Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Теоретические и методологические основы исследования




Леонова А. В.

ВЛИЯНИЕ ГЕНДЕРА И ДОМИНИРУЮЩЕЙ ПЕРЦЕПТИВНОЙ МОДАЛЬНОСТИ НА ИЗМЕНЕНИЕ ГЛУБИНЫ И ЗНАКА ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ЗАПАХА

Специальность 030301.65 – психология

Специализация 030306 – экономическая психология

 

     АВТОРЕФЕРАТ

 

Калуга, 2010

Выпускная квалификационная работа выполнена на кафедре общей и юридической психологии Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского

 

Научный руководитель:                К. психол. н., доцент,

                                                              Белинская Т. В.

Рецензент:                                         К. биол. н., доцент,

                                                                Самойлова И. Р.

Защита работы состоится 21 июня 2010 года в 10.00 на заседании Государственной аттестационной комиссии факультета психологии КГУ им. К.Э. Циолковского по адресу: Г. Калуга, ул. Степана Разина, д. 26, к.1, аудитория 410.

 

 

Общая характеристика работы

 

Проблема исследования

В современном обществе у людей перегружены зрительные и слуховые анализаторы. 90% информации человек получает глазами, 8% ушами и всего 2% – носом. Однако запахи оказывают сильнейшее, часто подсознательное, воздействие на человека - на его настроение, на уверенность в себе, на ощущение своего собственного тела и на то, как его воспринимают другие люди. Запахи стимулируют активность, провоцируют недомогание, угнетают, помогают бороться с депрессией, пробуждают в человеке воспоминания, рождают ассоциации, формируют восприятие реальности, придают жизни вкус. Достаточно одного приятного запаха, чтобы расслабиться, или, напротив, активизировать работу головного мозга и улучшить настроение. Аромат является тем инструментом, который способен самым активным образом стимулировать как положительные, так и отрицательные эмоции и чувства. Запах мяты, например, пробуждает, а запах ландыша расслабляет. Кроме того, некоторые основные эмоции непосредственно связаны с запахом.

Актуальность темы исследования

Применение пахучих веществ — новая отрасль, еще неисследованная. И потому использование запаховых технологий, особенно для управления поведением человека, требует серьезного внимания. Идея о том, что обоняние и эмоции тесно связаны, и что обоняние – «наиболее эмоциональное» человеческое чувство, часто обсуждаются в научной литературе. Однако лишь небольшое число научных исследований посвящено этой проблеме. Роль запахов как стимулов, воздействующих на эмоции человека, практически не исследована в психологии эмоций. Известно, что обонятельная система анатомически тесно связана с мозгом, и обоняние является одним из самых древних видов чувствительности. Поэтому представляется оправданным использование обонятельной стимуляции для исследования эмоциональной сферы. На западе исследования в данной области получили более широкой распространение, чем в России. Было бы неправильно утверждать, что в нашей стране они не проводились вообще, но они имели узкую направленность и были закрыты для широкого доступа общественности. В то же время наработанные западом схемы решения подобных задач не соответствуют в полной мере условиям жизни российского общества. В данной работе использованы материалы как зарубежных, так и российских исследователей в области аромакологии и психологии человека. Сделана попытка изучить влияние запахов на эмоциональное состояние в зависимости от гендера и доминирующей перцептивной модальности.

Объект: Ольфакторное воздействие как способ регуляции психического состояния.

Предмет: Опосредующее влияние гендера и перцептивной модальности на изменение глубины и знака психического состояния под воздействием запаха.

Цель: Исследование влияния гендера и доминирующей перцептивной модальности на изменение глубины и знака психического состояния под воздействием запаха.

 

Гипотеза: Перцептивная модальность не влияет, а гендер влияет на изменение глубины и знака психического состояния под воздействием запаха: цитрусовые ароматы (лимон, кардамон, апельсин) повышают настроение, бодрят, тонизируют; цветочные ароматы (кедр, лаванда) расслабляют, успокаивают; шипровые (табак, мох) ухудшают самочувствие, настроение, провоцируют общее недомогание и слабость.

Задачи исследования:

  1. На основе анализа научной литературы изучить подходы к исследованию эмоциональных состояний; запаха как фактора, влияющего на изменение психического состояния; ольфакторной системы; гендерных ролей.
  2. Определить доминирующую перцептивную модальность испытуемых;
  3. Определить гендер испытуемых;
  4. Изучить воздействие запахов разных классов на изменение глубины и знака психического состояния;
  5. Оценить изменение глубины и знака психического состояния у испытуемых с разными доминирующими перцептивными модальностями и гендерами под воздействием запахов разных классов.

Методы исследования

1. Наблюдение;

2. Эксперимент.

 

В частности были использованы следующие методики:

  1. Методика САН;
  2. «Шкала реактивной тревожности» методики Спилбергера в обработке Ю. Ханина;
  3.  Методика «Психосемантический дифференциал»;
  4. Многофакторный личностный опросник FPI (модифицированная форма В); шкала 15 «феминность – маскулинность»;
  5. Методика «Диагностика доминирующей перцептивной модальности» С. Ефремцевой.

Выборка исследования

Выборку исследования составили юноши и девушки 16 - 17 лет, учащиеся 11 классов. Согласно данным анатомии и физиологии, в юношеском возрасте (использована периодизация Д. Б. Эльконина, по которой 15 – 17 лет относятся к ранней юности, старшему школьному возрасту) человек уже способен дифференцировать запахи, а также отражать и описывать изменения своего внутреннего состояния, однако еще не имеет жестких предпочтений в запахах, обусловленных прошлым социальным опытом (как в зрелом возрасте, например). Из 60 человек было отобрано 48 следующим способом: каждому из 60 была предложена смесь запахов (капля, с помощью пипетки нанесенная на блоттер) и предлагалось ответить на вопрос: «Чувствуете ли вы запах?». Количество человек, почувствовавших запах – 48: 24 юноши, 24 девушки. Все испытуемые не имеют специальных знаний по психологии, что важно для исключения профессиональной «деформации», проявляющейся в предвосхищении предмета, на изучение которого направлена та или иная методика и препятствующей проверке валидности и надежности полученных результатов.

Процедура исследования

Исследование состоит из четырех этапов и проводится в течение четырех дней на выборке из 48 человек. Промежуток между этапами равен 1 суткам. Исследование проводится во второй половине дня. Начало – в 13.00. Каждый этап исследования длится от 20 до 40 минут. Важным условием является предъявление не запахов определенного класса в чистом виде, а смеси их, что исключает ту ситуацию, при которой испытуемые будут ассоциировать запах с конкретным образом (лимоном) и описывать свое отношение к данному конкретному образу, что может нарушить процедуру исследования. В настоящем исследовании использовалась классификация запахов Г. Лавреновой. По ее теории, определенный эффект изменения психического состояния наступает уже в первые 10 секунд после воздействия запахом и сохраняется тем дольше, чем дольше происходит стимулирование. Следовательно, целесообразно оставить блоттеры с запахом у испытуемых с момента их предъявления до окончания эксперимента. В исследовании используются только три класса запахов (цитрусовые, цветочные и шипровые), так как именно они наиболее распространены и повсеместно встречаются в окружающем нас мире. Таким образом результаты исследования будут иметь практическую значимость.

 

Материалы исследования

144 блоттера; 48 бланков методик; 3 смеси реагентов с запахами исследуемых классов, концентрированных в жидком виде на масляной основе (что предполагает наибольшую интенсивность запаха): цитрусовые (лимон, кардамон, апельсин); цветочные (кедр, лаванда); шипровые (табак, мох); 3 пипетки.

 

Разработанность проблемы

В ХХ веке американский психиатр Алан Хирш разработал эссенцию для распыления в магазинах, благодаря которой количество покупок в «опыленных» отделах выросло в разы.

Профессор П. Ровести в ХХ веке доказал, что депрессию и беспокойство можно вылечить при помощи ингаляций с определёнными растениями. Он полагал, что запахи помогают высвобождению подавленных эмоций и воспоминаний, ставших причиной заболевания.

В 20-е годы итальянские учёные под руководством Р. Кайло и Дж. Гари показали эффективное воздействие на нервную систему ароматических растений. Они предложили эффективные способы лечения депрессии и истерии эфирными маслами.

В 30-е годы русский врач А.А. Кюнцель рекомендовал применение ароматических ванн с сосной и валерианой при неврозах.

Доктор А.С. Залманов полагал, что скипидарные ванны помимо действия на соматические патологии, регулируют тонус нервной системы и могут применяться при неврозах.

М. Маури описала психологические эффекты воздействия ароматических растений, отмечая действие не только на физический, но и эмоциональный и ментальный уровень человека.

В 1756 году Карл Линней предложил первую классификацию запахов. Впоследствии были предложены другие классификации, в том числе Х. Цваардеиакером, Х. Хеннингом, Крокером и Хендерсоном.

Психологи Петер Аартс и Й. Стефан Эллинек занимаются изучением подсознательного воздействия запахов на чувства, суждения и поведение человека. Они называют этот феномен «имплицитной обонятельной памятью». Выводы этих психологов подтверждают предположение о том, что аромат — это тот фактор, который руководит действиями потребителя в момент выбора, покупки или использования товара.

Г. Лавренова систематизировала современные классификации запахов, которые ежегодно дополняются и преобразуются и составляют основу классификации парфюмерных ароматов.

Теоретические и методологические основы исследования

В изучении эмоций и эмоциональных состояний мы опирались на теории А. Левинсона, К. Е. Изарда, Х. Цваардемакера.

В изучении запахакак фактора, влияющего на изменение эмоционального состояния, мы опирались на теории С. Л. Рубинштейна, Р. Х. Райта, Г. Лавреновой.

В изучении гендера мы опирались на теории И. С. Кона, Н. П. Фетискина, В. В. Козлова, Г. М. Мануйлова.

Практическая значимость

На сегодняшний день развиты мощные отрасли промышленности — парфюмерии и косметики, табачных изделий, напитков. Запах в продажах отвечает за формирование «импульса покупки». Благодаря ароматизации воздуха можно увеличить объем продаж магазина на 10-15%. Западные маркетологи доказали, что 70-80% людей по запаху судят о таких качествах, как свежесть, изысканность и даже мощность, следовательно, покупатель зачастую, не отдавая себе отчета, делает выбор с помощью носа, а не разума. Каждый человек по-разному откликается на запах: его физиологическое состояние в этот момент может быть разным. Отслеживая состояние человека, можно менять силу и качество запахового воздействия. Таким образом, результаты исследования могут быть использованы в медицине, маркетинге, образовании и других областях жизнедеятельности человека.

Теоретическая значимость

Исследование вносит некоторый вклад в развитие представлений о влиянии запахов разных классов на изменение психичекого состояния, о влиянии на данный процесс гендера и доминирующей перцептивной модальности. Результаты могут быть полезны в таких сферах жизнедеятельности, как здравоохранение (например, изучая влияние некоторых пахучих веществ на уровень реактивной тревожности пациента), образовании (например, изучая влияние некоторых пахучих веществ на процесс запоминания учебного материала), маркетинга (например, изучая применение пахучих веществ в магазинах для увеличения продаж) и других.

Апробация результатов

Результаты исследования были представлены на научной конференции специализации «экономическая психология» в апреле 2010 года и оценены членами комиссии, коллегами и гостями как интересные, важные для науки и имеющие практическую значимость.

Структура работы

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, теоретической части (глава 1), практической части (глава 2), выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и приложений, общим объемом 63 страницы.

 

Основное содержание работы

В первой главе «Теоретические аспекты исследования эмоциональной регуляции поведения и деятельности» были рассмотрены теоретические представления об эмоциях и эмоциональных состояниях, запахе как факторе, влияющем на изменение эмоционального состояния, влиянии гендера на изменение эмоционального состояния под воздействием запахов. В изучении данных вопросов особое внимание уделялось работам таких авторов, как А. Левинсон, К. Е. Изард, Х. Цваардемакер, Э. Гельгорн, П. В. Симонов, С. Н. Славин, занимавшихся вопросами эмоций и эмоциональных состояний, И. П. Павлов, О. Б. Вайнштейн, М. Монтель, П. Басинский, Е. Ю. Артемьева, С. Дубровская, Е. Марунина, И. В. Саков, занимавшихся изучением запаха и запаховых эффектов на человека и животных, Н. И. Абубакирова, И. С. Кон, С. П. Елшанский, В. В. Максимов, И. А. Жеребкина, Л. Н. Собчик, И. Чикунова, занимавшихся изучением гендера и гендерной психологии.

Выводы по первой главе

1. Эмоции – это психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении потребностной значимости внешних воздействий, их благоприятности или вредности для жизнедеятельности индивида. Эмоции двувалентны – они либо положительные, либо отрицательные. Выдеяются четыре исходные эмоции: радость (удовольствие), страх, гнев и удивление. Большинство эмоций имеет смешанный характер, так как они обуславливаются иерархически организованной системой потребностей. Предполагается, что эмоции являются функцией правого полушария мозга, которое контролирует чувственно-эмоциональную сферу.

2. Различные ощущения (запахи, цвета, звуки ит. д.) являются для человека приятными, нейтральными или неприятными. Обобщенность и перенос чувств – одна из закономерностей (чувства, выработанные к одному объекту, переносятся в определенной степени на весь класс однородных объектов). Другая закономерность – притупляемость чувств под влиянием длительно действующих раздражителей.

3. Запах - специфическое ощущение присутствия в воздухе летучих веществ, обнаруживаемых химическими рецепторами обоняния, расположенными в носовой полости человека и животных. Влияние запахов на психофизическое состояние человека изучает наука аромакология, которая возникла в 80-х годах 20 века. Первопроходцем прикладной аромакологии считается американский психиатр Алан Хирш.

4. Запахи могут непосредственно влиять на настроение. Определенные одоранты могут оказывать специфическое воздействие на настроение, вызывая расслабление, возбуждение (в том числе и половое) или усиление чувственности. Одна из классификаций запахов, которой пользуются современные парфюмеры, включает следующие классы: цветочные, амбровые (восточные, ориентальные), фужерные (папоротниковые), цитрусовые, шипровые.

5. Наиболее изучены половые различия в восприятии запахов: пороги восприятия запахов у женщин ниже, чем у мужчин. Менее изучены гендерные различия в восприятии запахов. Гендер - социокультурный конструкт, описывающий человека с точки зрения проявления в социальном взаимодействии маскулинных и феминных качеств. Маскулинность – подчеркнутое проявление качеств, присущих мужскому поведению, феминность – женских.

 

 

Вторая глава «Исследование влияния запахов на изменение эмоционального состояния в зависимости от гендера и доминирующей перцептивной модальности»посвящена организации, проведению, обработке и обсуждению результатов, полученных в ходе исследования.

На каждом из четырех этапов были получены определенные результаты:

На первом этапе проводилась диагностика доминирующей перцептивной модальности и гендерной роли испытуемых с помощью соответствующих методик: Многофакторный личностный опросник FPI (модифицированная форма В); Методика «Диагностика доминирующей перцептивной модальности» С. Ефремцевой.

Диаграмма 1

В результате определения гендерной роли испытуемых установлено, что из 48 испытуемых маскулинный гендер имеют 54% (26 человек), феминный – 46% (22 человека).

 

Диаграмма 2

При определении доминирующей перцептивной модальности установлено, что из 48 испытуемых 23% кинестетики (11 человек), 33% аудиалы (16 человек), 44% визуалы (21 человек).

На втором этапе проводилось исследование изменения психического состояния под воздействием цитрусового запаха, который, согласно гипотезе, повышает настроение, бодрит, тонизирует. Использованы следующие методики: Методика САН, «Шкала реактивной тревожности» методики Спилбергера в обработке Ю. Ханина, Методика «Психосемантический дифференциал».

Диаграмма 3

У 72% испытуемых под воздействием цитрусового запаха наблюдались изменения в эмоциональном состоянии. У 67% испытуемых (32 человека) наблюдалось общее улучшение эмоционального состояния. У 28% испытуемых (13 человек) изменений эмоционального состояния не произошло, у 5 % испытуемых (2 человека) произошло некоторое снижение показателей общего самочувствия, настроения и активности. Гипотеза о том, что цитрусовый запах тонизирует, бодрит, улучшает настроение, подтверждается.

17% испытуемых (8 человек) оценили предъявляемый цитрусовый запах как неприятный, выразили свое отрицательное отношение к нему. Все и испытуемые, у которых произошло снижение настроения, оценивали цитрусовый запах как неприятный. 83% испытуемых (40 человек) выразили положительное отношение к запаху. Т.о. цитрусовый запах позитивно оценивается подавляющим большинством испытуемых и оказывает положительный эффект, повышая общие показатели самочувствия, настроения и активности. Таким образом цитрусовый запах может быть использован в целях воздействия на эмоциональную сферу человека, повышая тонус, придавая бодрости и снижая тревожность.

Натретьем этапе проводилось исследование изменения психического состояния под воздействием цветочного запаха, который, согласно гипотезе, расслабляет, успокаивает. Использованы те же методики, что и на втором этапе: Методика САН, «Шкала реактивной тревожности» методики Спилбергера в обработке Ю. Ханина, Методика «Психосемантический дифференциал».

Диаграмма 4

У 52 % испытуемых (25 человек) наблюдается изменение эмоционального состояния под воздействием цветочного запаха, а именно, улучшение общего состояния, снижение активности (расслабление) и повышение настроения. У 33% испытуемых (16 человек), напротив, наблюдается снижение, а у 15% (7 человек) - статичность общих показателей эмоционального состояния. Данные факты являются подтверждением гипотезы о том, что цветочный запах обладает расслабляющим, успокаивающим эффектом.

Фактически 21% испытуемых (10 человек) отметили свое отрицательное отношение к цветочному запаху, а 79% испытуемых (38 человек) отметили к нему положительное отношение. Данные указывают на то, что цветочный запах позитивно оценивается подавляющим большинством испытуемых и может быть использован в целях воздействия на эмоциональную сферу человека, оказывая расслабляющий эффект, снижая показатели тревожности и повышая настроение.

Начетвертом этапепроводилось исследование изменения психического состояния под воздействием шипрового запаха, который, согласно гипотезе, ухудшает настроение, самочувствие, провоцирует общее недомогание и слабость. Использованы те же методики, что на втором и третьем этапах: Методика САН, «Шкала реактивной тревожности» методики Спилбергера в обработке Ю. Ханина, Методика «Психосемантический дифференциал».

Диаграмма 5

У 60% испытуемых (29 человек) наблюдается изменение эмоционального состояния под воздействием шипрового запаха: снижение настроения, активности и общего состояния организма. У 19% испытуемых (9 человек) наблюдается повышение, а у 21% испытуемых (10 человек) - статичность эмоционального состояния. Данные факты являются подтверждением гипотезы о том, что шипровый запах ухудшает самочувствие, настроение, провоцируют общее недомогание и слабость.

54 % испытуемых (26 человек) определили шипровый запах как неприятный. 46 % испытуемых (22 человека) определили запах как приятный, однако показатели крайне низкие, приближенные к отрицательным. Полученные результаты ценны тем, что еще раз доказывают отрицательное воздействие на организм запаха табака, провоцирующего общее недомогание, слабость, ухудшение настроения.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 157.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...