Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 17. ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРНОЙ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕКА




 

Потребность в культуре - результат почти семимиллионнолетней эволюции человеческого рода, в течение которой произошли очень важные изменения в строении тела. И первым среди них был переход к прямохождению, освободившему руки для употребления орудий труда. Последние разнообразили употребляемую пищу, а та в свою очередь вызвала серьезные изменения в строении челюстей, органов пищеварения и мозга.

Прямохождение является древнейшей системой гоминизации, сформировавшейся уже 3,5 -4 млн лет назад, а возможно, и ранее. Экспериментально показано, что по энергетическим затратам двуногая походка человека при ходьбе с нормальной скоростью эффективнее, чем типичная четвероногая походка млекопитающих или чем двуногая или четвероногая локомоция шимпанзе. Следовательно, бипедия давала предкам человека определенные энергетические преимущества.

Прямая походка изменила структуру гортани и открыла возможности возникновения речи. Произошедшие вслед за этим крупные изменения в репродуктивной системе женщины перекроили структуру половых отношений. Но не только это. Потребовалась мощная надстройка к ним в виде социальных отношений. Дело в том, что у более сложного вида живых существ, каковым теперь являлся Homo sapiens, рождались самые беспомощные детеныши. Их выживание впрямую зависело от того, как сильно помогает в их воспитании вся группа. Так параллельно институту родительства формируется внутригрупповая социальная структура.

Слабость человеческих детенышей компенсировалась удивительной гибкостью и адаптивностью. Волк, носорог или слон способны существовать только в том климатическом поясе, в каком они были рождены. Человек мог жить везде. И все это благодаря тому, что жесткую программу инстинктов, задающих один - два варианта действий, заменила совокупность навыков - система обученных практических умений, приобретенных путем передачи знаний и их практической тренировки. Недаром многие антропологи так и определяют культуру - как совокупность социальных навыков и умений.

Родившись без запрограммированного поведения, люди должны всякий раз заново обучаться тому, как интерпретировать окружающий мир и реагировать на него. Ничего такого животным делать не надо. Учиться каждый раз заново - тяжкий труд, на который отныне обречено было все человечество. Ведь с каждым новым поколением обученное исчезало и процесс приходилось повторять сызнова.

Но вновь природа оказалась небезучастной к людям. Этот недостаток компенсировался тем, что каждое новое поколение, вынужденное заново обучаться социальным знаниям, делало это немножко на более высокой ступени, чем предыдущее. Так накапливались и приумножались знания, так они постепенно развивались и углублялись. А здесь уже надо говорить о культурном и социальном прогрессе человечества. Биологическая эволюция закончилась, началась эволюция культурная.

Биологическая эволюция подарила человеку уникальный инструмент - мозг, способный улавливать самые невероятные сочетания звуков, и гортань, способную их производить. Все мы знакомы со скрипкой и роялем, которые также являются прекрасными инструментами. Беда их, кстати как и гортани птиц, состоит в том, что настроены они на довольно узкий диапазон возможностей. Благодаря универсальности речевых возможностей человек создал языки самой разной сложности и самых разных видов. Язык стал своеобразным транспортным средством цивилизации: благодаря ему информация передавалась, создавалась, записывалась, дублировалась, переводилась и т.п.

Среди ярких примет, которые отличают человека от животных, ученые в том числе называют две на первый взгляд странные черты - изобретение календаря и использование диеты. Действительно, семидневная неделя - образец произвольной конструкции, демонстрирующей победу социального над природным. Не меньшую культурную функцию выполняет режим питания. К примеру, гиппопотамы могут прекратить есть, но они никогда не смогут перейти на диету.

Только людям присущи диета, самоубийство, превращение сексуального влечения в любовь, семидневная упорядоченность времени. Таковы лишь немногие отличительные характеристики человека. Только люди способны осмысливать свои поступки и контролировать природные импульсы при помощи искусственно сотворенных правил, норм, ритуалов и церемоний. Однако превалирование культурного начала над природным произошло не сразу. Потребовались миллионы лет, в течение которых неподконтрольные импульсы животных переплавлялись в утонченные чувства, систему внутреннего контроля и логическое мышление.

По мнению специалистов, род возник на рубеже раннего и позднего палеолита. Именно в это время появляется современный тип человека. Господство биологических законов естественного отбора кончается. Человек расселился по всем климатическим зонам Земли. Появляются одежда, жилище и очаг, климат становится постоянным. Род - дисциплинированный и организованный коллектив, создавший постоянные условия жизни. Отныне главным стало не приспособление к среде, а адаптация к законам и нормам коллектива.

Начинается социализация в подлинном смысле слова. В мозге человека того исторического периода были наиболее развиты как раз те участки, которые связаны с общественной жизнью. Они регулировали взаимоотношения и тормозили проявления зоологического индивидуализма.

Специалисты утверждают, что истоки культуры восходят к тому времени, когда наши предки начали иначе относиться к умершим. Ни одно животное не хоронит погибших сородичей. Это делает только человек.

Первым начал хоронить своих предков неандерталец - 80-100 млн лет назад. С этого начинается социальность. И на всем протяжении истории она существовала в небольших замкнутых общинах. Лишь недавно человечество переселилось в огромные «социальные муравейники» - крупные и сверхкрупные города, которые почему-то называют очагами культуры. И сразу же начались всевозможные - прежде всего социального происхождения - болезни и недомогания типа стрессов, эпидемий, преступности, транспортной усталости и т.п. Видимо, человечество не приспособлено к жизни в огромных муравейниках, где, в отличие от самих муравьев, люди теряют моральные принципы и превращаются в анонимных социальных акторов.

Факты свидетельствуют о том, что биологическая эволюция закончилась с окончанием последнего ледника. Если человека верхнего палеолита подстричь, причесать и одеть в современную одежду, то его навряд ли удастся отличить от нас.

Окончание эволюции человека означает, что появившаяся речь (язык), вклинившись между ним и окружающей средой, неимоверно ускорила разрыв с природой. Впервые культурная эволюция, начавшаяся 40 тыс. лет назад, стала обгонять биологическую: инстинкт и эмоции уравновесились обычаем и мыслью.

Итак, культурная эволюция - специфическая особенность человека, отличающая его от всех других видов живых существ. Богатая и разнообразная информация, накопленная в ходе этого процесса, не только способствовала выживанию человека, но исключительно повысила его шансы в борьбе за существование. Если сформулировать в одной фразе причины этого успеха как природного явления, то можно сказать: с помощью культурной эволюции человек выработал такое поведение, которое постоянно повышает его приспособленность к жизни.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 160.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...