Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТЕМА 3. РУСЬ МЕЖДУ ВОСТОКОМ И ЗАПАДОМ ( XIII - XV ВВ.)




 

План

1. Установление монголо-татарского ига на Руси, его формы и последствия.

2. Объединение русских земель вокруг Москвы. Образование единого   

      русского государства.

3. Пруссы: социальный строй, культура. Борьба с Тевтонским Орденом в

1233-1283 гг. Государство Тевтонского ордена: основные направления

внутренней и внешней политики.

4. Великое княжество Литовское: общественный и государственный строй.     

Взаимоотношения с русскими землями в XIV-XV вв.

 

1. XIII-XV вв. – период складывания в Европе средневековой цивилизации в условиях острой политической и религиозной борьбы, возникновения  новых форм государственности - сословно-представительных монархий в Англии, Франции, германских княжествах, Польше, Чехии, христианских государствах Пиренейского полуострова, Испании, утверждения органов сословного представительства: кортесов в Испании, парламента в Англии, генеральных штатов во Франции и Нидерландах, риксдага в Швеции, фолькетинга в Дании, сейма в Польше. Это период, когда состоялось в 1466-1472 гг. путешествие в Индию нашего соотечественника, купца Афанасия Никитина; совершаются великие географические открытия: 1492-1493 гг.- начало открытия Америки Христофором Колумбом, 1497-1499 гг. – экспедиция Васко да Гама, открытие морского пути в Индию.

XIII-XV вв. для Руси – период самоотверженной борьбы за независимость и создания своего государства. Раздробленная Русь столкнулась с тяжелыми испытаниями: с Востока на нее обрушились монголы, с Запада – немецкие, шведские, датские рыцари, литовские, польские, венгерские феодалы. Северо-Западная и Северо-Восточная Русь подвергалась 160 внешним набегам и войнам. Агрессия крестоносцев была остановлена, Северо-Западная Русь избежала онемечивания и порабощения. Северо-Восточная Русь была завоевана монголами. Почти на два с половиной века она стала вассалом и данником Золотой Орды. В этот же период произошло объединение русских земель вокруг Москвы, в результате которого образовалось единое Русское государство, с конца XV в. оно стало называться Россией.

В начале XIII в. монгольские племена, которые проживали в Центральной Азии, вступили в период разложения родового строя и формирования государственности. В 1206 г. на курултае – съезде представителей монгольской знати – правителем Монгольской державы был провозглашен Темучин, принявший имя Чингисхана. Ему удалось создать весьма боеспособное войско, которое имело четкую организацию и железную дисциплину. В 1207-1215 гг. монголы захватили Сибирь и Северо-Западный Китай, в 1219 г. начали вторжение в Среднюю Азию, а в 1222 г. – в Закавказье. 31 мая 1223 г. на реке Калке состоялась первая битва русских дружин, сражавшихся совместно с половцами, против монголов. Объединенное русско-половецкое войско было окружено и разбито. Однако после сражения победители не стали продвигаться дальше на Русь. Следующие несколько лет монголы воевали в Волжской Булгарии. В 1235 г. на всемонгольском курултае было принято решение о начале большого похода на Запад. Его возглавил внук Чингисхана Бату (Батый).

В канун Батыева нашествия на территории, занятой преимущественно древнерусским населением (а также и эстами, финнами, карелами, вепсами, ижорами, мордвой и др.), насчитывалось 18 крупных государственных образований, а если считать с вассальными княжествами, то около тридцати. При отсутствии политического единства, при неполном подчинении младших князей старшим князьям не было единства и военного. Поэтому трудно было противостоять войску Батыя, насчитывавшего 135 тыс. отборных воинов и 240 тыс. воинов из числа покоренных монголами народов.

В течение 1237-1241 гг. разобщенные в военно-политическом отношении русские земли подверглись разгрому и разорению войсками Батыя. Удары монголов оставили у русских людей впечатление шока. Несмотря на всю неоднозначность русско-ордынских отношений, на постепенно спадавшую остроту в них, генетическую память народа невозможно было освободить от ужасов первоначального удара Батыя по Руси.

В научной и учебной литературе (как и на уровне обыденного сознания) утверждались некоторые стереотипы и заблуждения, связанные с Золотой Ордой и по отношению к понятиям «монголы», «татары», «монголо-татары», «татаро-монголы». Словесный гибрид «монголо-татары» возник в XIX веке и укоренился в российской историографии, хотя в войсках Чингисхана и Батыя никаких татар не было. А этноним «монголы» являлся самоназванием объединенных Чингисханом племен, однако повсюду, где появлялись монгольские войска, их называли «татарами». Это было связано исключительно с китайской летописной традицией, которая с XII в. упорно именовала всех монголов «татарами», что соответствовало европейскому понятию «варвары». Этноним «татары» был перенесен в Европу из Китая задолго до похода Батыя, русские летописи население Золотой Орды называли «татарами», хотя хорошо знали, что основатели улуса Джучи называли себя монголами, а «Золотую Орду» называли просто «Орда».

Русско-ордынские отношения были непростыми, но сводить их только к тотальному давлению на Русь было бы заблуждением. Своеобразие этих отношений становится понятным в контексте той исторической эпохи: раздробленная Русь в XIII в. подвергается двойной агрессии - с Востока и с Запада. Русский историк Г.В.Вернадский писал: «…устоять и спастись в борьбе одновременно на два фронта Русь не могла. Предстояло выбирать между Востоком и Западом. Выбор был сделан в пользу Востока».

Значительную роль в этот период сыграл великий князь Александр Ярославович (1220-1263 гг.). В исторической литературе неоднозначно трактуется его место и роль в истории Руси. Александр, прозванный потомками «Невским», прожил короткую жизнь, годы его великого княжения (1252-1263 гг.) совпадали с самым тяжелым периодом ордынского ига. Неоднозначность оценки вытекает из видимого противоречия в образе Александра Невского. С одной стороны, это выдающийся полководец, выигравший все сражения, в которых участвовал, сочетавший решительность с расчетливостью, человек большой личной храбрости; с другой - это князь, вынужденный признать верховную власть иноземного покровителя, не пытавшийся организовывать сопротивление самому опасному врагу Руси той эпохи - монголам, более того способствовавший им в установлении системы эксплуатации русских земель. Заручившись дипломатической поддержкой Орды, страхуя свои тылы, Александр подавил попытки шведов в 1240 г. (Невская битва) и немцев в 1242 г. (Ледовое побоище на Чудском озере)  проникнуть в земли Северо-Западной Руси. Подчинение Александра монголам не было механическим: он выделил в них те стороны и качества, которые могли помочь сохранить и утвердить русскую культурную самобытность, защитить ее от католического Запада, предотвратить поглощение Северо-Западной Руси католической Европой и тем самым спасти русское Православие - основу самобытности.

Александр Невский - человек своей эпохи, действовал в соответствии с мировосприятием того времени и личным опытом. Он был, выражаясь современным языком, «прагматиком»: выбирал тот путь, который казался ему более выгодным для укрепления его земли и для него лично. Когда назревал решительный бой, он давал решительный бой; когда наиболее перспективным и значимым казалось соглашение с одним из врагов Руси, он шел на соглашение. В результате в период великого княжения Александра Невского не было ордынских набегов на Владимиро-Суздальскую землю. Александр добился признания Новгородом верховного права великого князя Владимирского. Это стало впоследствии одним из факторов, благодаря которым Северо-Восточная Русь превратилась в ядро нового Российского государства. Предпочтение новгородцами владимирского стола киевскому было решающим событием в процессе перехода номинальной столицы Руси из Киева во Владимир. Но эти долгосрочные последствия политики Александра Невского не были следствием того, что он изменил объективный ход исторических событий; напротив, Александр действовал в соответствии с объективными обстоятельствами своей эпохи, действовал расчетливо и энергично.

Александр Невский вскоре после смерти был канонизирован церковью; имя его продолжало вдохновлять поколения, жившие много веков спустя: в 1725 г. был учрежден орден святого Александра Невского, а в 1942 г. - советский орден Александра Невского (единственный советский орден, названный именем деятеля эпохи русского средневековья).

Монгольское иго не являлось изобретением только для русских княжеств. Это была имперская политика чингизидов в отношении всех завоеванных народов, основы которой разрабатывались задолго до похода на Русь. Можно назвать это «комплексом политических и экономических мер». Русскую специфику составляла лишь одна черта – угнетатель жил вдалеке, не на завоеванной территории.

Иго как система властвования представляла собой достаточно гибкую и меняющуюся политику, учитывавшую исторические реалии того времени. Иго 1238-1480 гг. условно можно разделить на три периода: первый – 1238 -1310 гг., второй – 1310-1400 гг., третий – XV в. Русь сохранила свою государственность, но находилась в вассальной зависимости от Золотой Орды. Необходимо различать экономические и политические формы вассальной зависимости.             

Экономические: 1. Уплата ежегодной дани – «выхода». 2. Содержание монгольских гарнизонов в русских землях. 3. Отработка повинностей (извоз, строительство и т.д.) в пользу завоевателей. 4. Создание выгодных условий для ордынских купцов.

Политические: 1. Получение русскими князьями у ордынских ханов ярлыков на княжение. 2. Карательные набеги монгольских орд на русские земли.     3. Террор в отношении русских князей.

 Наибольшую тяжесть Русь испытала на протяжении всего XIII в. В этот период она перенесла самое кровавое завоевание, а затем его постоянные военные подтверждения. Монгольское нашествие нанесло жестокую травму русскому народу. Завоеватели в течение первого десятилетия после нашествия не брали дань, занимались только грабежами и разрушениями. В 1257-1259 гг. была проведена перепись населения для определения суммы дани ее плательщиков, числа рекрутов в монгольские войска. Елюй Чуцай (1190 -1244 гг.), советник Угедея выдвинул идею: не сравнивать с землей завоеванные города, а облагать их данью в пользу имперской казны. Новые формы иго приняло при ханах Узбеке (1312-1341 гг.) и Джанибеке (1341-1357 гг.), когда изменилась структура монгольского властвования на Руси, и основной упор был сделан на экономическое угнетение.

 Самым тяжелым для всех слоев русского населения были ежегодные платежи Орде, называвшиеся на Руси ордынской данью или «выходом».

 В результате переписи населения, проведенной ордынцами в 50-е гг. XIII в. в северо-восточных русских княжествах и Новгороде, взимание «выхода» приобрело повсеместный и регулярный характер; размеры ежегодного ордынского «выхода» стали исчисляться в денежном выражении. Хотя свидетельства о размерах ордынской дани не систематичны, относятся к разным периодам и разным княжествам, тем не менее они дают общее представление о средствах, перетекавших из русских земель в Орду. Так, в конце XIV в. платежи с Московского княжества и присоединенных к нему княжеств Дмитровского, Галицкого, великого княжества Владимирского составляли 5 тыс. руб. в год. С одного Московского княжества собирали одну тысячу рублей «выхода». Общая сумма ордынской дани с русских земель составляла не менее 15тыс. руб. в год.

Размеры ордынского «выхода» несколько колебались, да и не всегда он и выплачивался. Так, Московский великий князь Дмитрий Иванович не платил дани со своих владений в 1361-1371 и в 1374-1380 гг. Его сын Василий, пользуясь раздорами в Орде, не отправлял «выхода» в 1396-1409 гг. Иван III в 1479г. отказался платить дань хану Большой Орды Ахмаду, чем вызвал его поход на русские земли в 1480 г. Временные перерывы в уплате дани вовсе не означали отмену податей с населения. Собранные средства оставались у князей. Княжеские договорные грамоты и завещательные распоряжения второй половины XIV и XV вв. пестрят указаниями на условия распределения между князьями ордынской дани. Кроме дани, с населения русских княжеств взимались чрезвычайные ханские «запросы», т.е. внеочередные ордынские платежи. Русские люди обязаны были принимать, кормить и содержать многочисленных ордынских послов с их свитами. Отказ выплачивать дань, принимать послов и другие проявления политической самостоятельности русских князей вызывали со стороны Орды жестокие репрессивные меры. На Русь посылались войска, опустошавшие владения непокорных правителей.                       

11 ноября 1480 г. - окончательное свержение почти 250-летнего ордынского господства над Русью. Русское государство обрело формальный суверенитет. Последствия ордынского ига были тяжелыми. Большие опустошения, произведенные Батыем, последующими карательными экспедициями, тяжелый податной пресс, наложенный завоевателями на покоренное население русских княжеств, привели к затяжному экономическому упадку русских земель. На протяжении первых 50 лет ордынского господства в княжествах Северо-Восточной Руси не было основано ни одного города. Общее количество городов не изменилось с 30-х гг. XIII в. до середины XIV в., и только со второй половины XIV в. оно начало возрастать. После иноземного завоевания в русских городах исчез ряд ремесел, они возродились только в XVI в.

В результате чужеземного господства на Руси произошли серьезные демографические изменения: перестали существовать южное Переяславское и Киевское княжества; сократилась территория расселения древнерусского народа, так как плодородные степные и лесостепные земли заняли кочевники; западные и южные княжества постепенно подпали под власть Литвы и Польши. Основным регионом обитания древнерусского народа стали лесистое волго-окское междуречье и примыкающие к нему области, более безопасные в военном отношении, но менее пригодные для хозяйственной деятельности. Под воздействием военных нападений ордынцев жители плодородного Владимиро-Суздальского княжества стали уходить на западные, северные и восточные окраины некогда единого Владимирского княжества. Отток населения из центра привел к образованию новых периферийных княжеств, усиливших феодальную раздробленность. К 70-м гг. XIII в. на русском Северо-Востоке помимо домонгольских княжеств возникают княжества Московское, Тверское, Костромское и другие, между которыми начинается борьба за ханские ярлыки на «Владимирский стол».

Ордынское иго повлияло на складывание особенностей русского государства: усиление личной власти великого князя и бесправие феодалов.

Иго привело не только к длительному разрыву экономических и политических связей между Северо-Восточной и Юго-Западной Русью, но и резкому упадку политического авторитета Руси на европейской арене. Внешние связи русских земель были в значительной степени переориентированы на Восток.

Вопрос об отношениях между Русью и Ордой, о степени влияния ордынского ига и его последствиях на развитие средневековой Руси принадлежит к числу дискуссионных. Можно выделить две крайние точки зрения. Первая: иго принесло разорение, гибель людей, задержало развитие, но существенно не повлияло на быт, жизнь и государственность русских. Эту точку зрения разделяли С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, С.Ф. Платонов, М.Н. Покровский. Традиционна она была и для советской историографии. Вторая: иго оказало большое влияние на общественную и социальную организацию русских, на формирование и развитие Московского государства. Впервые эту мысль высказал Н.М. Карамзин. Он считал, что зависимость от монголов способствовала преодолению раздробленности русской земли, созданию единой государственности, подводя русских к мысли о необходимости объединения. Точку зрения Н.М. Карамзина развивали Н.И. Костомаров, Н.П. Загоскин и др. В XX в. эти идеи развивали «евразийцы» (Г.В. Вернадский, В.В. Леонтович, Л.Н. Гумилев), которые считали Московское государство составной частью Великой Монгольской империи. В.В. Леонтович утверждал, что и крепостное право заимствовано Россией у монголов.

Против второй точки зрения есть очевидные аргументы. Яса Чингисхана - правовой кодекс монголов - на территории Руси не действовала. Не создали они и специальных законов для нее. На Руси действовали собственные правовые нормы (они нашли отражение в судебниках). Монголы не устранили русских князей, не создали своей династии на Руси, как это было в завоеванной ими Персии. Не имели они и постоянного наместника или наместников с определенными функциями. Баскаки назначались, не имели функций управления, а наблюдали за сбором дани. Таким образом, систематического управления Русью со стороны Орды не было. Управление находилось в руках русских князей, сношение с Ордой – в руках великого князя. Итак, нет оснований утверждать, что в период ордынского нашествия Северо-Восточная Русь была составной частью Золотой Орды. Речь может идти о ее зависимости от Орды, влиянии ига на процесс формирования характера русского народа и Московского государства. Причем, это влияние было не прямое, а опосредствованное: влиял сам факт господства над русской землей и атмосфера насилия на протяжении двух с лишним столетий. Стремясь вернуть независимость, создавая свое государство с центром в Москве, русские многое перенимали из общественной организации противника.

2.  Почти два столетия продолжался процесс объединения русских княжеств Северо-Восточной Руси в единое государство. К началу XIV в. сложились экономические, социальные, духовные предпосылки образования единого русского государства. Ведущую роль играл внешнеполитический фактор – необходимость противостояния Орде, Ливонскому ордену, Великому княжеству Литовскому.

В процессе политического объединения на Руси можно выделить четыре этапа: 1. Конец XIII  – первая половина XIV вв. Усиление Московского княжества и начало объединения русских земель во главе с Москвой. 2. Вторая половина XIV – начало XV вв. Успешное развитие процесса объединения и зарождения элементов единого государства. 3. Вторая четверть XV в. Феодальная война. 4. Вторая половина XV  – начало XVI вв. Образование единого русского государства.

Широкие слои населения – и феодалы, и горожане, и крестьяне – были заинтересованы в централизации. Такой характер процесса объединения обусловил особенности сформировавшегося к концу XV в. государства: сильную монархическую власть, жесткую зависимость от нее господствующего класса, высокую степень эксплуатации непосредственных производителей.

Необходимо обратить внимание на особенности формирования единого государства на Руси: оно создается на феодальной основе и как многонациональное; на Западе – на капиталистической основе и как национальное. При всей хронологической близости образования централизованных монархий на Руси и в Западной Европе Российское государство отличалось от западных своей колоссальной территорией и ее непрерывным ростом, многонациональностью и особенностями организации власти. Это было огромное государство, площадь которого к началу XVI в. достигла 2,8 млн. км2.

С начала XIV в. тенденция к централизации Руси стала проявляться более отчетливо. Начинается новое возвышение Великого княжества Владимирского. Владимирский князь стоял во главе феодальной иерархии, территория его княжества включала достаточно плодородные земли, что привлекало сюда бояр. Великокняжеский престол, несмотря на призрачность своего величия, служил гарантией незыблемости границ княжества. Видимо поэтому борьба вокруг ордынского ярлыка между князьями не только не затихала, но и становилась все более яростной.

Наиболее ярыми претендентами на него были Московское и Тверское княжества, иногда в этот спор вмешивались Суздальско-Нижегородские и Рязанские земли. Борьба за Владимирский престол не являлась схваткой сторонников и противников единства русского государства. В ней решался вопрос, какое из княжеств станет ядром будущего объединения. Возможности Московского и Тверского княжеств были примерно равны с точки зрения защищенности их границ, удобства торговых путей, опыта князей и их качеств, как государственных деятелей. С 1310 до 1390 гг. произошло 19 междоусобных войн, только во время десяти из них имели место бои и взятия городов. Количество и сила ордынских нападений на Русь продолжали уменьшаться.

Как отмечал русский историк С.Ф. Платонов, возвышение и победа Москвы над своими конкурентами были предопределены многими причинами: ее географическим (срединным) положением, давшим ей и населению средства; личными способностями первых московских князей, которым нельзя отказать в умении пользоваться обстоятельствами, в их политической неразборчивости и хозяйственности. Москве помогло сочувствие к ней высшего духовенства, которое покинуло запустевший Киев и связало свою судьбу с Северо-Восточными землями (первым это сделал в 1299 г. митрополит Максим, переехавший во Владимир – на – Клязьме.)

Свою роль сыграла и политическая близорукость Золотой Орды, которая не сумела вовремя разглядеть главного соперника, а также отсутствие по – настоящему сильных соперников: Новгород не вмешивался в распри, а Тверь страдала от междоусобий местных князей. Нельзя обойти вниманием и сочувствие, проявленное к Москве русским боярством, которое всегда стремилось встать на сторону сильного и удачливого.

Апогея борьба между княжествами достигла при Иване I Даниловиче (Калите), правившем в 1325- 1340 гг. В 1327 г. он взял на себя подавление народного восстания в Твери против монгольских баскаков. В награду за это получил ярлык на великое княжение и право на сбор дани для Орды во всех русских землях. Он с большой энергией принялся за дело, обложив страну удвоенной данью, часть которой утаивал от хана. Московское  боярство богатело и усиливалось, что привлекало феодалов из других земель. В 1328 г. столица княжества была перенесена из Владимира в Москву.

Уже к 1380 г. Москва усилилась настолько, что великий князь Дмитрий Иванович (в будущем «Донской») сумел вступить в открытую борьбу с Ордой. Отразив в 1375 г. очередные претензии тверского князя, он решил воспользоваться усобицами в стане монголов, где за 20 лет сменилось 20 ханов.

Куликовская битва, состоявшаяся в ночь с 7 на 8 сентября 1380г. имела огромное значение как в политическом, так и в психологическом плане. Она еще больше подняла значение Москвы как центра объединения русских земель, вернула народу веру в свои силы, сплотила его для дальнейшей борьбы. В то же время победа не означала освобождения от монгольского ига. Дальнейшее объединение и освобождение русских земель было замедлено жестокой княжеской междоусобицей второй четверти XV в. (1425-1453 гг.), получившей название «феодальной войны».

Феодальная война дорого обошлась стране: сожженные села, сотни убитых, усиление зависимости Московского княжества от Орды. С другой стороны, она подтвердила необходимость процесса объединения русских земель, показав опасность новых княжеских усобиц. Ход событий непрерывно убыстрялся, исподволь копившиеся предпосылки объединения, достигнув критической массы, подгоняли процесс консолидации земель. Он получил завершение в правление Ивана III (1462-1505 гг.). Княжение Ивана Васильевича явилось важнейшим этапом в процессе создания единого Русского государства: это время образования основной территории России, окончательного освобождения от монгольского ига и формирования политических основ централизованного государства.

Иван III был крупнейшим государственным деятелем, человеком больших политических замыслов и решительных начинаний. Умный, дальновидный, расчетливый, настойчивый, но осторожный и хитрый, он был достойным продолжателем дела своего отца Василия II, княжившего с перерывами с 1425 по 1462 гг.

Ивану III удалось изменить весь облик государства, превратить его из сильного княжества в мощную централизованную державу. К 1485 г. Иван III с большим успехом осуществил объединение под своей властью разных областей Великороссии. Иван III стал называться «Великим князем всея Руси». Время раздробленности закончилось. Единое русское государство получило название «Россия», «Российское государство». При Иване III был введен в 1497г. российский государственный герб - двуглавый орел. Московское государство стало известно в странах Западной Европы: установились дипломатические отношения с Германией, Венгрией, Данией и Турцией.

В социально-экономической и политической областях в XIV-XV вв. происходят серьезные перемены. Изменился принцип наследования: нормой стала передача княжеской власти и владений от отца к старшему сыну, а не к младшему брату. К концу XIV в. верховная власть перешла в руки московских князей. Одновременно шел процесс ограничения «свобод» бояр к перемещению: в договорах различных княжеств особо подчеркивался отказ принимать бояр и служилых людей из других княжеств. Подобное положение было выгодно сильным княжествам. Постепенно происходит, хотя и медленно, усиление дворянства одновременно с изменением его дворянского статуса. Помещики перестали селиться непосредственно при князьях и начали получать небольшие наделы на условиях несения воинской службы. Положение крестьян почти не изменилось: они имели практически те же вольности и права, что и в предыдущем столетии. Основные стороны их жизни по-прежнему регулировала община

XIV-XV вв. были отмечены бурным развитием ремесла и сельского хозяйства в Северо-Восточной Руси. Повсеместно происходит дифференциация существовавших технологий и появление новых. Так, в кожевенном производстве помимо сапожников появляются новые профессии: сумники, ременники, уздечники, чеботари и др.

Получили распространение на Руси водяные колеса и водяные мельницы, пергамент стал активно вытесняться бумагой, увеличился размер железных рабочих деталей сохи. Сельское хозяйство развивалось несколько медленнее, чем ремесло. Увеличилось количество домашних животных, а значит, и внесение органических удобрений на поля.

XV в. характеризовался интенсификацией церковной жизни на Руси. Это объяснялось двумя основными причинами:

1) ослаблением, а затем и падением византийского патриаршества, что усилило давление католицизма;

2) обострением процесса государственного размежевания православных народов в рамках Руси и Литвы.

Женитьба Ивана III на Зое (Софье) Палеолог, племяннице последнего византийского императора Константина XI Палеолога, в 1472 г. не только укрепила позиции московского самодержавия, но и повысила статус русской церкви. Во внутриполитической жизни деятельность русской церкви и особенно митрополита была направлена на поддержку московских князей и прекращение междоусобиц. Слово митрополита было далеко не последним в решении политических вопросов.

XV в. был временем активного роста помещичьего землевладения и постепенного оттеснения им боярского землевладения. Со второй половины XV в. начинается процесс активного распространения и юридического оформления поместной системы. Расширение социального слоя помещиков способствовало усилению централизованного московского государства.

Первые элементы юридического закрепощения крестьян стали появляться во второй половине XV в. Первым общегосударственным юридическим актом, ограничивающим свободу крестьянских переходов, был Cудебник 1497 г., согласно которому крестьяне могли «отказаться» от боярина или помещика, только один раз в году – в Юрьев день (осенний). Это был первый открытый шаг к установлению крепостничества на Руси.

В целом за время ордынского ига Русь прошла большой политический, экономический, социальный и культурный путь развития. Высокая интенсивность развития сопровождалась и высокой степенью социальной мобильности. Практически все боярские и наиболее богатые купеческие фамилии были сменены выходцами из более низких социальных слоев. Серьезному обновлению подверглись и княжеские роды.

Объединение русских земель в единое государство завершилось в первой четверти XVI в. великий князь Василий III был прозван «последним собирателем земли русской». Он положил конец системе уделов. В 1510 г. к Москве был присоединен Псков с его областью, в 1514 г. – Смоленск, в 1517 г. – Рязанское княжество, в 1517-1523 гг. – княжества Стародубское и Новгород – Северское.

Правление Василия III (1505-1533 гг.) падает на время экономического и политического подъема страны. Страна не подвергалась разорительным вторжениям иноземцев. Правительство не вело изнурительных войн. Усиление налогового гнета не достигло еще той степени, которая была характерна для середины XVI в. Все это не замедлило сказаться на экономике страны. Росли города, в которых увеличилось население, и возводились каменные здания церковных сооружений. Осваивались новые земли внутри страны, увеличивалось число сельских поселений на Севере, в ранее необжитых районах.

 Все последующие задачи внутренней и внешней политики России будет решать сын Василия III Иван IV Грозный.

3. Пруссы - собирательное название племен, населявших в средневековье земли между устьями рек Вислы и Немана. Их предки, называемые античными историками «эстии» (т.е. «живущие на востоке»), впервые приходят в Прибалтику во II в. до н.э. Пруссы входили в единую балто-славянскую языковую общность. Древнепрусский язык относился к западной группе балтийских языков. Имя народа «пруссы» появилось в VIII в. н.э. – так их называли славяне балтийского Поморья. Сами себя они так никогда не называли, в их обиходе было принято именование групп людей согласно землям, которые они занимали: сембы - из Самбии, натанги - из Натангии, барты - из Бартии, вармы - из Вармии и т.д. Свою землю пруссы называли «Ульмигания», «Ульмигерия», «Ульмеригия». Эти имена имеют восточно-германское происхождение и обозначают «Островное царство». Вплоть до XII в. европейцы считали островом прародину пруссов - полуостров Самбия, окруженный водами Балтийского моря, заливов и рек Преголи и Деймы. Древние кельты и германцы называли землю пруссов «Озерикта» и «Аустеравия», что на русский язык переводится «Восточная страна».

 С X в. Пруссия как страна пруссов упоминается в документах папской курии. Так в описи церковных имений римской католической церкви, которые подлежат христианизации, указана земля «Пруссия», за которой расположена «Руссия». Источником таких сведений была Польша, ближайший сосед пруссов. Польша приняла католичество в 966 г., входила в орбиту влияния папского Рима и стремилась подчинить соседей- язычников.

В начале XIII в. в Пруссии, по данным летописца Петра Дусбурга, существовало 11 земель: Помезания, Погезания, Галиндия, Бартия, Надровия, Скаловия, Вармия, Натангия, Самбия, Судовия, Сассовия (Любовия). Общая площадь земель составляла примерно 42 тыс. км.2 с населением около 170 тыс. человек. Границы земель были весьма условны. Территория нынешней Калининградской области (15,1 тыс. км.2) охватывает, кроме Самбии, северные части земель Натангии, Вармии и Бартии, полностью Надровии и южную часть Скаловии.

Какие существуют источники для изучения социального строя и культуры пруссов? Пруссы не имели письменности. Сохранились в рукописной копии XIV-XV вв. немецко-прусский словарь на 802 слова (составленный примерно в XIII в.); словарь на 100 слов, составленный доминиканским монахом Симоном Грунау в первой половине XVI в., а также 2 катехизиса, изданные параллельно на немецком и прусском языках в г. Кенигсберге в 1545  и 1561 гг. Прусский язык перестал существовать к концу XVII в. В то же время немецкими и российскими лингвистами отмечалось сохранение языка в географических названиях: река Преголя (по-прусски «Прегора») переводится как «бездонная, глубокая». Название земли Вармия произошло от прусского слова «красная» и объясняется широким распространением обрывистых берегов из красной глины на Вислинском (Калининградском) заливе.

Первые достоверные сведения о территории и населении юго-восточной Прибалтики появляются в трудах античных ученых Плиния Старшего, Помпония Мела, Корнелия Тацита, Клавдия Птоломея, Марка Аврелия Кассиодора. Во второй половине I в.н.э. в Риме возник большой спрос на янтарь. По янтарному пути, пролегавшему от города Аквилеи в Северной Италии через Нижний Дунай вниз по течению р. Вислы и юго-восточному берегу Балтийского моря, римские торговые караваны везли серебряные и бронзовые монеты, предметы быта, оружие. Пруссы обменивали эти товары на янтарь.

Плиний Старший (23-79 гг. н.э.) в своем труде «Естественная история» поместил рассказ о поездке в 62 г. н.э. посланца императора Нерона за янтарем для устройства гладиаторских игр. Квинт Атилий Прима вместе с охраной добрался до страны янтаря и привез такое огромное количество янтаря, что «…сетки, защищавшие балкон деревянного цирка (театра) от диких зверей, скреплены были янтарем, а вся арена и носилки для убитых гладиаторов и все прочее снаряжение, необходимое для игр, были сделаны из янтаря, чтобы создать разнообразие в самой пышности каждого отдельного дня этих игр». Воины из охраны Квинта Атилия Примы не устояли перед соблазном легкого обогащения: они отдавали нагрудные знаки отличия легионеров и воинские пояса местным жителям в обмен на «солнечный камень». По сообщению Плиния Старшего самый крупный кусок янтаря, привезенный тогда в Рим, весил 4,26кг. Само же население Самбии не слишком ценило сокровища, которыми изобиловала их земля.

Римский ученый Корнелий Тацит (55-117 гг. н.э.) сообщал: «…правым берегом Свевского моря омывается земля племен эстиев, у которых обычаи и внешний вид как у свевов, а язык похож на британский. Они поклоняются матери богов и носят как символ своих верований изображения кабанов. Это у них, заменяющая оружие, - защита от всего, гарантирующая почитателю богини безопасность даже среди врагов…Они обыскивают море…и на берегу собирают янтарь, который сами называют «глэзиум». Но какова его природа и откуда он берется, они, будучи варварами, не доискиваются и не имеют об этом точных сведений. Он даже долго валялся у них среди других отбросов моря, пока наша страсть к роскоши не создала ему славы… Собирается он в грубом виде, приносится без всякой отделки, и они получают за него плату с удивлением».

Впоследствии термин «эстии» сменяется новым этнонимом – «пруссы», который в форме «брутери», «прецун», «прутены», «брусы», «бороссы» будет фигурировать в европейских и восточных средневековых источниках, обозначая население, проживавшее между реками Висла и Неман.

Ценную информацию о материальной культуре, орудиях труда, предметах быта, одежде, снаряжении и оружии, внешнем облике пруссов дает археология. Первые археологические раскопки на территории Восточной Пруссии произошли в 1724 г., т.е. на 14 лет раньше, чем расчистки развалин города Помпеи близ г. Неаполя (1738 г.) Германские археологи и историки предвоенного времени внесли большой вклад в изучение истории пруссов. В 1844 г. в г. Кенигсберге создается Общество «Пруссия» по изучению древностей. К концу XIX в. накопились обширные материалы по истории края в архивах этого общества и в музейных хранилищах Королевского замка. К сожалению, многие материалы погибли во время штурма г. Кенигсберга в апреле 1945 г.

В послевоенный период 40-х – 60-х гг. на территории Калининградской области производились раскопки советскими археологами. С 1974 г. на территории Калининградской области ведутся археологические раскопки Балтийской экспедицией Института археологии РАН под руководством д.и.н., профессора В.И. Кулакова. Многолетние археологические исследования позволили сделать вывод о том, что материальная культура пруссов была достаточно высока. Они знали способы обработки бронзы, железа, дерева, кости; сами для себя изготовляли оружие, железные шлемы, кольчуги, орудия труда - ножи, серпы, топоры, пилы, косы-горбуши, рыболовные крючки, железные лемеха и т.д. Пруссы вели торговлю с соседями: Польшей, Швецией, Данией, Великим Новгородом, Киевом. Купцы этих стран привозили соль, изделия из золота и серебра, стеклянные и металлические украшения. Пруссы получали металлургическое сырье и готовые бронзовые изделия с Кавказа и Балкан.

К началу XIII в. ведущим направлением хозяйства у пруссов стало подсечное земледелие. Они сеяли рожь, пшеницу, ячмень, овес, просо; выращивали лен, занимались огородничеством, бортничеством, а также рыбной ловлей, охотой на медведя, лося, черную куницу, возможно, и морской охотой на тюленя. Они выращивали крупный рогатый скот, свиней и лошадей, чье мясо шло им в пищу.

Древние пруссы были язычниками: они поклонялись солнцу, луне, звездам, грому, матери-земле, птицам, четвероногим, ужам, жабам. У них были священные рощи, поля, леса, реки, где они не смели рубить деревья, пахать, ловить рыбу. Большое значение пруссы придавали почитанию духов умерших. В день поминовения, осенью, на могилах оставляли шкуры лошадей, чтобы дух умершего мог добраться до родного дома, где возле порога его ожидали еда и питье.

Первое место в списке прусских богов занимал Окопирмс - бог неба и земли, вседержитель. За ним идут бог света - Звайгстикс и бог моря - Аутримпс. Следующий уровень занимали три бога, которые особо почитались: Перкунас - бог грома, молнии, дождя; Потримпс - бог молодости, плодородия; Патолс- бог смерти, подземного мира.

 Боги прусского мировоззренчества были живыми и полнокровными существами, непосредственно общавшимися с простыми смертными. Очень почитали пруссы огонь. Средневековые хронисты обращали внимание на обряды, связывавшие пруссов с окружающим миром: «Они, пруссы, запрещают нам (христианам) приближаться к священным рощам и источникам, ибо считают, что те становятся нечистыми от приближения христиан…».

С XII в. формируется территориально-административная структура пруссов. Основой прусского общества являлась земледельческая община, которая состояла из сельского поселения (деревни) или нескольких поселений. В общине было 12 дворов. Во главе общины стоял староста или старейшина. Группа общин составляла волость. Волостным административным центром служило укрепленное поселение (городище), в нем проживал управляющий округой. Волости объединялись в территориальные единицы – земли. Каждая прусская земля управлялась советом знати, среди которой в середине XIII в. выделяются особо могущественные роды: Сколо - в Самбии, Виды – в Вармии, Монте - в Натангии и др. Наследственные правители земель не смогли объединиться и враждовали между собой.

К моменту появления рыцарей Тевтонского ордена прусское общество можно охарактеризовать как патриархальное, в котором главную роль играли мужчины. Мужчина – прусс пользовался неограниченной властью в семье: он мог продать в рабство, убить сам или с помощью других любого члена семьи. Наследование имущества шло только по мужской линии. Воины – пруссы предпочитали брать в жены женщин с о. Готланда. Жен покупали, они находились полностью под властью мужа. Жена не могла сесть с хозяином дома за стол и каждый день должна была мыть мужу ноги. У пруссов имело место многоженство.

Примечательно, что число три у пруссов почиталось: три жены было у мужчины – прусса, три раза полагалось выпить на пиру или поминках, прусс должен был отдать треть своего достатка (или добычи) богам (через жреца), существовало три главных бога (грома, молодости, смерти), которые особенно почитались.

На территории Пруссии шел активный процесс дифференциации общества. В конце IX в. выделяются три социальные группы: знать, свободные и рабы. В категорию знати входили богатейшие, благороднейшие и «куниги» (князья). Прусская знать пила кобылье молоко (кумыс), а свободные общинники и рабы - медовуху. К XIII в. прусское общество значительно эволюционизировало: общинники расслаиваются на свободных и свободных зависимых. Изменения происходят и в слое знати («нобилей»): выделяются представители служилой знати - дружинники.

В XI-XII вв. прусские дружинники все больше превращались в наемников. По призыву отдельных польских князей они участвовали в междоусобных войнах. Под давлением жрецов в конце XI в. прусская дружина покинула родину предков. Они осели в центральной Литве, в районе Великого Новгорода, на северо-западе Белоруссии. Пруссы играли важную роль в создании позднейшего Литовского государства. Около 1165 г. в Великом Новгороде появилась «Прусская улица», на которой жили выходцы из Самбии. Это подчеркивает высокое социальное положение, занятое пруссами на новой родине. Согласно генеалогической легенде, родоначальником рода Романовых был сын прусского нобиля Гланды Камбилы Дивоновича Андрей Прусс, который был боярином на службе у великого князя Московского Ивана Калиты и его приемника Симеона Гордого. У Андрея Прусса было 5 сыновей, от которых произошло 17 старинных русских дворянских родов такие, как Боборыкины, Колычевы, Сухово-Кобылины, Шереметьевы, Коновницины, Неплюевы, Лодыгины, Образцовы и др. Есть основания предполагать прямое участие пруссов в создании древнерусского государства. Подтверждением этому служит первая княжеская эмблема Руси – «трезубец» князя Владимира Красное Солнышко. Трезубец является схематизированным знаком прусской жертвенной птицы, приносимой Верховным Жрецом богам ради процветания вверенного ему народа. Отсюда эмблема прусской дружины – серебряный (белый) ворон, явившийся первым геральдическим изображением средневековой Европы.

Прусские дружинники не смогли взять власть, преодолеть жреческое сопротивление и осуществить идею государственности. Жреческая идеология «священного царства» на рубеже XII-XIII вв. несла в себе изначально заряд саморазрушения для пруссов. Христианская цивилизация неумолимо надвигалась на пруссов, а фанатическая приверженность к языческим богам отгораживала их от влияния более высокой европейской культуры. Развалу прусского общества способствовала и местная знать - «нобили», стремившиеся к стабильному владению землей. Однако развитие феодальных отношений под властью жрецов было невозможным. Перспектива реального обретения почетного места в феодальной структуре толкала значительную часть прусского нобилитета на сотрудничество с крестоносцами. Из их среды к концу XII в. стал формироваться класс земледельцев-феодалов. Земельные наделы отводились нобилям, составляя основу их крупных хозяйств. Однако основная часть земельных угодий, куда входили и объявленные «святыми» леса и поля, по-прежнему принадлежала жрецам.

Уход профессиональных воинов-дружинников в Литву и другие страны открыл неограниченные возможности для укрепления власти жрецов, которые правили от имени языческих богов. На протяжении VIII-XIII вв. в Пруссии было 50 верховных жрецов, избиравшихся пожизненно. Они назывались Криве-Кривайто, у которых был обширный «штат» подчиненных ему жрецов. Верховный жрец Криве-Кривайто носил жезл с тремя загнутыми концами - символ его безграничной власти над душами пруссов. Центральная часть жезла имела вид верхней части мужской фигуры (бога солнца и огня Перкуно), по сторонам его изгибались две белые лошади. Поясом Криве - Кривайто служила обернутая вокруг тела 49 раз белая полотняная лента. Голову жреца украшала шапка с загнутым острым концом, которую венчал золотой, усыпанный янтарем шар. Через правое плечо Криве спускалась перевязь с изображением владыки богов - Перкуно.

Ближайшим помощником верховного жреца считался Эварт – Криве, имевший двухконечный посох и пояс, обертывавшийся вокруг тела семь раз. Затем следовал разряд жрецов – кривуле, выполнявших судейские функции. Посылаемый ими по деревням жезл с одним загнутым концом считался сигналом к сбору народных собраний. Поразителен факт обнаружения при раскопках в Новгороде Великом аналогичных по виду жезлов XII – XIII вв., имевших у горожан также священное значение.

Основную массу жрецов, осуществлявших как ритуальные, так и административные обязанности, составляли вайделоты. С жителей в пользу Криве – Кривайто взималась подать. Прибыль (треть состояния) от торговых и хозяйственных операций шла не на развитие земледелия, а в жертвенный костер и на содержание громоздкого аппарата жречества. Это свидетельствовало о регрессивном характере прусского общества.

Перед Пруссией открывалась перспектива образования первого в Балтии единого государства. Однако жреческо–административная структура прусского общества, впитавшая в себя видоизмененные родовые традиции, не позволила этого сделать. Попытки жречества в XII в. консолидировать на этой основе всех западных балтов также не увенчались успехом. Прусское общество сделало свой исторический выбор, пойдя по тупиковому пути развития. Прусское общество было разрушено крестоносцами: оно пожинало плоды своей искусственно поддерживавшейся с XI в. обособленности и консервативности. Вера в единых богов не могла стать причиной для появления общности государственного типа. Степень общественного развития Балтийского региона в конце X в. создала предпосылки для распространения христианской религии. Христианская вера утвердилась в Дании (960 г.), в Польше (966 г.), на Руси (988 г.). Пруссы же оставались язычниками, так как военные конфликты с соседями не способствовали принятию ими веры врагов.

Первая мирная миссия в Пруссию с несением Христианской проповеди принадлежит чешскому епископу Войтеку – Адальберту (955 – 997 гг.). Гибель Войтека в 997 г. от рук язычников явилась следствием враждебных отношений между поляками и пруссами в те годы. Подобная же участь постигла второго христианского проповедника Бруно в 1009 г., когда он пришел в Пруссию через Киевскую Русь. Около 1212 г. монах-цистерцианец Христиан осуществил мирную христианизацию пруссов Помезании и Погезании. Римский папа Иннокентий III в 1216 г. назначает Христиана первым епископом Пруссии. Но число обращенных в новую веру пруссов почти не росло. Они продолжали обожествлять таинственную силу природы, землю, солнце, гром, вековой дуб, считавшийся бессмертным. Тогда польские феодалы пытаются стимулировать процесс христианизации при помощи небольших по объему крестовых походов в 1222-1223 гг. Но это только усилило сопротивление язычников-пруссов. Дальнейший процесс христианизации Пруссии существенно омрачен насильственными действиями Тевтонского (немецкого) рыцарского ордена.

 Завоевание Пруссии осуществлялось в течение 1233-1283 гг. Тактика завоевания территории была простой и надежной: завоевывается часть местности, на ней строятся оборонительные сооружения, затем города, происходит покорение местных жителей, затем призываются переселенцы из Германии и территория становится орденской, т.е. немецкой.

В отечественной историографии выделяется три этапа борьбы пруссов с Тевтонским орденом: 1233-1249; 1249-1260; 1260-1283 гг. Свою периодизацию процесса покорения Пруссии дает и орденский летописец Петр из Дусбурга. Он выделяет начальный этап (1231 -1240 гг.), когда были покорены первые шесть прусских земель (Любовия, Помезания, Погезания, Вармия, Натангия, Самбия) и еще три: первое, второе, третье «вероотступничество» пруссов (1249-1260, 1260-1274, 1274-1283 гг.). Обе эти периодизации в своей основе совпадают, но схема П. Дусбурга выглядит все же более естественной. Само завоевание Пруссии осуществлялось в форме специально организованных крестовых походов. В этих походах принимали участие не только рыцарские отряды из Германии, но и, особенно на начальном этапе покорения Пруссии, дружины польских князей.

Продвижение крестоносцев в Пруссию было хотя и медленным, но уверенным. Относительная медлительность заключалась в том, что основное завоевание части территории совершалось именно во время крестового похода. После того, как основные военные силы становились ненужными, они распускались, значительная масса участников похода возвращалась в родные места, а на завоеванной территории оставались представители Ордена, поселенцы-колонис-ты и небольшая часть наемников для обороны строящегося замка или города. Покорение первых шести прусских земель продолжалось 11 лет.

На территорию языческой Пруссии, на которой теперь располагается Калининградская область, Тевтонский орден вышел во время третьего крестового похода. Крестоносцы в 1237 г. заложили замок Эльбинг, выгодное географическое положение сделало его первым и главным морским портом государства. В 1239 г. был взят прусский замок Хонеда и назван Бальгой. Он стал первым рыцарским замком на территории будущей Восточной Пруссии.

Пруссы оказывали отчаянное сопротивление крестоносцам, проявляя подлинный героизм, переносили тяжелые лишения. В 1242 г. вспыхнуло сопротивление пруссов, известное в историографии как «первое восстание». Практически вся Пруссия к 1243 г., за исключением пяти замков, была очищена от крестоносцев. Предпринимались шаги к мирному окончанию войны. Пруссы– христиане на Ливонском соборе в 1245 г. обратились к папской курии с просьбой усмирить неоправданную ярость воинов Девы Марии. Слово мира не услышали. Новые рыцари вливались в орденские войска. Пруссы вынуждены были пойти в 1249 г. на заключение мирного договора в Кристбурге (Помезания), который закрепил власть ордена над западными землями Пруссии.

Однако побежденные не признали себя покорившимися. Вспыхнуло новое восстание, длившееся до 1260 г. Зимой 1254 г. из Эльбинга и Бальги тевтонские войска под началом чешского короля Оттокара II Пшемысла переправились по льду Вислинского залива на юго–западную оконечность Самбии. Начался разгром прусской твердыни. Самбия была покорена.

В 1255 г. на месте прусского городища Тувангсте был заложен замок Кёнигсберг. Вопрос о наименовании Кёнигсберга остается дискуссионным. Историки предполагают, что великий Магистр ордена Поппо фон Остерна мог назвать замок в честь своего королевского сподвижника. Это мог быть обычный акт дипломатической вежливости. Не надо забывать того, что Оттокар был одним из претендентов на императорский престол. В то же время, у крестоносцев существовала традиция давать вновь возводимым замкам имена своих бывших владений в Святой Земле. Так, в Сирии Тевтонскому ордену принадлежала крепость, называвшаяся Королевская Гора. Крепость, основанная еще франками, занимала важное стратегическое положение на караванном пути из Дамаска в Египет, служила для защиты от нападений противника. Похожую роль должен был играть и новый замок. В соответствии с традицией, изменив латинское название на немецкое, крестоносцы потому и могли назвать его Кёнигсбергом. Наконец, третья версия – название замок мог получить и в честь существующего уже Кёнигсберга в Новой Марке, принадлежавшего одному из главных действующих лиц в крестовом походе – маркграфу Отто Бранденбургскому.

Историк Ф. Гаузе предложил формулировку, которая казалось бы могла устроить всех: «…орден, известный своим дипломатическим мастерством, при выборе наименования Кёнигсберга учел все три интереса: пожелания своих двух знатных крестоносцев и собственную привычку».

Ирония судьбы: Кёнигсберг начинал свою историю как крепость, спустя семь веков как крепость он ее и завершил.

Тевтонский Орден достиг своей стратегической цели в Пруссии: здесь было создано государство немецкое по языку и привнесенной культуре, католическое по официальной религии, колониальное по своему существу. Орден крестоносцев, обеспечив себе прочное положение в Пруссии, приступил к решению военно-политических задач: на западе его усилия направляются на подчинение польского Поморья. На востоке он стремился к завоеванию Литвы.   Государство Тевтонского Ордена просуществовало в течение 1283 – 1525 гг.

 Тевтонские завоеватели построили первые крепости Торн, Кульм, Мариенвердер и другие на р. Висле, получив доступ к морю и возможность лучшего сообщения с Германией. Замки и крепости имели не только оборонительное значение, но и играли важную хозяйственную роль. Всего было построено около 150 замков, из них 110 – на территории Восточной Пруссии. До 1410 г. было основано 93 города, из них 60 – в XIV в. Города с самого основания имели довольно широкую свободу: граждане получили право самим избирать своих правителей, приобретать земельные участки, строить мельницы, определять границы городской территории и т. д.

Звездное время ордена приходится на XIV в: с 1300 по 1382 гг. Территории, завоеванные крестоносцами, надо было обжить, обустроить. Именно в это время шло усиленное заселение прусской земли. Сюда ехали и шли переселенцы со всех уголков священной Римской империи германской нации. Население городов по своему составу не было единым. Среди горожан были выходцы из Голландии, Дании, Польши и других стран. Большинство же составляли немцы. По своему общественному положению они состояли из дворян, ремесленников, купцов и прочего городского люда. Крестьяне стали прибывать позднее, по мере упрочения завоеваний ордена и очищения земель от их исконных хозяев.

В конце XIV в. приток колонистов в Пруссию снизился, а разгром ордена под Грюнвальдом (1410 г.), неудачные последующие войны резко замедлили колониальные процессы, однако полностью не прекратились. По сведению польских историков, к началу XV в. население орденского государства составляло 480 тыс. человек: 200 тыс. немцев и по 140 тыс. пруссов и поляков.

Что представляло из себя орденское государство? Многие историки считают, что в северо-восточной Европе было создано сильное государство с динамичной экономической и общественной системой власти, с политическими и духовно-культурными новаторскими элементами, неведомыми языческим народам Прибалтики.

В период своего подъема (XIV-XV вв.) орден был не только крупным потребителем, но и крупным производителем. Его казна считалась самой богатой в мире. Он имел единую и надежную монету, имевшую хождение в ряде северных стран. Его подданные были довольно свободными людьми. Пруссия, став герцогством, а затем королевской провинцией, дала Германской империи не только свое имя, но и ведущие позиции в Европе.

Известно, что орденское государство возникло как результат завоевания чужой территории и покорения другого народа. Поэтому победители меньше всего думали о копировании каких–либо форм государственного устройства, а стремились создать такую систему управления, которая помогла бы им закрепить свое господство, неразделимость власти. Безусловно, орден заботился о внедрении и совершенствовании законности в стране, население которой формировалось из разноплеменных колонистов и местных жителей, настроенных чаще всего враждебно к пришлым хозяевам. В 1506 г. был основан верховный суд.

Орден позаботился о создании надежных вооруженных сил, призванных защищать страну от внешних и внутренних врагов. В стране была введена обязательная воинская повинность, в соответствии с которой каждый земледелец должен был являться на военную службу вооруженным и с соответствующей экипировкой. Крупные земледельцы выставляли несколько воинов. Пехота набиралась из прусских крестьян. Жители деревень немецких колонистов обычно освобождались от военной службы, но в случае войны и они становились под знамена ордена.

 Система управления государством также была подчинена укреплению власти ордена. Орденское государство было разделено на ряд административных единиц: земли Пруссия, Германия, Ливония; фогства, комтурии (в состав которого входил замок с прилегающей к нему территорией.). Во главе Ордена стоял гроссмейстер (великий магистр). Он выбирался пожизненно, но не имел абсолютной власти. Для обсуждения всех важных вопросов собирался капитул, включавший представителей каждой земли, вместе с которыми заседал совет из пять чиновников. Совет находился при магистре постоянно и вместе с ним осуществлял повседневное управление в период между съездами капитула.

Магистр (гроссмейстер) ордена находился на вершине власти. Будучи главой государства, он в определенной степени зависел от генерального капитула, которому принадлежала законодательная власть. Гроссмейстеру сразу после избрания приносилась клятва верности и послушания. Ни одна ветвь власти: ни исполнительная, ни судебная – не обладали полной самостоятельностью и послушно выполняли верховную волю капитула и магистра. Титул магистра часто не совпадал с выдающимися способностями, но среди тех, кто принимал на себя это звание, были и яркие личности.

 Кроме Германа фон Зальца (1210 -1239 гг.) заметный след в истории ордена оставил Лютер фон Брауншвейг (1331 -1335 гг.), избранный магистром в двадцатипятилетнем возрасте. При нем активно продолжалось заселение Пруссии немецкими колонистами, оживилась также духовная деятельность ордена. Это нашло свое отражение в архитектуре, возникло много деревянных оригинальных зданий. В 1333 г. по поручению магистра проповедник Николаус фон Ерошин начал работу над переводом с латинского на немецкий язык «Прусской хроники» Петра из Дусбурга. Хроника явилась значительным произведением орденского времени.

 Самым выдающимся магистром считается Винрих фон Книпроде (1351-1382гг.): за время его правления орден превратился в решающую политическую и хозяйственную силу всей Прибалтики. Новый магистр делал все, чтобы укрепить внутреннюю организацию ордена, расширить внешние связи. Одним из первых актов его государственной деятельности было восстановление покровительства со стороны основателей ордена: папы и императора. В результате папа Иннокентий IV вручил Книпроде заверенную копию документа, подтверждавшую законность покупки орденом Эстляндии, а император Карл IV подтвердил привилегии, данные ему в 1226 г. императором Фридрихом II. Это документально удостоверяло преемственность связи ордена с империей.

Важными актами государственной деятельности Винриха фон Книпроде было активное заселение орденских земель, значительное оживление торговли и вступление Кёнигсберга в Ганзейский союз, укрепление военного могущества ордена. Ему лично принадлежит заслуга в укреплении внешнеполитических связей и авторитета государства путем тонкой дипломатии в конфликте ганзейских городов с Данией и заключение Штральзундского мира.

Не все правители орденского государства обладали необходимыми волевыми и организаторскими качествами. Так, в 1317 г. Карл фон Триер из–за раскола в ордене вынужден был отказаться от гроссмейстерского кресла и уехать в Германию. Но, прихватив с собой печать и кольцо магистра, он тем самым сделал невозможным выборы нового правителя Пруссии и считался гроссмейстером до самой смерти в 1324 г. Четверо магистров из 37, в разные периоды возглавлявшие орден, отказались по разным причинам от должности сами. И все-таки в большинстве случаев магистры крепко держались за власть до самой смерти.

Помимо магистра, в состав высших правителей входили великий комтур (заменявший магистра в его отсутствие), маршал, треслер (казначей), главный трапиер (ризничий) и главный шпитлер (госпитальер), избиравшиеся генеральным капитулом с согласия гроссмейстера. Они составляли правительственный Совет.

Основной хозяйственной, административной и военной фигурой в иерархической системе орденского государства являлся комтур. Он был ближайшим к магистру чиновником, распоряжался делами определенной территории. Комтуры и рыцари, жившие в одном замке, составляли рыцарский конвент из 12 человек. В крупных замках в конвент входили от 50-70 рыцарей. Размеры комтурств зависели от того, где находились орденские земли, от характера местности, от природных границ, условий хозяйствования и обороны. Комтурств насчитывалось от 100 до 150.

Между округами, комтурствами и крепостями орденского государства существовала превосходная курьерская, преимущественно служебная связь. Центром ее был Мариенбург, а с 1457 г. – Кенигсберг, куда в замок была переведена гроссмейстерская резиденция. Курьеры находились под защитой государства.

Орден создал систему управления, которая буквально пережила века – настолько она оказалась продуманной. Даже после превращения духовного государства в светское и образования герцогства эта система, по существу, сохранилась.

Орден положил начало формированию прусского землевладения, основанного на власти крупных помещиков, появлению знатных дворянских родов. Он понимал необходимость создания прочного помещичьего и крестьянского сословия и повышения статуса новых деревень для упрочения социальной базы своего господства. Во второй половине XV в. происходит резкое усиление власти дворян. В Пруссии, как и во всей Германии, под мощным воздействием растущего спроса на хлеб и захвата зернового рынка дворянством возникает крепостничество. В неволе оказались не только прусские крестьяне, но и малоземельные немецкие колонисты.

В 1525 г. после падения орденского государства герцог Альбрехт Бранденбургский завершил дело магистров по закрепощению крестьян: он подписал свод земельных законов, открывший широкий простор произволу помещиков в отношении крестьян. В последние десятилетия правления ордена крупные землевладельцы стали оказывать решающее влияние на выработку и принятие земельных законов и оформлялись, по существу, в правящее сословие. Его представители назначались советниками магистров, заседателями и советниками Верховного суда, главами ведомств.

 Орден всячески поощрял развитие торговли. Расцвет ее пришелся на период правления Винриха фон Книпроде, когда магистр разрешил трем городам Кенигсберга войти в ганзейский торговый союз. Кенигсберг постепенно превратился в торгового посредника между европейским Востоком и Польшей, Россией и Литвой. Крупнейшей кенигсбергской фирмой ордена был торговый дом, который заключал сделки на поставку разнообразной сельхозпродукции, копченой, вяленой и соленой рыбы от Нидерландов до Новгорода, Бреслау и Лемберга. Самым выгодным был сбыт янтаря. Торговый дом покупал сырье и поделки из янтаря у маршала ордена и перепродавал их значительно дороже в другие страны. По мере продвижения на рынок цена на янтарь сильно росла. Часть янтаря по суше поступала во Львов, где его брали немецкие и армянские купцы и доставляли для продажи на Ближний и Средний Восток.

 Выручив деньги за янтарь и другие товары, торговые агенты покупали за границей нидерландские сукна, английские ткани, соль, вина, рис, оливковое масло, пряности, южные плоды, бумагу, железо и везли все это в Пруссию. Часть выручки шла на поддержание крепостей в боевом состоянии и содержание их гарнизонов. Большое значение для орденских городов (и для самого Ордена) имела транзитная торговля: орден перепродавал в страны Западной Европы венгерскую медь, шелк, специи. Экспортировались заграницу лен, хмель, мясо, сало, серебро, свинец. Высокий уровень развития торговли во многом был обусловлен наличием единой монетной системы на территории государства.

В XIV в. Орден продолжил свои завоевательные походы против Польши и Литвы. В 1309 г. он подчинил себе Поморье, лишив Польшу устья р. Вислы и выхода в море. Эта агрессия Ордена вызвала состояние непрерывной войны на несколько десятилетий. В 1343 г. польский король Казимир III заключил с Орденом «вечный мир»: Поморье осталось за Орденом, но Польша получила время собраться с силами для решающей схватки с крестоносцами.

 Крестовые походы на Литву под предлогом обращения в христианство язычников – литовцев осуществлялись с конца XIII в. и весь XIV в. Противостоять орденской военной мощи в одиночку Литва не могла – ей требовались союзники. В противодействии Ордену была заинтересована и Польша. В 1385 г. была заключена Польско-Литовская уния и скреплена браком Ядвиги, дочери польского короля Людовика, с великим князем литовским Ягайло. Одним из условий брака должно было стать крещение Литвы. Ягайло обязывался не только крестить все население страны в католичество, но и возвратить Польше все отторгнутые от нее земли и, прежде всего, те, которые были захвачены Тевтонским орденом. Ягайло становится польским королем под именем Владислава II, Литва и Польша объединяются военным союзом. Обращение Литвы в христианство имело важное значение: оно отняло у крестоносцев предлог для нападения на литовские земли под видом христианизации язычников и вскрыло агрессивные цели Ордена.

 Итак, в конце XIV в. между Польшей и Литвой оформился союз против государства Тевтонского ордена. Зимой 1409 г. и весной 1410 г. Польша и Литва начали активную подготовку к совместной кампании против Ордена. Историческая битва под Грюнвальдом состоялась 15 июля 1410 г. Битва продолжалась 6-7 часов и закончилась полным триумфом польской и литовской армий. В ней погибло 203 орденских брата вместе с командным составом и магистром Ульрихом фон Юнгингеном. Более 10 тыс. воинов попало в плен. Грюнвальская победа была выдающимся историческим событием средневековья, началом конца агрессивных устремлений Ордена против славян. Русский историк С.Соловьев по поводу этой победы выразился так: «Покорители разъединенных пруссов встретили громадное ополчение из трех соединенных народов Восточной Европы». Особенно ликовал народ Польши, славя короля.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 286.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...