Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Средневекового европейского общества
Отличительной чертой этого общества была глубокая религиозность: люди искренне верили в Бога, регулярно ходили в церковь. Христианская церковь стала государственной при римском императоре Константине в 330 г. К 476 г. христианство распространилось по всей территории Империи. Была создана церковная организация: территория Империи была разделена на религиозные области во главе с епископами. Во главе Церкви был патриарх, а Церковь находилась в подчинении у импе-раторов. В V в. пала Западная Римская Империя, и западная Церковь оказалась в тяжёлом положении. Варвары уничтожали церкви и монастыри. В этих условиях епископ Рима (папа римский) стал претендовать на роль главы Западной церкви. В VI в. Западную Церковь поддержал правитель Франк-ского государства Хлодвиг. В IV- VIII веках патриарх константинопольский формально назначал епис-копов Западной церкви. В IV- VIII веках ещё собирались общие Вселенские Соборы. В VI-VIII веках и Рим, и Константинополь распространяли христианство в Европе. Франки (германцы) приняли христианство по западному образцу. Объектом ожесточенной борьбы стали славяне. Чехи, поляки, хорваты приняли христианство по западному образцу; болгары, сербы, жители Руси - по восточному образцу. В VIII в. папы римские нашли покровительство у правителей Франкского государства и оказались у них в зависимости. К этому времени ослабла и Византия (из-за иконоборчества). В VIII в. произошел фактический разрыв христианской церкви на Западную и Восточную. Папы римские осудили иконоборческую политику императоров Византии. В IX в. Франкское государство пало, в X в. папы римские нашли себе защи-щиту в лице Священной Римской Империи. Они хотели использовать ее для борьбы с Византией, но сами оказались в зависимости от Империи. Центром сопротивления церкви стал монастырь Клюни во Франции, мона-хи которого стали пропагандировать идею независимости церковной власти от власти светской. Сторонники клюнийского движения выступали за «очищение церкви». Тогда церковные должности покупались так же, как и светские, а священники нарушали церковные обеты. Из среды клюнийских монахов в XI в. стали выбираться папы римские, а один из них в 1054 году официально порвал все связи с патриархом, объявил Западную церковь католической (вселенской, всемирной). В ответ патриарх предал анафеме папу римского и объявил свою церковь православной, т.е. «церковью правильной веры». Католическая церковь оказала большое влияние на средневековое общество в Европе. В 1073 году папой римским стал Григорий VII . Он был из среды клюнийских монахов. Григорий VII начал реформировать церковь. Епископы стали назначаться по линии церкви. Создавались школы при соборах. Для «очищения церкви» были организованы монашеские ордена. Священники стали призывать мирян строить больницы, приюты и храмы. Воспользовавшись раздробленностью в Европе, Григорий VII начал претендовать и на политическую власть в Европе. В 1075 году он заявил, что папа римский является «наместником Бога на Земле» и потому является сеньором всех католических правителей Европы. Возмутился германский император Генрих IV, но папа римский организовал мятеж баронов, и Генрих IV унизительно просил прощения. Дело Григория VII продолжил папа римский Урбан II. Он решил организовать крестовый поход - собрал верующих в городе Клермоне во Франции в 1095 году. Там было принято решение освободить гроб Господень в Иерусалиме (тогда Палестина находилась под властью ту-рок-мусульман). Крестовые походы были средством укрепления власти Церкви в Европе. Папа Римский Иннокентий III (1197-1214 гг.) был самым могущественным руководителем церкви, при нем она достигла наивысшего могущества. При Иннокентии III все правители Католической Европы называли папу римского своим сюзереном. В это время церкви принадлежала 1/3 земель, церковь накопила столько земель из-за того, что получала земли от королей и феодалов «на помин души». После смерти Иннокентия III началось ослабление позиций католической церкви, поскольку в XIII в. в Европе начался процесс образования центра-лизованных государств. 21. Города Средневековья Последние века Римской империи были временем глубокого упадка город-ской жизни. В государстве франков, страдавшем от постоянных междоусо-биц во время Меровингов и Каролингов, города также не имели возможности развиться и окрепнуть. В V-IX вв. 99% жителей Европы жили в сельской местности. В X в. в Италии начался рост городов. В остальной Европе лишь в XI в. наступило время, более благоприятное для роста городов. Историки выделяют как внутриполитические, так и внешнеполитические факторы роста городов. Византия и страны Востока втянули Европу в евразийскую торговлю. Огромным было воздействие крестовых походов на процесс создания новых городов в Европе. Действовали и внутренние факторы: завершение процесса феодализации, который имел следствием интенсификацию сельскохозяйственного труда и выделение сельских ремесленников, которые стали объектами эксплуатации со стороны сеньоров. Эти сельские ремесленники стали массами бежать от своих сеньоров и искать защиту у королей, герцогов и монастырей. У замков королей, герцогов и у стен монастырей возникали новые города. Горожане смогли воспользоваться ослаблением центральной власти и междоусобицами феодалов. Это создало условия для подъёма городов. Раньше других окрепли города Италии. Италия ближе других стран лежала к Византии и Востоку. В первую очередь стали развиваться старинные го-рода, но вскоре появились и новые. Они возникали из поселений, лежавших на торговых путях.Однако большинство средневековых городов составляли бывшие римские города. Первоначально население городов находилось в полной зависимости от сеньоров, которым принадлежали города. Так как города представляли выгодный источник доход, то сплошь и рядом сеньоры для привлечения населения давали поселениям, расположенным на их земле, права города. Сеньоры также давали разные льготы старым городам для того, чтобы привлечь в них население и оживить их экономическую деятельность. С развитием ремесла и торговли города разбогатели, а сеньоры стали при-сваивать растущие богатства горожан путем увеличения ренты. Требования сеньоров по отношению к городам все возрастали. Сеньоры прибегали к ме-тодам прямого насилия над горожанами, стремясь увеличить размеры своих доходов. На этой почве между городами и сеньорами возникали столк-новения. Борьба городов с сеньорами началась в XI в. Эта борьба протекала по-разному в разных странах Европы. Сравнительно легко городам удалось одержать победу над своими сеньо-рами в Италии, где феодализм был развит слабее, где города переживали ран-ний и сильный расцвет и где рыцарство, ведшее борьбу с сеньорами, часто объединялось против них с городами. Города северной Италии не только добились самостоятельности, но и подчинили себе прилегающую дере-венскую округу. В XI в. в Италии были созданы города-государства: напри-мер, Генуя и Флоренция. В 1082 году Венеция получила хартию вольностей от императора Византии. В борьбе горожан против сеньоров родилась новая форма городской орга-низации, получившая в северной Франции название коммуны. Под лозунгом коммуны северофранцузские города восставали и боролись против своих сеньоров. Сеньорам приходилось нередко идти на уступки и давать городам права самоуправления. Так самоуправляющимися городами в Германии стали Любек (1143) и Гамбург (1189). В Германии в первую очередь добились политической независимости города, в которых располагались резиденции епископов и королей. В других случаях горожане добились права на неполное самоуправление. Так королевский город Париж не пользовался правами коммуны. Здесь управление было поделено между городом и агентами королевской власти. Города, которые пользовались неполным самоуправлением, назывались во Франции буржуазными городами. На таком положении находились многие города Франции, например, Орлеан, Шартр, Нант, Лион, Руан. Большинству городов так и не удалось освободиться от власти сеньоров. Самоуправлявшиеся города (или коммуны) обладали правом выбирать городской совет, верховный орган городского управления. Совет распоря-жался военными силами города, городскими финансами, наблюдал за ре-меслами, издавал обязательные для горожан распоряжения. Во главе совета стояло выборное лицо, которое носило в Германии название бургомистра, во Франции и Англии - мэра, в Италии - консула. Судебные функции иногда выполнял сам совет, иногда же особая судебная коллегия. В ходе борьбы за свою самостоятельность города добились личного осво-бождения всех горожан. Даже крепостной крестьянин, если он бежал в город и прожил в нем в течение определенного срока, обычно - одного года и одного дня, делался свободным, и его сеньор не мог уже вернуть его к крепостной зависимости. Так родилась немецкая пословица: «городской воздух делает свободным». Города имели свои особые законы, свои сборы, свой суд, свою полицию и свое войско. Во многих городах все способные носить оружие горожане обязаны были нести поочередно сторожевую службу на городских стенах. Борьбу горожан против сеньоров возглавляли богатые купцы, объеди-ненные в особые союзы, или гильдии. Поэтому они и воспользовались плода-ми победы и захватили власть в городах. Они выбирали городской совет и го-родских глав. Впоследствии купеческому сословию пришлось делиться властью с ремесленниками, объединенными тоже в особые товарищества, или цехи, и допустить их к участию в управлении городами. В XIII в. в городах Италии появились народные коммуны. В период народных коммун процветала экономика. Однако период народных коммун в Италии оказался непродолжительным. В народных коммунах шла борьба за власть между богатыми горожанами и беднотой. Это борьба ослабляла коммуны. Поэтому к началу XIV века народные коммуны сменили олигархии и сеньории. Города Италии оказались под властью или городских олигархов или герцогов и графов.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 344. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |