Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Образ Данте как человека и поэта эпохи Предвозрождения




 

   Для понимания идейного содержания всей поэмы огромное значение имеет образ главного героя произведения - самого Данте, в котором раскрывается типический характер человека эпохи Проторенессанса с его религиозностью и преклонением перед ортодоксальной теологией с одной стороны, и с его человеколюбием и одновременно с непримиримостью к определённым недостаткам и порокам общества, с его презрением к равнодушию и пассивности, с его преклонением перед античностью – с другой. Именно поэтому так противоречиво отношение Данте ко многим героям «Ада»: к Франческе, Фаринате, Капанею, Улиссу, графу Уголино и др. Понять противоречия Данте – значит, во многом понять и противоречия идейного содержания всей поэмы как типичного памятника литературы Предвозрождения.

Примерный план работы:

1. Данте и его понимание смысла жизни человека. Образ «ничтожных» («равнодушных») и символический смысл их наказания.

2. Гражданская позиция и политическая программа Данте. Образ Фаринаты дельи Уберти и отношение к нему Данте.

3. Концепция земной любви и противоречия её решения у Данте. Образ Франчески да Римини.

4. Отношение Данте к церкви и религии и его противоречия. Образы обитателей 4-го круга ада. Образ папы римского Николая III и символический смысл его наказания.

5. Гуманистические идеи Данте и формы их проявления. Образ Капанея и противоречивое отношение к нему Данте. Образ Улисса, его переосмысление у Данте (по сравнению с Гомером) и идейное содержание.

6. Общие выводы по теме.

Текст

и

Рекомендуемая литература

Те же, что и к Контрольной работе №1.

Контрольная работа № 5

Особенности мировоззрения Франческо Петрарки как первого гуманиста и его книга «Канцоньере»

Примерный план работы:

1. Особенности гуманистической идеологии эпохи Треченто.

2. Особенности мироощущения Петрарки и образ лирического героя в книге. Тема любви и её значение в раскрытии внутреннего мира героя (LVII, LXI, LXII, LXVIII, LXXXV, CXXXII, CXXXIII, CXXXIV, CC, CCI, CCV, CCXI, CCXCII и др.).

3. Образ возлюбленной поэта в книге и его особенности (LXXVII, LXXVIII, CLVII, CLX, CLXV, CCXIII, CCXV, CCXVIII, CCXX и др.). Сравните образ Лауры с образом Прекрасной Дамы в рыцарской лирике и с образом Беатриче в книге Данте «Новая жизнь».

4. Образы природы в книге и их значение в раскрытии мироощущения Петрарки как человека «нового времени» (CLXII, LXVI, CCVIII, CCXXXVII, CCLXXXVIII и др.).

5. Тема смерти в книге и особенности противоречий Петрарки как первого гуманиста (CCLXXII – CCLXXIV и др.).

 

Текст

 

Петрарка Ф. Книга песен / Сост., предисл. и примеч. Б. Пуришева. / М., 1963

или

Петрарка Ф. Лирика / Вступ ст. Н. Томашевского. / М.,1980

или

Петрарка Ф. Лирика.Автобиографическая проза / Сост. и предисл. Н.Томашевского. / М., 1989.

 

Рекомендуемая литература

1. Пуришев Б.И. Литература эпохи Возрождения. Курс лекций / М., 1996. - С.16 – 33.

2. Ревякина Н.В. Проблема человека в итальянском гуманизмевторойполовины XIV –первой половины XV в. / М., 1977.

3.  Хлодовский Р.И. Франческо Петрарка: Поэзия гуманизма / М., 1974.

4. Абрамсон М.Л. От Данте к Альберти / М., Наука, 1979. – С. 3 – 65.

 

Контрольная работа № 6

Идеология гуманизма и её воплощение в книге Джованни Боккаччо «Декамерон».

 

1. Основные идейно-эстетические принципы гуманизма. Особенности гуманистической концепции человека.

2. Антицерковная направленность романа «Декамерон» (рассмотреть на примере анализа конкретных новелл, например: день I, 1, 2, 3; день III, 4, день IV, 2; день VI, 10; день VIII, новеллы 2, 4, 7).

3. Проблема религии в романе и особенности её решения писателем (день I, новеллы 2, 3).

4. Проблема новой морали в романе и борьба с аскетизмом (день II, новелла 4; день III, 2; день IV, новеллы 1. 9; день V,1,2,3).

5. Демократизм романа и его антисословная направленность (особенности языка, жанра, сюжетов и образов, идейного содержания романа). (Проблему рассмотреть на примере анализа конкретных новелл, например: день III, новеллы 2, 9 и др.).

6. Особенности гуманистической концепции человека и её отражение в романе (анализ новелл: день II, 3, 4, 5, 7; день III, 9; день VI , 2 и др.).

7. Общие выводы по теме.

Текст

 

Боккаччо Дж. Декамерон. / Вступ.ст. Р.Хлодовского / М., 1970, БВЛ. Т.29

или

Боккаччо Дж. Декамерон. / Вступ. Ст. Б.И. Пуришева / М., 1989.

 

Рекомендуемая литература

1. Пуришев Б. И.Литература эпохи Возрождения. Курс лекций / М., 1996. - С.33 –60.

2. Пуришев Б.И. Зарубежная литература. Эпоха Возрождения / М., 1976. - С. 38 – 52.

3. Ревякина Н.В. Проблема человека в итальянском гуманизме второй половины XIV – первой половины XV в. / М., 1977.

4. Хлодовский Р.И. Декамерон: Поэтика и стиль / М., 1982.

5. Шишмарёв В.Ф. Избранные статьи. История итальянской литературы и итальянского языка / Л., 1972.

6. Абрамсон М.Л. От Данте к Альберти / М., Наука, 1979. – С. 7 – 65.

 

Контрольная работа № 7

Проблема церкви и религии в итальянской литературе эпохи Возрождения

Примерный план работы:

 

1. Проблема церкви в гуманистической идеологии итальянского Возрождения и особенности её решения.

2. Проблема церкви в поэме Данте «Божественная комедия». Образы обитателей 4-го круга ада. Образ папы римского Николая III, символический смысл его наказания и отношение к нему Данте.

3. Антицерковные сонеты Петрарки (№№ 136 –138).

4. Проблема церкви и религии в книге Боккаччо «Декамерон» (рассмотреть на примере анализа конкретных новелл, например: день I, новеллы 1, 2, 3; день VIII, новеллы 2, 4, 7 и др.).

5. Проблема церкви в книге Франко Саккетти «Триста новелл» (проблему рассмотреть на примере анализа конкретных новелл, например, 121 и 202 или каких-либо др.).

6. Общие выводы по теме.

 

Тексты

 

Данте Алигьери. Божественная комедия. Ад. // Новая жизнь. Божественная комедия. // БВЛ. Т. № 28 / М., 1967.

Данте Алигьери, Петрарка Франческо. Лирика. / М., 1983.

 Франческо Петрарка. Лирика // Европейские поэты Возрождения. // БВЛ № 32 / М., 1974.

Пуришев Б.И. Зарубежная литература. Эпоха Возрождения. Хрестоматия / М., 1976.

Боккаччо Дж. Декамерон. / БВЛ № 29 / М., 1970.

Саккетти Ф. Из «Трёхсот новелл» // Европейская новелла Возрождения / БВЛ № 31 / М., 1974.

 

Рекомендуемая литература

Та же, что и к Контрольным работам № 1. 5, 6.

Контрольная работа №8

 

Сонет в творчестве У. Шекспира.

Примерный план работы:

1. История возникновения и развития сонета как особого поэтического жанра.

2. Сонет в английской литературе эпохи Шекспира;

3. Место сонетов в творчестве Шекспира. Особенности формы шекспировского сонета.

4.  Основные темы сонетов Шекспира (тема поэта и поэзии, тема времени, тема красоты, тема современного общества и др.). Их идейная связь с драматургией. Подробно проанализируйте 66-ой сонет и сравните его идейное содержание с идейным содержанием трагедий «Гамлет» и «Король Лир».

5. Основные образы сонетов Шекспира и тема любви в них. Образ смуглой дамы в лирике Шекспира и особенности его идейного содержания. Сравните образ шекспировской «Смуглой дамы» с образом Лауры в лирике Петрарки («Канцоньере») и образом Беатриче в книге Данте «Новая жизнь». Сделайте выводы о том, какие изменения претерпело гуманистическое мировоззрение к концу эпохи Возрождения, и как это отразилось в сонетах Шекспира. Проанализируйте сонеты №№ 129, 130, 131, 141 и др. в переводе С.Маршака.

6. Шекспировский сонет в русском переводе.

7. Выпишите сонет У. Вордсворта о сонете. Составьте комментарии к встречающимся в нём именам. (См. Приложение).

 

Текст

Шекспир У. Трагедии. Сонеты / Вступ. ст. А. Аникста / БВЛ. Т.№ 36 / М., 1968;

Шекспир У. Сонеты / Сост. А.Н. Горбунова. Послесл. А.Л.Зорина / М.,1984.

Шекспир У. Сонеты / Сост. Н.В.Алёхина / М., 1996.

 

Рекомендуемая литература

1. Английский сонет XVI-XIX веков / Вступ. Ст. А.Н. Горбунова / М., 1990.

2. Западноевропейский сонет XIII-XVII веков: Поэтическая антология / Вступ. ст. З.И. Плавскина / Л., 1988.

3. Михальская Н.П., Аникин Г.В. История английской литературы / М., 1998. – С. 35 – 44, 51 – 54.

4. Аникст А.А. Лирика Шекспира // Шекспир У. Сонеты. / М., 1984. – С. 19 – 35.

5. Аникст А.А. Эволюция стиля поэзии Шекспира // Шекспировские чтения / М., 1993.

6. Зорин А. Сонеты Шекспира в русских переводах // Шекспир У. Сонеты / М., 1984. – С.265 – 286.

7. Шайтанов И.О. Комментарии Сонеты. Критика о У. Шекспире // Шекспир У. Пьесы. Сонеты: Книга для ученика и учителя / М., 1997. – С. 606 – 513, 688 – 693.

8. История зарубежной литературы: Раннее средневековье и Возрождение / М.П.Алексеев и др. / М., 1959. – Раздел IX. – Гл. 43. – С. 484 – 492.

9. История всемирной литературы. – Т.3 / М., 1989.

 

Контрольная работа № 9










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 286.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...