Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 11. экономическая антропология




 

Экономическая антропология - научная дисциплина, возникшая в XX в. на стыке социологии, экономики и социальной антропологии, - исследует взаимодействие людей по поводу товаров и обеспечения услуг. Предметом классической экономической антропологии являлась экономика докапиталистических стран или так называемых крестьянских обществ, где рынок, хотя и присутствует, но не определяет образ жизни.

Активное развитие экономической антропологии произошло во второй половине XX в. - интерес к экономике «первобытных» и «племенных» обществ усилился под влиянием краха колониальной системы, возникновения молодых независимых государств в Азии, Африке, Латинской Америке и Океании, которые относят к странам третьего мира. Стремление направить эти страны по пути капиталистического развития предполагало детальное знание их экономической структуры, традиций производства и труда. И вот тут мнения специалистов разделились. Так называемые формалисты (Д. Гудфеллоу, Р. Ферс, М. Херсковиц) доказывали, что категории западно-европейской экономической науки, в том числе капитал, прибыль, рента, заработная плата, универсальны, а потому применимы к любому обществу. А их противники суб-стантивисты (К. Поланьи, М. Салинз, Дж. Далтон) утверждали, что для примитивных племен и развивающихся стран нужны особые понятия, описывающие кровно-родственные отношения, социальную структуру и первобытную мифологию.

Не только перед Западом, но и перед СССР в 1980-е гг., когда впервые советские социологи заговорили об экономической социологии, стояла задача поднять уровень развития национальных окраин России до уровня развития ее центра. Однако ее методология считалась чуждой марксистско-ленинской теории и практике реального социализма. В связи с этим отечественные социологи предпочитали говорить об экономической этнографии, или этноэкономике.

С позиций воспроизводства трудовых ресурсов национальные республики тогда предлагалось делить на трудоизбыточные и трудонедостаточные. Прошло 20 лет, и 89 субъектов Российской Федерации с позиций распределения доходов стали подразделять, если можно так выразиться, на налогоизбыточные и налогонедостаточные, а точнее, на регионы-доноры и регионы-реципиенты (или «дотационные»): первые отдают налоги в госбюджет и способны прокормить себя сами, вторые просят помощи из госбюджета и не способны себя прокормить. Сегодня, как и много лет назад, на правительственном уровне говорят о политике регионального выравнивания с учетом национальных особенностей. Ученые пишут о большом числе кризисных территорий в России, беспрецедентной дифференциации региональных показателей. Кстати, задачи регионального выравнивания стоят не только перед Россией.

В Западной Европе региональная политика направлена главным образом на подтягивание относительно отсталых Регионов до уровня средних с акцентом на территории, имеющие наихудшие экономические и социальные показатели. При этом нередко используется перераспределение средств от относительно богатых к относительно бедным странам через механизмы ЕС (структурные фонды и пр.). Сегодня экономическая антропология приобретает все большее академическое и прикладное значение.

Экономисты-антропологи исследуют системы производства обмена и распределения продуктов в традиционном обществе. Они изучают организацию производства и разделение труда в разных культурных средах, регулярно проводя кросс-культурные исследования и сравнивая индустриальные общества с традиционными, доиндустриальными. В последних изготовление всех или большинства изделий связано с разделением труда по возрасту и полу. Мужчина может делать гончарные изделия, а женщина - плести корзины. Или наоборот. В традиционных обществах технические навыки распределяются между людьми в зависимости от пола и возраста. Таким образом, если замужняя женщина по обычаю плетет корзины, то большинство замужних женщин знают, как это делается.

Экономист и антрополог К. Поланьи разработал методологию компаративного исследования обмена (1957). В обществах разного типа он обнаружил три основные типа обмена: 1) рыночный, 2) перераспределение, 3) взаимообмен. Все эти принципы могут быть представлены в одном обществе, характеризуя различные виды сделок. Однако в каждом данном обществе доминирует только один тип. Господствующий принцип обмена - это такой принцип, по которому распределяются средства производства. Рыночный принцип обмена преобладает в индустриальных обществах, принцип перераспределения - основное средство обмена в общинах, а принцип взаимообмена - в племенах.

В индустриальных хозяйствах, как и во всей мировой капиталистической экономике, доминирует принцип рыночных отношений. Так, в США доминирует распределение средств производства - земли, труда, природных ресурсов, технологии, капитала. Рыночный обмен имеет отношение к процессу приобретения товара за деньги. В рыночном обмене товары покупаются и продаются с целью увеличения прибыли. Рыночный обмен основан на спросе, своевременной доставке и мотивах выгоды. Он преобладает в индустриальных обществах и не предполагает необходимости личного знакомства обменивающихся сторон.

Перераспределение - основной принцип обмена в общинах, некоторых доиндустриальных странах, реже в обществах с рыночной экономикой. Перераспределение происходит при перемещении товара, услуг или их эквивалента из провинции в центр. В качестве центра, как правило, выступают столица или крупный регион. В общинах это может быть торговая лавка, расположенная недалеко от ставки вождя. Продукт проходит определенные этапы контроля до того, как поступит на центральный склад, откуда значительная его часть может быть централизованно перераспределена без учета рыночных механизмов спроса и предложения.

Экономические антропологи установили, что взаимообмен - один из видов обмена между социально равноправными партнерами, обычно находящимися в отношениях родства, брака или близкой дружбы. В силу того что обмен происходит между социально равноправными партнерами, он, соответственно, преобладает в эгалитарных обществах - среди садоводов и огородников, живущих в племенах. В свою очередь, взаимообмен подразделяется на три разновидности: обобщенный, равноправный и негативный.

Стратегия межобщинной взаимопомощи приобретает важность, когда прежде преуспевающая деревня переживает экономический спад. Жители этой деревни начинают принимать помощь от более благополучных соседей. Таким образом, временно богатые становятся временно бедными, и наоборот. Новые нуждающиеся принимают продукты питания и материальные ценности, необходимые для поддержания нормального уровня жизни. Принимая подобную помощь, они теряют свой престиж, и если деревня переживает дальнейший спад, ее жители обменивают материальные ценности на еду, например сельдь и т.д. В деревне или племени, находящихся на пике экономического подъема, антропологи наблюдали излишки продуктов питания, которые обменивались на другие, чаще всего материальные, ценности. Чем больше накоплено богатств, тем выше престиж общины среди соседей. Однако члены общины знают, что такое состояние временное, и на следующий год может случиться неурожай. В благополучные годы богатые помогают бедным, ожидая, что те помогут им в соответствующее время.

Подобная экономическая стратегия, именуемая стратегией выживания, совершенно противоположна капиталистической. При капитализме люди охотнее вкладывают свои средства в развитие производства, умножают капиталы, стремятся получить дополнительную прибыль, но не тратят накопленное на помощь нуждающимся. В результате в индустриальном обществе социальная дифференциация возрастает, а в доиндустриальном - снижается. Примитивные общины готовы скорее растратить накопленный излишек продуктов, нежели использовать его для увеличения социальной дистанции между сородичами.

Антропологи полагают, что важнейшей чертой традиционных обществ является погоня не за прибылью, а за престижем. Между общинами даже разворачивается настоящая конкурентная борьба за престиж, которая, правда, ограничивается скудостью ресурсной базы традиционного общества. Установлено также, что древние племена и общины тратят значительную часть своих ресурсов на социальные и церемониальные нужды. Право на труд в общинах всех типов, в том числе и в русской поземельной общине, приобретается посредством родственных отношений. Работа становится всего лишь одним из множества аспектов социальных отношений, но независимой сущностью.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 144.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...