность о ситуации там, где крепостное право было отменено ранее (Прибалтика, Польша, Пруссия); помещики западнороссийских губерний находились под прессом введения инвентарных правил, ограничивающих их всевластие в отношении крестьян. При этом нельзя, видимо, отрицать и гуманистические побуждения у ряда помещиков. Инициатива была одобрена верховной властью; 20 ноября 1857 г. Александр II издал рескрипт, в котором объявлялось о подготовке крестьянской реформы — первый гласный документ в этой области. В нем предусматривалось личное освобождение крестьян и предоставление им земельного надела. Таким образом, правительство шло на более значительные уступки крепостным крестьянам по сравнению с предложенными помещиками. В губерниях специально созданные дворянские комитеты занялись составлением проектов «Об устройстве быта местных помещичьих крестьян», которые направлялись в Главный комитет по крестьянскому делу (бывший Секретный), где обобщались и редактировались. Большинство помещиков Беларуси высказалось за личное освобождение крестьян при сохранении своих прав на землю. В конце 50-х гг. XIX в. активизировалось крестьянское движение, этому способствовали распространившиеся слухи о намечавшейся реформе. В 1858-1860 гг. на Беларуси учтено 42 крестьянских волнения, из которых 11 усмирены с помощью солдат и полиции. В этом движении участвовали преимущественно крепостные крестьяне, которые отказывались от выполнения феодальных повинностей, противодействовали уменьшению своих наделов, самовольно рубили лес, подавали коллективные жалобы, поджигали помещичьи имения, расправлялись с помещиками и их администрацией. Специфической формой борьбы явилось «трезвенное движение», объективно направленное против помещиков — основных производителей спиртных напитков и владельцев питейных заведений. Массовое крестьянское движение способствовало ускорению реформы и ее проведению на более приемлемых для крестьян условиях. 19 февраля 1861 г. Александр I подписал Манифест и «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». В Манифесте реформа объявлялась актом величайшей справедливости и добровольным самопожертвованием благородного дворянства. В «Положениях» излагались руководящие принципы реформы и конкретный план реформирования. Решение крестьянского вопроса виделось правительством в «полюбовных» соглашениях между помещиками и крестьянами, при недостижении их вступали в действие предусмотренные властью нормы. Объявлялась личная и хозяйственная свобода крестьян: их нельзя было продавать, дарить, они получали свободу вступать в брак, вести судебные дела, беспрепятственно заниматься хозяйственной деятельностью. Помещики сохраняли полное право собственности на землю, но часть ее должны были предоставить для крестьянского пользования, а за это крестьяне обязывались выполнять барщинные или оброчные повинности. Такой переходный период (временнообязанные отношения) действовал до выкупа земли крестьянами (не ранее, чем через 9 лет), после этого крестьяне превращались в собственников. Двухгодичный срок отводился на составление «уставных грамот» — документов, определяющих взаимоотношения между помещиками и крестьянами в каждом имении.

Учреждались специальные институты (мировые посредники, съезды мировых посредников и т.д.) для урегулирования спорных моментов между помещиками и крестьянами. Доминирующая роль в проведении реформы отводилась помещикам, крестьяне по отношению к ним находились в подчиненном положении. Учитывая традиционно сложившиеся системы крестьянского землепользования (общинное и подворное), на Беларуси были применены два «Положения»: одно для Витебской и Могилевской, другое для Виленской, Гродненской и Минской губерний. В Витебской и Могилевской губерниях размеры предоставляемых крестьянам наделов составляли: высший — от 4 до 5,5 десятин, низший — 1/3 высшего. Теоретически предусматривалось, что крестьяне должны были получить то количество земли, которым они пользовались до реформы. Если размер надела превышал высшую норму, то помещик имел право «отрезать излишек» в свою пользу (отрезки). Сохранялась круговая порука, что гарантировало помещикам исправное выполнение крестьянами повинностей в пользу помещиков. В Виленской, Гродненской и Минской губерниях в крестьянское пользование передавалась та земля, которой они пользовались до 1861 г. согласно инвентарям. В том случае, если у крестьян земли было больше, чем указано в инвентаре, или у помещика оставалось менее 1/3 части удобных для земледелия земель, последний получал право отрезать в свою пользу 1/6 крестьянской земли. Повинности устанавливались на уровне инвентарных норм и выполнялись индивидуально. Земля оставалась крестьянской собственностью в результате выкупа. Выкупная сумма определялась таким образом, чтобы помещики получали ежегодный доход, равный размерам прежнего годового оброка. Выкуп являлся фактически не только выкупом земли, но и выкупом личности крестьянина. У абсолютного большинства крестьян не было средств на выкуп земли, и посредником выступало государство: предоставляло крестьянину ссуду — 80% выкупной суммы сроком на 49 лет, а 20% платил сам крестьянин. Реформа обманула ожидания крестьян, которые различными способами выражали свое возмущение. В течение 1861 г. отмечено 379 крестьянских выступлений, в 125 случаях для их усмирения использовалась вооруженная сила. Крестьяне саботировали подписание уставных грамот, отказывались выполнять повинности. Пик крестьянского недовольства приходится на первую половину 1861 г., после чего властям с помощью репрессий удалось погасить накал крестьянских выступлений. Реформа 1861 г. — рубеж между двумя эпохами:*феодальной и капиталистической. Огромная масса людей получила гражданские права (пусть и урезанные). Реформа способствовала более быстрому развитию капиталистических отношений, создавала условия для дальнейшего развития как помещичьих, так и крестьянских хозяйств. Вместе с тем реформа не устранила все феодальные институты, среди которых важнейшим являлось помещичье землевладение. Выбранный путь реформирования на тот момент, видимо, был единственным приемлемым для государства, но определил крайне медленный и болезненный путь развития капитализма в белорусской деревне. В 60-80-е гг. XIX в. были разрешены проблемы землевладения государственных крестьян и других немногочисленных категорий сельского населения, но не бывших крепостных. Александр 11. Российский император (1855-1881). С его именем связаны многочисленные реформы, создавшие условия для капиталистического развития страны. Политический курс характеризуется непоследовательностью и колебаниями. Назимов В.И. Виленский генерал-губернатор в 1855-1863 гг., особа приближенная к Александру II. Оказал ему содействие при проведении отмены крепостного права, инициировал подачу дворянством западных губерний адресов императору с пожеланиями освобождения крепостных крестьян. Уставные грамоты. Документы, которыми определялись отношения временнообязанных крестьян с помещиками в ходе крестьянской реформы 1861 г. Временнообязанные крестьяне. Бывшие помещичьи крестьяне, которые согласно реформе 1861 г. освобождены от крепостного права, но до определенного срока обязаны выполнять феодальные повинности в пользу помещиков. На территории Беларуси временнообязанное состояние было отменено в 1863 г., а вообще в Российской империи — в 1881 г. Отрезки. Земли, отнятые помещиками у крестьян во время реформы 1861 г. В результате крестьянских волнений и национально- освободительного восстания 1863-1864 гг в Беларуси значительная часть отрезков была возвращена крестьянам. Трезвенное движение. Развернулось в конце 1858-1859 г в Беларуси, Литве и внутренних губерниях Российской империи; массовое народное движение, направленное против существовавшей системы продажи крепких напитков, которая в глазах крестьянства была естественным дополнением крепостного права. Крестьяне созывали сходы и выносили мирские приговоры об отказе покупать вино, принятые решения закреплялись торжественными клятвами и суровыми наказаниями отступников.

 

2. Реформы 60-70 гг. XIX в., особенности их проведения в Беларуси

Логическим продолжением отмены крепостного права стало проведение царским правительством буржуазных реформ – военная, земская, судебная, городская, учебная, печати, которые в определённой степени способствовали реформированию феодальной структуры общества.

Однако в Белоруссии наблюдались существенные особенности, вызванные восстанием 1863 – 1864 г.:

1. земская реформа, вводившая в губерниях и уездах выборные органы местного самоуправления, на западные губернии не распространялись по причине политического недоверия властей к местным польским помещикам, составляющих около 80% всех землевладельцев (земства ввели в Белоруссии только в 1911 г.);

2. в крае был установлен режим исключительных законов (до 1879 г.), существенно ограничивший гражданские и имущественные права населения, прежде всего католического и еврейского;

3. всячески проводилась политика насаждения российского дворянского землевладения и чиновничества с целью русификации края;

4. позже, чем в России, начались судебная и городская реформы. Городское самоуправление осуществлялось на основе имущественного ценза, ограничивалось представительство еврейского населения (а они большинство в городах);

5. мировые судьи из-за отсутствия земли назначали министром юстиции и т.д.

Буржуазное направление реформ в Белоруссии было более ограниченным, чем в Центральной России. С целью русификации здесь был фактически установлен режим исключительных законов. Это прежде всего ограничительные меры правительства в области землевладения и землепользования, принятые во время и после подавления восстания 1863 года и направленные преимущественно против католиков, евреев и иностранных подданных. Они привели к относительному понижению ценности земли, препятствовали ее свободной купле-продаже, способствовали сохранению дворянского землевладения в белорусских губерниях. Та часть общества, которая ратовала за переход к европейской демократии, была недовольна умеренностью и непоследовательностью реформ, их скромными результатами. Другая, консервативная, была напугана нововведениями. Реформы 60-70 годов изменили социально-экономические основы страны, явились вторым (первый – эпоха Петра I для России) принципиальным шагом для империи в целом по пути европеизации. В Белоруссии начинается процесс формирования индустриального общества. Однако российские реформы не были доведены до своего логического завершения - введения конституционного строя. На то три важнейшие причины. Первая - трагическая гибель Александра II. Вторая - ограниченность реформистского потенциала общества. Третья - не изжито до конца крепостничество во всем его обличии, не пройдена его стадия тотального кризиса. В результате периода контрреформ к прежним противоречиям (между формировавшимся индустриальным обществом и остатками традиционно-феодального) добавились новые (уже в рамках растущего капиталистического).

После убийства Александра II разгорелась острая борьба между либералами - сторонниками реформ - и консерваторами, охраняющими патриархальные традиции. Новый царь – Александр III - стал на сторону консерваторов.

Русификация края совпала с периодом отката реформ (контрреформы 80-х – 90-х годов), когда наблюдался возврат к старому (особенно в политической области) – укреплению сословий строя и самодержавия. Всё это затянуло процесс модернизации страны особенно в национальных рамках.

Начался откат от реформ. Постепенный возврат к старому, укрепление сословного строя и самодержавия составляло суть внутренней политики Александра III. Либерально настроенные чиновники были удалены из государственного аппарата. Однако полного свертывания реформ провести уже было невозможно. Реформы продолжались, но их характер и механизм реализации были иными. Если при Александре II реформы осуществлялись комплексно, во всех сферах сразу, то Александр III, опасаясь террора и революционных выступлений, шел другим путем. Он приостановил реформирование политической сферы, пытаясь вернуться назад. Была вновь ограничена демократия. Выборные органы местного самоуправления были поставлены под контроль чиновников. Вновь была введена цензура, отменена автономия университетов. По циркуляру 1887 года в гимназии было запрещено принимать детей простого народа. Была предпринята попытка ликвидировать элементы разделения властей; ограничивалась деятельность присяжных. Если реформы 60-70 годов проходили под знаком сближения прав различных сословий, то политика 80-90 годов в этой области была направлена на сохранение сословной замкнутости российского общества. 80-е годы стали временем строгого полицейского надзора за населением. Но это не ликвидировало того продвижения к европейской цивилизации, которое произошло в 60-70 годах. Более того, в социально-экономической области реформы продолжались.

Таким образом, реформирование шло по пути неприкосновенности самодержавного строя, но активного расширения рыночных отношений в экономике, которые обуславливали промышленный подъем в 90-е годы XIX века и переход к индустриализации империи, в том числе и промышленный рост на Белоруссии.

 

3. Промышленный переворот в Беларуси

Промышленность Беларуси после реформы 1861 г. развивалась в тесной связи с общероссийской, но имела и свои особенности. Характерной чертой промышленного развития Беларуси во второй половине XIX в. вместе с относительно быстрым ростом фабричной индустрии было расширение мелкотоварного производства и мануфактур, преимущественно небольших фабрично-заводских предприятий. В 1860-е гг. в промышленности Беларуси преобладали мелкие предприятия ремесленно-кустарного типа и мануфактуры. Большинство мелкотоварных предприятий занималось переработкой местного сырья: дерева, глины, кожи, шерсти и льна. Они концентрировались в городах и многочисленных местечках. К концу века наблюдался количественный рост мелких предприятий и увеличивался объем их продукции, в конце 1880-х гг. составлявший 37,8 % от всей промышленности Беларуси. После 1861 г. развивалось мануфактурное производство. В конце XIX в. мануфактуры преобладали в кожевенном, гончарном, кирпичном, суконном, стекольном и табачном производстве и давали 15,4 % валовой промышленной продукции Беларуси. Несмотря на большую долю мелкотоварного и мануфактурного производства, на протяжении второй половины XIX в. в промышленности Беларуси шел процесс перехода от ручного труда к машинному. Кустарные предприятия и мануфактуры постепенно вытеснялись капиталистическими фабриками. Если в 1860 г. в Беларуси действовало только 76 фабрично-заводских предприятий, то в 1900 г. их было уже 1137. В конце XIX в. фабрично-заводская промышленность давала 46,8 % валового продукта. Беларусь значительно отставала от общероссийских показателей по уровню концентрации производства. Мелкие предприятия (до 50 рабочих) составляли здесь 85,5 % от общего количества фабрик и заводов. Если предприятия, имевшие более 500 рабочих, в российской промышленности составляли 3,5 %, то в белорусской — только 1,2 %. Средний размер предприятий Беларуси был в 2,3 раза меньше, чем вообще по России. Промышленность Беларуси после реформы 1861 г. развивалась неравномерно. Если в первые два десятилетия удельный вес всех предприятий Беларуси, возникших в это время, составлял 18,5 %, а в России — 23,4 %, то в 1880—1890-е гг. на территории Беларуси было введено в действие фабрично-заводских предприятий в 4 раза больше, чем за предыдущие 20 лет (в России — только в 2,6 раза).

 

4. Столыпинская аграрная реформа в Беларуси

Причины аграрной реформы:

1. реформа 1861 г. не привела к решению аграрного вопроса, что способствовало назревания и развитию первой российской революции;

2. хозяйство крестьян оставалась отсталой;

3. внутренний рынок оставался ограниченным.

Столыпинская аграрная реформа - буржуазная реформа крестьянского надельного землевладения в России в 1906 - 1907 г. Реформа получила имя тогдашнего министра внутренних дел, председателя Совета Министров Петра Столыпина, одного из ее авторов, инициаторов и руководителей. Революция 1905 - 1907 ГГ. не решило аграрного вопроса, не уничтожило помещичьего землевладения и других пережитков крепостничества. Тем самым сохранялись основания для новой революции.

Цели реформы:

1. обеспечить условия быстрого развития экономики страны;

2. разбить всеобще-славянский фронт против помещиков, расколоть деревню, ускорить создание класса сельской буржуазии из числа зажиточного крестьянства, привлечь его на сторону царского правительства и таким образом поставить преграду на пути революционного движения.

Средства достижения целей реформы:

1. Разрушение крестьянской общины и передача земли в личную крестьянскую собственность.

2. Создание хуторов и отруб
хутор - обособленная крестьянская усадьба на земельном участке индивидуального владения.

отруб - земельный участок, выделенный из общинного земли в единоличную крестьянскую имущество без переноса усадьбы.

3. Переселение безземельных и малоземельных крестьян в Сибирь и другие окраинные районы империи.

Все эти меры означали переход от прусской к американской модели землепользования.

В Беларуси был создан специальный фонд для русских переселенцев. Им разрешали ипомогали покупать землю в Беларуси. За 10 лет реформы в пяти западных губерниях было создано 12,8 тыс.хутаров. Одновременно проводилась переселенческая политика. Так, за 1906 - 1914 ГГ. из пяти западных губерний переселилось 368 тыс. человек, около 11% из них вернулась обратно. Реформа помогла росту сельскохозяйственного производства. К 1913 Беларусь стала крупнейшим районом выращивания картофеля. Возросли посевы льна, зерновых культур. Помещичьи и кулацкие хозяйства вовлекались в торгово-рыночные отношения. В западных губерниях П. Столыпин стремился поднять политическую роль зажиточного крестьянства в системе местных органов управления, для чего были созданы земства, открытый мастерские, сельскохозяйственные кружки. Деятельность земств была направлена в первую очередь на удовлетворение владельческий интересов зажиточного крестьянства и помещиков.

По мнению Столыпина реформа в Беларуси должна была ослабить и вытеснить крупных землевладельцев польского происхождения. Для этого он и выборы в земства рассчитывал проводить по национальному признаку с различным подходом к полякам и русским. Классовая позиция крупных землевладельцев проявилась сразу: они объединились против Столыпина.

Столыпинская реформа была органически связана с реформой 1861 и являлась ее продолжением, вторым шагом на пути преобразования самодержавной России в буржуазную монархию. Она усилила деревенскую буржуазию, расширило возможности для развития капитализма в сельском хозяйстве, но так и не решила аграрного вопроса, не смогла предотвратить назревание новой буржуазно-демократической революции. Столыпинская аграрная реформа была остановлена первой мировой войной и затем установлением советской власти.

 

Список литературы:

1. «История Беларуси в двух частях» под редакцией Я.К. Новика и Г.С. Марцуля. Часть 2. Мн., «Университетское» 1998г.

2. История Беларуси. Аграрная реформа. [Электронный ресурс]. Режим доступа http://mirznanii.com. – Дата доступа 30.10.17г. 

3. Экономическая история Беларуси. [Электронный ресурс]. Режим доступа http://mirznanii.com. – Дата доступа 30.10.17г. 

4. «Очерки истории Беларуси» П.Г. Чигринов. Мн., 2007г.

5. «Экономическая история Беларуси» под ред. В.И. Голубовича. Мн. «Экоперспектива» 2001г.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 209.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...