Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Требования к уровню освоения дисциплины (компетенции).




ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

Волгоградский филиал

Кафедра Экономики и финансов

Семикин Д. В.

 (фамилия, инициалы автора (ов)

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ И РЕГИОНАЛИСТИКА

 (наименование учебной дисциплины)

Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки

                                     080105                                         Экономика

БкЭ-100, БкЭЗ-100

                                          (код специальности)                     (наименование направления подготовки ).

 

 

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры Протокол № 1 от «30» августа 2011 г.     Зав. кафедрой Т.Б. Иванова___________________    

 

Волгоград 2011

 



Содержание

Наименование раздела

№ Стр.

Раздел 1. Рабочая программа учебной дисциплины

  3
1.1. Требования государственного образовательного стандарта и дидактические единицыпо дисциплинам, включенных в государственный образовательный стандарт   3
1.2.. Цели и задачи учебной дисциплины 3
1.3. Требования к уровню освоения дисциплины 4
1.4. Тематический план учебной дисциплины 5
1.5. Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины 8

Раздел 2. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов

  24
2.1. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса. Пожелания к изучению отдельных тем курса 24
2.2. Рекомендации по работе с литературой 24
2.3. Разъяснения по поводу работы с тестовой системой курса 24
2.4. Разъяснения по поводу работы с тестами и практическими задачами 25
2.5. Советы по подготовке к экзамену (зачету) 25

Раздел 3. Материалы тестовой системы или практикум по решению задач по темам лекций

  26

Раздел 4. Словарь основных терминов (глоссарий)

  41

Раздел 5. Методические указания для выполнения контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ 

  44

Раздел 6. Данные о мультимедийных лекциях

  44

 



РАЗДЕЛ 1. Рабочая программа учебной дисциплины

 

Требования образовательного стандарта

По учебной дисциплине «Экономическая география и регионалистика»

Предмет, методы исследования экономической географии и региональной экономики; использование методов математического моделирования экономической географии; принципы, особенности, факторы и общие условия размещения производства; понятие географической среды; теория географичес­кого детерминизма; методика оценки природных ресурсов: балансовые запасы минерального сырья и топлива; экономическая оценка земельных, водных и других природных ресурсов; методика оценки трудовых ресурсов; методы отраслевого обоснования размещения производства; размещение межотраслевых комплексов отраслей народного хозяйства России и стран СНГ: региональная экономика и региональная политика России и других стран СНГ; методы обоснования развития экономики региона; экономическое районирование России; специализация и комплексное развитие хозяйства регионов страны в условиях перехода к рыночной экономике; проблема структурной перестройки хозяйства регионов с высокой концентрацией производительных сил и большой антропогенной нагрузкой: внешнеэкономические связи России и ее регионов.

 

Дидактические единицы

 по учебной дисциплине «Экономическая география и регионалистика»

 

1.2. Целью учебной дисциплины экономической географии и регионалистики - дать студентам знания о современном состоянии и тенденциях изменений в размещении производительных сил России, ознакомить с основными закономерностями территориальной организации экономики.

. Основными задачами данного учебного курса являются:

· Формирование у студентов содержательного представления об объекте, предмете экономгеографической науки, о методологических основах, структуре экономгеографического знания, социальных функциях дисциплины в современном обществе.

· Демонстрация методических, технических и технологических возможностей экономической географии и регионалистики в решении проблем общества.

· Развитие способностей к научно - исследовательской деятельности.

· Передача студентам комплекса умений по практическому применению

теоретического и практического материала.

· Формирование навыков анализа и оценки размещения производительных сил региона в зависимости от природных, исторических и экономических факторов размещения производства. Студенты должны обратить внимание на региональные особенности проявления научно-технического прогресса, формирующиеся рыночные отношения и экологию региона.

В ходе занятий студент должен быть подготовлен к восприятию категорий микро- и макроэкономики, статистики, прогнозирования, организации и управления в увязке с основными категориями размещения производительных сил.

Знания и навыки, приобретаемые в ходе изучения курса, являются обязательным условием фундаментальной подготовки экономиста широкого профиля.

В условиях становления и развития рыночных отношений, для научного обоснования радикальных экономических реформ, особое значение приобретает экономическая география и регионалистика.

Являясь одной из основных общеобразовательных и мировоззренческих дисциплин, изучая размещение производительных сил и их территориальные сочетания, экономическая география имеет важное значение для понимания современного состояния и тенденций изменений в их размещении.

 

Требования к уровню освоения дисциплины (компетенции).

Выпускник после прохождения обучения должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

· способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);

· владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-15);

· способностью собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);

Выпускник должен уметь вести аналитическую, научно-исследовательская деятельность, обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

· уметь осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);

· уметь анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8);

· уметь, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9).

 

В результате изучения предмета «Экономическая география и регионалистика» студент должен знать:

1. Основные экономгеографические подходы к проблемам экономики и общества.

2.  Основные законы, закономерности размещения производства и населения.

3. Категории и понятия экономической географии.

4. Основные типы территориально-производственных комплексов.

5. Особенности и специфику современного районирования России.

6. Методологию, методы и особенности эконом-географического анализа социальных и экономических проблем.

Студент, прошедший курс обучения, должен уметь:

1. Выявить и проанализировать основные экономгеографические проблемы экономики и общества.

2. Увидеть проблемы взаимодействия природы и общества.

3. Прогнозировать развитие территориального размещения хозяйства и населения.

Студент должен приобрести следующие навыки:

1. Разработки программы эмпирического экономгеографического исследования проблем взаимодействия современного общества и природы.

2. Отображение данных на карту и обработки первичной информации.

3. Обобщения, анализа и представления итоговой информации.

 Дисциплина «Экономическая география и регионалистика» является базовой общегуманитарной дисциплиной, опирающейся на знания студентов по физической географии, философии, экономики, демографии, экологии, математики, статистики и других наук.

Прежде чем рассматривать проблемы экономической географии и регионалистики, студенты в курсе «Экономическая теория» изучают такие категории, как издержки производства, прибыль, риски, индекс цен, валовой внутренний продукт, уровень инфляции и другие. Знание этих категорий позволяет студентам в курсе «Экономическая география и регионалистика» сопоставлять уровни социально-экономического развития разных регионов страны.

Курс «Экономической географии и регионалистики» опирается также на знание таких дисциплин, как «Экономика предприятия», «Маркетинг», «Менеджмент», «Статистика», «Физическая география». Не повторяя их содержания, ЭГиР дает базисные знания в области региональной экономики и предоставляет возможность применить эти знания в сфере экономической деятельности.

Дисциплина является базой для изучения проблем регионального менеджмента, управления макроэкономической деятельности фирм и административных органов власти.

Совокупность этих знаний позволит выпускникам Академии государственной службы эффективно участвовать в региональном и общероссийском бизнесе и успешно использовать потенциал России в общенациональных интересах.

 

1.4. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «Экономическая география и регионалистика»

на 2011 – 2012 уч. год.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 222.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...